Научная статья на тему 'РОДОСЛОВНАЯ РАМЕЕВЫХ XVIII ВЕКА'

РОДОСЛОВНАЯ РАМЕЕВЫХ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯСАЧНЫЕ ТАТАРЫ / КАЗАНСКИЙ УЕЗД / ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННИКИ / НОГАЙСКАЯ ОРДА / ЗАКАМСКАЯ ЗАСЕЧЕННАЯ ЛИНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масагутов Руслан Фанисович

Статья реконструирует новые социально-демографических сюжеты по истории потомков известных золотопромышленников России начала ХХ в. Шакира и Закира Рамеевых. На фоне активной политики колонизации Российской империи на Востоке по материалам ревизских сказок XVIII в. последовательно отслеживаются судьбы ранних представителей известного рода. Также представлена краткая историография темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY TREE OF RAMEEVY THE XVIII CENTURY

The article is devoted to finding of new social and demographic scenes in the history of the descendants of the famous gold producers of Russia of the early twentieth century Shakir and Zakir Ramееvs. On the background of the active policy of colonization of the Russian Empire in the East and according to materials of revision tales of the eighteenth century are consistently tracked the fate of the early representatives of the famous family. A brief historiography of the topic is also presented.

Текст научной работы на тему «РОДОСЛОВНАЯ РАМЕЕВЫХ XVIII ВЕКА»

УДК 929.5"17"

Р.Ф. Масагутов

Родословная Рамеевых XVIII века

Статья реконструирует новые социально-демографических сюжеты по истории потомков известных золотопромышленников России начала ХХ в. Шакира и Закира Рамеевых. На фоне активной политики колонизации Российской империи на Востоке по материалам ревизских сказок XVIII в. последовательно отслеживаются судьбы ранних представителей известного рода. Также представлена краткая историография темы.

Ключевые слова: Рамеевы, ревизские сказки, ясачные татары, Казанский уезд, золотопромышленники, Ногайская Орда, Закамская засеченная линия.

Династия татарских золотопромышленников Закира и Шакира Рамеевых у многих на слуху. «Золотые короли России», «Предприниматели-меценаты», «Славная династия патриотов отечества» - так они запомнились из поколения в поколения. Первый, более известный как Дэрдменд, заработал себе славу поэтическими шедеврами, при этом, не издав при жизни ни одной книги. Второй, Шакир, используя свои инженерные навыки, в том числе полученные во время путешествия по Европе, смог приспособить золотоискательское дело к условиям Южного Урала.

Рамеевы активно интересовались историей своего рода. В этом деле им большую помощь оказал известный мусульманский ученый, богослов Р. Фахретдинов (1859-1936), опубликовав интересные материалы в своей книге «Асар» (1-й том, 1900 г.) и в журнале «Шура» (№ 6, 1913 г.), который издавался на средства братьев, а сам Риза Фахретдинов был его редактором. «Селим бин Рахманкул бин Урман бин Капкай бин Юлай бин Кулай бин Сулейман бин Тимери бин Рами бин Ихсан» - именно так выглядела линия предков Салима Рамеева, видного духовного деятеля Оренбургской губернии. Согласно преданиям, сын Рами, которого считают основателем фамилии, Тимери был переводчиком на государственной службе в Москве. Среди русских его знали как Митрия Рамеева. Фахретдинов пишет, что «сыновья Рами переехали с берегов реки Зай (река в Заинском районе республики Татарстан. - Р.М.) в район Стерлитамака» (Фэхреддин, т. 1, 2006, б. 274). Стерлитамак получил статус города в 1781 г., а в 1800 г. была возведена первая соборная мечеть, первым имамом которой был избран Салим Рамеев. Столь удачному назначению способствовало, прежде всего, многолетнее обучение Салима в медресе деревень Кандыр (ныне с. Кондуровка Саракташского р-на Оренбургской обл.) и Нугаево (у известного религиозного деятеля Мухаммеда бин Али ад-Дагестани, умер в 1796 г.). Важно также отметить, что племянник Салима, сын его брата Ис-маила, Абдулкарим также служил имамом при мечети деревни Зирган

(Зирганово) Стерлитамакского уезда. Третий сын Абдулкарима Бахтига-рей состоял имамом в Стерлитамаке. Как видно, на рубеже XVIII-XIX вв. Рамеевы получили известность на духовном поприще.

В советский период о родословной Рамеевых надолго забыли... Страшно было тогда говорить на эти темы, - говорили старшие представители Рамеевых в 90-е гг. XX в., - поэтому нам мало, что рассказывали (Хамидуллин).

Новые сюжеты по истории известного рода выявил Мухаммет Маг-диев. В его публикации 1989 г. «Один из рода Рамеевых» в журнале «Казан утлары» была представлена автобиография Исмагила Рамеева, потомка ахуна Салима. Родословная Рамеевых углублялась еще на одно колено: в качестве отца Ихсана указан Миргали, якобы проживавший в эпоху Бул-гарского царства. После разрушения Булгара монголами (приводится 1226 г.) Миргали бежал к устью реки Зай. Исмагил явно ошибается в дате: Булгар разрушали несколько раз: монголы - в 1236 г., золотоордынский хан Булат-Тимур - в 1361 г., воевода Федор Пестрый - в 1431 г. О Тимри Рамиеве, внуке Ихсана, Исмагил рассказывает, что он был переводчиком в Московском государстве при Иване III, известен был как «Митрий Раме-ев». О своем предке Салиме Исмагил сообщает: «Салим ахун с Мензелин-ской стороны, реки Зай, деревни Тайсуганово прибыл в район Стерлита-мака в 1770 году». Далее в статье приводится биография самого Исмагила Рамеева (МэЬдиев, 2014, б.380-383).

Большое внимание истории Рамеевых уделил Лирон Хамидуллин. По его мнению, предки Рамеевых, возможно, были мурзами в период Казанского ханства, а после его падения несли казачью службу у русского царя, охраняя Закамскую засечную черту, построенную в 1652-1656 гг. для защиты от набегов кочевников. В недавно опубликованной книге «Поэт. Издатель. Меценат», посвященной творчеству Дэрдменда, автор отмечает, что один из Рамеевых - Урман - как раз таки оказался в Закамской приграничной линии, а его потомки расселились по реке Зай. В 1724 г. мурз перевели в податное положение. Рамеевы не стали исключением, поэтому Риза Фахретдинов писал: «Поистине нет данных о занятиях предков Габ-делкарима». Сам Габделкарим (Абдулкарим) покинул родные места, прослужив имамом в деревне Тайсуганово и переехав в район Стерлитамака, где начал торговую деятельность. Л.Хамидуллин предполагает, что его отец Исмаил передал в руки сына торговые дела. Исмаил и Абдулкарим вели торговлю в Стерлитамаке, но жили рядом, в Зиргане (Хамидуллин, 2016).

Первая попытка обобщения и систематизации разрозненных сведений о Рамеевых была предпринята Ритой Дашкиной (Дашкина).

Анализ опубликованных материалов приводит к следующим выводам:

1. Поворотным моментом в истории рода Рамеевых стало появление Закамской засечной черты, способствовавшей расселению их в район реки Зай.

2. В 1724 г. потомки Рамеевых из мурз были переведены в податное сословие.

3. Около 1770 г. братья Исмаил и Салим переселились в дер. Зирган и занялись торговлей.

Новые возможности реконструкции родословной Рамеевых предоставляют материалы ревизских сказок. По деревне Зирган имеются записи в V ревизии (1795 г.). В данную ревизию Рамеевы не попали, но в конце источника приводится реестр обращенных при V ревизии из Сеитовского купечества Стерлитамакской округи в деревню Зирганово ясачных татар, где первым в списке записан Исмаил Рямаев 55 лет с сыном Абдулкари-мом 26 лет (НА РБ, ф. И-138, оп. 2, д. 53, л. 437). Брат Исмаила - Салим -здесь не фигурует, видимо, к этому времени пути братьев разошлись.

Тезис о торговой деятельности Рамеевых подтвердился, ибо Сеитов-ский посад Оренбургской губернии, основанный в 1744 году татарами из Казанской губернии, стал крупнейшим торговым центром, связавшим Российскую империю с Востоком. В V ревизии (1795 г.) по Сеитовскому посаду указаны семьи обоих братьев - Салима и Исмаила Рамеевых: «Бе-лебеевской округи из ясачных татар Сеитовского посада купец Салим Ря-маев, 47 лет» (ГАОО, ф. 98, оп. 2, д. 4, л. 336об.) и «Уфимского наместничества Стерлитамакской округи деревни Зиргановой из ясачных татар купец Исмаил Рямаев, 55 лет» (ГАОО, ф. 98, оп. 2, д. 4, д. 405 об.). Как видно, Исмаил был старшим братом, проживавшим в деревне Зирган. Интересно, что после поданных сведений о семье он поставил тамгу «за неимением грамоте». Тамга была в виде цифры «4». Салим же, в отличие от брата, достоверность указанных сведений скрепил подписью по-татарски, как было сказано, он долгие годы обучался в медресе.

Дальнейший поиск по ранним ревизским сказкам был затруднен по следующим причинам: 1) IV ревизия 1782 г. не сохранилась по Оренбургской губернии; 2) административно-территориальное устройство края в 60-70-х гг. XVIII в. серьезно отличалось от конца XVIII в.

По этой причине исследователи начинали «родные места» Рамеевых - с деревни Тайсуганово (ныне Альметьевский район Республики Татарстан). Р.Х. Амирханов и И.Р. Габдуллин предполагают, что деревня была основана в первой половине XVIII в. татарами из Казанской дороги Уфимского уезда (Амирханов, Габдуллин). По преданиям, служилые татары под старшинством Абдрахмана (по другим данным, Альмухамет) Туймухаме-това (1691-1754), потомка хана Бикчуры, прибыли сюда из района реки Кинель со стороны Бугуруслана. У Альмухаммета были три сына: Рахма-тулла, Габдерахим и Рахманкул (Рамай) (Амирханов). Р. Амирханов оши-

бочно связал Рахманкула с сыном Урмана. Ни во II, ни в III ревизиях деревни Тайсуганово сведения о предках Рамеевых отсутствуют. Видимо, религиозную службу Адбулкарима Исмаилова в Тайсуганово сочли за место проживания его пращуров.

Последней надеждой в поисках родословной Рамеевых стало упоминание в указанной выше статье Риты Дашкиной о «Рямае Урманове, ясачном татарине деревни Кашеровой Казанского уезда Зюрейской дороги», дочь которого - Гулейша Рямаева - была взята в жены жителем деревни Тирис-Усмановой Амиром Акметовым (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 3797, л. 206 об.). Обе деревни и поныне существуют в пределах Сармановского района Республики Татарстан. В ревизской сказке 1762 г. в деревне Средний Кашир (Урта Кэшер) по Зюрейской дороге Казанского уезда в сотне Рамкулова зафиксирован Урман Капкаев со своей семьей (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1207, л. 466об.). На момент ревизии он умер (в 1749 г.), а по последующей ревизии (1748 г.) ему было 85 лет. Следовательно, Урман 1663 года рождения. Один из сыновей Урмана - Рекей - в 35 лет крестился и был наречен Михаилом Григорьевым. Потомство его носило русские имена и числилось новокрещеными. Во второй половине XVIII в. увеличилось число новокрещеных татар в Казанском уезде, в особенности на Зюрейской дороге. Семья Урмана Капкаева не была исключением. Потомство Урмана подробно расписано в генеалогической схеме ниже. Больше всего нас интересует Рямай Урманов, а в тексте ревизии он указан как Ра-манкул, что ближе к варианту Фахретдинова - Рахманкулу. Раманкул числится умершим в 1756 г. Его единственный сын Исмаил 1746 года рождения. Брат Исмаила, Салим, не вписан, видно, он к тому времени еще не родился. После Исмаила переписчик внес запись о том, что Исмаил с двумя двоюродными братьями написан в Уфимском уезде той же деревни Кашир. Ни о каком переезде речи не шло, просто жители деревни стали платить ясак «на Уфу».

В III ревизии по Уфимскому уезду в деревне Средний Кашир (РГАДА, ф. 350, оп.2, д. 3795, л. 644-648) числятся все те же потомки Урмана Капкаева, но имена «Исмаил» и «Салим» в источнике отсутствуют. В деревне Кулметьевой (ныне Кульметьево, Сармановский район Республики Татарстан) Саралиминской волости того же Уфимского уезда в семье Ка-сима Аментьева все же нашлись Рамеевы. «Пасынки написанной в бывшую ревизию в деревне Кашир Смаил Рямеев, 19 лет, рожденные после ревизии Салим (15 лет) и Ишмурат (12 лет) Рямеевы» (Там же, л. 782). Получалось, что братья Рамеевы стали пасынками указанного Касима Аментьева после смерти в 1756 г. отца Раманкула и жили в попечении отчима. Во II ревизии (1748 г.) не указывались лица женского пола, но в данной ревизии отмечены три жены Касима, и какая из них могла быть матерью трех сыновей, сказать сложно.

Салим Рамеев, судя по указанному возрасту, родился в 1748 г., после проведенной в 1747-1748 гг. II ревизии. В «Асаре» Фахретдинова указано,

что он «умер в 1819 году, достигнув 8 5-летнего возраста» (Фэхреддин, т. 1, 2006, б. 275). По данным Фахретдинова, Салим 1734 г.р., в других источниках указывается 1733 г. Это противоречит данным ревизий: если бы Салим действительно родился в 1733-1734 гг., он бы «попал» во II ревизию 1748 г. Ревизская сказка является официальным фискальным документом, и при отсутствии метрических записей мы склонны, хоть и с долей условности, доверять ее данным.

Во II ревизии в деревне Средний Кашир указано, что семья Урмана Капкаева на момент прошлой ревизии числилась в деревне Сарапала (Са-прала) (современный Заинский район Республики Татарстан). Сарапала (Сэрэпэле) находится в 40 км от Среднего Кашира и была основана около 1710-1711 гг. Помимо Раманкула, у Урмана были сыновья Рекей (позже крещенный), Субхангул, Заит, Ермак и Рысай (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1143, л. 449 об.-450). В материалах I ревизии (1719 г.) ясачный татарин «Урманка Капкаев» указан как «выборной деревни Сапрали» с сыновьями Заитком 25 лет и Рямянкулом 3 лет (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1084, л. 572). Странно, что другие сыновья Урмана, жившие на тот момент, не указаны в переписи. Для тех времен было характерно бегство ревизских душ, а также утайка их от переписчиков. Бывали случаи, когда половина жителей дворов деревни числилась беглыми. Утаенные, но найденные души заносились в следующую ревизию как «прописные». В 1721-1722 гг. велись специальные переписные книги прописных и утаенных душ. Так, в одной из книг по Зюрейской дороге в деревне Сапрала указаны «прописные чю-ваша у Урмянки Капкаева три сына Аитка 22 (лет. - Р.М.), Ермайка 15 (лет. - Р.М.), Рысайка 8 (лет. - Р.М.)» (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1105, л. 204). Термин «чюваша» в тот момент являлся сословием. По мнению Д.М. Исхакова, «ясачными чувашами» обозначалось податное население Казанского ханства (Исхаков, 1988б, с. 140-146), после присоединения Казанского края термин с тем же значением стал употребляться в переписных книгах Московского государства. Кстати, Зюрейская дорога в писцовом описании Казани и Казанского уезда 1565-1568 гг. именовалась Чувашской.

В ландратской книге 1719 г. (РГАДА, ф. 350, оп.1, д. 160) новопоселенных помещичьих и ясачных крестьян Зюрейской дороги в деревне Са-рапалах сведений об Урмане Капкаеве и его сыновьях нет. Хотя сосед по двору Урмана по I ревизии Досмаметка Темекеев присутствует, указано, что он прибыл сюда после 1710 г., но откуда не помнит. Скорее всего, Урман переселился сюда до проведения ревизии вслед за Досмаметкой.

По Зюрейской дороге Казанского уезда сохранилась и другая ланд-ратская книга 1716 г. В деревне Малые Шипки, Аксарино тож (ныне Ак-сарино, Заинский район Республики Татарстан), в одном из дворов числился «Карманайко Кудашев Капкай он же 46 лет у него жена Янайка Сармяшева 41 году дочь Зюлейка году пасынок Заитко 21 у него жена Бишелтанка Тохтарова 20 лет с того двора после переписи 1710-1711

годов убыло дети ево Урманковы Аитко и Рысайко померли в 1715 году. Платил ясак без чети (четверти)» (РГАДА, ф. 350, оп.1, д. 153, л.732). Судя по составу семьи Карманай (Урманко), вполне подходит под Урмана Капкаева, но здесь есть свои нюансы. Возраст Урмана на момент ревизии 1719 г. 60 лет, значит, он 1659 года рождения, в последующих ревизиях разница в возрасте составила плюс 3 года, что было обычным явлением для того времени. Однако, по ландратской переписи Урман «омолодел» на 10 лет, единственно, если не учесть того факта, что возраст мог быть указан на момент предыдущей переписи 1710-1711 гг. Следует отметить, что возраст его пасынка Заита (1694 г.р.) совпадает с возрастом, указанным в переписи 1719 г.

Второй вопрос связан с написанием имени - Карманайко Кудашев, Капкай он же. Если принять во внимание, что Карманай=Урман, то почему он записан как Кудашев, а в последующих переписях упомянут Капка-евым. Правда, переписчик сделал дополнительную запись после имени «Капкай он же», значит в прошлой переписи (1710-1711 гг.) он был переписан как Капкай, и такая запись позволит «не потерять» человека в ранних переписях. Имя «Капкай» образовано путем присоединения к древне-тюркскому слову «кап» - близкий кровный родственник уменьшительно-ласкательного аффикса «кай». Исходя из родословной Рамеевых, опубликованной в «Асаре» и дальнейших изданиях, отцом Урмана должен быть Кабкай, а здесь получается Кудаш. Возможно, этот Кудаш и записался как Капкай, тогда переписчику следовало отметить «Карманайко Кудашев Капкаев он же». Мы будем исходить из данного предположения.

Косвенно эту версию подтверждает наличие старшего брата у Урмана. В ландратской переписи 1716 г. перед Урманом описан двор Мура-дымки Саткаева, правда, в дальнейших ревизиях он записан как Капкаев. Судя по указанному возрасту, он 1654 года рождения. Старший сын Му-радыма Сулейман остался в Малой Шипке, где жил вместе с двумя сыновьями и умер в 1762 г. (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1204, л. 217). Так пресеклась эта линия. Другой сын, Суяж, пошел в рекруты, а затем крестился и перешел на жительство в Арскую дорогу, деревню Сарсаз (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1155, л. 429 об.).

Третий момент - умершие сыновья Урмана Аит и Рысайко. Они странным образом все же появляются в выше приведенной переписной книге о прописных и утаенных 1721 г. вместе с братом Ермайкой. Видимо, Урман намеренно «умертвил» своих сыновей, чтобы скрыть их от переписчиков, и продолжал утайку во время ревизии 1719 г. Обман все же раскрылся и «умерших» сыновей записали прописными. Та же история произошла с сыном Мурадыма Сулейманом, который «умер» в 1716 г., а потом «ожил» в 1719 г.

Дальнейшие генеалогические поиски натолкнулись на отсутствие документов. Перепись 1710-1711 гг. по Казанскому уезду не сохранилась по части татар. Такая же участь постигла переписную книгу 1678 г. по

Зюрейской дороге. Единственно, есть перечневая выписка из нее: в 1678 г. в деревне Малой Шипке числилось 19 татарских дворов (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1102, л. 670). Так что вполне возможно, что там и жила семья отца Урмана. По мнению Р.Р. Дашкиной и И.Р. Габдуллина, корни Рамеевых, возможно, уходят в Мещерский край (Темниковский и Кадомский уезды). Сами Рамеевы считали, что их предки были представителями одного из аристократических родов в Булгарском царстве. После разрушения Булгара татаро-монголами Миргали переселился к устью реки Зай. С этим эпизодом интересна параллель с летописью «Дафтар-и Чингиз-наме». В одной из ее глав об Аксак Тимуре описан захват Тимуром городов Булгара и Би-ляра. После победы Тимур дал свободу двум сыновьям одного умершего бека Инсан-беку и Ихсан-беку. Инсан-бек с матерью переселяется «во внутреннюю сторону великой Волги, в горную сторону», а Ихсан-бек «прибывает на... реку Зай, на старую родину предков» (Исхаков, 2003а). Если взглянуть на родословную Рамеевых, сыном Миргали как раз был Ихсан.

Район Заинско-Шешминского бассейна до присоединения к России входил в состав Ногайской орды. Получается, что предки Рамеевых после бегства из Булгара жили на территории ногаев. Во время правления Ивана Грозного в дипломатических документах упоминается посол Ногайской орды Темирь (РГАДА, ф. 127, оп. 1, д. 4), который вполне мог быть упомянутым выше толмачем Тимри, перешедшим на русскую службу.

Таким образом, изученные документы позволили проследить миграцию предков Рамеевых на протяжении XVIII в. Только за период первой половины XVIII в. семья Урмана Капкаева сменила три места проживания - деревни Малые Шипки, Сарапалы, Средний Кашир. Если взглянуть на карту, то переселение происходило сначала на юг, а потом на восток. Скорее всего, оно было связано со строительством Закамской засечной линии. Из Среднего Кашира после смерти Рамая его сыновья - Исмаил, Салим и Ишмурат1 - оказались в деревне Кульметево при отчиме. В районе 1770-х гг. Исмаил с Салимом перебрались в деревню Зирган, где позднее пути братьев разошлись. Исмаил занялся торговлей, а Салим проявил себя на духовном поприще. Судя по вышеприведенной ревизии купцов Сеитов-ского посада 1795 г., Исмаил жил в Зиргане Стерлитамакского уезда, а Салим был приписан к Белебеевскому уезду, без указания деревни.

Отдельного внимания заслуживает вопрос происхождения самой фамилии Рамеевых. Считается, что фамилия пошла от сына Ихсана Рами, хотя о нем ничего не известно. Впервые по документам Рамеевыми (Ряма-евыми) зафиксированы братья Исмаил и Салим. Как правило, у ясачных татар фамилией служило имя отца, а современные фамилии стали появляться лишь к началу XX в. Тогда в качестве фамилии обычно брались имена дедов-прадедов. Рамеев как фамилия зафиксирована в метрической

1 о последнем так и не удалось обнаружить дополнительной информации.

книге второй соборной мечети города Стерлитамак за 1880 г. в записи о рождении дочери у «Мухитдина Фахритдина улы Рамеева» (НА РБ, ф. И-295, оп. 9, д. 987). Он приходился правнуком Раманкулу Урманову: Ра-манкул-Салим-Фахритдин-Мухитдин. Позже в разных источниках фамилию писали также Ремеевы, Рамиевы. Раманкул в некоторых документах фигурирует как Рамай-Рямай, следовательно, он и был родоначальником фамилии.

Источники и литература

1. ГАОО. Ф. 98. Оп. 2. Д. 4.

2. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 53.

3. НА РБ. Ф. И-295. Оп. 9. Д. 987.

4. РГАДА. Ф. 127. Оп. 1.Д. 4.

5. РГАДА. Ф. 350. Оп.1. Д. 160.

6. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 153.

7. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1084.

8. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1102.

9. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1105.

10. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1143.

11. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1155.

12. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1204.

13. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1207.

14. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3795.

15. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3797.

16Амирханов Р. Когда и кем было основано село Альметьево? [Электронный ресурс] URL: http://www.tataroved.ru/publication/almet/7/8/ (дата обращения: 14.06.2018).

17. Амирханов Р., Габдуллин И. Надыровская волость [Электронный ресурс] URL: http:// www.tataroved.ru/publication/almet/7/7/ (дата обращения: 14.06.2018).

18. Дашкина Р.Р. Рамеевы. Генеалогическое древо [Электронный ресурс] URL: http:// http://sterlitamak.bezformata.ru/listnews/rameevi-genealogicheskoe-drevo/ 13168552/ (дата обращения: 14.06.2018).

19.Исхаков Д. Юго-Восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XIV-XVII вв. / Элмэт. Альметьевск. Казань, 2003а. [Электронный ресурс] URL: http:// www.tataroved.ru/publication/almet/7/5/ (дата обращения: 14.06.2018).

20. Исхаков Д.М. Об этнической ситуации в Среднем Поволжье в XVI-XVII вв. (критический обзор гипотез о «ясачных чувашах» Казанского края) // Советская этнография. 1988б. Вып. 5. С. 140-146.

21. МэИдиев М. Рэмиевлэр нэселеннэн берэY // МэИдиев М. Сызып ак нур белэн...: Шэхеслэребез тарихыннан: фэнни-публицистик мэкалэлэр [тез. Г. Хэсэнова; кереш CYЗ авт. Д.Ф. ЗаИидуддина]. Казан: Татар. кит. нэшр., 2014. Б.380-383.

22. Фэхреддин Р. Асар. Т. 1 / кереш CYЗ авт. М. Госманов; тез.: Раиф Мэрда-нов h. б. Казан: Рухият, 2006. 359 б.

23. Хамидуллин Л. «Танылмыйдыр кеше тышыннан ...» [Электронный ресурс] URL: http://gabdullatukay.ru/tukay-environment/derdemend/liron-hemidullin-laquo-tanylmyjdyr-keshe-tyshynnan-raquo/ (дата обращения: 14.06.2018).

24. Хамидуллин Л.Х. Поэт - издатель - меценат: документальная повесть: к 95-летию со дня смерти Закира Рамиева - Дэрдеменда. Казань: Ихлас, 2016. 167 с.

Р. Ф. Мэсагутов

XVIII гасырда Рэмиевлэр шэжэрэсе

Мэкалэ ХХ гасыр башында Россиядэ билгеле алтын сэнэгатьчелэре Шакир hэм Закир Рэмиевларнын нэсел башлары тарихыннан яца ижтимагый-демографик сюжетларны реконструкцияли. Россия империясенен Кенчыгыштагы актив колонизация сэясэте фонында XVIII гасыр ревизия сказкалары материаллары буенча атаклы нэселнен баштагы вэкиллэренен язмышлары эзлекле рэвештэ карала. Шулай ук теманьщ кыскача историографиясе бирелэ.

Ачкыч сузлэр: Рэмиевлэр, ревизия сказкалары, ясаклы татарлар, Казан еязе, алтын сэнэгатьчелэре, Ногай Урдасы, Кама арты засека линиясе.

R.F. Masagutov

Family tree of Rameevy the XVIII century

The article is devoted to finding of new social and demographic scenes in the history of the descendants of the famous gold producers of Russia of the early twentieth century Shakir and Zakir Ramееvs. On the background of the active policy of colonization of the Russian Empire in the East and according to materials of revision tales of the eighteenth century are consistently tracked the fate of the early representatives of the famous family. A brief historiography of the topic is also presented.

Keywords: Rameevs; census records, yasak's tatars; Kazan county; gold miners; Nogai Horde; Zakamskaya defence line.

Масагутов Руслан Фанисович - член Всетатарского общества краеведов при Исполкоме Всемирного конгресса татар (г. Уфа); е-mail: medgarant-ooo@yandex.ru

Мэсагутов Руслан Фэнис улы - Бетенденья татар конгрессы Башкарма комитеты каршындагы Бетентатар тебэк тарихын ейрэну жрмгыяте эгъзасы (Уфа шэhэре).

Masagutov Ruslan Fanisovich - member of the All-Tatar Society of Regional Studies at the Executive Committee of the World Congress of Tatars (Ufa).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.