Рок-мюзикл «Волосы» Г. Макдермота в контексте жанрово-стилевого синтеза
Барсукова Ольга Витальевна
Аспирант, Сектор художественных проблем массмедиа, Государственный Институт Искусствознания 117216, Россия, Московская Обл. область, г. Москва, ул. Козицкий Пер., 5, ауд. 20
Статья из рубрики "Музыка и музыкальная культура"
Аннотация.
В статье рассматривается историческое и художественное значение мюзикла «Волосы» Г. Макдермота в контексте развития жанра. Анализируется музыкальная ткань мюзикла, синтез стилей: джаз, блюз, кантри и соул, индийской музыки, синкопированных ритмов фанка, фолк-роковых мелодий. Но особое внимание уделяется привнесению «роковой» компоненты в стилистику мюзикла 1960-х гг., что обусловило новаторский характер данного сочинения, которое впервые анализируется в контексте жанрово-стилевого синтеза. Определяются ключевые различия театральных постановок и фильм-мюзикла М. Формана. В проведенной работе были использованы следующие методы: культурно-исторический, сравнительно-аналитический и метод музыкально-стилевого анализа. Мюзикл «Волосы» ранее исследовался в основном с историко-культурных и театроведческих позиций. Анализу лондонской постановки посвящена статья В. Ряполовой «"Волосы" в Лондоне» [10]; существуют упоминания в работах Е. Андрущенко «Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-ых годов: к истокам исследовательской традиции» [1], В. Шулина «Российский мюзикл в контексте развития жанра» [15], монографиях Л. Данько [4], Э. Кампуса [5], Т. Кудиновой [7], Ханиш М., Краснова Г. В. [14], зарубежных публикациях [17, 18, 19, 20, 21]. В контексте жанрово-стилевого синтеза и анализа музыкального языка данный мюзикл рассматривается впервые.В статье делается вывод о том, что мюзикл Г. Макдермота «Волосы» стал отправной точкой в развитии новой разновидности жанра - рок-мюзикла, повлиял на становление рок-оперы, а также на развитие современного музыкально-театрального искусства в целом.
Ключевые слова: мюзикл, рок-мюзикл, рок-опера, Волосы, театр Стаса Намина, жанр, стиль, Гэлт Макдермот, Милош Форман, Джеймс Рэдо
DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28896
Дата направления в редакцию:
06-02-2019
Дата рецензирования:
10-02-2019
Рок-мюзикл «Волосы» Г. Макдермота в контексте жанрово-стилевого синтеза
История мюзикла насчитывает более ста лет. Как отдельный жанр мюзикл сформировался в начале ХХ века в США, постепенно вытесняя оперу, оперетту и другие
ранее популярные музыкально-театральные жанры 2' 3' 4' 5' 6' 7' 10, 14' 15]. Истоками мюзикла одни исследователи считают комическую оперу и оперетту; например' В. Конен полагает' что истоки этого жанра лежат в английской балладной опере, популярной в театрах США в XVIII и XIX веках' а мюзикл - это «наиболее полноценное ответвление
американской легкожанровой эстрады» ^———414]. Оперетта' по мнению многих исследователей' была исключительно развлекательным жанром «наравне с фарсом и
варьете» —Другие исследователи полагают' что мюзикл возник как противостоящая оперетте жанровая разновидность' по крайней мере в плане сюжетных линий: в поздней венской оперетте «подчеркивался аристократический' светский
характер интриги» ———^ а сюжеты мюзиклов берутся из повседневной жизни. Бесспорно' жанр мюзикла' в той или иной степени' стал преемником многих ранее существовавших музыкально-театральных жанров: от ревю мюзикл перенял элементы злободневности и сатиры; от народных театральных зрелищ и фарса - намеренное эпатирование публики' пародирование и другие приёмы. Таким образом' в первых мюзиклах соединились черты балладной оперы' оперетты' ревю' водевиля' бурлеска' экстраваганцы' варьете' театра менестрелей и других музыкально-театральных жанров
Мюзикл - музыкально-театральный сценический жанр' сочетающий в себе музыкальное' драматическое' хореографическое и вокальное искусства. Мюзикл по-новому ставит проблему синтеза всех компонентов действия: решающую роль приобретает диктуемый музыкой ритм сценического движения' который требует лаконичного сочетания «всех слагаемых синтеза - вокального и речевого интонирования' пластики хореографических
линий» [1' с- 86]; этот синтез обладает качественно новыми свойствами' которые делают возможным отказаться от традиционных жанровых обозначений (опера' оперетта' водевиль' ревю и др.) в пользу нового определения жанра - мюзикл.
С момента своего появления' жанр мюзикла проходит несколько этапов эволюции:
Первый этап - это кристаллизация жанра' выявление перманентно присущих ему стилевых черт. Например' в 1904 году Джордж М. Кохан с размахом ставит водевиль «Малыш Джонни Джонс»' в постановочной части и музыкальном языке которого можно усмотреть зачатки мюзикла; и именно здесь впервые звучат знаменитые хиты Кохана «Мое почтение Бродвею»' «Янки Дудл».
Второй этап - бродвейский мюзикл первой половины XX века' одна из кульминаций в развитии жанра. В 1920-х - середине 1930-х годах благодаря композиторам Джерому Керну («Плавучий театр»)' Коулу Портеру («Розали»)' Джорджу Гершвину («Леди' будьте добры») и их произведениям с опорой на джазовый музыкальный язык мюзиклы приобретают невероятную популярность. Стабилизировавшись как жанр' мюзикл начинает воплощать социально значимые темы' такие как война и мир' социальное неравенство' общественные и политические проблемы. Гершвин в мюзиклах «Грянь'
оркестр» (1927), «О тебе я пою» (1931), высмеивал капитализм [5, С- 48]; некоторые постановки даже были запрещены в годы кризиса в США.
Третий этап - середина 1930-х-1950-е годы. После биржевого краха в США в 1929 году жанр мюзикла вышел на новый постановочный уровень; в нём получают развитие серьёзные, трагедийные темы (пример - «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна и Ирвина Костала, 1957 год).
По мнению В. Шулина, «традиционный взгляд на мюзикл как на искусство развлекательное отнюдь не исключает и того объективного факта, что оно служит своеобразным зеркалом общественной жизни, зачастую отражая национальные, культурные или социальные особенности страны» [15, с- 1411.
Четвертый этап начинается в 1960-х годах ХХ века. Этот этап связан с влиянием новых массовых жанров второй половины ХХ века (рок, поп, фанк и др.).
Одной из поворотных точек в дальнейшем развитии жанра стала премьера, состоявшаяся 17 октября 1967 года. Именно тогда в Публичном театре Джозефа Паппа в Нью-Йорке впервые был поставлен спектакль «Волосы» («Hair») на либретто Джеймса Рэдо, Джерома Рагни и музыку Гэлта Макдермота. «Hair» - мюзикл с достаточно длинной сценической историей. После Нью-йоркской премьеры он переместился на сцены Бродвея, где выдержал 1750 представлений; мюзикл был поставлен в Лондоне в 1968 году в театре Вест-Энда и на многих других сценических площадках мира. В 1979 году американский режиссер Милош Форман снял по его мотивам фильм.
Мюзикл «Волосы» стал явлением, намеренно эпатирующим публику. В нем открыто говорят на темы, шокирующие социум, такие как наркотики, свобода сексуального выбора, здесь даже присутствует обнаженная сцена в конце первого акта. Актеры свободно передвигаются в пространстве театра, используя территорию зрительного зала, приглашая слушателей на сцену в финале «Be-In». Всё это вызывало много комментариев критиков, чрезвычайно противоречивых. Однако наиболее важной стала тема протеста против войны, ярко выраженная в сюжете, что совпало с настроениями в
молодёжной среде 1960-х J-17 и определило непреходящую актуальность мюзикла «Hair».
Популярность и длинная сценическая история обусловили обращение к мюзиклу «Hair» многих критиков и исследователей, в основном с историко-культурных и театроведческих позиций. Анализу лондонской постановки посвящена статья В. Ряполовой «"Волосы" в Лондоне» существуют упоминания в работах Е. Андрущенко «Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-ых годов: к истокам исследовательской традиции» -Ш, В. Шулина «Российский мюзикл в контексте развития жанра»-15!, монографиях Л. Данько Э. Кампуса Т. Кудиновой ^ Ханиш М., Краснова Г. В.-14^, зарубежных публикациях --17,—18—19—20—21]. В контексте жанрово-стилевого синтеза и анализа музыкального языка данный мюзикл рассматривается впервые.
Автор мюзикла «Волосы» - композитор Гэлт Макдермот - достаточно широко известен, однако его творческой биографии также требуется уделить внимание. Будущий композитор родился 18 декабря 1928 года в Монреале (Квебек). В Канаде Г. Макдермот закончил колледж, а затем Университет Бишопс в Квебеке. Данное высшее учебное заведение является междисциплинарным, но при этом ориентирующимся преимущественно на гуманитарные дисциплины. Одновременно он совершенствовался как пианист, беря частные уроки у Нила Чотема. После окончания университета Г.
Макдермот принял решение получить степень бакалавра музыки в университете Кейптауна (Южная Африка), сделав африканскую музыку своей специальностью. В 1960 году Г. Макдермот получил свою первую премию «Грэмми» за композицию «Африканский вальс». В 1964 году композитор переехал в Нью-Йорк, где создал ряд мюзиклов: «Hair» (1967 год), «Isabel's a Jezebel», «Who the Murderer Was» (1970 год). В 1969 году за аудиозапись «Hair» Макдермот получил вторую премию «Грэмми», а песня «Let the Sunshine In» из этого мюзикла в течении шести недель занимала первое место во всех чартах в 1969 году. В последующие годы Макдермот создал ещё целый ряд мюзиклов, поставленных на Бродвее, а также сочинений в других жанрах. Скончался композитор 17 декабря 2018 года, прожив долгую 90-летнюю жизнь 1201
Сюжет мюзикла «Волосы» основан на истории о «племени» (группе политически активных длинноволосых хиппи), живущем в Нью-Йорке. Основные действующие лица -Клод, его хороший друг Бергер, студентка-активистка Шейла и их друзья протестуют против призыва на войну во Вьетнаме, своё отношение к войне они выражают фразой, ставшей знаменитой: «Призыв в армию - это когда люди с белой кожей посылают людей с чёрной кожей воевать с желтокожими для защиты страны, которую они украли у
краснокожих» [10, с 245"". Коммуна хиппи, показанная в мюзикле «Волосы», протестует против консервативных взглядов родителей и общества в целом, призывает к свободе любви и сексуальной революции. Для воплощения собственной индивидуальности члены «племени» принимают решение не стричь волосы: таков их способ противостоять общепринятым нормам, о чем поётся в хоре «Hair». Центральный конфликт связан с тем, что Клоду предстоит решить - остричь ли волосы, отправиться на войну по совету родителей или отстаивать свои взгляды.
Мюзикл как театральная постановка и его киноверсия (фильм М. Формана) различаются по сюжетной линии и трактовке образов основных персонажей. В фильме Клод знакомится с Бергером и остальными хиппи за несколько дней до отъезда в армию, он обычный провинциальный парень. Кинообраз Шейлы также сильно отличается от театрального. В спектакле Шейла - хиппи и студентка-активистка, влюблённая в Бергера. В фильме она примерная девушка, дочь состоятельных родителей, которая не сразу примыкает к хиппи. Шейла проявляет некоторый интерес к Бергеру, но всё же в конце концов влюбляется в Клода. Также в фильме присутствует линия подмены: в концовке Бергер под именем Клода едет во Вьетнам и погибает. Это придает финалу дополнительную драматичность. Создание киноверсии мюзикла симптоматично - оно свидетельствует о высоком внимании публики к сюжету, музыкальному материалу, социальным проблемам, поставленным «Hair».
Актеры и сценаристы Джеймс Рэдо и Джером Рагни описывали историю своего замысла (начало сочинения они датируют 1964 годом) как воплощение собственных впечатлений
от протестов и волнений, которые окружали их в социуме I^U. В разговорных диалогах и текстах песен авторы стремились отразить актуальные проблемы современности. Джеймс Рэдо и Джером Рагни принимали участие в первых постановках мюзикла как актёры.
Обращение к субкультуре хиппи неизбежно потребовало соответствующего музыкального языка, что предстояло осуществить Г. Макдермоту. Внедрение стилистики рока в мюзикл «Hair» стало не просто обновлением языка, но и рождением нового направления - рок-мюзикла. «Hair» соединил в себе черты мюзикла со стилистикой рок-музыки. Новые мелодии, ритмы, электроинструменты - электрогитара, клавишные, рок-ритм-секция, наряду с духовыми, а также новая, сверхэкспрессивная манера вокального исполнения - составляют музыкальную базу звучания. При этом сочинение Макдермота,
на наш взгляд, нельзя назвать рок-оперой, так как оно отличается соотношением вокальных номеров и разговорных сцен. В рок-опере вокальные номера - арии, ансамбли, речитативы, хоры и вокал в целом, сквозная музыкальная драматургия занимают более значимое место, тогда как в мюзикле «Hair» присутствует достаточно много разговорных сцен. Воспользовавшись мыслью о разделении «мюзикла» и
«немюзикла» [15, с 1421, можно сказать, что в «Hair» музыка помогает в раскрытии драматического действия, но не полностью реализуется в ней. Однако само действие представляет собой единое целое: в нём нет вставных (дивертисментных) вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение - все компоненты существуют неотделимо друг от друга, а лейтмотивы и лейттемы развивают и выстраивают общую линию произведения.
Использование рок-стилистики в мюзикле не случайно, оно связано с поисками, происходившими в музыкальном и культурном пространстве во второй половине 1960-х годов. Рок-музыка, становясь ведущим видом массовой музыкальной культуры, разворачивается в систему стилей. Именно в это время берёт начало психоделический рок, становится широко популярным фанк, вызывают большой резонанс стилевые эксперименты The Beatles (в том числе с этникой и музыкальным авангардом), а в конце
1960-х формируются стилевые основы хард-рока и прогрессив-рока -Ш-1. В стилевой ткани «Hair» синтезируются разные музыкальные элементы: хорошо знакомые аудитории джаз, блюз, кантри и соул, вводятся экзотические краски индийской музыки, синкопированные ритмы фанка, звучат прямодушные фолк-роковые мелодии, возникают психоделические зарисовки - создаётся оригинальный стилевой сплав.
Ритмическая и тембровая составляющие играют важную роль в музыкальной ткани мюзикла. Наиболее ритмически активные разделы, в которых представлены ритмы с шестнадцатыми, обозначены в нотах как «рок»:
Km к . 120
\тт i и
Нотный фрагмент из партии хора «номер «Hair » в переложении для фортепиано
В подобных разделах активизируется партия сопровождения - у гитар и синтезаторов используются различные типы пульсации (двухдольная и триольная, шестнадцатые и синкопы).
Преемственность с фанково-джазовой традицией прослеживается в рваной ритмической структуре: восьмая - четверть - восьмая. Один из номеров мюзикла имеет стилевое обозначение «Electric Blues». Таким образом подчёркивается использование электроинструментов и рок-подачи в вокале вместо классической блюзовой (джазовой) манеры. Синкопирование и залигованная последняя нота фразы часто используются в музыкальных отрывках, посвящённых теме свободной любви:
Нотный фрагмент из партии хора «номер «Hair » в переложении для фортепиано
Этот ритмо-интонационный элемент представлен в различных номерах и становится
своеобразной лейтинтонацией:
Вообще в мюзикле несколько лейттем. Например, тема Клода «Manchester, England» сопровождает героя на протяжении всего мюзикла. Другими структурообразующими элементами становятся хор «Aquarius» и тема «Ain't Got No».
Ладовая и интонационная окраска вокальных и инструментальных партий определяется образным содержанием музыкальных номеров. В некоторых темах она диатонична - с помощью диатоники Г. Макдермот показывает специфику ясного, солнечного, «психоделического» мировосприятия главных героев мюзикла. «Es - f - g - b» - это интонационное зерно темы из номера «Hair», исполняемой сначала сольно Клодом, а затем в дуэте с Бергером (см. следующий пример). Это тематическое зерно основано на ангемитонном (бесполутоновом) звукоряде, в чем прослеживается влияние блюза. В некоторых исполнительских версиях звучит пентатоника - «с» вместо «b».
В ладогармоническом языке мюзикла часто встречается балансирование между тональностями, ладовая переменность, типичная для психоделики, как в номере «Hair» (Es - g):
She Biki mc why I'eb jut a hur . у Vhv I'm tuir - у ям jnd nifti ________Glriude & Bpigct
-_------,-,--„ —; *-- \
1шг |1шЧ л Irujhi I'M 1шг • у laia.b, ,nU km. ib m'l лЛ шпс wtiy. ifce't lutLM*.
Нотный фрагмент из партии Клода ( номер «Hair») ^
В финале мюзикла звучит знаменитый хор «Let the Sunshine In». В театральной постановке актеры исполняют эту песню над погибшим Клодом, накрытым черной тканью. В фильме эта сцена решена шире: начинается она также на кладбище, над погибшим товарищем (Бергером), и переносится к Белому Дому, где молодежь протестует против войны и существующих порядков. Несмотря на трагизм и минорную ладовую окраску хора, концовка, в целом, оставляет позитивное ощущение конца войны и требовательного ожидания перемен к лучшему. Стоит обратить внимание на аранжировку «Let the Sunshine In», рок-вокал героев, характеризующийся рваной подачей, и диссонирующие аккорды, отличные от джазовой традиции мюзиклов-предшественников.
Хотелось бы отдельно сказать о российской версии мюзикла «Волосы» в постановке театра Стаса Намина в Москве-^13!. Именно с этой постановки в 1999 году театр начал свою историю существования. Спектакль стал первой и по сей день единственной постановкой «Hair» в России. Мюзикл оказался очень востребованным и уже почти 20
лет играется на сцене этого театра, а в марте 2019 года он будет показан в Театриуме на Серпуховке. В версии, переведённой на русский язык, нет таких кардинальных изменений, отличий от оригинала, как в экранизации. Однако в репертуаре театра Стаса Намина мюзикл не только занимает одно из ведущих мест: в аннотации к спектаклю декларируется его важность для становления самого театрального коллектива. «Постановка "Волос" стала для молодого театра знаковой, задав ему "вектор развития": стремление к свободе творческого самовыражения и тёплые, доверительные отношения в коллективе. Из "племени любви" выросла сегодняшняя труппа театра», - сообщает
официальный сайт i91. Российская публика тепло приняла спектакль, вызывая артистов «на бис» и вместе с ними исполняя финальный гимн «Верю в Солнце».
Вывод
Мюзикл «Волосы» Г. Макдермота - явление чрезвычайно интересное с точки зрения открытия новых горизонтов в области музыкального языка мюзикла и жанрово-стилевого синтеза. В стилистике мюзикла это первый подобный опыт привнесения рок-компоненты, что раскрывается в аранжировках, подаче голоса исполнителей, манере исполнения, мощном электрическом рок-звучании. Сравнивая постановки и фильм, можно сказать о том, что каждая конкретная реализация мюзикла «Волосы» в XX веке является отражением представления об этом жанре своего времени, поэтому возможны отступления от оригинальной постановки 1967 года. Мюзикл стал предшественником таких культовых рок-мюзиклов и рок-опер, как «Томми» британской рок-группы The Who (1969), «Иисус Христос - суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса (премьера на Бродвее в 1971 году), «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера (1986), «Аида» Элтона Джона (1998) и других. Российская музыкальная традиция переняла зарубежный опыт, жанр стал популярен в нашей стране. Назовём, например, рок-мюзикл «Тодд» Михаила Горшенева (рок-группа «Король и Шут»), премьера которого состоялась в ноябре 2012 года. Жанр продолжает развиваться и сегодня.
Библиография
1. Андрющенко Е. Ю. Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-ых годов: к истокам исследовательской традиции (статья 1) [Текст] / Е.Ю. Андрющенко // Южно-российский музыкальный альманах. - 2016.-№ 1. - С. 86 - 92.
2. Владимирская А.Р. Оперетта. Звездные часы, - Спб.: Лань, 2009. - 288 с.
3. Видео с фрагментом мюзикла «Волосы» и нотным переложением партий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VVc-HOf_G9g. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.11.2018.
4. Данько Л. Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля. Лекция для студентов ин-тов культуры по курсу «История музыки»-Л.: « ЛГИК», 1977, 26 с.
5. Кампус Э. Ю. О мюзикле.-Л.: Музыка, 1983, 128 с.
6. Конен В. Д. Пути американской музыки. М., 1965, 525 с.
7. Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. - М.: Советский композитор, 1982. - 175 с.
8. Нотный архив фрагментов мюзикла «Волосы». [Электронный ресурс]. URL: https ://www.musicnotes.com/search/go?
af=%20show%3ahair&lbc=musicnotes&.method = and&p = Q&.ts = custom&.uid = 95 Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.11.2018.
9. Официальный сайт театра Стаса Намина [Электронный ресурс]. URL: https://stasnamintheatre.ru/performance/volosy/. Режим доступа: свободный. Дата
обращения: 10.01.2019.
10. Ряполова В. А. Волосы в Лондоне. Эссе // Развлечение и искусство: Вып. 2. / ред-сост. д.ф.н. Е.В. Дуков. СП.: Нестор-История, 2011. С. 238-247.
11. Савицкая Е. А. Принципы стилеобразования в рок-музыке : На материале зарубежного хард-и арт-рока 60-70-х годов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 : защищена 14.05.99 : утв. 15.10.99.-Москва, 1999.-282 с.: ил. Музыкальное искусство. OD 61 99-17/35-5. Библиогр.: с. 271-282.
12. Спектакль «Волосы» в постановке театра «Бостонская рок-опера», видео [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch? v=Lxe0jsw0EIw&feature=youtu.be. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.11.2018.
13. Спектакль «Волосы» в постановке театра Стаса Намина, видео [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/collections/card/5c5434f068d69d00626194c0/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.11.2018.
14. Ханиш М., Краснова Г. В. Мюзиклы. Знаменитые и легендарные / Г. В. Краснова — «АСТ», 2018, 181 с.
15. Шулин В. В. Российский мюзикл в контексте развития жанра // Вестник СпбГУКИ. -2016.-№ 2 (27). - С. 140-143.
16. Янковский. М. О. Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Издательство «Искусство». Ленинград, 1937, 489 с.
17. Gilmore N. Broadway on Acid: The First Rock Musical. The Saturday Evening Post // October 17, 2017. [Электронный ресурс]. URL:
https ://www.saturdayeveningpost.com/2017/10/broadway-acid-first-rock-musical/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.12.2018.
18. Kenrick, John. Musical theatre: a history. - 2008. The Continuum International Publishing Group Inc 80 Maiden Lane, New York. 408 p.
19. Laufe A. Broadway's greatest musicals. New York: Funk a wag-nails, 1977. - 519 p.
20. Official website Galt MacDermot. [Электронный ресурс]. URL: http://www.galtmacdermot.com/bio.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.12.2018.
21. Rado James. Hairstory - The Story Behind the Story. [Электронный ресурс]. URL: http://hairthemusical.com/history.html Режим доступа: свободный. Дата обращения: 05.12.2018