Научная статья на тему '10. 15. Организационно-правовые аспекты становления чувашской автономии'

10. 15. Организационно-правовые аспекты становления чувашской автономии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ЧУВАШСКИЙ НАРОД / ЧУВАШСКАЯ АВТО-НОМИЯ / АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / NATIONAL-STATE SYSTEM / CHUVASH PEOPLE / CHUVASH AUTONOMY / AUTONOMOUS REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малов Николай Петрович

В статье рассматриваются вопросы формирования предпосылок для создания автономии чувашского народа. Особое внимание уделено анали-зу деятельности различных национальных и полити-ческих организаций чувашского народа по иницииро-ванию учреждения чувашской автономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS OF CREATING OF CHUVASH AUTONOMY

The article considers matters of forming pre-conditions for creating the Chuvash nation autonomy. Much attention is paid to the analysis of the activity of dif-ferent national and political organizations of Chuvash people on initiating of Chuvash autonomy.

Текст научной работы на тему «10. 15. Организационно-правовые аспекты становления чувашской автономии»

10.15. ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ

Малов Николай Петрович, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации. Тел.: 8-903-345-80-30.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования предпосылок для создания автономии чувашского народа. Особое внимание уделено анализу деятельности различных национальных и политических организаций чувашского народа по инициированию учреждения чувашской автономии.

Ключевые слова: национально-государственное устройство, чувашский народ, чувашская автономия, автономная область.

ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS OF CREATING OF CHUVASH AUTONOMY

Malov Nickolay Petrovich, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation. Tel.: 8-903-345-80-30.

Annotation: The article considers matters of forming preconditions for creating the Chuvash nation autonomy. Much attention is paid to the analysis of the activity of different national and political organizations of Chuvash people on initiating of Chuvash autonomy.

Keywords: national-state system, Chuvash people, Chuvash autonomy, autonomous region.

После февральской революции 1917 года встал вопрос о форме и принципах построения новой государственности. Принятая Временным правительством 2 марта 1917 года Декларация народам России, провозгласив право народов на национальное определение создала предпосылки для практической реализации принципа свободного самоопределения наций и народностей.

19 мая 1917 года состоялся I съезд малых народностей Среднего Поволжья. В работе съезда, на котором разгорелись жаркие споры об оптимальной, с точки зрения интересов малых народов, форме государственного устройства страны, принимали участие и представители чувашского народа. По мнению большинство делегатов, наиболее приемлемой формой государства была бы по форме федеративная республика, а по сути, федерация национальных объединений. Однако часть делегатов выступили против этой идеи, утверждая, что многие малые народности, в силу низкого уровня развития, не способны создать свои национальные объединения.

После почти пятидневной дискуссии делегат от чувашского народа, юрист Г.Ф. Алюнов внес примирительную резолюцию, которая гласила, что «большинство населения Державы при его сравнительно низком культурном и политическом уровне не может, к сожалению, считаться подготовленным к немедленному введению в России федеративной республики». В то же время предлагалось в будущей конституции предусмотреть возможность «при наступлении соответствующих культурно-

политических условий» у малых народов, трансформировать Россию в национальную федерацию.

Съезд принял резолюцию: «...Учредительному собранию следует установить в России демократическую республику с предоставлением всем мелким

народностям самой широкой автономии: политической и культурной сообразно с местными условия-

1

ми...».

Важным этапом на пути формирования чувашской автономии стал состоявшийся 20-28 июня 1917 года в Симбирске I Общечувашский съезд. На нем были представлены все волости с чувашским населением Поволжья и Приуралья, отдельные военные гарнизоны Казанского и Московского военных округов, первые чувашские национальные организации и объединения. В резолютивной части съезд продублировал положения принятые съездом малых народностей в части формы будущей государственности России и формы ее национальнотерриториальной организации.

Съезд поддержал основные положения постановления Всероссийского съезда крестьянских депутатов по национальному вопросу. В резолюции съезда отмечалось: « В настоящий момент для чувашей огромное значение имеет вопрос о культурном и национальном возрождении, о национальном строительстве. Удовлетворительное разрешение чувашского национального вопроса (сначала культурно-национальная автономия, затем административно -территориальное выделение) возможно лишь в рамках общегосударственного законодательства. Данный съезд включавший в свой состав в достаточной степени полное чувашское трудовое крестьянство в лице выборных представителей селений и волостей и всего чувашского населения в лице представителей революционных организаций, чувашских земств, Чувашских национальных обществ и военных организаций, Чувашского учительства, духовенства и другой интеллигенции, считать органом представительства воли и желания всей чувашской трудовой массы, признать его правомочным и авторитетным составить список кандидатов в Учредительное собрание, выступить с этим списком во время предвыборной агитации».2

Решения I Общечувашского съезда стали базисом, для дальнейших усилий по консолидации этноса, реализации неотъемлемого права нации на самоопределение и построение национальной государственности.

Помимо принятия программных документов, съезд предпринимал и конкретные шаги по организационному оформлению национального движения. Так, 28 июня 1917 года съездом учреждается «Чувашское национальное общество». В Симбирске, Чебоксарах, Цивильске и других уездных городах учреждаются его филиалы. Вскоре правление Общества налаживает издание чувашской газеты «Хыпар».По инициативе Общества создаются Союз чувашских учителей, Союз чувашских учащихся, Союз чувашских женщин.

Объединительные процессы на национальной основе проникали и в военную среду. Первоначально во всех крупных гарнизонах Поволжья возникают Комитеты чувашских офицеров и солдат. А в декабре 1917 года на окружном военном съезде предста-

1 Изоркин А.В. Этапы зарождения и развития идеи самоопределения Чувашского народа. Сб. статей ЧГИГН. Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары. 1999. с.13-14.

2 Изоркин А.В. Этапы зарождения и развития идеи самоопределения Чувашского народа. Сб. статей ЧГИГН. Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары. 1999. с.15-16.

вители гарнизонных комитетов избирают Казанский чувашский военно-окружной комитет (ЧКВОК). Признано было необходимым сохранить все имеющиеся чувашские национальные организации, объединить их усилия для развития национального самосознания.

Однако в силу целого ряда причин, связанных с малочисленностью интеллектуальной элиты, общим низким уровнем образования народа, разобщенностью чувашей по разным административнотерриториальным единицам на этом этапе создать чувашскую автономию не удалось.

С утверждением 2 ноября 1917 года СНК РСФСР «Декларации прав народов России», провозгласившей основы национальной политики советского государства, идея самоопределения чувашского народа получила свое дальнейшее развитие. В начале 1918 года представители татарского и башкирского народов предпринимают попытки по созданию особых национальных образований Средневолжского и Южно-уральского штата («Волго-Урал штата)». Это напрямую затрагивало интересы проживающего в Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниях чувашского населения.

Анализу проекта создания нового, специфического национально-территориального образования много внимания уделил работавший с 12 января по 2 февраля 1918 года в Казани Всероссийский чувашский военный съезд.

Учитывая важность для судеб чувашского народа принимаемых решений, Всероссийский чувашский военный съезд признал необходимым созвать все-чувашское учредительное собрание. Этот, обладающий наибольшей легитимностью орган чувашского народа должен был выработать условия включения чувашских территорий в создаваемый штат и принять участие в разработке его конституции.

8 января 1918 года в Казани начал работу II Всероссийский мусульманский военный съезд ставивший своей задачей добиться легитимизации «Волго-Урал штатов» путем включения в них малых народов Поволжья, в том числе и чувашей.

Инициативное развитие национальных движений в Среднем Поволжье и Приуралье встретило сопротивление со стороны центральных властей и большевистской партии. Национальные организации татар и башкир были объявленные «буржуазными» и упразднены, а их лидеры отстранены от руководства национальными движениями.

21-22 февраля 1918 года проходивший в Казани областной съезд Советов Поволжья принял решение активизировать усилия по созданию Волжско-Уральской Советской Республики. Но часть делегатов от советов Поволжья, не согласились с решением съезда и высказались за автономную форму самоопределения народов Поволжья.

6 марта 1917 года при Казанском губернском совете создается Комиссариат по чувашским делам, а 5 марта 1917 года левыми эсерами была образована новая политическая организация - Чувашский левый социалистический комитет (ЧЛСК).

На основании решения Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей 18 мая 1918 года был учрежден Чувашский отдел Наркомнаца. В его создании приняли активное участие Чувашский левый социалистический комитет, по рекомендации которого заведующим отделом был назначен известный чувашский революционный деятель Д.С.

Эльмень. Положение о Чувашском отделе Нарком-наца было выработано и утверждено на I Общечувашском рабоче-крестьянском съезде Советов в Казани.

Структурно отдел состоял из шести подотделов: общего, связи, культуры и просвещения, печати и агитации, труда и экономики, административносправочного и иногороднего. Общий подотдел находился в Москве и начал свою деятельность 18 мая 1918 года, а остальные подотделы располагались в Казани, и начали функционировать с июня того же года.

Сфера влияния отдела распространилась на территории РСФСР, где компактно проживало чувашское население. Он организовал деятельность и осуществлял общее руководство местными отделами по чувашским делам, проводил общечувашские съезды, занимался вопросами повышения общекультурного и политического уровня чувашского народа, готовил национальные кадры и т.д.

С усилением позиций советской власти влияние правых сил на национальное движение заметно ослабло. Часть организаций вообще прекратила свое существование. Так, после реформирования старой армии были распущены все гарнизонные военные комитеты, в том числе и Центральный чувашский военный совет.

В сентябре 1918 года после освобождения Казани от белогвардейцев создается Чувашский Комитет коммунистов, вскоре реорганизованный в Чувашскую секцию при Казанском губкоме РКП(б). Аналогичные секции возникают в Симбирском, Самарском, Уфимском и Тюменском губернских комитетах РКП(б). Эти структуры развернули широкую политико-воспитательную работу среди чувашей и привели к значительному ослаблению влияния эсеров и национально ориентированных сил на основную массу чувашского народа.

После провала идеи создания Волго-Камского штата, лидеры мусульманского населения Поволжья выступили с инициативой создания тюркской Татаро-Башкирской республики на территории Уфимской, части Оренбургской, Пермской, Вятской, Сибирской и Самарской губерний с преобладанием мусульманского населения, а также Казанской губернии, исключая места проживания чувашей и марийцев.

Уже в начале апреля 1918 года объединенное заседание работников комиссариатов по чувашским и марийским делам Казанского губернского совета и представителей крещенных татар высказал негативное отношение к этой идее, мотивируя свое решение нарушением территориальной целостности мест компактного проживания других поволжских народов и опасностью мусульманской гегемонии в данной республике.

Основой для создания нового государственного образования они видели не национальный и религиозный фактор, а экономико-территориальную самодостаточность и региональную целесообразность, причем в составе новой республики должны быть представлены на равноправных и федеративных началах и другие народности Поволжья.

5 мая 1918 года по инициативе Наркомнаца в Москве состоялось совещание по вопросам образования Татаро-Башкирской республики с участием представителей марийцев, удмуртов, мордвы и чувашей. Совещание согласилось с предложенным

представителями татарских и башкирских организаций проектом «Положения о Татаро-Башкирской советской республике». Утверждение Положения должно было состояться на учредительном съезде республики.

Созванный по инициативе Чувашского отдела Наркомнаца и Комиссариата по Чувашским делам Казанского Совета 9 июня 1918 года в Казани I Общечувашский рабоче-крестьянский съезд, высказался против вхождения чувашей в Татаро-Башкирскую республику, где они, по мнению делегатов, подвергались бы дискриминации со стороны преобладающих мусульманских народов, что привело бы к межнациональной вражде.

Претворению в жизнь идеи совместной татаробашкирской государственности помешала гражданская война. К концу 1919 года Чувашский отдел при Народном Комиссариате по делам национальностей подготовил «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу». 3 января 1920 года материалы доклада были переданы заведующим Чувашского отдела Д.С. Эльменем в коллегию Наркомнаца для направления в комиссию ВЦИК по вопросам нового территориального деления РСФСР.

Однако Чувашский отдел, являясь лишь представителем своего народа в правительстве, был не правомочен выступать от имени всего народа. Это было прерогативой лишь национального съезда либо иного достаточно крупного собрания представителей нации. Таким органом должен был выступить I Всероссийский съезд чувашских секций и ячеек РКП (б) и активных коммунистов.

Итогом организационно-подготовительной работы стал прошедший в Казани с 4 по 9 февраля 1920 года I всероссийский съезд чувашских коммунистов, одобривший разработанное Чувашским отделом при Наркомнаце «Положение об организации Чувашской трудовой коммуны». Именно на такой форме автономии, по аналогии с Трудовой коммуной немцев Поволжья, остановили свой выбор авторы Положения.

Первый пункт документа гласил, что «в целях освобождения от экономического рабства и культурной отсталости, а также развития классового самосознания и скорейшего приобщения к социалистической культуре, на основании статей 2 и 6 Конституции РСФСР чуваши выделяются в особую административную единицу - Чувашскую трудовую Коммуну».3

Согласно п.3 и 4 Положения «Чувашская трудовая коммуна управляется на правах губернии своим исполнительным комитетом непосредственно подчиненным ВЦИК и Совету Народных Комиссаров, согласно Постановлению VII Всероссийского съезда Советов».4

Пункт 5 предусматривал введение в Коммуне нового административно-территориального деления на 12 районов взамен прежних уездов и волостей.

Центром автономии должна была быть узловая станция Московско-Казанской железной дороги Ши-храны, но в связи с тем, что там не было необходи-

3 Изоркин А.В. От зарождения идеи самоопределения до образования автономии. Сб. статей ЧГИГН. Проблемы национального развития чувашского народа. Чебоксары. 1999. С.29.

4 Изоркин А.В. От зарождения идеи самоопределения до образования автономии. Сб. статей ЧГИГН. Проблемы национального

развития чувашского народа. Чебоксары. 1999. С.30.

мых зданий для размещения органов управления, временной столицей был определен город Чебоксары.

До созыва съезда Советов будущей автономии коммуна должна была управляться революционным комитетом (Ревкомом), куда вошли Д.С. Эльмень, С.А. Коричев, В.А. Алексеев, Ф.Н. Сергеев, Г.С. Са-вандеев.

Всероссийский съезд чувашских коммунистов поручил Чувашскому отделу при Наркомнаце и избранному на съезде Центральному бюро чувашских секций и ячеек РКП (б) возбудить перед ЦК РКП (б) и ВЦИК РСФСР ходатайство об учреждении Чувашской трудовой Коммуны. Одновременно с этим была развернута активная агитационная и разъяснительная работа среди широких слоев чувашского населения. В конце февраля 1920 года с этой целью было проведено совместное совещание участников I Всероссийского съезда чувашских коммунистов с членами Чувашской секции при губкоме РКП (б) и чувашскими делегатами VI Казанского губернского съезда Советов. Было проведено также, ряд совещаний с партийными работниками и рядовыми коммунистами, с чувашами-красноармейцами, а также собрания с крестьянами Цивильского и Чебоксарского уездов.

Заручившись поддержкой широких слоев населения, партийных и советских работников, коммунистов и военнослужащих, 17 марта 1920 года коллегия Чувашского отдела при Наркомнаце на своем заседании постановила возбудить ходатайство перед ВЦИК и СНК РСФСР об учреждении Чувашской трудовой коммуны.

11 мая 1920 года коллегия Наркомнаца рассмотрела материалы и вынесла решение поддержать ходатайство Чувашского отдела перед комиссией ВЦИК по административному делению РСФСР. Все материалы по образованию Чувашской трудовой коммуны были переданы в Административную комиссию.

8 июня 1920 года Политбюро ЦК РКП (б) рассмотрело вопрос «О Чувашской Республике» и признало необходимым на основе территорий Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов образовать Чувашскую автономию. 22 июня 1920 года Политбюро ЦК РКП (б) утвердило форму автономии чувашского народа в виде «Чувашской области». В этот же день на заседании Совнаркома, с участием представителей Чувашского отдела был обсужден проект положения о Чувашской автономной области. После определенных изменений и дополнений в первоначальный вариант проекта, он был одобрен правительством. А 24 июня 1920 года был подписан декрет «Об Автономной Чувашской области», который гласил: «Образовать Автономную Чувашскую область, как часть Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с административным центром в г. Чебоксарах.». 5

Чувашская автономная область по правовому статусу была начальной ступенью национальной государственности. До созыва съезда Советов, являющегося высшим органом власти ЧАО, вся полнота власти в пределах области принадлежала Революционному Комитету. Текущее управление автономией принадлежало, избираемому съездом Советов,

5 Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства (СУ РСФСР) 1920. № 59, ст. 267.

исполнительному Комитету, наделяемому правами губисполкома.

Список литературы:

1. Изоркин А.В. Этапы зарождения и развития идеи самоопределения Чувашского народа. Сб. статей ЧГИГН. Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары. 1999. с.13-14

2. Собрание узаконений и распоряжений РабочеКрестьянского правительства (СУ РСФСР) 1920. № 59, ст. 267.

Рецензия

Представленная на рецензирование научная статья Н.П. Малова выполнена на актуальную тему, поскольку в последнее время можно наблюдать дискуссии по данному вопросу. В статье рассматриваются вопросы формирования предпосылок для создания автономии чувашского народа. Особое внимание уделено анализу деятельности различных национальных и политических организаций чувашского народа по инициированию учреждения чувашской автономии.

Несомненным достоинством настоящего исследования является последовательность изложения мыслей, позволяющая автору раскрыть тему в полном объеме. Автором творчески использованы нормативные правовые акты и научная литература, умелая опора на них в процессе раскрытия темы говорит о внимательном отношении к процессу исследования. Работа отличается самостоятельным подходом исследования к формулировке основных положений, выводов и рекомендаций.

Научная статья Малова Н.П. на тему «Организационно-правовые аспекты становления Чувашской Автономии» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала), Российского университета кооперации Н.И. Петренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.