УДК 314.18 Багирова Анна Петровна
доктор экономических наук,
кандидат социологических наук,
профессор кафедры социологии и технологий
государственного и муниципального управления
Института государственного управления
и предпринимательства
Уральского федерального университета
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Шутова Наталья Викторовна
аспирант кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД В СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА [1]
Bagirova Anna Petrovna
D.Phil. in Economics, PhD in Social Science, Professor, Social Science and State and Municipal Administration Technologies Department, Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University
Shutova Natalia Victorovna
PhD student, Social Science and State and Municipal Administration Technologies Department, Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University
PARENTING IN THE SOCIO-STRUCTURAL SPACE OF THE RUSSIAN SOCIETY [1]
Аннотация:
Статья посвящена исследованию потенциала влияния родительского труда на социально-демографическую и профессиональную структуры общества. Их трансформация связана как с объективными тенденциями, так и с общественно значимыми проблемами современного российского социума. Родительский труд авторами рассматривается как деятельность по рождению, уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, их социализации и дальнейшей профессионализации, в результате которой развивается их человеческий капитал.
Ключевые слова:
родительский труд, труд, социально-демографическая структура, профессиональная структура, население, социально-демографические проблемы России, стимулирование родительского труда, демографический прогноз.
Summary:
The article studies how parenting influences socio-de-mographic and professional structures of the society. Their transformation is related to the objective tendencies and socially important problems of the modern Russian society. The authors consider parenting as an activity on giving birth, caring, educating, training and development of children, their socialization and further professionalization; as a result of which their human capital is developing.
Keywords:
parenting, work, socio-demographic structure, professional structure, population, social and demographic problems of Russia, encouragement of parenting, demographic forecast.
Острейшие вопросы общественного развития России - проблемы низкой рождаемости, риска снижения качественного человеческого капитала, а также занятости населения в сфере труда - потенциально оказывают влияние на трансформацию социальных структур общества. В частности, и причина, и следствие низкой рождаемости заключаются в изменении социально-демографической структуры социума, а перспективное сокращение трудовых ресурсов неизбежно ведет к трансформации его профессиональной структуры.
Действительно, в настоящее время в фертильный возраст вступает поколение женщин, родившихся в России в конце ХХ в., когда наблюдались самые низкие величины как абсолютной рождаемости, так и относительной. Например, общее число рожденных в 1999 г. девочек составило чуть более половины (50,8 %) от аналогичного показателя, зафиксированного в 1985 г. [2, с. 40]. Согласно прогнозам Росстата период относительного благополучия с рождаемостью уже в ближайшие годы будет нивелирован последствиями резкого сокращения числа рожденных россиян в 90-е гг. XX в. Так, в соответствии со средним вариантом демографического прогноза количество родившихся в 2014 г. с 1 943 тыс. чел. к 2030 г. снизится на 36,8 %, а затем станет постепенно возрастать, не достигая тем не менее значений 2014 г. даже в 2050 г. [3, с. 246-247]. На рисунке 1 представлен прогноз Росстата по относительному коэффициенту рождаемости -числу родившихся на 1 000 чел. населения.
Низкий вариант прогноза
■ Средний вариант прогноза
■ Высокий вариант прогноза
2016 2020 2025 2030 2040 2050
Рисунок 1 - Варианты прогноза по количеству родившихся на 1 000 чел.
Сокращение числа рождений при прогнозируемом повышении ожидаемой продолжительности жизни (с 72,0 лет в 2016 г. до 77,8 - в 2050 г. [4, с. 250]) приведет к трансформации не только социально-демографической структуры общества, но и социально-профессиональной. Увеличится доля населения старших возрастов при уменьшении количества людей моложе трудоспособного возраста. Прогнозные данные Росстата по этим показателям представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Варианты прогноза по группам моложе трудоспособного возраста и старше
него, % от общей численности населения
На профессиональную структуру общества, кроме демографических процессов, оказывают влияние и другие явления: негативные экономические тенденции; рост безработицы (в том числе среди молодежи); трансформация характера и содержания труда, происходящая сегодня в ряде отраслей экономики развитых стран. Например, согласно данным Росстата в августе 2016 г. численность безработных в РФ составляла 4 млн чел. (без учета скрытой безработицы), при этом доля женщин среди них была 45,5 %, а молодежи в возрасте до 25 лет - 27,4 % [5].
На наш взгляд, прогнозируемые негативные процессы, связанные с трансформацией социально-демографической и отчасти профессиональной структур российского общества, могут быть несколько смягчены путем разработки и реализации инструментов активизации родительского труда. Под ним мы понимаем «особый вид трудовой деятельности по рождению, уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, их социализации и дальнейшей профессионализации, выполняемой родителями, родственниками и специалистами сферы социальной репродукции на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов - от перинатальной до инкорпоративной» [6, с. 32].
Говорить о феномене родительского труда нам позволяют, в частности, слова С.Г. Стру-милина, отмечавшего, что «в определение труда входит момент социологический: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом» [7, с. 15]. Вряд ли можно оспорить тот факт, что рождение и воспитание детей полезны и необходимы обществу, а особенно - обществу, где наблюдаются устойчивые негативные демографические тенденции.
Родительский труд обладает такими классическими характеристиками трудовой деятельности, как осознанность, целенаправленность, легитимность, энергозатратность, созидатель-ность, общественная полезность и направленность на удовлетворение потребностей субъекта этого вида труда и общества в целом [8, с. 8]. Как и любая человеческая деятельность, родительский труд имеет структуру, состоящую из субъекта, объекта и их взаимодействия, которые меняются в зависимости от уровня реализации (таблица 1).
Таблица 1 - Дифференциация субъекта и объекта родительского труда по уровням его реализации_
Уровень реализации Субъект родительского труда Объект родительского труда
Макроуровень (уровень государства) - Общество - Государственные органы - Специалисты в сфере семейной и демографической политики - Определенные характеристики человеческого капитала - Институт детства
Мезоуровень (уровень семьи) - Семья - Родители - Любая социальная группа, реализующая функции родителей - Дети
Микроуровень (уровень индивида) - Индивид, реализующий родительские функции - Ребенок - Группа детей - Родитель, если он формирует и развивает необходимые для родительства элементы человеческого капитала
Внимание общества и власти к родительскому труду может повлиять на социально-демографическую структуру населения в следующих направлениях:
1) увеличение количества родившихся и, следовательно, доли детей и молодежи в численности населения (при необходимом материальном и нематериальном стимулировании родительского труда);
2) улучшение показателей физического здоровья детей (при развитии инфраструктуры, направленной на повышение качества здоровья);
3) возрастание доли людей, состоящих в браке и имеющих детей (через усиление мотивации молодежи к созданию семей и качественной реализации функций родительского труда, что в свою очередь возможно при соответствующей информационной политике в демографической сфере, позволяющей формировать социальный статус родителя);
4) улучшение показателей репродуктивного здоровья молодежи (через мотивирование к родительскому труду и привитие высоких нравственных и семейных ценностей, а также ответственности по отношению к своему репродуктивному здоровью).
Помимо влияния на социально-демографическую структуру общества применение концепции родительского труда может воздействовать и на профессиональную структуру. Нам это видится возможным путем реализации следующих механизмов:
1) развитие идей о родителе как субъекте столь необходимого обществу родительского труда, формирование в обществе отношения к родителю как к личности, осуществляющей сложный, многозадачный, напряженный и постоянный труд;
2) развитие форм материального стимулирования родительского труда на всех стадиях;
3) создание института профессионального родительства;
4) внедрение инструментов, направленных на развитие родительских компетенций, в российскую систему образования;
5) совершенствование института психолого-терапевтической и медико-социальной помощи для осуществления родителями качественного родительского труда на всех стадиях;
6) координация работы СМИ по повышению престижа родительства в обществе.
Направления потенциального влияния институционализации родительского труда на социальные структуры общества представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Направления воздействия институционализации родительского труда
на социальные структуры общества
На наш взгляд, возможность смягчения прогнозируемой негативной динамики социально-демографической и профессиональной структур российского общества через внимание к объективно существующему феномену родительского труда делает его изучение сегодня крайне актуальным. Исследования этого вида труда, которые велись до сих пор экономистами, не могли учесть потенциального влияния данного феномена на социально-структурное пространство страны. Рассмотрение родительского труда как элемента более широкой социальной системы представляется сейчас крайне перспективным с точки зрения разработки реально действующих механизмов его активизации.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект «Интеграция результатов родительского труда в пенсионную систему РФ», № 16-32-00020).
2. Демографический ежегодник России. 2015 : статистический сборник. М., 2015. 263 с.
3. Там же. С. 246-247.
4. Там же. С. 250.
5. Отчет Федеральной службы государственной статистики по занятости и безработице в Российской Федерации в августе 2016 г. [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/194.htm (дата обращения: 10.12.2016).
6. Родительский труд: условия реализации, мотивы и результаты : монография / А.П. Багирова, Д.Г. Быкова, А.И. Ворошилова и др. Екатеринбург, 2015. 171 с.
7. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1982. 472 с.
8. Багирова А.П., Абилова М.Г. Родительский труд и репродуктивная активность: социально-экономический анализ : монография. Челябинск, 2013. 79 с.