Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Микаилова Ольга Михайловна

Введение. Мониторинг питания обучающихся и родительский контроль на фоне современных вызовов следует рассматривать как эффективные формы оперативной индикации и коррекции управляемых факторов риска здоровью школьников, связанных с организацией питания. Цель работы заключалась в методической проработке регионального опыта реализации родительского контроля за питанием школьников. Материалы и методы. Материалами исследования служили результаты контрольно-надзорных мероприятий, а также информация о проведенных мероприятиях родительского контроля. При проведении родительского контроля родителями осуществлялась органолептическая оценка блюд меню, заполнение чек-листа по вопросам качества питания и фактическим условиям для соблюдения правил личной гигиены и приема пищи, выборочный опрос детей об их вкусовых предпочтениях, удовлетворенности ассортиментом и качеством потребляемых блюд. Результаты. В проекте «Родительский контроль» с января по май 2021 года участвовали 1260 школ Подмосковья, 49 072 родителя обучающихся 1-4-х классов и 41 364 родителя обучающихся 5-11-х классов. Аналитическая информация о результатах родительского контроля и принятых мерах регулярно публиковалась на официальных сайтах управлений образования муниципалитетов Московской области и в социальных сетях. Заключение. Родительский контроль помогает в улучшении качества питания обучающихся, активно вовлекает родительское сообщество в работу по здоровому образу жизни и здоровому питанию, повышению общего уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового питания, преемственности домашнего питания питанию школьному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Микаилова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZATION AND PRACTICAL APPLICATION OF PARENTAL CONTROL OVER CATERING IN SCHOOLS OF THE MOSCOW REGION

Introduction: In the light of current challenges, monitoring of school feeding and its parental control should be considered as effective forms of prompt detection and correction of preventable diet-related health risk factors in schoolchildren. Objective: Methodological elaboration of the regional experience in executing parental control over school catering. Materials and methods: Results of inspections and information about parental control activities were analyzed, the latter including organoleptic evaluation of dishes, filling in a checklist on the quality of nutrition and observed conditions of personal hygiene and eating, a random survey of children on their taste preferences and satisfaction with the range and quality of school food. Results: In January - May 2021, the Parental Control Project was implemented in 1,260 schools of the Moscow Region involving 49,072 parents of first to fourth graders and 41,364 parents of fifth to eleventh graders. Its analytics was regularly published on the official websites of local departments of education and in social media. Conclusion: Parental control helps improve the quality of school nutrition, engage the parent community in promotion of a healthy lifestyle and healthy eating, an increase in the general level of hygienic literacy in issues of healthy nutrition, and the succession of home-cooked to school meals.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Наблюдательное исследование

© Микаилова О.М., 2022

УДК 613.22

И Check for updates

Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях - практическая реализация

в Московской области

О.М. Микаилова

Управление Роспотребнадзора по Московской области, ул. Семашко, д. 2, г. Мытищи, Московская обл., 141014, Российская Федерация

Резюме

Введение. Мониторинг питания обучающихся и родительский контроль на фоне современных вызовов следует рассматривать как эффективные формы оперативной индикации и коррекции управляемых факторов риска здоровью школьников, связанных с организацией питания.

Цель работы заключалась в методической проработке регионального опыта реализации родительского контроля за питанием школьников.

Материалы и методы. Материалами исследования служили результаты контрольно-надзорных мероприятий, а также информация о проведенных мероприятиях родительского контроля. При проведении родительского контроля родителями осуществлялась органолептическая оценка блюд меню, заполнение чек-листа по вопросам качества питания и фактическим условиям для соблюдения правил личной гигиены и приема пищи, выборочный опрос детей об их вкусовых предпочтениях, удовлетворенности ассортиментом и качеством потребляемых блюд. Результаты. В проекте «Родительский контроль» с января по май 2021 года участвовали 1260 школ Подмосковья, 49 072 родителя обучающихся 1-4-х классов и 41 364 родителя обучающихся 5-11-х классов. Аналитическая информация о результатах родительского контроля и принятых мерах регулярно публиковалась на официальных сайтах управлений образования муниципалитетов Московской области и в социальных сетях.

Заключение. Родительский контроль помогает в улучшении качества питания обучающихся, активно вовлекает родительское сообщество в работу по здоровому образу жизни и здоровому питанию, повышению общего уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового питания, преемственности домашнего питания питанию школьному. Ключевые слова: здоровое питание, организация питания, общеобразовательные организации, родительский контроль, качество питания, школьники.

Для цитирования: Микаилова О.М. Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях - практическая реализация в Московской области // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30. № 2. С. 74-77. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

Сведения об авторах:

И Микаилова Ольга Михайловна - к.м.н., руководитель; e-mail: [email protected]; ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-3842-6368.

Информация о вкладе автора: автор подтверждает единоличную ответственность за концепцию и дизайн исследования, сбор и

анализ данных, интерпретацию результатов, а также подготовку рукописи.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья получена: 28.10.21 / Принята к публикации: 16.02.22 / Опубликована: 28.02.22

Parental Control over School Nutrition: Practical Implementation

in the Moscow Region

Olga M. Mikailova

Office of the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in the Moscow Region, 2 Semashko Street, Mytishchi, Moscow Region, 141014, Russian Federation

Summary

Introduction: In the light of current challenges, monitoring of school feeding and its parental control should be considered as effective forms of prompt detection and correction of preventable diet-related health risk factors in schoolchildren. Objective: Methodological elaboration of the regional experience in executing parental control over school catering. Materials and methods: Results of inspections and information about parental control activities were analyzed, the latter including organoleptic evaluation of dishes, filling in a checklist on the quality of nutrition and observed conditions of personal hygiene and eating, a random survey of children on their taste preferences and satisfaction with the range and quality of school food.

Results: In January - May 2021, the Parental Control Project was implemented in 1,260 schools of the Moscow Region involving 49,072 parents of first to fourth graders and 41,364 parents of fifth to eleventh graders. Its analytics was regularly published on the official websites of local departments of education and in social media.

Conclusion: Parental control helps improve the quality of school nutrition, engage the parent community in promotion of a healthy lifestyle and healthy eating, an increase in the general level of hygienic literacy in issues of healthy nutrition, and the succession of home-cooked to school meals.

Keywords: healthy nutrition, school catering, parental control, quality of feeding, schoolchildren. For citation: Mikailova OM. Experience in organization and practical application of parental control over catering in schools of the Moscow Region. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2022; 30(2):74-77. (In Russ.) doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

Author information:

И Olga M. Mikailova, Cand. Sci. (Med.), Head of the Office of the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in the Moscow Region; е-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3842-6368. Author contribution: The author confirms sole responsibility for the study conception and design, data collection, analysis and interpretation of results, and manuscript preparation.

Funding: The author received no financial support for the research, authorship, and/or publication of this article. Conflict of interest: The author declares that there is no conflict of interest. Received: October 28, 2021 / Accepted: February 16, 2022 / Published: February 28, 2022

ТОМ 30 №2 2022

Observational Research Article

Введение. Государственная система организации питания детей в общеобразовательных учреждениях имеет современную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы школьного питания, предусматривает разработку и утверждение меню для учащихся, реализацию образовательных программ по основам здорового питания и здорового образа жизни [1]. Вместе с тем результаты контрольно-надзорных мероприятий, социологических исследований свидетельствуют об имеющихся проблемах в организации питания детей и необходимости их своевременной коррекции с целью снижения рисков здоровью [2—5]. Анализ показателей здоровья детей в Российской Федерации свидетельствует о негативной тенденции по ожирению и сахарному диабету на протяжении более трех десятилетий, сохранению тенденций к росту распространенности хронической патологии и сокращению количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований [6—9].

Среди факторов риска нарушений здоровья детей, связанных с питанием, лидирующее положение занимает сочетание нездоровых пищевых привычек и нездорового пищевого поведения [9]. Регулярное употребление нездоровых пищевых продуктов, нездоровое пищевое поведение и патологические пищевые привычки на фоне снижения физической активности детей в современных условиях являются ключевыми факторами риска нарушений здоровья и формирования избыточной массы тела, признанными ВОЗ (Женева, 2010). При этом задача улучшения популяционного здоровья и структуры питания населения в России является одной из приоритетных в государственной политике Российской Федерации. Большое внимание в решении данной задачи уделяется принципам здорового питания [10—12]. Общепризнано, что здоровое питание является основным условием снижения риска развития заболеваний, обусловленных пищевым фактором [13]. В связи с этим все большее значение придается мониторингу питания детей. Большая роль в мониторинге питания отводится контролю качества питания, а также реализуемым формам и методам контроля, их количественным показателям, определяющим полноту охвата [14—19].

Цель исследования заключается методической проработке регионального опыта реализации родительского контроля за питанием школьников, как новой формы, базируемой на детально проработанной нормативно-правовой и методической базе (Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ1, СанПиН 2.3/2.4.3 5 90-202 и МР 2.4.0 1 80-203). Таким образом, мониторинг питания обучающихся и родительский контроль на фоне современных вызовов следует рассматривать как эффективные и взаимодополняющие формы оперативной индикации и коррекции управляемых факторов

риска здоровью школьников, связанных с организацией питания.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования использованы результаты родительского контроля и контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2020/21 учебном году; информационная база по Московской области, сформированная в программном средстве, разработанном ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора; результаты анкетирования родителей обучающихся 1—4-х классов по вопросам удовлетворенности питанием. В 2020/21 учебном году в общеобразовательных организациях Московской области был отработан алгоритм проведения родительского контроля, предусматривающий допуск родителей с личной медицинской книжкой к полному циклу контроля — от поставки продуктов питания до выдачи готовой продукции и ее потребления; родители без личных медицинских книжек допускались к контролю от линии раздачи до потребления. Всем родителям предоставлялась возможность дегустации блюд. В ходе контроля заполнялся чек-лист по вопросам организации питания, оставлялись отзывы и предложения по улучшению питания.

Результаты. В Московской области выраженной тенденции по заболеваемости детей и подростков ожирением и сахарным диабетом нет, регистрируемые уровни заболеваемости подростков стабильно выше таковых у детей в 2 и более раза (рисунок).

Результаты родительского контроля позволили выявить основные направления улучшения организации питания школьников — решение проблемы адаптации меню для детей с сахарным диабетом, обеспечение должной продолжительности перемен, контроль за соблюдением правил личной гигиены, недобор баллов по данным вопросам составлял 24—32 %. Также ежедневно во всех школах Московской области проводился родительский, внутренний (школьный), а также ведомственный (муниципальные органы исполнительной власти в сфере образования) контроль за организацией питания детей. В соответствии с методическими рекомендациями МР 2.4.0180—20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях» Управлением Роспотребнадзора по Московской области было налажено межведомственное взаимодействие и взаимодействие с родительскими комитетами. Через территориальные органы управления образованием в общеобразовательные организации Московской области были направлены обучающие программы по вопросам здорового питания для школьников, материалы которых используются при проведении родительских собраний, открытых уроков и классных часов. Информация о формах и методах родительского контроля размещалась на официальных сайтах и информационных стендах образовательных учреждений.

1 Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», утвержден 01.03.2020. Режим доступа: Ы±р://риЪЦса1;юп.ргауо^оу.ги/Ооситеп1;/У1е'^0001202003010004?тёех=0& rаngeSize=1.

2 СанПиН 2.3/2.4.3590—20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74791586/.

3 МР 2.4.0180—20 «Родительский контроль за организацией питания в общеобразовательных организациях», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 г.

voLume зо, issue 2, 2022

Наблюдательное исследование

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500

I о.

У§

* S

§ §

ГО Ф

400 300 200 100 0

W

2011 2013 2016 2017

—з—Дети / Children -- Подростки / Adolescents

а) Ожирение / Obesity

2019 годы / years

2011 2013 2015 2017

2019

годы / years

Дети / Children Подростки / Adolescents

b) Сахарный диабет / Diabetis mellitus

Рисунок. Динамика показателей общей заболеваемости детей (по обращаемости за медицинской помощью)

за 2011—2020 гг. (на 100 тыс. населения) Figure. Registered general incidence rates in children in 2011—2020 (per 100,000 population)

За период с января по май 2021 года в проекте «Родительский контроль» приняли участие 49 072 родителя обучающихся 1—4-х классов и 41 364 родителя обучающихся 5—11-х классов. В рамках проекта «Родительский контроль» с родителями проводилось обсуждение пяти вариантов меню для образовательных учреждений.

Внутренний или школьный контроль проводился на уровне общеобразовательных организаций. В рамках внутреннего контроля директорами школ издавались приказы «Об усилении контроля за организацией питания в школьной столовой», были созданы комиссии, осуществляющие контроль за организацией и качеством приготовления пищи, соблюдением технологических и санитарных норм в пищеблоке. Данные комиссии рассматривали и утверждали списки детей, получающих льготное питание, проводили рейды по проверке соответствия утвержденного рациона меню фактического питания, изучали отношение родителей к школьному питанию, контролировали соблюдение графика приема пищи, правил личной гигиены и социальной дистанции. Для быстрой и качественной работы родительского контроля было разработано и введено в практику мобильное приложение «Проверки Подмосковья», которое ежедневно обновляется новыми фоторепортажами (более 7000 фотографий ежедневно) о результатах работы родительского контроля, в том числе о состоянии пищеблоков школ и обеденных залов; о наличии утвержденного меню; о соответствии фактически выдаваемых школьникам завтраков и обедов утвержденному меню; о результатах работы бракеражных комиссий; о качестве продуктов, поступающих на пищеблоки школ.

В ходе проведения муниципального контроля ежедневно до 9:00 в мессенджере ответственными должностными лицами управлений образованием территорий Московской области проводилась внутренняя перекличка ответственных за питание. От каждой школы на регулярной основе поступала информация о наличии продуктов, выходе на работу поварского состава, исправности технологического оборудования. Проводился выборочный выездной мониторинг. В соответствии с планом реализации национального проекта «Демография» Роспотребнадзором проводилось методическое сопровождение регионального (по Московской области) проекта «Родительский контроль».

Средние показатели удельного веса не съедаемой школьниками пищи в завтраки и обеды была ниже 10 %, что свидетельствует о достаточном уровне организации питания детей. Вместе с тем

показатели, регистрируемые в 2021/22 учебном году (завтраки — 6,5 %, обеды — 6,2 %), были выше таковых в 2020/21 учебном году (завтраки — 3,2 %, обеды — 2,1 %), что подтверждает актуальность проведения мероприятий родительского контроля, информативность используемых методов работы, а также необходимость оперативного анализа причин ухудшения показателей и их коррекции.

Информация о совместных мероприятиях территориальных отделов Управления Роспотребнадзора и «Родительского контроля» по контролю за питанием школьников размещалась на официальном сайте и на страничках управлений образования муниципалитетов Московской области в социальных сетях. Это способствовало улучшению качества питания обучающихся, реализации принципов здорового питания в общеобразовательных организациях, повышению востребованности и удовлетворенности школьным питанием. Мониторинг результатов родительского контроля учитывается при разработке управленческих решений, направленных на улучшение системы, логистики и структуры питания обучающихся, что, в свою очередь, должно оказать действенное влияние на здоровье обучающихся, создать оптимальные условия для гармоничного роста и развития.

Заключение. Родительский контроль в условиях сложившейся инфраструктуры, реализуемый на системной основе, является действенным резервом улучшения качества питания обучающихся, активно вовлекая родительское сообщество в работу по здоровому образу жизни и здоровому питанию, повышению общего уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового питания, преемственности домашнего питания лучшим традициям школьного питания.

Список литературы Попова А.Ю., Тутельян В.А., Никитюк Д.Б. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Вопросы питания. 2021. Т. 90. № 4 (536). С. 6-19. doi: 10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19 Блинова Е.Г., Новикова И.И., Демакова Л.В., Чеснокова М.Г., Шоева О.С. Организация и качество школьного питания с учетом субъективной оценки школьников. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 61.

Бондаренко Е.А., Белик С.Н., Жукова Т.В., Хара-гургиева И.М. Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодежи. Молодой ученый. 2016. № 18-1 (122). С. 43-46. Денисов Л.Ф., Нехорошева Е.В., Авраменко В.Г. Формирование культуры питания школьников в системе профилактической работы общеобразовательной организации. Санитарный врач. 2019. № 11. С. 52-63. doi: 10.33920/med-08-1911-06

1.

2.

3.

4.

ТОМ 30 №2 2022

77

Observational Research Article

5. Лебедева У.М., Гмошинская М.В., Пырьева Е.А. Питание детей дошкольного и школьного возраста: состояние проблемы // Фарматека. 2021. Т. 28. № 1.

С. 27-33. doi: 10.18565/pharmateca.2021.1.27-33 3.

6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 4. С. 698-705. doi: 10.17816/KMJ2018-698

7. Джумагазиев А.А., Безрукова Д.А., Богданьянц М.В. 4. и др. Проблема ожирения у детей в современном мире: реалии и возможные пути решения. Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15. № 3. С. 250-256.

doi: 10.15690/vsp.v15i3.1561

8. Лазарева Л.А., Гордеева Е.В. Анализ заболеваемости 5. детей и подростков болезням органов пищеварения. Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-1 (55). С. 133-135. doi: 10.23670/ IRJ.2017.55.104 6.

9. Джумагазиев А.А., Безрукова Д.А., Богданьянц М.В., Орлов Ф.В., Акмаева Л.М., Усачева О.В. Пищевые предпочтения у детей с избыточной массой тела и ожирением. Вопросы питания. 2016. Т. 85. № S2. 7. С. 47-48.

10. Новикова И.И., Гавриш С.М., Сорокина А.В., Семенихина М.В., Грабко Л.Б. Оценка организации здорового бесплатного горячего питания школьников

1-4 классов. Санитарный врач. 2021. № 3. С. 61-68. 8. doi: 10.33920/med-08-2103-07

11. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубоч-кина Е.И., Скоблина Н.А. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: 9. проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

12. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. 10. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4. № 2. С. 120-128. doi: 10.23946/2500-07642019-4-2-120-128

13. Мигунова Ю.В., Садыкова Р.М. Качество питания 11. семей с детьми в условиях современной российской действительности. Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 2. С. 778-782.

14. Абатуров А. Е., Никулина А. А. Нарушения пищевого поведения при разных фенотипах ожирения у детей // Здоровье ребенка. 2020. Т. 15. № 5. С. 316-320. doi: 10.22141/2224-0551.15.5.2020.211441 12.

15.Lobstein T, Jackson-Leach R, Moodie ML, et al. Child and adolescent obesity: part of bigger picture. Lancet. 2015;385(9986):2510-2520. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61746-3 13.

16. Colombo PE, Patterson E, Lindroos AK, Parlesak A, Elinder LS. Sustainable and acceptable school meals through optimization analysis: an intervention study. 14. Nutr J. 2020;19(1):61. doi: 10.1186/s12937-020-00579-z

17. Slater SJ, Nicholson L, Chriqui J, Turner L, Chaloup-ka F. The impact of state laws and district policies on physical education and recess practices in a nationally 15. representative sample of US public elementary schools.

Arch Pediatr Adolesc Med. 2012;166(4):311-316. doi: 10.1001/archpediatrics.2011.1133

18. Wang L, Dalton 3rd WT, Schetzina K. Home food en- 16. vironment, dietary intake, and weight among overweight

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and obese children in Southern Appalachia. South Med J. 106(10):550-557. doi: 10.1097/SMJ.0000000000000008

19. De Onis M, Lobstein T. Defining obesity risk status 17. in the general childhood population: Which cut-offs should we use? Int J Pediatr Obes. 2010;6(5):458-460.

doi: 10.3109/17477161003615583

References

18

1. Popova AYu, Tutelyan VA, Nikityuk DB. On the new (2021) norms of physiological requirements in energy and nutrients of various groups of the population of the Russian Federation. Voprosy Pitaniya. 2021;90(4(536)):6- 19 19. (In Russ.) doi: 10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19

2. Blinova EG, Novikova II, Demakova LV, Chesnoko-

va MG, Shoeva OS. The organization and quality of _ _+ +-

+

school meals taking into account the subjective assessment of schoolchildren. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya. 2017;(5):61. (In Russ.) Bondarenko EA, Belik SN, Zhukova TV, Kharagurgieva IM. [Proper nutrition at school as a basis for maintaining youth health.] Molodoy Uchenyy. 2016;(18-1(122)):43-46. (In Russ.) Accessed February 25, 2022. https://moluch. ru/archive/122/33726/

Denisov LA, Nekhorosheva EV, Avramenko VG. Formation of food culture in school children in the system of preventive work of an educational organization. Sanitarnyy Vrach. 2019;(11):52-63. (In Russ.) doi: 10.33920/med-08-1911-06

Lebedeva YuM, Gmoshinskaya MV, Pyryeva EA. Nutrition for preschool and school children: the state of the problem. Pharmateka. 2021;28(1):27-33. (In Russ.) doi 10.18565/pharmateca.2021;(1):27-33 Baranov AA, Albitskiy VYu. State of health of children in Russia, priorities of its preservation and improving. Kazanskiy Meditsinskiy Zhurnal. 2018;99(4):698-705. (In Russ.) doi: 10.17816/KMJ2018-698 Dzhumagaziev AA, Bezrukova DA, Bogdanyants MV, et al. Obesity in children in the modern world: realities and possible solutions. Voprosy Sovremennoy Pediatrii. 2016;15(3):250-256. (In Russ.) doi: 10.15690/vsp. v15i3.1561

Lazareva LA, Gordeeva EV. Analysis of digestive apparatus disease incidence among children and adolescents. Mezhdunarodnyy Nauchno-Issledovatel'skiy Zhurnal. 2017;(1-1(55)):133-135. (In Russ.) doi: 10.23670/ IRJ.2017.55.104

Dzhumagaziev AA, Bezrukova DA, Bogdanyants MV, Orlov FV, Akmaeva LM, Usaeva OV. Food preferences in children with overweight and obesity. Voprosy Pitaniya. 2016;85(S2):47-48. (In Russ.) Novikova II, Gavrish SM, Sorokina AV, Semenikhina MV, Grabko LB. Evaluation of the organization of healthy free hot food for students in grades 1—4. Sanitarnyy Vrach. 2021;(3):61-68. (In Russ.) doi: 10.33920/ med-08-2103-07

Kuchma VR, Sukhareva LM, Rapoport IK, Shubochki-na EI, Skoblina NA, Milushkina OYu. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity. Gigiena i Sanitariya. 2017;96(10):990-995. (In Russ.) doi: 10.18821/00169900-2017-96-10-990-995

Tapeshkina NV, Pochueva LP, Vlasova OP. Organizing nutrition of schoolchildren: problems and solutions. Funda-mental'naya i Klinicheskaya Meditsina. 2019;4(2):120-128. (In Russ.) doi: 10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128 Migunova JV, Sadykova RM. Food quality of families with children in a modern Russian reality. Zdorov'e i Obrazovanie v XXI Veke. 2016;18(2):778-782. (In Russ.) Abaturov AE, Nikulina AA. Disorders of eating behavior at different phenotypes of obesity in children. Zdorov'e Rebenka. 2020;15(5):316-320. (In Russ.) doi: 10.22141/2224-0551.15.5.2020.211441 Lobstein T, Jackson-Leach R, Moodie ML, et al. Child and adolescent obesity: part of bigger picture. Lancet. 2015;385(9986):2510-2520. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61746-3

Colombo PE, Patterson E, Lindroos AK, Parlesak A, Elinder LS. Sustainable and acceptable school meals through optimization analysis: an intervention study. Nutr J. 2020;19(1):61. doi: 10.1186/s12937-020-00579-z Slater SJ, Nicholson L, Chriqui J, Turner L, Chaloup-ka F. The impact of state laws and district policies on physical education and recess practices in a nationally representative sample of US public elementary schools. Arch Pediatr Adolesc Med. 2012;166(4):311-316. doi: 10.1001/archpediatrics.2011.1133

Wang L, Dalton 3rd WT, Schetzina K. Home food environment, dietary intake, and weight among overweight and obese children in Southern Appalachia. South Med J. 106(10):550-557. doi: 10.1097/SMJ.0000000000000008 De Onis M, Lobstein T. Defining obesity risk status in the general childhood population: Which cut-offs should we use? Int J Pediatr Obes. 2010;6(5):458-460. doi: 10.3109/17477161003615583

volume 30, issue 2, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.