54
Известия ДГПУ, №2, 2014
3. Bitjanova M. R. Organizacija psihologicheskoj raboty v shkole. M. : Sovershenstvo, 1997. 298 s.
4. Bodalev A. A. Vosprijatie cheloveka chelovekom. M., 1965. 290 s. 5. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij v 6 t. M., 1982. 488 s. 6. Dedushka A. I. Kak nauchit' detej druzhbe? Psihologicheskaja rabota s podrostkami. SPb. : Rech', 2009. 235 s. 7. Derekleeva N. I . Modul'nyj kurs uchebnoj i kommunikativnoj motivacii uchashhihsja ili uchimsja zhit' v sovremennom mire. M. : VAKO, 2004. 122 s. 8. Leont'ev D. A. Ocherk psihologii lichnosti. М., 1977. 9. Makarenko A. S. Nekotorye vyvody iz pedagogicheskogo opyta M. : Uchpedgiz, 1958. 184 s. 10. Sereda T. V. Osobennosti harakteristik obshhenija v processe adaptacii k stress-faktoram uchebnogo processa. L, 1987. 176 s. 11. Serbina L. F. Regional'naja sistema obespechenija individual'noj pomoshhi detjam: problemy i perspektivy. Stavropol', 1999. 125 s. 12. Sel'e G. Psihofiziologija stressa. M. : Medicina, 1991. 192 s.
13. Temirov M. A., Abdurahmanova M. A., Gasanova B. M., Amirova S. K., dr. Lichnostnorazvivajushhee obrazovatel'noe jetnoprostranstvo. Kollektivnaja monografija. DGPU. Mahachkala. 2004. 410 s.
14. Jung K. G. Soznanie i bessoznatel'noe. SPb., 1997. 286 s.
Статья поступила в редакцию 14.03.2014 г.
УДК 378
РОДИТЕЛЬСКОЕ СЛОВО КАК АРТПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
PARENTAL WORD AS AN ART-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING THE CHILDREN’S NON-VIOLENT SELF-CONSCIOUSNESS
©2014 Магомедова М. К. Дагестанский государственный педагогический университет
©2014 Magomedova M. K. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена вопросам, касающимся технологий артпедагогики. Рассмотрены роль и значение родительского слова как артпедагогической технологии в процессе формирования ненасильственного самосознания детей.
Abstract. The article deals with the issues relating to the technologies art-pedagogy. The author considers the role and importance of the parental word as an art-pedagogic technology in the process of forming the children’s non-violent self-consciousness.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena voprosam, kasajushhimsja tehnologij artpedagogiki. Rassmo-trena rol' i znachenie roditel'skogo slova kak artpedagogicheskoj tehnologii vprocesse formirovani-ja nenasil'stvennogo samosoznanija detej.
Ключевые слова: родительское слово, ненасильственное самосознание, артпедагогика, артпедагогические технологии, сказкотерапия.
Keywords: parental word, non-violent self-consciousness, art-pedagogy, art-pedagogic technology, fairy tale therapy.
Kljuchevye slova: roditel'skoe slovo, nenasil'stvennoe samosoznanie, artpedagogika, artpeda-gogicheskie tehnologii, skazkoterapija.
Праведное воспитание детей - это важнейший фактор духовной помощи людям, достойнейший и интереснейший вид духовного служения. Верши-
ной гармонически развитой личности является ненасилие во всех её аспектах.
Как сложится взрослая жизнь у детей, с которыми мы соприкасаемся?
Психолого-педагогические науки •••
Смогут ли они с пользой выбрать истинное из потока информации и событий, окружающих человека? В какой степени в них разовьется ненасильственное самосознание?
Актуальность изучения сути этих вопросов должны волновать родителей и педагогов, ставить их перед выбором той или иной альтернативной технологии воспитания подрастающего поколения.
Размышления над этими вопросами, позволили нам определить проблему нашего исследования. Мы предположили, что такой альтернативной технологией может, служит слово! И не просто слово, а слово данное ребенку его родителем. Как мы знаем: быть родителем -большое искусство! Следовательно, говоря о родительском слове, которое является основным средством образного отражения жизни, мы смело можем утверждать, как об артпедагогической технологии.
Артпедагогика - это современная педагогическая технология, основанная на интегративном и интерактивном применении воспитательного воздействия на личность ребенка различных видов искусства (театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, ручного труда).
Использование различных технологий артпедагогики в педагогическом процессе призвано, прежде всего, содействовать духовно-нравственному воспитанию ребенка, открывая перед ними все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь детям, контролировать свое поведение, опираясь на ненасильственное самосознание. Свободное, ненасильственное самовыражение обязательно и желательно в помощи ребенку исключить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся проблемы в учебе, в общение и в поведение. Возможности технологий артпедагогики позволяют сдерживать проявлении негативной агрессивной энергии на окружающих или на себя, т. е. принятия себя и окружающих с позиции ненасилия. А это очень важно, т. к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать верные, праведные решения, делать объективные выводы, исходя из позиции, что высшей ценностью является - человек и человеческая жизнь.
55
Вместе с тем, мы видим, что артпеда-гогические технологии, уже адаптированы и применимы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению [6].
Решить проблемы педагогики и психологии ненасилия, создав предпосылки для развития способности к ненасильственному взаимодействию лишь только у педагогов, вряд ли возможно. К этому процессу должны быть, подключены и родители. И результат нагляден при условиях:
- если была подготовлена хорошая почва;
- если в детстве человек получил богатую разностороннюю информацию об окружающем нас мире;
- если при этом были заложены основы нравственности и общечеловеческих ценностей, то его духовный путь будет менее тернистым;
- если взрослые искренне заинтересованы в счастливом будущем своих детей, то ставят во главу угла не материальный успех, а наивернейшее продвижение по Пути, предначертанному Богом.
Тогда отношения между родителями и детьми должны строиться в соответствии с Божественными принципами, т. е. через Любовь.
Известно, что многое с точки зрения формирования понуждающего или ненасильственного поведения закладывается в семье. Важными для всестороннего развития ребёнка являются именно его ранние годы жизни. Следовательно, родители - самые первые его учителя. Сила родителя, а это любовь и человечность, действующая на внутренний мир воспитанника, всегда при нём. Если родитель к тому же хороший человек и человек совести, то он будет служить как нравственный образец для них. Влияя, таким образом, на своих детей, он сможет привить им не только внутренние качества: правдивость, добросовестность, трудолюбие, но даже соответствующие манеры поведения. Дети копируют все: каждое слово, каждый жест, не говоря уже о поступках. Стоит раз их увидеть ребенку, они сразу становятся
56
Известия ДГПУ, №2, 2014
для него примером подражания. Дети моментально воспроизводят способы поведения, систему отношений родителей.
Современным информационным источником является телевидение и интернет. Нужны ли нашим детям впитывать те ценности и моральные критерии, которые они предоставляют - это большой вопрос. В таком мире овладеть гуманистическими подходами сложнее, чем авторитарными. Духовно-нравственные ценности являются основой всех позитивных процессов в семье. Родители ответственны перед детьми за пробуждение в них осознания общечеловеческих ценностей. Люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания, являются самым ценным наглядным примером нравственного воспитания. Для этого они имеют бесчисленные возможности, и именно в рамках дома мы перенимаем как позитивный, так и негативный опыт. При этом родители играют роль наглядных моделей [5].
Сегодня мы в качестве одного из многочисленных примеров хотим также взять и телевидение. Предложим на Ваш суд рекламу, где мальчик зовет отца к телефону, звонит его начальник. На что отец просит сына ответить: что его нет дома. Факт налицо - ребенок учится обманывать, зная, что будет поощрен не просто взрослым, а именно - родителем. И, поэтому при обучении детей посредством соединения академического образования и духовности родители, прежде всего, должны осознать свою роль и ответственность [5]. Подтверждение этому мы находим в основных современных концепциях детского развития, разработавших новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.
Нам, взрослым, нужно обязательно выполнять то, что мы говорим. Нарушая свои слова, мы даем своим детям повод думать, что родители только говорят впустую, а сами никогда ничего не делают. И они непременно пользуются нашей праздностью. Чем раньше взрослый, а это родители и учителя, начнет действовать, тем раньше наши дети осознают, что они переходят за границы допускаемого. «Детки чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем
не убедится, что не от сердца говорится» [3].
Родителю, чтобы заразить ребенка добротой, светлым, бодрым настроением, хорошими стремлениями необходимо самому чувствовать тепло в своей душе, быть бодрым и ощущать себя человеком в лучшем смысле этого слова.
Каждый день для маленького ребенка - это день новых открытий, имеющих исключительную важность для формирования его личности. Это:
- общение с взрослыми и детьми;
- наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы и окружающей среды;
- информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов.
Сегодня нам еще хочется, поговорить о таком прекрасном методическом приеме артпедагогики, как рассказывание родителями своим детям стишков, народных песенок и потешек и, конечно, сказки. Обращаясь к исследованиям Защиринской О. В., Зинкевич Т. Д., Михайлова А. М., Соколова Д. М., Стише-нок И. В., мы еще раз находим различные рекомендации по данной арт-технологии. Одни советуют рассказывать детям сказки только после того, как они овладеют частично речью; вторые, ближе к году; а некоторые, советуют это делать, когда ребенок находится еще в утробе матери.
Многие современные ученые, да и родители тоже, пришли к выводу о необходимости заниматься формированием гармонически развитой личности ребенка ещё до его рождения, т. е. находящегося в утробе матери. Очень важно, для будущей матери находится в доброй, светлой обстановке, иметь позитивные мысли и нести ребенку только положительные эмоции. И материальной формой проявления этого является - слово. «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» (Иоанн. 1,1) [2].
Новорожденные и очень маленькие дети просто ощущают окружающий их эмоциональный фон и ведут себя в соответствии с ним. Их вовсе не интересует, откуда взяты те или иные жизненные принципы. Если это - любовь, включающая приятие ребёнка таким, какой он есть, то он впитывает в себя эту любовь, и это позволяет наиболее полно раскрыть способности и таланты, заложенные в нем, создает благоприятный режим развития. Если же на ребёнка на-
Психолого-педагогические науки •••
правлены негативные эмоции, он не получает любви, то он страдает, замыкается, а иногда случается и наоборот, начинает вести себя грубо и развязно.
Психологи и психиатры, такие как Ю. Б. Гиппенрейтер, Г. Рон Нортон, А. Я. Варга, Е. О. Смирнова, Т. И. Шуль-га, объясняя поступки ребенка через детско-родительские отношения и различные социальные факторы. Они на первое место выводили образ контакта ребенка с матерью в определенные «переломные» этапы его развития. В частности, было научно продемонстрировано - как в исследованиях на детях, так и в экспериментах на животных - что при нарушении гармонии взаимоотношений с матерью в определенном возрасте, а это от 6-7 месяцев до 3 лет, проявляются в будущем некоторые последствия: это в той или иной степени неадекватные черты, включающие повышенную агрессивность и насилие [1].
Только к двадцатилетнему возрасту у многих людей (но, к сожалению, далеко не у всех) появляется способность к серьезному переосмыслению и переоценке всего того, чему их учили взрослые раньше.
При помощи адресного воспитания можно значительно навредить или помочь ребёнку. Детей можно научить к безразличию, к игнорированию и к ненависти ко всему окружающему. Или к тому, что весь окружающий мир надо любить, что любовь - это хорошо, что любовь - это Бог, который хочет от нас, чтобы мы стали именно такими и т. д.
Многие родители до сих пор считают, что воспитанием своего ребенка можно заняться и после года его жизни, или вовсе переложить этот процесс на воспитателей и педагогов. Но современные исследования Н. Н. Авдеевой, Н. М. Аксариной, С. Ю. Мещеряковой, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, Г. Г. Филипповой и др. говорят нам, что поступая, таким образом, родитель теряет драгоценное время. Младенец уже сразу после рождения готов к пониманию звуков человеческой речи, настроен на осмысленную речь и имеет предпосылки к речевому развитию. Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно и вовремя овладел речью, надо создавать благоприятные условия, такому развитию. Для каждого возраста они свои. Новорожденному малышу достаточно
57
просто слышать речь взрослого. В таком возрасте речь играет главенствующую роль, младенцу свойственно слуховое сосредоточение. Причем особую восприимчивость малыш обнаруживает к так называемой специальной детской речи - к «беби-току». А это и есть именно то, что необходимо ребенку в первые 6 месяцев его жизни [1].
Такой язык со стороны взрослых выражает любовь, нежность, заботу и ласку к крошечному существу. Но не стоит, сюсюкая с ребенком и забывать о том, что перед нами личность. Язык «беби-ток» необходим нам для того, чтобы открыто выражать свои чувства к малышу. И, ребенок, естественным образом принимает от нас эту способность, открыто и полно выражать свои чувства, расти открытым и свободным человеком. Точно также, сама мама, говорящая что-то, наклонившись над колыбелью младенца, не рассчитывает на то, что до ребёнка дойдет смысловое содержание ее слов. Часто и слов она не произносит. Просто мама на подсознании верит и знает, что чувства передаются не словами, а голосом, интонацией.
Наш опыт подсказывает нам, как важно взрослому человеку следить за своей речью, за произнесенными словами. Ведь, как уже говорилось выше, слово имеет материальную сущность и несет значимую информацию в сознание младенца. Очень важно детей учить думать и осмысливать информацию, получаемую им. Информация должна быть полной, позитивной, способствующей формированию ненасильственного самосознания и гармонической личности. Нужно и важно задавать детям вопросы типа «Почему?» и «Для чего? - с целью научить их самих искать ответы, а не получать их в подготовленном виде от взрослых.
В разные времена, у всех народов неизменным спутником в воспитании человека было устное народное творчество или сказка. Именно в ней, часто в таинственной, загадочной и иносказательной форме, отражались взгляды людей на природу, на общество, на самих себя. Сказка всегда патетична и эмоциональна, она наполнена чувствами радости, любви, стремлением к правде, справедливости, красоте и добру.
Сказка - это чудесная кладовая нравственного общечеловеческого опыта, накопленного многими поколениями. В
58
Известия ДГПУ, №2, 2014
виду такого подхода считается, что нельзя переделывать сказки. Мы, опираясь на воспоминания из детства, воспринимали сказку часто такой, какой предлагали её нам взрослые. Сказку мы получали именно в той «взрослой» интерпретации. А на возникшие вопросы по сказке, получали сухие, стандартные ответы. И это тогда, когда дети уже владеют свободно речью и задаются многими вопросами.
Сказка - это прекрасная артпедагоги-ческая технология, использование которой способствует для исцеления, излечения и трансформации детской души. В рамках артпедагогики, сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т. д. Особенность состоит в том, что, сказка служит средством встречи с самим собой. Каждая сказка рассказывает о чем-то важном в жизни, побуждает к прочувствованию глубины имеющихся в ней нравственных, общечеловеческих проблем. Дает положительные опыт проживания эмоциональных кризисов и страхов, характерных для развивающегося человека. В такой сказке финалом служит «счастливый конец». Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о морально-этических нормах и принципах социальных взаимоотношений, опирающихся на ненасильственном самосознании.
Совместное «проживание» родителями и детьми сказочных ситуаций в начале сотрудничества закладывает глубину общения, помогает установить душевный контакт, настроить на любовь и сотворчество.
Исходя из выше сказанного, хочется поделиться своим опытом педагога и родителя в первую очередь. Мы не претендуем на то, чтобы наш взгляд воспринимался как истина. Конечно, всё это субъективно, но возможно, кому-то будет интересно.
В процессе воспитания своих совсем маленьких детей, родители часто обращаются к произведениям из серии «Книжки малышам». Здесь хочется отметить, что у ребенка уже имеется положительный опыт слушания сказок и притч, читающихся специально для него, ещё находясь в утробе у матери. Давайте вспомним содержание детских произведений, с которыми знакомятся дети впервые. Перед родителями встает серьезный вопрос выбора. На первый
взгляд всеми принятые нами стишки и потешки, вдруг открываются в новом свете. И это увидеть помог пытливый ум маленького ребенка.
«Уронили мишку на пол. Оторвали мишке лапу...». «Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка.». Вторая часть этих произведений дает нам позитивный урок. И задача родителя сделать правильный акцент, право выбора остается за ними.
Но возьмем серенького козлика, который жил у бабушки. Что с ним стало потом? «Остались от козлика рожки да ножки». А детский стишок про мишек? Ребенок не понимает, почему шишка упала мишке прямо в лоб, и зачем над этим надо смеяться. Как объяснить ребенку, почему поломался теремок, съели колобка, съели маленького глупого мышонка?
И тогда родителям приходится ещё раз задуматься о предлагаемом нами детям сюжете, помня о том, что сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок. Комментируя очередной анимационный фильм или художественное детское произведение ребенку, периодически становишься перед дилеммой: как объяснить малышу, отчего волк плохой, и почему мы его постоянно бъём?
Ребенок постоянно находится в условиях выбора и сравнения. Но мы, взрослые, сами того не замечая, очень часто наполняем детскую жизнь страхом. Наказание вызывает страх. Это происходит потому, что мы детям много угрожаем уже с самых маленьких лет. Родители регулярно воздействуют на ребенка при помощи страха. Детская темная комната нами населяется какими-то страшными пауками и буками. Если говорим о собаке, то непременно прибавим: «Смотри, она тебя укусит». Если говорим о каком-нибудь дяде, то часто указываем нашим детям, что этот дядя возьмет тебя и унесет. Мы угрожаем детям болезнью, ранами, болью и в конце концом достигаем намеченных результатов - наши дети начинают нервничать, пугаться, трястись от страха, вскрикивать по ночам и постоянно искать защиты. Таким своим отношением к ребенку, мы разрушаем его душу, делаем его будущее закомплексованным, неуверенным и нерешительным. Лишаем его возможности выработать в себе такие ценные качества, так необходимые в современном обществе - ответственность и уважение.
Психолого-педагогические науки •••
Детям необходимо почувствовать нашу любовь без всяких условностей; почувствовать, что им не требуется специально делать что-либо, чтобы заработать её, - получать хорошие оценки, прибираться в комнате, выполнять все наши пожелания и поручения и т. д. С помощью безусловной любви мы вручаем нашим детям один из самых ценных подарков - умение сохранить в себе веру в жизнь. Как сказал Владимир Леви в своей книге «Новый нестандартный ребенок»: «Хвалите за то, чего нет, и это появится...
Доброе родительское слово всячески способствует и развивает в детях способность сопереживать кому-то, выступать как защитник света, мира и справедливости. Мы, родители, подчас забываем о том, что в маленьком ребенке изначально уже существуют все Божественные качества, такие как любовь, сострадание, милосердие, внимание, доброта и много других. Мы забываем, что ребенок чист как ангел, что дети являются нашими учителями. И наша задача сохранить эту чистоту, но происходит её замещение на материальную логику. Наша задача состоит в привитии своим маленьким детям этики и культуры ненасилия посредством слова - слова детской литературы и слова родительского.
В заключение хочется сказать, что благодаря родительскому слову ребенок познает мир не только умом, но и серд-
59
цем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. В родительском слове черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. И может быть родителям не нужно делить стишки, потешки и сказки на полезные и не полезные, нужные и не нужные.
Известный композитор Д. Б. Кабалевский так говорит о значении вербального искусства (сказок, песенок, потешек) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, такое искусство уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности, развития духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес» [4].
Использование вербальных артпеда-гогических приемов, в частности - родительского слова, дает возможность корректировать процессы и становление коммуникативных способностей детей, таким образом, создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье. На наш взгляд, родительское слово, как артпедагогическая технология действительно формирует ненасильственное самосознание детей.
Литература
1. Антонов В. B. Дети. СПб., 2001. 2. Библия. Евангелие От Иоанна. Глава 1. 3. Вахтеров В. П.
Избр. пед. соч. М., 1987. 4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. 192 с.
5. Магомедова М. К. Принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза // Дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Махачкала, 2011. 209 с. 6. Тарасова
Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие // под общей редакцией С. В. Федотовой. Тамбов: ТОИПКРО, 2006. 49 с.
References
1. Antonov V. V. Children. SPb. 2001. 2. The Bible. The Gospel Of John. Chapter 1. 3. Vakhterov V. P. Collected ped. works. M., 1987. 4. Kabalevsky D. B. Education of the mind and heart. M., 1981.
192 p. 5. Magomedova M. K. Adoption of nonviolence as universal value by students of pedagogical universities // Diss... Candidate of Pedagogy: 13.00.08 / Makhachkala, 2010. 209 p. 6 Tarasova Е. Г. Healing power of art. Art-pedagogical techniques. Method. Textbook // еdited by S. V. Fedotova. Tambov: TOIPKRO., 2006. 49 p.
Literatura
1. Antonov V. V. Deti. SPb., 2001. 2. Biblija. Evangelie Ot Ioanna. Glava 1. 3. Vahterov V. P. Izbr. ped. soch. M., 1987. 4. Kabalevskij D. B. Vospitanie uma i serdca. M., 1981. 192 s. 5. Magomedova
M. K. Prinjatie nenasilija kak obshhechelovecheskoj cennosti studentami pedagogicheskogo vuza // Diss... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Mahachkala, 2011. 209 s. 6. Tarasova E. G. Celitel'nye sily iskusstva. Art-pedagogicheskie tehniki i priemy. Metod. posobie // рod obshhej redakciej S. V. Fedotovoj. Tambov: TOIPKRO, 2006. 49 s.
Статья поступила в редакцию 10.03.2014 г.