Научная статья на тему 'Родовые могильники кочевников золотой Орды на территории Калмыкии'

Родовые могильники кочевников золотой Орды на территории Калмыкии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОГИЛЬНИКИ / ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ КОЧЕВНИКИ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / МОГИЛЬНИК "ИДЖИЛ" / МОГИЛЬНИК МАЛЫЕ ДЕРБЕТЫ / КУРГАН / ПОГРЕБЕНИЯ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ / BURIAL GROUNDS / GOLDEN HORDE NOMADS / REPUBLIC OF KALMYKIA / BURIAL GROUND "IDJIL" / BURIAL GROUND SMALL DERBETS / BURIAL MOUND / BURIAL / BURIAL INVENTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцов Петр Михайлович, Кольцова Кермен Петровна, Верещагин Владислав Викторович

Крупные могильники кочевников второй половины XIII-XIV вв. в степях Восточной Европы довольно редки, поэтому неслучайно специалисты проявляют к ним большой интерес. К настоящему времени на территории Калмыкии исследовано два кочевнических могильника, которые возникли в течение второй половины XIII-XIV вв. Первый могильник был обнаружен на землях совхоза «Иджил» Октябрьского района Республики Калмыкии. Из 10 исследованных курганов 8 содержали погребения золотоордынского времени. Хоронили покойников вытянуто на спине, преимущественно головами на северо-восток, лишь в двух случаях на север и по одному на запад и восток. Погребальный инвентарь содержал костяные палочки, серебряные подвески в виде знака вопроса, кресала, стремена и др. находок. По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, подвески в виде знака вопроса и костяные палочки появились в степях Восточной Европы в золотоордынское время. Второй могильник из 10 земляных насыпей был обнаружен в 2007 г. в районе с. Малые Дербеты Малодербетовского района Республики Калмыкия. Погребальные конструкции представляли собой ямы с заплечиками, где покойники лежали в основном головой на З. Совершались они в течение непродолжительного времени и принадлежали к одной родовой группе. Относительно религиозного аспекта перечисленных выше захоронений следует сказать, что в Улусе Джучи, наряду с культом Тенгри, видное место занимали представители буддизма, ислама и христианства. Причем популярность той или иной мировой религии зависела от динамично меняющихся исторических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIMONIAL BURIAL GROUNDS OF NOMADS OF THE GOLDEN HORDE IN THE TERRITORY OF KALMYKIA

Large cemeteries of nomads of the second half of the 13th-14th centuries in the steppes of Eastern Europe are quite rare, so it is not accidental that specialists show great interest to them. By the present time in the territory of Kalmykia two nomadic cemeteries have been investigated, which arose during the second half of the 13th-14th centuries. The first burial ground was discovered on the lands of the state farm "Ijil" in the Oktyabrsky district of the Republic of Kalmykia. Of the 10 burial mounds studied, 8 contained burials of the Golden Horde time. The deceased were buried on their back, mostly heads to the northeast, only in two cases to the north and one to the west and east. The funeral inventory contained bony sticks, silver pendants in the form of a question mark, a creed, stirrups and other finds. According to G.A. Fedorov-Davydov, pendants in the form of a question mark and bone sticks appeared in the steppes of Eastern Europe during the Golden Horde period. The second burial ground of 10 earth embankments was discovered in 2007 in the area of. Small Derbets of the Maloderbetovsky district of the Republic of Kalmykia. The funerary structures were pits with shoulder straps, where the dead lay mostly in the head on the west. They were made for a short time and belonged to the same generic group.Concerning the religious aspect of the graves listed above, it should be said that in Ulus Juchi, along with the cult of Tengri, representatives of Buddhism, Islam and Christianity took a prominent place. And the popularity of this or that world religion depended on dynamically changing historical conditions.

Текст научной работы на тему «Родовые могильники кочевников золотой Орды на территории Калмыкии»

УДК 903.5/904

РОДОВЫЕ МОГИЛЬНИКИ КОЧЕВНИКОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА

ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ1

©2018 г. П. М. Кольцов, К. П. Кольцова, В. В. Верещагин

Крупные могильники кочевников второй половины XIII-XIV вв. в степях Восточной Европы довольно редки, поэтому неслучайно специалисты проявляют к ним большой интерес. К настоящему времени на территории Калмыкии исследовано два кочевнических могильника, которые возникли в течение второй половины XIII-XIV вв. Первый могильник был обнаружен на землях совхоза «Иджил» Октябрьского района Республики Калмыкии. Из 10 исследованных курганов 8 содержали погребения золотоордынского времени. Хоронили покойников вытянуто на спине, преимущественно головами на северо-восток, лишь в двух случаях на север и по одному на запад и восток. Погребальный инвентарь содержал костяные палочки, серебряные подвески в виде знака вопроса, кресала, стремена и др. находок. По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, подвески в виде знака вопроса и костяные палочки появились в степях Восточной Европы в золотоордынское время. Второй могильник из 10 земляных насыпей был обнаружен в 2007 г. в районе с. Малые Дербеты Малодербетовского района Республики Калмыкия. Погребальные конструкции представляли собой ямы с заплечиками, где покойники лежали в основном головой на З. Совершались они в течение непродолжительного времени и принадлежали к одной родовой группе. Относительно религиозного аспекта перечисленных выше захоронений следует сказать, что в Улусе Джучи, наряду с культом Тенгри, видное место занимали представители буддизма, ислама и христианства. Причем популярность той или иной мировой религии зависела от динамично меняющихся исторических условий.

Ключевые слова: могильники, золотоордынские кочевники, Республика Калмыкия, могильник «Иджил», могильник Малые Дербеты, курган, погребения, погребальный инвентарь.

Крупные могильники кочевников второй половины ХШ-Х1У вв. в степях Восточной Европы довольно редки (Иванов, Кригер, 1988, с. 44; Кригер, 1985, с. 210). Данный факт специалисты объясняют тем, что на первых порах своего пребывания на Нижней Волге и Северо-Западном Прикаспии, золотоордын-ские кочевники предпочитали хоронить своих покойников в курганах эпохи бронзы и раннего железного века, что привело к их разбросанности по разным могильникам. Однако в конце ХШ-Х1У в. они все чаще совершают индивидуальные захоронения под небольшими земляными насыпями, вокруг которых иногда продолжали отсыпать новые курганы, что приводило порой к формированию родовых кладбищ.

К настоящему времени на территории Калмыкии исследовано два кочевнических могильника, которые возникли в течение второй половины ХШ-Х1У в.

Первый могильник был обнаружен на орошаемом участке 4 совхоза «Иджил» Октябрьского района Республики Калмыкии. Из 10 исследованных курганов 8 содержали погребения золотоордынского времени,

причем лишь одно было впускным в сарматский курган. Материалы указанных выше памятников уже опубликованы (Васюткин, Кольцов, 1995, с. 114-121), поэтому ограничимся общими данными.

Хоронили покойников вытянуто на спине, преимущественно головами на северо-восток, лишь в двух случаях на север и по одному на запад и восток. В погребении кургана 4 на ступеньке лежали кости четырех ног лошади, отрубленные по тазобедренным суставам. Появление в степной зоне захоронений целого коня или его чучела с ногами, отчлененными по колено и выше, исследователи связывают с половцами (Атавин, 1984, с. 139), которые продолжают жить в регионе и в золотоордынское время.

Погребения могильника «Иджил» хорошо датируются также по наличию в инвентаре костяных палочек, серебряных подвесок в виде знака вопроса, кресал (типа Б1 по классификации Г.А. Федорова-Давыдова), стремян (типа Г1 классификации Г.А. Федорова-Давыдова) и др. находок. По мнению Г.А. Федорова-Давыдова, подвески в виде знака вопроса и костяные палочки появились

i

Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-21-03005 а(м)

в степях Восточной Европы в золотоордын-ское время (Федоров-Давыдов, 1966, с. 116; 1994, с. 178).

В 2007 году археологической экспедицией Калмыцкого государственного университета были проведены охранные раскопки курганного могильника Малые Дербеты I в Малодербетовском районе Республики Калмыкия, который состоял из 10 земляных насыпей (Верещагин, 2008).

Самые ранние погребения в могильнике относятся к периоду поздней бронзы (сруб-ная культура) - К-2 П-1 и К-9 П-1. В раннем железном веке отсыпают курган К-5, который содержал одиночное сарматское погребение.

В период позднего средневековья здесь отсыпают курганы №№ 1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, которые образуют уже целое кладбище. Все средневековые погребения совершались, вероятно, в течение непродолжительного времени и принадлежали к одной родовой группе. Половозрастной состав курганного могильника был представлен: двумя взрослыми мужчинами (П-1 К-3, П-1 К-5), тремя взрослыми женщинами (П-1 К-1, П-2 К-8 и П-2 К-11), четырьмя подростками (П-1, 2 К-4, П-1 К-7, П-1 К-10) и двумя детьми до года (П-1 К-8, П-1 К-11). Все погребения объединяет единство ритуала с незначительными различиями. Погребальные конструкции представляли собой ямы с заплечиками (кроме К-11 П-2), где покойники лежали головой на З (лишь в одном случае на В). Интересно, что ровики сопровождали только женские погребения (К-10, 11). Кости лошадей зафиксированы как в мужских, так и женских погребениях.

В настоящей статье впервые публикуются материалы погребения 1 кургана 1, погребения 1 кургана 3 и погребения 2 кургана 4, которые содержали не только богатый инвентарь, но и, возможно, элементы буддийского погребального обряда.

В кургане № 1 была обнаружена могильная яма прямоугольной формы, с сильно закругленными углами, ориентированная длинной осью по линии СВ-ЮЗ. На глубине 1,76-1,80 м по периметру ямы устроен запле-чик шириной не более 10 см. Ниже уровня заплечика стенки ямы тщательно выглажены, создалось впечатление, что для этой процедуры их смачивали водой. Начиная с уровня заплечиков, на стенках и в заполнении ямы, встречались следы органических тленов, представляющих собой остатки конструкции перекрытия устроенного на заплечиках и просевшего под давлением грунта.

Конструкция перекрытия достаточно сложная: основу его составляет рама, изготовленная из тонких деревянных реек, скрепленных железными гвоздиками с жалом не длиннее 3 см и широкой шляпкой. На раму натянута плетеная циновка из тонких веток (ива?) и камыша. Верхняя поверхность перекрытия носит явные следы окрашивания минеральными красками: зеленого и фиолетового цветов. В центре заполнения ямы, в 10 см выше уровня просевшего перекрытия, были встречены фрагменты бересты. Вероятно, это был небольшой рулончик, который закопали вместе с грунтом заполнения. Такая ситуация встречена в этом могильнике еще раз в К-8 П-1. В СВ углу ямы на глубине 2,18 м был найден фрагмент медного пула.

На дне погребения лежал скелет женщины, вытянуто на спине, головой ориентированный на ЮЗ (рис. 1). Руки были немного разведены в стороны, кости предплечья лежали параллельно позвоночнику, ноги вытянуты. Под скелетом прослеживался черный тлен, вероятно, остатки войлочной одежды. На правой ноге сохранился небольшой фрагмент кожи коричневого цвета от сапог.

Под ЮЗ стенкой лежали в анатомическом порядке кости от хвоста жеребенка.

Погребальный инвентарь:

1. Железные гвоздики в количестве 16 штук (рис. 2) скрепляли каркас деревянного перекрытия. Для прочности углы каркаса были укреплены 4 железными штырями, согнутыми под прямым углом.

2. Фрагмент медного пула (монеты), обнаружен в заполнении норы грызуна. Надпись на пуле не читается из-за сильной коррозии металла.

3. Под черепом, в районе височных костей, были найдены две серьги из желтого металла в полтора оборота (рис. 2). Изготовлены они из проволоки диаметром 2 мм, концы обрублены. Диаметр серег 17 мм.

4. В районе тазовых костей обнаружено бронзовое зеркало. Вероятно, оно лежало в кожаном футляре, от которого остался коричневый тлен (рис. 2). Зеркало относится к типу А I по Федорову-Давыдову [Федоров-Давыдов, 1966, с. 78], без орнамента, по краю небольшой округлый бортик. В центре - след от отломанной петельки. Размеры зеркала: диаметр - 6 см, толщина - 1 мм.

5. К югу от правой бедренной кости был обнаружен железный нож. Металл подвергся сильной коррозии, оставшаяся длина лезвия

составляла 55 мм, черешка - 30 мм. Виден уступ при переходе от лезвия к рукоятке.

6. Матерчатая шапка из темно-коричневого шелка лежала под черепом.

7. Фрагмент кожаной обуви.

Ситуация 1. В 1 м к ССВ от ЦР на глубине 0,10 м обнаружены остатки скелета лошади. Судя по расположению костей, туша лошади была расположена в яме в сидячем положении на согнутых ногах. К северу от костей лошади на глубине 0,11 м были найдены фрагменты железного стремени сломанного в древности.

Инвентарь:

Среди костей лошади были обнаружены фрагменты железного стремени - часть площадки ромбической формы с продольным ребром жесткости и мелкие части арки. Размер и форма не восстанавливаются.

Курган 3 был отсыпан для индивидуального погребения. В центре кургана, с уровня материка, прослеживалась могильная яма прямоугольной формы со скругленными углами и выпуклыми длинными стенками, длинной осью ориентирована по линии В-З. Стенки могильной ямы ко дну сужались. На глубине 60-75 см был устроен кольцевой заплечик шириной не более 20 см, местами он обвалился, т. к. материковая глина довольно рыхлая и сильно крошится. Ниже уровня заплечика торцевые стенки продолжали сужаться, а длинные - сделались вертикальными.

На глубине 1,38 м, у северной стенки ямы, прямо на деревянном перекрытии могилы было обнаружено чучело коня. От него сохранились лежащие в анатомическом порядке череп (ориентирован на запад), кости ног отрубленных по 4-й сустав, хвост и черный тлен от шкуры. Лошадь была взнуздана, в пасти зажаты железные удила, в центре чучела обнаружены два стремени, там же зафиксированы остатки седла в виде деревянных плах.

Перекрытие могильной ямы было сделано из деревянных плах шириной 6-10 см, которые лежали на уступах под длинными стенками. Просевшие центральные части плах перекрытия лежали на костях скелета. Причем практически все плахи (около 9-ти) были уложены в З части (над головой и грудью погребенного) могильной ямы. Еще одна плаха прослежена у В стенки. Остальную площадь, вероятно, закрывали полотном, плетенным из растений, так как между черным тленом от чучела коня и деревянным перекрытием был прослежен довольно мощный

(2-3 мм) слой зеленого органического тлена. Восточная плаха лежала на дне могилы, на ней стоял красноглиняный кувшин.

На дне погребения лежал скелет взрослого мужчины вытянуто на спине головой на З (рис. 3). Руки лежали вытянуто вдоль туловища, ноги сведены вместе. Кости скелета оказались довольно хорошей сохранности, кроме черепа, который раздавило рухнувшее перекрытие.

Вдоль скелета с С и Ю лежали две длинных дощечки (более 1,60 м), прямоугольных в сечении (высота примерно 5-6 см). Вероятно, это оставшиеся детали от гробовища. Торцевые доски не сохранились. Под скелетом была прослежена двухслойная подстилка: белый тлен от камыша был перекрыт черным тленом от кожи.

Погребальный инвентарь:

1. В пасти коня были зажаты железные двусоставные удила без псалиев (рис. 4). Металл очень плохой сохранности, центральная часть практически полностью сгнила. Сохранились только стержни с неподвижными кольцами, а также вставленные в них подвижные кольца. По классификации Федорова-Давыдова, удила могут быть отнесены к типу Г1 (Федоров-Давыдов, 1966, с. 17-18).

2. Два железных стремени (рис. 4) плохой сохранности обнаружены у чучела лошади. Вероятно, они однотипны, поэтому остановимся на описании более крупного фрагмента стремени. Он представлен обломком подножки с дужкой, верхняя часть которой расплющена и образует треугольный выступ под прорезью. Узкая закругленная подножка состояла из трех прутьев. По форме она близка к типу Д11, но с треугольной вершиной, как у отдела Г по Федорову-Давыдову (Федоров-Давыдов, 1966, с. 13) и второго типа по В.Ф. Немерову (Немеров, 1987, с. 222).

3. Кувшин (рис. 4) был найден в ЮВ углу погребения, лежащим на боку. Вероятно, он стоял на перекрытии и упал вместе с ним. Тулово округлое, горло невысокое, прямое, напротив ручки немного расширяется к устью. Дно плоское, без поддона. Ручка в сечении овальная, нижняя часть крепится на плечике, верхняя - на венчике. Сосуд орнаментирован 9 прочерченными концентрическими кругами по тулову и 3 при переходе к горлу. Поверхность ярко красная, заизвесткована. Часть венчика отбита в древности. В тесте примесь песка. Размеры сосуда: высота 260 мм, высота горла 75 мм, диаметр дна 122 мм, диаметр тулова 210 мм, диаметр основания горла 85

мм, диаметр устья 98 мм, толщина стенок 6 мм.

4. Железный нож обнаружен у правой бедренной кости, вероятно, он крепился к поясу. Лезвие в нижней части имеет небольшой изгиб к спинке. Длина лезвия 182 мм, ширина от 26 до 13 мм, толщина - от 11 до 6 мм; рукоятка у основания имеет размеры 11x22 мм.

5. Шелковая ткань серого цвета была прослежена под черепом и к С от него. Несколько фрагментов ткани были найдены в заполнении норок грызунов. Ткань могла покрывать голову покойного.

6. На ступнях ног сохранились фрагменты кожи от сапог, голенища полностью истлели. По конструкции сапоги походили на обувь монголов - гутал. Они имели прямое голенище с жесткими, наглухо пришитыми к нему союзками, но с более мягкими подошвами (Немеров, 1987, с. 214).

7. Кожаный колчан для лука (сагадак, сайдак, хаадак) был обнаружен прислоненным к С стенке, напротив берцовых костей. Вероятно, он крепился к поясу с помощью сыромятных ремешков (Немеров, 1987, с. 216). Сагадак представлял собой кожаный чехол трапециевидной формы. Конструктивно состоит из двух кусков кожи скрепленных между собой с помощью кожаной узкой полоски, к которой они были пришиты. Широкая верхняя часть и треть верха одной из сторон были не сшиты и служили карманом для вкладывания лука. Нижняя узкая часть закруглена. Внешняя сторона налучья была украшена глубоким теснением острым мелкозубчатым штампом, длиной около 1 см. Им была покрыта вся поверхность внешней стороны в виде елочки. Общая длина налучья была около 55 см, ширина в нижней части около 7 см, верха - более 15 см.

В колчан был вложен деревянный лук. От него практически ничего не сохранилось, лишь несколько фрагментов дерева, обмотанных берестой.

8. Берестяной колчан для стрел (туло) найден у С стенки могильной ямы за сагада-ком. Для изготовления колчана использовался деревянный каркас, на который была намотана береста. К низу футляр расширялся, дно, вероятно, было изготовлено из органического материала (кожа или войлок). По всей поверхности колчана заметны парные отверстия - следы от прошивки нитками. По ребрам, с обоих концов колчана черной краской нанесены полосы, не доходящие до середины. У

устья колчана с внешней стороны нарисована еще одна полоса. Рядом с устьем был найден фрагмент коричневой кожи, вероятно, от ремешка или портупеи, к которой крепился колчан.

9. Железная фигурная заклепка от берестяного колчана представляла собой овальную пластину с прямоугольной петлей отделенной перехватом. Длина 5,2 см, ширина 1,6 см.

10. В колчан было вложено пять стрел. По положению наконечников видно, что две стрелы были вложены наконечниками внутрь, а три - наружу. Четыре наконечника представляли собой срезни в виде вытянутой лопаточки с короткими, сходящимися под тупым углом верхними ударными гранями (рис. 5). Они могут быть отнесены к типу ВХ1 по Федорову-Давыдову (Федоров-Давыдов, 1966, с. 27). Пятый наконечник - черешковый полулунный срезень (рис. 5).

11. Остатки от 4-х древков стрел (рис. 5) были найдены в колчане из бересты. Два древка представлены фрагментами нижних концов с составными деревянными ушками. Ушки конической формы, полые внутри, округлые в сечении с глубоким овальным вырезом для фиксации тетивы. Способ насада на древко - втулка, похожая на тип II по В .Г. Кищенко (Кищенко, 2003, с. 139). Выше ушка на древке сохранились черные кожаные пояски - дополнительный крепеж оперения.

12. Серебряная пластинка треугольной формы со следами чеканки была найдена во рту, вероятно, это часть какого-то изделия типа обкладки чаши или ножен.

Курган 4. Насыпь оплывшая, в плане округлая, линзовидные ровики прослежены с южной и северной полы. Высота кургана 0,30 м, диаметр 10 м.

В кургане было совершено два захоронения. Погребение 2 было основным. Оно обнаружено на глубине 0,80 м, в 2 м к Ю от центра кургана. Могильная яма в плане прямоугольная со скругленными углами, длиной 2,20 м, шириной 0,80 м, длинной осью ориентирована по линии З-В, с небольшим отклонением к ЮЗ. На глубине 1,80 м был устроен запле-чик шириной 10-20 см по всему периметру погребения. На заплечики были положены деревянные плахи перекрытия, от которых сохранилось 9 фрагментов со следами темного тлена, вероятно, от шкур лошадей. Заклад в центральной части могилы просел до глубины 2,17 м, почти до костяка человека (рис. 7).

На дне погребения, в гробовище, лежал скелет молодой девушки вытянуто на спине

(рис. 6; 7), головой на З. Череп был слегка наклонен влево, руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежали вместе. На ногах сохранились фрагменты кожаных сапог, которые прослеживались до самых колен. На остальных костях повсюду встречался серый тлен от верхней одежды.

Гробовище имело следующую конструкцию: несколько длинных досок шириной 9-10 см были положены вдоль длинной оси погребения на перпендикулярные доски шириной 6-7 см. Эти перпендикулярные доски лежали друг от друга на расстоянии не менее 26 см. В итоге получился своеобразный щит, покрытый кожей (или шкурой), от которого остался слой черного тлена. Поверх деревянного щита лежал скелет молодой женщины, справа от нее, у самой стенки, находились кости барана. Вероятно, гробови-ще было окрашено в разные цвета, поскольку на некоторых досках осталась розовая и зеленая краска.

Как были скреплены доски не совсем понятно, так как не было найдено гвоздей или деревянных втулок. Возможно, они вообще не крепились, а лежали поверх друг друга.

Погребальный инвентарь:

1. У западной стенки погребения, почти у самого черепа, стоял кружальный сосуд (рис. 7). Дно сосуда плоское, тулово округлое, наибольший диаметр в верхней трети сосуда, невысокое горло расширяется к устью. Венчик плоский, чуть отогнут. В верхней части тулова, выше наибольшего диаметра была прикреплена петельчатая ручка, от которой остались два прилепа. Орнаментирован сосуд прочерченными концентрическими кругами, расположенными тремя группами по три круга между дном и наибольшим диаметром. Поверхность сосуда была обожжена неравномерно, поэтому на ней читались серые, розовые и красные цвета. На изломе черепок имел розовый цвет, в тесте прослежена примесь песка и толченой раковины. На дне сосуда обнаружен толстый слой сажи.

2. На левом бедре лежал железный нож с бронзовой обоймой на рукояти (рис. 7). Лезвие треугольное в сечении, спинка прямая, острие выгнутое. Имеются уступы при переходе острия к черешку. Черешок отломан в древности. Длина лезвия 120 мм, ширина 22 мм.

3. На кисть левой руки был положен набор альчиков - 11 штук, еще 14 были разнесены землеройными животными по погребению (рис. 8). Среди них выделяются два

экземпляра (биты), украшенные насечками образующими сетку из ромбов. Один из них имел три просверленных сквозных отверстия.

4. Во рту погребенной был обнаружен фрагмент серебряного изделия (рис. 8) в виде треугольной пластины толщиной 2-3 мм с выштампованными овалами, один край которой имеет бортик. Вероятно, это часть накладки на какой-то предмет (чаша, ножны и т. д.). Размеры пластинки 29*33 мм. Подобный фрагмент встречен в погребении 1 кургана 3.

Ситуация 1 (рис. 7). Целый скелет молодой лошади (стригунка) лежал в специально вырытой яме, на глубине 0,39 м, в 1,5 м к СЗ от центра кургана. Лошадь была взнуздана, поскольку в ее пасти найдены железные двусоставные удила. В районе позвоночника обнаружены остатки от седла - фрагменты дерева, кожи, железная деталь, а также органический тлен, окрашенный в розовый и зеленый цвета.

Описанные выше средневековые погребения содержат целый ряд датирующих предметов: стремена типа Д11 (К-3 П-1); удила типа Г1 (К-3 П-1, К-4 С-1; К-7 С-1); наконечники стрел ВХ1 (К-3 П-1); шапочки Бокка (К-11 П-2); зеркало типа А1 (К-8 П-2); серьги типа VI (К-4 П-2, К-7 П-1, К-8 П-2, К-10 П-1).

Согласно периодизации Г.А. Федоров-Давыдова перечисленные типы вещей относятся к IV периоду истории золотоордынских кочевников, что соответствует второй половине ХШ - Х1У в. (Федоров-Давыдов, 1966, с. 116).

Относительно религиозного аспекта в погребальном обряде перечисленных выше захоронений, следует сказать, что в Улусе Джучи, наряду с культом Тенгри, видное место занимали представители буддизма, ислама и христианства. Причем популярность той или иной мировой религии зависела от динамично меняющихся исторических условий.

В исламе и христианстве более строго соблюдали положение умершего относительно сторон света, запрещали класть в могилу оружие, орудия труда, украшения и др. вещи. Буддизм же отличался разнообразием способов обращения с телами покойных и отсутствием твердо установленных норм погребального ритуала.

В качестве примера широкой вариативности проявления буддийской погребальной традиции исследователи указывают на практику закрывания естественных отверстий в теле усопшего, не известную в христианстве и

исламе, положения монет или драгоценность в рот покойного, укрывание лицо шелковой тканью, иногда прикрывая ими рот (Позднеев, 1993, с. 463).

Практика закрывания естественных отверстий в теле усопшего, в буддизме сохраняется и поныне. По мнению буддийских

лам, она помогает душе покойного покинуть тело через темя, а не через другие (нечистые) отверстия.

Высказанные нами соображения относительно буддийской обрядности описанных выше погребений требуют дополнительных проработок и аргументаций.

Атавин А.Г. Некоторые особенности захоронения чучел коней в кочевнических погребениях Х-ИУ вв. // СА. 1984. № 1. С. 134-135.

Васюткин С.М., Кольцов П.М. Средневековые погребения зоны Калмыцкого магистрального канала // Материалы и исследования по археологии Калмыкии / Отв. ред. В.И. Марковин. Элиста: КГУ, 1995. С. 107-160.

Верещагин В.В. Отчет об охранных археологических раскопках курганного могильника Малые Дербеты I на территории Малодербетовского района, курганов Садовое 5 и Садовое 6 на территории Сарпинского района Республики Калмыкия в 2007 г. // Архив Прикаспийского научно-образовательного археологического центра Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (ХП-Х!У вв.). М.: Наука, 1988. 91 с.

Кригер В.А. Кочевники Южного Приуралья и Заволжья в средние века (ХП-Х!У вв.). Дисс... канд. ист. наук. М., 1985. 314 с.

Немеров В.Ф. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина ХШ - Х]У вв. // СА 1987. №2. С.212-227.

Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 492 с.

Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: Изд-во МГУ, 1966. 274 с.

Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд-во МГУ, 1994. 229 с. ил. 21.

Информация об авторах:

Кольцов Петр Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова (г. Элиста, Россия); Petrkoltsov52@mail.ru

Кольцова Кермен Петровна, магистр истории, ассистент кафедры всеобщей истории Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова (г. Элиста, Россия); carmenring@mail.ru

Верещагин Владислав Викторович, директор, генеральный директор ООО «Ростовская археологическая экспедиция» (г. Ростов-на-Дону, Россия); wereshagin@mail.ru

PATRIMONIAL BURIAL GROUNDS OF NOMADS OF THE GOLDEN HORDE IN THE TERRITORY OF KALMYKIA2 H^^l

P. M. Koltsov, K. P. Koltsova, V. V. Vereshchagin

Large cemeteries of nomads of the second half of the 13th-14th centuries in the steppes of Eastern Europe are quite rare, so it is not accidental that specialists show great interest to them. By the present time in the territory of Kalmykia two nomadic cemeteries have been investigated, which arose during the second half of the 13th—14th centuries. The first burial ground was discovered on the lands of the state farm "Ijil" in the Oktyabr-sky district of the Republic of Kalmykia. Of the 10 burial mounds studied, 8 contained burials of the Golden Horde time. The deceased were buried on their back, mostly heads to the northeast, only in two cases to the north and one to the west and east. The funeral inventory contained bony sticks, silver pendants in the form of a question mark, a creed, stirrups and other finds. According to G.A. Fedorov-Davydov, pendants in the form

The article was prepared within the framework of research project No. 17-21-03005 a(m) supported by RFBR

of a question mark and bone sticks appeared in the steppes of Eastern Europe during the Golden Horde period. The second burial ground of10 earth embankments was discovered in 2007 in the area of. Small Derbets of the Maloderbetovsky district of the Republic of Kalmykia. The funerary structures were pits with shoulder straps, where the dead lay mostly in the head on the west. They were made for a short time and belonged to the same generic group.Concerning the religious aspect of the graves listed above, it should be said that in Ulus Juchi, along with the cult of Tengri, representatives of Buddhism, Islam and Christianity took a prominent place. And the popularity of this or that world religion depended on dynamically changing historical conditions.

Keywords: burial grounds, Golden Horde nomads, Republic of Kalmykia, burial ground "Idjil", burial ground Small Derbets, burial mound, burial, burial inventory.

About the Authors:

Koltsov Petr M. Doctor of Historical Sciences, Professor. Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Pushkin St., 11, Elista, 358000, Russian Federation; Petrkoltsov52@mail.ru

Koltsova Kermen P. Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Pushkin St., 11, Elista, 358000, Russian Federation; carmenring@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vereshchagin Vladislav V. General Director of LLC "Rostov Archaeological Expedition", Shorokhov Av., 34/A, office 2.7, Rostov on Don, 344019, Russian Federation; wereshagin@mail.ru

Рис. 1. Курган 1, погребение 1.

Рис. 2 Курган 1, погребение 1: железные гвоздики, бронзовое зеркало, серьги.

Рис. 3. Курган 3, погребение 1.

Рис. 4. Погребальный инвентарь погребения 1, кургана 3: удила, стремена, кувшин.

Рис. 5. Погребальный инвентарь погребения 1, кургана 3: наконечники стрел.

Рис. 6. Курган 4, погребение 2

Рис. 7. Погребальный инвентарь погребения 2, кургана 4.

Рис. 8. Погребальный инвентарь погребения 2, кургана 4: альчики, треугольная пластина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.