Научная статья на тему 'Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-х годов: к истокам исследовательской традиции (статья 2)'

Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-х годов: к истокам исследовательской традиции (статья 2) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2662
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЮЗИКЛ / РОК-ОПЕРА / Э. ЛЛОЙД-УЭББЕР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА / MUSICAL / ROCK OPERA / A. LLOYD-WEBBER / MUSICAL THEATRE / POPULAR CULTURE OF THE XXTH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андрущенко Е.

Данная статья является продолжением ранее опубликованной работы о приоритетных тенденциях и исследовательских подходах, сформировавшихся в отечественной музыковедческой литературе о мюзикле и рок-опере на протяжении 1980-х годов. По мнению автора статьи, «перестроечная эпоха» ознаменовалась подлинным «прорывом» в осмыслении рок-оперы как синтезирующего феномена. Последний вобрал в себя, с одной стороны, сущностные черты наиболее перспективных художественных ответвлений рок-культуры (прежде всего, арт-рока и барокко-рока), с другой, музыкально-драматургические и жанрово-стилевые интенции мюзикла, в указанный период ощутимо тяготевшего к разнообразным «диалогам» с академическим музыкальным театром (статьи В. Ткаченко, А. Цукера и А. Шелыгина). Помимо этого, весьма существенным представляется наметившееся стремление характеризовать творческую эволюцию «композитора для театра», создающего мюзиклы и рок-оперы, на путях своеобразной «полистилистики» (А. Журбин об Э. Ллойде-Уэббере). Наконец, автор полагает необходимым отметить принципиально важный вывод о мюзикле как художественной квинтэссенции «массового общества» и массовой культуры ХХ века (С. Бушуева). Ближайшим следствием упомянутых изысканий становятся диссертационные труды 1990-х годов, окончательно закрепляющие полноправный статус мюзикла и рок-оперы в ряду объектов музыковедческих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical and rock opera in our native-land musicology of the 1980s: towards the sources of the research tradition (article 2)

The article is the continuation of the published work about the prior tendencies and research approaches which developed into the native-land musicological literature on musical and rock opera during 1980s. According to the author's viewpoint, «perestroika (reorientation) epoch» was marked by the real «hitch» in the comprehension of rock opera as a synthesizing phenomenon. It absorbed, on the one hand, the essence features of more prospective artistic offshoots in the rock culture (first of all baroque rock and art rock), on the second hand, musical-dramaturgical and genre-style intentions of musical that appreciably gravitated towards the various «dialogues» with academic musical theatre (the articles wrote by V. Tkachenko, A. Tsuker and A. Shelygin). Moreover, the outlined intention to characterize the evolution by «the composer for the theatre» which creates musicals and rock operas on the ways of peculiar «poly-stylistics» (A. Zhurbin about A. Lloyd-Webber) seems to be more considerable. At last, the author supposes the necessary to note the conclusion which is important on principle: musical is the artistic quintessence of «popular society» and popular culture in the XXth century (S. Bushueva). The nearest consequences of the named researches are the dissertation works of the 1990s finally consolidating a competent status of musical and rock opera in the line of objects as applied to musicological researches.

Текст научной работы на тему «Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-х годов: к истокам исследовательской традиции (статья 2)»

РАКУРСЫ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ASPECTS OF MASS MUSICAL CULTURE

«I » « и

Е. Ю. АНДРУЩЕНКО

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

МЮЗИКЛ И РОК-ОПЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

1980-х ГОДОВ: К ИСТОКАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ (статья 2)

— - ~ ф - - —

Публикация подготовлена в рамках поддерживаемого РФФИ научного проекта № 17-04-00198

Как нам уже приходилось отмечать ранее (см.: [1]), 1980-е годы характеризуются ощутимым ростом профессиональной активности исследователей «из бывшего СССР» в сфере мюзикла, рок-оперы и «легкожанрового» музыкального театра в целом. Наряду с обстоятельными публикациями в специализированных научных сборниках (С. Бушуева, М. Гринберг и М. Тараканов, А. Порфирьева) или обзорными очерками монографического характера (Т. Кудинова, Э. Кампус), упомянутые музыкально-театральные жанры завоёвывают прочное место в энциклопедических изданиях

- не только «профильных» («Музыкальная энциклопедия», «Музыкальный энциклопедический словарь»), но и научно-популярных или даже относящихся к «смежным» областям искусства.

Так, в энциклопедии «Балет» (1981) публикуется статья В. Паппе «Мьюзикл», призванная акцентировать роль «действенных хореографических сцен» в зрелых образцах жанра: «Наибольшего расцвета в США он достиг в 1950-х

- начале 1960-х гг. Для бродвейских постановок этого периода характерен общий высокий художественный и исполнительский уровень. <...> Создаётся новый тип драматически насыщенного танца, пребывающего в неразрывном единстве с действием... Развёрнутые хореографические сцены занимают место, отводившееся ранее вставным номерам. Танец стал одним из важнейших средств раскрытия внутреннего мира героев, средством создания определённого настроения, обнажения драматических коллизий, то есть стал художественно необходимым» ([7, с. 360]; курсив мой. - Е. А.). Указанная статья не вполне свободна от фактологических изъянов (например, относящихся к жанрово-стилевому генезису мюзикла), предла-

гаемая автором дефиниция выглядит несколько расплывчатой («музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства вокального, драматического и хореографического искусств»), а хронологический «диапазон» освещаемых спектаклей ограничен серединой 1960-х годов (что лишь отчасти компенсируется перечнем зарубежных и отечественных мюзиклов, поставленных в СССР на протяжении 1970-х), однако само по себе появление статьи такого рода в издании заведомо «академического» плана представляется весьма примечательным, если угодно - знаковым.

Четырьмя годами позднее выходит в свет «Энциклопедический словарь юного музыканта», на страницах которого также отведено место для статьи, посвящённой мюзиклу. Отдельные положения указанной статьи, несомненно, могут привлечь внимание современного читателя вполне актуальными формулировками и историческими обобщениями: «Мьюзикл - вид музыкально-сценического представления, синтетически сочетающего в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. <...> Характернейшая особенность мьюзикла - его эстетическая "открытость" самым разным стилистическим веяниям. <...> Со временем драматургия мьюзикла... усложнилась, обогатилась развитыми хореографическими формами, приобрела черты сквозного, в некоторых эпизодах и симфонического развития. <...> Усложняется и собственно музыкальный язык - он становится более насыщенным, интересным с мелодической и гармонической точек зрения, ритмически богатым», etc. ([12, c. 195-196]; курсив мой. - Е. А.). Заметим, что автор статьи, опираясь на «стереотипный» перечень образцов жанра 1920-1960-х годов (от «Плавучего театра»

Дж. Керна до «Смешной девчонки» Дж. Стайна и «Хэлло, Долли!» Дж. Хермана) демонстрирует несомненную аналитическую проницательность и знание исторических перспектив развития данного жанра. По сути, в рамках «общедоступной» характеристики содержатся принципиально важные аспекты, обстоятельно разрабатываемые исследователями вплоть до наших дней. С этой точки зрения «популярный» очерк для детей и юношества заметно превосходит «строго научную» статью о мюзикле, помещённую в «Музыкальном энциклопедическом словаре» на исходе советского периода [6, с. 368]. Слишком явная зависимость автора от предшествующей «базовой» публикации в «Музыкальной энциклопедии» (ср.: [4, стб. 854-855]), наряду с неизбежной краткостью подготовленного «пересказа» и отсутствием видимой новизны в охвате художественного материала, способна вызвать у заинтересованных читателей лишь неизбежное разочарование.

Впрочем, своего рода «компенсацией» для последних призвано служить появление в указанном словаре специальной статьи о рок-опере. Впервые на страницах отечественного энциклопедического издания повествуется о «...музыкально-драматическом жанре, стилистической основой которого является рок-музыка», перечисляются наиболее значительные образцы упомянутого жанра (вплоть до «Эвиты» Э. Ллойда-Уэббера и «Стены» Р. Уотерса, датируемых концом 1970-х годов), отмечается «высокий художественный уровень» (!) уэбберовских рок-опер. Учитывая заведомую разнородность важнейших течений в недрах музыкального «рок-театра» (см. об этом: [2, с. 113-116]), следует признать довольно удачной авторскую попытку «суммирующего» описания характерных черт жанра: «Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники. Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и (или) сквозным интонационно-тематическим развитием. <...> Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применя-

ются также элементы музыкального языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера)» ([11, с. 468]; курсив мой. - Е. А.). В цитируемой статье упоминаются, наряду с зарубежными, и советские рок-оперы 1970-1980-х годов, что придаёт ей вполне актуальный характер. Можно лишь сожалеть о скудном и заведомо устарелом списке рекомендуемой литературы, словно игнорирующем специальные работы последнего десятилетия.

Между тем, указанные публикации, равно как и предваряющая их статья А. Порфирьевой (см.: [8]), знаменуют собой подлинный «прорыв» в постижении рок-оперы как автономного жанра, наделённого ярко выраженными синтезирующими интенциями. Так, В. Ткаченко отмечает присущее рок-опере «сочетание... различных жанровых моделей» оперы, сообразно «тенденциям жанровой гибридизации» современного музыкального театра, «широчайший стилевой диапазон» сольных партий, гибкое «...взаимодействие симфонического оркестра и бит-группы, осуществляемое путём интеграции либо дифференциации», etc. Более того, по мнению цитируемого исследователя, «яркая театральность, интегрирующий характер взаимодействия слова, музыки и сценического действия сближают рок-оперу с мюзиклом» [9, с. 138, 135, 133, 131]. По мнению А. Цукера, само по себе «двойное» наименование обусловлено «соединением истории и современности», специфическим «...сплавом, открывающим возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего <...> Рок действительно многое определяет в этом жанре, является важнейшим, цементирующим музыкальное развитие слагаемым. Важнейшим, но отнюдь не единственным». Обращение к «самым разным стилистическим средствам», полагает А. Цукер, весьма благотворно воздействует на драматургию рок-оперы, общую «динамику музыкально-сценического развития», придаёт соответствующим образам «...эмоциональную изменчивость, внутреннюю контрастность и психологизм». Более того, в условиях подобного «синтезирующего» спектакля рок-музыка «начинает раскрывать свои оперно-театральные возможности», порождая ассоциации с «многими образцами классических опер-драм» [10, с. 62-64]. Иными словами, принципиально «пограничная» ориентация данного жанра свидетельствует о весомом художественном потенциале рок-оперы, что подтверждается как историко-культурными экскурсами в прошлое музыкального театра, так и целенаправленными аналитическими описани-

ями современных проектов - «Иисуса Христа - Суперзвезды» Э. Ллойда-Уэббера, «Орфея и Эвридики» А. Журбина, «"Юноны" и "Авось"» А. Рыбникова, etc. [10, c. 61-63; 9, c. 133-137].

Разумеется, названный подход оказывается перспективным не только в постижении столь «юного» жанра, едва перешагнувшего двадцатилетний рубеж, но и в сопутствующих опытах более глубокого осмысления закономерностей, присущих «легкожанровой» сфере в целом. Вышеупомянутые параллели между рок-оперой и мюзиклом (инспирировавшие появление «смешанного» термина «рок-мюзикл») способствуют и новой «расстановке акцентов» в описаниях последнего. Сошлёмся хотя бы на содержательную статью «Мюзикл» С. Бушуевой, в течение десяти лет опубликованную дважды - в 1979 и 1989 годах. Как известно, культурологический аспект рассмотрения глубинных «...соотношений между массовым сознанием и мифологией мюзикла» [3, c. 174] предопределил необходимость анализа в основном авторских художественных концепций на уровне мотивных структур либретто.

Первоначальный тезис, формулируемый исследователем: «Классический сюжет американского мюзикла золотой поры - восхождение "star", звезды, превращающейся на наших глазах из гадкого утенка в прекрасного лебедя, - это, в сущности парафраз слогана о равных возможностях, о том, что "чистильщик сапог может стать президентом"» - опирается на музыкально-сценический материал 1920-1950-х годов. Новации, произошедшие в 1960-е годы, полагает С. Бушуе-ва, связаны с «...осмеянием изжившего себя мифа успеха и утверждением, что жизнь прекрасна такая, как она есть. <.> Однако, несмотря на видимые перемены, которые произошли в мифологическом содержании американского мюзикла, традиционная его структура почти не оказалась затронутой. <...> Новая мифология прекрасно говорила на языке старой, потому что, при всех немаловажных различиях, старую и новую жизненную установки объединяло принципиальное "приятие жизни" - только там ставка делалась на "материальное усовершенствование" жизни, а тут на её "простые радости"». Исходя из этого, полагает С. Бушуева, не был подвергнут радикальному пересмотру и «основной формальный признак» мюзикла: «Непосредственный переход от речи к музыке, как бы высвобождающий поэзию, таящуюся на пересечении двух стихий -драматической и музыкальной, - оставался для массового зрителя наиболее приемлемой формулой искусства» [3, c. 178-179, 182-183, 173].

По прошествии же десятилетия указанный тезис подвергся основательным коррективам

в новой авторской редакции: «Направление, в котором движется мюзикл последние полтора десятилетия, - всё дальше от "утешительных сказок", всё ближе к трагедии, - обусловливается устойчивостью трагического мироощущения его аудитории. <...> С тех пор, как мюзикл открыл для себя трагическую тему, ему стало доступно практически всё - все виды жизненных коллизий, все типы героев... Недавний певец обыденности, в последнее время он претендует именно на необыденное, - указывает исследователь. - <...> Не "средние состояния", а "полюсы" человеческого существования ("жизнь и смерть", "счастье и страдание") - вот на что теперь замахивается мюзикл. Казалось бы, какой путь пройден: от историй восхождения звёзд кабаре к истории восхождения Христа и вообще - истории! <.> Эти наблюдения... показывают нам возможности самого жанра, рождённого массовым обществом и потому, может быть, как никакой другой способного показать это общество таким, как оно есть». Именно поэтому автор, к примеру, с достаточным основанием проводит параллели между «Иисусом Христом - Суперзвездой» (идентифицируемым, хотя и далеко не бесспорно, в качестве явления, родственного мюзиклу) и оперным театром экспрессионизма, фактически устанавливая новый «масштаб измерения» для некогда «легкожанровых» проектов развлекательного свойства. Как видим, новый «мировоззренческий аспект» напрямую соотносится исследователем с жанрово-стилистическими параметрами «высокого искусства», тяготеющего к «подлинному синтезу всех художественных форм» [3, с. 190-192, 188, 191].

Сходным образом, вероятно, может интерпретироваться и «фабула» индивидуальной эволюции современного композитора, создающего мюзиклы и рок-оперы. Наглядным тому подтверждением является очерк - «творческий портрет» Эндрю Ллойда-Уэббера, принадлежащий А. Журбину (1988). Один из ведущих мастеров отечественного «легкожанрового» музыкального театра и, по совместительству, дипломированный музыковед сумел запечатлеть некоторые сущностные черты рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда»: «...это сочинение являло собой удивительный пример принципиального эклектизма или того, что позже назвали полистилистикой. В музыке слышались отголоски Пуччини и Чайковского, раннего джаза и соула, госпелс и рока. Однако это сочетание ничуть не раздражало, напротив, казалось вполне естественным. Так же, как и название жанра - рок-опера <...> Мне уже давно пришло в голову, что в жанровом обозначении "рок-опера" слово "рок" следует трак-

товать не в переносном смысле - как обозначение музыкального направления, но в прямом значении английского слова "rock" - качаться. То есть "качающаяся" опера, опера с "раскачивающимся" стилевым диапазоном. Тогда сразу многое объясняется и в природе жанра, и в его развитии - поскольку развитие это шло в сторону всё большего и большего "раскачивания" стиля» ([5 , с. 7]; курсив мой. - Е. А.). Параллелизм, характерный для жанровой и композиторской эволюции, не раз подчёркивается в цитируемом очерке. Впечатляющее «разнообразие» стилистики, присущее мюзиклу «Кошки», простирается от «современной симфонической музыки» (с изобилием кластеров, диссонирующих созвучий, заострённых интонаций в духе Новой венской школы) до «типичных номеров бродвейского мюзикла». Знаменитый «Призрак Оперы» вбирает в себя «...музыку a la барокко и веризм, аллюзии Моцарта и Мейербе-ра, венскую оперетту, традиционный Бродвей и современные эстрадные шлягеры», образуя «по-

истине великолепное смешение эпох и стилей», etc. [5, с. 8]. Несомненно, цитируемый очерк в равной степени привлёк внимание отечественных исследователей к одной из крупнейших фигур в истории «легкожанрового» музыкального театра ХХ века и предвосхитил пути соответствующих изысканий, посвящённых Э. Ллойду-Уэбберу и датируемых уже XXI столетием.

В целом, 1980-е годы явились весьма плодотворным этапом в освоении музыкальной наукой СССР и постсоветской России богатейшего пласта современной массовой культуры, связанного с жанрами мюзикла и рок-оперы. Благодаря упомянутым исследованиям в дальнейшем оказалось возможным сделать очередной шаг на обозначенном пути - подготовить и завершить диссертационные труды, окончательно закрепившие полноправный статус мюзикла и рок-оперы в ряду объектов музыковедческих исследований.

„ ЛИТЕРАТУРА

1. Андрущенко Е. Мюзикл и рок-опера в отечественном музыкознании 1980-х годов: к истокам исследовательской традиции (статья 1) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 4. С. 86-92.

2. Андрущенко Е. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: исслед. Ростов н/Д: Книга, 2007. 244 с.

3. Бушуева С. Мюзикл // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: сб. ст. Изд. 2-е, доп. М.: Искусство, 1989. С. 170-193.

4. Волынцев А., Михайлов Дж. Мьюзикл // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия, 1976. Стб. 854-855.

5. Журбин А. Эндрю Ллойд Уэббер - композитор для театра // Музыкальная жизнь. 1988. № 18. С. 6-8.

6. [Орелович А.] Мюзикл // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 368.

7. Паппе В. Мьюзикл // Балет: Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Сов. Энциклопедия, 1981. С. 360.

8. Порфирьева А. Эстетика рока и советская рок-опера // Современная советская опера: сб. ст. Л.: ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1985.С. 123-136.

9. Ткаченко В. Новая разновидность оперного жанра (к проблеме освоения рок-оперы на советской сцене) // Теоретические проблемы советской музыки: сб. науч. тр. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1988. С. 126-138.

10. Цукер А. У истоков рок-оперы // Музыка и ты: Альманах для школьников. М.: Сов. композитор, 1990. Вып. 9. С. 56-64.

11. Шелыгин А. Рок-опера // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 468.

12. Энциклопедический словарь юного музыканта / сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

REFERENCES

1. Andruschenko E. Myuzikl i rok-opera v otechestvennom muzykoznanii 1980-kh godov: k is-tokam issledovatel'skoy traditsii (stat'ya 1) [Musical and Rock Opera in Our Native-Land Musicology of the 1980s: Towards the Sources of the Research Traditions (article 1)]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyj

al'manach [South Russian Musical Anthology]. 2016. No. 4. P. 86-92.

2. Andruschenko E. Myuzikly E. Lloyda-Ueb-bera kontsa 1960-1980-kh godov: Syuzhety. Zhanr. Stilistika [Andrew Lloyd-Webbr's Musicals in the End of the 1960-1980s: Subjects. Genre. Stylistics]:

research work. Rostov-on-Don: Kniga Press, 2007. 244 p.

3. Bushueva S. Myuzikl [Musical]. Iskusstvo i massy v sovremennom burzhuaznom obschestve [Art and the Masses in the Contemporary Bourgeois Society]: collected articles. The 2nd supplemented edition. Moscow: Iskusstvo Press, 1989. P. 170-193.

4. Volyntsev A., Mikhaylov Dg. Myuzikl [Musical]. Muzykal'naya entsiklopediya [Encyclopaedia of Music]: in 6 vol. Editor-in-chief Yu. Keldysh. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya Press, 1976. Vol. 3. Col. 854-855.

5. Zhurbin A. Endryu Lloyd Uebber - kompozi-tor dlya teatra [Andrew Lloyd Webber - the Composer for Theatre]. Muzykal'naya zhizn' [Musical Life]. 1988. No. 18. P. 6-8.

6. [Orelovich A.] Myuzikl [Musical]. Muzykal'nyj entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopaedic Dictionary on Music]. Editor-in-chief G. Keldysh. Moscow: Sovetskaya Encyclopediya Press, 1990. P. 368.

7. Pappe V. M'yuzikl [Musical]. Balet [Ballet]: encyclopaedia. Editor-in-chief Yu. Grigorovich. Moscow: Sovetskaya Encyclopaedia Press, 1981. P. 360.

8. Porfir'eva A. Estetika roka i sovetskaya rok-op-era [Aesthetics of Rock and Soviet Rock Opera].

Sovremennaya sovetskaya opera [Contemporary Soviet Opera]: collected articles. Leningrad: Leningrad State N. Tcherkasov Institute of Theatre, Music and Cinematography, 1985. P. 123-136.

9. Tkachenko V. Novaya raznovidnost' oper-nogo zhanra (k probleme osvoeniya rok-opery na sovetskoy stsene) [A New Variety of Opera Genre (Towards the Problem of Assimilating Rock Opera at the Soviet Stage)]. Teoreticheskie problemy sovetskoy muzyki [Theoretical Problems of Soviet Music]: collected research works. Moscow: Moscow State P. Tchaikovsky Conservatoire, 1988. P. 126-138.

10. Tsuker A. U istokov rok-opery [At the Sources of Rock Opera]. Muzyka i Ty [Music and You]: Anthology for Schoolboys. Moscow: Sovetskiy kom-pozitor Press, 1990. Issue 9. P. 56-64.

11. Shelygin A. Rok-opera [Rock Opera]. Muzykal'nyj entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopaedic Dictionary on Music]. Editor-in-chief G. Keldysh. Moscow: Sovetskaya Encyclopediya Press, 1990. P. 468.

12. Entsyklopedicheskiy slovar' yunogo muzykanta [Encyclopaedic Dictionary of Young Musician]. Compiled by V. Medushevskiy, O. Ocha-kovskaya. Moscow: Pedagogika Press, 1985. 352 p.

--МЮЗИКЛ И РОК-ОПЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ --

МУЗЫКОЗНАНИИ 1980-х ГОДОВ: К ИСТОКАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ (СТАТЬЯ 2)

Данная статья является продолжением ранее опубликованной работы о приоритетных тенденциях и исследовательских подходах, сформировавшихся в отечественной музыковедческой литературе о мюзикле и рок-опере на протяжении 1980-х годов. По мнению автора статьи, «перестроечная эпоха» ознаменовалась подлинным «прорывом» в осмыслении рок-оперы как синтезирующего феномена. Последний вобрал в себя, с одной стороны, сущностные черты наиболее перспективных художественных ответвлений рок-культуры (прежде всего, арт-рока и барокко-рока), с другой, - музыкально-драматургические и жанрово-стиле-вые интенции мюзикла, в указанный период ощутимо тяготевшего к разнообразным «диалогам» с академическим музыкальным театром (статьи В. Ткаченко, А. Цукера и А. Шелыгина). Помимо

этого, весьма существенным представляется наметившееся стремление характеризовать творческую эволюцию «композитора для театра», создающего мюзиклы и рок-оперы, на путях своеобразной «полистилистики» (А. Журбин об Э. Ллойде-Уэб-бере). Наконец, автор полагает необходимым отметить принципиально важный вывод о мюзикле как художественной квинтэссенции «массового общества» и массовой культуры ХХ века (С. Бушу-ева). Ближайшим следствием упомянутых изысканий становятся диссертационные труды 1990-х годов, окончательно закрепляющие полноправный статус мюзикла и рок-оперы в ряду объектов музыковедческих исследований.

Ключевые слова: мюзикл, рок-опера, Э. Ллойд-Уэббер, музыкальный театр, массовая культура ХХ века.

MUSICAL AND ROCK OPERA

IN OUR NATIVE-LAND MUSICOLOGY OF THE 1980s: TOWARDS THE SOURCES OF THE RESEARCH TRADITION (ARTICLE 2)

The article is the continuation of the published work about the prior tendencies and research approaches which developed into the native-land musicological literature on musical and rock opera

during 1980s. According to the author's viewpoint, «perestroika (reorientation) epoch» was marked by the real «hitch» in the comprehension of rock opera as a synthesizing phenomenon. It absorbed,

on the one hand, the essence features of more prospective artistic offshoots in the rock culture (first of all baroque rock and art rock), on the second hand, musical-dramaturgical and genre-style intentions of musical that appreciably gravitated towards the various «dialogues» with academic musical theatre (the articles wrote by V. Tkachenko, A. Tsuker and A. Shelygin). Moreover, the outlined intention to characterize the evolution by «the composer for the theatre» which creates musicals and rock operas on the ways of peculiar «poly-stylistics» (A. Zhurbin about A. Lloyd-Webber) seems to be more consid-

erable. At last, the author supposes the necessary to note the conclusion which is important on principle: musical is the artistic quintessence of «popular society» and popular culture in the XXth century (S. Bushueva). The nearest consequences of the named researches are the dissertation works of the 1990s finally consolidating a competent status of musical and rock opera in the line of objects as applied to musicological researches.

Key words: musical, rock opera, A. Lloyd-Webber, musical theatre, popular culture of the XXth century.

Андрущенко Елена Юрьевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры продюсерства исполнительских искусств Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: cats-andru@yandex.ru

Andruschenko Elena Yu.

PhD in Art Studies, Associate Professor at the Department of Producing the Performing Arts Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: cats-andru@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.