Научная статья на тему 'Северо-Западный Прикаспий в золотоордынский период ( вторая треть XIII - конец XV вв. )'

Северо-Западный Прикаспий в золотоордынский период ( вторая треть XIII - конец XV вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРИКАСПИЙ / ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД / УЛУС ДЖУЧИ / ПОЗДНИЕ КОЧЕВНИКИ / МОГИЛЬНИКИ / ПОГРЕБЕНИЯ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ / THE NORTH-WEST CASPIAN REGION / THE PERIOD OF THE GOLDEN HORDE / ULUS JOCHI / LATE NOMADS / BURIAL GROUNDS / FUNERAL INVENTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцова Кермен Петровна, Кольцов Петр Михайлович

Статья посвящена погребальным памятникам золотоордынского периода (вторая треть XIII конец XV вв.) на территории Северо-Западного Прикаспия. Самыми многочисленными являются погребения половцев. Для них характерны могилы со ступеньками и без них, восточная или западная ориентировка погребенных, целые скелеты коней. С монголами и пришлыми с ними племенами восточного происхождения исследователи связывают простые ямы (иногда с подбоем), северная ориентировка покойных, головные уборы Бокка, височные подвески в виде знака вопроса, берестяные трубочки для волос, части деревянных колес. Отмечено также появление железных черешковых наконечников стрел срезни в виде вытянутой лопаточки с короткими, сходящимися под тупым углом верхними ударными гранями, черешковые полулунные срезни, черешковые плоские фигурные наконечники, иногда треугольные, с жаловидными отростками внизу или с широкой лопастью, срезанной под острым углом сверху, и округлым краем внизу. В этот же период появляются могилы гибридного типа (северо-восточная ориентировка и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORTH-WEST CASPIAN REGION IN THE PERIOD OF THE GOLDEN HORDE

The article is devoted to funerary monuments of the Golden Horde period (the second third of the XIII the end of the XV century.) located in the North-West Caspian region. There are a lot of Cuman (Polovtsy) burial mounds. They are characterized by graves with steps and without them, dead were buried facing east or west, entire skeletons of horses. Researchers have linked some detailswith Mongols and other tribes of eastern origin e.g.a simple pit (sometimes with a lining), the northern orientation of the deceased, hats Bocca, temporal suspension in the form of a question mark, birch bark rolls for hair of the, wooden wheels. They also noted the appearance of iron stemmed arrowheads, a shear in the form of elongated spatula converging at an obtuse angle of the upper shock faces, stemmed semilunar shear, stemmed flat curly heads, sometimes triangular, with a sting spikes at the bottom or with a broad blade, cut at an acute angle from above and a rounded edge at the bottom. At the same time there appeared a hybrid type of grave (north-eastern orientation, etc.)

Текст научной работы на тему «Северо-Западный Прикаспий в золотоордынский период ( вторая треть XIII - конец XV вв. )»

УДК 904(1-925.22)|653|

ББК Т444(2Рос.Калм)+Т444(235.8)

К.П. Кольцова, П.М. Кольцов

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРИКАСПИЙ В ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД (ВТОРАЯ ТРЕТЬ XIII - КОНЕЦ XV ВВ.)

Статья посвящена погребальным памятникам золотоордынского периода (вторая треть XIII - конец XV вв.) на территории Северо-Западного Прикаспия. Самыми многочисленными являются погребения половцев. Для них характерны могилы со ступеньками и без них, восточная или западная ориентировка погребенных, целые скелеты коней.

С монголами и пришлыми с ними племенами восточного происхождения исследователи связывают простые ямы (иногда с подбоем), северная ориентировка покойных, головные уборы Бокка, височные подвески в виде знака вопроса, берестяные трубочки для волос, части деревянных колес. Отмечено также появление железных черешковых наконечников стрел - срезни в виде вытянутой лопаточки с короткими, сходящимися под тупым углом верхними ударными гранями, черешковые полулунные срезни, черешковые плоские фигурные наконечники, иногда треугольные, с жаловидными отростками внизу или с широкой лопастью, срезанной под острым углом сверху, и округлым краем внизу.

В этот же период появляются могилы гибридного типа (северо-восточная ориентировка и др.).

K.P. Koltsova, P.M. Koltsov

THE NORTH-WEST CASPIAN REGION IN THE PERIOD OF THE GOLDEN HORDE

The article is devoted to funerary monuments of the Golden Horde period (the second third of the XIII - the end of the XV century.) located in the North-West Caspian region. There are a lot of Cuman (Polovtsy) burial mounds. They are characterized by graves with steps and without them, dead were buried facing east or west, entire skeletons of horses.

Researchers have linked some detailswith Mongols and other tribes of eastern origin e.g.a simple pit (sometimes with a lining), the northern orientation of the deceased, hats Bocca, temporal suspension in the form ofa question mark, birch bark rolls for hair of the, wooden wheels. They also noted the appearance of iron stemmed arrowheads, a shear in the form of elongated spatula converging at an obtuse angle of the upper shock faces, stemmed semilunar shear, stemmed flat curly heads, sometimes triangular, with a sting spikes at the bottom or with a broad blade, cut at an acute angle from above and a rounded edge at the bottom.

At the same time there appeared a hybrid type of grave (north-eastern orientation, etc.)

Ключевые слова: Северо-Западный Прикаспий, золотоордынский период, улус Джучи, поздние кочевники, могильники, погребения, погребальный инвентарь.

Keywords: the North-West Caspian region, the period ofthe Golden Horde, Ulus Jochi, late nomads, burial grounds, funeral inventory.

Созданию Улуса Джучи, или Золотой Орды, как впоследствии называли этот удел, предшествовали завоевательные походы монголов. Все началось с 1206 года, когда на всеобщем курултае монголы избрали своего предводителя Тимучина главой всех местных племен и нарекли его Чингиз ханом. Казалось, само «Небо» благоволило этому поистине великому человеку, чей талант полководца и государственного деятеля

позволил к 1224 г. расширить границы своего государства за счет Восточного Туркестана и земель Хорезмшахов (ныне это современный Афганистан, Иран, Средняя Азия). Вскоре Чингиз хан владел значительной частью Азии. Оставалось покорить половцев, которые долгое время удерживали при помощи башкир монгольские войска за Эмбой и Иргизом.

Такая возможность у монголов появилась довольно скоро. Разбив в 1219-1221 гг. хорезмшаха Мухаммеда, владевшего всем Ираном, монголы вышли на Кавказ, нанесли поражение грузинам и в 1222 г. в обход неприступного Дербента прошли на степные просторы Северного Кавказа, населенные в то время аланами [6, с. 499]. Монгольская армия состояла из трех туменов, во главе которых стояли прославленные полководцы Джэбэ, Субэдэй и Тугачар. Сломив сопротивление аланов, монголы вышли к Дону, где нашли союзников в лице «бродников», которые, по мнению некоторых исследователей, являлись потомками православных хазар и предками низовых казаков [4, с.176-177]. Бродники занимали пойменную часть Дона и прибрежные террасы, а обширные водораздельные степи населяли половцы. Отношения между двумя этносами были откровенно враждебными, поэтому бродники выступили на стороне монголов.

Появление монголов в своем тылу (со стороны Северного Кавказа) посеяло среди половцев панику, что губительно сказалось на их дальнейшей судьбе. Монголы разгромили Юрия Кончаковича, а хана Котяна, тестя Мстислава Удалого, отогнали за Днепр. Половцы обратились за помощью к русским князьям, которые обладали реальной военной силой и могли противостоять трем монгольским туменам. Повода воевать с монголами у Руси не было, более того, монгольские темники прислали посольство с подарками и мирными предложениями, однако на общем совете русские князья решили выступить в защиту половцев и убили послов.

Первое боевое столкновение с монголами принесло успех русским полкам, которые, уверовав в победу, кинулись преследовать отступавших монголов. 21 мая 1223 г. объединенное русско-половецкое войско, численностью около 100 тысяч ратников, настигло отягощенных добычей (имущество разбитых ими грузин, алан и половцев) монголов и вынудило их принять бой [14, с. 24]. Битва произошла на р. Калке недалеко от Азовского моря. Русско-половецкое войско было наголову разбито. Л.В. Черепнин отмечает, что «потери в битве на Калке были для Руси очень тяжелые. Было убито шесть князей». По летописным данным, из простых воинов вернулся лишь каждый десятый; число одних убитых киевлян достигало 10 тысяч [13, с.182].

После этой внушительной победы монголы пошли на восток, но при переправе через Волгу потерпели поражение от болгар. Разведка боем дорого стоила монголам, домой вернулось весьма поредевшее войско. Однако приобретенный опыт и знания пригодились монголам в последующих завоевательных походах.

В 1229 г. умер основатель монгольской державы Чингисхан и на престол взошел его сын Угедей каан, который почти сразу направил три тумена монголов «в сторону Кыпчака, Саксина и Булгара» [11]. К осени 1229 г. монгольское войско численностью 30 тысяч воинов под предводительством Субэдэй багатура и Кукдая достигло степей Яика и Итиля [12, с.28]. Монголы разгромили половцев и саксинов в Приуральско-прикаспийских степях, нанесли поражение булгарским форпостам на Яике и Урале, но продвинуться дальше на север они не смогли.

В 1232 г. монголы вновь атакуют булгар, нижневолжских половцев и башкир, кочевавших в степях Южного Приуралья. Поздней осенью того же года булгарам удалось

остановить монголов на южных и юго-восточных рубежах страны [14, с. 30]. Военное противостояние затянулось, и монголы продолжали оставаться в степях Прикаспия, Южного Урала и Нижнего Поволжья еще длительное время.

К 1234 г., по мнению Л.Н. Гумилева, монголы покорили нижневолжских половцев и башкир, которые затем активно участвовали в последующих завоеваниях монголов. Вскоре в театре военных действий появился Субэдэй, который вернулся из китайского похода, что значительно усилило военную мощь монголов [14, с. 31].

Осенью 1236 г. монгольские войска взяли Великий Булгар, а весной 1237 г. разбили алан и половцев (14, с. 34). В дельте Волги погиб «храбрейший» из половецких вождей - Бачман, а войска хана Котяна отступили за Дон. Когда дальнейшее наступление монголов было приостановлено, они вновь применили излюбленную тактику обхода и окружения. Один отряд продолжал атаковать половцев в северокавказских степях, другой отряд двинули на север и осенью 1237 г. подчинил буртасов, эрзю и мокшу, подойдя к границам Рязанского княжества [14, с. 36].

С этого времени начинается поход на Русь. Во главе монгольского войска стоял Бату (Батый), сын Джучи и внук Великого «Потрясателя Вселенной», а южной армией командовал его двоюродный брат Монкэ (Мункэ). Бату атаковал стремительно, быстро развивая успех. Он разбил войско Рязанского княжества, взял 14 городов Великого княжества Владимирского, разгромил войско князя Юрия II на р. Сить, затем, после двухнедельной осады, 5 марта 1238 г. захватил Торжок. Позже пал Козельск, который Бату осаждал целых семь недель [5, с. 505]. Летом 1238 г. Бату уводит свои тумены в степь и соединяется с южной армией, после чего половцы стали быстро отходить в Венгрию. В 1239 г. монголы взяли Чернигов, а в 1240 г. - Киев; попутно были разгромлены «черные клобуки». Кроме того, значительная часть монгольского войска вела боевые действия на Кавказе и в Крыму.

В 1241 г. монголы оставляют русские земли и в поисках своих извечных врагов половцев появляются у границ Венгрии, потратив на переход около 4 месяцев [5, с. 507]. Дальнейшие события современники описывают как «божъю кару», которая, словно «девятый вал», обрушилась на Европу и докатилась до самой Адриатики.

9 апреля 1241 г. польско-немецкая армия Генриха Благочестивого встретила монголов при Лигнице, а венгеро-хорватское войско Белы IV решило сразиться с другим корпусом монголов при Шайо 11 апреля 1241 г. [5, с. 511]. Оба европейских войска были разбиты наголову, а население Польши и Венгрии сильно пострадало. Та же печальная участь постигла Словакию, Восточную Чехию и Хорватию. Западная Европа была в панике, страх охватил не только Германию, но и Францию, Бургундию и Испанию.

От неминуемого разорения Западную Европу спасла кончина 11 ноября 1241 г. великого каана Угэдэя. Военные действия на всех фронтах были приостановлены до выбора нового правителя Монгольской империи [5, с. 512]. Батый, удовлетворившись уничтожением Половецкой орды, счел свою задачу выполненной и ушел со своим войском через Боснию, Сербию и Молдавию на берега Нижней Волги, где занялся созданием своего государства - улуса Джучи. Оно включало в себя степные пространства Восточной Европы до Дуная, а также большую часть степной Западной Сибири и Казахстана. Эти области назывались Дешт-и-Кипчак. Кроме того, в состав улуса Джучи вошел ряд оседлых областей со старыми центрами ремесла и культуры: Северный Кавказ, Крым, Молдавия, Волжская Булгария, мордовские земли, левобережный Хорезм. Все эти области составили правое крыло улуса (позднее Ак-Орда), где правили потомки сына Джучи хана Бату. Низовья Сырдарьи вошли во владения другого сына

Джучи - Орды и составили левое крыло улуса Джучи (Кок-Орда, или Синяя Орда русских источников). В зависимом от Орды положении оказалась Русь. Позднее улус Джучи стал называться Золотой Ордой.

Таким образом, позднее средневековье запомнилось историкам, прежде всего, завоевательными походами монголов в Малую и Среднюю Азию, на Кавказ и в Европу, а также созданием ими огромного государства с хорошо налаженной инфраструктурой, в том числе и городской. В этот период наблюдается бурный рост городов, ремесленных поселков и оживление торговли с выходом на международный рынок в рамках Великого Шелкового пути. Вместе с военной и политической структурой монголы привнесли в кочевническую среду южнорусских степей свои специфические черты погребального обряда. Об этом, прежде всего, сообщают нарративные источники. Так, Плано Карпини красочно описывает погребение знатного монгола, которому в могилу клали умерщвленных лошадей со снаряжением, золотые, серебряные предметы и другой разнообразный инвентарь. Захоронение проводили в тайном месте из-за опасений ограбления и осквернения могилы покойного [11, с. 32]. Палладий Кафаров в «Старинных монгольских сказаниях о Чингиз-хане» также сообщает о тайном захоронении монголов, когда «гроб с покойником глубоко зарывали в землю; потом прогоняли по могильной насыпи несколько тысяч лошадей или уносили лишнюю землю в другое место. Когда всходила трава, все было кончено, могила представляла собой ровное место, где нельзя было ничего распознать» [8, с. 251]. Конечно, мы привели примеры тайного захоронения представителей родовой монгольской знати, которым было что терять и после смерти. Рядовых монголов хоронили скромнее, об этом свидетельствует археологический материал, который стал поступать в распоряжение исследователей с 30-гг. двадцатого столетия.

На первом этапе становления золотоордынского общества покойников предпочитали хоронить в курганах эпохи бронзы и раннего железного века, чуть позже стали совершать индивидуальные погребения и отсыпать небольшие земляные насыпи - курганы. Этнический состав золотоордынского общества был сложным, причем монгольский компонент присутствовал не в значительном количестве. Объясняется данный факт тем, что после завоевательных походов в западные страны основная масса монголов ушла на родину. Рашид ад-дин сообщает, что ханы Гуюк и Менгу осенью в год мыши (1240 г.), согласно повелению каана Угедея, возвратились из Дешт и Кыпчака и расположились в своих ордах. О возвращении в Монголию части экспедиционных войск сообщает также китайская история «Юань-ши». Оставшиеся в юго-восточной Европе монголы вскоре смешались с кыпчаками, переняв многое в материальной и духовной культуре.

К настоящему времени на территории Северо-Западного Прикаспия исследовано более сотни погребений золотоордынского времени. Самыми многочисленными остаются погребения половцев. Для них характерны могилы со ступеньками и без них, восточная или западная ориентировка погребенных, целые скелеты коней. С монголами и пришлыми с ними племенами восточного происхождения исследователи связывают простые ямы (иногда с подбоем), северная ориентировка покойных, головные уборы Бокка, височные подвески в виде знака вопроса, берестяные трубочки для волос, части деревянных колес. В этот же период появляются могилы гибридного типа (северовосточная ориентировка).

С приходом монголов заметно изменился и состав инвентаря в позднекочевниче-ских погребениях. Появляются железные черешковые наконечники стрел - срезни в виде вытянутой лопаточки с короткими, сходящимися под тупым углом верхними

ударными гранями, черешковые полулунные срезни, черешковые плоские фигурные наконечники, иногда треугольные, с жаловидными отростками внизу или с широкой лопастью, срезанной под острым углом сверху и округлым краем внизу. Колчаны, в которых хранились стрелы, были кожаными (сагадак, сайдак, хаадак) или берестяными (туло). Сагадак, найденный в погребении 1 кургана 3 могильника Малые Дербеты I Малодербетовского района Республики Калмыкия, представлял собой кожаный чехол трапециевидной формы. Конструктивно он состоит из двух кусков кожи, скрепленных между собой с помощью кожаной узкой полоски, к которой они были пришиты. Широкая верхняя часть сагадака служила карманом для вкладывания лука. Нижняя часть закруглена. Внешняя сторона налучья была украшена глубоким тиснением острым мелкозубчатым штампом. В колчане были обнаружены отдельные деревянные фрагменты лука и пять железных черешковых наконечников стрел [1, с. 105-107].

Для изготовления берестяного колчана использовался деревянный каркас, на который наматывалась береста. Часто берестяные колчаны украшались инкрустированными костяными обкладками. В золотоордынских погребениях Северо-Западного Прикаспия было встречено несколько подобных колчанов, но наиболее яркая и оригинальная находка была сделана в кургане 3 могильника Гува на территории Октябрьского района Республики Калмыкия. Обкладка колчана была украшена профильным изображением оленей с поджатыми ногами и большими миндалевидной формы рогами. Ниже изображен бегущий четырехпалый дракон с раскрытой пастью и хвостом, обвитым вокруг задней ноги, по сторонам от дракона растительный орнамент. За ним располагается фриз с изображением двух оленей, составляющих геральдическую группу, и оленя с ветвистыми рогами. Нижнюю часть костяной обкладки украшает изображение идущего животного с повернутой назад рогатой головой, вытянутым туловом, лапами на мягких подушках и длинным хвостом [1, с. 107].

Описанная выше инкрустированная обкладка колчана с фантастическими животными представляет собой прекрасный образец золотоордынского декоративно-прикладного искусства. Причем дракон занимает центральную часть композиции, что, вероятно, указывает на обожествление данного животного в средневековой Монголии.

К привнесенным монголами обрядам следует отнести захоронения, содержащие отдельные части повозок. На территории Калмыкии в могильниках Адрык, Иджил и КВЧ обнаружено 11 погребений, содержащих остатки частей повозок. Например, в погребении кургана 1 могильника Иджил (участок 3) были обнаружены остатки ступиц, сделанных из цельного куска дерева. В пазах сохранились плоские концы деревянных спиц. Датируется погребение второй половиной XIV - началом XV вв. Судя по обряду погребения, инвентарю и монголоидным чертам черепа, погребенный мог быть этническим монголом [3, с. 110-113].

Из предметов туалета и украшений следует отметить бронзовые зеркала с широким ободком, подвески в виде знака вопроса и деревянные гребни, обнаруженные в погребении кургана 7 могильника Иджил (бронзовое зеркало с высоким ободком, орнаментированное рельефным узором); в погребении 2 кургана 8 могильника Малые Дербеты I (тыльная сторона зеркала украшена изображениями животных типа кошачьих, бегущими друг за другом) и в целом ряде других памятников [1, с. 107].

Из бытовых предметов встречаются железные ножницы, щипцы и оселки. Часто в мужских и женских могилах золотоордынского времени встречаются полные скелеты или чучела коней с деталями конской сбруи - седла, узда и стремена. Особое внимание

кочевники уделяли седлам, за ними тщательно ухаживали и украшали. Об этом свидетельствует седло, найденное в кочевническом погребении кургана 2 могильника Алцынхута I Кетченеровского района Республики Калмыкия [9, с. 37-39].

Деревянные конструкции не сохранились, но выразительные костяные накладки позволяют реконструировать седло из Алцынхуты. Оно имело высокую, но узкую переднюю луку с расширением сверху. Лицевая часть передней луки была украшена костяной накладкой, орнаментированной вписанными кругами, выжженными специальным штампом. Накладка состояла из двух частей, сделанных из разных пластин, что диктовал исходный материал. О том, что они были соединены вместе из разных частей, свидетельствует орнамент в виде кругов, так как часть кружочков попала на одну половину, часть - на другую [9, с. 154].

Вероятно, такие седла были не только удобными, но и богато украшенными, что указывало на высокий социальный статус их хозяев.

К редким находкам относятся монеты, которые имеют абсолютную датировку, т.е. год их чеканки. К их числу можно отнести 4 монеты, обнаруженные в средневековом погребении 22 кургана 1 могильника Яшкуль IX Яшкульского района Республики Калмыкия. Все монеты относятся к одному типу - самому распространенному при Джанибеке, в 1340-х гг.

Перечисленные выше предметы найдены в погребениях, разбросанных в основном по разным могильникам. Дело в том, что поздние кочевники вначале часто использовали для захоронения своих умерших сородичей курганы разных эпох. Лишь со временем вокруг последних отсыпали новые курганы, что приводило к формированию родовых кладбищ. Крупные могильники кочевников второй половины ХШ-ХГУ вв. в степях Восточной Европы довольно редки [7, с. 44; 10, с. 21], поэтому специалисты проявляют к ним большой интерес.

К настоящему времени на территории Северо-Западного Прикаспия исследовано два кочевнических могильника, которые возникли в течение второй половины ХШ-Х^ вв.

Первый могильник был обнаружен на орошаемом участке 4 совхоза «Иджил» Октябрьского района Республики Калмыкии. Из 10 исследованных курганов 8 содержали погребения золотоордынского времени, причем лишь одно было впускным в сарматский курган. Материалы указанных выше памятников были опубликованы [3, с. 114-121], поэтому ограничимся общими данными.

Положение погребенных в могильнике - вытянуто на спине, преимущественно головами на северо-восток, лишь в двух случаях на север и по одному на запад и восток. В погребении кургана 4 на ступеньке лежали кости четырех ног лошади, отрубленные по тазобедренным суставам. Появление в степной зоне захоронений целого коня или его чучела с ногами, отчлененными по колено и выше, исследователи связывают с половцами [2, с. 139], которые продолжают жить в регионе и в золото-ордынское время.

Погребения хорошо датируются также по наличию в инвентаре костяных палочек, серебряных подвесок в виде знака вопроса, кресал (типа Б1 по классификации Г.А. Федорова-Давыдова), стремян (типа Г1 классификации Г.А. Федорова-Давыдова) и др. находок. По мнению Г.А. Федорова-Давыдова, подвески в виде знака вопроса и костяные палочки появились в степях Восточной Европы в золотоордынское время [15, с. 116; 16, с. 178].

На юго-восточной окраине с. Малые Дербеты Малодербетовского района РК было исследовано второе кладбище из 8 курганов, содержавшее 11 захоронений золотоор-дынского времени [1, с. 23].

Половозрастной состав погребений: двое взрослых мужчин (П-1 К-3, П-1 К-5), три взрослые женщины (П-1 К-1, П-2 К-8 и П-2 К-11), четыре подростка (П-1, 2 К-4, П-1 К-7, П-1 К-10) и два ребенка до года (П-1 К-8, П-1 К-11). Все погребения объединяет единство ритуала с незначительными различиями. Могильные ямы в основном с заплечиками (кроме К-11 П-2 и непонятно с К-10 П-1), погребенные лежат преимущественно головой на запад. Лишь в одном случае (К-8 П-2) костяк человека ориентирован головой на В. Интересно, что ровики сопровождали только женские погребения (К-10, 11). Полные скелеты или чучела коней встречаются как в женских, так и в мужских погребениях.

Средневековый комплекс содержал целый ряд датирующих предметов: стремена типа ДП (К-3 П-1); удила типа ГГУ (К-3 П-1, К-4 С-1; К-7 С-1); наконечники стрел ВХ! (К-3 П-1); шапочки Бокка (К-11 П-2); зеркало типа К! (К-8 П-2); серьги типа VI (К-4 П-2, К-7 П-1, К-8 П-2, К-10 П-1).

Согласно периодизации Г.А. Федорова-Давыдова, перечисленные типы вещей относятся к IV периоду в истории поздних кочевников, что соответствует золотоор-дынскому времени - вторая половина XIII - XIV вв. [15, с. 116].

Таким образом, на территории Северо-Западного Прикаспия в золотоордынское время проживали прежние ее насельники - половцы, возможно, печенеги-торки, а также собственно монголы и пришлые с ними другие племена восточного происхождения.

Список литературы

1. Археологическая карта Республики Калмыкия. Часть 1 / Под ред. проф. П.М. Кольцова. Элиста: НПП Джангар, 2016.- 300 с.

2. Атавин А.Г. Некоторые особенности захоронения чучел коней в кочевнических погребениях X-XIV вв. // Советская археология. 1984. № 1. С. 134-135.

3. Васюткин С.М., Кольцов П.М. Средневековые погребения зоны Калмыцкого магистрального канала // Материалы и исследования по археологии Калмыкии. Элиста: КГУ, 1995. С. 107-160.

4. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966.

5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.. «Мысль», 1993.

6. Гуркин С.В. О предках кипчаков и кимаков // Донская археология - 2000, Ростов н/Д, № 3-4 (8-9), 2000.

7. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.). М.: Наука, 1988.

8. Кафаров Палладий. Старинное монгольское сказание о Чингис-хане. Санкт-Петербург, 1866.

9. Кольцов П.М., Дремов И.И. Исследование курганов и старокалмыцких поселений Калмыкии (по материалам раскопок 2002-2009 гг.). Элиста: КалмГУ 2012.-189 с.

10. Кригер В.А. Кочевники Южного Приуралья и Заволжья в средние века (XII-XIV вв.) Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1985.

11. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

12. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского Ю. П. Верховского, редакция проф. И. П. Петрушевского. М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. Т. 2.

13. Татаро-монголы в Азии и Европе. М., Наука, 1970.

14. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

15. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоор-дынских ханов. М.: Изд-во МГУ, 1966.

16. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд-во МГУ, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.