DOI: 10.25198/1814-6457-231-110 УДК 37.012
Зубова Л.В., Бендас Т.В., Щербинина О.А.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: zubowa@yandex.ru
РОЛЬ АГРЕССИИ В АДАПТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРВОГО ГОДА ПРИЗЫВА
В общественном сознании агрессия личности и разные формы ее проявления имеют негативную окраску в связи с ее социально опасными последствиями. Тем не менее в профессиональной деятельности военнослужащих некоторые проявления агрессивного поведения рассматриваются как социально одобряемые и обеспечивают им эффективное решение поставленных боевых задач. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема изучения влияния уровня и разных форм агрессии личности не только на решение ею профессиональных задач, но и на процесс вхождения личностью в профессию, в том числе и на границы и возможности ее адаптации и адаптивности, как результата рассматриваемого процесса. Практическая значимость проведенного исследования определяется фрустрирующим характером ситуации призыва и условий жизнедеятельности для военнослужащих первого года призыва, что влечет повышение у них как межличностной, так и внутриличностной конфликтности, сопровождающейся повышением уровня их агрессии, что может повлиять на процесс их адаптации к условиям несения службы.
Представлены результаты эмпирического исследования военнослужащих первого года призыва, свидетельствующие о наличии обратных корреляций характера и уровней выраженности у них агрессии (как состояния, как черты характера, как темперамента, аутоагрессии и гетероагрессии) с уровнями их социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности; а также прямые корреляции социально-психологической и эмоционально деятельностной адаптивности опрошенных. Полученные данные позволяют рассматривать характер и уровень выраженности агрессии у призывников как прогностический маркер успешности процесса их адаптации к условиям несения службы и ее результата в виде социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптивность, эмоционально-деятельностная адаптивность, агрессия, агрессивность, военнослужащие первого года призыва.
Zubova L.V., Bendas T.V., Scherbinina O.A.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: zubowa@yandex.ru, oly_25@mail.ru
ROLE OF AGGRESSION IN THE ADAPTABILITY OF SERVICEMEN OF THE FIRST YEAR OF CONSCRIPTION
In the public consciousness, personal aggressiveness and various forms of its manifestation have a negative connotation due to their socially dangerous consequences. Nevertheless, in the professional activities of military personnel, some manifestations of aggressive behavior are considered as socially approved and provide them with an effective solution to their combat tasks. In this regard, the problem of studying the influence of the level and different forms of aggressiveness of a person not only on the solution of her professional tasks, but also on the process of entering the profession by a person, including the boundaries and possibilities of her adaptation and adaptability, as a result of the process under consideration, becomes particularly relevant. The practical significance of the study is determined by the frustrating nature of the conscription situation and living conditions for conscripts, which entails an increase in their interpersonal and intrapersonal conflict, accompanied by an increase in their level of aggressiveness, which can both facilitate and aggravate the adaptation process.
The results of an empirical study of military personnel of the first year of conscription are presented, indicating the presence of inverse correlations of the character and levels of aggression in them (as states, as character traits, as temperament, autoaggression and heteroaggression) with the levels of their socio-psychological and emotional-activity adaptivity; as well as direct correlations of socio-psychological and emotional-activity adaptivity of the respondents. The data obtained allow us to consider the nature and level of aggression in conscripts as a prognostic marker of the success of the process of their adaptation to the conditions of service and its result in the form of socio-psychological and emotional-activity adaptability.
Key words: socio-psychological adaptivity, emotional-activity adaptivity, aggression, aggressiveness, military personnel of the first year of conscription.
Интерес ученых к адаптивности личности как результату ее социально-психологической адаптации связан с тем, что успешность этого процесса определяет возможности и ограничения личности в усвоении ею ведущей деятельности на каждом этапе онтогенеза и, соответственно, удовлетворения ею своих основных социальных потребностей [9]; возможности
и ограничения включения личности в коллектив, посредством усвоения сложившихся в нем традиций, норм, ценностей [2], в том числе посредством соотнесения ею своих требований и ожиданий с требованиями и ожиданиями других участников адаптационного процесса [4]. Кроме того, многообразие видов адаптации и адаптивности человека и их критериев, позволяет опи-
сывать качественное своеобразие развития личности в разные возрастные периоды, объяснять кризисы развития, отклоняющееся поведение и многое другое [3], [5], [6], [10], [11], [12].
Практическое значение изучения сущности адаптации и адаптивности военнослужащих определяется тем, что этот процесс протекает во фрустрирующих военнослужащих условиях, связан с интегральными характеристиками их личности, с психическим и профессиональным здоровьем, с эффективностью профессиональной деятельности, предполагает перестройку их мотивационно-потребностной сферы, осуществляется в условиях ограничения времени [9], [12], [16]. Все это повышает требования к отбору военнослужащих еще на этапе призыва и к выявлению параметров, позволяющих прогнозировать успешность их адаптации.
Процесс социально-психологической адаптации с необходимостью включает агрессию личности как одну из ее динамических характеристик [8]; агрессия рассматривается как симптом социально-психологической дезадаптации личности, так и один из типов адаптационного взаимодействия личностью со средой [7].
Вышесказанное определяет актуальность нашего исследования роли агрессии военнослужащих первого года призыва в их адаптивности. Используемые методики: Самооценка психологической адаптивности и Оценка эмоциональ-но-деятельностной адаптивности Н.П. Фетиски-на, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [14]. Оценка агрессивности (опросник 8ТЛХ1 Ч. Спилбергера в адаптации С.Л. Соловьевой) [13].
Непараметрический метод статистического анализа - ранговый коэффициента корреляции г-Спирмена и непараметрический критерий и-Манна-Уитни.
Выборка представлена военнослужащими-рядовыми мужчинами первого года службы в
количестве 40 человек, в возрасте от 18 до 25 лет одной из войсковых частей Российской Федерации. Исследование проводилось на 6 месяце службы в армии. На это время приходится третий (завершающий) этап адаптации военнослужащих к условиям службы, который предполагает закрепление в деятельности знаний, умений, навыков, личностных качеств, сформировавшихся на втором (критическом) этапе адаптации. Другими словами, успешность завершающего этапа адаптации связана с тем, смог ли военнослужащий преодолеть влияние негативных установок на службу в армии, научился ли он избегать или уменьшать вероятность возникновения конфликтных ситуаций, причиной которых чаще всего становятся их недисциплинированность, вспыльчивость, нежелание выполнять свои непосредственные обязанности и др.
Результаты применения опросника Ч. Спил-бергера Оценка агрессивности представлены в таблице 1.
Полученные результаты показывают, что даже на завершающем этапе адаптации отдельных военнослужащих можно отнести к группе риска по дезадаптации: это опрошенные с высоким уровнем агрессии как черты характера и высоким уровнем гетероагрессии (27,5% и 25% соответственно). Агрессия как черта характера проявляется в склонности человека видеть мир враждебным, в привычке на все реагировать агрессивно, видеть угрозу даже там, где ее нет. Гетероагрессия - тенденция человека направлять свои агрессивные импульсы на внешние относительно себя объекты: других людей, вещи и т. п.
Предполагаем, что эту группу составили военнослужащие, которые не смогли разрешить противоречия предыдущего этапа адаптации, в связи с чем, на рассматриваемом этапе им слож-
Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
% п % п % п
Агрессия-состояние 90 36 3.5 3 2.5 1
Агрессия-черта 47.5 19 25 10 27.5 11
Агрессия-темперамент 55 22 42.5 17 2.5 1
Аутоагрессия 42.5 17 55 22 2.5 1
Гетероагрессия 30 12 45 18 25 10
Контроль агрессии 12.5 5 85 24 2.5 1
Таблица 1 - Распределение военнослужащих первого года службы по уровню выраженности агрессии (в %)
но включаться в деятельность и выстраивать конструктивное социальное взаимодействие с сослуживцами, офицерами.
Далее представлены результаты диагностики уровня социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности военнослужащих первого года службы (таблицы 1, 2).
Как видим у 17 опрошенных уровни социально-психологической адаптивности ниже среднего и низкий (7,5% и 35% соответственно). В их поведении это проявляется в том, что им трудно сходиться с новыми людьми, трудно переключаться от одного задания к другому и не нравится деятельность, предполагающая подобные переключения, у них с трудом меняется мнение, даже при наличии убедительных доводов против него, с трудом формируются новые навыки и привычки, хотя, сформировавшись, остаются надолго.
Выше среднего и высокий уровни социально-психологической адаптивности выявлен у 20 военнослужащих (17,5% и 32.5% соответственно). В их поведении это проявляется в заинтересованности в новых знакомствах, в легкости схождения с новыми людьми, в готовности изменить мнение при наличии убедительных доводов в пользу другой, они с легкостью включаются в новое дело и быстро осваиваются в новой обстановке, им подходит деятельность, предполагающая частую смену заданий и контакты с широким кругом лиц.
В исследуемой выборке отсутствуют респонденты с очень низким уровнем эмоционально-деятельностной адаптивности, однако у 9 из них (22,5%) низкий уровень названного показателя. Это означает, что данная категория опрошенных предпочитает избегать трудности или пасуют перед ними, у них могут возникать проблемы с сосредоточением внимания на объекте деятельности, чувство разбитости, беспокойство, застенчивость, ощущение собственной бесполезности, напряжение. Другими словами, у военнослужащих рассматриваемой группы могут возникать сложности с освоением новой деятельности и проявляться избыточные реакции на неудачи.
Средний и высокий уровни эмоционально-деятельностной адаптивности у 11 и 20 опрошенных (27,5% и 50% соответственно). Военнослужащие данной группы успешны в освоении новой деятельности, проявляют эмоциональную устойчивость, способны регулировать свои эмоциональные состояния.
Далее мы выявляли наличие и определяли характер взаимосвязи агрессии и адаптивности у военнослужащих первого года службы с помощью коэффициента ранговой корреляции г - Спирмена (таблица 4).
В исследуемой выборке не выявлены значимые корреляции эмоционально-деятельностной адаптивности с аутоагрессией и контролем агрессии; социально-психологической адаптивности и контроля агрессии. Это позволяет предположить, что уровень контроля агрессии и аутоагрессия во-
Таблица 2 - Распределение военнослужащих первого года службы по уровню социально-психологической адаптивности (в %) (Самооценка социально-психологической адаптивности по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову,
Г.М. Мануйлову)
Показатель Низкий уровень Ниже среднего Средний уровень Выше среднего Высокий уровень
% n % n % n % n % n
Социально-психологическая адаптивность 35 14 7,5 3 7,5 3 17,5 7 32,5 13
Таблица 3 - Распределение военнослужащих первого ода службы по уровню эмоционально-деятельностной адаптивности (в %) (Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову,
Г.М. Мануйлову)
Показатель Очень низкий Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
% n % n % n % n
Эмоционально-деятельностная адаптивность - - 22,5 9 27,5 11 50 20
еннослужащих первого года призыва не влияют на названные виды их адаптивности.
Была выявлена умеренная обратная связь социально-психологической адаптивности и агрессии-состояния (г=-0.48239, р<0,05), аутоагрессии (г=-0.47699, р<0,05), гетероа-гресси (г=-0.49195, р<0,05); эмоционально-деятельностной адаптивности и агрессии-состояния и (г=-0.44486, р<0,05).
Также была выявлена значимая обратная связь социально-психологической адаптивности и агрессии-характера (г=-0.5849, р<0,01), агрессии-темперамента (г=-0.59426, р<0,01); эмоционально-деятельностной адаптивности и агрессии-характера (г=-0.8959, р<0,01), агрессии-темперамента (г=-0.69465, р<0,01).
Это значит, что изменение уровней социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности военнослужащих первого года призыва связано с изменением уровня названных параметров агрессии.
Социально-психологическая и эмоцио-нально-деятельностная адаптивность военнослужащих первого года призыва снижается с повышением у них уровня агрессии-состояния. Другими словами, актуальное переживание военнослужащими агрессии, вызванное отсутствием или ограничением возможности удовлетворить свои потребности, с восприятием ситуации, как фрустрирующей, деприви-рующей, с пониманием несоответствия своих возможностей предъявляемым требованиям, уменьшает их желание вступать в социальные взаимодействия, в том числе, служебные, снижает трудоспособность и общее настроение.
Социально-психологическая адаптивность военнослужащих первого года призыва также
снижается с ростом уровня их аутоагрессии и гетероагрессии. Как видим, с одной стороны, сдерживание, накопление агрессии, обиды, раздражения и других негативных эмоций военнослужащими первого года призыва повышают их уязвимость, искажают восприятие ситуации, реального или мнимого обидчика, повышают риски неадекватного поведения, избыточных реакций на незначительный раздражитель, что, в конечном итоге, снижает их адаптивность. С другой стороны, открытое проявление военнослужащими первого года призыва также приводит к снижению их адаптивности, как социально-психологической, так и эмоционально-деятельностной (г=-0.78998, р<0,01). Высокий уровень гетероагрессии повышает риск как инициативных, так и реактивных межличностных конфликтов, соответственно, повышает уровень психоэмоционального напряжения их участников, приводит к истощению их адаптационных ресурсов и, соответственно, к ухудшению адаптации. Также видим, что аутоа-грессия негативно влияет на социально-психологическую адаптивность, но не связана с эмоцио-нально-деятельностной адаптивностью.
Названные риски усиливает или провоцирует высокий уровень у военнослужащих первого года призыва агрессии как черты характера и агрессии как проявления темперамента, которые усугубляют влияние внешних неблагоприятных факторов.
Кроме этого, выявлена значимая связь социально-психологической и эмоционально-дея-тельностной адаптивности (г=0.74152, р<0,01): чем выше у военнослужащих первого года призыва адаптивный потенциал в социальной сфере, тем выше их адаптивный потенциал и в профессиональной сфере.
Социально- Эмоционально-
Методики и шкалы психологическая деятельностная
адаптивность адаптивность
Агрессия-состояние -0.48239** -0.4486**
Агрессия-черта характера -0.5839* -0.8959*
Оценка агрессивности Агрессия-темперамент -0.59426* -0.69465*
Аутоагрессия -0.47699**
Гетероагрессия -0.49195** -0.78798*
Самооценка Социально-
психологической психологическая 0.74152*
адаптивности адаптивность
* - корреляция значима на уровне 0,01 ** - корреляция значима на уровне 0,05
Таблица 4 - Взаимосвязь агрессии и адаптивности военнослужащих первого года службы
Таблица 5 - Значимые различия выраженности агрессии в группах с низкой и высокой социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивностью военнослужащих первого года призыва
Методики и шкалы Социально-психологическая адаптивность Эмоционально-деятельностная адаптивность
Оценка агрессивности Агрессия-черта характера иЭмп = 82* иЭмп = 4*
Агрессия-темперамент иЭмп = 79* иЭмп = 33*
Гетероагрессия - иЭмп = 11*
Самооценка психологической адаптивности Социально-психологическая адаптивность - иЭмп = 18.5*
Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности Эмоционально-деятельностная адаптивность иЭмп = 51* -
* - значимость различий на уровне 0,01 ** - значимость различий на уровне 0,05
Далее с помощью критерия U - Манна-Уитни в группами военнослужащих с низкой и высокой адаптивностью были выявлены значимые различия по исследуемым показателям агрессивности (таблица 5).
Видим, что военнослужащие первого года призыва с низкой и высокой социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивностью отличаются уровнем агрессии-черты характера и агрессии-темперамента, ко -торые в первой группе выше, чем во второй. Кроме того, в группе военнослужащих первого года призыва с низкой эмоционально-деятель-ностной адаптивностью выше уровень гетероа-грессии, по сравнению с группой военнослужащих первого года призыва с высоким уровнем эмоционально-деятельностной адаптивности. Так же, в группе с низкой социально-психологической адаптивностью уровень эмоционально-деятельностной адаптивности будет ниже, чем в группе с высокой социально-психологической адаптивностью.
Полученные результаты позволяют сформулировать некоторые выводы.
Показана возможность использовать данные об уровне и характере агрессии призывников для
прогнозирования успешности их социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности к условиям службы.
Необходимы дальнейшие исследования агрессии с целью выявления параметров, позволяющих дифференцировать ее как деструктивную и конструктивную, т.к. адаптационный потенциал военнослужащего первого призыва связан с конструктивной или доброкачественной / инструментальной агрессии, описывая которую Г. Аммон и Э. Фромм указывают на такие ее проявления, как деятельный подход к жизни, способность к контактам, к достижению целей и к отстаиванию своих интересов в конструктивной форме [1], [15].
Необходимо определение детерминант и условий, в которых происходит прямой и обратный переход конструктивных проявлений агрессии в деструктивные.
Необходимо психологическое сопровождение процесса социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптации военнослужащих первого года призыва для создания условий, облегчающих проявления конструктивной агрессии и достижения ими оптимальной устойчивой адаптивности.
28.06.2021
Список литературы:
1. Амон, Г. Я-структурный тест / Г. Амон. - Руководство. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2002. -48 с.
2. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности (межвузовский сборник научных трудов). - Иркутск: ИркГПИ, 1986. - С. 3-19.
3. Болдырева, Т.А. Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе /Т.А. Болдырева // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 33-57.
4. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. / Н.В. Гришина. - Психологические состояния. Экспериментальная и прикладная психология. СПб. - 1998. - 238 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия». - 2001. - С. 33-34.
6. Лодде, О.А. Анализ адаптивности личности с позиции структурного подхода / О.А. Лодде // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - №2А. - С.49-57
7. Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура / Р.К. Мертон // Социологические исследования. - 1992. - №2-4. -С.118-124.
8. Налчаджян, А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян - СПб.: Питер, 2007. 736 с.
9. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация / А.А. Налчаджян - М: «ЭКСМО», 2010, 368 с
10. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов - М., 1986. 256 с.
11. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
12. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 464 о
13. Соловьева, С. Л. Результаты исследования психометрических свойств русскоязычной версии методики спил-бергера (staxi) / С.Л. Соловьева, А.А. Меркурьева, М.В. Ковалева // СПЖ. - 2000. - №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-psihometricheskih-svoystv-russkoyazychnoy-versii-metodiki-spil-bergera-staxi.
14. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии. - 2002 - 339с.
15. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с англ. Э. М. Телятникова - М.: АСТ, 2014. - 810 с.
16. Чихачёв, М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов / М.В. Чихачёв // Сибирский педагогический журнал. 2013. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-v-issledovaniyah-voennyh-psihologov
References:
1. Amon G. YA-strukturnyj test [I-structural test], Management. SPb.: Psychoneurological Institute. V.M. Bekhtereva, 2002.- 48 p.
2. Aseev, V.G. Teoreticheskie aspekty problemy adaptacii [Theoretical aspects of the adaptation problem] Adaptation of students and youth to work and educational activities (interuniversity collection of scientific papers). - Irkutsk: IrkGPI, 1986. - S. 3-19.
3. Boldyreva, T.A. The style of interpersonal relations as a determining factor in the socio-psychological adaptation of adolescents with a mild degree of mental retardation and with normative development in conditions of joint education in a comprehensive school / T.A. Boldyreva. Klinicheskaya i special'nayapsihologiya [Clinical and special psychology]. 2019.Vol. 8.no. 1.P. 33-57.
4. Grishina, N.V. K voprosu o predraspolozhennosti k konfliktnomu povedeniyu [On the issue of predisposition to conflict behavior] / N.V. Grishina. - Psychological conditions. Experimental and Applied Psychology. SPb. - 1998 .- 238 p.
5. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary], M.: Publishing Center "Academy". - 2001 .- S. 33-34.
6. Lodde, O.A. Analysis of personality adaptability from the standpoint of a structural approach Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2017. - no. 2A. - S.49-57
7. Merton, R.K. Social theory and social structure Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research]. - 1992. - no. 2-4. - S. 118-124.
8. Nalchadzhyan, A.A. Agressivnost'cheloveka [Aggressiveness of a person], SPb.: Peter, 2007.736 p.
9. Nalchadzhyan, A.A. Psihologicheskaya adaptaciya [Psychological adaptation], M: "EKSMO", 2010, 368 p.
10. Platonov, K.K. Struktura i razvitie lichnosti [The structure and development of personality], M., 1986. 256 p.
11. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice], SPb .: PRIME-EVROZNAK, 2006, 479 p.
12. Psihologiya i pedagogika. Voennaya psihologiya [Psychology and pedagogy. Military psychology], SPb .: Peter, 2005 .- 464 p.
13. Solovyova, S.L., Merkurieva, A.A., Kovaleva M.V. The results of a study ofthe psychometric properties ofthe Russian-language version ofthe spiel-berger technique (staxi) Sibirskijpsihologicheskijzhurnal [Siberian Journal of Psychology]. - 2000. - no. 13. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-psihometricheskih-svoystv-russkoyazychnoy-versii-metodiki-spil-bergera-staxi.
14. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., Manuilov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyhgrupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups] M. Publishing house of the Institute of Psychotherapy. - 2002 - 339 p.
15. Fromm, E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness], M.: AST, 2014 .- 810 p.
16. Chikhachev, M.V. Psychological adaptation in studies of military psychologists Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskaya-adaptatsiya-v-issledovaniyah-voennyh-psihologov
Сведения об авторах:
Зубова Людмила Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор
E-mail: zubowa@yandex.ru Бендас Татьяна Владимировна, профессор кафедры общей психологии и психологии личности
Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Щербинина Ольга Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент
E-mail: oly_25@mail.ru 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13