Симанова Нина Александровна
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Данная статья посвящена изучению проблем становления и формирования полноценной и целостной личности. Подчеркивается значимость гармоничного соединения материнской и отцовской ролей на пути взращивания новой личности. Автор приходит к выводу, что только сформированная внутренняя ограниченность позволяет индивиду стать цельной личностью, а это возможно только при компетентном выполнении родительских ролей. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-2M6.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 169-171. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 124.5; 141.32 Философские науки
Данная статья посвящена изучению проблем становления и формирования полноценной и целостной личности. Подчеркивается значимость гармоничного соединения материнской и отцовской ролей на пути взращивания новой личности. Автор приходит к выводу, что только сформированная внутренняя ограниченность позволяет индивиду стать цельной личностью, а это возможно только при компетентном выполнении родительских ролей.
Ключевые слова и фразы: личность; целостность; внутренняя ограниченность; нормальный конфликт; родительская роль; ядро личности; общество; компетентностный опыт.
Симанова Нина Александровна, к. филос. н.
Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета птека 79@rambler. ги
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Уже достаточно много различных концепций касается вопросов становления и развития личности. Описаны пути, откуда у личности возникают различные проблемы физического и психологического характера. Даны различные типы сформированной личности при различных вариантах воспитания. Однако недостаточно описаны механизмы правильного общения с подрастающей личностью, норм материнского и отцовского общения и становления родителем.
Как отмечал Кьеркегор: «Реальная жизнь чересчур сложна, чтобы выделять только абстрактные противоречия, к числу которых относится, например, противоречие между двумя крайностями отчаяния - его полной неосознанностью и его полной осознанностью» [Цит. по: 1, с. 282]. Любой родитель для проверки своего поведения стремится к конкретным показателям его «нормальности» или «ненормальности». Это подтверждает то, что любая личность сосуществует в конфликте с собой и со средой.
Нормальный конфликт человек может полностью осознавать. Как пишет К. Хорни, нормальный конфликт относится к актуальному выбору между двумя возможностями, каждая из которых для человека реально желательна, или между убеждениями, каждое из которых представляет для него реальную ценность [5, с. 29]. У личности в таком случае есть возможность прийти к решению возникшей проблемы, даже если она считает, что для этого потребуется значительное количество усилий. То есть человек существует в постоянном состоянии выбора, и если он долго его не делает, то нормальный конфликт перерастает в невротический.
Невротический конфликт человек не осознает, он как бы находится во сне, видит минусы во всех представленных ему вариантах выбора, таким образом, становится «фатально» ограниченным. То есть ощущает внутреннее и внешнее ограничение.
Внешняя ограниченность разрушает человека, т.к. навязывается ему извне, он начинает сопротивляться чужим «советам» и в результате входит в невротический конфликт. Невротический конфликт, по верному высказыванию К. Хорни, демонстрирует непоследовательность поведения [Там же, с. 31]. Например, «сверхзаботливая» мать часто забывает о днях рождения своих детей. Человек скупится на расходы для себя, хотя всегда щедр по отношению к родным людям. Следовательно, такой родитель либо «протягивает руки» обществу с просьбой «научить его жить», с целью переложить ответственность на «виртуального» родителя в лице общества, либо враждебно и агрессивно реагирует на то, что его считают несостоятельным родителем. В любом случае он разрушает своего ребенка, не может стать для него авторитетом и «несет бремя» психосоматической или психической болезни. Дети таких родителей во взрослой жизни чаще всего бросаются из крайности в крайность: не могут выбрать одну профессию; не жалеют собственных родных, но помогают бездомным собакам или кошкам; одновременно демонстрируют агрессивность и жертвенность и т.д.
К внутренней же ограниченности ребенок должен стремиться с детства, именно правильное ее восприятие и понимание дает возможность в юношеском возрасте определиться со своим пространством жизни, почувствовать целостность своего бытия, выбрать свой путь. Следует указать, что нахождение своего места в мире -длительный процесс взросления. Внутреннее ограничение позволяет человеку ориентироваться в собственном представлении добра и зла, решить, что ценно и значимо именно для него. И таким образом создать крепкое ядро своей личности, которая имеет свою точку зрения, свободна от конформизма и зависимостей, как психологических (мнение авторитетных личностей, психосоматические проявления, негативные состояния, виртуальная реальность), так и физиологических (алкоголизм, наркомания и т.д.).
То есть ядро личности - это цельное внутреннее ограничение собственного «Я», где человек точно знает, что существует, думает, двигается и вступает в контакты с окружающим миром.
Отрицая важную воспитательную роль внутреннего ограничения, мы формируем в детях невротическую личность. И тогда замыкается внешний, разрушающий личность (а значит, и само общество, т.к. оно состоит из личностей) круг и не формируется внутренний, т.к. личность не может его даже осознать. Осознание
170
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
внешнего ограничения не дает возможности личности из него выйти, но позволяет ей понять, что она «социально больна». И такая личность будет искать себе подобных «социально нездоровых», чтобы на их фоне не выглядеть трагично. Так появляются «заядлые жены алкоголиков» или «игроманов». Какие у них рождаются и вырастают дети, уже известно...
Люди, к сожалению, считают, что, достигнув определенного возраста (обычно 21-25 лет по разным источникам), становятся взрослыми. И это новое качество «взрослость» позволяет им воспитывать других людей, не достигших этого возраста. Однако не все так просто. Человек взрослеет, обретая цельность и осознанность своего существования, своих ролей и обязанностей, личностных проблем и проблем своих родителей. Одних знаний мало, чтобы воспитать здоровую личность, нужно сначала самому будущему родителю стать «здоровым», то есть приобрести умения и навыки. И таких «курсов» просто нет, есть только разные внешние программы, дополнительно вводящие в заблуждение и «вгоняющие» в глубинный невроз.
Начнем с материнской целостности. Раз формирование внутренней целостности начинается с детства, то первое, что должна признать будущая мать, что она не знает, как ей стать. Признание проблемы - это нормальный конфликт, который возможно разрешить. Известно, что нельзя человека научить любить, можно спросить, что он вкладывает в это понятие. И если оно неврозоподобное, то цельную личность она не воспитает. «Здоровая» любящая мать умеет быть с ребенком рядом, помогать ему тогда, когда он просит, и тем самым не создает ему внешних рамок. Материнская целостность - это умение создавать комфортное место для ребенка. Что в дальнейшем он переносит на понятия дома и семьи, рабочего места и становления профессионала. То есть все то, что создает «круг», что называют созиданием.
Отцовская целостность - это уверенность в себе. Это уже расширение места в обществе, активность, творчество, успех и презентабельность. Невротический отец может научить ребенка только агрессии, враждебности, умению задавить и унизить собеседника. «Здоровый» отец научит ребенка не убегать от конфликта, не уступать в споре, роняя себя в своих глазах, не идти даже на компромисс, потому что это тоже потеря, а стремиться к сотрудничеству, то есть вместе решать возникшую проблему. И это тоже нахождение своего места, тоже преодоление внешнего ограничения с нахождением в итоге целостного «Я».
А дальше, возвращаясь к восточной философии, внутри личности должна сложиться целостность «Инь - Ян», то есть родительская целостность, или «взаимосопряженность», правильно выполненные роли матери и отца создают полноценную гармоничную «здоровую» личность. В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится: «Субстанция "инь" - это покой, а субстанция "ян" - это подвижность. Субстанция "ян" рождает, а субстанция "инь" взращивает» [2, с. 32]. Причем совершенно неважно, кого «выращивают» такого рода родители, мальчика или девочку, главное, чтобы они не путали свои роли. Тогда и их дети «разберутся» в своем предназначении.
Логично вытекает вопрос о том, что делать неполным семьям, при отсутствии в семье и в воспитании одного из родителей. Ответ прост: вариативность системы также нужна, чтобы видеть истину. В данном случае вариативность не дает полноценности личности, однако сохраняет хаотическую разновидность для сохранения системы в целом. Как пишет Н. К. Оконская, чтобы целостность любой системы сохранялась и система при этом совершенствовалась, части системы с необходимостью «работают» на торможение. Хаос - неизбежные издержки при последовательном чередовании этапов эволюционного преобразования материи от неживого к живому. И от живого - через мертвое - к более совершенному живому [3, с. 63].
Хорошо прослеживается родительская целостность при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья: принимая и помогая такому ребенку сохранить свое внутреннее ограничение, родители могут помочь ему расширить границы внешнего и, преодолев непонимание общества, научить его саморазвитию (так появляются выдающиеся самоотверженные спортсмены, уникальные люди искусства и т.д.).
Цельность не лишает человека возможности делать ошибки, она дает ему право разбираться в них. Жизнь в осознании своих желаний, поступков и собственных принципов позволяет в дальнейшем при приближении к пожилому возрасту быть довольным своей прожитой жизнью, своими детьми и внуками [4, с. 144]. Это и называется качеством жизни, передачей опыта значимым и любимым людям, мудростью.
Компетентность родителя проверяется его мотивированностью на нормальное развитие ребенка, то есть подразумевает заинтересованность родителя в успешном результате его воспитания. Поэтому необходимо накапливать из поколения в поколение так называемый компетентностный опыт. И ему не могут научить педагоги и психологи, потому что они действуют извне, создавая внешнее искусственное ограничение и обучая ребенка в лучшем случае осторожности и вдумчивости. Современный родитель - это не тот, кто воздействует на ребенка, воспитывая в нем важные и значимые качества для социума, а тот, кто стремится принять и понять своего ребенка, то есть растет вместе с ним как родитель, осознает свои ошибки в воспитании, пытается найти с ребенком общий язык и советуется с ним, принимая его потребности и стимулируя к развитию.
Список литературы
1. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
2. Маслов А. А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа, 2003. 480 с.
3. Оконская Н. К. Энтропия и асимметрия глазами философа // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 2. С. 62-65.
4. Симанова Н. А. Экзистенциально-философская территория ограниченности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4 (66): в 2-х ч. Ч. 2. С. 142-144.
5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 560 с.
PARENTAL INTEGRITY AS MAIN CONDITION OF HEALTHY GENERATION
Simanova Nina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Perm National Research Polytechnic University (Branch) in Berezniki ninelka 79@rambler. ru
This article is devoted to studying the problems of coming into being and formation of a complete and integrated individual. Importance of harmonious combination of maternal and paternal roles on the way of a new individual upbringing is emphasized. The author concludes that only the formed internal constraint allows an individual to become a complete personality, and this is possible only when parental roles are competently implemented.
Key words and phrases: individual; integrity; internal constraint; normal conflict; parental role; individual's core; society; competence-based experience.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
Бегство казаков к горцам Северо-Западного Кавказа в первой половине XIX века было нередким явлением. Анализ архивного дела казака Петра Потапова позволяет выявить комплекс причин побегов казаков в горы (попытка избежать наказания, стремление избавиться от жёстких ограничений, связанных с государственной службой, и др.). Дружеские связи с адыгами позволяли им жить среди горцев долгое время.
Ключевые слова и фразы: Северо-Западный Кавказ; российские власти; казаки; перебежчики; горцы.
Степаненко Никита Сергеевич
Армавирский государственный педагогический университет stepanenkonikita1993@yandex. т
ПРИЧИНЫ БЕГСТВА КАЗАКОВ К ГОРЦАМ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
В 30-60-Е ГГ. XIX ВЕКА
Региональная тематика приобретает всё большую популярность в современной исторической науке. Одной из мало исследованных тем в истории Северо-Западного Кавказа 30-60-х гг. XIX века является дезертирство военнослужащих регулярных и иррегулярных частей российской армии к «немирным» горцам.
Историографию проблемы условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный. Дореволюционная историография не обращала специального внимания на дезертирство в российских войсках на Кавказе в первой половине XIX века [9, с. 439; 10, с. 161; 13, с. 972]. В советский период о российских перебежчиках сообщалось немного. Так, в обобщающем труде по истории народов Северного Кавказа приведён пример нахождения беглых солдат российской армии в имамате Шамиля [4, с. 154]. И лишь недавно вышли в свет работы, освещающие некоторые причины бегства разных групп военнослужащих и гражданского населения, в основном Северо-Восточного Кавказа, к горцам [1; 6; 11]. Обращено внимание на то, что казаки и горцы были органичными составляющими одного кавказского мира [3, с. 172], и это облегчало перемещения. Отмечена и конфессиональная причина побегов, поиск староверами «земли обетованной» [8]. Поляк Теофил Лапинский, побывавший на Северо-Западном Кавказе в 50-е гг. XIX века, указывал на то, что подавляющая часть казаков, бежавших в горы, были преступниками [7, с. 147]. Материалы, подтверждающие это, находим в работе Ю. Ю. Клычникова [5]. О казаках правого фланга Кавказской линии сведений в историографии крайне мало, и в этой связи дело о бегстве в горы Северо-Западного Кавказа хорунжего Петра Потапова, обнаруженное нами в Государственном архиве Краснодарского края, представляет большой интерес [2, д. 859].
Цель статьи - проанализировать данные архивного дела для выяснения причин бегства казака П. Потапова в горы.
На наш взгляд, именно П. Потапова описал в своих «Записках старого казака» Аполлон Шпаковский [12]. Автор характеризует его следующим образом: «П-в - личность, в былое время, замечательная по своей отваге и полной приключениями жизни. Умный и сметливый, хотя и большой руки плут, но и с сединой всё ещё отчаянная и неугомонная голова». По версии А. Шпаковского, он бежал в горы Северо-Западного Кавказа, где у него были кунаки и знакомые, из-за злоупотреблений вышестоящего начальства. Для того чтобы заслужить доверие горцев, он возглавил набег на станицу Родниковскую. Благодаря его знаниям языка, местности и привычек жителей станицы набег завершился большим успехом. Пробыв некоторое время среди горцев, хорунжий добровольно явился к российским властям с повинной.
Несколько иную и более детальную картину представляет архивное дело о побеге хорунжего П. Потапова к горцам. 26 марта 1853 г. князь Г. Р. Эристов сообщил командующему войсками Кавказской линии и Черномории Н. С. Завадовскому о том, что хорунжий Пётр Потапов бежал к горцам [2, д. 859, л. 3].
П. Потапову было 48 лет. Он происходил из офицерской старообрядческой семьи, его отец был есаулом. На службу казаком поступил 1 февраля 1821 г. (на допросе Потапов указал 1823 г.). Был произведён в урядники 24 июня 1827 г. С 1 января 1849 г. Потапова уволили со службы, т.к. он достиг 45-летнего возраста.