Научная статья на тему 'Родительское воспитание на основе китайской философии'

Родительское воспитание на основе китайской философии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительское воспитание / китайская философия / психическое здоровье / конфуцианство / даосизм / буддизм / parenting / Chinese philosophy / mental health / Confucianism / Taoism / Buddhism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чжан Шухуань, Караванова Людмила Жалаловна

Цель. В данной статье на основе анализа китайской философии и исторических исследований рассматривается и изучается родительское воспитание в современном Китае. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь для удовлетворения многогранных потребностей, которые могут быть у людей в реальности, и оказывают важное влияние на психологическую регуляцию людей и стремление к жизненным ценностям, а также на поддержание здоровой психики. Идеи «以佛治心,以道治身,以儒治世» (буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» и сегодня, когда общество развивается быстрыми темпами, могут служить источником просвещения для современного образования в области психического здоровья. Вывод. Современное образование должно представлять собой органичное сочетание школьного образования и родительского воспитания. Китайская философия воспитания демонстрирует гармоничное сочетание традиционного воспитания и государственной политики, направленной на воспитание гражданина страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parenting Based оп Chinese Philosophy

^m. In this article, based on the analysis of Chinese philosophy and historical research, parental education in modern China is considered and studied. Methods. Literature and data analysis, historical and pedagogical analysis, synthesis, comparison and generalization. Results. Confucianism, Taoism and Buddhist culture have different views on life to meet the multifaceted needs that people may have in reality, and have an important impact on the psychological regulation of people and the pursuit of life values, as well as on maintaining a healthy psyche. The ideas of "以佛治心,以道治身,以儒治世" (Buddhism for the spirit, Taoism for the body and Confucianism for the outside world)" and today, when society is derapidly, they can serve as a source of enlightenment for modern education in the field of mental health. Conclusion. Modern education should be an organic combination of school education and parenting. The Chinese philosophy of education demonstrates a harmonious combination of traditional education and state policy aimed at educating a citizen of the country.

Текст научной работы на тему «Родительское воспитание на основе китайской философии»

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

Магомедова Патимат Пирбудаговна,

ассистент, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: fati.magomedova95@mail.ru

Принята в печать 30.07.2023 г.

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-120-127

Родительское воспитание на основе китайской философии

© 2023 Чжан Ш., Караванова Л. Ж.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076@pfur.ru, karavanova-lzh@rudn.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В данной статье на основе анализа китайской философии и исторических исследований рассматривается и изучается родительское воспитание в современном Китае. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь для удовлетворения многогранных потребностей, которые могут быть у людей в реальности, и оказывают важное влияние на психологическую регуляцию людей и стремление к жизненным ценностям, а также на поддержание здоровой психики. Идеи (буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» и сегодня, когда общество развивается быстрыми темпами, могут служить источником просвещения для современного образования в области психического здоровья. Вывод. Современное образование должно представлять собой органичное сочетание школьного образования и родительского воспитания. Китайская философия воспитания демонстрирует гармоничное сочетание традиционного воспитания и государственной политики, направленной на воспитание гражданина страны.

Ключевые слова: родительское воспитание, китайская философия, психическое здоровье, конфуцианство, даосизм,буддизм.

Формат цитирования: Чжан Ш., Караванова Л. Ж. Родительское воспитание на основе китайской философии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 120-127. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-120-127

Parenting Based оп Chinese Philosophy

© 2023 Shuhuan Zhang, Ludmila Zh. Karavanova

Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia; е-mail: 1042208076@pfur.ru, karavanova-lzh@rudn.ru

ABSTRACT. ^m. In this article, based on the analysis of Chinese philosophy and historical research, parental education in modern China is considered and studied. Methods. Literature and data analysis, historical and pedagogical analysis, synthesis, comparison and generalization. Results. Confucianism, Taoism and Buddhist culture have different views on life to meet the multifaceted needs that people may have in reality, and have an important impact on the psychological regulation of people and the pursuit of life values, as well as on maintaining a healthy psyche. The ideas of "ШЙ/р'Ь, ШШ/аЙ, Шш/пШ" (Buddhism for the spirit, Taoism for the body and Confucianism for the outside world)" and today, when society is developing

Psychology, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: fati.magomedova95@mail.ru

Received 30.07.2023

rapidly, they can serve as a source of enlightenment for modern education in the field of mental health. Conclusion. Modern education should be an organic combination of school education and parenting. The Chinese philosophy of education demonstrates a harmonious combination of traditional education and state policy aimed at educating a citizen of the country.

Keywords: parenting, Chinese philosophy, mental health, Confucianism, Taoism, Buddhism.

For citation: Zhang Sh., Karavanova L. Zh. Parenting Based on Chinese Philosophy. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 120127. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-120-127 (in Russian)

Введение

В последние годы воспитание и образование в Китае занимают первые места в общей структуре государственных расходов (для городского населения - 2-е место после питания; для сельского населения -3-е место после питания и жилья), количество студентов за последние 30 лет увеличилось в 10 раз [1; 13].

Современный Китай взял курс на построение не сильного, богатого, культурно развитого государства [1]. Китайские ученые считают, что достигнуть поставленных целей можно только при условии надежного фундамента, в основании которого лежит соответствующее воспитание гражданина.

Китайское родительское воспитание находится под сильным влиянием конфуцианства, даосизма и буддизма. В данной статье рассматривается анализ и отражение трех философий на текущей ситуации семейного воспитания в Китае. Родительское воспитание представлено в свете распространенного явления в современном обществе - в контексте китайской культуры, разъясняющей его философскую концепцию воспитания и образования [12].

Цель: в данной статье на основе анализа китайской философии и исторических исследований рассматривается и изучается родительское воспитание в современном Китае. Методы: анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Результаты и обсуждение

В традиционной китайской культуре родительское воспитание напрямую связано с психологическим здоровьем, являющимся не только основой, но и необходимостью развития личности [1, с. 88-94].

Одним из важных факторов родительского воспитания и психологического здоровья является культурная среда. Каждая культура несет в себе сочетание общей культуры и, одновременно, отличается от

других культур общепризнанными представлениями о том, как человеку данной культуры необходимо себя вести, какие поступки совершать. Родители, поддерживающие определенные культурные традиции, в своем воспитании придерживаются доминирующих «культурных сценариев».

«Культурные сценарии» - это традиционность воспитания, в данном случае основанная на китайской философии (конфуцианство, даосизм и буддизм).

Конфуцианская, даосская и буддийская культура являются основными компонентами традиционной китайской мысли и культуры, а также основным источником древнекитайской мысли о психологическом здоровье. Даосизм придает большое значение физическому здоровью, конфуцианство - психическому, а буддизм -высшей сфере здоровья - возвышению и очищению души [2, с. 35-36].

1. Даосизм - ^£ч(спокойный ум), позволяющий природе идти своим чередом

Даосская культура - это одна из кри-сталлизаций древней восточной мудрости, являющаяся важной частью традиционной мысли и культуры, которая содержит множество идей по обучению психическому здоровью. К основным направлениям относятся:

Концепция гармонии «баланса инь и ян»

В даосской философии инь и ян - это, с одной стороны, символ связи тела и разума и, с другой стороны, символ, который связывает человека со всей вселенной. Инь и ян - это гармония природы. «— РР— (и инь, и ян чжи вэй

дао)» - китайцам нравится использовать представление о взаимодействии инь и ян как явления между небом и землей и рассматривать его как первопричину состава, развития и взаимодействия всего во Вселенной [3, с. 75-76]. Древние китайские мыслители считали, что все во Вселенной

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 3. 2023

состоит из двух взаимно противоположных и взаимозависимых аспектов. Эти два аспекта называются инь и ян. Сегодня теория данных символов продолжает влиять на текущую жизнь китайцев во многих аспектах, таких как использование цветов, любовь, медицина, образования, архитектура и т. д.

Ян - это, прежде всего, активное, отдающее, преобразующее, мужское начало мира. Инь - это пассивное, воспринимающее, сохраняющее, женское начало мира. Инь и ян порождают и провоцируют друг друга. Координация инь и ян делает людей энергичными с соблюдением гармонии между телом и разумом. Дисбаланс между инь и ян может повлиять на физическое и психическое здоровье людей.

Инь невозможно без ян, ян - без инь. Это связь между телом и разумом, союз взаимодополняющих сил и энергий, женского и мужского начала. Это баланс между добром и злом.

Воспитание человечности (^А^—,

— единство небес и человека) «Дао» - это исток всех видимых и невидимых миров, это общий закон природы и человеческого общества. Оно требует от людей следовать Дао Неба, принимать все вещи, быть равнодушными к славе и богатству в своих мыслях, быть ясно мыслящими, мягкими и умеренными, относиться к другим без высокомерия и нетерпения, с искренностью и скромностью [2].

Идеальная личность, которую пропагандирует даосская философия - это «^^^Ф (быть свободным от раздоров)» [2]. В реальном мире, чтобы прогрессировать, человек должен быть менее эгоистичным, знать честь и стыд, и через культивирование своего тела и ума он может обрести чувство внутренней трансцендентности и чувство покоя посреди мирской суеты, борьбы интересов и противоречий реальности.

Межличностное воспитание (Ш/Й^ЭД, ЩИШ"^ - нежность и смирение)

Философия Лао-Цзы «^ТМ^И^Ж, - ничто под небесами не может быть мягче воды, но ничто не может преодолеть ее и ничто не может заменить ее».

2. Конфуцианство (Ш'в - правильный ум для культивирования разума и воспитания духа)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит здоровье к полному состоянию благополучия человеческого тела, духа и гармонии с обществом, а не просто к состоянию отсутствия болезней или недугов. А психическое здоровье - это способность к самоконтролю, умению справляться с внешними воздействиями и способностью сохранять внутреннее равновесие и удовлетворять существующему положению вещей [3, с. 75-76]. Это также может быть выражено как гармония между человеком, природой и социальными отношениями, гармония между человеком и другими людьми, гармония между личным телом и разумом, что соответствует идеальному стремлению к гармонии в конфуцианской культуре.

Поддержание душевного равновесия - стремление избегать крайности)

Поддержание динамического равновесия внутреннего мира является одним из важных признаков психического здоровья. Психологическое равновесие в конфуцианской культуре можно рассматривать как стремление избегать крайности. ФШ - это общий закон, предложенный Конфуцием для решения всех проблем в мире. ФШ подчеркивает, что компромисс, уступки и избегание крайностей, способствует достижению гармонии. Небо, земля и все сущее сосуществуют в гармонии, а достижение гармонии - это путь примирения противоречивых отношений между вещами [4].

Умеренная уверенность в себе необходима для успеха, а умеренная боль - источник прогресса. В настоящее время жизнь людей быстро меняется и полна стрессов, и «ФШ(Чжун юн)» все больше раскрывает свою ценность с точки зрения психического здоровья [5].

Самосовершенствование - это формирование здоровой личности

Укрепление нравственного воспитания и формирование правильного мировоззрения и взгляда на жизнь являются основными условиями формирования здоровой личности. В «Ли цзи» написано:

ШШЯ, Ж^Ш^Ши,

т. е. овладев знаниями в определенной области, вы сможете достичь совершенства и понимания вещей [7]. В древние времена те, кто хотел продвигать справедливость и честность в мире, должны были сначала управлять своей собственной страной; если они хотели управлять своей собственной страной, они должны были сначала управлять своей собственной семьей; основой для управления семьей было сначала воспитание себя, совершенствование своего характера; если кто-то хочет совершенствовать свой собственный характер, нужно сначала исправить свой ум и получить знания; путь к приобретению знаний лежит в понимании и изучении различных вещей. Знания могут быть приобретены только через понимание и исследование вещей; правильное мышление может хорошо управлять семьей; и только после управления семьей можно правильно управлять страной. Каждый должен взять самосовершенствование за основу.

К поддержанию психологического равновесия и формированию здоровой личности нужно подходить двумя путями. Во-первых, необходимо правильно относиться к желаниям. Конфуцианство признает существование желаний и то, что [6], т. е. крайнее воздержание противоречит требованиям здоровой личности. Это справедливо как для богатых, так и для бедных. Во-вторых, важно знать, как совершенствовать свой характер. Конфуций выступал за «ШШ^Ш, ЙШ^Ж» (достойный, но не высокомерный; величественный, но не свирепый), что в принципе совпадает с требованиями к здоровой личности в наше время.

(1) (Доброта и любовь) »

- формирование хороших межличностных отношений

Современная психология считает социальные отношения и межличностное взаимодействие необходимыми для здорового психологического развития, а гармонию межличностных отношений рассматривает как важный показатель психологического здоровья [2].

Во-первых, гармоничные семейные отношения. В семье дети должны быть сыновними по отношению к своим родите-

лям, заботиться о них в плане еды, одежды, жилья и транспорта, а также иметь «уважительное» отношение к своим родителям и развивать психологическое понимание их.

Во-вторых, сосредоточьтесь на приобретении друзей. В книге «Лунь юй» написано: «^ДЯёЙ^^, Кто не был бы счастлив иметь друга издалека, который заботится о вас, скучает по вам и приезжает к вам? Друзья должны выполнять свои обещания и уважать друг друга. Человеку нужно иметь три вида полезных друзей - прямых, честных и знающих; нужно держаться подальше от трех видов пагубных друзей - претенциозных, льстивых и хвастливых.

В-третьих, научитесь быть терпимыми. Прощение может поддерживать гармоничные межличностные отношения, а также способствует психическому здоровью и успеху в карьере.

3. Буддизм - «ВД'^(Минсинь, ясный ум) » духовного очищения и возвышения

Буддизм - одна из трех основных религий мира. Как религия, он представляет собой очень сложный анализ психической деятельности человека. Он не только достиг высокого теоретического уровня, но и имеет особую психологическую ценность в практике регулирования психических функций человека и поддержания здоровья души и тела. Это одна из причин, почему буддизм сохранился и развивается уже более двух тысяч лет [9].

Китай обладает глубокими ресурсами буддийской культуры, и ее переосмысление и интерпретация с точки зрения психологии, несомненно, является одним из реальных путей возрождения древней религиозной культуры буддизма и принесения пользы обществу [8].

Буддизм уделяет больше внимания очищению и улучшению духовной сферы. Буддийская культура считает, что инстинктивное желание человека является основной причиной жизни, полной боли и недовольства, и считает, что болезнь исходит от жадности, гнева, идиотизма и так далее. У людей в сердцах субъективное ожидание того, что «все в мире должно соответствовать их собственной воле», то есть эгоизм приведет к жадности и безумию. «^ (Тан, Жадность)» - любое бесконечное стремление к обладанию и погоня

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 3. 2023

за вещами, возникающее из-за того, что они нравятся, является стяжательством. Жадность - это корень всех страданий и беспокойств. «Рщ (Чэнь, Гнев)» - это эмоция и психология злобы, ярости, ненависти и раздражения по отношению к неприятной ситуации или событию, которые невозможно терпеть. «^ (Чи, Идиотизм)» - отсутствие мудрости и различия между добром и злом. Заблуждается и не знает истины, верит, что все пойдет в том направлении, в котором он предполагает, живет исключительно прошлым [11].

Буддизм делает акцент на «ШЯ'^ЙЙ знании сознания и видении природы», что означает знание, понимание и переживание изначального психического состояния и характера «я». Буддийская культура «отпускания (видения вещей через себя)» и выхода за пределы собственного психического здоровья имеет большое значение для современного психологического образования и терапии. В буддизме есть, что предложить в плане психологической адаптации и баланса, осознанности и обучения психическому здоровью для людей в современном обществе. В основе буддизма - стремление к духовному освобождению «я», безмятежному, спокойному и тонкому внутреннему состоянию, когда внутренний мир становится единым с внешним миром через наблюдение и переживание внешних вещей, достигая таким образом состояния открытости и экспансивности [10].

По мнению Конфуция, воспитание и приведение примеров очень важны для обучения нравственности. Конфуцианство считает, что поскольку добрая природа человека легко заслоняется различными приобретенными желаниями, человек должен постоянно укреплять свою нравственную культуру и быть уверенным в себе человеком, пока не достигнет состояния совершенства. Это совпадает с требованиями позитивной психологии к добродетели.

Даосская мысль через восприятие жизни считает, что как положительный, так и отрицательный опыт способствует постижению Дао. Даосская идея различения совместима с акцентом позитивной психологии на посттравматическом росте и поиске смысла перед лицом испытаний.

Китайская философия традиционно выделяет такие положительные качества

человека как верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Традиционное воспитание основывается на этих качествах.

От богатой древней культуры много полезных традиций перешли в современный Китай. Незримой нитью традиции и обычаи связывают поколения. В жизни китайской семьи старинные традиции и обычаи играют огромную роль.

Родительское воспитание основывается на принципах китайской философии:

- любовь к ребенку: важно - любить каждого ребенка;

- воспитание с раннего возраста: в Китае люди всегда отмечали значимость родительского воспитания, понимали, что воспитывать гораздо легче, чем перевоспитывать;

- любовь и строгость: ребенка не надо баловать, родители должны быть примером для детей;

- здоровая окружающая среда: с древнейших времен в Китае считается, что окружающая среда - это «воспитание без слов»;

- честность: формирование этого качества начинается с раннего возраста. Ребенок приобретает данное качество непосредственно наблюдая за происходящим;

- пример родителей: китайская философия отмечает важность воспитательной силы личного примера родителей, т. е. родители воспитывают детей своими действиями, поступками.

Таким образом, родительское воспитание, основанное на китайской философии, способствует процветанию страны.

Заключение

Традиционная китайская культура -это, по сути, изучение человека, с сильным гуманистическим духом. Будучи основным направлением традиционной культуры, конфуцианство подчеркивает совершенствование и реализацию человека в отношениях между человеком и обществом: изучение природы человека и реализация его ценностей в контексте групповой жизни, что способствует нормальному функционированию общества и совершенствованию характера каждого человека. Даосизм по-прежнему сосредо-

точен на человеке, но он делает акцент на естественности человека, подчеркивая его независимость и духовную свободу. Что касается пути реализации человека, то конфуцианство выступает за стремление к личности мудреца через «культивирование своего морального облика, восстановление семьи, управление страной и умиротворение мира», в то время как даосизм стремится освободиться от внешних ограничений, выступая за «отказ от праведности и благожелательности», а также за достижение свободы путем следования естественным путем природы.

Что касается фундаментального вопроса жизни, то ни конфуцианство, ни даосизм не могут выйти за пределы жизни и смерти. Буддизм, с другой стороны, дает более систематический отчет о жизни каждого человека до и после смерти. Буддизм не только объясняет этот вопрос, но и в определенной степени компенсирует недостатки традиционного конфуцианства и даосизма своим уникальным взглядом на жизнь в обществе. В реальной жизни человек может столкнуться как с хорошими, так и с плохими временами, если позитивный мир, за который выступает конфуцианство, иногда труднодостижим, даосский идеал естественной жизни может стать дополнением: если мир человека невозможен и избежать его невозможно, буддизм может сыграть свою роль.

С точки зрения воспитания идеальной личности, позитивный подход конфуцианства к миру помогает воспитать чувство социальной ответственности, но под влиянием феодализма конфуцианство постепенно стало догматичным, и подчеркивание роли человека в конечном итоге было погружено в укрепление патриархальной этики, и в этот момент акцент даосизма на индивидуальной свободе и независимости личности становится очень важным. Философия буддизма о «^^(бездумности)» в беспокойном мире и естественной чистоте своей природы также имеет большое значение для людей в реалиях жизни, поскольку они стремятся рассеять давление

социальной жизни и сохранить уравновешенную и здоровую личность.

Видно, что конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь для удовлетворения многогранных потребностей, которые могут быть у людей в реальности, и оказывают важное влияние на психологическую регуляцию людей и стремление к жизненным ценностям, а также на поддержание здоровой психики. Идеи

(буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» и сегодня, когда общество развивается быстрыми темпами, может служить источником просвещения для современного образования в области психического здоровья.

Таким образом, традиционное родительское воспитание основывается на идеях Конфуция. Система воспитания в Китае базируется на культе семьи, почтительном отношении к старшим, трудолюбии.

С трёх лет китайские дети приучаются внимательно слушать учителя. В тоже время воспитание мальчиков и девочек различается: воспитание мальчиков более строгое (наказывают, запрещают проявлять слабость), к девочкам относятся мягче (хвалят, делают комплименты).

Основополагающими принципами учения Конфуция можно назвать следующие:

- жить в обществе и для общества;

- уметь уступать друг другу;

- почитать и прислушиваться к старшим, как к более мудрым;

- уметь сдерживать свои эмоции, во всем соблюдать меру;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- быть человечным по отношению к другим людям.

Конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь, однако, и в современном Китае оказывают важное влияние на родительское воспитание. И сегодня идеи

(буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» служат основой родительского воспитания.

Литература

1. шт.

^шшхи^'ъяттт^шштж //

2017. № 1. С. 88-94. (Сюй

Хуэй. Объединение образовательных ресурсов в области психического здоровья Центра традиционной культуры Китая // Журнал марксизма. 2017. № 1. С. 88-94)

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

2.

таш^^шшшмм® // шшгя.

2010. № 3. С. 35-36. (Chao Xiaomei. Идеи образования в области психического здоровья в традиционной китайской культуре // Искусство образования. 2010. № 3. С. 35-36).

3. ЩШ.

ШШФМ'ШШШШ'ЗШ //

2013. № 16. С. 75-76. (Ли Цзюй. О ресурсах воспитания психического здоровья в китайской традиционной культуре // Netizen World. 2013. № 16. С. 75-76)

4. ^г. mm^i^míXÁ'kmmm //

2003.

DOI: 10.7666/d.J0049664. (Ван Цзинчжи. Конфуцианская культура и современное психическое здоровье // Хэбэй: Хэбэйский нормальный университет. 2003. doi:10.7666/dJ0049664)

5. ЩЩЩ.

тжшт //

^ШШХ^Ш^Ш- 2013. №1. С. 14-18. (Ли Хуан. Исследование гендерных различий и ролевого позиционирования в конфуцианстве // Journal of Graduate Studies, Huazhong Normal University. 2013. № 1. С. 14-18)

6. шш,

i&is. 2015. (Чэнь Цзянь, Сюй Чуньлэй. О современной ценности "концепции возделывания" конфуцианства // 4-й аспирантский форум по философии и истории науки и техники провинции Юньнань. 2016 Китайское общество естественной диалектики Научно-этический семинар и 5-й аспирантский форум по философии и истории науки и техники провинции Юньнань. 2015)

7. шЩ, шм. тщт.

J].

Ш-ШШЬШйМ^. 2007. №5. С. 121-123. (Сюй Хуан, Юань Лицзюнь, Чжоу Яньцзюань. Поддержание китайской традиционной культуры на психическом здоровье студентов колледжа^]. Исследования по идеологическому и политическому образованию. 2007. № 5. С. 121-123) 8.

^ът^шттшш^ъмтт //

Ш^ШМ- 2014. № 1. С. 231-233. (Ли Хунъя. Изучение буддийской культуры и психического здоровья с точки зрения психологии // Восточное образование. 2014. № 1. С. 231-233)

9. www. шш^'штш // И^Ф^Ш^ШШ^^. 2002. № 3. С.190-191. (Чжан Цзимэй, Сюй Шучунь. Буддизм и психическое здоровье // Международный журнал китайской нейропсихиатрии. 2002. № 3. С. 190-191)

10. ш, зш. Фа^й^ьФй/^ишшж

// 2018. № 2. (Чжоу Юй,

Чжан Минь. Психическое здоровье в традиционной китайской культуре // Бизнес-менеджер. 2018. № 2)

11. frxifi. тш-.ьт/ям-^Ф^ //

ФЭ'ЫИ^^^. 2015 (29) . № 1. С. 1-5. (Сюй Юйсинь. Буддизм: ориентир для психотерапии // Chinese Journal of Mental Health. 2015 (29). № 1. С. 1-5)

12.щш. жтшщ^шшФтштшм

// шад^л^. 2015

D0I:CNKI:CDMD:2.1015.986255. (Сяо Янь. Теория и размышления о китайском семейном образовании на основе перспективы философии семьи // Guizhou Normal University. 2015 D0I:CNKI:CDMD:2.1015.986255)

13. i^ffio ° -

ЖШШ- гё±Ё- 2009^0 -560Ж (Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М.: Форум, 2009. 560 с.)

References

1. Xu Hui. The condensation of mental health education resources in Chinese traditional culture. Journal of Marxism. 2017. No. 1. Pp. 88-94.

2. Chao Xiaomei. Mental health education ideas in traditional Chinese culture. Art of education. 2010. No. 3. Pp. 35-36.

3. Li Ju. On the resources of mental health education in traditional Chinese culture. Netizen World. 2013. No. 16. Pp. 75-76.

4. Wang Jingzhi. Confucian culture and mental health of modern people. Hebei: Hebei Normal University. 2003. doi:10.7666/d.J0049664.

5. Li Juan. Research on gender differences and role positioning in Confucianism. Journal of Graduate Studies, Huazhong Normal University. 2013. No. 1. Pp. 14-18.

6. Chen Jian, Xu Chunlei. On the modern value of Confucian "cultivation concept". The 4th Postgraduate Forum on Philosophy and History of Science and Technology in Yunnan Province. 2016 China Society of Natural Dialectics Scientific Ethics Seminar and the 5th Postgraduate Forum on Philosophy and History of Science and Technology in Yunnan Province. 2015.

7. Xu Juan, Yuan Lijun, Zhou Yanjuan. The Maintenance of Chinese Traditional Culture on College Students' Mental Health[J]. Research on ideological and political education. 2007. No. 5. Pp. 121-123.

8. Li Hongya. Exploring Buddhist culture and mental health from the perspective of psychology. Oriental Education. 2014. No. 1. Pp. 231233.

9. Zhang Jimei, Xu Shucun. Buddhism and mental health. International Chinese Journal of Neuropsychiatry. 2002. No. 3. Pp. 190-191.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Чжан Шухуань, аспирант, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076@pfur.ru

Караванова Людмила Жалаловна, доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076_@pfur.ru

Благодарности:

Выражаем особую признательность и огромную благодарность научному руководителю, доктору психологических наук, профессору кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов Л. Ж. Каравановой за бесценный опыт, переданный в процессе научных исследований, и чуткое наставничество.

Принята в печать 25.07.2023

10. Zhou Yu, Zhang Min. Mental health in Chinese traditional culture. Business Manager -Middle Journal. 2018. No. 2.

11. Xu Yuxin. Buddhism: a reference for psychotherapy. Chinese Journal of Mental Health. 2015 (29). No. 1. Pp. 1-5.

12. Xiao Yan. Theory and reflection of Chinese family education based on the perspective of family philosophy. Guizhou Normal University. 2015 DOI: CNKI:CDMD:2.1015.986255.

13. Berger Ya. M. China's Economic Strategy. Moscow: Forum, 2009. 560 p.)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Shuhuan Zhang, postgraduate student, Institute of Foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; email: 1042208076@pfur.ru

Ludmila Zh. Karavanova, Doctor of Psychology, Professor, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail:

1042208076_@pfur.ru

Acknowledgements:

We express our great gratitude to the scientific supervisor, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Social Pedagogy of the Institute of Foreign Languages at Peoples' Friendship University of Russia L. Zh. Karavanova for the invaluable experience transferred in the process of scientific research and sensitive mentoring.

Received 25.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.