_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-12-1 УДК 316.4
РОДИТЕЛЬСТВО И РОДИТЕЛЬСКИМ ТРУД КАК ВИД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Балян Е.В., Тужба Э.Н.
Кубанский государственный технологический университет
Аннотация. Актуальность. Отрицательная демографическая ситуация в стране способствует опасности репродуктивной депопуляции населения, влечет угрозу его воспроизводства, сохранения и развития. Проблема состоит в следующем противоречии: с одной стороны, государственная политика заключается в утверждении высокой ценности родительства, с другой стороны, меры реальной государственной поддержки незначительны. Показано, что родительский труд, является особым видом трудовой деятельности по рождению, воспитанию, уходу, развитию детей, их социализации выполняемой родителями, родственниками и специалистами сферы социальной репродукции на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов. Вывод. Улучшение механизмов и инструментов стимулирования роста человеческого капитала, ориентированного на совершенствование его качественных и увеличение количественных показателей, авторам представляется необходимым. Концепция родительского труда, может рассматриваться одним из важнейших оснований подобного развития. Задача социологической науки в исследовании родительского труда состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к трудовой специфики данного вида деятельности.
Ключевые слова: родительство, родительский труд, человеческий капитал, социализация, воспитание, прекаризированная занятость, демография.
PARENTHOOD AND PARENTAL LABOR AS A TYPE OF LABOR ACTIVITY
Evgeniya V. Balyan, Emir N. Tuzhba
Kuban State Technological University
Abstract. Relevance. The negative demographic situation in the country contributes to the danger of reproductive depopulation of the population, entails a threat to its reproduction, preservation and development. The problem lies in the contradiction, on the one hand, state policy is to assert the high value of parenthood, on the other hand, measures of real state support are insignificant. It is shown that parental labor is a special type of labor activity for the birth, upbringing, care, development of children, their socialization performed by parents, relatives and specialists in the field of social reproduction at all stages of reproduction of human resources. Conclusion. Improving the mechanisms and tools for stimulating the growth of human capital, aimed at improving its qualitative and increasing quantitative indicators, seems necessary. The concept of parental labor can be considered one of the most important foundations for such development. The task of sociological science in the study of parental work is to attract the attention of society to the labor specifics of this type of activity.
Keywords: parenthood, parental work, human capital, socialization, education, precarious employment, demography.
Введение.
Неблагоприятная демографическая ситуация в РФ способствует депопуляции населения, влечет угрозу сохранения, развития и воспроизводства человеческого капитала. Улучшение механизмов и инструментов стимулирования роста человеческого капитала, ориентированного на увеличение его количественных и совершенствование качественных параметров, нам представляется необходимым условием развития страны. Концепция родительского труда, может рассматриваться одним из важнейших оснований подобного развития [1].
Обсуждение.
Качеством человеческих ресурсов занимаются ученые из различных областей знаний: социологии, экономики, медицины, психологии, демографии.
По мнению социологов и экономистов, качество и количество человеческих ресурсов зависит как от социально-экономических факторов, так и от качества реализации родительского труда, предполагающего «сознательную, целесообразную деятельность по рождению, уходу за детьми, их развитию и воспитанию, формирующую
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
количественные и качественные характеристики человеческого капитала, удовлетворяющую в процессе этого труда личные и общественные интересы» [2].
И.С. Кон понимает под родительством «систему взаимосвязанных явлений:
а) родительскую любовь, чувства, привязанность к своим детям;
б) нормы культуры, специфические социальные роли;
в) отношение родителей к детям, стиль воспитания, определенное поведение» [3].
М.М. Пшеничникова характеризует родительский труд как «особый вид трудовой деятельности по рождению, уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, их социализации и дальнейшей профессионализации, выполняемой родителями, родственниками и специалистами сферы социальной репродукции на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов от - перинатальной до инкорпоративной» [4].
В теории человеческого капитала Г. Беккера, родительский труд рассматривается как вложение родителей в капитал будущего поколения. Образование, воспитание и забота о детях им признаются важной частью процесса формирования квалифицированной и продуктивной рабочей силы. Родительский труд рассматривается исследователем как рациональное принятие решений с экономической точки зрения, акцент на важность инвестиций в человеческий капитал детей для будущего общества [5].
В работе С. Мичельсон представлена роль материнского труда в формировании гендерных неравенств: экономической независимости женщин и равенстве полов в рабочей сфере. Исследуя влияние материнского труда на экономическую позицию женщин, а также проблемы, связанные с неравенством и дискриминацией на работе, автор отмечает, что существует взаимосвязь между заработной платой и неравенством.
Наличие детей и перерывы в карьере, связанные с материнством могут сказываться на заработной плате женщин и приводить к неравенству в оплате труда между мужчинами и женщинами, к отсутствию возможности для полноценного рабочего времени, доступа к повышению квалификации или профессиональному развитию, которые могут ограничивать карьерные возможности женщин-матерей, к проблемам дискриминации на рабочем месте, с которыми сталкиваются женщины-матери, а также к предвзятости при приеме на работу [6].
Итак, родительский труд определяется как вклад, который родители вносят в воспитание и уход за детьми. Однако трактовка родительского труда в гендерной перспективе часто связана с анализом того, как этот труд распределен между мужчинами и женщинами в семье.
С позиции экономической науки, родительский труд является специальной формой трудовой деятельности, включающей в себя воспроизводство, уход, воспитание, а также формирование социокультурной базы у детей.
Феномен родительского труда в педагогике относится к активному участию родителей в воспитательном процессе своих детей и сотрудничеству между семьей и школой. Подразумевается, что родители принимают активное участие в образовательном процессе, поддерживая и содействуя развитию своих детей в школьной среде.
Л.С. Выготский выделял важность взаимодействия с родителями в процессе воспитания и обучения детей [7]. Родительский труд рассматривается как социальная поддержка и стимулирование развития ребенка в его зоне ближайшего развития. Родители являются созидателями психологического пространства, в котором ребенок осваивает новые знания и навыки.
Феномен родительского труда в педагогике базируется на предположении, что родители являются ключевыми и важными участниками образовательного процесса и способны оказывать значительное влияние на успехи и развитие своих детей. Взаимодействие между родителями и педагогами способствует созданию благоприятной образовательной среды, улучшению коммуникации и взаимопонимания.
Т.Е. Шапошникова уделяет особое внимание понятию «эффективное родительство» [8]. Феномен эффективного родительства относится к концепции успешного и гармоничного взаимодействия между родителями и детьми, направленного на достижение положительных результатов в развитии и благополучии детей. Эффективное родительство базируется на принципах понимания, поддержки, эмоциональной связи и гармоничных отношений.
Е.В Могилевская отмечает негативные тенденции в родительском труде в связи с изменениями, происходящими в обществе, культуре, экономике, и развитием самих членов семьи [9].
В современных семьях наблюдается изменение гендерных ролей и переход от традиционного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами. Семьи становятся более равноправными, где каждый партнер вносит свой вклад в обязанности по уходу за детьми, хозяйственные дела и финансовые вопросы. Кроме традиционных ядерных семей (родители и их биологические дети), стали более распространенными одинокие родители, семьи-патриархаты, семьи с однополыми партнерами и т.д. Эти изменения в структуре семьи влияют на динамику и взаимоотношения внутри семьи.
Э. Эриксон, известный своими исследованиями в области психосоциального развития человека, выделял восемь стадий, сопровождающих жизнь человека [10]. Каждая стадия представляет со-
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
бой кризис, который необходимо разрешить для успешного развития.
В контексте родительского труда, автор поднимал важные вопросы о влиянии родителей на эмоциональное и социальное развитие детей:
- доверие/недоверие (ранний детский возраст) к миру и окружающим, насколько они могут рассчитывать на заботу и поддержку своих родителей;
- автономия к стыду и сомнению (ранний дошкольный возраст) - родители способствуют развитию у детей ощущения независимости в принятии решений;
- инициатива к вине (дошкольный возраст) -родители могут поощрять инициативу и творчество детей, создавая условия для развития их активности и уверенности;
- стремление к усилиям (младший школьный возраст) - родители могут поддерживать развитие трудолюбия и старания детей в достижении своих целей;
- идентичность к ролевой растерянности (подростковый возраст) - родители могут играть ключевую роль в помощи подросткам формировать свою личность и определить свои ценности и убеждения.
Таким образом, в теории Эриксона, родительский труд представляет собой не только физическое уход за ребенком, но и активное воздействие на его эмоциональное и социальное развитие в течение всей жизни.
Понятие «родительский труд» связано с социологическими категориям, такими как: семья, ро-дительство, воспитание, социализация. Однако родительский труд шире этих понятий, поскольку, допустим, воспитание отражает одну из содержательных сторон родительского труда. Воспитание, в плане воздействия на личность и общество в образовательных целях, близко по смыслу с понятием «социализация личности», под которым общепринято понимать процесс усвоения личностью ценностей, норм, образцов поведения принятых в обществе.
Так как воспитание и социализация - взаимодополняющие процессы (разница состоит в том, что при воспитании передается социальный опыт, а при социализации он принимается), они могут считаться аспектами родительского труда, формирующими человеческий капитал. Сущность труда, в том числе и родительского - дуальна и предполагает эквивалентный обмен: обмен между природой и человеком, обмен продуктами деятельности между индивидами.
Обмен веществ в системе человек-природа происходит посредством физических проявлений родительского труда - биологическое воспроизводство, обеспечение условий существования потомства, практический уход за ребенком. Зна-
чимость природного компонента обмена родительского труда очевидна, так как репродуктивные процессы обусловлены физиологией и биологией человека; существуя в сложных психофизиологических процессах, они определяют сознательный поведенческий деятельности. В процессе родительского труда обмен продуктами деятельности между индивидами, проявляется в институциализированных формах разделения труда.
В процессе осуществления родительского труда применяются материальные и не материальные средства. К не материальных, следует отнести, специфические черты и качества человека; энергию и информацию, которые нужны для воздействия на ребенка при формировании нужного в нем свойства.
Среди материальных средств родительского труда следует выделить объекты физического характера, используемые при осуществлении родительских функций (жилье, средства обихода, обучающие материалы и т.д.).
Воздействие средств труда на предмет труда, дает продукт, это условно применимо и к родительскому труду. Человеческий капитал, новые качества на определенной стадии формирования индивида - продукт родительского труда [11]. Все это корреспондирует с концепцией человеческого капитала, согласно которой социализация и воспитание, являются основным источником формирования такого капитала.
Родительский труд не только обеспечивает заботу, воспитание и развитие детей, но также вносит значительный вклад в будущее общества.
Родительский труд связан с общественной ценностью труда следующим:
- родители играют важную роль в формировании ценностей, норм и моральных установок у детей; соответственно, влияют на развитие будущего поколения;
- родительский труд включает в себя обучение детей социальным навыкам, взаимодействию в коллективе и пониманию социальных ожиданий, что способствует их интеграции в социальные структуры общества;
- в экономическом отношении, родительский труд выполняет функцию, которая важна для стабильного функционирования общества. Заботясь о детях, родители обеспечивают не только будущее поколение, но и влияют их профессиональный выбор;
- родительский труд позволяет обществу обеспечить непрерывность поколений и передачу культурных и социальных ценностей от одного поколения к другому.
Таким образом, родительский труд имеет глубокое значение для общества, не только в контексте заботы о детях, но и в создании фундамента
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
для устойчивого социального и культурного развития. Отсюда повышается практическая значимость исследования проблемы, поскольку результаты анализа родительского труда позволят прогнозировать будущее человеческого капитала.
«Родительство» шире категории «родительский труд», которая скорее характеризует процесс реализации родительских функций и родитель-ства посредством деятельности, регламентированной существующими нормами, мотивацией субъектов родительского труда и характером объекта родительского труда.
Социализация» и «воспитание» близки к понятию «родительский труд», хотя родительский труд шире категории «воспитание», поскольку воспитание отражает только одну сторону родительского труда.
Если рассматривать воспитания в плане воздействия социума на индивида в образовательном ключе, оно ближе понятию «социализация» [12], под которой, как известно, понимается «процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях» [13].
Образ родительства представляет собой общий стереотип на макро, мезо- и микро- уровнях. Это -существующая в общественном сознании идеальная модель родительского поведения. Воспроизводимая в массовом сознании данная модель, влияет на распределение приоритетов в родительском труде, задавая целевые показатели «продукта» родительского труда.
На макроуровне отражается общая направленность социально приемлемых форм удовлетворения потребностей в родительстве. На мезо-уровне он транслируется механизмами регулирования семьи, воспитания. На микроуровне образ родительства, сформированный в психике человека на основе опыта и психологических особенностей личности [14].
Так как социализация и воспитание выступают взаимодополняющими процессами, их можно отнести к аспектам родительского труда, которые влияют на процесс формирования человеческого капитала.
Природа труда в целом, в том числе и родительского дуальна и предполагает двойственный обмен: обмен продуктами деятельности между людьми, и между природой и человеком [15].
Обмен веществ между индивидом и природой происходит через физические проявления родительского труда - биологическое воспроизводство, обеспечение материальных и физических условий существования потомства, практические манипуляции по уходу за ребенком. «Природный» компонент обмена имеет существенное значение применительно к сфере родительского труда, так как репродуктивные процессы во многом обусловлены биологией и физиологией индивида; отражаясь в сложных психофизиологических процессах, они определяют «сознатель-
ный», поведенческий компонент этой деятельности. Обмен продуктами деятельности между индивидами в процессе родительского
труда выражается институциализированными формами разделения труда в обществе. В целом содержание труда складывается из абстрактно-функционального (без оценки их воздействия на человека) описания предмета и средств труда [15].
Предмет родительского труда - ребенок с личностными характеристиками. Осуществление родительского труда предполагает использование материальных/нематериальных инструментов труда.
К материальным средствам родительского труда следует отнести физические объекты, используемые для реализации родительских функций, создание нормальных условий жизнедеятельности.
К нематериальным средствам труда следует отнести, проявляемые качества и черты характера человека, а также энергия и информация, необходимые для воздействия на ребенка для формирования необходимых в нем свойств.
В результате целенаправленного воздействия средств труда на предмет труда, получается некий продукт труда, что применительно к родительскому труду.
Под продуктом родительского труда можно понимать в целом «новые качества индивида, человеческий капитал на конкретной стадии его формирования» [16]. Такое понимание созвучно концепции человеческого капитала, согласно которой важнейшим источником формирования этого вида капитала являются воспитание и социализация человека [17]. Результаты анализа родительского труда могут быть использованы для прогнозирования будущего человеческого капитала.
Родительский труд рассматривается в социологической и экономической науках как комплексный процесс формирования человеческого капитала, специфика которого заключается в том, что он требует от субъекта родительского труда деятельности в условиях многозадачности на протяжении всего периода осуществления трудовых функций. Задача социологической науки в исследовании родительского труда состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к трудовой специфике данного вида деятельности; экономической науки - в расчете выгоды, которую может получить общество от его стимулирования и качественной организации.
Неблагоприятные демографические прогнозы в РФ, связанные с низкой рождаемостью, развитие механизма материнского капитала, влияющего только на количественные показатели, обязывают искать новые подходы к решению проблем, связанных с воспроизводством населения.
Условия, в которых реализуется родительский труд в современной России, не являются благоприятными. Осуществляемые государственные
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
меры недостаточны для кардинального изменения демографической ситуации. Необходимы специфические меры и дифференцированный подход к каждому региону учитывающий социально-культурные, экономические, политические, религиозные и психологические особенности населения.
Родительский труд, реализуемый в современных условиях, можно отнести к прекаризированной занятости со следующими признаками:
- нестабильная занятость;
- нет гарантий и защищенности;
- нет профессиональной самоидентификации;
- отсутствие различных прав.
Для развития демографической политики, смягчения кризисных явлений, необходимо уменьшить уровень прекаризации родительского труда, оказать поддержку родительству в процессе реализации родительских функций, одновременно стимулируя рождаемость.
Среди мер семейной и демографической политики для уменьшения уровня прекаризации родительского труда, выделяют:
- пересмотр размеров налоговых вычетов для работающих родителей, исходя из количества детей и дохода семьи;
- совершенствование системы пенсионного обеспечения, с учетом качественных/количественных результатов труда родителей;
- признание в качестве деятельности трудового характера рождение, воспитание детей в семье;
- государственную оценку родительского труда и его оплату.
В материальном отношении родительский труд невозможно объективно измерить.
Заключение.
Основными мерами поддержки родительства государством сегодня, являются материальные доплаты, законодательная защита материнства
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
и детства при разрешении конфликтных ситуаций (семейных, трудовых и т.д.).
Система определенных выплат действует до достижения ребенком совершеннолетия, уровень выплат по мере взросления ребенка снижаются. При временной нетрудоспособности матери по беременности и родам, она получает лишь часть от своего заработка, несмотря на то, что потребности в деньгах увеличиваются. Женщина оказывается стесненной в средствах и ограниченной в экономических отношениях, что влияет на ее стремление к рождению ребенка, а само рождение ребенка откладывается на более поздний срок после собственной реализации в профессиональной сфере. В данной связи, нельзя сбрасывать со счета, ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин с увеличением их возраста.
Существующая система выплат носит поддерживающий, а не стимулирующий и гарантирующий достойный уровень жизни характер.
Проблема состоит в следующем противоречии: с одной стороны, государственная политики заключается в утверждении высокой ценности детства и родительства, а с другой стороны, меры реальной государственной поддержки незначительны [11].
Репродуктивно-ориентированное образование может рассматриваться в качестве сферы развития репродуктивных установок населения и поэтому представляет собой эффективный инструмент для решения проблем воспроизводства населения, для стимулирования ответственного и результативного родительства. Для каждой потенциальной группы обучающихся в системе репродуктивно-ориентированного образования разработаны специфические программы обучения, курсы и модули, нацеленные на повышение эффективности и результативности их функционирования либо в качестве субъектов родительского труда, либо в качестве субъектов, формирующих условия для его реализации [17].
Такое образование должно вестись на всех уровнях: в системе общего, профессионального и высшего образования. Сегодня система образования отличается высокой динамичностью, демонстрируя возможность решения самых разных задач в сфере науки, инноваций, совершенствования образовательных технологий, интернационализации.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Литература:
1. Илышев A.M. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России : монография / A.M. Илы-шев, И.В. Лаврентьева. М. : ИД «Финансы и кредит», 2005. 368 с.
2. Родительский труд: условия реализации, мотивы и результаты: монография. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 171 с.
3. Кон И.С. Ребенок и общество. М. : Наука, 2011. 74 с.
4. Пшеничникова М.М. Родительский труд: содержание и особенности реализации в малых городах Уральского региона : дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2012. 189 с.
5. Мозговых А.В. Теория человеческого капитала Г. Беккера URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/teoriya-chelovecheskogo-kapitala-g-bekkera (дата обращения 14.11.2024).
6. Мичельсон С. Материнство и коммуникативный труд. URL : https://www.researchgate.net/scientific-contributions/Sara-Mathieson-2227044787 (дата обращения 12.10.2024).
7. Макарова А.И. Педагогическая концепция Л.С. Выготского. URL : https://cyberleninka.rU/article/n/pedago gicheskaya-kontseptsiya-l-s-vygotskogo (дата обращения 19.11.2024).
8. Шапошникова Т.Е. Воспитательные отношения в семье. М.; Новосибирск : НГПУ. 2014. 163 с.
9. Могилевская Е.В. Перинатальная психология: психология материнства и родительства. Издательство : Феникс, 2015. 108 с.
10. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Изд. Питер, 2021. 448 с.
11. Багирова А.П. Семейные инвестиции в будущий человеческий капитал: актуализация проблемы окупаемости в российских условиях / А.П. Багирова // Финансы и кредит. 2010. № 33(417). С. 49-54.
12. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.]. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
13. Зборовский Г.Е. Общая социология : учебник. 3-е изд., испр. и доп. М. : Гардарики, 2004. 592 с.
14. Ворошилова А.И. Диспозиционный подход к изучению мотивации родительского труда / А.И. Ворошилова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 4(37). С. 81-87.
15. Дряхлов Н.И. Социология труда : учебник. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. 368 с.
16. Проблемы эффективности государственного управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования : монография / Г.В. Леонидова [и др.]. Вологда : Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2013. 184 с.
17. Родительский труд: условия реализации, мотивы и результаты : монография / А.П. Багирова [и др.]. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 171 с.
References:
1. Ilyshev A.M. Strategy for Including Reproductive Labor in the Russian Economy : monograph / A.M. Ilyshev, I.V. Lavrentyeva. M. : Finance and Credit Publishing House, 2005. 368 p.
2. Parental Labor: Conditions of Implementation, Motives, and Results : monograph. Yekaterinburg : Ural University Publishing House, 2015. 171 p.
3. Kon I.S. Child and Society. M. : Nauka, 2011. 74 p.
4. Pshenichnikova M.M. Parental Labor: Content and Features of Implementation in Small Towns of the Ural Region : dis. ... cand. sci. (econ.). Yekaterinburg, 2012. 189 p.
5. Mozgovykh A.V. G. Becker's Human Capital Theory. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-che lovecheskogo-kapitala-g-bekkera (date of application 11/14/2024).
6. Michelson S. Motherhood and Communicative Work. URL : https://www.researchgate.net/scientific-contribu tions/Sara-Mathieson-2227044787 (date of application 10/12/2024).
7. Makarova A.I. Pedagogical Concept of L.S. Vygotsky. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogich eskaya-kontseptsiya-l-s-vygotskogo (accessed on 11/19/2024).
8. Shaposhnikova T.E. Educational Relations in the Family. M.; Novosibirsk : NGPU. 2014. 163 p.
9. Mogilevskaya E.V. Perinatal Psychology: Psychology of Motherhood and Parenthood. Publisher : Phoenix. 2015. 108 p.
10. Erikson E. Childhood and Society. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2021. 448 p.
11. Bagirowa A.P. Family Investments in Future Human Capital: Actualization of the Payback Problem in Russian Conditions / A.P. Bagirowa // Finance and Credit. 2010. № 33(417). P. 49-54.
12. Pedagogy: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions / V.A. Slastenin [et al.]. Moscow: Publishing Center «Academy», 2002. 576 p.
13. Zborovsky G.E. General sociology : textbook. 3rd ed., corrected. and additional. M. : Gardariki, 2004. 592 p.
14. Voroshilova A.I. Dispositional approach to the study of parental labor motivation / A.I. Voroshilova // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2015. № 4(37). P. 81-87.
15. Dryakhlov N.I. Sociology of labor : textbook. M. : Publishing house of Moscow University, 1993. 368 p.
16. Problems of public administration efficiency. Human capital of territories: problems of formation and use: monograph / G.V. Leonidova [et al.]. Vologda : Institute of socio-economic development of territories of the Russian Academy of Sciences, 2013. 184 p.
17. Parental work: conditions of implementation, motives and results : monograph / A.P. Bagirowa [et al.]. Ekaterinburg : Publishing house of the Ural. University, 2015. 171 p.
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 12 (декабрь)
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Информация об авторах
Балян Евгения Вячеславовна
старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет emirtu@yandex.ru
Тужба Эмир Нодариевич
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет emiru@yandex.ru
Evgeniya V. Balyan
Senior Lecturer at the Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University emirtu@yandex.ru
Emir N. Tuzhba
Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University emiru@yandex.ru