Научная статья на тему 'Роль аккредитационных агентств и профессиональных ассоциаций в формировании образовательных стандартов в вузах США на примере коммуникативного компонента образовательных программ бизнес-школ'

Роль аккредитационных агентств и профессиональных ассоциаций в формировании образовательных стандартов в вузах США на примере коммуникативного компонента образовательных программ бизнес-школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ США / АККРЕДИТАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / BUSINESS PROGRAMS / EDUCATION IN USA / ACCREDITING AGENCIES / PROFESSIONAL ORGANIZATIONS / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Каинова Мария Михайловна

Статья обращается к проблеме стандартизации образовательных программ в условиях децентрализованного управления высшим образованием в США. Автор рассматривает роль аккредитационных агентств и профессиональных ассоциаций в определении объема и содержания образовательных программ, в продвижении исследовательской деятельности и внедрении инноваций в учебный процесс на примере коммуникативного компонента в программах бизнес-школ. Существование единых государственных, а на сегодняшний день и международных стандартов позволяет обеспечивать стабильно высокое качество образования, а сопоставимость образовательных программ предоставляет большие возможности для мобильности студентов и выпускников вузов. С другой стороны, большая свобода и автономия вузов в формировании структуры и содержания образовательных программ позволяет вузам более динамично отвечать на меняющиеся запросы рынка труда, внедрять инновации, как в вопросе содержания программ, так и в методике преподавания, и в результате быть более конкурентоспособными. Учитывая, что в конечном итоге именно преподавательский состав вуза во главе с заведующими кафедр и деканами формирует образовательные программы, действующие в рамках данного учебного заведения, очевидно, что единство требований к содержанию, условиям реализации и результатам освоения этих программ в масштабах страны может быть достигнуто исключительно объединенными усилиями профессуры университетов и колледжей. Именно такая роль отводится профессиональным организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Каинова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING COMMUNICATION SKILLS IN BUSINESS PROGRAMS: THE ROLE OF ACCREDITING AGENCIES AND PROFESSIONAL ORGANIZATIONS IN SHAPING ACADEMIC STANDARDS IN THE US COLLEGES AND UNIVERSITIES

The article addresses the issue of academic program standards in the context of a decentralized system of higher education in the USA. The author considers the input of accrediting agencies and professional organizations in defining the scope and content of the programs, in promoting research and implementing innovations in the process of study. The article focuses specifically on the communicative component in the business programs of US universities and colleges. The existence of unified national, and to date the international standards, allows to ensure a consistently education high quality, and the comparability of educational programs provides great opportunities for mobility of students and university graduates. On the other hand, the greater freedom and autonomy of universities in shaping the structure and content of educational programs allows to universities to respond more dynamically changing labor market demands, innovate both in the content of programs and in teaching methods, and as a result, be more competitive. Considering that ultimately it is the teaching staff of the university headed by the heads of the departments and deans that forms the educational programs operating within the framework of this institution, it is obvious that the unity of the requirements for the content, conditions of implementation and the results of the development of these programs on a national scale can be achieved exclusively by joint efforts of professors of universities and colleges. This role is assigned to the professional organizations.

Текст научной работы на тему «Роль аккредитационных агентств и профессиональных ассоциаций в формировании образовательных стандартов в вузах США на примере коммуникативного компонента образовательных программ бизнес-школ»

УДК 37

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-163-174

Veronica M. GREBENNIKOVA Kuban State University Krasnodar, Russia vmgrebennikova@mail.ru

КАИНОВА Мария Михайловна Московский государственный университет им М.В. Ломоносова г. Москва, Россия masmik@mail.ru

РОЛЬ АККРЕДИТАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ВУЗАХ США НА ПРИМЕРЕ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БИЗНЕС-ШКОЛ

Статья обращается к проблеме стандартизации образовательных программ в условиях децентрализованного управления высшим образованием в США. Автор рассматривает роль аккредитацион-ных агентств и профессиональных ассоциаций в определении объема и содержания образовательных программ, в продвижении исследовательской деятельности и внедрении инноваций в учебный процесс на примере коммуникативного компонента в программах бизнес-школ. Существование единых государственных, а на сегодняшний день и международных стандартов позволяет обеспечивать стабильно высокое качество образования, а сопоставимость образовательных программ предоставляет большие возможности для мобильности студентов и выпускников вузов. С другой стороны, большая свобода и автономия вузов в формировании структуры и содержания образовательных программ позволяет вузам более динамично отвечать на меняющиеся запросы рынка труда, внедрять инновации, как в вопросе содержания программ, так и в методике преподавания, и в результате быть более конкурентоспособными. Учитывая, что в конечном итоге именно преподавательский состав вуза во главе с заведующими кафедр и деканами формирует образовательные программы, действующие в рамках данного учебного заведения, очевидно, что единство требований к содержанию, условиям реализации и результатам освоения этих программ в масштабах страны может быть достигнуто исключительно объединенными усилиями профессуры университетов и колледжей. Именно такая роль отводится профессиональным организациям.

Ключевые слова: бизнес-образование США, ак-кредитационные агентства, профессиональные организации, коммуникативные навыки

Maria M. KAINOVA Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia masmik@mail.ru

TEACHING COMMUNICATION SKILLS IN BUSINESS PROGRAMS: THE ROLE OF ACCREDITING AGENCIES AND PROFESSIONAL ORGANIZATIONS IN SHAPING ACADEMIC STANDARDS IN THE US COLLEGES AND

UNIVERSITIES

The article addresses the issue of academic program standards in the context of a decentralized system of higher education in the USA. The author considers the input of accrediting agencies and professional organizations in defining the scope and content of the programs, in promoting research and implementing innovations in the process of study. The article focuses specifically on the communicative component in the business programs of US universities and colleges. The existence of unified national, and to date the international standards, allows to ensure a consistently education high quality, and the comparability of educational programs provides great opportunities for mobility of students and university graduates. On the other hand, the greater freedom and autonomy of universities in shaping the structure and content of educational programs allows to universities to respond more dynamically changing labor market demands, innovate both in the content of programs and in teaching methods, and as a result, be more competitive. Considering that ultimately it is the teaching staff of the university headed by the heads of the departments and deans that forms the educational programs operating within the framework of this institution, it is obvious that the unity of the requirements for the content, conditions of implementation and the results of the development of these programs on a national scale can be achieved exclusively by joint efforts of professors of universities and colleges. This role is assigned to the professional organizations.

Keywords: business programs, education in USA, accrediting agencies, professional organizations, communication skills

Одним из основных факторов, играющих определяющую роль при выборе абитуриентом высшего учебного заведения, является образовательная программа, которую этот вуз предлагает в качестве основного инструмента освоения знаний и компетенций, необходимых для овладения определенной профессией. В мировой практике не редки случаи,

когда тщательно и талантливо разработанные программы менее престижных вузов выше котируются и привлекают большее количество студентов в рамках определенной специальности, чем ведущие университеты страны. Более того, значение образовательной программы так высоко, что в некоторых языках сложилась традиция отождествлять ее с вузом, который ее предлагает, и использовать термин «программа» как синоним к термину «вуз», «колледж» или «школа». Так, в бытовом американском английском принято говорить о поступлении на определенную «бизнес-программу», а не в «бизнес-вуз», а в научной периодике США чаще встречаются исследования, посвященные «программам по менеджменту», чем «школам менеджмента».

Подобная ситуация особо характерна именно для вузов США, так как образовательным программам американских вузов свойственна большая вариативность даже в рамках одной специальности в связи с тем, что, «в отличие от континентальных систем, система высшего образования США выстроена на фундаменте свободной и подвижной координации образовательных сообществ, а не на директивной и централизованной модели управления» [3, с. 82]. В условиях, когда европейское образование в рамках Болонского процесса также переходит на менее жестко скоординированную систему управления, нередко возникает вопрос о достоинствах и недостатках той или иной модели. Очевидно, что каждая из них имеет свои неоспоримые плюсы и минусы. Существование единых государственных, а на сегодняшний день и международных стандартов позволяет обеспечивать стабильно высокое качество образования, а сопоставимость образовательных программ предоставляет большие возможности для мобильности студентов и выпускников вузов. С другой стороны, большая свобода и автономия вузов в формировании структуры и содержания образовательных программ позволяет вузам более динамично отвечать на меняющиеся запросы рынка труда, внедрять инновации, как в вопросе содержания программ, так и в методике преподавания, и в результате быть более конкурентоспособными. Таким образом, оптимальным решением является разумное сочетание единых стандартов и централизованного управления, с одной стороны, и достаточно высокой степени свободы - с другой. В свете этого было бы целесообразно пересмотреть опыт высшего образования Соединенных Штатов, так как, несмотря на большую долю автономии, в некоторых аспектах образовательные программы американских вузов отличаются высоким уровнем скоординированности и единообразия.

В отечественной научной периодике в последние годы немало внимания уделялось такому важному инструменту управления высшим образованием в целом и в системе высшей школы США в частности, как аккредитационные агентства. Авторы исследований не раз отмечали роль института аккредитации в обеспечении качества высшего образования США: «аккредитация является наиболее действенным рычагом, влияющим на качественное изменение высшего образования США» [2, с. 927]. Уделялось внимание и тому факту, что именно аккредитационные агентства США обеспечивают высокий уровень стандартизации образовательных программ высшей школы страны. Так, в работе, посвященной сфере технического образования в США Л. Гребнев и В. Попов отмечают, что «важнейшую роль в формировании объема и содержания отдельных инженерных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам этих программ как в пределах одного учебного заведения, так и в национальных масштабах играют различные профессиональные общества, объединения и ассоциации [...] и созданные на их основе общественные органы» [1, с. 150-151]. Одним из основных выводов авторов является то, что «деятельность общественно-профессиональных обществ и органов, объединяющих, казалось бы, независимо функционирующие учебные заведения в единую образовательную систему, и является основной особенностью образовательной системы США», которая в значительной мере «способствует повышению качества образования и повышает динамизм и конкурентоспособность американской системы образования» [1, с. 151].

Следует отдельно отметить, что, указывая на роль аккредитационных агентств, которые они обозначают термином «общественные органы», Л. Гребнев и В. Попов обращают внимание также и на влияние «профессиональных обществ, объединений и ассоци-

аций». Речь идет о профессиональных организациях, объединяющих специалистов в данной области, чей статус отличается от аккредитационных агентств. В мировой практике к общественным организациям первого типа применяют термин «регулирующие институты» (regulatory bodies) и характеризуют их как «организации, устанавливающие профессиональные стандарты для работающих и вступающих в эту профессию лиц и наделенные правом аккредитовать, подтверждать или признавать программы, подготавливающие специалистов с соответствующей профессиональной квалификацией» [5]. Второй тип организаций обозначается термином «профессиональные институты» (professional bodies) и, согласно одной из дефиниций, это «организации, которые курируют деятельность в рамках данной профессии и представляют интересы ее членов», кроме того, отмечается, что в некоторых странах в сферу интересов этих организаций входит также и профессиональная подготовка по данному профилю [5]. В высшем образовании США профессиональные организации играют очень важную роль, именно благодаря этим общественным институтам ведется активная исследовательская деятельность, внедряются инновации во всех аспектах высшего образования и достигается высокий уровень стандартов в профессиональной подготовке выпускников вузов США. Российские исследования до сих пор уделяли мало внимания этому явлению. Данная статья рассматривает вклад аккредитационных агентств и профессиональных организаций в формирование образовательных программ бизнес-школ США применительно к коммуникативному компоненту, в частности к письменной коммуникации. Так как академическое (Academic writing) и деловое письмо (Business Writing) являются достаточно молодыми и динамично развивающимися дисциплинами, то на их примере наиболее очевидна роль ак-кредитационных агентств и профессиональных организаций как с точки зрения стандартизации программ в этом аспекте, так и с позиции исследований, инноваций и постоянного обновления данного компонента.

Как уже было сказано, коммуникативные навыки и, в частности, навыки деловой письменной коммуникации являются одним из обязательных компонентов программы подготовки менеджеров в бизнес-школах США. Формирование данной компетенции обеспечивается непосредственно специальными курсами делового письма (Business Writing), которые уделяют внимание таким профессиональным формам письменной речи, как деловая переписка, составление отчетов, брифов и т.д. Обязательным требованием (prerequisite) для допуска к подобным профессиональным курсам является предварительное прохождение курса композиции первого года обучения (FYC - First Year Composition course), который, в свою очередь, нацелен на формирование базовой компетенции культуры письменной речи, включающей как умение грамотно изъясняться на письме, так и владение законами логики и риторики. Дополнительно к этим курсам существуют также многочисленные специальные курсы - Письменные интенсивы (Writing Intensive), Сдвоенные курсы (Paired courses) и другие, предлагаемые вузами в рамках программ WAC (Writing across the curriculum / Письмо как междисциплинарный инструмент), и WID (Writing in Disciplines / Письмо как инструмент профессиональных дисциплин). В совокупности же именно сочетание этих трех компонентов, а именно курса композиции первого года обучения, профессиональных курсов делового письма и специальных курсов в рамках междисциплинарных программ WAC и WID, позволяет обеспечивать высокое качество формирования письменного коммуникативного навыка у будущих менеджеров. При этом высокий уровень подготовки специалистов по стране обеспечивается именно тем, что данные компоненты присутствуют в образовательных программах менеджмента большинства вузов США. Так, курс композиции первого года обучения входит в обязательную образовательную программу для всех первокурсников в абсолютном большинстве американских вузов, варьируясь от 76% до 93,2% в разные годы [10, с. 19]. Базовый курс письменной речи (Remedial writing course), предназначенный для студентов с низкими показателями по письменному английскому, в некоторых категориях вузов доходит до 99% по США [14, с. 3]. Что касается профессиональных курсов, исследование, проведенное Шарп (Sharp) и Брумбергер (Brumberger) в 2013 г. в лучших бизнес-школах США, показало, что 42 из 50 опрошенных вузов, то есть 84%, включают курсы делового письма

в свои образовательные программы [16, с. 9]. Относительно программ WAC/WID, в исследовании Тайсс и Портер 2010 г., проведенном в 1126 вузах, указывалось, что на вопрос о реализации в рамках данных вузов программы «Письмо как междисциплинарный инструмент» 568 (51%) ответили утвердительно и дополнительно 152 (27%) выразили намерение запустить эту программу в скором будущем [18, с. 540]. Таким образом, принимая во внимание, что каждый из этих компонентов образовательной программы присутствует более чем в половине, а в некоторых случаях и в абсолютном большинстве вузов США, возникает вопрос, каким образом система высшего образования США добивается такого высокого уровня стандартизации образовательных программ.

Как уже говорилось выше, наиболее авторитетными органами управления, наделенными полномочиями со стороны Департамента образования США (US Department of Education) и Советом по аккредитации высших учебных заведений (The Council for Higher Education Accreditation, или CHEA), являются именно аккредитационные агентства. В США существует три вида аккредитационных агентств: национальные, региональные и профессиональные. Наибольшим влиянием пользуются региональные агентства в количестве шести, которые аккредитуют университеты и колледжи, расположенные в конкретном регионе США, а также профессиональные агентства, которые аккредитуют преимущественно образовательные программы по соответствующим специальностям. Так, бизнес программы в США аккредитуются двумя профессиональными агентствами - Ассоциацией по развитию университетских бизнес школ (AACSB - The Association to Advance Collegiate Schools of Business), курирующей программы бизнес-администрирования и программы бухгалтерского учета и аудита на уровне бакалавриата и магистратуры и докторантуры. Именно это агентство аккредитует бизнес-школы с самым высоким рейтингом в США. Второе профессиональное агентство, аккредитующее бизнес-программы, а именно Совет по аккредитации университетских бизнес-школ и программ (ACBSP - The Accreditation Council for Collegiate Business Schools and Programs), охватывает небольшие частные и государственные школы на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Чаще всего школы имеют как минимум двойную аккредитацию: от регионального агентства для всего университета и от профессиональных агентств для конкретных программ. Так, Гарвардский университет аккредитован Ассоциацией школ и колледжей Новой Англии (NEASC - New England Association of Schools and Colleges), в то время как Гарвардская школа бизнеса аккредитована AACSB. Аналогично, Стэнфордский университет аккредитован по региональному признаку Западной ассоциацией школ и колледжей (WASC, Western Association of Schools and Colleges), тогда как Стэнфордская школа бизнеса, также как и Гарвардская, аккредитована AACSB.

Аккредитационные агентства вырабатывают стандарты качества, распространяющиеся на все основные сферы деятельности вуза, включая и его образовательные программы. Это относится как к региональным, так и к профессиональным агентствам. В частности, учитывая важность формирования коммуникативных навыков, стандарты практически всех аккредитационных агентств касаются этого компонента в параграфах, посвященных содержанию образовательных программ. Так, в «Стандартах аккредитации Комиссии по высшим учебным заведениям Ассоциации школ и колледжей Новой Англии (NEASC)» в Параграфе 4.19, затрагивающем общеобразовательную часть программы, говорится о необходимости формировать коммуникативные навыки: «По итогам успешного завершения бакалаврской программы выпускники должны демонстрировать компетенцию в области письменной и устной коммуникации на английском языке» [17, с. 9]. В «Стандартах Комиссии по колледжам и университетам Западной ассоциации школ и колледжей (WASC)» в Стандарте № 2, пункте 2.2А, прописано, что бакалаврские программы «обеспечивают развитие основных навыков, включающих <...> письменную и устную коммуникацию» [20, с. 14].

В том, что касается профессиональных аккредитационных агентств, в требованиях AACSB, в Стандарте № 9, посвященном содержанию образовательных программ, в разделе общих навыков на уровне бакалаврской программы и выше (Bachelor's Degree Programs and Higher/General skills area), указывается, что выпускник должен владеть «навыками

письменной и устной коммуникации» [12, с. 31]. Кроме того, в разделе общих знаний в области бизнеса и менеджмента отмечается умение «представлять данные в виде отчета» (Reporting data) [12, с. 32]. В том, что касается второго агентства, аккредитующего бизнес-программы, ACBSP, в «Стандартах и критериях качества для бакалаврских и постбакалаврских программ», Критерий 6.1.4.b., касающийся требований к программам общеобразовательного цикла, просто указывает, что «программа должна уделять внимание коммуникативным навыкам и навыкам критического мышления» [4, с. 50].

Таким образом, с одной стороны, аккредитационные агентства, будучи утвержденными Департаментом образования США и Советом по аккредитации высших учебных заведений, являются посредником между органами государственной власти и высшими учебными заведениями США и, как и в странах с более централизованной системой управления, гарантируют высокое качество образования и определенное единообразие образовательных программ посредством выработанных единых образовательных стандартов. С другой стороны, очевидно, что относительно конкретной структуры и содержания данных программ допускается большая доля свободы, как это видно применительно к коммуникативному компоненту. Большинство стандартов указывают лишь на его наличие, не уточняя ни количество отведенных под него кредитных единиц, ни его место в расписании, ни обязательный к изучению материал, ни методики и формы преподавания. Детальное же формирование образовательных программ проходит на уровне преподавательского состава вуза. Это право закреплено за вузами и прописано в стандартах аккредитации всех уполномоченных агентств: «Учебное заведение возлагает основную ответственность за содержание, качество и эффективность программ на преподавателей вуза» [19, с. 29]; «Учебное заведение разрабатывает, утверждает, внедряет и на регулярной основе пересматривает свои образовательные программы. Преподаватели вуза имеют решающий голос в этих вопросах» [17, с. 7].

Учитывая, что в конечном итоге именно преподавательский состав вуза во главе с заведующими кафедр и деканами формирует образовательные программы, действующие в рамках данного учебного заведения, очевидно, что единство требований к содержанию, условиям реализации и результатам освоения этих программ в масштабах страны может быть достигнуто исключительно объединенными усилиями профессуры университетов и колледжей. Именно такая роль отводится профессиональным организациям. Как отмечалось выше, подобные ассоциации формируются в США представителями профессии, экспертами и преподавателями, участвующими в подготовке новых кадров по данному профилю; так, существуют профессиональные ассоциации преподавателей и специалистов в области технических наук, географии, математики, физики, изобразительных искусств и т.д. Новые ассоциации возникают по мере того, как новые направления в науке оформляются в самостоятельные отрасли, иными словами, само «создание образовательной ассоциации является свидетельством того, что ее основатели видят себя частью [самостоятельной] академической дисциплины» [13, с.16]. Наивысшим признанием самостоятельности и значимости академической дисциплины и ее востребованности на рынке труда становится формирование образовательных программ, целью которых является подготовка профессионалов в данной области. Таким образом, как оформление нового научного направления в самостоятельную дисциплину, так и формирование образовательных программ подготовки дипломированных специалистов в США в большой степени является результатом деятельности профессиональных ассоциаций преподавателей вузов.

Есть два основных направления деятельности профессиональных ассоциаций, которые способствуют решению этих задач. Во-первых, профессиональные ассоциации поощряют и продвигают научные исследования в своих областях. Это достигается посредством выдачи грантов, стипендий и премий за наиболее существенный вклад в науку. Кроме того, наличие большого количества научных журналов, сборников и бюллетеней в данной области решает вопрос публикации материалов, а соответственно, создает благоприятные условия для исследовательской деятельности. Во-вторых, регулярные конференции, конвенции и семинары предоставляют не только трибуну для наиболее передо-

вых идей, но и создают условия для обмена опытом между преподавателями в ходе живого общения. Некоторые ассоциации в тех же целях создают онлайн платформы, чтобы информировать коллег о новых проектах и совместных мероприятиях, делиться идеями, учебными материалами, целыми планами курсов и опытом междисциплинарных инициатив. Отдельно стоит упомянуть усилия, прилагаемые к тому, чтобы повышать квалификацию преподавателей данной дисциплины путем продвижения магистерских и докторских программ в данной области. Это особенно актуально для сравнительно молодых дисциплин, таких, в частности, как теория и методика композиции и деловая письменная коммуникация.

В сфере такой научной дисциплины, как теория и методика композиции, наиболее известными и влиятельными профессиональными организациями на сегодняшний день являются NCTE (National Council of Teachers of English/ Национальный Совет Учителей Английского языка) и ее дочерняя организация CCCC (Conference on College Composition and Communication / Конференция по композиции и коммуникации в вузе), WPA (Writing Program Administrators /Ассоциация администраторов письменных программ) и INWAC (International Network of Writing Across the Curriculum programs / Международная сеть программ письма как междисциплинарного инструмента). В более узкой сфере деловой коммуникации ведущей профессиональной организацией является ABC (Association for Business Communication / Ассоциация бизнес-коммуникации).

Одна из старейших организаций в этой области, NCTE (Национальный Совет Учителей Английского языка), была основана в 1911 г. как «представительный орган, который позволит различным местным [образовательным] ассоциациям и отдельным учителям выражать и более эффективно претворять в жизнь свои решения, а также, обеспечивая слаженность действий, значительно продвигать дело обучения английскому языку» на уровне среднего и высшего образования [15]. В 1930 г. NTCE создал Комиссию по образовательным программам (Curriculum Commission), которая поставила себе целью выработать единую «траекторию обучения английскому языку от детского сада до окончания университета» [11, с. 180].

Под эгидой NCTE было создано несколько дочерних профессиональных организаций, которые в рамках обучения английском языку решают более частные задачи. Так, Конференция по Композиции и Коммуникации в вузе (CCCC) уделяет внимание исключительно письменным программам в вузах, Конференция по образованию в области английского языка (Conference on English Education / CEE) курирует профессиональную подготовку преподавателей в области английского языка и письменности, Конференция руководителей программ английского языка (Conference on English Leadership / CEL) объединяет образовательные и научные усилия директоров и кураторов английских программ в школах и вузах, заведующих кафедрами английского языка, координаторов, консультантов, иными словами, руководителей любых программ, связанных с преподаванием письменного и устного английского в школах и вузах, Ассоциация преподавателей английского языка двухгодичных колледжей (Two-Year College association / TYCA) способствует продвижению программ письменного и устного английского в двухгодичных колледжах. Многочисленные ассамблеи NCTE объединяют преподавателей в рамках более узких сфер интереса. Как NTCE, так и ее дочерние организации оказывают всяческое содействие научно-исследовательской деятельности в области преподавания письменного и устного английского языка путем публикации периодических изданий, финансирования исследовательских проектов, вручения премий, а также ежегодного созыва Конвенции NCTE.

Наиболее значительной дочерней организацией NCTE и одновременно крупнейшим профессиональным объединением университетских преподавателей композиции на текущий момент не только в США, но и в мире является Конференция по композиции и коммуникации в вузе (CCCC), созданная в 1949 г. Конференция уделяет внимание вопросам теории и практики письменной коммуникации в рамках исследовательской и образовательной деятельности. В миссии СССС отмечается, что она видит свою цель в том, чтобы продвигать обучение письменной композиции и коммуникации посредством, во-

первых, «спонсорской поддержки научных конференций и издательской деятельности» специалистов в этой области, во-вторых, путем «поддержки широкого круга исследований в сфере письменной композиции, коммуникации и риторики», в третьих, «посредством улучшения условий преподавания и изучения» этих предметов и содействия профессиональному росту преподавателей письменной композиции и коммуникации и, наконец, выступая за дело борьбы за грамотность на национальном и международном уровне [9].

Поддержку исследовательской деятельности и содействие обмену знаниями и опытом между преподавателями вузов СССС осуществляет несколькими путями. Во-первых, СССС ежегодно проводит Конвенцию, которая регулярно собирает до 3000 участников и на программных сессиях которой обсуждаются такие вопросы как теория и практика композиции, методики преподавания композиции, комплексный процесс, а также этапы и стадии составления письменной работы, формы «контроля и оценки», использование современных технологий в преподавании риторики и т.д. [9]. Во-вторых, СССС выпускает научный журнал «Композиция и коммуникация в вузе» (College Composition and Communication), в котором публикуются результаты исследований специалистов и преподавателей вузов по вопросам теории и практики композиции. В-третьих, СССС поощряет исследовательскую работу путем вручения наград, грантов и стипендий различным экспертам, преподавателям и студентам, специализирующимся в этой сфере. На данный момент на сайте СССС представлено 20 наград и грантов на сумму от 315 до 1250 долларов [9]. В перечень указанных наград и грантов входят, например, награды За выдающуюся диссертационную работу (James Berlin Memorial Outstanding Dissertation Award), Сертификат отличия за лучшую образовательную программу (Writing Program Certificate of Excellence), награды За выдающуюся публикацию (Outstanding book) и За выдающееся исследование (Research Impact Award) и т.д. В дополнение к этому СССС финансирует крупные исследовательские проекты в размерах до 10 000 долларов.

К основным достижениям СССС следует отнести, в первую очередь, огромный исследовательский багаж в области письменной композиции и коммуникации, который накопился за 65 лет деятельности этой организации. Именно благодаря ему на сегодняшний день существуют тщательно разработанные программы как отдельных курсов, так и целых модулей, посвященных письменной композиции, с материалами по теории и практике преподавания этого предмета. Во-вторых, СССС способствовала тому, что теория и практика композиции оформилась в отдельную научную отрасль со своей терминологией, понятийным аппаратом, базовыми принципами и т.д. Это стало возможно не только благодаря большим масштабам исследовательской деятельности членов СССС, но и продвижению профессионального образования в этой сфере. Так, в 1993 г. СССС создало Консорциум докторских программ в области риторики и композиции, заявленной целью которого был обмен знаниями и опытом, а также помощь аспирантам и профессуре в их образовательной и научно-исследовательской деятельности. Первые докторские программы, предлагающие специализацию в области письменной композиции и риторики, появились еще в конце 70-х годов, в 2008 их уже насчитывалось 78 по всей Северной Америке. В промежуток между 1993 и 1999 гг. было защищено 707 докторских диссертаций, а за те же семь лет между 2000 и 2007 г. их уже насчитывалось 1025 [7, с. 331].

Совет Администраторов Программ Письменной композиции (Council of Writing Program Adminostrators / CWPA) является, как это заявлено в названии, объединением директоров, курирующих программы письменной композиции в вузах США, преимущественно на первом году обучения и в основном в рамках общеобразовательного цикла. Помимо этого, в состав Совета входят руководители любых письменных программ общеобразовательных циклов, а также руководители Междисциплинарных программ письменной композиции WID/WAC. CWPA был создан в декабре 1976 г.. В основные цели, сформулированные создателями Совета, входит «продвижение сотрудничества между различными программами письменной композиции в вузах страны посредством обмена информацией и выявлением общих интересов и потребностей», а также «служение интересам программ письменной композиции путем просвещения университетского сообще-

ства и общества в целом относительно условий реализации успешных программ композиции» [8, с. 61]. CWPA проводит ежегодную конференцию, а также выпускает научный журнал "WPÂ: Writing Program Administration", публикуя в нем работы, содержащие эмпирические и теоретические исследования, посвященные вопросам администрирования программ композиции. Помимо этого, CWPA поощряет исследовательскую работу в области администрирования программ письменной композиции путем вручения грантов на проведение исследований, а также награждая наиболее выдающиеся исследования Премией за лучшую статью и Премией за лучший научный труд в этой области.

К особым достижениям CWPA следует отнести, во-первых, разработку единого для всех вузов США Положения о результатах обучения по окончании курса композиции первого года обучения, в последней, третьей, версии принятого 17 июля 2014 г. В Положении приводится общий перечень «знаний, практических навыков и подходов, которые должны сформироваться у студента бакалавриата по окончании курса композиции первого года обучения, который в большинстве вузов является обязательным курсом или циклом курсов в общеобразовательной части программы» [21]. Положение касается знаний и навыков в области риторики, навыков критического мышления, чтения и композиции, навыков поэтапного процесса написания исследовательской работы, а также знания орфографических, грамматических, стилистических, жанровых, издательских и других требований к составлению и оформлению письменного текста.

Вторым крайне важным достижением CWPA является Служба консультирования и оценки, созданная на базе CWPA. Служба направляет в университеты и колледжи экспертов, чаще всего профессиональных администраторов письменных программ с большим стажем из других вузов, для того чтобы они дали оценку действующим программам письменной композиции с точки зрения их организации и администрирования. Процедура оценки во многом напоминает процедуру аккредитации образовательных программ профессиональными организациями и проходит те же этапы, что и аккредитация региональными и профессиональными агентствами.

Международная сеть программ «Письмо как междисциплинарный инструмент» (The International Network of Writing-across-the Curriculum Programs - INWAC), созданная в 1981 г., является неформальным объединением исследователей, преподавателей и администраторов Письменных программ, заинтересованных в распространении программ WAC и WID. Несмотря на то, что INWAC не является официальной организацией со своей миссией, уставом и постоянным членством, она играет важную роль в формировании единых образовательных программ в вузах США. Важным шагом в истории этого объединения стало создание Справочно-информационного центра по научным исследованиям и разработкам WAC (WAC Clearinghouse), который выпускает три научных журнала по своей тематике, публикует научные труды, а также выкладывает в открытый доступ книги, журналы и научные сборники, посвященные теме междисциплинарного подхода в обучении письменным навыкам, письменным программам и письменной коммуникации в целом. Помимо этого, справочно-информационный центр является эффективным онлайн ресурсом для обмена идеями и передовым опытом между участниками проекта, базой данных по мероприятиям, проектам и программам WAC по всему миру, а также консультационным центром, представляющим список контактов экспертов и консультантов по внедрению программ WAC/WID.

Ассоциация деловой коммуникации, первая профессиональная организация преподавателей деловой коммуникации, была создана еще в 1936 г. Как отмечается в миссии ABC (Association for Business Communication), на сегодняшний момент она представляет собой «международную, междисциплинарную организацию, нацеленную на продвижение исследовательской, образовательной и практической деятельности в области деловой коммуникации» [6]. ABC объединяет специалистов из самых различных сфер: менеджмента, маркетинга, информационных систем, лингвистики, устной и письменной коммуникации, английского языка и других областей. Помощь в обмене опытом и поддержка исследовательской деятельности осуществляется путем проведения ежегодных международных и региональных конференций, публикации научных статей в двух периодиче-

ских изданиях - Ежеквартальном журнале деловой и профессиональной коммуникации (Business and Professional Communication Quarterly/BPCQ) и в Международном журнале деловой коммуникации (International Journal of Business Communication /IJBC), а также посредством вручения Премии за выдающуюся публикацию по деловой коммуникации (Award for distinguished publication in business communication), Премии за выдающееся исследование (Award for outstanding research) и многочисленных грантов.

В исследовании, посвященном деятельности ABC за 60 лет ее существования, Китти Локер, бывшая президентом АВС в 1995 г., проводит оценку достижений этой организации и отмечает: «Ассоциация бизнес-коммуникации сформировала деловую коммуникацию как научную дисциплину, в действительности, без Ассоциации само существование деловой коммуникации как самостоятельной области образовательной деятельности (academic enterprise) было бы под вопросом» [13, c. 40]. К. Локер выделяет несколько направлений, по которым организация добилась особых успехов, и среди этих направлений особое место занимает формирование образовательных программ. Локер указывает на то, что одной из основных задач, ради решения которых организация изначально создавалась, было «улучшение базового курса деловой коммуникации в рамках бакалаврской программы» [13, c. 18]. По словам С.Р. Энди Эндерсона (C.R. Andy Anderson), первого исполнительного директора ABC, самые ранние печатные бюллетени Ассоциации обращались, в первую очередь, к вопросам составления планов и программ курсов деловой коммуникации, а на конвенциях распространялись методические разработки и материалы для работы в классе [13, c. 19]. С тех пор объем материала, охватываемого в рамках базового курса деловой коммуникации, вырос «в геометрической прогрессии» [13, c. 20], причем на протяжении многих лет в него включались все новые и новые аспекты, связанные с коммуникацией. Так, в начале становления курса внимание уделялось в основном переписке с клиентами, в послевоенные годы в него начали включать материалы по устной коммуникации, в частности навыки проведения собеседований и презентаций, в 50-60-х годах появился интерес к теории коммуникации и семантике, в 70-х в рамках курса стали рассматриваться вопросы решения управленческих проблем (solving management problems), а также формы невербальной коммуникации и использование визуального ряда в презентациях, к 80-м и 90-м годам в фокус внимания курса попали такие темы как оформление документации, корпоративная культура, коммуникация в кризисной ситуации, международная и межкультурная коммуникация и этика. Локер особо отмечает роль, которую Ассоциация сыграла во внедрении инноваций в образовательные программы бизнес-школ США (curricular innovations) [13, c. 20-21] и то, что именно благодаря АВС формирование и постоянное обновление образовательных программ имело такой масштабный характер в высшем бизнес-образовании США.

Таким образом, в отсутствие жестких образовательных стандартов в США достаточно высокий уровень стандартизации образовательных программ по содержанию, по структуре и по результатам обучения достигается благодаря совместным усилиям ак-кредитационных агентств и профессиональных организаций преподавателей вузов. Однако, учитывая достаточно расплывчатые и неточные требования агентств, аккредитующих бизнес-школы, к формированию коммуникативных навыков, лишь целенаправленная деятельность таких ассоциаций, как NCTE, CCCC, CWPA, INWAC и ABC, по формированию программ академического и делового письма объясняет масштабы исследовательской деятельности в этой сфере, высокую степень разработанности этих программ, их широкое распространение и единство предъявляемых требований к результатам обучения. В условиях перехода всей системы образования России в 2009 г. на федеральные государственные образовательные стандарты, предоставляющие значительно большую степень автономии высшим учебным заведениям, опыт США становится особо актуальным. Это, в первую очередь, касается «федеральных университетов», «национальных исследовательских институтов», а также МГУ им. М.В. Ломоносова и СПГУ, которым в соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Россий-

ской Федерации» предоставляется право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Так как на данном этапе значительно возрастает роль преподавательского состава вузов в принятии решений об образовательных стандартах, многолетний опыт американских коллег в этой области становится неоценимым.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гребнев Л., Попов В. Об организации высшего технического образования в США. Высшее образование в России. 2004. no. 11. С. 150-165.

2. Павлова Н.А. Институт аккредитации в процессе реформирования системы высшего образования в США в 80-90-е годы ХХ века. Известия ПГУ им. В.Г. Белинского . 2012. no. 28. С. 927929.

3. Щербак Е.Н. Зарубежные образцы системы управления высшим образованием (на примере образовательных стандартов Франции и США). Образование и право. 2012. Т. 37. no. 9. C. 7987.

4. ACBSP Standards and Criteria For Demonstrating Excellence In Baccalaureate/Graduate Degree Business Programs. Original 2010, revised 2015 / [Электронный ресурс] -https://www.acbsp.org/resource/collection/EB5F486D-441E-4156-9991-00D6C3A44ED1/ACBSP_Standards_and_Criteria_-_Bacc-Grad.pdf

5. Analytic Quality Glossary / [Электронный ресурс] -http://www.qualityresearchinternational.com/glossary/professionalbody.htm

6. Association for Business Communication [Электронный ресурс] -http://www.businesscommunication.org/page/about

7. Brown S.C., Enos Th., Reamer D., Thompson J. Portrait of the Profession: The 2007 Survey of Doctoral Programs in Rhetoric and Composition. Rhetoric Review. 2008. Vol. 27. no. 4. Pp. 331-340.

8. Council of Writing Program Administrators. Bylaws. WPA: Writing Program Administration. 1981. no. 4. Pp. 61-62.

9. Conference on College Composition and Communication. [Электронный ресурс] -http://www.ncte.org/cccc

10. Connors R. The New Abolitionism: Toward a Historical Background. Reconceiving Writing, Rethinking Writing Instruction. Ed. J. Petraglia. N.J. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1995. Pp. 3-26.

11. Cruikshank K. Integrated Curriculum and the Academic Disciplines: The NCTE Correlated Curriculum of 1936. Curriculum and Consequence. Herbert Kliebard and the Promise of Schooling. Ed. B. Franklin. - New York: Teachers College Press, 2000. Pp. 178-196.

12. Eligibility Procedures and Accreditation Standards for Business Accreditation. Adopted 2013, updated 2015 / [Электронный ресурс] -

http://www.aacsb.edu/~/media/AACSB/Docs/Accreditation/Standards/2013-bus-standards-update-jan2015.ashx

13. Locker K. The Role of the Association for Business Communication in shaping business communication as an academic discipline. Journal of Business Communication. 1998. Vol. 35. no. 1. Pp. 14-49.

14. McCleary B. Survey of Remedial Education in Higher Education More Relevant to Politics Than to Teaching and Curriculum. Composition Chronicle: Newsletter for Writing Teachers. 1997. Vol. 10. no. 4. Pp. 1-3.

15. National Council of Teachers of English / [Электронный ресурс] - http://www.ncte.org/history

16. Sharp M. R., Brumberger E. R. Business Communication Curricula Today: Revisiting the Top 50 Undergraduate Business Schools. Business Communication Quarterly. 2013. Vol. 76. no. 1. Pp. 5-27.

17. Standards for accreditation Commission on institutions of higher education New England Association of schools and colleges. Adopted 2005, revised 2011 / [Электронный ресурс] -https://cihe.neasc.org/downloads/Standards/Standards_for_Accreditation.pdf

18. Thaiss Ch., Porter T. The State of WAC/WID in 2010: Methods and Results of the U.S. Survey of the International WAC/WID Mapping Project. College Composition and Communication. 2010. Vol. 61. no. 3. Pp. 524-570.

19. The Principles of Accreditation: Foundations for Quality Enhancement. Southern Association of Colleges and Schools Commission on Colleges. Adopted 2011 / [Электронный ресурс] -http://www.sacscoc.org/pdf/2012 PrinciplesOfAcreditation.pdf

20. The 2013 Handbook of accreditation revised. Adopted 2013, revised 2015 / [Электронный ресурс] - http://www.wascsenior.org/resources/handbook-accreditation-2013

21. WPA Outcomes Statement for First-Year Composition (3.0). Approved July 17, 2014 / [Электронный ресурс] - http://wpacouncil.org/positions/outcomes.html

22. Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Komarova E.V., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Qualimetric methods in the evaluation of the quality of professional training of specialists in social work. Review of European Studies. 2015. T. 7. no. 3. Pp. 66-79.

23. Galkina T.E., Nikitina N.I., Sizikova V.V., Chemodanova D.I., Grebennikova V.M. Deontological approach to the development of professionally-communicative culture. T. 6. no. 4. S.1. Pp. 290-298.

24. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of "helping" professions specialists. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. no. 5. S.4. Pp. 437-445.

REFERENCES

1. Grebnev L., Popov V. On the organization of higher technical education in the United States. Higher education in Russia. 2004. no. 11. P. 150-165.

2. Pavlova N.A. The accreditation Institute is in the process of reforming the system of higher education in the United States in the 80-90-years of the twentieth century. News of PSU. V. G. Belinsky . 2012. no. 28. P. 927-929.

3. Scherbak E. N. Foreign samples management system in higher education (on the example of educational standards for France and the United States). Education and the law. 2012. Vol. 37. no. 9. C. 7987.

4. ACBSP Standards and Criteria For Demonstrating Excellence In Baccalaureate/Graduate Degree Business Programs. Original 2010, revised 2015. Available at: https://www.acbsp.org/resource/collection/EB5F486D-441E-4156-9991-00D6C3A44ED1/ACBSP_Standards_and_Criteria_-_Bacc-Grad.pdf

5. Analytic Quality Glossary. Available at: http://www.qualityresearchinternational.com/glossary/professionalbody.htm

6. Association for Business Communication. Available at: http://www.businesscommunication.org/page/about

7. Brown S.C., Enos Th., Reamer D., Thompson J. Portrait of the Profession: The 2007 Survey of Doctoral Programs in Rhetoric and Composition. Rhetoric Review. 2008. Vol. 27. no. 4. Pp. 331-340.

8. Council of Writing Program Administrators. Bylaws. WPA: Writing Program Administration. 1981. no. 4. Pp. 61-62.

9. Conference on College Composition and Communication. Available at: http://www.ncte.org/cccc

10. Connors R. The New Abolitionism: Toward a Historical Background. Reconceiving Writing, Rethinking Writing Instruction. Ed. J. Petraglia. N.J. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1995. Pp. 3-26.

11. Cruikshank K. Integrated Curriculum and the Academic Disciplines: The NCTE Correlated Curriculum of 1936. Curriculum and Consequence. Herbert Kliebard and the Promise of Schooling. Ed. B. Franklin. - New York: Teachers College Press, 2000. Pp. 178-196.

12. Eligibility Procedures and Accreditation Standards for Business Accreditation. Adopted 2013, updated 2015. Available at:

http://www.aacsb.edu/~/media/AACSB/Docs/Accreditation/Standards/2013-bus-standards-update-jan2015.ashx

13. Locker K. The Role of the Association for Business Communication in shaping business communication as an academic discipline. Journal of Business Communication. 1998. Vol. 35. no. 1. Pp. 14-49.

14. McCleary B. Survey of Remedial Education in Higher Education More Relevant to Politics Than to Teaching and Curriculum. Composition Chronicle: Newsletter for Writing Teachers. 1997. Vol. 10. no. 4. Pp. 1-3.

15. National Council of Teachers of English. Available at: http://www.ncte.org/history

16. Sharp M. R., Brumberger E. R. Business Communication Curricula Today: Revisiting the Top 50 Undergraduate Business Schools. Business Communication Quarterly. 2013. Vol. 76. no. 1. Pp. 5-27.

17. Standards for accreditation Commission on institutions of higher education New England Association of schools and colleges. Adopted 2005, revised 2011. Available at: https://cihe.neasc.org/downloads/Standards/Standards_for_Accreditation.pdf

18. Thaiss Ch., Porter T. The State of WAC/WID in 2010: Methods and Results of the U.S. Survey of the International WAC/WID Mapping Project. College Composition and Communication. 2010. Vol. 61. no. 3. Pp. 524-570.

19. The Principles of Accreditation: Foundations for Quality Enhancement. Southern Association of Colleges and Schools Commission on Colleges. Adopted 2011. Available at: http://www.sacscoc.org/pdf/2012 PrinciplesOfAcreditation.pdf

20. The 2013 Handbook of accreditation revised. Adopted 2013, revised 2015. Available at: http://www.wascsenior.org/resources/handbook-accreditation-2013

21. WPA Outcomes Statement for First-Year Composition (3.0). Approved July 17, 2014. Available at: http:/ / wpacouncil.org/ positions / outcomes.html

22. Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Komarova E.V., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Qualimetric methods in the evaluation of the quality of professional training of specialists in social work. Review of European Studies. 2015. T. 7. no. 3. Pp. 66-79.

23. Galkina T.E., Nikitina N.I., Sizikova V.V., Chemodanova D.I., Grebennikova V.M. Deontological approach to the development of professionally-communicative culture. T. 6. no. 4. S.1. Pp. 290-298.

24. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of "helping" professions specialists. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. no. 5. S.4. Pp. 437-445.

Информация об авторах:

Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии, педагогики и коммуникати-вистики, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каинова Мария Михайловна, старший преподаватель, кафедра английского языка, Высшая школа бизнеса, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия masmik@mail.ru

Получена: 21.06.2017

Для цитирования: Гребенникова В.М., Каинова М.М. Роль аккредитационных агентств и профессиональных ассоциаций в формировании образовательных стандартов в вузах США на примере коммуникативного компонента образовательных программ бизнес-школ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 1. с.163-174. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-163-174.

Information about the authors:

Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical

Sciences, Professor, Dean of Faculty of Psychology,

Pedagogy and Communication Studies, Kuban State

University,

Krasnodar, Russia

vmgrebennikova@mail.ru

Maria M. Kainova, Senior Lecturer, Department of English Language, Business School, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia masmik@mail.ru

Received: 21.06.2017

For citation: Grebennikova V.M., Kainova M.M. Teaching communication skills in business programs: the role of accrediting agencies and professional organizations in shaping academic standards in the US colleges and universities. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 1. Pp. 163-174.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-163-174. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.