УДК 629.782.519.71
СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ НАРОДОВ
МАРИ, МОРДВЫ И ЧУВАШЕЙ
© 2007 Е.К.Минеева
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова
В статье раскрываются теория и практика разрешения национального вопроса в первые годы советской власти. Обосновывается тот факт, что учение В.И.Ленина, первые декреты, декларации и Конституции Республики Советов стали законодательным фундаментом советской национальной политики. Рассматриваются вопросы возникновения и деятельности отделов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР, выделяются особенности становления национально-территориальной автономии народов мари, мордвы и чувашей.
Национальная политика советской власти базировалась на учении В.И.Ленина, который в 1917 г. пришёл к выводу о возможности и необходимости построения в новой России особого типа федеративного устройства. Отвергнув культурно-национальную (экстерриториальную) автономию, вождь пролетариата выступил организатором федерации, создававшейся по национально-территориальному принципу на основе титульной этнонации, проживавшей в исторически сложившихся территориальных границах. Государственное устройство РСФСР, образованной на Ш Всероссийском съезде советов по «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в январе 1918 г., строилось в форме различной по самостоятельности автономии.
Особый тип федерации в Республике Советов - не случайность, он обоснован спецификой государства. Поднявшийся в начале XX в. национализм более 170 в совокупности этносов стал объективной предпосылкой формирования в многонациональной России советского, этнического типа федерации. Среднее Поволжье - один из по-лиэтничных регионов страны, население которого в прошлом входило в состав Казанской, Нижегородской, Пензенской, Самарской и Симбирской губерний. Мари, мордва и чуваши, русские и казанские татары - титульные здесь этносы, до 80 -90 % задействованные в сельском хозяйстве. Малоземелье, бедность и малограмотность отличали национальное крестьянство, являвшееся главным слоем социальной структуры региона в период Российской империи.
«Декларация прав народов России», принятая 2 ноября 1917 г., в качестве программных требований национальной политики советской власти определила: 1) равенство и суверенность
народов России; 2) их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп [25, С. 8]. С целью претворения их в жизнь был создан специальный орган - Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац, НКН) РСФСР. Возникший в 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов и упразднённый в 1923 г. в связи с образованием СССР, Нар-комнац превратился во властную государственную структуру, направлявшую и координировавшую деятельность всех учреждений, имевших то или иное отношение к национальному вопросу. Главной целью Наркомата национальностей являлось формирование автономии нерусских этносов, решающую роль в реализации которой сыграли национальные комиссариаты и отделы НКН. Центральные отделы мари и чувашей возникли и начали действовать в 1918 году. Первым из них был сформирован Чувашский отдел, в создании которого самое непосредственное участие принял возглавленный левым эсером А.Д.Красновым Комиссариат по чувашским делам при Казанском Совете рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. В апреле 1918 он направил в СНК РСФСР прошение о «.. .разрешении иметь при центральном правительстве представителя для защиты национальных интересов» [17, Л. 3]. Данный документ и следует считать исходным пунктом возникновения 18 мая 1918 г. высшего органа чувашского этноса (отдела Наркомна-
ца), главной целью которого стала подготовка народа к образованию его автономии.
При непосредственном содействии двух организаций: Комиссариата мари при Казанском губернском Совете депутатов и Центрального союза был создан Центральный отдел мари (ЦОМ) при Наркомнаце. Их совместное совещание, проходившее 27 мая 1918 г. под председательством комиссара В.А.Мухи-на, единогласно постановило о немедленном направлении в Москву представителя марийского населения для защиты интересов своего народа [12, Л. 122 - 122 (об.)]. Однако учитель С.Я.Зиновьев, которого наметили в качестве такового, не приступил к выполнению своих обязанностей. Поэтому II Всероссийский съезд полномочных представителей этноса (7 - 16 июня 1918 г.) вынужден был вновь вернуться к данному вопросу. Съезд избрал в Наркомат национальностей Николая Алексеевича Алексеева [13, Л. 44 - 45], утверждённого заведующим ЦОМ. С этого времени отдел при Наркомнаце стал единственным общенациональным государственным органом, отвечавшим перед центром и всем марийским населением. Все губернские и уездные подразделения мари, функционировавшие при местных Советах депутатов, превратились в его территориальные организации.
Мордовский отдел при Наркомнаце официально ведёт своё существование с февраля 1919 года. Однако фактически деятельность отдела началась в феврале 1921 года. Трудности в становлении государственности мордвы в целом (расчленённость народа между несколькими губерниями, его разобщённость, двуязычие) сказались и на работе отдела. Существенно мешало отсутствие необходимых национальных кадров, о чём особо отмечалось на проходившем в июне 1921 г. в Самаре I Всероссийском съезде коммунистов РКП (б) мордвы [27, Л. 4]. С другой стороны, объективные препятствия формированию автономии этнонации не снимают ответственности с работников отдела Наркомнаца. Исключительным случаем, о чём свидетельствуют протоколы коллегии НКН, стало их отсутствие на заседании от 16 апреля 1921 г., на котором специально должен был рассматриваться вопрос этноса [18, Л. 13]. 26 апреля 1921 г. отдел преобразовывается в подотдел отдела национальных меньшинств (ОНМ) Наркомнаца. Ходатайство Мордовской секции при ЦК РКП (б) о его возвращении вновь в статус отдела НКН, коллегия
Наркомата РСФСР 12 сентября 1921 г. отклонила. Лишь после того, как ЦБ мордовских секций при ЦК РКП (б) направило в качестве заведующего в Мордовский подотдел ОНМ Д.С.Желтова, работа здесь начала налаживаться [28, л. 1].
Выступая 2 февраля 1920 г. на I сессии ВЦИК VII созыва, В.И.Ленин говорил: «Мы дали автономию Башкирской республике (в 1919 г. - Е.К.), мы должны создать автономную Татарскую республику, и ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам» [21, С. 98]. Параллельно с образованием автономии татар решалась судьба автономной единицы чувашского народа. Основную работу по формированию автономного образования этноса проводил Чувашский отдел Наркомнаца. В тяжелейших условиях Гражданской войны он организовывал издательское дело на родном языке, открывал библиотеки, избы-читальни, школы и педагогические курсы в этнической среде, собирал необходимые сведения для обоснования формирования государственности народа. Тем самым он создал необходимые предпосылки для непосредственного разрешения вопроса. Только в начале 1920 г. отдел сумел реально приблизиться к созданию автономии. Так, 3 января 1920 г. заведующий отделом НКН Даниил Семёнович Эльмень (Семёнов) выступил перед делегатами края с докладом «О выделении чувашской территории в особую административную единицу». «Пришло время, - отметил в докладе Д. С. Эльмень, - собрать разрозненные конгломераты в едином государственном образовании» [19, л. 6].
Важным шагом на пути к автономии явился I Всероссийский съезд чувашских секций и ячеек РКП (б) и активных работников коммунистов-чувашей (4 - 9 февраля 1920 г.). Съезд рассмотрел подготовленные отделом к образованию национально-территориальной единицы аргументы. Один из них, в частности, гласил: «При господстве белогвардейцев в Казани уполномоченный учредиловец пресловутый Алюнов и К° проектировали «Чувашскую республику» [30]. «Поэтому создание трудовой коммуны показало бы чувашам, что Советская власть способна идти навстречу трудящимся различных национальностей» [15, Л. 133]. Форум коммунистов признал необходимым формирование Чувашской трудо-
вой коммуны на правах губернии со своим исполкомом [29, С. 3 - 4]. Всю территорию будущей автономной единицы предлагалось преобразовать в 12 районов с центром в одном из трёх городов: в Канаше, Казани или в Чебоксарах. Съезд утвердил и ревком будущей коммуны в составе: Д.С.Эльменя, его заместителя по отделу Наркомнаца С.А.Коричева, В. А. Алексеева, Г.С.Савандеева, Ф.Н.Сергеева и Л.М.Лукина.
Получив поддержку от коммунистов и активных представителей этноса, руководитель отдела обратился в наркомат национальностей РСФСР, где окончательно при участии членов коллегии был подготовлен проект автономии. Проект имел один существенный недостаток. Этнический принцип, взятый в основу выделения автономии, а также отголоски бытовавшей в крае левосоциалистической идеологии культурно-национальной автономии, оказали воздействие на определение её границ. Некоторые территории были настолько удалены от Чувашии, что не могли безболезненно для других титульных этносов входить в состав коммуны. Стремление тщательно выделить национальные территории приводило также к нарушению экономической целесообразности - недооценивалась роль территориально-экономических связей между районами. Комиссия ВЦИК, рассмотрев предложенный проект и внеся некоторые коррективы, передала его на обсуждение в политбюро ЦК РКП (б). Только после принятия решения об образовании чувашской автономной единицы 8 июня 1920 г. в политбюро оно было утверждено на заседании Совнаркома РСФСР под председательством В.И.Ленина [22. С. 40].
Данное заседание от 22 июня 1920 г. стало легендарным в истории национально-государственного строительства чувашского народа. Именно на нём Д.С.Эльмень при молчаливом согласии двух своих соотечественников, В.А.Алексеева и Г.И.Иванова, отказался от предложения В.И.Ленина о создании в крае автономной республики, считая чувашский народ не подготовленным к этому [2, С. 57 - 58]. Само понятие «республика» ассоциировалось у местных революционеров с республикой буржуазной. Отказ от республиканской формы государственности вряд ли можно назвать дальновидным, если учесть тот факт, что в течение 1920 - 1925 гг. областным работникам пришлось предпринять максимум усилий для преобразования Чувашской автономной области (ЧАО) в ЧАССР. Тем не менее, ис-
торический декрет ВЦИК СНК от 24 июня 1920 г. закономерно рассматривается актом юридического признания рождения государственности чувашского народа. С преобразованием области в автономную республику в 1925 г. Чувашия приобрела все подтверждающие государственность атрибуты и символы. I съезд Советов ЧАССР 30 января 1926 г. единогласно принял первую Конституцию Чувашской автономии, к сожалению так и не санкционированную ВЦИК РСФСР. В 1927 г. II Республиканский съезд Советов утвердил положение о Центральном исполнительном комитете, герб и флаг Чувашской АССР.
К 1920 г. были сформированы необходимые предпосылки для складывания автономии марийского народа. I Всероссийское совещание активных работников мари, созванное по инициативе ЦОМ и проходившее 7 - 15 февраля 1920 г. в Казани, приняло решение об объединении марийских районов в автономную единицу. 16 - 17 февраля коммунисты, участники конференции на своём отдельном совещании высказали потребность в возбуждении ходатайства о возвращении в край активных работников среди местного населения: Н.Ф.Бутенина, В.А.Мухина, И.П.Петрова и других. Кроме того, заслушав доклад о работе секции мари при Казанском губкоме РКП (б), они был единодушны в общем пожелании о создании Центрального бюро мари при ЦК партии большевиков. Центральное бюро мари впоследствии примет самое активное участие в деятельности, касавшейся будущей автономии этноса. В целом, марийские коммунисты, как показывают источники, стали авангардом в деле строительства национальной государственности мари. Так, I Всероссийская конференция коммунистов (20 - 24 июля 1920 г.) принципиально утвердила вопрос о необходимости организации национально-терри-ториальной единицы [36, С. 42]. Единогласно участники конференции приняли предложенное П.В.Са-пожниковым её наименование - «Марийская трудовая область» [31, С. 69]. Географический центр Краснококшайска снискал большее количество голосов за него. Поэтому город был назван постоянным центром учреждавшейся автономии. Конференция наметила и будущий ревком в составе В.А.Мухина, А.В.Григорьева, И.П.Петрова, П.В.Сапожни-
кова и И.Н.Смирнова [38, С. 52]. Ему было поручено подготовить все материалы по формированию национальной области.
Однако не он, а отдел Наркомнаца инициировал летом 1920 г. сбор данных для составления проекта по административному выделению мари, о чём свидетельствуют архивные источники [20, Л. 158; Л. 74]. Руководитель отдела С.А.Черняков фактически оказался лидером национального движения после февральского совещания до конца 1920 года. На заседании коллегии ЦОМ от 3 августа он был назначен заведующим отделом, одновременно возглавив Центральный отдел мари при НКН и Центральное бюро мари при ЦК РКП (б). Известный работник В.А.Мухин по партийной мобилизации в это время был отправлен на Юго-Западный фронт. Поэтому до начала 1921 г. он находился в отрыве от работы по организации марийской автономии. А.В.Григорьев вернулся в Козьмодемьянск, а И.П.Петров - в Украину, впоследствии призван в армию. С.А.Черняков и его заместитель Н.Ф.Бутенин вплотную занялись подготовкой организации автономной единицы марийского народа. Как сообщала центральная газета народа «Йошкар кэ-чэ» от 8 октября 1920 г., в соответствии с поручением I Всероссийской конференции коммунистов мари, заведующий марийским представительством при НКН [26] Сергей Алексеевич Черняков сделал доклад в Наркомнаце, высказав пожелание своего народа [35, С. 105]. Материалы об образовании МАО комиссариат далее передал в Совнарком. Заседание СНК от 19 октября признало целесообразным первоначально передать вопрос об образовании Марийской автономной области на рассмотрение специальной комиссии из представителей наркоматов [23, С. 10]. После выраженного ею 23 октября мнения о необходимости создания автономии вопрос 26 октября вновь вернулся в Совнарком. Мнение комиссии здесь принципиально одобряется, но окончательное решение откладывается до прибытия представителей заинтересованных народов и Вятского губисполкома [24, С. 10]. 2 ноября - следующее заседание СНК под председательством В. И.Ленина, который внёс две поправки в подготовленный проект декрета. Во-первых, формирование автономии, по убеждению вождя пролетариата, должно было учитывать не только этническую принадлежность населения, но и экономический фактор территории, готовящейся к выделению. Во-вторых, вычеркнув слово «оконча-
тельное» установление границ, председатель советского правительства продемонстрировал своё понимание возможности их изменения. Будущее подтвердило поправку Ленина.
Летопись принятия декрета об образовании Марийской автономной области свидетельствует о сложностях, действовавших в государственном аппарате в первые годы советской власти и мешавших его работе. Прежде всего, вопрос формирования национально-территориальных единиц действительно требовал тщательной и неоднократной проверки принимавшихся властными структурами решений. Отсюда его рассмотрение рядом вышестоящих инстанций и не один раз. Определение границ - дело деликатное, касавшееся нескольких этносов одновременно, удовлетворить каждый из которых было очень не просто. Бросается в глаза и пристальное внимание к данной проблеме со стороны председателя СНК В.И.Ленина, несмотря на ранение принимавшего самое активное участие в процессе формирования автономий РСФСР. Но неоднократные заседания по поводу только одного вопроса отрывали людей от их непосредственных функциональных обязанностей, создавали бумажную волокиту, в целом тормозили принятие решения и культивировали формальное к нему отношение.
Вышедший 4 ноября 1920 г. декрет ВЦИК и СНК за подписью М.И.Калинина и В.И.Ленина стал днём рождения марийской государственности. 25 ноября был подписан декрет «О границах автономной области марийского народа» с центром в городе Красно-кокшайске [34, Ст. 489], впоследствии переименованном в Йошкар-Олу. Избранная в составе Моисеева, Романовского, Смирнова, То-вашова, Шигаева и Ямбоса [37, С. 43] «административно-хозяйственная комиссия шести» возглавила всю работу по фактическому оформлению области, подчинив себе и отдел Наркомнаца. 12 декабря вместо Т.Ямбоса в комиссию был включён И.П.Петров, приехавший в Краснококшайск. Более того, И.П.Петров с 16 декабря объявил о начале работы ревкома под его председательством [32, С. 87]. Однако требовалось официальное признание. После утверждения Президиумом ВЦИК 5 января 1921 г. ревкома МАО, приступившего к выполнению своих обязанностей 14 января, «комиссия шести» распалась.
Вся организационная работа перешла к революционному комитету, в состав которого вошли: И.П.Петров, С.А.Черняков, А.В.Григорьев, В.А.Мухин, В.М.Моисеев. 15 января вместо А.В.Григорьева в комитет был кооптирован И.Н.Смирнов [33, С. 90 - 91]. Скорее всего, решающую роль сыграл личностный фактор. Утверждавшийся во властных структурах И.П.Петров лучше знал И.Н.Смирнова, работая с ним в те трудные дни в тесном контакте. Впоследствии И.Н.Смирнов будет делегирован автономной областью в представительство мари при Наркомнаце. Несмотря на более высокий статус, зрелость и эрудицию в политических вопросах, но, не проявляя стремления к борьбе за власть, прибывший из Москвы С.А.Черняков передал лидерство И.П.Петрову [14, Л. 1]. Возглавив комитет, он стал и руководителем первого состава областного комитета партии, фактически созданного из ревкомовцев. Без партийной поддержки «пробить» многие вопросы государственным структурам становилось практически невозможно. После II Всероссийской конференции коммунистов мари (17 - 20 июня 1921 г.) и I областного съезда советов МАО (21 - 24 июня 1921 г.) ревком передал свои функции облисполкому автономной единицы.
Серьёзное рассмотрение вопроса организации национально-территориальной автономии мордвы начинается с I Всероссийского съезда коммунистов этноса, проходившего 10 - 14 июня 1921 г. в Самаре. Предложенное на съезде её образование единогласно поддержали все представители субэтносов. Разгоревшаяся на форуме дискуссия касалась местонахождения и формы будущей автономии. Трения возникли между губернскими органами власти, на территории которых (Нижегородская, Пензенская, Симбирская и Тамбовская губернии) проживало большинство этнонации. Созданная по решению съезда комиссия в составе Д.С.Желтова, М.М.Евсевьева, Ф.И.Завалишина, Т.В.Васильева, И.И.Москов-кина, Г.К.Ульянова и Е.С.Окина приступила к подготовке проекта автономии и к сбору необходимого материала [1, С. 69]. Но предложенному на рассмотрение Наркомнаца проекту, подготовленного комиссией, не доставало подкреплявших его документов и информации. Для выделения автономии существовала потребность в изучении мнения местного населения, отличавшегося разнообразием этнического состава. Границы следовало согласовать не только с органами местной
власти, но и с наркоматом внутренних дел. Поэтому коллегия НКН в своём постановлении высказала нецелесообразность образования на данном этапе Мордовской автономной области. Фактически комиссия, созданная для подготовки проекта образования автономии, не справилась с поставленной перед ней задачей, в результате чего вопрос так и не был решён. Кроме того, собранные ею данные, к примеру, о процентном соотношении этноса на предлагавшейся к выделению территории, отличались неточностью. Так, комиссия искусственно увеличила процент мордвы. Документальные материалы говорят о том, что в целом движение народа за национальную автономию в 1918 - 1922 гг. отличалось большой пассивностью в сравнении с марийским и чувашским этносами. Его отсталость, проживание в массах русского населения, разноязычие, а также противоречия между губернским руководством оказали решающее влияние на затяжной характер государственно-образовательных процессов мордовских субэтносов.
В 1924 г. активизированный коммунистами мордвы вопрос формирования автономии дошёл до Президиума ВЦИК, который для его рассмотрения образовал комиссию во главе с Г.К.Клингером. В 1924 - 1925 гг. местные органы власти с целью составления проектов по образованию автономии сделали многое в сравнении с предыдущим этапом. Политические структуры губернского и уездного уровней прямо отмечали в своих отчётах, что «такое изучение мордвы началось подробно и систематически только с 1925 г.» [9, Л. 1]. Местные активисты разработали несколько вариантов проекта выделения мордовского населения со своим взглядом на центр автономной единицы. С 1922 - 1923-го гг. началась оживлённая дискуссия между сторонниками узловой станции Рузаевка и теми, кто выдвигал старинный город Саранск в качестве столицы автономии [10, Л. 23 - 25 (об.), 30, 59, 83]. Дискуссия коснулась и самой идеи национальной государственности, которую приходилось отстаивать не только перед центром, что усложняло продвижение вопроса. Так, проходивший 27 апреля - 1 мая 1925 г. XII съезд советов Пензенской губернии, высказавшись в целом за создание мордовской единицы, в то же время имел и своих
противников. Делегаты Мангутов и Борисова выступили против выделения мордвы [3, С. 39]. Комиссия ВЦИК отклонила все проекты, как не соответствовавшие этническому признаку. При собранных комиссией показателях этнос не мог претендовать на решение вопроса в свою пользу, так как оргкомитет ЦК партии большевиков высказался за образование Мордовской автономной единицы при условии проживания на выделяемой территории до 60 - 70 % этнонации. Фактическим основанием для отказа, скорее, служили разногласия во мнениях о выделении конкретной для новой единицы территории. Представители нескольких губерний «тянули одеяло» на себя, имея своих сторонников и в центре. Кроме того, в партийно-государственных структурах власти распространённым являлось мнение об ассимиляции мордвы русскими. Придерживаясь его, к примеру, «всероссийский староста» М.И.Калинин не считал возможным национально-территориальное выделение мордвы. Местных активистов обвинили в национализме, возникло понятие «автономисты».
После того, как последний проект был отклонён, председатель комиссии Президиума ВЦИК высказал предложение о выделении мордвы внутри губернии в тех местах, в которых её этнотерриториальные группы проживали достаточно компактно. Следовательно, возник новый вариант разрешения проблемы этноса, поддержанный И.В.Сталиным, мнение которого сыграло решающую роль на данном этапе. Генеральный секретарь ЦК РКП (б) предложил выделить мордовское население в административные районы. Данное решение соответствовало входившим в силу «Положению о сельских советах» (1924 г.), постановлению III съезда Советов (1925 г.) и Конституции РСФСР 1925 года. В 1925 -1928 гг. всего по Советской России возникло более 600 сельсоветов и 17 волостей с жителями мордвы [4, С. 49]. Образование национальных Советов приблизило органы власти к непосредственным массам этнического населения на местах, что способствовало повышению их национального самосознания.
В 1928 г. начинается последний этап в деятельности по формированию автономии этноса. Потребность значительного усиления промышленного потенциала всей страны с учётом её слаборазвитых национальных районов требовали совместных усилий всех народов. Без помощи русской нации и более выделяющихся в про-
мышленном отношении районов отсталые с экономической точки зрения автономии выйти на высокие индустриальные рубежи не могли, что и определило, в конечном итоге, принцип экономического в эти годы районирования. В 1928 - 1929 гг. в Поволжье были образованы: Нижегородская область, в 1929 г. преобразованная в край (с октября 1932 г. -Горьковский), включившая в свой состав Вятскую, Нижегородскую губернии, Чувашскую АССР, Марийскую и Удмуртскую АО; Нижневолжская с центром в Саратове; Средне-волжская с центром в Самаре области. В развитие постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. об образовании Средне-волжской области Президиум ВЦИК постановил утвердить разделение области на девять округов: Мордовский, Самарский, Бугу-русланский Бузулукский, Пензенский, Сыз-ранский, Ульяновский, Оренбургский и Кузнецкий [5, Л. 1]. В количественном отношении население области составило около 7 млн человек [6, Л. 14].
Вследствие того, что к моменту образования области не сформировалось окончательное решение о территориях, подлежавших к включению в национальную единицу, первоначально организовывается не Мордовский, а Саранский округ, ставший основой создания Мордовской автономии. Заседание бюро ЦК Средневолжской области от 20 июня 1928 г. решило «считать необходимым выделение Мордовской автономной области даже при наличии в её пределах не свыше 40 -45 %» [7, Л. 45]. Мордовская секция агитационно-пропагандистского отдела ЦК партии, занимавшаяся вопросами составления проекта будущей автономии, пошла на искусственное отсечение ряда районов с преимущественно русским населением. При оставлении в пределах автономии этих районов, расположенных непосредственно вблизи Саранска и имевших к нему бесспорное экономическое тяготение, процент мордовских субэтносов ещё более мог снизиться [8, Л. 44]. Для образования же национально-территориальной единицы именно процентное соотношение мордвы долгие годы являлось «камнем преткновения». В результате, при проектировании автономии этноса решение данного вопроса напрашивалось, в первую очередь, несмотря на очевидную экономическую целесо-
образность иного варианта территориального размежевания. Мордовский национальный округ был сформирован по решению комиссии от 7 июля 1928 года. В статье местной газеты «Завод и пашня» по поводу долгожданного события говорилось, что территория и районы, «до сих пор не связанные между собой, с этого момента объединяются единым хозяйственно-политическим руководством» [11, Л. 20 (об.)]. С возникновения округа можно вести речь о едином национально-территориальном формировании, которое в процессе развития меняло свой статус.
Уже в 1928 г. появился проект организации Мордовской автономной области (МАО). Так как к её формированию всё было достаточно быстро, с учётом предыдущей работы в данном направлении, подготовлено, уже в 1930 г. на основе постановления ВЦИК округ преобразовывается в область. Площадь МАО составила 24,9 тыс. кв. км с населением в 1 млн 386 тыс. человек. 39,6 % мордвы по-прежнему не соответствовало национальному признаку. Не случайно, одной из главных проблем властных структур стало введение родного языка в областное делопроизводство, проблема коренизации. Вопрос осложнялся разноязычием субэтносов мордвы. Однако подобное решение вписывалось в изменявшуюся со второй половины 1920-х гг. в сторону поддержки русской нации и единого советского народа партийно-государственную идеологию. Создание национальной автономии, в которой преобладала не титульная, а русская этнонация, не противоречило указанным установкам, да и настоятельные требования со стороны мордвы также сказались на результатах национально-территориальных образовательных процессов. В составе Средне-волжского края максимально сосредоточились основные районы с проживанием мордовского населения. Постановлением ВЦИК от 20 декабря 1934 г. Мордовская автономная область была преобразована в МАССР. I Республиканский съезд советов МАССР дал краткую историю этноса, принял герб и флаг республики. На гербе лозунг «пролетарии всех стран соединяйтесь» закономерно был написан на трёх языках: русском, мокшанском и эрзянском. Следовательно, формирование автономии мордвы шло длительным путём, в несколько этапов. Несмотря на многочисленные сложности, стремление большого в численном отношении (около 2 млн человек) этноса к выделению было осуществлено.
1930-е гг., с точки зрения интересующей нас проблемы, выделяются активным процессом преобразования автономных единиц в их высший статус - республику, действительно символизировавшую приобретение народами национальной государственности, то есть самоуправления в рамках РСФСР. Но для перехода в иное качество перед автономией ставились определённые ограничения, не последнюю роль среди которых играл и экономический фактор. Не случайно, в результате индустриализации и с помощью краевых объединений, именно в 1930-е гг. абсолютное большинство АО сумело перерасти в АССР, приобретя, тем самым, новое качество. Специфика Среднего Поволжья такова, что даже в конце XX - начале XXI вв. в Волго-Вятском экономическом регионе до половины, а в Марий Эл - более 50 % местного населения продолжает относиться к сельским жителям [16, Л. 5]. Поэтому процесс приобретения республиканского статуса народами мари и чувашей происходил сложно и в течение длительного времени. Аграрная Марийская автономия была преобразована в МАССР лишь в 1936 году. Автономия мордвы, приобретя качество автономной республики раньше, в 1934 г., тем не менее, долгое время отстаивала в целом право на создание национально-территориальной единицы.
Таким образом, формирование национально-территориальной автономии народов мари, мордвы и чувашей происходило в условиях их отсталости, борьбы за устанавливавшийся новый строй, почти полного отсутствия специалистов и профессиональных кадровых работников в деле национально-государственного строительства. Каждая из автономий имела свою собственную историю, которая отличала её от другого автономного образования. Основная тяжесть по делу формирования государственности чувашского народа легла на его отдел при Наркомнаце и местных коммунистов. Отдел провёл большую подготовительную работу, которая позволила этносу в 1920 г. сформировать Чувашскую АО. Однако, изначально упустив возможность создания республики, местные партийно-государственные органы с большими трудностями добились преобразования в 1925 г. в ЧАССР. История становления государственности мари похожа на процессы,
происходившие в Чувашии. В Марийском крае также активно проявил себя Центральный отдел наркомата национальностей и коммунистические организации на местах. Сельскохозяйственная, в основном, область имела меньше, чем чуваши и мордва, шансов на преобразование в республику. К принятию «сталинской» Конституции 1936 г. абсолютное большинство автономий переросло в республиканский статус, что связано с общегосударственной политикой в области национальных отношений. Марийцы лишь подтвердили существовавшие в то время тенденции, распространявшиеся на все титульные этносы. В условиях европейской нестабильности и нагнетавшегося террора внутри СССР возникала необходимость спокойствия и единства. Борьба за дальнейшее самоопределение народов не способствовала политике государства. Следует учесть и то, что преобразование становится возможным с точки зрения наращивания государством промышленного потенциала, удовлетворявшего экономический признак приобретения автономной республики. Это объясняет то, что созданная только в 1930 г. автономная область мордовских субэтносов уже в 1934 г. приобрела республиканский статус. Принципиально приняв решение об образовании автономии, центральные органы власти достаточно быстро решили вопрос о Мордовской АССР. Процесс формирования автономий отличается двусторонним характером (из центра и с периферии), два вектора которого шли навстречу друг к другу. Конституция 1936 г. фактически завершила основной процесс становления автономий внутри РСФСР. Далее начинает нарастать тенденция по формированию единой наднациональной общности - советского народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2002.
2. Алексеев ВА. Дорогой Октября. - Чебоксары: Чуваш-книгоиздат, 1971.
3. Букин М.С. Образование и развитие мордовской автономии. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1977.
4. Букин М.С. Указ. соч.
5. ГАДНИ РМ, ф. 326, оп. 1, д. 52.
6. ГАДНИ РМ, ф. 326, оп. 1, д. 11.
7. ГАДНИ РМ, ф. 326, оп. 1, д. 3.
8. ГАДНИ РМ, ф. 326, оп. 1, д. 3.
9. ГАРМ, ф. Р-38, оп. 1, д. 105.
10. ГАРМ, ф. Р-37, оп. 1, д. 257.
11. ГАРМ, ф. Р-149, оп. 1, д. 86.
12. ГАРМЭ, ф. Р-24, оп. 1, д. 37.
13. ГАРМЭ, ф. Р-627, оп. 1, д. 13.
14. ГАРМЭ, ф. Р-23, оп. 1, д. 13 (а).
15. ГАРМЭ, ф. Р-627, оп. 1, д. 5.
16. ГАРМЭ, ф. Р-250, оп. 1, д. 402.
17. ГАРФ, ф. Р-1318, оп. 1, д. 30.
18. ГАРФ, ф. Р-1318, оп. 1, д. 6.
19. ГАРФ, ф. Р-1318, оп. 1, д. 137.
20. ГАРФ, ф. Р-1318, оп. 1, д. 111; ГАРМЭ, ф. Р-627, оп. 1, д. 51.
21. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - М.: Госиздат, 1975. Т. 40.
22. Ленин В.И. Биографическая хроника. - М.: Политиздат, 1978. Т. 9: Июнь 1920 - январь 1921.
23. Летопись полувека. Книга 50-летия Марийской АССР. - Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1970.
24. Летопись полувека. Книга 50-летия Марийской АССР.
25. Политика Советской власти по национальным делам за три года (1917 - 1920). - М.: Госиздат, 1920.
26. Представительства ещё не могло быть, так как оно создавалось после образования автономной единицы. Скорее всего, здесь речь идёт о заведующем отделом НКН.
27. РГАСПИ, ф. 17, оп. 1, д. 69.
28. РГАСПИ, ф. 17, оп. 61, д. 76.
29. Резолюции I Всероссийского съезда чувашских секций и ячеек РКП (б) и активных работников коммунистов-чувашей, 4 - 9 февраля 1920 г. - Казань: Госиздат, I920.
30. Речь идёт о так называемой «Большой Чувашии», территория которой фактически охватывала чувашей всей страны. В 1990-е гг. данный проект стал настольной картой, надеждой местных националистов на воссоединение всего чувашского этноса.
31. Сануков К.Н. Марийская автономия. - Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2005.
32. Сануков К.Н. Указ. соч.
33. Сануков К.Н. Указ. соч.
34. СУ, 1920, № 92.
35. Хлебников А.В. Образование и развитие советской автономии марийского народа (1917 - 1929). -Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1970.
36. Чузаев Р.И. Марийское национальное движение и вопрос об образовании Татаро-Башкирской республики // Самоопределение и автономия народов России: исторический опыт и уроки: Материалы Всероссийской научной конференции 26 - 27 октября 1995 г. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 1995.
37. Чузаев Р.И. Указ. соч.
38. Янтемир М.Н. Марийская автономная область: очерк (с приложением административной карты области). - Йошкар-Ола: МГПИ, 2005.
THE ESTABLISHMENT OF NATIONAL TERRITORY AUTONOMY OF THE MARI, MORDVA AND CHUVASH PEOPLES
© 2007 E.K.Mineeva
Chuvash State University named after I.N.Ulyanov
The paper is devoted to the problems of ethnic groups in the first years of the Soviet regime from both theoretical and practical point of view. The author shows that Lenin's doctrine, first Decrees, Declarations and the Constitution of the Soviet Republic constituted the law base of the Soviet national policy. The development and the activity of the departments of the People's Commissariat of Nationalities of the RSFSR are analyzed. Some peculiarities of the establishment of national territory autonomy in the Middle Volga region are discussed in the paper.