УДК 93/94 ББК 63.3
Е.К. МИНЕЕВА
РОЛЬ А.Д. КРАСНОВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧУВАШСКОГО ОТДЕЛА ПРИ НАРКОМНАЦЕ (1918 год)*
Ключевые слова: личность в истории, Чувашия, автономия, национальное движение, левые эсеры, комиссариат по чувашским делам, отдел при Наркомнаце.
Рассмотрены вопросы, связанные с национальным движением в Чувашском крае в 1918 г., образованием Чувашского отдела при Наркомнаце, подготовившего предпосылки, необходимые для создания национально-территориальной автономии чувашей, в чем немаловажную роль сыграл А.Д. Краснов, один из представителей этнической элиты, революционных деятелей чувашского народа.
E. MINEEVA
THE ROLE OF A.D. KRASNOV IN EDUCATION OF THE CHUVASH DEPARTMENT AT THE NARKOMNATS (1918)
Key words: personality in history, Chuvashia, autonomy, national movement, the left social revolutionaries, the commissariat for Chuvash affairs, department when Narkomnats.
The article considers the questions connected with the national movement in the Chuvash territory in 1918, the formation of the Chuvash department at the Narkomnats, prepared the background necessary to create a national-territorial autonomy of the chuvashers, what is the important role played by A.D. Krasnov, one of the representatives of ethnic elites, revolutionary leaders of the Chuvash people.
Личность в истории всегда играла немаловажную, во многих случаях первостепенную, роль. От того, кто становился во главе коллектива или организации, фронта или масс, решались судьбы не только отдельных людей, но и целых движений, государств, обществ. Особенно отчетливо данная тенденция проявляется в переходные эпохи, как это было, например, в начале XX в. Чуваши, казалось бы, в первые годы прошлого столетия один из малоразвитых в политическом отношении народов Среднего Поволжья, выдвинули из своих рядов отдельные личности, представлявшие собой революционную интеллигенцию или национальную элиту края, заботившуюся о будущем своего народа и отстаивавшую этнические интересы. Первоначально она составляла немногочисленный отряд таких лидеров, как Г.Ф. Алюнов (Федоров), С.А. Коричев, А.Д. Краснов, А.П. Лбов, Л.М. Лукин, И.С. Максимов-Кошкинский, Д.П. Петров, Д.С. Эльмень (Семенов) и др., которые заложили основы дальнейшего развития разветвленного древа политиков Чувашии. У них были свои взгляды, мировоззрение и представления о будущем, но каждый из них оставил собственную страницу в исторической памяти чувашского народа.
А.Д. Краснов сделал многое для создания Чувашского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей (Наркомнаце) РСФСР, следовательно, для формирования Чувашской автономии, впоследствии ставшей одним из субъектов Российской Федерации. Так, он являлся руководителем национальных организаций в Чувашском крае, влиявших на политическую ситуацию в регионе и ставших своего рода «кузницей» политических кадров на местах.
А.Д. Краснов по политическим взглядам относился к партии левых социалистов-революционеров. Значительной активностью в Чувашском крае выделялись именно представители левого крыла партии эсеров. Постепенно подпадая под влияние солдатских масс чувашского народа, в силу определенных условий и причин, более активно подвергавшихся большевизации, левые эсеры края поддержали власть советов. В то же время установление однопартийного режима поставило их перед выбором: либо вступить в партию большевиков, либо перейти в лагерь их врагов. Идя навстречу крестьянству, многие левые эсеры вынуждены были сделать свой выбор в пользу РСДРП(б). Далеко не сразу они согласились с идеями большевизма, в том числе в области разрешения национального вопроса.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-11-21004.
Следует отдать должное левым эсерам края, сыгравшим консолидирующую роль в объединении чувашского народа, формировании его автономии. Именно левые эсеры стояли во главе двух основных политических организаций, принимавших самое непосредственное участие в создании Чувашского отдела при Наркомнаце, подготовившего предпосылки для образования автономии. Комиссариат по чувашским делам при Казанском Совете рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов являлся одной из них. Образованный 7 марта 1918 г. [3. Д. 12. Л. 62] по инициативе Казанского губернского комитета РКП(б), он возглавлялся левым эсером А.Д. Красновым [7. С. 246-248].
В марте 1917 г. солдат 2-й запасной артиллерийской бригады А.Д. Краснов (чуваш по происхождению) был направлен в Казанский Совет [5. С. 73]. Избранный председателем Казанского чувашского военного комитета, он стал признанным лидером солдат-чувашей гарнизона. В июне того же года он вступил в партию эсеров, примкнув к ее левому крылу [5. С. 73]. Признав советскую власть, А.Д. Краснов явился активным борцом за ее укрепление в Казани, он считался одним из авторов воззвания к населению и солдатам о переходе власти в Казани к советам. Возглавил левые силы Центрального чувашского военного совета. Благодаря и его усилиям летом 1918 г. был созван I Общечувашский рабоче-крестьянский съезд, который подтвердил признание народом советской власти. С начала марта 1918 г. (образование) по 14 марта 1919 г. А.Д. Краснов возглавлял комиссариат (отдел) по чувашским делам при Казанском губернском Совете, после которого руководителем отдела стал С.В. Амирханов [9; 2. Д. 54. Л. 4, 5, 9, 11; 3. Д. 11. Л. 94].
Первоначально комиссариат по делам национальностей при исполкоме Казанского Совета включал комиссариат по чувашским делам. Его руководитель именовался комиссаром, а заместитель - товарищем комиссара. При создании комиссариата была создана схема его организации, включавшая основные задачи и конструкцию указанной организации. После взятия Казани войсками Красной армии комиссариат сохранял свое существование за счет работы одного сотрудника. Казанский губернский Совет комиссаров народов мусульман, чувашей, мари 1 октября 1918 г. принял решение о восстановлении комиссариатов по делам национальностей, на основе чего была образована коллегия комиссариатов народов губернии [8. Д. 45. Л. 61]. Необходимость возобновления полноценной деятельности комиссариата по чувашским делам привлекла внимание к его структуре и функциональным обязанностям.
На заседании Чувашской фракции исполкома Казанского Совета было утверждено «Общее Положение об отделе (комиссариате)» [3. Д. 54. Л. 36], согласно которому при нем действовали подотделы: связи и агитационно-политический, справочно-статистический, военно-административный, финансово-хозяйственный, издательско-переводческий и общих дел. После того, как 24 октября 1918 г. комиссариат по делам национальностей превратился в коллегию отделов, комиссариаты по делам мусульман, мари и чувашей (с 31 октября) перешли в статус отделов, после преобразования коллегии в отдел - в подотделы, а затем - в секции (мари, мусульман, чувашей и мелких народностей).
Коллегия отдела включала заведующего и заведующих мусульманской, марийской, чувашской секциями. Подотделы (секции) возглавляли: чувашский -А.Д. Краснов, мусульманский - К.Н. Каспранский, мари - до 12 ноября В.А. Мухин, затем А.Р. Романов [8. Д. 105. Л. 21, 23]. С 1 октября 1919 г. губернский подотдел соединился с Чувашским отделом Наркомнаца [1. Д. 57. Л. 95об.]. Несмотря на неоднократные преобразования комиссариата, его функциональная предназначенность (способствовать этническому развитию чувашей) не изменилась. Печать, литература, делопроизводство на родном языке, открытие классов и школ для национального населения стали главным направлением его деятель-
ности. На него была возложена миссия ликвидации национальных обществ, возродившихся с приходом чехословаков. Таким образом, политический статус комиссариата (отдела) эволюционизировал: от признания его полновластным органом, стремившимся нести ответственность за этнос не только в рамках губернии, но и во всероссийском масштабе, до структурной единицы губернского уровня.
Название созданного 5 марта 1918 г. Чувашского левого социалистического комитета (ЧЛСК) говорило само за себя. Присутствие в комитете нескольких большевиков не меняло его левоэсеровской направленности. Не случайно ЧЛСК находился в оппозиции к Брестскому миру. И все же он стал первым органом, объединившим революционно-демократические силы чувашского народа, подготовившим почву для национально-государственного строительства в крае. Понимание необходимости объединения всех левых сил (что, кстати, отвечало предостережению Ленина о том, что узко понятая партийность, стремление строить национальную советскую государственность руками одних коммунистов, были бы гибельным сектантством) заставило казанских большевиков оказывать поддержку комитету. Поэтому именно из членов ЧЛСК создавался Казанский комиссариат по чувашским делам. У членов ЧЛСК были и разногласия с большевиками. Левые эсеры комитета, возглавляемого после выхода из него чувашских национал-социалистов А.Д. Красновым, не одобрили ареста ЦК своей партии после левоэсеровского мятежа в июле 1918 г.
Архивные документы говорят о тесном сотрудничестве ЧЛСК с комиссариатом по чувашским делам при Казанском Совете и с его большевистской фракцией. Практически ни один сколько-нибудь существенный вопрос не решался на заседаниях комиссариата без участия комитета. Например, 21 июля 1918 г. на совместном совещании обсуждался вопрос о вооруженном выступлении левых эсеров в Москве [12. Л. 290]. Важнейшим итогом деятельности комитета и комиссариата по чувашским делам Казанского Совета и стало образование Чувашского отдела при Наркомнаце.
В апреле 1918 г. Казанский комиссариат был единственным государственным органом, представлявшим интересы чувашского этноса всей России. Однако факт его создания при Совете Казанской губернии подтверждал областной характер его задач и обязанностей. Такая двойственность тормозила работу национального органа и требовала либо расширения его функций и прав, либо формирования учреждения, способного решать проблемы, выходившие за рамки губернии. Данное обстоятельство натолкнуло объединённое собрание комиссариата, ЧЛСК и чувашской фракции губисполкома на мысль о необходимости возбуждения ходатайства перед Наркомнацем о предоставлении Казанскому комиссариату права всероссийского всечувашского органа. Руководители комиссариата 9 апреля 1918 г. обратились в Совнарком РСФСР с прошением об официальном его признании «в качестве административного органа для всего чувашского народа и разрешении иметь при центральном правительстве представителя для защиты национальных интересов чувашского пролетариата и беднейшего трудового крестьянства» [11. Л. 183]. Кроме того, в Москву на совещание по вопросу о Татаро-Башкирской советской республике были командированы Д.С. Эльмень и И.С. Максимов-Кошкинский, вышедшие с ходатайством к Сталину [4. Д. 12. Л. 62].
Однако Наркомнац избрал путь создания специальной структуры власти (в данном случае Чувашского отдела при наркомате). В протоколе заседания коллегии комиссариата от 26 апреля 1918 г. при участии наркома сохранилось решение, принятое высшим институтом наркомата, об учреждении Чувашского отдела при Наркомнаце [1. Д. 1. Л. 13 (в)]. Не случайно 30 апреля - 1 мая 1918 г. комиссариат по чувашским делам произвёл перевыборы в его состав. Прежде всего, 30 апреля Краснов издал приказ об освобождении «от службы товарища
комиссара Д.П. Петрова и заведующего справочно-статистическим отделом (подотделом) Г.Т. Титова» [2. Д. 54. Л. 5]. Выразив протест действиям комиссариата, они (чувашские националисты-социалисты) подали заявления о выходе из состава комиссариата, на основании чего был принят данный приказ.
Объединённое заседание ЧЛСК, Чувашской фракции Казанского исполкома и комиссариата по чувашским делам провело выборы всего состава комиссариата. 9 мая объединённое заседание в том же составе избрало руководителей отдела Наркомнаца, которые 11 мая выехали в Москву [4. Д. 12. Л. 62]. С 13 мая 1918 г. отправившийся на должность заведующего отделом Д.С. Эль-мень считался выбывшим из состава комиссариата. Вместо него 20 мая совместное заседание называвшихся организаций выбрало товарищем комиссара Л.М. Лукина [3. Д. 54. Л. 7]. Именно из работников комиссариата были отобраны кадры для Чувашского отдела при Наркомнаце, официально приступившего к функционированию 18 мая 1918 г. [1. Д. 30. Л. 4]. Л.М. Лукин, А.П. Лбов и другие постепенно перешли в этот отдел. Вместе с тем продолжил своё существование, но в качестве областного органа, и Казанский комиссариат по чувашским делам, впоследствии оказавшийся в структуре Наркомнаца.
Обращение представителей местных организаций в Наркомнац РСФСР следует считать исходным пунктом возникновения высшего органа чувашского народа, главной целью которого стала подготовка к образованию автономии. После создания Чувашского коммунистического комитета (ЧКК) в сентябре 1918 г. большинство членов ЧЛСК, в том числе их лидер А.Д. Краснов, вошли в его состав. В ноябре 1918 г. ЧКК превратился в национальную секцию РКП(б), после чего подобные ей коммунистические ячейки организовывались на местах в других губерниях и уездах [2. Л. 28]. Газета «Жизнь национальностей» писала о том, что Чувашская организация РКП(б), организованная в Казани, «работает с большой энергией, выпускает плакаты и воззвания, юбилейный журнал «Эпир пусьлах пулни сюлталык ситрэ» («Год нашей власти») на чувашском языке» [13]. Следовательно, документальный материал подтверждает, что существенный вклад в процесс образования Чувашского отдела при Наркомнаце внесли левые эсеры, местные организации края. Важную роль в образовании сыграл и А.Д. Краснов.
Нельзя отказывать и личностному фактору. Существенную роль в национальном движении края, конкретно в вопросе образования Чувашского отдела при Наркомнаце, т.е. в создании автономии народа, сыграл руководитель не только комиссариата по чувашским делам, но и комиссариата национальностей в целом Казанского Совета - А.Д. Краснов. В апреле 1918 г. он специально с этой целью ездил в Наркомнац РСФСР, непосредственно участвовал в подборе кадров. 30 апреля 1918 г. объединенное заседание губернского комиссариата по чувашским делам и ЧЛСК избрало известных в Чувашии лево-эсеровских лидеров - учителя С.П. Павлова (заведующим) и банковского служащего Г.Я. Ковалевского (заместителем) для работы в Чувашском отделе [6; 10]. Однако в силу объективных и субъективных причин избранные представители чувашского народа к работе не приступили1. Поэтому на ближайшем совместном совещании заинтересованных организаций от 9 мая 1918 г. новыми руководителями были избраны активно проявившие себя в процессе организации отдела Д.С. Эльмень (заведующий) и С.А. Коричев (его заместитель) [11. Л. 186]. Следовательно, при непосредственном содействии А.Д. Краснова заведующим отделом стал тогда левый эсер, работник руководимого А.Д. Красновым комиссариата - Д.С. Эльмень (Семенов), возглавивший и реализовавший идею образования Чувашской автономии.
1 Как утверждает С.А. Коричев, дело заключалось в том, что они не сочли «будущую работу при Наркомнаце... серьёзным делом», недооценили «значения отдела и его роли в развитии классового самосознания чувашских трудящихся и укреплении Советской власти среди них, а также в подготовке создания Чувашской автономии» [6. С. 16].
Таким образом, в 1918 г. в Чувашии действовали политические организации, сыгравшие судьбоносную роль в формировании впоследствии Чувашской автономии. Однако организации не может быть без руководящей роли личностей. А.Д. Краснов являлся одним из лидеров, активных общественно-политических деятелей края, способствовавших процессу институционализации чувашей и самоидентификации этноса в качестве единой политической общности, заложивших все необходимые предпосылки для превращения идеи о формировании автономии в реальность.
Литература
1. ГА РМЭ. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 26.
2. ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1.
3. ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1.
4. ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 2.
5. Изоркин А.В. Губернский комиссар по чувашским делам Краснов Александр Димитриевич (1890 - 1952) // Их имена останутся в истории. Чебоксары, 1993. Вып. 1. С. 71-78.
6. Коричев С.А. Первые шаги: Воспоминания о первых годах Советской власти в Чуваши. Чебоксары: Чуваш-книгоиздат, 1969. 83 с.
7. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как национально-территориальных автономий (1920-1930-е гг.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 596 с.
8. НА РТ. Ф. 98. Оп. 1.
9. НА РТ. Ф. Р-116. Оп. 1. Д. 44. Л. 151.
10. НА ЧГИГН. Отд. 1. Ед. хр. 714. Инв. 9723. Л. 24-25.
11. НА ЧГИГН. Отд. 1. Ед. хр. 715. Инв. 4070.
12. НА ЧГИГН. Отд. 2. Ед. хр. 2059. Инв. 8086.
13. Партийная жизнь // Жизнь национальностей. 1918. № 2. 17 нояб.
МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MINEEVA ELENA - doctor of historical sciences, professor of Russian History Chair named after A.V. Arsen-tyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 93/94 ББК 63.3
А.А. НИСКОВСКИЙ
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОМИ КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В 1920-1930-х ГОДАХ
Ключевые слова: локальная история, индустриализация, модернизация, социально-экономические процессы.
Проанализирована проблема локального развития Коми региона под влиянием общесоюзного процесса социалистической индустриализации в 1920-1930-х гг. Обозначена противоречивость поставленных планов и реализованных мер. Отмечено создание двух параллельных экономических систем: региональной и лагерной. Сделан вывод, что модернизация не носила комплексного характера вследствие четко поставленных интенций центральной власти в регионе, а строилась по остаточному принципу с целью «выкачки» ресурсов для нужд индустриально развитых территорий.
A. NISKOVSKIY
FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC MODERNIZATION OF THE KOMI REGION IN THE PROCESS OF INDUSTRIALIZATION OF THE 1920-1930s
Key words: local history, Industrialization, modernization, socio-economic processes.
In the article was analyzed the problem of local development of the Komi region under the influence of the Union process of socialist industrialization the 1920-1930s. Denotes inconsistency of the plans and implemented measures. Marked the creation of two parallel economic systems: regional and «prison». The conclusion is made that the modernization was complex due to the clearly defined intentions of the central government in the region, and was built as a residual in order to «pumping» resources for the needs of industrialized areas.
Согласно историографической традиции, индустриализация в СССР была проведена силами государства в рамках плановой централизованной командно-административной экономики. Частный сектор периода НЭПа при