Научная статья на тему 'Роль курса "композиция письменного текста и Риторика" в программах обучения в вузах США будущих менеджеров'

Роль курса "композиция письменного текста и Риторика" в программах обучения в вузах США будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В УНИВЕРСИТЕТАХ США / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ КОМПОЗИЦИИ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА / ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / SUBJECT MATTERS AT THE UNIVERSITIES OF THE USA / COMPETENCES IN COMPOSITION OF THE WRITTEN TEXT / THEORY OF COMMUNICATION / TEACHING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Каинова Мария Михайловна

Статья обращается к проблеме повышения роли в профессиональной подготовке будущих менеджеров в вузах США таких учебных дисциплин, как «Деловое письмо (Business writing)», «Письменная композиция». Подчеркивается, что профессиональная деятельность менеджеров предполагает умения работать с определенными видами документации и письменными жанрами, менеджеры должны быть знакомы с такими формами письменных текстов, как деловая корреспонденция, информационные и аналитические отчеты, брифы и другие виды, каждый из которых имеет свою структуру, терминологию и стилистические нормы. Авторы констатируют тот факт, что в современной системе высшего образования США обучению будущих специалистов навыкам и компетенциям письменной коммуникации уделяется особое внимание. Отмечается, что значительная часть учебной деятельности в вузах США связана с выполнением письменных работ, поскольку абсолютное большинство экзаменов проводится письменно. Авторы приводят данные сравнительного анализа программ курса «Риторика и письмо» в Техасском университете Остина и курса «Чтение, письмо и композиция» Университета Беркли. Представлена ретроспектива изменений в понимании целей, задач, содержания курсов (учебных дисциплин) письменной композиции на разных этапах профессиональной подготовки будущих менеджеров. Авторы статьи подчеркивают, что в США продолжаются усилия по стандартизации содержания, методик преподавания курса «Письменная композиция», ожидаемых результатов от его изучения, критериев оценки качества его освоения, а также по интеграции этого курса в целостную программу профессиональной подготовки студентов различных профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Каинова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE COURSE "COMPOSITION OF THE WRITTEN TEXT AND RHETORIC" IN PROGRAMS OF FUTURE MANAGER TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE USA

The article addresses a problem of increasing role of such subject matters as "The business letter (Business writing)" and "Written composition" in vocational training of future managers in higher education institutions of the USA. The publication emphasizes that professional activity of managers assumes abilities to work with certain types of documentation and written genres. Managers have to be familiar with such forms of written texts as business correspondence, information and analytical reports, briefs and other types, each of which has its own structure, terminology and stylistic norms. Authors establish the fact that the modern higher education system of the USA pays special attention to future experts training in skills and competences of written communication. A considerable part of educational activity in higher education institutions of the USA is connected with performance of written works because the absolute majority of examinations is held in written form. Authors provide data on comparative analysis of programs of the course "Rhetoric and Letter" in the University of Texas of Austin and the course "Reading, Letter and Composition" of the University of Berkeley. The retrospective of changes in sense of purpose, tasks, and contents of courses (subject matters) of written composition at different stages of vocational training of future managers is presented. Authors of the article emphasize that efforts on standardization of contents, methods of teaching the course "Written Composition", expected results from its studying, and criteria for evaluation of quality of its development, as well as integration of this course into the complete program of vocational training of students of various profiles are continued in the USA.

Текст научной работы на тему «Роль курса "композиция письменного текста и Риторика" в программах обучения в вузах США будущих менеджеров»

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

УДК 378(73):811.111 ББК 74.480(7Сое) Г 79

В.М. Гребенникова

Доктор педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: vmgrebennikova@mail.ru

М.М. Каинова

Аспирант кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: masmik@mail.ru

РОЛЬ КУРСА «КОМПОЗИЦИЯ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА И РИТОРИКА» В ПРОГРАММАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ США БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья обращается к проблеме повышения роли в профессиональной подготовке будущих менеджеров в вузах США таких учебных дисциплин, как «Деловое письмо (Business writing)», «Письменная композиция». Подчеркивается, что профессиональная деятельность менеджеров предполагает умения работать с определенными видами документации и письменными жанрами, менеджеры должны быть знакомы с такими формами письменных текстов, как деловая корреспонденция, информационные и аналитические отчеты, брифы и другие виды, каждый из которых имеет свою структуру, терминологию и стилистические нормы. Авторы констатируют тот факт, что в современной системе высшего образования США обучению будущих специалистов навыкам и компетенциям письменной коммуникации уделяется особое внимание. Отмечается, что значительная часть учебной деятельности в вузах США связана с выполнением письменных работ, поскольку абсолютное большинство экзаменов проводится письменно. Авторы приводят данные сравнительного анализа программ курса «Риторика и письмо» в Техасском университете Остина и курса «Чтение, письмо и композиция» Университета Беркли. Представлена ретроспектива изменений в понимании целей, задач, содержания курсов (учебных дисциплин) письменной композиции на разных этапах профессиональной подготовки будущих менеджеров. Авторы статьи подчеркивают, что в США продолжаются усилия по стандартизации содержания, методик преподавания курса «Письменная композиция», ожидаемых результатов от его изучения, критериев оценки качества его освоения, а также по интеграции этого курса

в целостную программу профессиональной подготовки студентов различных профилей.

Ключевые слова: учебные дисциплины в университетах США, компетенции в области композиции письменного текста, теории коммуникации, методики преподавания.

V.M. Grebennikova

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication, Kuban State University; E-mail: vmgrebenniko-va@mail.ru

M.M. Kainova

Post-graduate student of Department of Pedagogy and Psychology of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication, Kuban State University; E-mail: masmik@mail.ru

ROLE OF THE COURSE "COMPOSITION OF THE WRITTEN TEXT AND RHETORIC" IN PROGRAMS OF FUTURE MANAGER TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE USA

Abstract. The article addresses a problem of increasing role of such subject matters as "The business letter (Business writing)" and "Written composition" in vocational training of future managers in higher education institutions of the USA. The publication emphasizes that professional activity of managers assumes abilities to work with certain types of documentation and written genres. Managers have to be familiar with such forms of written texts as business correspondence, information and analytical reports, briefs and other types, each of which has its own structure, terminology and stylistic norms. Authors establish the fact that the modern higher education system of the USA pays special attention to future experts training in skills and competences of written communication. A considerable part of educational activity in higher education institutions of the USA is connected with performance of written works because the absolute majority of examinations is held in written form. Authors provide data on comparative analysis of programs of the course "Rhetoric and Letter" in the University of Texas of Austin and the course "Reading, Letter and Composition" of the University of Berkeley. The retrospective of changes in sense of purpose, tasks, and contents of courses (subject matters) of written composition at different stages of vocational training of future managers is presented. Authors of the article emphasize that efforts on standardization of contents, methods of teaching the course "Written Composition", expected results from its studying, and criteria for evaluation of quality of its development, as well as integration of this course into the complete program of vocational training of students of various profiles are continued in the USA.

Keywords: subject matters at the universities of the USA, competences in composition of the written text, the theory of communication, a teaching technique.

В современной системе высшего образования США письменной коммуникации уделяется особое внимание (особенно в профессиональной подготовке менеджеров). Теория и методика письменной композиции (Composition studies / Writing), которая в США давно сформировалась как самостоятельная научная

дисциплина, охватывает знания, умения и навыки, связанные с вопросами риторики и логического построения текста, видами и формами письменного дискурса, орфографией, грамматикой и стилистикой, выработкой индивидуального авторского стиля и владением общепринятых норм академического

и профессионального письма. Как академическая, так и профессиональная общественность США в преобладающем большинстве придерживается мнения, что владение перечисленными умениями и навыками необходимо для обучения в университете и для дальнейшей профессиональной деятельности [1]. Связано это с тем, что, во-первых, согласно статистике, средний уровень письменной грамотности выпускников школ оставляет желать лучшего. Так, по среднестатистическим показателям экзамена SAT (Scholastic Assessment Test или Академический оценочный тест), который является обязательным при приеме в большинство американских вузов, результаты за письменную часть являются регулярно самыми низкими из всех сдаваемых аспектов и в последние годы продолжают неуклонно падать [2, 3]. Таким образом, перед университетами стоит «коррекционная» задача (remedial task) восполнения пробелов в обучении письму, которые остались со школы. Во-вторых, значительная часть учебной деятельности в вузах США связана с выполнением письменных работ, поскольку абсолютное большинство экзаменов проводится письменно. Кроме того, научно-исследовательская деятельность также требует умения структурно и логически мыслить и владения нормами и терминологией академического письма, что также входит в область компетенций теории и методики письменной композиции. В-третьих, профессиональная деятельность предполагает умение работать с определенными видами документации и письменными жанрами, так, менеджеры должны быть знакомы с такими формами письменных текстов, как деловая корреспонденция, информационные и аналитические отчеты, брифы и другие виды, каждый из которых имеет свою структуру, терминологию и стилистические нормы.

Для решения первой и второй задач в университетах существуют так называемые «Программы (учебные курсы) письма» (Writing programs) и «Программы междисциплинарного письма» (Writing in the disciplines, Writing across disciplines) [4]. Для последней задачи разработаны «Программы профессионального письма по направлениям специализации», «Деловое письмо (Business writing)» для специальностей, связанных с экономикой и бизнесом, «Техническое письмо (Technical writing)» для сфер, относящихся к инженерному делу и информационным технологиям, «Юридическое письмо (Legal writing)» для будущих юристов и т.д.

Центральная роль в освоении письменного навыка в вузах США отводится «Программам письма (Writing programs)», более конкретно, основному курсу, вокруг которого она строится, - «Курс письма первого года обучения (First Year Composition/ Freshman composition)» (далее FYC). Помимо того, что он решает две первые поставленные задачи, упомянутые выше, он также является базовым требованием (prerequisite) для любых других курсов, как-либо связанных с этим навыком в более специализированном формате. Вся терминология, понятийный аппарат и весь набор базовых компетенций, относящихся к письменной композиции в целом, преподаются в рамках этого курса, и все последующие курсы письма обращаются к знаниям и строятся на навыках, которые были заложены в FYC. Так например, студент, поступающий на программу «Менеджмент», в обязательном порядке должен пройти вводный курс композиции письменных текстов как часть общеобразовательного цикла. В большинстве вузов его не допустят к профессиональным дисциплинам и, в частности, к курсам «Деловая коммуникация» без удовлетворительной оценки по FYC.

FYC является обязательной частью общеобразовательного цикла

в абсолютном большинстве американских университетов. Чтобы понять роль и место FYC в рамках общеобразовательного цикла, стоит обратиться к Обзору обязательных общеобразовательных курсов в колледжах и университетах страны (США), реализованному усилиями Американского совета попечителей и выпускников в 2017-2018 гг. [5], изучившего деятельность 1100 высших учебных заведений США. Целью исследования было проверить наличие обязательных курсов по 7 основным дисциплинам, составляющим костяк общеобразовательного цикла вуза, а именно: 1) письменной композиции, 2) литературы, 3) иностранного языка, 4) органов управления США или истории США, 5) экономики, 6) математики, 7) естественных и физических наук. Общеобразовательный цикл определяется в Обзоре как фундамент для всей дальнейшей учебной программы вуза, и как состоящий из курсов, выходящих за рамки узкопрофессиональной специализации студентов и обязательных для всех учащихся. В обзоре особо отмечается значимость этого цикла в связи с тем, что именно этот блок общеобразовательных дисциплин «удовлетворяет требованиям, предъявляемым к образованному гражданину» [6: 5], а также по той причине, что, согласно Бюро трудовой статистики, в текущей экономической обстановке вероятность смены профессии крайне высока (по прогнозу, в ближайшие годы каждый служащий в возрасте 18-42 лет сменит до 10,8 мест работы) [6: 6], и именно общеобразовательный цикл позволяет студентам овладеть более разносторонним набором знаний и навыков, необходимых в разных областях деятельности.

Результаты Обзора 2017-2018 гг. показывают, что 82% из 1100 исследованных вузов предъявляют обязательные требования к прохождению курса письменной композиции без права замены другими курсами или освобождения. Стоит особо

отметить, что этот курс стоит первым в списке общеобразовательных дисциплин и что его процентное соотношение второе по численности, при этом курсы естественных наук (физики) опережают его всего на 5%, являясь обязательным требованием в 87% вузов, а курсы математики - третьи в списке, отстают на 23%, являясь обязательными всего в 59% вузов, в то время как остальные четыре предмета отсутствуют в большинстве опрошенных колледжей и университетов.

В исследовании Мотадера и Коч (Moghtader, [7]), проведенном

в 2001 году с целью выявления основных требований к курсу композиции первого года обучения, также приводится статистика наличия этих курсов в вузах США с тем отличием, что данное исследование рассматривает любые формы проведения данного курса, включая также те случаи, когда университеты допускают замену или освобождение от него. Из 233 опрошенных вузов 100% государственных и 94% частных университетов и колледжей отмечали наличие этих курсов в их обязательных общеобразовательных программах, при этом в требования 81% государственных вузов и 72% частных входило обязательное прохождение более одного курса письменной композиции (два и более) в общеобразовательном цикле. Более того, это исследование отмечает положительную динамику в преподавании FYC. Сравнивая приведенные цифры со статистикой 1973 г., Мо-тадер и Коч отмечают значительно увеличение как государственных (с 84% до 100%), так и частных вузов (с 69% до 94%), в которых FYC является обязательным курсом общеобразовательного цикла.

Можно привести пример того, как это требование проявляется в конкретном случае. Так, в Калифорнийском университете Беркли, если абитуриент зачисляется на программу менеджмента (3 место в рейтинге бакалаврских программ

менеджмента в США [8]), он обязан в рамках общеобразовательного цикла пройти 2 уровня подготовки в области письменной композиции [9]. Первый уровень, курс «Письмо базового уровня (Entry-Level Writing)», может быть зачтен в виде письменного экзамена, сданного на определенную оценку, или в виде полноценного курса для студентов, не сдавших этот экзамен. Второй уровень состоит из двух обязательных курсов «Чтение и композиция (Reading and Composition)» или их аналогов, различающихся по подбору тем для чтения, обсуждения и письменных проектов, например, «Чтение и композиция с фокусом на афро-американской культуре», или на кинематографии, на итальянской, французской или славянской литературе и т.д. По правилам Беркли студент, не прошедший 2 курса «Чтение и композиция» к концу четвертого семестра, не будет зачислен на пятый семестр и не сможет продолжать учебу. Курс «Деловая коммуникация», входящий в перечень обязательных курсов программы менеджмента, рекомендуется проходить на 3 году обучения. Таким образом, курс «Письмо базового уровня» или сданный по этому предмету экзамен и 2 курса «Чтение и композиция» подготавливают студента к более продвинутому уровню профессионального письма и являются обязательным требованием для получения диплома бакалавра наук в сфере делового администрирования.

В Техасском университете в Остине, чья бакалаврская программа менеджмента занимает седьмое место по стране [9], курсы письменной композиции также играют важную роль в общеобразовательном цикле [10]. Все студенты, зачисленные в университет, обязаны взять 3 кредитных часа «Риторики и Письма (Rhetoric and Writing)», плюс еще три кредитных часа любого курса, помеченного «письменным флажком» (writing flag), то есть такого курса, который, встречает

какую-либо профессиональную дисциплину в области специализации студента, а также уделяет дополнительное внимание письменной композиции в целом. При этом студент, обучающийся по программе «Бакалавр бизнес-администрирования» по направлению «Менеджмент» обязан пройти два курса, помеченные таким флажком. В Рекомендуемом 4-летнем плане обучения по этому направлению (Management Suggested 4-year Degree Plan) таким флажком помечен курс «Деловая коммуникация» на втором году обучения и курс «Общий менеджмент и стратегии» на 4-м году обучения.

В том, что касается знаний, умений и навыков, которыми студенты должны овладеть в рамках этого курса, а также методик преподавания и критериев оценки, они, безусловно, варьируют от одного вуза к другому и даже от преподавателя к преподавателю. Согласно исследованию Мотадера и Коч, в 55% вузов преподаватели составляли программы курса самостоятельно, не согласовывая их ни со своими коллегами с кафедры, ни с руководителями письменных программ. Так, сравнивая авторские программы курсов «Чтение и композиция» преподавателя, доктора наук Каролин Хилл в Беркли [11] и «Риторика и письмо» преподавателя Кит Лайснер в Техасском университете Остина [12], можно отметить как схожие черты, так и явные различия. С точки зрения содержания курса, обе программы уделяют значительное внимание навыкам критического мышления, обе сочетают письменную композицию с чтением текстов, используемых в качестве тематического ориентира для эссе, с той разницей, что преподаватель Техасского университета отбирает для этого документальную литературу противоречивого характера, а в Беркли - художественную. Также стоит отметить, что, хотя обе программы нацелены на формирование умения «эффективно обосновывать свою позицию», между ними

наблюдается одно важное отличие. Программа «Риторика и письмо» Техасского университета видит свою задачу в обучении риторике как «искусству гражданского дискурса», особо отмечая социальную и гражданскую направленность этой компетенции. Курс Беркли, в свою очередь, подчеркивает необходимость выработать свой индивидуальный и неповторимый голос, столь важный для каждого автора, акцентируя творческий аспект данного вида деятельности. С точки зрения методического подхода, оба курса ставят особый акцент на обучении письменной композиции как процессу, состоящему из нескольких стадий. Наконец, с точки зрения средств и критериев оценивания деятельности студентов и достигнутых ими результатов, оба курса основываются преимущественно на письменных эссе, над которыми студенты работают в течение семестра. Программа «Риторика и письмо» Техасского университета предполагает написание 3 больших работ от 4-7 страниц каждая, с обязательной последующей редакторской переработкой и составлением финального белового варианта, который оценивается отдельно. Оценки ставятся по возрастающей, от 5 до 15 процентов за работу, учитывая постепенно накапливающийся опыт авторов. Помимо больших работ, студенты должны написать шесть коротких эссе, суммарно оцениваемых в 20%, и сделать устную презентацию на 10%. В рамках курса «Чтение и композиция» Беркли студенты обязаны написать в среднем 40 страниц текста, включающих как большие работы (по 4-6), так и короткие (по 2-3 страницы). Из четырех больших работ, которые студенты должны написать, первая не получает формальной оценки и воспринимается преподавателем как проба пера, что совпадает с подходом Техасского университета, где за первую работу ставится всего 5%. Остальные три работы оцениваются по 15%

каждая. Еще один творческий письменный проект оценивается в дополнительные 5% (послание будущим студентам данного курса). По итогам курса каждый студент должен составить индивидуальный портфо-лио, включающий его лучшие работы, этот портфолио проверяется независимым экспертом, и студент получает за него 20% от общего балла. Все остальные письменные работы суммарно оцениваются в 15%. Последние 15% ставятся за активную работу на занятиях.

Для того чтобы добиться, по возможности, большей стандартизации этого курса в вузах США, в 2014 году Советом руководителей письменных программ США (Council of Writing Program Administrators) было разработано «Положение об (образовательных) результатах курса композиции первого года обучения». Целью Положения было одновременно отразить существующее положение вещей и обозначить основные направления работы в области «знаний, практических навыков и установок» [13], вырабатываемых в рамках этого курса. Согласно этому положению, к основным компетенциям, которыми студенты должны овладеть по окончании этого курса, относятся, во-первых, знание принципов и законов риторики, во-вторых, умение применять критический подход в мышлении, чтении и составлении письменных текстов, в-третьих, владение процессом составления письменного текста и, в-четвертых, знание правил и норм письменной композиции.

Знание принципов и законов риторики в Положении определяется как «способность анализировать контекст и аудиторию, а затем воспринимать и создавать тексты в соответствии с этим анализом». Более конкретно студенты по окончании курса должны владеть знанием ключевых понятий риторики, навыком распознавания письменных жанров и умением составлять письменные тексты в соответствии с

требованиями разных жанров; владеть знанием лексических, стилистических и структурных особенностей письменных текстов, уровней формальности; владеть умением и навыком письменной коммуникации в контексте разных коммуникативных задач и аудиторий и т.д.

Применение критического подхода в мышлении, чтении и составлении письменных текстов характеризуется как «способность анализировать, синтезировать, интерпретировать и оценивать идеи, информацию, ситуации и тексты». В рамках этой компетенции студенты должны, в частности, уметь проводить различие между аргументом и фактом; владеть разнообразными способами структурирования текста; понимать взаимоотношение вербальных и невербальных элементов текста; уметь находить и оценивать первичные и вторичные источники разного формата с точки зрения их точности, надежности, объективности, отсутствия предубеждений и стереотипов и использовать различные стратегии их интеграции в исследовательской работе [14, 15].

Третьей важной компетенцией является понимание композиции как многоступенчатого, нелинейного и гибкого процесса концептуализации, разработки и финального редактирования и оформления письменного текста в условиях различных социальных контекстов и меняющихся обстоятельств. К ожидаемым результатам обучения относится умение планировать и подготавливать черновые варианты письменных проектов; выбирать и разрабатывать гибкие стратегии для всех стадий процесса письменной композиции; использовать различные инструменты для выработки и оценки творческих идей; осознавать социальные аспекты письменного процесса; уметь давать и получать обратную связь; адаптировать процесс композиции к разнообразным технологиям.

Четвертая компетенция - правила и нормы письменной композиции - определяются в Положении как формальные требования, которые предъявляются к тексту в рамках определенных письменных жанров и которые формируют понимание того, что правильно и уместно в каждом отдельном тексте. Правила и нормы относятся, в первую очередь, к орфографии, грамматике, синтаксису, пунктуации и правилам цитирования. Но они также влияют на содержание, стиль, структуру и оформление письменного текста. Эти правила варьируют в зависимости от жанра, научной дисциплины и конкретного контекста. По окончании курса в рамках этой компетенции студенты должны знать и уметь использовать правила грамматики, пунктуации, орфографии в процессе написания и редактирования текста; понимать вариативность структуры, стилистики и уровня формальности текста в зависимости от его жанра; понимать принципы и нормы обращения с интеллектуальной собственностью; владеть правилами цитирования и реферирования.

Положение об образовательных стандартах не является нормативным для университетов и колледжей США, оно, как было сказано выше, в первую очередь, отражает преобладающие тенденции в преподавании письменной композиции и имеет скорее рекомендательный характер. Тем не менее важность этого документа неоспорима, так как он является очередным значимым вкладом в область письменной композиции как научной дисциплины и в усилия по повышению качества преподавания этой компетенции в американских вузах.

В заключение стоит отметить, что курс FYC является не только одним из самых распространенных и стандартизированных курсов в американских вузах, но и одним из самых обсуждаемых и противоречивых. Дэвид Коннорс, один из

ведущих исследователей в области письменной композиции и программ FYC, характеризует непрекращающиеся дебаты на тему этой дисциплины, как «сменяющиеся периоды реформизма и аболиционизма», отмечая, что в периоды реформизма курс FYC трактуется как, хотя и проблематичный, но представляющий собой «тонкую красную нить», на которой держится грамотность американских студентов, и наоборот, в периоды аболиционизма часть педагогической общественности считает FYC пустой тратой денег и выступает за полное удаление

этого курса из университетских программ. И тем не менее факты и статистика, приведенные выше, свидетельствуют о том, что реформизм побеждает, что процентное соотношение вузов, включающих этот курс в обязательную программу общеобразовательного цикла, растет, что продолжаются усилия по стандартизации содержания, методик преподавания, ожидаемых результатов и критериев оценки, а также по интеграции этого курса в целостную программу профессиональной подготовки студентов различных профилей.

Примечания:

1. McCombs School of Business. 2014. URL: https://www.mccombs.utexas.edu/~/ media/Files/MSB/BBA/Management.pdf (retreived 24.01.2018)

2. University of California, Berkeley. 2017-2018. URL: http://guide.berkeley.edu/ (retrieved 01.02.2018)

3. Best Undergraduate Business Management Programs // US News & World Report. URL: https://www.usnews.com/best-colleges/rankings/business-management (retrieved 01.02.2018)

4. Каинова М.М. Междисциплинарный подход в формировании письменной компетенции у студентов вузов США на основе опыта внедрения программ WAC и WID // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сб. науч. тр. М.: Научные технологии, 2015. С. 58-69.

5. ACT National Curriculum Survey. 2016. URL: http://www.act.org/content/ dam/act/unsecured/documents/NCS-2016-1.pdf (retrieved 01.02.2018).

6. Connors R.J. The Abolotion Debate in Composition: A Short History // Composition in the twenty-first century: crisis and change / ed. by L.Z. Bloom, D.A. Daiker, E.M. White. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1996. P. 47.

7. Hill C. College Writing R1A. Fall 2015. Sample syllabus for CW R1A. College Writing Programs. URL: https://www.coursehero.com/file/12215622/College-Writ-ing-R1A-A-New-Beginning/ (retrieved 01.02.2018).

8. Jaschik S. SAT Scores drop. Declines take averages down to lowest point in years. 2015. 3 September. URL: https://www.insidehighered.com/news/2015/09/03/ sat-scores-drop-and-racial-gaps-remain-large (retrieved 01.02.2018)

9. Leisner K. RHE 306: Rhetoric and Writing, Syllabus, Class Policy Statement, and Schedule. Fall 2014. URL: https://liberalarts.utexas.edu/files/4652079 (retrieved 01.02.2018)

10. Moghtader M., Cotch A., Hague K. The First-Year Composition Requirement Revisited: A Survey // College Composition and Communication. 2001. Vol. 52, № 3 (Feb.). P. 455-467.

11. Mulhere K. SAT Scores Take a Dip // Money. 2016. 27 September. URL: http:// time.com/money/4508286/average-sat-scores-class-2016/ (retrieved on 28.02.2018)

12. Smith Ron. The Composition Requirement Today: A Report on a Nationwide Survey of Four- Year Colleges and Universities // College Composition and Communication. 1974. Vol. 25. P. 138-48.

13. The University of Texas at Austin. Core Curriculum. URL: http://catalog. utexas.edu/general-information/academic-policies-and-procedures/core-curriculum/ (retrieved on 28.02.2018)

- 9G -

14. Characteristics of the Process of Culture Development Project Activities (Culture of Social Engineering) at the Future Bachelors of Social Work / N.I. Nikitina, E.Yu. Romanova, T.V. Vasilyeva [et all.] // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6(1). P. 64-76.

15. On College Formation of Future Lawyers Professional Readiness to Work in Social Welfare Institutions / N.I. Nikitina, I.N.Nikishina, T.E. Galkina [et all.] // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11, №2 16. P. 9634-9647.

References:

1. McCombs School of Business. 2014. URL: https://www.mccombs.utexas.edu/-/ media/Files/MSB/BBA/Management.pdf (retreived 24.01.2018)

2. University of California, Berkeley. 2017-2018. URL: http://guide.berkeley.edu/ (retrieved 01.02.2018)

3. Best Undergraduate Business Management Programs // US News & World Report. URL: https://www.usnews.com/best-colleges/rankings/business-management (retrieved 01.02.2018)

4. Kainova M.M. Interdisciplinary approach to the formation of writing competence of US university students on the basis of the experience of implementation of WAC and WID programs // Theory and practice of teaching foreign languages in a non-linguistic university: traditions, innovations, perspectives: coll. of proceedings. M.: Nauchnye tekhnologii, 2015. P. 58-69.

5. ACT National Curriculum Survey. 2016. URL: http://www.act.org/content/ dam/act/unsecured/documents/NCS-2016-1.pdf (retrieved 01.02.2018).

6. Connors R.J. The Abolotion Debate in Composition: A Short History // Composition in the twenty-first century: crisis and change / ed. by L.Z. Bloom,

D.A. Daiker, E.M. White. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1996. P. 47.

7. Hill C. College Writing R1A. Fall 2015. Sample syllabus for CW R1A. College Writing Programs. URL: https://www.coursehero.com/file/12215622/College-Writing-R1A-A-New-Beginning/ (retrieved 01.02.2018).

8. Jaschik S. SAT Scores drop. Declines take averages down to lowest point in years. 2015. 3 September. URL: https://www.insidehighered.com/news/2015/09/03/ sat-scores-drop-and-racial-gaps-remain-large (retrieved 01.02.2018)

9. Leisner K. RHE 306: Rhetoric and Writing, Syllabus, Class Policy Statement, and Schedule. Fall 2014. URL: https://liberalarts.utexas.edu/files/4652079 (retrieved 01.02.2018)

10. Moghtader M., Cotch A., Hague K. The First-Year Composition Requirement Revisited: A Survey // College Composition and Communication. 2001. Vol. 52, № 3 (Feb.). P. 455-467.

11. Mulhere K. SAT Scores Take a Dip // Money. 2016. 27 September. URL: http:// time.com/money/4508286/average-sat-scores-class-2016/ (retrieved on 28.02.2018)

12. Smith Ron. The Composition Requirement Today: A Report on a Nationwide Survey of Four- Year Colleges and Universities // College Composition and Communication. 1974. Vol. 25. P. 138-48.

13. The University of Texas at Austin. Core Curriculum. URL: http://catalog. utexas.edu/general-information/academic-policies-and-procedures/core-curriculum/ (retrieved on 28.02.2018)

14. Characteristics of the Process of Culture Development Project Activities (Culture of Social Engineering) at the Future Bachelors of Social Work / N.I. Nikitina,

E.Yu. Romanova, T.V. Vasilyeva [et all.] // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6(1). P. 64-76.

15. On College Formation of Future Lawyers Professional Readiness to Work in Social Welfare Institutions / N.I. Nikitina, I.N.Nikishina, T.E. Galkina [et all.] // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11, № 16. P. 9634-9647.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.