Научная статья на тему 'РОДОНАЧАЛЬНИК САРАТОВСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ С. Л. ФРАНК (К 145-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО)'

РОДОНАЧАЛЬНИК САРАТОВСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ С. Л. ФРАНК (К 145-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / С. Л. ФРАНК / ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / САРАТОВСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Южанинова Алла Леонидовна

Статья посвящена 145-летию выдающегося философа XX в. С. Л. Франка (28.01.1877-10.12.1950), который, сохраняя дореволюционные традиции обучения психологии как части философии на историко-филологических факультетах российских университетов, в 1918 г. впервые в Саратове начал преподавание психологии в Саратовском университете, став, таким образом, родоначальником региональной психологической школы. Апологет философской (идеалистической) психологии, Франк пригласил для работы на саратовскую кафедру философии профессора А. А. Крогиуса (1919), экспериментального психолога с европейским именем, создав тем самым условия для разностороннего по содержанию психологического образования. Весной 1919 г. стараниями Франка в Саратовском университете было открыто философское отделение, впервые начавшее в регионе профессиональную вузовскую подготовку психологов. Осенью 1919 г. при участии Франка произошла институционализация саратовской психологии - в университете появилась кафедра философии и психологии. После изгнания Франка из России в 1922 г. его имя и труды как чуждые марксистскому мировоззрению на родине стали замалчиваться. Забвению надолго были преданы и его заслуги перед саратовской психологией. Данная работа проведена в целях выражения благодарной памяти основоположнику саратовской университетской психологической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDER OF THE SARATOV UNIVERSITY PSYCHOLOGICAL SCHOOL S. L. FRANK (ON THE OCCASION OF 145TH ANNIVERSARY OF THE SCIENTIST)

The article is devoted to the 145th anniversary of the outstanding philosopher of the 20th century S. L. Frank (28.01.1877-10.12.1950), who preserving the pre-revolutionary traditions of teaching psychology as part of philosophy at the historical and philological faculties of Russian universities, in 1918 for the fi rst time in Saratov began teaching psychology at Saratov University, thus becoming the founder of the regional psychological school. An apologist for philosophical (idealistic) psychology, Frank invited Professor A. A. Krogius (1919), an experimental psychologist known in Europe, to work at the Saratov Department of Philosophy, thereby creating conditions for a versatile psychological education. In the spring of 1919, through Frank’s eff orts a philosophical department was opened at Saratov University, which began professional university training of psychologists for the first time in the region. In the autumn of 1919, with Frank’s participation, Saratov psychology was institutionalized for the first time - the Department of Philosophy and Psychology appeared at the university. After Frank’s expulsion from Russia in 1922, his name and works as alien to the Marxist worldview in his homeland began to be hushed up. His merit to Saratov psychology was also consigned to oblivion for a long time. This work was carried out in order to express grateful memory to the founder of the Saratov University Psychological School.

Текст научной работы на тему «РОДОНАЧАЛЬНИК САРАТОВСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ С. Л. ФРАНК (К 145-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО)»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 85-93 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 85-93

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-1-85-93, EDN: LFOASU

Научная статья УДК 159.9(091)

Родоначальник саратовской университетской психологической школы С. Л. Франк (к 145-летию ученого)

А. Л. Южанинова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Южанинова Алла Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности, juzhaninova-alla@ yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4441-7911

Аннотация. Статья посвящена 145-летию выдающегося философа XX в. С. Л. Франка (28.01.1877-10.12.1950), который, сохраняя дореволюционные традиции обучения психологии как части философии на историко-филологических факультетах российских университетов, в 1918 г. впервые в Саратове начал преподавание психологии в Саратовском университете, став, таким образом, родоначальником региональной психологической школы. Апологет философской (идеалистической) психологии, Франк пригласил для работы на саратовскую кафедру философии профессора А. А. Крогиуса (1919), экспериментального психолога с европейским именем, создав тем самым условия для разностороннего по содержанию психологического образования. Весной 1919 г. стараниями Франка в Саратовском университете было открыто философское отделение, впервые начавшее в регионе профессиональную вузовскую подготовку психологов. Осенью 1919 г. при участии Франка произошла институционализация саратовской психологии - в университете появилась кафедра философии и психологии. После изгнания Франка из России в 1922 г. его имя и труды как чуждые марксистскому мировоззрению на родине стали замалчиваться. Забвению надолго были преданы и его заслуги перед саратовской психологией. Данная работа проведена в целях выражения благодарной памяти основоположнику саратовской университетской психологической школы. Ключевые слова: история психологии, С. Л. Франк, философская идеалистическая психология, экспериментальная психология, саратовская университетская психологическая школа

Для цитирования: Южанинова А. Л. Родоначальник саратовской университетской психологической школы С. Л. Франк (к 145-летию ученого) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 85-93. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-1-85-93, EDN: LFOASU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The founder of the Saratov University psychological school S. L. Frank (on the occasion of 145th anniversary of the scientist) A. L. Yuzhaninova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Alla L. Yuzhaninova, juzhaninova-alla@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4441-7911

Abstract. The article is devoted to the 145th anniversary of the outstanding philosopher of the 20th century S. L. Frank (28.01.1877-10.12.1950), who preserving the pre-revolutionary traditions of teaching psychology as part of philosophy at the historical and philological faculties of Russian universities, in 1918 for the first time in Saratov began teaching psychology at Saratov University, thus becoming the founder of the regional psychological school. An apologist for philosophical (idealistic) psychology, Frank invited Professor A. A. Krogius (1919), an experimental psychologist known in Europe, to work at the Saratov Department of Philosophy, thereby creating conditions for a versatile psychological education. In the spring of 1919, through Frank's efforts a philosophical department was opened at Saratov University, which began professional university training of psychologists for the first time in the region. In the autumn of 1919, with Frank's participation, Saratov psychology was institutionalized for the first time - the Department of Philosophy and Psychology appeared at the university. After Frank's expulsion from Russia in 1922, his name and works as alien to the Marxist worldview in his homeland began to be hushed up. His merit to Saratov psychology was also consigned to oblivion for a long time. This work was carried out in order to express grateful memory to the founder of the Saratov University Psychological School. Keywords: history of psychology, S. L. Frank, philosophical idealistic psychology, experimental psychology, Saratov University Psychological School

For citation: Yuzhaninova A. L. The founder of the Saratov University psychological school S. L. Frank (on the occasion of 145th anniversary of the scientist). Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 85-93 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1819-7671-2023-23-1-85-93, EDN: LFOASU

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0) © Южанинова А. Л., 2023

Введение

Событием, подготовившим появление саратовской университетской психологической школы, стало открытие в соответствии с Постановлением Временного правительства России от 1 июля 1917 г. в Саратовском университете (СУ) историко-филологического факультета, деканом которого был назначен магистр философии (1915), приват-доцент Петербургского (Петроградского) университета (1912-1917) Семен Людвигович Франк (16[28].01.1877-10.12.1950) - ученый в области философии и духовно-философской (идеалистической) психологии, впоследствии получивший мировое признание как величайший русский религиозный философ. С 1 июля 1917 г. сроком на 4 года Франк был утвержден и. д. ординарного профессора Саратовского университета по кафедре философии, став ее первым заведующим и деканом только что открывшегося гуманитарного факультета.

За время пребывания в Саратове (сентябрь 1917 г. - сентябрь 1921 г.) Семен Людвигович преподавал философские дисциплины, а в осеннем семестре 1918 г. впервые осуществил обучение студентов СУ психологии в русле духовно-философской методологии, положив начало развитию саратовской университетской психологической школы. В целях изучения условий ее зарождения и определения в этом процессе роли Франка как администратора и организатора, преподавателя и ученого использовались такие историко-пси-хологические методы, как биографический, интерпретация фактологического материала, историческая реконструкция [1], а также - психологический анализ научных и документальных источников, писем, дневниковых записей, воспоминаний.

Руководство факультетом и кафедрой философии

Получив предложение занять должность декана историко-филологического факультета СУ летом 1917 г. от министерства народного просвещения Временного правительства в лице министра С. Ф. Ольденбурга, товарища министра по делам высшей школы В. И. Вернадского, председателя комиссии по устройству новых университетских факультетов И. М. Гревса («... все трое меня хорошо знали, а И. М. Гревс любил и ценил меня», - вспоминал впоследствии Франк [2, с. 116]), Семен Людвигович, приват-доцент Петроградского университета, хотя и дал согласие на переезд из столицы в провинцию, однако не без сомнений и не сразу.

Из Петрограда в Саратов Франк привез с собой целую группу ученых, привнесших в саратовское университетское гуманитарное образование на этапе его зарождения традиции дореволюционной петербургской школы. Приехавшие профессора наняли себе частные квартиры, и на первых порах, по словам Т. С. Франк, жены Семена Людвиговича, все «жили очень хорошо» [3].

В письме М. О. Гершензону от 12 декабря 1917 г. Франк писал: «Факультет у нас в общем неплохой - есть живые и талантливые люди (Жирмунский по германистике, Фасмер по языкознанию и нек. др.), и группа свободных и культурных людей имеет большинство в факультете над группой чиновников от науки» [4, с. 29]. В. М. Жирмунский писал Б. Эйхенбауму из Саратова в Петроград 2 февраля 1918 г.: «В Саратове по-прежнему хорошо. Работы очень много» [5, с. 296].

На заседании вновь открывшегося историко-филологического факультета 8 октября 1917 г. была выбрана предметная система занятий, предполагавшая свободный выбор студентами изучаемых предметов и разрешения перехода их с одного отделения на другое в рамках факультета (с набором обязательно сданных испытаний) [6, с. 25], как это было принято в Петроградском университете [7]. На том же заседании было решено открыть 5 отделений (историческое, славяно-русское, романо-германское, классическое, лингвистическое) и 7 кафедр (философия, классическая филология, сравнительное языкознание, русский язык и словесность, всеобщая история, русская история, романо-германская филология) [8, с. 26-28].

Если в 1917 г. при открытии факультета число поступивших студентов составило 184 чел., то в 1918 г. - 810 чел. [8, с. 22]. Такой рост численности обучающихся диктовал увеличение количества преподавателей, и Франк как декан активно занимался поиском сотрудников на новый факультет [4, с. 29].

Для занятий на открывшемся факультете было выделено значительное количество удобных помещений на 2-м этаже 4-го (анатомического) корпуса СУ (левое крыло, вход с университетского дворика) [9, с. 276]. Для чтения лекций факультет располагал тремя большими аудиториями, одна из которых вмещала 200-250 чел., каждая из двух остальных - 300-350 чел. Для семинарских занятий имелось два помещения, рассчитанных на 30-40 чел. Сверх того имелись еще кафедральные кабинеты со специальными библиотеками, в которых также проводились семинары с использованием имевшихся там по-

собий и литературы [8, с. 22]. Кафедре философии там же был отведен скромный и небольшой кабинет, главой которого стал Франк [9, с. 277]. Чуть позже именно здесь впервые началось преподавание психологии.

По инициативе Семена Людвиговича на открывшихся кафедрах начали работу научные студенческие кружки [10].

Таким образом, на начальном этапе пребывания в Саратове Франку удалось собрать на факультете круг единомышленников и организовать учебный процесс, наладить быт, воссоздавая некоторым образом привычный петербургский стиль жизни для прибывших в Поволжье ученых.

Преподавательская и научная философская деятельность

В сентябре 1917 г. на историко-филологическом факультете СУ профессор Франк начал и продолжил в течение саратовского периода своей жизни преподавание философских дисциплин: в 1917-1918 учебном году им читались лекции «Логика» и «Введение в философию» (а также проводился семинарий «Чтение и толкование "Prolegomena ко всякой будущей психофизике" Канта»); в 1918-1919 учебном году - «Социальная философия»; в 1919-1920 учебном году -«История древней философии» [6, с. 26, 28, 32].

Как вспоминал Георгий Петрович Иванов (1896-1991), ученик Франка, гносеологический семинар «Современные теории познания» Семен Людвигович проводил по своей книге «Предмет знания», представлявшей содержание его магистерской диссертации, в которой он «излагал идеалистическую теорию познания, назвав ее идеал-реалистической» [цит. по: 9, с. 173]. На занятиях Франк часто ссылался на таких философов, как Плотин, Николай Кузанский, Спиноза, Лосский, Бергсон, Шпенглер.

Сохранились воспоминания о методике преподавания Франка. «Особенно хорошо он вел семинарские занятия... В начале семинарских занятий он указал: "Я ставлю задачей не давать вам готовых философских выводов и учений, а научить вас философствовать, то есть приобщить к философскому мышлению". С этой точки зрения он удачно начал занятия по книге философа-идеалиста Беркли... Он предложил к каждому занятию прочитать определенное количество страниц по Беркли и подготовить собственную оценку - в чем прав или не прав Беркли, попытаться опровергнуть его мысли. На семинарах разгорались горячие споры за и против идей Беркли, в них принимал участие сам Франк, и затем обобщал споры, что в них было верно,

а что неверно. В таком же духе он проводил семинар по книге Спинозы "Этика". Ко многим идеям этого философа Франк относился весьма положительно» [цит. по: 9, с. 174].

О содержательном наполнении лекций по философии на саратовской кафедре можно судить по учебному пособию «Введение в философию», опубликованному в 1922 г., в основу которого был положен конспект курса лекций, читанного Франком сперва в Петроградском, а потом в Саратовском университете в 1914-1921 гг. [11]. Суть же курса «Социальная философия» отражена в работе Франка « Очерк методологии общественных наук» [12], также изданной в 1922 г., базирующейся на лекциях по названному курсу, прочитанных Семеном Людвиговичем в Саратове. В августе 1921 г. Франк писал Н. А. Струве: «... Этим летом, побуждаемый... нуждой, написал конспект лекций, который вырос в настоящую научную работу: "Методология общественных наук", хочу издать ее» [13, с. 649].

Уже когда Франк покинул Саратов, разгромные рецензии вышли по поводу и первой [14], и второй книги [15], где ученый был назван «крайним идеалистом», «прикрывающимся» «титулами интуитивиста, идеал-реалиста и даже монистического реалиста». В противоположность оценкам российских методологов-марксистов за рубежом в берлинском ежемесячном критико-библиографическом журнале концепция Франка как попытка синтеза трансцендентального и онтологического понимания общества, а также идеально-реальной природы общественного бытия получила положительную оценку [16].

Откликнулся на книгу Франка « Очерк методологии.» и В. И. Ленин. Летом 1922 г. в письме Сталину он написал: «Т. Сталин! К вопросу о высылке из России... Вреднее всякого эсера, ибо ловчее... С. Л. Франк (автор «Методологии»). надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго... Всех их - вон из России. Делать это надо сразу. К концу процесса эсеров... Арестовать несколько сот и без объявления мотивов - выезжайте, господа!.. С коммунистическим] прив[етом] Ленин» [17, с. 545].

За время пребывания в Саратове Франк опубликовал статью «Из глубины» в одноименном сборнике (1918) [18], который вскоре после выхода из печати был запрещен к распространению, а затем оставшиеся экземпляры были изъяты и уничтожены; подготовил к печати две работы -«Задачи общего образования» и перевод книги Силли «Введение в науку политики», которые, однако, не были изданы «ввиду крайней затруднительности печатания» [8, с. 24].

Таким образом, философское содержание научной и педагогической деятельности Франка в Саратове отчасти предопределило его изгнание из России в 1922 г.

Преподавание психологии

В российских университетах в период середины XIX - начала XX в. на историко-филологических факультетах сотрудниками философских кафедр преподавались философия, логика, психология. Открытие гуманитарного факультета в СУ объективно создало предпосылки появления в нем психологии в учебном и научно-исследовательском процессах. Научное же направление и содержание психологической сферы в каждом российском вузе определялись теоретико-методологической профессионализацией ученых, преподававших психологию. Была своя специфика и в содержании психологии, развиваемой Франком на вновь открывшейся философской кафедре СУ

К обучению студентов психологии Франк приступил на втором году своего пребывания в Саратове, с начала 1918-1919 учебного года. Так, осенью 1918 г. он провел курс «Психология» (2 ч, суббота, 6 ч 40 мин - 8 ч 10 мин; пособия: Джемс. Психология; Гефдинг. Очерки психологии; Введенский. Психология без всякой метафизики) и «Семинарий по основным вопросам психологии» (2 ч, по соглашению со слушателями). Совещательный час проходил после лекций в университете [6, с. 28].

В Петроградском университете в 1916-1917 учебном году (последний учебный год, проведенный Франком в том вузе на кафедре философии) занятия по психологии вели профессора А. И. Введенский и И. И. Лапшин, коллеги Франка. Введенский в весеннем семестре читал курс лекций «Психология» (4 ч в неделю; пособия: А. И. Введенский. «Психология без всякой метафизики»), а Лапшин в обоих полугодиях вел семинарий по психологии (2 ч в неделю; пособия: Джемс. «Психология» и А. И. Введенский. «Психология без всякой метафизики») [19, с. 3-4].

Как видим, пособия, служившие основой для проведения занятий по психологии в Петроградском и Саратовском университетах, почти совпадали. В качестве же главных психологических направлений для учебного процесса предлагались: естественно-научный подход разработки идей функционализма и прагматизма в психологии Джемса и естественная наука о душевных явлениях (психология «без души»)

Введенского. Для саратовских студентов Франк дополнил к этому перечню эмпирическую психологию Геффдинга.

В отчете о деятельности кафедры философии СУ за 1918 г., составленном Франком, представлена тематика рефератов, выполненных студентами под его руководством: «Понятие психологии по Ганникену» (студ. Крупянская); «Понятие психологии по Пфендеру» (студ. Богданов); «Учение Штумпера о явлениях и психических функциях» (студ. Руднянский), студенты Сове-това, Беркович, Кортнев писали о классификации и анализе психических явлений у Пфендера; «Учение Пфендера о самосознании и личности» (студ. Никольская); «Самосознание ощущения и чувства по Липсу» (студ. Логинов), «Основы учения психологии Н. О. Лосского» (студ. Степанов) [8, с. 25-26]. Названия работ свидетельствуют о том, что и философская психология изучалась в Саратове как наука полифоничная, различно представленная в трудах разных философов.

Основой семинара по психологии в СУ послужила книга Франка «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» [цит. по: 7, с. 173], отражавшая подготовленную (1917), но не защищенную по причине отмены научных степеней докторскую диссертацию, в которой Франк утверждал правомерность идеалистического учения о душе [20].

Для Франка психологическое знание «без души» и «без всякой метафизики», называемое эмпирической или экспериментальной психологией, представлялось недостаточным, неполным. Поэтому он считал своей главной задачей в работе «Душа человека» восполнить недостающее звено в актуальном тому времени психологическом наукознании, помочь современникам вернуться к принципиальному признанию философского учения о душе, существо которого было незаслуженно предано забвению и пренебрежению. Франк считал, что общей задачей философской психологии является познание не единичных душевных явлений, а природы души.

Книга «Душа человека» была ответом Франка на сложившееся положение в современной ему психологии. Прежние философские воззрения, добытые логикой и самонаблюдением, к тому времени большинством психологов были отброшены, что стало фактом совершенного устранения учений о душе и замены их учениями о закономерностях так называемых «душевных явлений», оторванных от их внутренней почвы и рассматриваемых как явления внешнего предметного мира. Такая психология сама себя

стала называть естествознанием (в то время как содержание психики по Франку идеально), что фактически означало: так называемая психология стала вообще не психологией, а физиологией. Она превратилась из учения о душе как сфере некой внутренней реальности, которая непосредственно, в самом опытном своем содержании отделяется от чувственно-предметного мира природы и противостоит ему, в учение о природе, о внешних, чувственно-предметных условиях и закономерностях сосуществования и смене душевных явлений. Прекрасное обозначение «психология» - учение о душе - было, по мнению Франка, просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иных научных областей - психофизики и психофизиологии. При этом отсутствовало именно научное, чисто теоретическое познание существа человеческой души.

Главное в книге Франка - стремление вернуть понятие «душа» в психологию. Автор был убежден в том, что психология должна дать понимание человеку о цельности его личности и формировании смысла жизни, в то время как эмпирическая психология, или психология «без души», в основе которой лежит естественнонаучная парадигма, не способна на решение этих задач.

В целом Франк полагал, что основой психологии должна быть философия, а не естествознание. Общей задачей философской психологии является по Франку познание не единичных душевных явлений, а природы «души». Под душой же разумеется общая, родовая природа мира душевного бытия как качественно своеобразного целостного единства. Ядром душевной жизни, которое вместе с тем служит руководящим и господствующим началом, является сторона души, называемая нашим «Я».

В качестве главного метода философской психологии Франк считал самонаблюдение как живое знание (мыслящее переживание, вчувствование), знание-жизнь в отличие от знания-мысли.

Таким образом, Франк как психолог настаивал на духовном начале в человеке, доказывая, что психология должна быть прежде всего наукой о душе, а не только о психических процессах. Вследствие этого именно идеалистическая философская психология стала важным содержанием занятий по психологии, проводимых Франком со студентами Саратовского университета в 1918 г.

Вместе с тем следует отметить, что Франк, продолжая традиции Петроградского университета, ставил задачу не только обучить сара-

товских студентов философской психологии, но и показать им многообразие направлений современной психологии.

Организация профессиональной подготовки психологов

Преподавание философии и психологии в Саратовском университете силами только профессора Франка в должной мере осуществить было невозможно. Не случайно в 1919 г. штат кафедры философии, возглавляемой Франком, пополнился его бывшими коллегами по кафедре философии Петроградского университета: 11 апреля 1919 г. преподавателем по кафедре философии СУ был избран В. Э. Сеземан, а 13 мая 1919 г. профессором кафедры стал

A. А. Крогиус (специальность - экспериментальная психология) [8, с. 17, 18], прибывшие в Саратов по приглашению Франка.

Август Адольфович Крогиус (18[30].03.1871-01.07.1933), врач-психиатр, приват-доцент Петроградского университета (1912-1918), где преподавал физиологическую психологию, доктор медицины (1909), профессор 2-го Петроградского университета (бывший Психоневрологический институт В. М. Бехтерева), основатель отечественной экспериментальной тифлопсихологии, стоявший в начале 1900-х гг. у истоков создания российской педологии, прошел психологическую подготовку в Лейпцигском институте

B. Вундта (1900-1901).

Василий Эмильевич Сеземан (30.05 [11.06]. 1884 - 23.03.1963), философ-неокантианец марбургской школы, ученик Н. О. Лосского, обучался в университетах Марбурга и Берлина (1909-1911), магистр философии (1914), служил приват-доцентом кафедры философии Петроградского университета (1915-1917), где вел занятия по античной философии.

Появление на кафедре философии СУ психолога и еще одного философа позволило Франку ходатайствовать об открытии философского отделения на историко-филологическом факультете, и на факультетском заседании (весна 1919 г.) по докладу профессора С. Л. Франка философское отделение было открыто [8, с. 19].

На философском отделении СУ была организована студенческая группа по обучению психологов, что позволял профессиональный опыт Франка и Крогиуса: оба стояли у истоков создания Психоневрологического института в Петербурге (1907), где впоследствии в психологической секции участвовали в профессиональном обучении будущих психологов.

Г. П. Иванов, поступивший в конце января

1919 г. на историческое отделение СУ после окончания Учительской семинарии, вспоминал: «Я поступил на историческое отделение, но когда было организовано философское отделение, то перешел на это отделение в группу психологии... До зимнего семестра 1919 года лекции читал только один профессор - Семен Людвигович Франк, у него мы главным образом и прослушали философские курсы. В зимнем семестре [с начала

1920 г.] стал читать лекции по психологии профессор Август Адольфович Крогиус, у которого я прослушал все лекции по психологии и активно участвовал в семинарских и практических занятиях. Психология стала моей специальностью, и по окончании ун[иверсите]та [1922 г., тема дипломной работы «О психологической природе мышления»] я проработал вместе с Августом Адольфовичем сначала в качестве его ассистента, а затем доцента до начала 193132 учебного года... Окончили это отделение и получили соответствующие аттестаты нас двое: я и Эмиль Львович Беркович. Последний в дальнейшем тоже работал на кафедре, возглавляемой А. А. Крогиусом, в качестве ассистента (впоследствии он был доцентом и заведующим кафедрой педагогики и психологии Оренбургского педагогического института). Но учились на этом отделении всего около 10 студентов, вследствие закрытия отделения философии большинство не успели закончить его» [цит. по: 9, с. 172-173].

Так, благодаря Франку в СУ была осуществлена первая попытка по подготовке профессиональных психологов. Следующие были предприняты в 1947 г. (на отделении логики и психологии на филфаке) и 1971 г. (на отделении психологии на биофаке).

К концу 1918 - началу 1919 г. обстановка в Саратове стала тяжелой: холод, голод, болезни, разгул преступности. В университете аудитории не отапливались, многие студенты вынуждены были подрабатывать, поэтому занятия начинались с 5 ч вечера. По этим и другим причинам в сентябре 1919 г. «под видом организации педагогического института для немцев, на самом деле - чтобы в деревне прокормить семью» [2, с. 50] Франк с женой и детьми переселился в немецкую колонию Зельман (Ровное), что вызвало недовольство университетских коллег. Так, заведующий кафедрой русского языка и литературы СУ, профессор Б. М. Соколов 10 октября 1919 г. писал брату: «Нынче я в факульт<ете> выступил с горячим протестом против поступка проф<ессора> Франка, который уехал на полгода

в Колонии вм<есто> того, чтобы читать лекции в у<ниверсите>те и, главное, в такое острое для у<ниверсите>та время. Сами профессора расшатывают Университет... Постановили выразить сожаление его такому действию...» [цит. по: 9, с. 205].

В связи с долгим отсутствием Франка с октября 1919 г. кафедру философии возглавил психолог Крогиус [9, с. 202], после чего она стала называться кафедрой философии и психологии [21, с. 98]. Франк оставался на должности профессора этой кафедры, бывая в Саратове наездами. Так произошла институционализация психологии, т. е. формирование саратовской университетской психологической школы.

В марте 1921 г. обследование Саратовской губернии провел инструктор ЦК РКП(б), который доложил, что в Саратове существует контрреволюционная организация, готовившая свержение советской власти. Среди ее участников были названы и профессора университета, которых вскоре арестовали (ректор В. Д. Зёрнов, профессора И. Н. Быстренин, Н. М. Какушкин). В такой обстановке многие преподаватели СУ решили покинуть Саратов [22, с. 77].

В связи со сложившимися в университете обстоятельствами весной 1921 г. историко-филологический факультет прекратил существование. По воспоминаниям участника семинария Франка в 1918-1919 гг. Сергея Павловича Правдина (р. 1900 г.), в то же время начался «разгон» и философского отделения, которое было ликвидировано в мае 1921 г. «Выгонял» Франка и «распоряжался» в то время философскими дисциплинами уже Исаак Петрович Разумовский (1893-1939), философ-марксист, правовед, преподававший теорию исторического материализма, заведующий Нижневолжским краевым отделом народного образования. Кафедра философии и психологии сохранилась, но была переименована в кафедру истории мировоззрений и психологии. Заведующим оставили Крогиуса [9, с. 173, 187, 235].

В августе 1921 г. Франк делился переживаниями с Н. А. Струве: « ..Жить тяжко - тяжко в моральном смысле. Со всеми материальными трудностями я до сих пор справлялся, как-то выкручивался... Но морально невыносимо тяжко - всю жизнь, все силы затрачивать на добывание куска хлеба в буквальном смысле слова... Теперь мы твердо решили уезжать из провинции, где жить нам так тяжко, а зимой будет и настоящий голод... » [13, с. 649].

Как писала К. Е. Павловская, в августе-сентябре 1921 г. «обстановка в Саратове... была напряженной, и Семен Людвигович, видимо, не

исключал ареста. Накануне отъезда в Москву в 1921 году он вынужден был ночевать в семье брата Татьяны Сергеевны [жены Франка] Сергея Барцева. "Виду него был замученный, замерзший, усталый", он спрашивал, "не боятся ли они пустить его к себе"» [цит. по: 9, с. 240].

В сентябре 1921 г. Франк покинул Саратов, а в 1922 г. в группе философов он был выслан из страны. Тогда же переехал в Петроград, а позже эмигрировал и Сеземан.

Некоторые студенты, обучавшиеся у Франка в Саратовском университете, глубоко переживали его высылку из России. Так, Н. Ю. Фиолетова (Крупянская) вспоминала: «Это было в Саратове, на заседании студенческого философского кружка... посвященном социально-философским взглядам проф. С. Л. Франка. Незадолго перед этим в Саратове вышла его новая книга по вопросам социологии (он выдвинул в ней идею общественного бытия как особого вида реальности, подчиняющейся закономерностям, отличным от законов природы). Доклад на заседании было поручено сделать мне, как одной из ближайших учениц С. Л. Франка. Присутствовали как "философы", постоянные участники семинара Франка (Эмилий Беркович, Г. П. Иванов - в будущем преподаватели психологии в вузах, Соломон Белевицкий - фармацевт... увлекшийся философией и ставший студентом философского отделения), так и юристы с философскими интересами... Доклад носил острый характер, так как незадолго перед этим С. Л. Франк был выслан за границу в числе "100", и мы, студенты, его ученики, с горечью и болью переживали это событие» [23, с. 16-17, 47, 48].

С отъездом Франка из Саратова развитие саратовской университетской психологии не прекратилось: преподавание психологии до 1931 г. продолжил возглавлявший психологическую кафедру (с 1926 по 1931 г. называвшуюся кафедрой педологии) профессор Крогиус совместно с Г. П. Ивановым и Э. Л. Берковичем, учениками Франка, Крогиуса и Сеземана, воплощая в Саратове традиции дореволюционной петербургской психологической школы.

Заключение

В Саратове Франку довелось прожить 4 года, однако вопреки первоначальному замыслу деканство его продолжилось лишь один год (01.07.1917-22.09.1918), а заведование кафедрой философии СУ осуществлялось 2 года - с сентября 1917 г. по октябрь 1919 г.: с осени 1919 г. по сентябрь 1921 г. он был лишь профессором

кафедры, переименованной в октябре 1919 г. в кафедру философии и психологии в связи со сменой ее руководителя - на посту заведующего Франка сменил прибывший по его приглашению в Саратов коллега по кафедре философии Петроградского классического университета и Психоневрологического института профессор А. А. Крогиус.

Начав преподавание философской (идеалистической) психологии студентам историко-филологического факультета Саратовского университета в 1918 г., Франк стал родоначальником региональной университетской психологической школы. Появление при его участии кафедры философии и психологии (1919) ознаменовало институционализацию саратовской психологии, а благодаря открытию его стараниями философского отделения (1919) впервые в Саратове началась согласно традициям дореволюционной петербургской школы профессиональная подготовка психологов.

Развитие после 1917 г. марксистско-ленинской научной методологии не позволило Франку как представителю идеалистической философии продолжать работать в избранном им научном направлении в нашей стране, и он в группе подобных ему «неблагонадежных» философов был в 1922 г. выслан из страны. После этого на родине его имя и труды стали замалчиваться. Перестали упоминать и о его служении Саратовскому университету [24]. Однако в последние годы интерес россиян к философскому творчеству Франка возродился. Переосмысляется в настоящее время значение его творчества и для отечественной психологии. Предпринятое в целях выражения благодарной памяти С. Л. Франку исследование его роли в зарождении и становлении саратовской университетской психологической школы служит общенаучным задачам преодоления случившегося разрыва исторической преемственности дореволюционной и современной психологии.

Список литературы

1. Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. История психологии. М. : Издательство МГППУ, 2005. URL: https://www. studmed.ru/view/kolcova-va-oleynik-yun-uchebnoe-posobie-po-istoriipsihologii_0f134474756.html (дата обращения: 02.10.2022).

2. Франк С. Л. Предсмертное. Воспоминания и мысли // Вестник русского христианского движения. 1986. № 146. С. 103-126.

3. Франк Т. С. Действительно свободные. URL: http:// rulife.ru/old/mode/article/410/ (дата обращения: 28.09.2022).

4. Франк С. Л. Из писем М. О. Гершензону (19121919) // De visu. 1994. № 3-4 (15). С. 23-33.

5. Переписка Б. М. Эйхенбаума и В. М. Жирмунского // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1988. С. 256-329.

6. Обозрение преподавания на историко-филологическом факультете Саратовского университета в 1917-1920 гг. / вступ. заметка и подготовка текста к публикации А. А. Гапоненкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2005. Т. 5, вып. 1-2. С. 25-33.

7. Обозрение преподавания наук на историко-филологическом факультете Императорского Петроградского университета в 1914-1915 гг. Петроград : Тип. Б. М. Вольфа, 1914. 41 с.

8. Отчет о деятельности историко-филологического факультета Саратовского университета за 19171919 гг. / публ. А. И Авруса и З. Е. Гусаковой // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2001. Т. 1, № 1. С. 16-29.

9. Гапоненков А. А. Философ в провинции. С. Л. Франк и его окружение в годы революции и Гражданской войны в Саратове. Из летописи событий 1917-1921 годов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2019. 304 с.

10. Гапоненков А. А. С. Л. Франк. URL: http://www.sgu. ru/structure/philological/history/history/frank (дата обращения: 02.10.2022).

11. Франк С. Л. Введение в философию в сжатом изложении. Петербург : Академия, 1922. 84 с.

12. Франк С. Л. Очерк методологии общественных наук. М. : Берег, 1922. 124 с.

13. М. К. C. JI. Франк. Три письма к П. Б. Струве (1921, 1925) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001-2002 годы / под ред. М. А. Ко-лерова. М. : Три квадрата, 2002. 880 с.

14. Луппол И. С. Л. Франк. Введение в философию в сжатом изложении // Под знаменем марксизма. 1922. № 9-10. С. 225-227.

15. Кривцов Ст. «Методология общественных наук» гражд. С. Франка // Под знаменем марксизма. 1922. № 3. С. 37-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Sergius. С. Л. Франк. Очерк методологии общественных наук // Новая русская книга. 1923. № 1. С. 31-32.

17. В. И. Ленин И. В. Сталину 16.07.1922 // Ленин В. И. Неизвестные документы 1891-1922. М. : РОССПЭН, 2000. 671 с.

18. Франк С. Л. De profundis: Сборник статей о русской революции. М. ; Петроград : Русская мысль, 1918. URL: http://www.vehi.net/deprofundis/frank.html (дата обращения: 02.10.2022).

19. Обозрение преподавания наук на историко-филологическом факультете Императорского Петроградского университета в осеннем полугодии 1916 г. и весеннем полугодии 1917 г. Петроград: Тип. Б. М. Вольфа, 1916. 33 с.

20. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Semen_Frank/du sha-cheloveka-opyt-vvedenija-v-filosofskuyu-psihologiyu/ (дата обращения: 03.10.2022).

21. Аврус А. И., Гапоненков А. А. Саратовский университет в годы революции и гражданской войны (1917-1920 гг.) // Российская история. 2009. № 4. С. 91-103.

22. Аврус А. И. Курс лекций «История Саратовского государственного университета». Саратов : Издательский центр «Наука», 2011. 241 с.

23. Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее: Исторический альманах. 1990. № 9. С. 7-105.

24. Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 1909-1934 : сборник материалов по истории СГУ и его кафедр. Юбилейный выпуск / отв. ред. Д. А. Рамзаев. Саратов : Тип. № 2 «Красный Печатник», 1935. 95 с.

References

1. Koltsova V. A., Oleynik Yu. N. Istoriya psikhologii (The History of Psychology). Moscow, MGPPU Publ., 2005. Available at: https://www.studmed.ru/view/ kolcova-va-oleynik-yun-uchebnoe-posobie-po-istori-ipsihologii_0f134 474756.html (accessed 2 October 2022) (in Russian).

2. Frank S. L. The Deathbed. Memories and Thoughts. Vestnik russkogo khristianskogo dvizheniya [Bulletin of the Russian Christian Movement], 1986, no. 146, pp. 103-126 (in Russian).

3. Frank T. S. Deystvitelno svobodnye (Really Free). Available at: http://rulife.ru/old/mode/article/410/ (accessed 28 September 2022) (in Russian).

4. Frank S. L. From Letters to M. O. Gershenzon (19121919). De visu [About vision], 1994, no. 3-4 (15), pp. 23-33 (in Russian).

5. Correspondence of B. M. Eichenbaum and V. M. Zhir-munsky. In: Tynyanovskiy sbornik: Tret'i Tynyanovskie chteniya [Tynyanov collection: The Third Tynyanov readings]. Riga, Zinatne Publ., 1988, pp. 256-329 (in Russian).

6. Review of teaching at the faculty of history and philology of Saratov University in 1917-1920. Introductory note and preparation of the text for publication by A. A. Gaponenkov. Izvestiya of Saratov University. Filologiya. Zhurnalistika, 2005, vol. 5, iss. 1-2, pp. 25-33 (in Russian).

7. Obozrenie prepodavaniya nauk na istoriko-filolog-icheskom fakul'tete Imperatorskogo Petrogradskogo universiteta v 1914-1915 gg. [Review of the Teaching of Sciences at the Faculty of History and Philology of the Imperial Petrograd University in 1914-1915]. Petrograd, Tipografiya B. M. Wolfa, 1914. 41 p. (in Russian).

8. Report on the activities of the faculty of history and philology of Saratov University for 1917-1919. Ed. by A. I. Avrus, Z. E. Gusakova. Izvestiya of Saratov University, 2001, vol. 1, no. 1, pp. 16-29 (in Russian).

9. Gaponenkov A. A. Filosof v provintsii. S. L. Frank i ego okruzhenie v gody revolyutsii i grazhdanskoy voyny v Saratove. Iz letopisi sobytiy 1917-1921 godov [A Philosopher in the Province. S. L. Frank and his Entourage During the Revolution and the Civil War in Saratov. From the Chronicle of the Events of 1917-1921]. Saratov, Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2019. 304 p. (in Russian).

10. Gaponenkov A. A. (S. L. Frank). Available at: http:// www.sgu.ru/structure/philological/history/history/ frank (accessed 2 October 2022) (in Russian).

11. Frank S. L. Vvedenie v filosofiyu v szhatom izlozhenii [Introduction to Philosophy in a Concise Presentation]. Peterburg, Akademiya Publ., 1922. 84 p. (in Russian).

12. Frank S. L. Ocherk metodologii obshchestvennykh nauk [An Essay on the Methodology of Social Sciences]. Moscow, Bereg Publ., 1922. 124 p. (in Russian).

13. M. K. S. L. S. L. Frank. Three Letters to P. B. Struve (1921, 1925). In: Issledovaniya po istorii russkoy mysli: Ezhegodnik za 2001-2002 gody. Ed. M. A. Kolerov [Kolerov M. A., ed. Studies on the History of Russian Thought: Yearbook for 2001-2002]. Moscow, Tri kvadrata Publ., 2002. 880 p. (in Russian).

14. Luppol I. S. L. Frank. Introduction to philosophy in a concise presentation. Pod znamenem marksizma [Under the Banner of Marxism], 1922, no. 9-10, pp. 225-227 (in Russian).

15. Krivtsov St. Article "Methodology of Social Sciences" by Citizen S. Frank. Pod znamenem marksizma [Under the Banner of Marxism], 1922, no. 3, pp. 37-43 (in Russian).

16. Sergius. S. L. Frank. An essay on the methodology of social sciences. Novaya russkaya kniga [New Russian Book], 1923, no. 1, pp. 31-32 (in Russian).

17. V. I. Lenin to I. V. Stalin 16.07.1922. In: Lenin V. I. Neizvestnye dokumenty 1891-1922 [Lenin V. I. Unknown Documents 1891-1922]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2000. 671 p. (in Russian).

18. Frank S. L. De profundis: Sbornik statey o russkoy revolyutsii (De profundis: Collection of Articles About the Russian Revolution). Moscow, Petrograd, Russkaya mysl' Publ., 1918. Available at: http://www.vehi.net/ deprofundis/frank.html (accessed 2 October 2022) (in Russian).

19. Obozrenie prepodavaniya nauk na istoriko-filolo-gicheskom fakultete Imperatorskogo Petrogradskogo universiteta v osennem polugodii 1916 g. i vesennem polugodii 1917g. [ Review of the Teaching of Sciences at the Faculty of History and Philology of the Imperial Petrograd University in the Autumn Half-year of 1916 and the Spring Half-year of 1917]. Petrograd, Tipografiya B. M. Wolfa, 1916. 33 pp. (in Russian).

20. Frank S. L. Dusha cheloveka. Opyt vvedeniya v filosof-skuyu psikhologiyu (The Soul of Man. Experience of Introduction to Philosophical Psychology). Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/dusha-cheloveka-opyt-vvedenija-v-filosofskuyu-psihologiyu/ (accessed 3 October 2022) (in Russian).

21. Avrus A. I., Gaponenkov A. A. Saratov University During the Revolution and the Civil War (1917-1920). Rossiyskaya istoriya [Russian History], 2009, no. 4, pp. 91-103 (in Russian).

22. Avrus A. I. Kurs lektsiy "Istoriya Saratovskogo go-sudarstvennogo universiteta" [Course of Lectures "History of Saratov State University"]. Saratov, ITs "Nauka", 2011, 241 p. (in Russian).

23. Fioletova N. Yu. The story of one life. Minuvshee: Is-toricheskiy almanakh [The Past: Historical Almanac], 1990, no. 9, pp. 7-105 (in Russian).

24. Saratov State University named after N. G. Cherny-shevsky, 1909-1934. In: Ramzaev D. A., ans. ed. Sbornik materialov po istorii SGU i ego kafedr. Yubi-leynyy vypusk [Ramzaev D. A., ans. ed. Collection of Materials on the History of SSU and Its Departments. Anniversary Issue]. Saratov, Printing house no. 2 "Krasnyy Pechatnik", 1935. 95 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 24.11.2022; принята к публикации 11.01.2023 The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 24.11.2022; accepted for publication 11.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.