YAK [331.363:352.075-057.3]:31 6.356.2 ББК 67.401.02+60.561.51
А.П. БАГИРОВА
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАУИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИНИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И КОННЕПНИЯ ОБУЧЕНИЯ
A.P. BAGIROVA
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC CIVIL SERVANTS IN FAMILY AND DEMOGRAPHIC POLICY: URGENCY AND THE CONCEPTION OF TRAINING
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научного исследования («Мотивация родительского труда, стратегия и тактика регулирования репродуктивных установок населения в Уральском регионе»), грант № 12-03-00073а
Актуальность обучения государственных и муниципальных служащих в области семейно-демографической политики связана с противоречием между остротой демографических проблем в российском обществе и отсутствием квалифицированных кадров для их анализа и преодоления. Целью статьи является описание концепции и основного содержания обучения работников сферы государственного и муниципального управления по дополнительной профессиональной программе «Рождаемость и родительский труд: анализ и механизмы активизации».
Currency of training of public civil servants in family and demographic policy is evoked by the contradiction between sharpness of demographic problems in the Russian society and lack of qualified personnel for their analysis and overcoming. The paper describes the conception and the contents of public civil servants training on additional professional program «Birth rate and parental labor: analysis and activation mechanisms».
Ключевые слова: демографическая политика, рождаемость, родительский труд, дополнительное профессиональное образование, государственные и муниципальные служащие.
Key words: demographic policy, birth rate, parental labor, further vocational education, public civil servants.
Демографическая тема в российском обществе звучит сегодня как никогда актуально. Вопросы, связанные с уровнем рождаемости, социально-экономическими условиями родительства, часто обсуждаются как на уровне обыденного сознания, так и в среде профессионалов - учёных-демографов и практиков - государственных и муниципальных служащих, занимающихся реализацией семейно-демографической политики. К сожалению, оценки существующей ситуации, возможностей и способов преодоления негативных тенденций субъектами, имеющими прямое отношение к данным проблемам, зачастую различаются. На наш взгляд, это можно объяснить как сложностью и противоречивостью самой темы, так и разными интересами вовлечённых в данные процессы сторон.
В частности, руководство страны и регионов декларирует свою заинтересованность в достижении в ближайшей перспективе высокой рождаемости. Это связывается с необходимостью «оживления» пенсионной системы, преодоления дефицита трудовых ресурсов, решения проблем национальной безопасности страны. Присутствует здесь и такой аспект, как заинтересованность власти в формировании информационных потоков на тему российской рождаемости - потоков, направленных на создание у населения представлений об эффективном расходовании средств на её стимулирование.
В свою очередь, независимые профессионалы (демографы, социологи, экономисты) заинтересованы в объективном отражении существующих тенденций, достоверной оценке эффективности реализуемой демографической политики, построении обоснованных прогнозов развития ситуации.
Настроения в отношении родительства ещё одного субъекта интересов -общества - однозначно идентифицировать сегодня невозможно; массовое сознание в этом вопросе крайне дифференцированно. В частности, у определённых групп населения существуют стереотипы, содержание которых сводится к отказу от родительства вообще; другими группами родительство рассматривается как своего рода инструмент оперативного улучшения материальных условий жизнедеятельности; для третьих родительство является наивысшей и безусловной ценностью; у четвёртых условием полноценного родительства выступает наличие гарантий социально-экономической стабильности на уровне государства и т. д. Следовательно, интересы потенциальных родителей, как и перспективы их репродуктивного поведения, представляются сегодня весьма неоднозначными, требующими специального изучения.
Интересы перечисленных субъектов детерминированы стереотипами, сложившимися в данной сфере. Содержание самого распространённого из них сводится к зависимости уровня рождаемости от социально-экономических условий жизнедеятельности. Как свидетельствует опыт западных развитых стран, достойные условия жизни не влекут за собой роста уровня рождаемости - следовательно, вряд ли материальное стимулирование рождаемости приведёт к активизации родительского труда. Осуществляемое в последние годы стимулирование вторых рождений «работает», прежде всего, на реализацию отложенных рождений, не позволяя в перспективе увеличить численность населения. К сожалению, демографы, которые должны разъяснять возможные последствия проводимой политики власти и обществу, зачастую -в силу разных причин - не имеют возможности это делать.
Безусловно, масштабность демографических проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, требует соответствующего кадрового обеспечения этой работы. Демографическая политика сегодня реализуется в каждом субъекте Федерации, собственные демографические программы имеют и муниципальные образования. При этом, к сожалению, среди чиновников сегодня превалируют служащие с непрофильным образованием. Кроме того, государственные и муниципальные служащие, работающие в сфере семейно-демографической политики, зачастую находятся под властью стереотипов и реализуют определённые интересы. Они чаще всего не имеют необходимых компетенций для того, чтобы оценить ситуацию объективно и разработать меры, наиболее адекватные для той или иной территории.
Специалисты, занимающиеся разработкой и реализацией эффективной семейно-демографической политики, должны обладать знаниями из целого ряда смежных областей: демографии, социологии, статистики, психологии. Отсутствие специалистов такой квалификации среди государственных и муниципальных служащих может и должно быть восполнено системой дополнительного профессионального образования. Роль имеющегося у чиновников высшего образования при этом может рассматриваться как стратегическая - оно закладывает ядро профессиональных знаний, умений и навыков специалиста, являясь основой для формирования его профессионализма и
квалификации. Системе же дополнительного профессионального образования отводится тактическая роль: на этом уровне предполагается обучение выполнению оперативных действий по возмещению недостающих данных, замене устаревшей информации, приспособлению к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, содействие росту профессиональной и инновационной самореализации служащих.
Отметим, что тематика дополнительного профессионального образования для специалистов сферы государственного и муниципального управления имеет определённый порядок формирования и основывается на основных пунктах Посланий Президента РФ к Федеральному Собранию и государственных и целевых программ субъектов Федерации. Известно, что в посланиях Президента РФ к Федеральному собранию демографическая проблематика, темы семьи, материнства и детства стали одними из ведущих, начиная с 2010 г. [1, 2, 3]. В частности, в них присутствуют вопросы стимулирования рождаемости, улучшения здоровья детей, формирования и развития в обществе про-семейной идеологии. Анализ текстов посланий Президента РФ позволяет констатировать тот факт, что высшим руководством страны осознаётся значимость проблем в семейно-демографической сфере, предлагаются определённые механизмы их решения.
В то же время подобная тематика пока не находит своего конкретного выражения в направлениях дополнительного профессионального образования государственных служащих. В частности, наш анализ показал, что она отсутствовала среди 18 образовательных программ, предусмотренных Планом мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Свердловской области на 2013 год [4], среди 20 программ, реализованных в 2012 году [5].
С целью разработки образовательной программы по актуальной тематике, отвечающей при этом потребностям работников соответствующей сферы, в январе 2013 г. был проведён опрос слушателей системы дополнительного профессионального образования. В нем приняли участие 125 представителей государственной и муниципальной служб Свердловской области, проходившие повышение квалификации в Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (опрос проводился Отделом методического обеспечения дополнительного профессионального образования университета).
Данные по удовлетворённости служащих существующей системой повышения квалификации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка удовлетворённости слушателей-работников сферы ГМУ действующей системой повышения квалификации
Оценка Доля респондентов, %
Полностью устраивает 21,6
Устраивает не в полной мере 54,4
Совершенно не устраивает 6,4
Затруднились с ответом 17,6
Итого 100,0
Как показывают приведённые данные, лишь пятая часть государственных и муниципальных служащих Свердловской области удовлетворена существующей системой повышения квалификации. Причины столь низкой оценки содержатся в ответах на вопросы о содержании обучения. Так, только 14% респондентов оценивают полученную в процессе обучения информацию как
полностью отвечающую их потребностям и интересам, для 55% она оказалась полезной лишь частично, ещё 12% остались ею недовольны. Исследование выявило целый ряд содержательных недостатков системы повышения квалификации:
- отсутствие практико-ориентированных занятий (круглых столов, дискуссий), приближенных к конкретной деятельности, отсутствие преподавателей-практиков;
- формирование смешанных групп, недифференцированных по роду деятельности, по конкретному направлению деятельности, по категориям, должностям (профессиональному признаку), уровню подготовки;
- недостаточная освещённость узконаправленных вопросов по специализации, отрасли, по непосредственно исполняемым обязанностям, недостаток информации, которая могла бы пригодиться для прохождения аттестации;
- отсутствие учёта специфики аудитории, её мнений и пожеланий при формировании содержания курсов, несогласованность тем со слушателями курсов;
- несоответствие содержания лекций заявленной теме.
Среди причин этих недостатков были указаны такие, как формальный характер оценки потребности в обучении, недостатки в составлении образовательных программ, негибкость программ обучения.
С учётом результатов анализа мнений и пожеланий слушателей системы дополнительного профессионального образования к содержанию и организации подобного обучения нами была предпринята попытка создания программы повышения квалификации - дополнительной профессиональной программы в области разработки и реализации эффективной семейно-демографической политики «Рождаемость и родительский труд: анализ и механизмы активизации».
Целью реализации данной программы является качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- организационно-управленческая и административно-технологическая деятельность, связанная с разработкой и последовательной реализацией стратегии в области семейно-демографической политики на уровнях субъекта РФ и муниципального образования;
- информационно-аналитическая деятельность, связанная со сбором и анализом информации о динамике региональной демографической ситуации;
- проектная деятельность, направленная на разработку инструментов семейно-демографической политики в социально-экономических, социально-культурных условиях конкретной территории;
- экспертно-консультационная деятельность, связанная с предоставлением услуг в области демографического маркетинга.
В результате освоения образовательной программы повышения квалификации слушатель должен приобрести совокупность знаний, умений и владений навыками, наличие которых обеспечит заявленное целью программы качественное изменение профессиональных компетенций в области разработки и реализации семейно-демографической политики.
В процессе освоения программы повышения квалификации формируются следующие предметно-специализированные компетенции:
- знание нормативных документов в области реализации семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- знание специфики демографической ситуации в Уральском регионе;
- знание методики расчёта основных демографических показателей;
- знание механизма репродуктивного поведения личности;
- способность системного понимания родительского труда как труда по формированию будущего человеческого капитала региона;
- способность принимать решения в контексте реализации семейно-демографической политики;
- способность проектировать региональную программу демографического развития;
- владение демографической терминологией;
- владение навыками сбора информации для анализа и прогнозирования ситуации в сфере рождаемости и развития человеческого капитала территории;
- владение навыками анализа и прогнозирования процессов в сфере рождаемости и родительского труда.
Логика изучения дисциплин в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации включает три уровня их освоения.
Первый - теоретико-методологический - уровень предполагает изучение трёх дисциплин - «Демография», «Социология семьи», «Экономика и социология родительского труда». В курсе «Демография» слушатели получают знания об основных демографических процессах и их показателях, механизмах самосохранительного поведения. В рамках курса «Социология семьи» изучаются сущность, роль и функции семьи как социального института, реализующего родительский труд. Отдельного внимания заслуживает тема репродуктивного поведения: здесь подробно анализируются элементы этого поведения (репродуктивные нормы и ценности, потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы, результаты репродуктивного поведения), рассматриваются механизмы формирования репродуктивных мотивов и установок. Здесь же рассматриваются такие социальные феномены современной российской жизни, как опекунство, приёмное родительство, суррогатное материнство. В рамках курса «Экономика и социология родительского труда» в качестве основы понимания концепции родительского труда изучаются теория человеческого капитала, роль семьи в его формировании, особенности экономического поведения семьи в этом процессе, роль родительского выбора альтернатив поведения.
На следующем - методическом - уровне освоения дополнительной профессиональной программы предполагается изучение методик социально-экономического анализа и прогнозирования: методы сбора, обработки данных, их количественного и качественного анализа. На данном уровне предполагается изучение слушателями пакетов специализированных прикладных программ, предназначенных для количественного анализа массивов данных. В частности, в рамках курса «Методы социально-экономического анализа» слушатели приобретают навыки проведения одномерного и корреляционно-регрессионного анализа демографических и социально-экономических показателей с помощью SPSS. В курсе «Методы прогнозирования социально-экономических процессов» особое внимание планируется уделить возможностям социолого-статистического подхода в прогнозировании рождаемости, сочетанию формализованных и неформализованных методик, учёту объективных и субъективных (социально-психологических) параметров в процессе прогнозирования.
Наконец, на третьем - проектно-технологическом - уровне слушатели получают навыки, связанные с технологией разработки проектов в сфере семейно-демографической политики, осваивают технологию экспертизы существующих в этой области проектов. В частности, в рамках курса «Социальное проектирование в семейно-демографической сфере» слушатели получают знания об объектах проектирования в семейно-демографической сфере, возможных целевых ориентирах региональных программ демографического развития, навыки разработки технологий оптимального решения демографических проблем для разных типов муниципальных образований (крупный, средний, малый город).
Программа повышения квалификации, наряду с лекционными, предусматривает практические формы занятий. В частности, в рамках курса «Демография» на практических занятиях планируется приобретение навыков расчёта основных показателей рождаемости, смертности и миграции, интерпретации динамики их уровней. В процессе изучения дисциплины «Социально-экономический анализ» предполагается составление опросных листов, работа с данными официальной статистической отчётности как источником информации для количественного анализа. Освоение важнейших процедур, предлагаемых компьютерными статистическими программами, позволит обучить слушателей формулировать по результатам этого анализа достоверные и обоснованные выводы. В ходе изучения дисциплины «Социальное проектирование в семейно-демографической сфере» предполагается проведение анализа ситуации в сфере рождаемости и родительского труда в конкретном муниципальном образовании, экспертиза существующей программы демографического развития муниципального образования и - при необходимости - разработка направлений и мероприятий для её совершенствования.
Повышение уровня профессиональной компетентности государственных служащих и работников администраций муниципальных образований, занимающихся разработкой и реализацией демографических программ, мероприятий социальной и семейной политики, представляется сегодня крайне актуальным. Практика повседневной работы управленцев регионального и муниципального уровней должна включать мониторинг ситуации в сфере рождаемости и родительского труда, оценку условий его реализации, влияния этих условий на результаты труда, чтение ситуационного контекста и выработку оперативных решений при возникновении «отклонений», увязку изменений, происходящих в сфере репродукции, с другими реалиями жизни территорий. Представляется, что формирование и развитие перечисленных компетенций должно быть заложено в задачи повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Уральского региона. Реализация предложенной программы «Рождаемость и родительский труд: анализ и механизмы активизации» позволит дополнить профессиональные навыки чиновников умением принимать решения с учётом специфики территории, которая определяет содержание, технологии, круг субъектов родительского труда, а, следовательно, и его потенциальные результаты.
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?гeq=doc;base=LAW;n=107290.
2. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.12.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=law;n=123798.
3. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990.
4. Об утверждении Плана мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Свердловской области на 2013 год : Постановление Правительства Свердловской области от 14 декабря 2012 г. № 1465-ПП.
5. Об утверждении Плана мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Свердловской области на 2012 год : Постановление Правительства Свердловской области от 11 марта 2012 г. № 234-ПП.