https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.20
Симанова Нина Александровна
ЦИКЛИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ КАК НОРМА В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ
В данной статье предпринята попытка на основании представленной цикличности жизненного пути создать периодизацию развития личности. Обозначена важность изучения жизненных циклов, правильного начала жизненного пути, адекватного восприятия восьмеричного жизненного цикла как нормы для понимания жизненного пути личности, включающего периоды спада (кризиса) и подъема (успешного, позитивного, оптимистичного взгляда на жизнь). Автор приходит к выводу, что совпадение периодов подъема у родителей и ребенка, у супругов приводит к более легкому прохождению кризисных этапов жизни, способствует взаимопониманию и сохранению семьи.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2018/4/20.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(90) C. 90-94. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
с позиций социально-гуманитарных дисциплин наиболее предпочтителен критический стиль мышления и использование комбинации институционального и ценностного подходов. Для исследования в рамках институционального подхода наиболее предпочтительна стратегическая логика, а для исследований в рамках ценностного подхода - этическая логика. Кроме того, для исследований, связанных с высоким уровнем абстрактности, удобно использование параконстистентной логики. Безусловно, вопросы формирования методологии религиоведческого исследования не исчерпываются только этими обозначенными позициями, и работа в данном направлении должна продолжаться.
Список источников
1. Аксеновская Л. Н. Ордерная модель организационной культуры: монография. М.: Академический проект; Трикста, 2007. 303 с.
2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 136 с.
3. Ивин А. А. Основы социальной философии. М.: Высшая школа, 2005. 440 с.
4. Курек Н. С. Бестиальная, религиозная и рациональная личность. М.: Litres, 2017. 301 с.
5. Луман Н. Общество как социальная система / пер. с нем. М.: Логос, 2004. 232 с.
6. Никифоров А. Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 298-311.
7. Орлов М. О. Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации: дисс. ... д. филос. н. Саратов, 2009. 306 с.
8. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 272 с.
9. Badiou A. The three negations // BADIOU. FINAL. VERSION. 2008. № 4 (28). P. 1877-1883.
PHILOSOPHICAL METHODOLOGY USE IN EXPERT STUDIES OF RELIGION: HISTORICAL-PHILOSOPHICAL AND EPISTEMOLOGICAL ASPECTS
Orlov Mikhail Olegovich, Doctor in Philosophy, Associate Professor Petrova Kristina Yur'evna
Saratov State University orok-saratov@mail. ru; petra-velikaya@ya. ru
The article is devoted to a review of the philosophical methodological tools adapted for the expert studies of religion. The main focus is on the sociological component of religious studies with the goal of developing a universal methodology in the field of sociology of religion at the intersection of social philosophy, sociology, political science and jurisprudence. Within the framework of the formation of a single methodology, the advantages of the critical thinking style are substantiated, the techniques of combining institutional and value approaches are analyzed, and the most appropriate logics of thinking are reviewed. Also, considerable attention is paid to the analysis of the architectural orders of a religious organization. In conclusion, the authors present a set of methodological tools, the most expedient in the researchers' opinion, for the expert study of religion.
Key words and phrases: religion; sociology of religion; philosophy of religion; methodology of religious studies; expert studies.
УДК 124.5; 141.32 Дата поступления рукописи: 21.03.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.20
В данной статье предпринята попытка на основании представленной цикличности жизненного пути создать периодизацию развития личности. Обозначена важность изучения жизненных циклов, правильного начала жизненного пути, адекватного восприятия восьмеричного жизненного цикла как нормы для понимания жизненного пути личности, включающего периоды спада (кризиса) и подъема (успешного, позитивного, оптимистичного взгляда на жизнь). Автор приходит к выводу, что совпадение периодов подъема у родителей и ребенка, у супругов приводит к более легкому прохождению кризисных этапов жизни, способствует взаимопониманию и сохранению семьи.
Ключевые слова и фразы: общество; личность; цикличность жизненного пути; периодизация развития личности; родительская роль; взаимопонимание.
Симанова Нина Александровна, к. филос. н.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (филиал) в г. Березники ninelka79@rambler. т
ЦИКЛИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ КАК НОРМА В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Почему умение считать и писать является обязательным, а умение быть родителем - это твое собственное дело? Конечно, есть различные курсы и обучающие программы как стать «хорошим» родителем, однако они не являются обязательными. Что это? Ошибка в построении общества или потерянная нами биологическая программа воспитания?
Ведь животные не ходят на курсы и их дети полностью похожи на своих родителей. Однако у животного одна программа - выжить, а у человека - «хорошо жить».
В человеке заложена более сложная программа, чем у животного, только человек кроме настоящего должен справляться с мыслями о прошлом (в результате развития долговременной памяти) и мечтать о будущем (в результате процесса воображения). Такая усложненная программа должна была дать новый, более совершенный виток эволюции. И мы создали так называемую «виртуальную реальность» - общество. Отделили себя от биологической реальности (от настоящего), научились мечтать (жить будущим) и «горевать» о несбывшемся (жить прошлым), т.е. запустили программу на биологическое самоуничтожение.
Мы до сих пор ищем себя в этом искусственно созданном мире, нам недостаточно просто «быть», нам нужно принадлежать к какой-то категории, понимать свое поведение, предсказывать будущее, разбираться в прошлом, нам мало быть, жить здесь и сейчас. Тогда действительной задачей становится передача опыта, так как когда приходит осознание того, что счастье здесь и теперь, биологический срок жизни уже проходит.
Жизнь в обществе начинается с научения делить все на «хорошее и плохое», «темное и светлое», «доброе и злое». Это и называется воспитанием детей, обучением приспосабливаться и терпеть, принимать и понимать, что мир разный - «жестокий и добрый». Нам нужны грани для понимания себя.
Вся система социальной жизни построена на вариативности, мы все по сути «ошибки системы», которые потом классифицируют в группы по типичности ошибки. Если вернуться к родительской группе, то туда попадают также по ошибке, ведь зачатие ребенка - это тоже случайность. Заметьте, нигде не открывают центры планирования детей, а центры планирования семьи. Потому что ребенка заказать нельзя, это все равно своего рода случайность. Даже экстракорпоральное оплодотворение нельзя считать планированием, потому что и при этом нет 100% результата. Как пишет Н. К. Оконская, чтобы целостность любой системы сохранялась и система при этом совершенствовалась, части системы с необходимостью «работают» на торможение... Хаос -неизбежные издержки при последовательном чередовании этапов эволюционного преобразования материи от неживого к живому. И от живого - через мертвое - к более совершенному живому [7, с. 63].
То есть общество изначально строится на ошибках, на вариативности и на проблемах. Если человек говорит, что знает, чего хочет, у него это легко получается и нет проблем (он максимально счастлив), то находится другая грань - с высокой вероятностью для общества он психически нездоров.
Отсюда следует, что необходимо вернуться к такой системе, которая даст сохранение нас как более эффективного биологического вида. Нужно осознавать стандарт адекватного движения и развития. И он, по нашему мнению, заложен в цикличности построения мира. В обществе эту цикличность можно проследить в рамках периодизаций возрастного развития.
Существует множество периодизаций возрастного развития. Самые известные периодизации в нашей стране - З. Фрейда, Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов: периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку считалось, что развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена. В каждой периодизации видна уникальность представления и связь с определенным основанием ее создания. Например, знаменитая периодизация Э. Эриксона, в которой особое значение придается качествам личности и задачам развития. В ней нет четкой границы по возрастным периодам, однако представлены 8 основных стадий развития личности [11, с. 7]. Ж. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития. По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены уровнем его способности мыслить [8].
3. Фрейд объяснял периодизацию личностного развития психосексуальными процессами. Он считал, что индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере [Там же].
Еще одна группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Л. С. Выготским и Д. Б. Элькониным. Д. Эльконин представил процесс периодизации личностного развития в системе отношений двух тесно связанных и чередующихся линий: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Чередование обусловлено тем, что в определенные периоды жизни для индивида в качестве ведущей выступает: либо практическая деятельность с вещами (например, деятельность ребенка с предметами, учебная деятельность и др.); либо деятельность в рамках взаимодействия с людьми (например, чувственный контакт младенца с матерью, игра, общение со старшими и др.). В чередующиеся периоды своего доминирования каждая из деятельностей оставляет след в мотивационной или познавательной сферах личности. Если в моменты смены видов ведущих деятельностей обнаруживается несоответствие между знаниями, умениями и навыками смежных между собой двух видов деятельностей, то это квалифицируется автором как возрастной кризис. Кризис преодолевается усилиями: в той деятельности, которая дала низкие результаты. Слабым моментом авторской позиции является то, что в ней все сведено к внешней практической деятельности и не оказалось места для природных факторов индивида [Там же].
В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л. И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития [3]. В работах К. Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия [9, с. 13]. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие через периоды кризисов. Уникальность этой системы в том, что Выготский признает возможность вариативности и дает шанс на развитие любой личности. Это очень нужный и значимый момент для становления человека, особенно имеющего биологические отклонения в развитии. Однако всегда мы стремимся к стандарту, к идеалу, что можно отследить в природной цикличности.
Цикличность - это наличие, существование цикла или циклов в развитии (или строении) чего-либо. Цикличность известна в состоянии звездной и солнечной активности, в активации планет Солнечной системы, в колебаниях геомагнитного и электромагнитного полей, тектонической, вулканической активности литосферы, изменениях атмосферы (давление, температура, осадки, атмосферное электричество, циркуляционный режим) и биосферы (биологические ритмы). Цикличность - фундаментальное свойство развития и функционирования природных систем [2].
Представления о всеобщности пространственно-временной организации материального мира, единстве циклических изменений в неорганической и органической природе известны с незапамятных времен. Так, в древнем Вавилоне и Греции, наряду с представлением о сотворении мира божеством и его неизменности, было распространено учение о циклическом развитии природы, связанном с изменением положения небесных тел, о «великом годе», по прошествии которого на Земле должны повториться те же события, происходившие в начале этого «великого года» [6, с. 13].
Многими поколениями исследователей установлено, что циклический процесс - это поступательный, эволюционный процесс. Цикл ныне рассматривается как виток в развитии по спирали, а поскольку всякое развитие совершается противоречиво, постольку его поступательность находится в единстве с элементами цикличности. Признак повторяемости, цикличности процессов и явлений в свете современных представлений естественных наук принимается за объективный критерий наличия у них внутренней закономерности.
Академик П. К. Анохин считал, что основой развития жизни и ее отношения к внешнему неорганическому миру были повторяющиеся воздействия этого внешнего мира. Последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами и представляют собой универсальную форму связи уже сложившихся живых существ с окружающей средой, т.е. «вписанность» живой материи в уже готовую пространственно-временную систему мира [1, с. 103].
Понятие цикла широко используется и в экономической сфере. В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём. В наибольшей степени эти фазы характерны для так называемых циклов Жюгляра, которые он описывал как среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет [5, с. 238].
Цикличность социобиологического развития, как уже было указано выше, представлена в периодизациях.
Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии. [4, с. 247]. Идея о кризисах развития достаточно важна для понимания становления личности, однако не имеет необходимой систематичности. Новизной данной работы является представление цикличности жизненного пути через прохождение спадов и подъёмов в периоде 8 лет. Для родителей важны понимание цикличности развития и простота объяснения хода становления личности.
Что же отражает цикличность, какой период в большей степени указывает на стандартный проход цикла (спад, кризис, подъем и пик)? Конечно же, это восьмерка. Восьмерка двойственна. Она состоит из мужского и женского начал (Инь и Ян). Обеспечивает порядок, стабильность в мире. Символизирует обновление, очищение, магический переход из одного состояния в другое. На восьмой день создается новый человек - совершенный и безупречный. На древнем Востоке восьмерка - магическое, таинственное число, олицетворяет Солнце. В Китае считается числом удачи и счастья. В индуизме восьмерка означает 8 форм бога Шивы, у бога Вишну 8 рук. В египетской мифологии число 8 - символ Космоса. Для евреев число 8 - «знак Высшего». Означает святость, абсолютное понимание. В религии часто встречается это число. 8 дней освящается новый храм. На 8 день душа отделяется от тела. В буддизме восьмерка ярко показана в Восьмеричном походе. Это путь, цель которого -завершить страдания и освободить душу от земных проблем. Символ буддистов - деревянное колесо с 8 спицами. Для христиан олицетворяет возрождение. Для мусульман число 8 - одно из самых главных чисел. Престол, который руководит Вселенной, охраняют 8 священных ангелов. Душа умершего проходит 8 ворот рая. Кроме того: 8 мировых истин; 8 норм благородного поведения; святое послание состоит из 8 знаков; у лотоса (цветка предзнаменования) 8 лепестков; 8 частей света; 8 священных гор; 8 радостей на Земле, 8 планет вокруг солнца. К тому же само написание восьмерки символизирует бесконечность и повторяемость, цикличность.
Что же нужно знать о цикличности развития будущему родителю? Каждый живет в определенном периоде жизненного подъёма или спада. Стабильность присутствует только первые 2 года жизни и при условии, что ребенка ждали и любят, не отрывая от матери. При этом сохраняется симбиотическая связь с отцом как защитником единицы «Мы» (матери и ребенка).
Вся жизнь состоит из 8 летних циклов. И все начинается с первых 8 месяцев внутриутробной жизни, за 8 месяцев плод созревает и на девятом ищет удобный момент для рождения. Так заложено природой. После рождения мы можем нарушить ход циклов и таким образом создать неправильный ход жизни человеку.
Мы знаем, что для того, чтобы войти в общество, человеку нужно время на адаптацию. Обычно животному на это нужно несколько месяцев. Люди же биологически сложнее. Поэтому для адаптации индивид проходит первый период симбиотической стабильности, который должен длиться в норме до 2 лет. В этот период у ребенка нет отделения себя, он придерживается маминого девиза «Мы». И для дальнейшей возможности справиться с кризисом в этот период ребенок должен находиться в тесном контакте с родителями,
это период ношения на руках, постоянного контакта маленького ребенка с телом мамы, отсюда важность грудного вскармливания. Этот период контакта с телом важен еще и тем, что этот контакт необходим для жизни в обществе: чем сильнее контакт, тем крепче формируется в личности чувство позитивной привязанности, которое мы называем любовью. Если контакт нарушен, то в будущем такая личность боится одиночества, но в то же время живет одна, не может построить крепкие отношения, не умеет любить.
Далее ребенок начинает ощущать, что хочет самостоятельности, познания мира, чувствует силу в ногах, тянет руки ко всему новому, но еще ничего не может сказать. Родители, не понимающие невербальные позывы ребенка к самостоятельности, «отстают» от него, только если он уже в истерике. И начинают понимать его, когда он начинает говорить, т.е. к 3 годам. Это начался первый 8-летний цикл и 4 летний спад, борьба с миром и обучение нормам общества. Таким образом, первый сильный кризис (критическая точка жизненного спада) наступает в 6 лет. Ребенок должен слышать от родителей, что они рады, что ребенок начал думать о себе, у ребенка приходит осознание того, чего он хочет. Телесно это отражается в контакте «за руку». Поддержка -главный механизм, позволяющий ребенку подготовиться к обучению в школе. После 6 лет начитается 4-летний подъем, позволяющий ребенку с поддержкой родителей становиться успешным и самостоятельным. Поэтому в школу лучше идти ближе к семи годам, на этапе жизненного подъема.
Заканчивается первый 8-летний цикл в 10 лет, ребенок уже должен иметь свою точку зрения, формулировать мысли и знать, чего хочет и что может получить. 10-11 лет - это возраст биологического и социального подъема, ребенок хорошо учится и чаще всего оканчивает начальную школу. Если сформировалось «хочу» и «могу», то он легко переходит в пятый класс.
Далее начинается второй восьмилетний цикл и снова спад 4 года. В шестом классе становится снова сложно учиться, ничего не хочется, даже если «можется». Здесь нужна сильная вера в ребенка, позитивная мотивация и поощрения, чтобы он смог «добраться» до 9 класса. Психологи говорят о принятии ребенка таким, какой он есть, принятии его личности и его потребностей, умении договариваться. Это уже не хождение «за руку», это уже «плечом к плечу».
Второй значимый кризис - это 14 лет. Подросток знает, что он хочет, что он может, но сложно принять, что он еще и что-то «должен». А должен он в первую очередь взять ответственность за свою жизнь, захотеть жить в обществе. Вот здесь снова важна роль родителя уже в том, чтобы вовремя отойти и не мешать, воспитательный процесс закончен, теперь можно давать советы, только если попросят. А самое главное - это сами родители и окружение ребенка, в этом периоде воздействовать на него можно только через пример, через действие. Вот для чего нужно высшее образование у родителей, если они хотят, чтобы их ребенок его получил. Именно к этому возрасту ребенок уже научился у родителей «праздновать», переживать трудности и решать проблемы, понимать роль семьи. В итоге в 18 лет заканчивается второй восьмилетний цикл. И молодой человек спокойно выбирает себе профессию и знает, чего он хочет в жизни. Приоритетом становятся друзья и партнерские отношения. Он знает, что в любой момент можно обратиться к родителям за помощью, и он ее получит. Родитель как бы говорит «моя любовь всегда с тобой», «помни, что я рядом».
Далее начинается третий 8-летний цикл и снова четырехлетний спад. Это период неразделенной любви и неудачных профессиональных начинаний. Период проб и собственных ошибок. Длится он до 22 лет. Это еще и период чаще всего профессионального обучения (обучения в вузе) или для мальчиков прохождения армии. Т.е. сложно учиться, сложно вступать в отношения, но все хочется, хочется отдыхать и радоваться малейшим достижениям. Это период преодоления себя, вхождения в ответственность перед жизнью (собой, дорогими людьми, семьей). С 23 лет начинается жизненный подъем. Это период, когда можно многое получить от жизни, если ответственность личностью взята за собственные поступки. Молодой человек строит собственную семью, вступает в брак, рожает первого ребенка, устраивается на работу. На это ему дается следующие 4 года жизни. Время подъема жизненных сил и возможностей. Однако если этот период пропущен, время потрачено на разгульную жизнь, развлечения и анархию, вторая половинка не найдена, детей нет, то следующие 4 года психологически оказываются достаточно тяжелыми, появляются необоснованные страхи, зависимости, попытки суицида, депрессия и т.д. И в 30 лет наступает глубинный кризис осознания пустоты жизни.
Если рожаешь ребенка на жизненном подъёме, то легко после родов выходишь из послеродовой депрессии, ощущаешь радость материнства, легко можешь прочувствовать комфорт симбиотической связи с ребенком в первые 2 года его жизни. Поэтому второго ребенка лучше рожать также в период подъема, т.е. в четвертый 8-летний цикл - с 30 до 34 лет. В этот период уже подрос первый ребенок, он вступает в стадию самостоятельности и не нуждается в сильной привязке к родителям, значит, легко примет сестренку или братика, сохраняя гармонию в семье.
Следует также сказать, что сила брака зависит и от возраста супругов: лучше, чтобы разница была не более чем в 2 года. Это лучший вариант, чтобы жизненные подъемы и спады совпадали у супругов. Тогда не наступает непонимания, когда у одного все плохо, а другой развлекается. Это идеальный вариант, второй вариант - это уже разница в 8 лет. Причем если старше мужчина, то лучше строить отношения с женщиной, у которой не было отца. Если старше женщина, то с мужчиной, у которого нарушена связь с матерью.
С 30 до 34 лет человек ставит перед собой основную главную задачу - продолжение рода. Если же жизнь в обществе его тяготит, спутника жизни нет, детей иметь не от кого, то на 33 году жизни возникает сильнейший кризис, который сопровождается суицидальными мыслями и поступками, психосоматическими проблемами. Отсюда в истории мы видим эту роковую возрастную цифру 33 - у поэтов, писателей, людей искусства. В 34 года наступает переоценка жизни, своего рода первое подведение итогов по трем критериям: семья, работа, продолжение рода, - главным из которых является для этого возраста наличие ребенка. Если ребенок есть, то идет оценка других 2 факторов: насколько я счастлив в семье, удовлетворен ли я своей работой
и уровнем дохода. Это осознание жизни часто сопровождается депрессивными состояниями, некоторыми нарушениями здоровья, снижением ритма жизни, стремлением демонстрировать «молодость». В 38 лет наступает усталость от того, что постоянно винишь себя за то, что не создал и не доделал, и человек вновь начинает радоваться жизни, создает новые отношения, получает удовольствие от общения с родными и близкими. В 42 года снова происходит переоценка жизни по тем же критериям, меняется только главный критерий, главным становится успех на работе, профессионализм. И если на работе не все уж так гладко, человек тяжело переживает следующие 4 года до 46 лет. И на 46 году жизни начитает искать любовь, раз на работе не успешен, и этим разрушает семью. Если у человека стабильный карьерный рост, он пытается добиться большего и много времени отдает работе. С 46 до 50 лет на работе уже все получается, легко удается, сказывается наличие опыта и знаний. К 50 годам наступает страх остаться одному. Снова наступает этап переоценки жизни, главным критерием становится наличие любви и семьи. 4 года, как женщина, так и мужчина, оценивают, насколько их любят, достаточно ли они получают любви и какую семью они имеют. Дисгармония в семье приводит к разлукам в парах, к изменам и разводам.
Следует также указать, что выход на пенсию в 55 лет более экологичен, чем в 60 лет. Женщина, выходя на пенсию в 55 лет, имея «защитника» мужа, продолжает работать для души и легко расстается с работой ближе к 58 годам. Мужчина же, выходя на пенсию в 60 лет, находясь на спаде жизненного цикла, воспринимает это более трагично, тем более что чаще это сопровождается еще и резким снижением уровня дохода в семье.
В 62 года хочется жизни в свое удовольствие, «время собирать камни», дети выросли, появились внуки. Главным становится наличие хобби. В 66 лет снова главным становится общение, и чем его больше, тем меньше человек уходит в депрессию, психосоматические болезни и страх смерти. Это последний восьмой 8-летний цикл, длящийся до 74 лет. После 74 наступает созидание, борьба закончилась, наступает тихая радость каждого дня жизни, т.е. тот же ровный период, с чего начиналась жизнь.
Современный родитель - это не тот, кто воздействует на ребенка, воспитывая в нем важные и значимые качества для социума, а тот, кто стремится принять и понять своего ребенка, то есть растет вместе с ним как родитель, осознает свои ошибки в воспитании, пытается найти с ребенком общий язык и советуется с ним, принимая его потребности и стимулируя к развитию [10, с. 171]. Компетентность родителя проверяется его мотивированностью на нормальное развитие ребенка, то есть подразумевает заинтересованность родителя в успешном результате его воспитания. Это напрямую связано с тем, насколько точно родитель и ребенок совпадают в цикличности своего жизненного пути. Это и есть планирование семьи, правильное рождение ребенка в нужный для жизненного цикла родителя момент.
Список источников
1. Анохин П. К. Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. С. 100-111.
2. Белецкий Е. Н. Цикличность - фундаментальное свойство развития и функционирования природных систем [Электронный ресурс]. URL: http://www.agromage.com/stat_id.php?id=588 (дата обращения: 12.02.2018).
3. Бершедова Л. И. Личностные новообразования критических периодов детства [Электронный ресурс] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 12 (83). Вып. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-novoobrazovaniya-kriticheskih-periodov-de1stva (дата обращения: 04.04.2018).
4. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 244-268.
5. Гринин Л. Е., Малков С. Ю., Коротаев А. В. Математическая модель среднесрочного экономического цикла и современный глобальный кризис // История и математика: эволюционная историческая макродинамика. М.: Либроком, 2010. С. 233-284.
6. Жирмунский А. В., Кузьмин В. И. Критические уровни в развитии природных систем. Л.: Наука, 1990. 223 с.
7. Оконская Н. К. Энтропия и асимметрия глазами философа // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 2. С. 62-65.
8. Периодизация личностного развития человека [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/periodizaciya-lichnostnogo-razvitiya-cheloveka-231.htm (дата обращения: 04.04.2018).
9. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студентов высших пед. заведений. М., 2000. 184 с.
10. Симанова Н. А. Родительская целостность как главное условие здорового поколения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66). Ч. 2. С. 169-171.
11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато; ACT; Университетская книга, 1996. 592 с.
CYCLICAL NATURE OF LIFE PATH AS A NORM IN FAMILY PLANNING AND PARENTING
Simanova Nina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Perm National Research Polytechnic University (Branch) in Berezniki [email protected]
The article makes an attempt to create a periodization of the personality development on the basis of the represented cyclical nature of the life path. The importance of studying life cycles, the correct beginning of the life path, the adequate perception of the octal life cycle as a norm for understanding the life path of an individual, including periods of recession (crisis) and recovery (successful, positive, optimistic outlook on life), is indicated. The author comes to the conclusion that the coincidence of the recovery periods of parents and a child leads to the easier passage of the crisis stages of life, promotes mutual understanding and preservation of the family for the spouses.
Key words and phrases: society; personality; cyclical nature of life path; periodization of personality development; parental role; mutual understanding.