••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Кулинарный мастер-класс как артпедагогическая технология воспитания ненасильственных взаимодействий у дошкольников
© 2017 Магомедова М. К.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Осветить в данной статье вопросы, касающиеся технологий артпедагогики. А также связать возможности артпедагогических технологий, в частности, групповой техники «Кулинарный мастер-класс» с педагогикой ненасилия и воспитанием ненасильственного взаимодействия у дошкольников. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты. Необходимым условием воспитания ненасильственного взаимодействия у дошкольников является организация совместной деятельности детей, способствующей развитию общения и взаимодействия детей друг с другом. Вывод. Одним из таких условий является артпедагогическая технология «Кулинарный мастер-класс», где ребенок учится работать в команде. Групповая работа способствует формированию ненасильственных взаимодействий у дошкольников.
Ключевые слова: артпедагогика, арт-терапия, артпедагогические техники, ненасилие, ненасильственное взаимодействие, кулинарный мастер-класс, групповая работа.
Формат цитирования: Магомедова М. К. Кулинарный мастер-класс как артпедагогическая технология воспитания ненасильственных взаимодействий у дошкольников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-Педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 94-98.
Cooking Class as Art-Pedagogical Technology of Education the Preschoolers' Non-Violent Interaction
© 2017 Mariyam K. Magomedova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to cover all the points of art pedagogy technology and to join the opportunities of art-pedagogical technologies, in particular group technique (cooking class) with pedagogy of nonviolence and education of preschoolers' non-violent interaction. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, supervision. Results. Organization of the children's group activity, conduce their development of communication and interaction, is the necessary educational condition. Conclusion. Art-pedagogical technology cooking class is one of such conditions, where the child learns to work in group. Group work promotes the formation of preschoolers' non-violent interactions.
Keywords: art pedagogy, art therapy, art-pedagogical technologies, nonviolence, non-violent interaction, cooking class, group work.
For citation: Magomedova M. K. Cooking Class as Art-Pedagogical Technology of Education the Preschoolers' Non-Violent Interaction. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 94-98. (In Russian)
Введение ценностей, ценностей ненасилия и нена-
Сегодня в современном мире с целью сильственных взаимоотношений особенно возрождения духовных общечеловеческих актуально появление артпедагогики.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Артпедагогика имеет общие цели с классической педагогикой: помочь ребенку научиться понимать и принимать себя; жить в ладу с самим собой и вместе с другими людьми; познавать окружающий мир по законам красоты, доброты и нравственности.
Использование различных технологий артпедагогики в воспитательном процессе призвано прежде всего содействовать духовно-нравственному воспитанию ребенка, открывая перед ним все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь детям контролировать свое поведение. Свободное, ненасильственное самовыражение обязательно и желательно в помощи ребенку исключить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся проблемы в учебе, в общении и поведении. Возможности технологий артпедагогики позволяют сдерживать проявление негативной агрессивной энергии на окружающих или на себя, т. е. облегчают принятие себя и окружающих с позиции ненасилия [1].
Цели - осветить в данной статье вопросы, касающиеся технологий артпедагогики, а также связать возможности артпедагоги-ческих технологий, в частности, групповой техники «Кулинарный мастер-класс» с педагогикой ненасилия и воспитанием ненасильственного взаимодействия у дошкольников.
Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.
Результаты и обсуждение
Необходимым условием воспитания ненасильственного взаимодействия у дошкольников является организация совместной деятельности детей, способствующей развитию общения и взаимодействия детей друг с другом. Артпедагогиче-ские технологии на занятиях могли бы быть эффективным инновационным средством для стабилизации психологического микроклимата и воспитания ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе, потому что артпедагогиче-ская помощь учащимся позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития [2].
Артпедагогические технологии в педагогическом процессе реализуются в основном посредством различных индивидуальных и групповых форм работы. Особенно
положительный эффект дает работа в группе: предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей, совместной работы. О положительном психо-коррекционном значении групповой работы говорится в трудах таких ученых, как А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова, А. Гин и др.
Сегодня, исходя из нашего опыта работы со студентами факультета дошкольного образования в рамках учебных дисциплин «Арт-терапия и артпедагогика в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)», «Педагогика ненасилия» и с детьми дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «ЦРР-ДС № 34», где регулярно проводятся практические занятия с использованием интерактивных и артпедагогических технологий, нам хотелось бы рассмотреть преимущества мастер-класса и, в частности, кулинарного мастер-класса как артпедагогиче-ской технологии воспитания ненасильственных взаимодействий у дошкольников.
Мастер-класс, обладая громадным потенциалом, является уникальной формой накапливания культуры и передачи своего профессионального опыта педагогом. Мастер-класс является обязательной «особой формой учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи» [3].
Современный мастер-класс - это форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора [5].
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих требований и единых норм и основывается как на интуиции ведущего, так и на восприимчивости слушателя. Каждый мастер-класс - мероприятие эксклюзивное и неповторимое. Но в тоже время планирование и проведение мастер-класса подчиняется логическому построению [4].
Исходя из вышепоставленной цели, в данной статье мы поговорим о кулинарном мастер-классе для дошкольников.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL Уо!. 11. N0. 4. 2017
Как известно, все дети - натуры увлекающиеся и творческие. Несомненно, дошкольникам понравится мастер-класс по кондитерскому искусству, к которому они могут прикоснуться. Кулинарные уроки несут фантастическую пользу для детей. Малыши могут не только почувствовать собственную значимость, раскрыть талант шеф-повара, но еще и узнать секреты изготовления любимых лакомств. Совсем не обязательно выпекать сложные торты вместе с детьми. Достаточно научить их чувствовать красоту и украшать.
Кулинарный мастер-класс для дошкольников всегда проходит в игровой форме, ребенок попадает в волшебную сказку. Стоит обращать внимание на возрастную группу: 4-летний малыш уже сможет поучаствовать в мастер-классе. Лучше набирать группу, где ребята близки по возрасту, например, от 5 до 7 лет или от 9 до 12. Родители могут присутствовать, наблюдая за процессом. Их присутствие стимулирует детей. Так как у дошкольников появляется возможность показать свои способности и в конечном результате угостить взрослых. Здесь нет строгих учителей и, тем более оценок. Оценить работу ребят могут как взрослые, так и сами дети.
Ребенок в процессе мастер-класса получает не только знания, но еще и опыт: учиться чему-то новому можно в интересной и увлекательной атмосфере. Детям и родителям предоставляется уникальная возможность побывать в роли шеф-повара, шоколатье или кондитера. Продолжительность мероприятия в среднем составляет 1-1,5 часа.
Особенно важно для дошкольника то, что во время таких мастер-классов он учится работать в команде. Работая рядом, каждый сможет почувствовать себя шеф-поваром.
Такое сладкое зрелище вызывает массу восторга у детской аудитории и дарит незабываемые впечатления. Обычно такие мероприятия сопровождаются заливным детским смехом и нетерпеливым ожиданием готового блюда, а в конце мастер-класса всех ждет дегустация блюд и веселое чаепитие. Дети смогут угостить приготовленными блюдами своих родителей и друзей. А еще всегда есть возможность взять с собой свое произведение и похвастаться им перед бабушкой и дедушкой. В теплой дружеской атмосфере несколько часов пролетят незаметно. Это необыкновенно
приятно - не только приготовить вкусные блюда и напитки, а еще и получить памятные подарки. Можно сказать, что мастер-класс по кулинарии - это отличный способ разнообразить детский праздник, удивить и порадовать своих гостей. Из самых обычных продуктов дошкольники под чутким руководством научатся готовить изумительные блюда. Оригинальный и, главное, вкусный праздник запомнится вам и вашим гостям надолго.
Таким образом, мы считаем, что после прохождения артпедагогических занятий, в частности кулинарного мастер-класса, ребенок начинает лучше воспринимать окружающий его мир. Все это может помочь наладить более тесный контакт с маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в мастер-классе, сродни детским играм и детским способам самовыражения. Все это помогает ребенку выразить свои чувства, свои эмоции. Естественно, что кулинарный мастер -класс помогает выявить скрытую энергию ребенка и направить ее в конструктивное русло. Занятия дают возможность ребенку увидеть мир по-новому и, соответственно, научиться в нем жить, адекватно реагировать и проявлять эмоции. Возможность создавать что-то красивое своими руками настраивает ребенка на положительное развитие его личности. Групповая работа способствует формированию ненасильственных взаимодействий у дошкольников. Ребенок чувствует себя уверенно и позитивно воспринимает мир и близких. Это способствует развитию его способностей и будущей успешной реализации в жизни.
Заключение
Изучив более подробно имеющийся в нашей стране и описанный в различных печатных источниках и информационных ресурсах опыт реализации технологий артпедагогики, мы в данной статье хотели показать, как стоит этот вопрос в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Накануне Дня матери мы с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «ЦРР-ДС № 34», где регулярно проводятся практические занятия с использованием интерактивных и артпеда-гогических технологий, провели такой кулинарный мастер-класс. Нельзя не согласиться, что данная форма работы в послед-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
нее время все же встречается, но недостаточно изучена с методической точки зрения. Поэтому, мы смело можем отметить преимущества и недостатки такой формы работы.
На артпедагогических занятиях «Кулинарный мастер-класс» дети:
- узнают свои чувства и учатся выражать их в приемлемой форме;
- избавляются от лишних и ненужных переживаний;
- видят и реализуют в дальнейшем успешные способы взаимодействия;
- развиваются творчески и не боятся проявлять свои способности;
- овладевают новыми технологиями работы с различным материалом под руководством мастера;
У дошкольников в результате такой артпедагогической работы:
- уменьшаются страхи;
- снижается агрессия;
1. Магомедова М. К. Родительское слово как артпедагогическая технология формирования ненасильственного самосознания детей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 54-59.
2. Магомедова М. К. Использование технологий артпедагогики в воспитании ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 1. С. 28-34.
3. Нечитайлова Е. В. Технология мастер-клас-
1. Magomedova M. K. The parent's word as art pedagogical technology of formation the children's non-violent consciousness. Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2014. No. 2. Pp. 54-59. (In Russian)
2. Magomedova M. K. The use of art pedagogical technology in education of non-violent interaction in the pedagogical process. Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2014.
- повышается самооценка;
- формируются ненасильственные взаимоотношения;
- улучшается поведение.
Справедливо хотелось бы отметить и
такой недостаток мастер-класса - его узконаправленная цель, он является лишь дополнительной, но не основной формой обучения. Мастер-класс, являясь формой проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям, мало изучен и требует дальнейших исследований. Опыт работы в педагогическом процессе подсказывает нам, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированных, интерактивных занятий, сочетающих в себе различные технологии и методы артпедагогики, способствующие воспитанию ненасильственного взаимодействия личности.
са в системе совершенствования педагогического мастерства учителя // Практические советы учителю. Ростов-на-Дону. 2003. № 11. С. 3941.
4. Русских Г. А. Практическое использование методики мастер-класса в работе учителя наук естественного цикла // Народное образование. 2001. № 3. С. 56-59.
5. Сагадеев Р. М. Методика проведения мастер-класса. Методическая разработка. [Электронный ресурс] / Режим доступа: arhdhs1.ru/p22aa1.html [дата обращения: 11.08.2017]
No. 1. Pp. 28-34. (In Russian)
3. Nechitaylova E. V. Technology master class in the system of improvement of teacher's pedagogical skill. Prakticheskie sovety uchitelyu [Practical advices for teacher]. Rostov-on-Don. 2003. No. 11. Pp. 39-41. (In Russian)
4. Russkikh G. A. The practical use of the master class techniques in the teacher's work of natural science cycle. Narodnoe obrazovanie [Popular education]. 2001. No. 3. Pp. 56-59. (In Russian)
5. Sagadeev R. M. Methodology for conducting the master class. Methodical development. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.arhdhs1.ru/p22aa1.html [accessed: 11.08.2017]
Литература
References
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магомедова Марьям Курбановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Принята в печать 11.07.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Mariyam K. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Received 11.07.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01(075.32)
Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки
и профессиональной подготовки
© 2017 Маллаев Д. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить и рассмотреть вопросы развития дефектологической науки и проблемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов в условиях реформирования образования. Методы. Теоретический анализ состояния дефектологической науки, обобщение научных фактов, изучение нормативно-правовых документов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и их влияние на инклюзивную образовательную практику, исследование проблем специального и инклюзивного образования, метод обобщения опыта работы в системе дополнительного образования (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров). Результат. Принятие новых ФГОС и их влияние на содержание соответствия требованиям педагогов и психологов к инклюзии, а также использование потенциала готовности дефектологов, включенных в инклюзивную образовательную деятельность. Вывод. Предлагаются пути решения проблем в системах специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), опыт работы в вопросах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологических кадров.
Ключевые слова: образовательные парадигмы, дефектологическая наука, специальное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
Формат цитирования: Маллаев Д. М. Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки и профессиональной подготовки // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 98-101.
Contemporary Challenges of Educational Paradigms and Their Impact on the Development of Defectological Science and Vocational Training
© 2017 Dzhafar M. Mallaev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]