Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 27 (2015) 2-12 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ человеческого капитала
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ*
Анна Петровна БАГИРОВА1*, Дарья Георгиевна БЫКОВАь
а доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина [email protected]
ь аспирантка кафедры социологии и социальных технологий управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина [email protected]
* Ответственный автор
История статьи:
Принята 17.03.2015 Принята в доработанном виде 02.05.2015 Одобрена 21.05.2015
УДК 314.18
Ключевые слова: родители, труд, результат, человеческий капитал, показатель
Аннотация
Предмет и тема. Предметом исследования является родительский труд, рассматриваемый как деятельность, направленная на воспроизводство человеческого капитала, в процессе которого формируются его количественные и качественные характеристики. Цели и задачи. Целью статьи является разработка методических принципов и показателей оценки результатов родительского труда.
Методология. Методологической основой анализа послужила теория человеческого капитала и концепция родительского труда.
Результаты. Предложены четыре принципа оценки результатов родительского труда: принцип возможности и необходимости оценки результатов родительского труда, принцип учета результатов родительского труда в стадиальном разрезе, принцип многообразия используемых для оценки источников информации, принцип целесообразности дифференциации показателей на медицинские и социальные. На основании этих принципов разработана система показателей, которая может использоваться для оценки результатов родительского труда. Показатели выделены на каждой из семи стадий родительского труда (перинатальная, младенческая, дошкольная, ранняя школьная, школьная подростковая, стадия профессиональной подготовки, инкорпоративная стадия), они дифференцированы на медицинские и социальные.
Выводы и значимость. Обосновывается возможность применения разработанной системы показателей для выработки справедливого и эффективно действующего принципа компенсации затрат родительского труда и их учета в пенсионной системе РФ. Это может стать новым эффективным механизмом, положенным в основу реформирования пенсионной системы, будет способствовать индивидуализации системы пенсионного страхования, преодолению негативных демографических тенденций. Этот инструмент рассматривается как действенная мера стимулирования рождаемости, осознанного родительства и улучшения качества человеческого капитала страны.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В ряде западных стран активно применяется инструмент экономических оценок человеческой жизни и утраты здоровья, используется он и в отдельных исследованиях российских ученых [1-4]. По мнению, например, М.А. Шабановой, такие оценки в социально-экономической политике способны повернуть управление всех уровней к «сбережению человека» как важнейшей социальной
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
цели развития современного общества [5, с. 65]. Построение экономических оценок человеческой жизни сопряжено в свою очередь с проблемой учета затрат и результатов родительского труда. Под родительским трудом авторы понимают процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой формируются количественные и качественные характеристики человеческого капитала, в процессе этого труда удовлетворяются как общественные, так и личные потребности. Это — особый вид трудовой деятельности, выполняемый родителями и ближайшими
родственниками, на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов — начиная от рождения ребенка до завершения процесса формирования его личности [6, с. 3]).
Результаты родительского труда, важнейшим из которых выступает человеческий капитал детей, необходимы обществу. Именно человеческий капитал выступает фактором экономического роста [7, с. 21] и обеспечивает конкурентоспособность российских регионов [8, с. 9]. Однако формирование человеческого капитала детей сопряжено с рядом трудовых, материальных, эмоционально-психологических затрат, важнейшими носителями которых выступают родители (семья), ближайшее окружение ребенка, работники сферы социальной репродукции (систем здравоохранения, образования, социальной защиты). Учет родительских затрат с их последующей компенсацией (в той или иной форме) может рассматриваться в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования рождаемости, ответственного родительства, повышения качества будущего человеческого капитала.
Проблемы инвестирования в человеческий капитал неоднократно рассматривались в работах ученых (см., например, работы [9, 10]), однако предметом изучения в основном выступал уже существующий, сформировавшийся человеческий капитал. Исследования человеческого капитала, как правило, посвящены его оценке, анализу уровней и компонентов, выявлению факторов, влияющих на его дальнейшее накопление. При этом практически не рассматривается начальная стадия накопления человеческого капитала -формирование и становление.
В то же время учет затрат, возникающих в процессе реализации родительского труда, невозможен без организации оценки его результатов. В связи с этим возникает широкий круг методологических, методических, практических проблем, основными из которых являются:
— необходимость экономического обоснования статуса родительского труда как трудовой деятельности, оценки экономического эквивалента ее результата;
— выделение подлежащих оценке результатов труда;
— определение справедливой компенсации за результаты родительского труда, ее форм, источников выплат, методики расчета;
— отбор приоритетных с точки зрения социально-экономического подхода программ и стратегий в сфере родительства и детства.
Ранее был предложен макроуровневый подход к о це нке р е зультато в р од ите ль ско го тр уд а, реализованный по стадиям формирования человеческого капитала [11]. В соответствии с ним для каждой стадии родительского труда можно говорить о наборе официальных статистических показателей, с помощью которых можно провести оценку результативности родительского труда на уровне региона (территории). Такими показателями, в частности, являются:
— на перинатальной стадии — общий коэффициент рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости, абсолютное число рождений и т.п.;
— на младенческой стадии — данные о состоянии здоровья новорожденных, о распределении новорожденных по массе тела при рождении, о грудном вскармливании детей первого года жизни и т.п.;
— на дошкольной стадии — охват детей дошкольными образовательными учреждениями, их посещаемость и т.п.
Такой подход, частично решая проблему оценки результатов родительского труда на макроуровне (регион, страна), не позволяет оценить результаты этого труда на микроуровне (семья или отдельный родитель как субъект труда). Восполняя этот пробел, предложим показатели, отражающие результаты родительского труда на уровне семьи, и рассмотрим ключевые методические принципы такой оценки.
Принцип возможности и необходимости оценки результатов родительского труда. В современном мире неуклонно возрастает число явлений, процессов и видов деятельности, те или иные аспекты которых наиболее полно и качественно могут быть изучены путем применения одновременно социального и экономического анализа в их едином комплексе и взаимосвязи. Среди таких объектов изучения находится родительский труд, а также его результат в виде человеческого капитала. Наиболее продуктивным для его исследования представляется социоэкономический подход [12, с. 31], предполагающий изучение характера и закономерностей двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства разных систем и расчет экономических оценок этих связей на основе, во-первых, сопоставления широко понимаемых затрат
и результатов и, во-вторых, учета определенных социальных ограничений [13, с. 39].
Оценка результатов родительского труда, достигнутых субъектами этого труда, должна отражаться на сумме компенсации его затрат. Возможным механизмом здесь видится включение этих результатов в формирование пенсионных выплат. Пенсионная система в качестве подсистемы входит в систему социального обеспечения, целевое назначение которой — смягчить неблагоприятные последствие наступления такого социального риска, как малообеспеченность, служить одним из источников средств к существованию [14, с. 11]. В свою очередь в пенсионной системе аккумулируются денежные средства, которые выплачиваются после наступления определенных обстоятельств (например, достижение пенсионного возраста, получение инвалидности) и гарантируют тем самым нормальный уровень доходов гражданам.
По мнению авторов, в качестве одного из таких обстоятельств необходимо рассматривать и формирование результатов родительского труда. Родительский труд не оплачивается, поэтому возможно стереотипное представление о том, что принцип назначения трудовой пенсии как компенсации за утраченный заработок тут неприменим1. Однако родители своим трудом формируют человеческий капитал детей, который в дальнейшем вносит вклад в ВВП. При этом их деятельность не оплачивается, но напрямую связана с существенными затратами (если бы родители сделали выбор в пользу так называемой модели поведения child free, то этого будущего вклада в ВВП не возникло бы). Следовательно, как только наступает страховой случай (человеческий капитал сформирован) и появляется прирост ВВП, можно говорить о компенсации затрат родителям в виде выплаты за результаты их труда.
Принцип учета результатов родительского труда в стадиальном разрезе. Учет и оценку результатов родительского труда целесообразно осуществлять в разрезе его семи стадий (перинатальная, младенческая, дошкольная, ранняя школьная, школьная подростковая, стадия профессиональной подготовки, инкорпоративная стадия [15, с. 70]). Несмотря на то, что родительский труд по своему содержанию является сложно дифференцированным и многообразным, на каждой его стадии выделяются те или иные ключевые трудовые функции. По мере
1 О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
роста и взросления ребенка набор этих функций меняется, роль одних при этом увеличивается, других — уменьшается. Следовательно, можно предположить, что реализация набора функций на каждой стадии родительского труда должна завершаться набором процедур, учитывающих достигнутые результаты.
Принцип многообразия используемых для оценки источников информации. Показатели, характеризующие результаты родительского труда, могут содержаться в различных источниках, позволяющих оценить разные аспекты качества сформированного человеческого капитала. В качестве источников информации могут выступать не только официальные, но и неофициальные документы. Например, в качестве официальных источников могут выступать различные формы учетной медицинской документации, например обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы (форма № 113/у), медицинская карта амбулаторного больного (форма N° 025/у-87)2. В качестве примера неофициального источника информации о результатах родительского труда можно привести портфолио школьника (положение о котором утверждается приказом руководителя образовательной организации), призванное учитывать индивидуальные достижения учащегося в различных видах деятельности в определенный период обучения.
Принцип целесообразности дифференциации показателей оценки результатов родительского труда на медицинские и социальные. К группе медицинских показателей относятся те, которые характеризуют физическое и психическое здоровье как элементы человеческого капитала, а к группе социальных — показатели, связанные с полученным образованием и приобретенными знаниями, умениями и навыками в ходе социальной жизнедеятельности.
Выделим совокупность показателей, которые могли бы использоваться для оценки результатов родительского труда на каждой из его стадий.
Перинатальная стадия. Родительский труд в этот период заключается в первую очередь в сбережении матерью своего здоровья, отказе от вредных привычек и исключении тех факторов, которые могут нанести вред плоду. К медицинским показателям оценки результатов родительского
2 Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения: приказ Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 № 1030.
труда на перинатальной стадии можно отнести генетический статус ребенка, число предыдущих беременностей, количество абортов, количество посещений медицинских специалистов, наличие осложнений, результаты лабораторных анализов, число занятий лечебной физкультурой; вес и рост ребенка при рождении; состояние ребенка при рождении по шкале Апгар.
Помимо медицинских на перинатальной стадии целесообразно использовать и социальные показатели: участие будущих родителей в программах перинатального воспитания. Это, например, цветовая и звуковая терапия, которая, по мнению ученых, повышает вероятность рождения эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития [16, с. 154]. В настоящее время ведутся активные разработки в области перинатальной социологии, педагогики и психологии, в связи с чем можно прогнозировать усиление в будущем значимости социальных показателей при оценке результатов родительского труда на его первой стадии.
Источником информации о медицинских показателях результатов родительского труда может служить форма учетной медицинской документации — обменная карта, которая открывается, когда женщина встает на учет по беременности. Она предназначена для контроля за ходом беременности, родов и состоянием здоровья матери и новорожденного. Показатели, которые содержит этот документ, по своему содержанию относятся к медицинским, однако отдельные критерии учитывают психологическую и педагогическую составляющие родительского труда, связанные с перинатальным воспитанием (например, количество занятий в школе матерей). По мнению авторов, социальные показатели результатов родительского труда, связанные с посещением перинатальных центров или центров дородовой подготовки, логичнее отражать в отдельном документе — сертификате, в котором будут указаны пройденные курсы, период и место их посещения.
Младенческая стадия. Медицинскими показателями родительского труда на данной стадии могут являться дожитие новорожденного до года; количество перенесенных заболеваний, в том числе от внешних причин; тип вскармливания, рост и вес ребенка, а также основные психомоторные реакции и время их наступления.
Социальными показателями, которые могут быть использованы для оценки результатов
родительского труда на младенческой стадии, являются знание ребенком от 4 до 10 слов и растущий словарный запас, понимание связи между предметами, их свойствами, запоминание имен, лиц и объектов, а также участие в различных играх. Для благоприятного развития ребенка родитель должен организовывать в этот период игры различного типа, постоянно их усложняя и добавляя все новые действия и предметы, тем самым обучая и воспитывая ребенка.
Источниками информации о результатах родительского труда на этой стадии частично может выступать медицинская карта ребенка. Социальные показатели результатов родительского труда, а также основные достижения ребенка, его психическое развитие, основные психомоторные реакции (фокусирование взгляда, концентрация внимания, удерживание головы, игрушек, переворачивание со спины на живот и др.) и время их наступления следует фиксировать в отдельной форме — карте развития ребенка. Карта развития ребенка может в качестве приложения к медицинской карте заполняться врачом-педиатром и в дальнейшем передаваться в дошкольные образовательные организации. Такой документ позволил бы не только фиксировать результаты родительского труда, но и выступал бы для сотрудников дошкольных образовательных организаций источником информации о развитии ребенка, о том, какие умения и навыки необходимо прививать дополнительно, о необходимости коррекционного образования. Основные разделы карты развития ребенка должны соответствовать видам показателей результатов родительского труда: физическое и психическое здоровье, обучение и социальная практика.
Дошкольная стадия. Медицинскими показателями родительского труда на данной стадии могут являться количество перенесенных заболеваний по основным классам болезней, в том числе от внешних причин; профилактика заболеваний, посещение санаторно-курортных учреждений, участие в спортивных мероприятиях, физическая активность, а также способности к самообслуживанию, выполнение санитарно-гигиенических норм, необходимость коррекционного образования и др. При этом для более полной оценки могут быть добавлены следующие социальные показатели: посещение дошкольного образовательного учреждения, освоение программы дополнительного образования; уровень освоения программ подготовки к школе, а также степень усвоения социальных норм и
правил; характер взаимодействия со сверстниками, родителями и др.
Родительский вклад на дошкольной стадии оказывает решающее влияние на формирование будущей репродуктивной стратегии ребенка. В ходе специальных исследований доказано, что качество родительского, в особенности отцовского, вклада выступает как основа для калибровки времени полового созревания и определенного типа сексуального поведения [17, с. 55].
По мнению авторов, для сохранения преемственности на дошкольной стадии необходимо использовать те же источники информации о результатах родительского труда, что и на младенческой: медицинскую карту и карту развития ребенка. В последней работниками детских дошкольных учреждений могут отражаться результаты оценки физической активности ребенка, степени усвоения социальных норм и правил, характера взаимодействия со сверстниками, способности к самообслуживанию, уровня освоения программ подготовки к школе и др.
Ранняя школьная стадия. Показатели результатов родительского труда на ранней школьной стадии можно также сгруппировать в медицинские и социальные, при этом начинают приобретать значение показатели, связанные с капиталом образования. Предлагается рассматривать те же основные группы показателей:
1) физическое здоровье: перенесенные заболевания по основным классам болезней, профилактика заболеваний, посещение санаторно-курортных учреждений, участие в спортивных мероприятиях и др.;
2) психическое здоровье: необходимость коррекционного образования, зафиксированные попытки самоубийства и др.;
3) образовательные показатели:
— освоение образовательных программ начального общего, основного общего образования инвариантной и вариативной частей учебного плана (оценки, количество часов); участие в конкурсах и олимпиадах;
— освоение дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной направленности (оценки, количество часов), творческая самореализация, наличие хобби, посещение культурно-досуговых мероприятий;
4) социальная практика: участие в общественной жизни школы, характер общения со сверстниками, родителями и педагогами и др.
На ранней школьной стадии учет основных показателей, связанных с развитием ребенка, осуществляют педагоги и сотрудники сферы социальной репродукции, отчитываясь перед органами государственной и муниципальной власти. Дополнительно на уровне ребенка, его семьи совместными усилиями ребенка, родителей и сотрудников сферы социальной репродукции учет основных показателей, характеризующих результаты родительского труда, может производиться в форме портфолио. Целью разработки данного документа является накопление и последующая оценка потенциала, уровня и результатов развития учащегося в различных областях. В процессе формирования портфолио развиваются навыки планирования, целеполагания, самостоятельной мотивации, умения применять знания на практике, демонстрировать свои скрытые способности, инициативность. Процесс оформления портфолио улучшает коммуникацию между ребенком, родителями и педагогами, которая, по мнению Р.Н. Овчаровой, на ранней школьной стадии характеризуется взаимным отчуждением детей и родителей, ослаблением связи с родителями и интенсивности общения с ними [18, с. 254].
По мнению авторов, традиционную структуру портфолио3, используемого в системе начального общего образования, следует доработать с учетом предложенных групп показателей. Его возможное содержание представлено в табл. 1.
Формальное закрепление структуры портфолио в доработанном виде позволит повысить статус этого документа, а также решить задачи учета результатов родительского труда на ранней школьной стадии.
Школьная стадия. Поскольку на школьной стадии все большее значение приобретает развитие личности и ее социализация, то необходимо дополнительно уделить внимание психосоциальным компонентам развития ребенка. По мнению Р.В. Овчаровой, основные функции родителей в этот период связаны с формирующейся способностью строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личностных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе [19, с. 328].
3 Портфолио ученика начальной школы. URL: http://www. uchportal.ru/publ/12-1-0-205.
Таблица 1
Структура портфолио с учетом групп показателей, отражающих формирование результатов родительского труда
Раздел Содержание
Личные данные Титульный лист. Автобиография
Цели Долгосрочные и краткосрочные цели в сфере образования и будущей профессии. Сведения о планируемых к посещению дополнительных занятиях и мероприятиях
Достижения Перечень достижений. Грамоты и дипломы за достижения в спортивной, образовательной и других сферах. Характеристика. Информация, подтверждающая инициативность и самостоятельность выполнения работ
Физическое здоровье Участие в спортивных мероприятиях. Посещение санаторно-курортных учреждений. Сформированные привычки к здоровому образу жизни
Достижения в сфере образования Результаты освоения основных образовательных стандартов за период (оценки). Список прочтенной литературы. Результаты посещения элективных курсов и освоения программ дополнительного образования. Участие в конкурсах и олимпиадах. Посещение культурно-досуговых мероприятий, хобби
Социальная практика Перечень общественных мероприятий и социальных проектов, в которых ребенок принял участие
Рабочие материалы Контрольные работы, тестирования. Творческие работы, статьи, исследовательские проекты
Рекомендации Рекомендательные письма от педагогов и других специалистов сферы социальной репродукции
На школьной стадии особое внимание следует уделить
следующим дополнительным показателям:
1) показатели психического здоровья: наличие вредных привычек, пребывание на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, совершенные преступления и др.;
2) образовательные показатели:
— освоение образовательных программ начального общего, основного общего образования (результаты ОГЭ и ЕГЭ, результаты выполнения заданий с развернутым ответом (по русскому языку и по математике), награждение золотой или серебряной медалью за особые успехи в учении);
— освоение дополнительных общеобразовательных программ (выполнение тестов на профориентацию и последующий выбор профессионального образования в соответствии с результатами теста);
3) показатели социальной практики: опыт трудовой деятельности, совершенные преступления, беременность и роды/аборт.
Стадия профессиональной подготовки. На
стадии профессиональной подготовки к основным
показателям, отражающим формирование результатов родительского труда на предыдущей школьной стадии, добавляются:
1) образовательные показатели:
— освоение образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (успеваемость по балльно-рейтинговой системе, результаты сдачи выпускных экзаменов, присвоенная квалификация и полученная специальность, защита диссертации);
о своение программ дополнительного профессионального образования, творческая самореализация (участие в реализации идей и проектов);
2) социальная практика: опыт трудовой деятельности по специальности.
На данной стадии появляется новый источник информации о результатах родительского труда — резюме.
Инкорпоративная стадия. На этой стадии уже можно говорить о пользе и ценности работника для организации и переходить к оценкам
сформированного человеческого капитала.
Формирование результатов на каждой стадии родительского труда в рамках подхода к оценке стоимости сформированного человече ского капитала отражено в показателях, ко то р ы е в о б о б щ е н н о м в и д е представлены в табл. 2.
Полученные результаты демонстрируют, что родительский альтруизм фактически име е т оче нь в ыс окую це ну. С позиции неоклассической экономики рациональный родитель не будет принимать решение о воспитании детей, если преимущества от ребенка, рассматриваемого как потребительский товар, не будут по крайней мере равны его стоимости [20, с. 419-420]. Однако в настоящее время большую часть преимуществ получают потребители результатов родительского труда (бизнес и государство). При этом именно общество и государство формируют своеобразный заказ, а вместе с ним и рамки родительского альтруизма, устанавливая ожидаемый базовый уровень родительских обязательств, нормы посещаемости школы, сужая тем самым диапазон, в котором люди делают выбор [21, с. 66].
Учет результатов родительского труда в пенсионной системе позволит решить ряд острых социальных и демографических проблем. С одной стороны, такой учет может стать новым эффективным механизмом, положенным в основу реформирования пенсионной системы РФ. С этой точки зрения стимулирование родительских инвестиций в человеческий капитал своих детей будет способствовать индивидуализации системы пенсионного страхования, усилению связи поколений, повышению уровня жизни пенсионеров. С другой стороны, понимание субъектами родительского труда принципа окупаемости инвестиций в человеческий капитал детей позволит создать новый стимул для повышения рождаемости, развития осознанного родительства и улучшения качества человеческого капитала страны.
а у
s
£
£ н
с -
2 •J
■с -
а -
п
о &
я с
я н
J
£
■■J &
О =
=
я §
= ? &
о ■fr
о =
в
X
я
9
н
s -
■■J
S
а
№
се Я
я а
£ я
4 н 3 *
5 се
а а С
се
а
о С
о
я л
ч
о н се в о м
се &
ю
о
о -
в о а о
£ о с а
.4 F О М ^ и
о -
в о а
о
ч
г
S
м
Я ©
а
Я ^ ® 1а
^ I
у Я
Я IS w а
Я ■©■
Ч ¡в се а н А U
«
& и
Я м
« 8
W
н и
а ^ 5 я 9 ^
R о
я
I
а
S
^ Г-1 Н ^ XI о Ч К
S
S я
о и С s
я я
S Ö
(и ^
t4 S
п «
U о
Л
н R Hi s
в я
^ S ® S3
о ю
И Щ
н ft £
о я & С
и
® s
и X
Я
£ р
I I a
<u
s
£ £¡3
is s
« S Я
я R ь
Й Я ft
■Э H я
< о И
Окончание табл. 2
Стадия (источник информации) Медицинские показатели Социальные показатели
Физическое здоровье Психическое здоровье Образовательные показатели Социальная практика
Дошкольная стадия (медкарта, карта развития) Количество перенесенных заболеваний по основным классам болезней, в том числе от внешних причин; профилактика заболеваний, посещение санаторно-курортных учреждений, участие в спортивных мероприятиях, физическая активность и др. Способности к самообслуживанию, необходимость коррекционного образования, выполнение санитарно-гигиенических норм и др. Посещение дошкольного образовательного учреждения, освоение программ дополнительного образования; уровень освоения программ подготовки к школе и др. Количество и тип игр, организованных для ребенка, степень усвоения социальных норм и правил, характера взаимодействия со сверстниками, родителями и др.
Ранняя школьная стадия (медкарта, портфолио) Количество перенесенных заболеваний по основным классам болезней, в том числе от внешних причин, профилактика заболеваний, посещение санаторно-курортных учреждений, участие в спортивных мероприятиях, физическая активность и др. Необходимость коррекционного образования, зафиксированные попытки самоубийства и др. Освоение образовательных программ начального общего, основного общего образования (оценки, количество часов); участие в конкурсах и олимпиадах; освоение дополнительных общеобразовательных программ; творческая самореализация, наличие хобби, посещение культурно-досуговых мероприятий и др. Участие в общественной жизни школы, характер общения со сверстниками, родителями и педагогами и др.
Школьная стадия (медкарта, портфолио) Перенесенные заболевания по основным классам болезней, профилактика заболеваний, посещение санаторно-курортных учреждений, участие в спортивных мероприятиях и др. Необходимость коррекционного образования, зафиксированные попытки самоубийства, наличие вредных привычек, пребывание на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, совершенные преступления и др. Освоение образовательных программ начального общего, основного общего образования — результаты ОГЭ и ЕГЭ, результаты выполнения заданий с развернутым ответом, медаль за особые успехи в учении, участие в конкурсах и олимпиадах; освоение дополнительных общеобразовательных программ, выполнение тестов на профориентацию и др. Опыт трудовой деятельности, совершенные преступления, беременность и роды/аборт и др.
Стадия профессиональной подготовки (медкарта, портфолио, резюме) Перенесенные заболевания по основным классам болезней, профилактика заболеваний, посещение санаторно-курортных учреждений, участие в спортивных мероприятиях и др. Зафиксированные попытки самоубийства, наличие вредных привычек, совершенные преступления и др. Выбор профессионального образования в соответствии с результатами теста на профориентацию; освоение программ профессионального образования (успеваемость по балльно-рейтинговой системе), результаты сдачи выпускных экзаменов, присвоенная квалификация и полученная специальность, защита диссертации; освоение программ дополнительного образования и др. Опыт трудовой деятельности по специальности, совершенные преступления, беременность и роды/аборт и др.
Инкорпоративная стадия (портфолио, резюме) Оценка сформированного человеческого капитала
а> о ~а
я
~а ш
Ш
I
Й ?
? ь
в
ю
ю о
ю ю
а> о
ш
ш Ё.
2.
(Л 8 «
Список литературы
1. Быков А А. О методологии оценки стоимости среднестатистической жизни человека // Страховое дело. 2007.№ 3. С. 10-25.
2. Козат Е.М., ТолчетшЮ.А. О социологизации экономической науки // Журнал экономической теории. 2005. № 2. С. 86-102.
3. Смелзер Н., Сведберг Р. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. № 4. С. 43-61.
4. Сурков А.В. О возможностях анализа «затраты — выгоды» на примере инвестиций в развитие детей из неблагополучных семей в России // Финансы и бизнес. 2008. № 2. С. 43-51.
5. ШабановаМ.А. Социоэкономика как актуальное междисциплинарное направление: вклад социологии // СоцИс. 2013. № 11. С. 64-75.
6. Багирова А.П., Шубат О.М. Концептуальные подходы к анализу качества родительского труда // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 31. С. 2-6.
7. КузнецовЮ.А., Мичасова О.В. Человеческий капитал: формирование, измерение, вклад в экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26. С. 21-33.
8. Гагарина Г.Ю. Человеческий капитал и его роль в обеспечении конкурентоспособности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С. 9-14.
9. Зарецкая В.Г., Кондратьева З.А. Оценка влияния прямых индивидуальных инвестиций в человеческий капитал на интенсивность экономического роста // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25. С. 15-23.
10. Макареня Т.А., АгафоновВ.А. Анализ и современные тенденции развития инвестиций в человеческий капитал // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 5. С. 57-60.
11. БагироваА.П., Шубат О.М., ПшеничниковаМ.М. Родительский труд: специфика анализа и управления. Екатеринбург: УрФУ, 2013. 208 с.
12. Шабанова М.А. Новые вызовы практики и потенциал социоэкономики // SPERO. 2010. № 12. С.31-52.
13. Шабанова М.А. Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих). М.: Экономика. 2012. 559 с.
14. Истомина Е.А. Пенсионное обеспечение в России и во Франции (правовые вопросы). Екатеринбург: УрАГС. 2008. 164 с.
15. Илышев А.М., Багирова А.П. Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека. М.: Финансы и статистика. 2010. 304 с.
16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003. 319 с.
17. Новикова Е. С. Проблемы репродуктивного поведения в зарубежных исследованиях // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 3. С. 48-60.
18. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005. 368 с.
19. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
20. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
21. Folbre N. Valuing Children: Rethinking the economics of the family. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England. 2008. 235 p.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Human Capital
EVALUATION OF THE RESULTS OF PARENTAL WORK: METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND A SYSTEM OF INDICATORS
Anna P. BAGIROVAa*, Dar'ya G. BYKOVAb
a Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
b Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history:
Received 17 March 2015 Received in revised form 2 May 2015 Accepted 21 May 2015
Abstract
Importance The subject of research is the parent work regarded as activities aimed at the creation of human capital with certain quantitative and qualitative characteristics. Objectives The aim of this paper is to develop methodologies and indicators to assess the results of parent work.
Methods The methodological basis of the analysis is the human capital theory and the concept of parental labor.
Results We propose four principles to assess the results of the parent work: the principle of possibility and need for evaluation of the parent work results; the principle of integration of the parent labor results by stages; the principle of diversity of information sources used for assessment; the principle of expediency of differentiation for health and social indicators. Based on these principles, we have developed a system of indicators that can be used to assess the results of the parent labor.
Conclusions and Relevance We justify the possibility of application of the developed system of indicators for the formulation of an equitable and effective principle of compensation of expenses of a parent and in accounting for the pension system of the Russian Federation. This could be a new effective mechanism behind reforming the pension system, and it will facilitate the individualization of the pension insurance system, overcoming negative demographic trends.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center at the Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin.
Keywords: parents, work, human capital, result, indicator
References
1. Bykov A.A. O metodologii otsenki stoimosti srednestatisticheskoi zhizni cheloveka [The methodology for assessing the cost of the average human life]. Strakhovoe delo = Insurance, 2007, no. 3, pp. 10-25.
2. Kozat E.M., Tolchetsh Yu.A. O sotsiologizatsii ekonomicheskoi nauki [About the sociological approach to economics]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Journal of Economic Theory, 2005, no. 2, pp. 86-102.
3. Smelser N., Swedberg R. Sotsiologicheskii podkhod k analizu khozyaistva [A sociological approach to the analysis of economy]. Ekonomicheskaya sotsiologiya = Economic Sociology, 2003, no. 4, pp. 43-61.
4. Surkov A.V. O vozmozhnostyakh analiza "zatraty — vygody" na primere investitsii v razvitie detei iz neblagopoluchnykh semei v Rossii [On the possibilities of cost — benefit analysis considering the investments in the development of underprivileged children in Russia]. Finansy i biznes = Finance and Business, 2008, no. 2, pp. 43-51.
5. Shabanova M.A. Sotsioekonomika kak aktual'noe mezhdistsiplinarnoe napravlenie: vklad sotsiologii [Socioeconomics as a current interdisciplinary direction: a contribution to sociology]. SotsIs = Sociological Studies, 2013, no. 11, pp. 64-75.
6. Bagirova A.P., Shubat O.M. Kontseptual'nye podkhody k analizu kachestva roditel'skogo truda [Conceptual approaches to the analysis of the quality of parent labor]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 31, pp. 2-6.
7. Kuznetsov Yu.A., Michasova O.V. Chelovecheskii kapital: formirovanie, izmerenie, vklad v ekonomicheskii rost [Human capital: formation, measurement, contribution to economic growth]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, no. 26, pp. 21-33.
8. Gagarina G.Yu. Chelovecheskii kapital i ego rol' v obespechenii konkurentosposobnosti rossiiskikh regionov [Human capital and its role in ensuring the competitiveness of the Russian regions]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2012, no. 23, pp. 9-14.
9. Zaretskaya V.G., Kondrat'eva Z.A. Otsenka vliyaniya pryamykh individual'nykh investitsii v chelovecheskii kapital na intensivnost' ekonomicheskogo rosta [Evaluation of the impact of direct individual investment in human capital on the rate of economic growth]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2012, no. 25, pp. 15-23.
10. Makarenya T.A., Agafonov V.A. Analiz i sovremennye tendentsii razvitiya investitsii v chelovecheskii kapital [An analysis and the current development trends of investment in human capital]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 5, pp. 57-60.
11. Bagirova A.P., Shubat O.M., Pshenichnikova M.M. Roditel 'skii trud: spetsifikaanaliza i upravleniya [Parental work: the specificity of analysis and management]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2013, 208 p.
12. Shabanova M.A. Novye vyzovy praktiki i potentsial sotsioekonomiki [New challenges and the potential of socioeconomics]. SPERO, 2010, no. 12, pp. 31-52.
13. Shabanova M.A. Sotsioekonomika (dlya ekonomistov, menedzherov, gossluzhashchikh) [Socioeconomics (for economists, managers, civil servants)]. Moscow, Ekonomika Publ., 2012, 559 p.
14. Istomina E.A. Pensionnoe obespechenie v Rossii i vo Frantsii (pravovye voprosy) [Pension arrangements in Russia and in France (legal issues)]. Yekaterinburg, UrAPA Publ., 2008, 164 p.
15. Ilyshev A.M., Bagirova A.P. Vvedenie v reproduktivistiku. Stanovlenie nauki o vosproizvodstve cheloveka [An introduction to reproduction studies. Formation of the science of human reproduction]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2010, 304 p.
16. Ovcharova R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Psychological support to parenthood]. Moscow, Institute For Psychotherapy Publ., 2003, 319 p.
17. Novikova E.S. Problemy reproduktivnogo povedeniya v zarubezhnykh issledovaniyakh [The problems of reproductive behavior in foreign studies]. Perinatal 'nayapsikhologiya ipsikhologiya roditel 'stva=Perinatal Psychology and Psychology of Parenthood, 2010, no. 3, pp. 48-60.
18. Ovcharova R.V. Psikhologiya roditel 'stva [The psychology of parenthood]. Moscow, Akademiya Publ., 2005, 368 p.
19. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kak psikhologicheskiifenomen [Parenthood as a psychological phenomenon]. Moscow, Moscow Psychologic-Social Institut Publ., 2006, 496 p.
20. Becker G.S. Chelovecheskoepovedenie: ekonomicheskiipodkhod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoi teorii [The Economic Approach to Human Behavior]. Moscow, SU HSE Publ., 2003, 672 p.
21. Folbre N. Valuing Children: Rethinking the Economics of the Family. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2008, 235 p.