Симанова Нина Александровна
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ОГРАНИЧЕННОСТИ
В статье предложена оригинальная авторская интерпретация понятия ограниченности. Выделены и подвержены философскому осмыслению три базовые территориальные характеристики: границы, места и жизненного пути. Отмечается, что только сформированная внутренняя ограниченность позволяет индивиду стать цельной личностью. Автор указывает, что лиминальная активность личности повышает вариативность ее полезной оригинальности, чем создает возможность более легкого сохранения территории "здорового" общества. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-2/36.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 142-144. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 124.5; 141.32 Философские науки
В статье предложена оригинальная авторская интерпретация понятия ограниченности. Выделены и подвержены философскому осмыслению три базовые территориальные характеристики: границы, места и жизненного пути. Отмечается, что только сформированная внутренняя ограниченность позволяет индивиду стать цельной личностью. Автор указывает, что лиминальная активность личности повышает вариативность ее полезной оригинальности, чем создает возможность более легкого сохранения территории «здорового» общества.
Ключевые слова и фразы: личность; граница; место; жизненный путь; лиминальная активность; внутренняя ограниченность; ценность; общество; компетентность.
Симанова Нина Александровна, к. филос. н.
Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета ninelka79@rambler. т
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ОГРАНИЧЕННОСТИ
Тот, кто, осознав, объявляет себя ограниченным, ближе всего к совершенству.
Иоганн Гете
Для характеристики территории, освоенной животными или человеком, обычно используют три базовых понятия: «границы», «пути» и «места» [9, р. 84]. Используя их, можно понять поведение человека в разных жизненных ситуациях.
Сначала разберемся с понятием «границы». Понятие «границы» воплощает в себе противопоставление «своего» пространства - «чужому», «внешнему», «другому».
Для животного «своя» территория - это пространство, на котором оно живет, кормится и выводит потомство. Защищенность границ от посягательств чужих является проблемой выживания. Людьми границы территории переживаются, прежде всего, как пределы владений и зоны личного или группового влияния: «мое», «наше» [6, с. 68].
В своем мире ребенок (или взрослый) наводит порядок, составляет свой распорядок жизни, имеет в нем определенные нормы и правила, т.е. создает цельный мир.
Чем менее зрелой является личность, тем слабее она ощущает собственную идентичность - определенность, целостность, устойчивость и осознанность самой себя [Там же, с. 69]. Недостаток «внутреннего ограничения», в котором личность чувствует себя уютно, комфортно и легко, приводит к расширению «своей» территории, к посягательству на «чужую». Неумение договариваться с «другим» приводит к конфликтам и разрушает любые «пространственные» отношения. Человек выходит за границу «своего» пространства и оказывается на «улице». Чаще всего, мы знаем, к чему это приводит. К так называемому девиантному поведению. То есть, выходя из своего пространства, человек попадает на территорию «общества», в котором распределены «места» для других его «жителей».
Напомним, что девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития [2, с. 311]. Но чтобы это поведение стало мешать другим, проходит некоторое время. К тому же периоды развития общества отражают смену норм и правил, поэтому то, что раньше нужно было искоренять, сейчас, возможно, отражает главную ступень развития.
Личность, которая не смогла (чаще всего к совершеннолетию) научиться жить целостно, осознавать самою себя и свое предназначение, выходит из своего пространства на территорию «общества» и пытается, пока ее не начали искоренять, ввести новые территориальные нормы. Так появляются различные субкультуры и сообщества. Хочется сказать, так вот оно развитие, а главное - прогресс! Однако такие «нецелостные» люди со временем оказываются «террористами» для того же общества.
Но вернемся в детство. Признаком маленьких детей является открытость их границ и телесная доступность для родителей, опекунов, доброжелателей. Связь между пространственным поведением ребенка и развитием его личности ярко проявляется в подростковом возрасте через особенности «пограничных конфликтов» с родителями [6, с. 70]. Подросток активно устанавливает собственные границы, т.е. формирует собственную идентичность. Это начало борьбы с миром, которую подросток может и не выиграть. Если же к этому возрасту подросток научился жить на границе, проявлять лиминальную активность, то граница не мешает, а помогает ему найти свое «место в обществе».
Второй базовой характеристикой является понятие «места». Место - это «локус пространства» (по латыни «локус» - это и есть место, понимаемое как пространственный факт). По М. В. Осориной, место - это субъективно значимый, эмоционально окрашенный островок в пространстве мира, который человек посещает для какой-то надобности [Там же, с. 72]. Так вот когда личность выходит со «своей» территории
ISSN 1997-292X
№ 4 (66) 2016, часть 2
143
и нарушает «чужую»? Именно тогда, когда ее лишают в «своем» пространстве именно «места». Разрушение «места» приводит к разрушению стержня личности или искажению его при формировании. «Место» имеет четкие границы, но ребенок должен научиться их сохранять. Но это возможно только если «место» есть у родителя, его воспитывающего.
Для того чтобы сохранять «место», нужно самому научиться устанавливать его границы. Человек, долго не находящий своего места в определенном им пространстве, начинает залезать на «чужое» пространство. Так появляется агрессия, жадность, зависть и многие другие пороки, разрушающие пространство общества.
Найти «удобное» место - задача не из легких. И насколько легко в первую очередь ребенок в раннем детстве сможет это сделать самостоятельно, настолько легко он сможет этому научить других в будущем. Возвращаясь к понятию лиминальной активности как к такой форме перехода, которая помогает быстрее передвигаться в собственном пространстве, следует сказать, что умение ей пользоваться позволяет с легкостью менять одно «удобное» место на другое на различных этапах взросления. Такие переходы в социальной психологии называют кризисами. Однако мы хорошо знаем, что кризис 3 лет, например, проходит спокойно, если родители знают, как принимать и понимать ребенка. И он становится уже не кризисом, а ступенькой в дальнейшем успешном развитии.
Мы снова возвращаемся к понятию «внутреннего ограничения», которое тождественно «удобному» месту. Однако, слыша про ограниченность, чаще всего мы натыкаемся на негатив. Взять, к примеру, описание некоторыми учеными этого понятия. «Ограниченность - отрицательное интеллектуальное качество личности, характеризующее человека с узким кругозором, узкими интересами, неэрудированного и даже плохо информированного» [4]. После такого «умному» человеку уже не хочется стремиться к равновесию, он разрушает свой внутренний мир, влезая в «чужой» и теряя себя. Т.е. наблюдается явное противоречие, которое и приводит к непониманию.
К ограниченности ребенок должен стремиться с детства, именно правильное ее восприятие и понимание дает возможность в юношеском возрасте определиться со своим пространством жизни, почувствовать целостность своего бытия, выбрать свой путь.
Первое ограничение, которое создают ребенку, называя это заботой, это материальное ограничение пространства: детская кроватка, уголок с игрушками, детский столик и стульчик, индивидуальные приборы для кормления, коляска и т.д. Затем мама, находясь в постоянном контакте с ребенком (особенно если кормит грудью), формирует у ребенка образ общей с ним территории, интимной зоны, т.е. четкой границы есть «мы» (я и мама) и «другие». Именно «другие», а не «чужие», чтобы ребенку в дальнейшем захотелось выходить на границу для «общения». Следующие важные «ограничения» пространства - семья, детский сад, школа, трудовой коллектив. В каждом из них человеку важно найти свое «место», осознать комфорт внутреннего ограничения. Но, кроме этого, нужно суметь легко перейти с одного пространства в другое и, задержавшись на границе, не забыть взять с собой все необходимое для нахождения своего места в новом для человека пространстве.
Разрушая хотя бы одну из этих «догм», не выстроив правильный переход, повторимся, человек выходит не в свое пространство и теряет свою идентичность.
Итак, рассмотрим третью базовую характеристику территории - понятие «пути». Мы часто слышим такие фразы: «найти свой путь», «светлый путь», «пойти своей дорогой» и т.д. Понятие «путь» рационально соотносительно с целью. Путь возникает только тогда, когда вы знаете то, что хотите, что вам нужно, и вы ищите строго определенную туда дорогу [1]. Значит, гармонично пойти по жизненному пути может только цельный человек или, можно сказать, такая личность, которая умеет ставить перед собой цель и четко знает, к чему она приведет.
Следует также указать на «глобальную» роль матери в становлении жизненного пути ребенка. Не научив дитя себя ограничивать, она ведет его к гибели: моральной или даже физической. Замкнутость, неуверенность в себе, вспышки агрессии, гиперактивность - это все результат внешнего ограничения, когда ребенок слышит только «нельзя» без объяснения факта «почему». Размытие границ также происходит, когда родитель не вырабатывает четкого «нет», не ставит четких требований, прикрываясь своей слабостью («как же я могу ему отказать, я же его люблю»). Ребенок перестает ценить свое пространство, то, что у него есть и, значит, ставит перед собой только необдуманные «разрушительные» цели.
Встает вопрос о компетентности родителей и других важных членов общества, в дальнейшем их заменяющих (воспитателей, учителей, преподавателей). Отметим, что компетентность психологически сформировывается к возрасту 12-14 лет (см. этапы созревания личности по Э. Г. Эриксону [8, с. 384]) и характеризует способность ученика к диалогу с педагогом, самокритичность, выход обучающегося на уровень самоконтроля и самообучения [7, с. 150]. Следовательно, как пишет Н. К. Оконская, профессионализм (участие в общественном разделении труда, взрослость, полноценность контроля любой трудовой ситуации изнутри) напрямую зависит от развития компетентности как таковой, в противовес профанности [5, с. 119]. Т.е., чтобы получить профессионала, нужно самому учителю быть «цельным», знающим свое «место» и умеющим пользоваться своим пространством, не разрушая «чужую» территорию.
Цельность не лишает человека права делать ошибки, она дает ему право разбираться в них. Чтобы начать свой «путь», нужно преодолеть страх перед неизведанным, знать, что сложности все равно будут, что, возможно, придется менять направление пути. Т.е. в личности к моменту «движения» должны быть сформированы честность и смелость. Готовность к «движению» легко проверить, честно ответив себе на вопрос: «А достаточно
ли мне смелости, чтобы пройти этот путь?» И ее оказывается достаточно тогда, когда человек умеет сохранять полученное (неважно, субъективно хорошее или плохое), легко проявляет лиминальную активность.
Напомним, что лиминальная активность несет в себе амбивалентность мысли и действия. О какой двойственности в первую очередь идет речь? Не о той ли, что большинство застревает в этой стадии из-за неподготовленности к переходу - чувственно любя и ненавидя одновременно (неразделенная любовь, развод, суицидальное состояние), болея и считая себя здоровым (алкоголизм, шизофрения, бисексуальность). Поэтому многие исследователи лиминальность часто уподобляют смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне и т.д. Происходит это саморазрушение из-за неумения жить на грани ситуации, воспринимая это состояние как предсмертное, т.к. «человека амбивалентности» социум забивает в дополнительные рамки, из которых он уже не может выбраться, т.к. не умеет жить в ограничении. Однако есть категория людей, которые могут «научить» жить на грани ситуации, которые несут важную для современного общества лиминальную персональность. Вот именно здесь и включаются в культурный проект люди с так называемыми «ограниченными возможностями». Их амбивалентные характеристики выражаются большим разнообразием, а значит, интересны в первую очередь в ситуациях кризисного развития.
С. А. Калашникова замечает, что если ребенок длительно взаимодействует со средой по принципу поиска соответствия и «комфорта», то среда может тормозить развитие ребенка [3]. Можно даже сказать, что такая среда «штампует» индивидов, но убивает индивидуальность. Становление готовности родителя помочь особой личности найти свое место в обществе - основная задача современной философской антропологии, специальной педагогики и психологии. Следовательно, современный родитель - это не тот, кто воздействует на ребенка, воспитывая в нем важные для общества качества, а тот, кто понимает его, растет вместе с ним и на любом этапе развития ребенка советуется с ним, принимая его потребности и стимулируя к прогрессу, в то же время не разрушая территорию их совместного взаимодействия.
Список литературы
1. Войтов А. Г. Философские пути [Электронный ресурс]. URL: http://log-in.ru/books/filosofskie-puti-voiytov-a-g-filosofiya/#read (дата обращения: 16.02.2016).
2. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. СПб.: ДНК, 2003. 532 с.
3. Калашникова С. А. Психологическая модель системы «Особый ребенок - жизненная среда» как основа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 3 (23). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/artide/view/3201313 (дата обращения: 16.02.2016).
4. Ограниченность [Электронный ресурс] // Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. URL: http://spiritual_culture.academic.ru/1529 (дата обращения: 16.02.2016).
5. Оконская Н. К., Агапитова Л. В. Образовательные сваи в технический фундамент будущего // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (48). Ч. 1. С. 117-119.
6. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
7. Ситкевич Н. В. Проблема идентификации человека в информационном обществе сквозь призму мировоззренческих изменений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 3 (9). Ч. III. C. 149-151.
8. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато; ACT; Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
9. Moore D., Young D. Childhood Outdoors: Toward a Social Ecology of the Landscape // Children and Environment. N. Y.: Plenum Press, 1979. Vol. 3. P. 83-130.
EXISTENTIAL AND PHILOSOPHICAL TERRITORY OF LIMITEDNESS
Simanova Nina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Perm National Research Polytechnic University (Branch) in Berezniki [email protected]
The article suggests an original author's interpretation of the notion of limitedness. Three basic territorial characteristics: boundary, place and course of life, are singled out and subjected to philosophical comprehension. It is noted that only formed inner limitedness allows an individual to become an integral personality. The researcher points out that the liminal activity of a personality increases the variability of his/her useful originality thus creating a possibility of the easier preservation of the territory of the "sound" society.
Key words and phrases: personality; boundary; place; course of life; liminal activity; inner limitedness; value; society; competence.