Научная статья на тему 'Родительская культура в традициях отечественной педагогики xii-xx вв. (в контексте докторского исследования Л. А. Грицай)'

Родительская культура в традициях отечественной педагогики xii-xx вв. (в контексте докторского исследования Л. А. Грицай) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАРАДИГМЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PARENT CULTURE / PARADIGMS OF PARENT CULTURE / PARADIGMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна

Актуализируется родительская культура как система родительской деятельности, направленная на реализацию главной цели воспитания в семье становление личности ребенка. Раскрывается феномен «парадигма родительской культуры» как определенный уклад социальных стереотипов и совокупность теоретических положений, раскрывающих сущностные основы родительского воспитания детей в конкретный исторический период и оказывающих влияние на практику воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the parent culture as the system of parental activities aimed to achieve the goal of education of children in the family development of a personality close to the ideal. The phenomenon “paradigm of the parent culture” as a social stereotype and a set of theoretical issuesis described in the article. It reveals the essential foundations of parent education of children in a particular historical period.

Текст научной работы на тему «Родительская культура в традициях отечественной педагогики xii-xx вв. (в контексте докторского исследования Л. А. Грицай)»

теория и история педагогики

8. Ponomarev A.V. [i dr.]. Vospitatel'naja sre-da universiteta: tradicii i innovacii: monografija. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 2015.

9. Ponomarev A.V. Social'no-pedagogicheskaja funkcija vuza v vospitanii sovremennogo specialista: monografija. M.: IKAR, 2009.

10. Ponomarev A.V., Berdnikov M.A. Vos-pitatel'nyj potencial studencheskogo samoupravlenija v podgotovke konkurentosposobnogo specialista: mo-nografija. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2006.

11. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Konsul'tant pljus [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.

12. Rudenko I.V. Vospitanie v professional'-nom kontekste // Vektor nauki TGU. 2012. № 1 (19). S. 259-262.

13. Slovar' inostrannyh slov / pod red. L.N. Ko-marovoj. 15-e izd., ispr. M.: Rus. jaz., 1998.

14. Standart organizacii vospitatel'noj dejatel'-nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obra-zovanija, rekomendovannyj Sovetom Minobrnauki RF po delam molodezhi (4 sentjabrja 2015 g., №DL-34/09pr) // Sovet prorektorov po vospitatel'noj rabote obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. prorectors.ru/aktualnye-materialy.

15. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossij-skoj Federacii». M.: Omega-L, 2014.

16. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. L.F. Il'ichev, P.V. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. M.: Sov. jencikl., 1983.

17. Shafikov M.T. Potencial: sushhnost' i struktu-ra // Social'no-gumanitarnye znanija. 2002. № 1. S. 242.

18. Shikov M.I. Formirovanie razvitija vos-pitatel'nogo potenciala studencheskogo samoup-ravlenija v sovremennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Pjatigorsk, 2004.

Theoretical approaches to determination of the potential of educational activities

The article deals with the contents, goals, tasks and directions of educational activities in the conditions of a modern higher school. The notions "potential", "potential of educational work" are described. The structure of the potential of educational activities and assessment is suggested in the article.

Key words: education, educational activities, potential, potential of educational work, criteria of assessment of educational activities.

(Статья поступила в редакцию 07.12.2016)

О Власюк И.В., 2017

И.в. власюк

(волгоград)

родительская культура в традициях отечественной педагогики хп-хх веков

(в контексте докторского исследования Л.А. Грицай)

Актуализируется родительская культура как система родительской деятельности, направленная на реализацию главной цели воспитания в семье - становление личности ребенка. Описывается феномен «парадигма родительской культуры» как определенный уклад социальных стереотипов и совокупность теоретических положений, раскрывающих сущностные основы родительского воспитания детей в конкретный исторический период и оказывающих влияние на практику воспитания.

Ключевые слова: родительская культура, парадигмы родительской культуры, парадиг-мальный подход.

В последние десятилетия в России четко прослеживается потребность общества в традиционных семейных ценностях, семейном образе жизни, сохранении духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании в противовес ценностно-нормативной неопределенности и девальвации семейных ценностей. Данные ценностные приоритеты нашли свое отражение в ряде нормативных документов, принятых на государственном уровне, в частности в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2007 г.), «Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года» (2014 г.), «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2016).

Изучение традиционных воспитательных ценностей российского родительства также актуально, базовыми проблемами являются: осознание единства семьи как целостной общности всех ее членов, приоритет духовных, семейных ценностей над материальными, чадолюбие, стремление к верному супружеству и гармоничному семьетворчеству, следование национально-культурным основам русского

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ

семейного уклада. «Трактовка семьи как ценности, утверждающаяся в большинстве современных педагогических исследований, требует определения исходных теоретических позиций... Такой подход предполагает построение теоретико-методологической базы, определяемой положениями общей аксиологической традиции» [1, с. 11].

Как справедливо отмечает Л.А. Грицай, «обращение к истории русского семейного воспитания приобретает на современном этапе особую значимость, так как позволяет воссоздать педагогический идеал детско-родительских взаимоотношений, бережно взлелеянный русским народом на протяжении его тысячелетней истории» [2]. Осведомлённость о философских, социально-педагогических, историко-педагогических и педагогических исследованиях по изучаемому вопросу, а также анализ образовательной практики позволили автору сформулировать ряд противоречий и определить проблему исследования, которая состоит в «потребности общества в определении процесса развития парадигм родительской культуры в отечественном педагогическом наследии и выявлении на этой основе перспектив актуализации передового опыта родительского воспитания в современном социуме» [Там же, с. 6]. Рефлексия данной проблемы позволила автору обосновать тему, объект и предмет исследования, поставить цель и корректно сформулировать задачи.

Безусловно, перед нами серьезное диссертационное исследование докторского уровня, поскольку в нем разработана методологическая «призма», позволившая системно представить генезис парадигм родительской культуры с позиций онтологического, историко-педагогического, личностного, полисубъектного, культурологического, полоролевого, семейно-педагогического подходов. В исследовании правомерно обосновывается принципиальное значение парадигмального подхода как методологического ориентира. Характеризуя теоретическую и методологическую базу исследования, также следует отметить высокую научно-исследовательскую культуру соискателя. К достоинствам данной работы отнесем ее структурную целостность, развернутую аргументацию, последовательность и доказательность представленных выводов. Содержание глав диссертации соотносится с задачами исследования и полно раскрывает концептуальную идею рабо-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

ты, представленную в положениях, выносимых на защиту.

о степени обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, свидетельствуют: обширная источниковедческая база исследования, содержащая в себе общеисторические и историко-педагогические труды, диссертационные работы, антологии педагогической мысли России, хрестоматии по истории семейного воспитания детей, монографии, учебные пособия; нормативно-правовые, законодательные документы Российской Федерации, посвященные государственной семейной политике России, вопросам образования и народного просвещения, публикации ученых-теоретиков и практиков в российских и зарубежных периодических изданиях, посвященных проблемам родительства в целом и воспитания детей в семье в частности; анализ философской, историко-педагогической литературы, позволивший обозначить методологическую основу исследования.

обоснованность и достоверность сделанных выводов не вызывают сомнений, т. к. они базируются на достаточно высоком теоретико-методологическом уровне, автор анализирует актуальную как в теоретическом, так и в практическом плане и недостаточно разработанную в науке историко-педагогическую проблему развития парадигм родительской культуры, присущих русскому этносу, в отечественной педагогике ХП-ХХ вв., что позволяет проследить историческую судьбу идеи родительского воспитания детей в нашей стране во всем ее многообразии и целостности.

Безусловным подтверждением научной новизны результатов исследования Л.А. Грицай является предложенная новая научная идея о том, что в истории российской педагогики в период с XII по XX в. могут быть выделены пять парадигм родительской культуры -традиционно-народная, православная, авторитарная, этико-гуманистическая и свободосо-образная - на основании следующих признаков: смыслообразующая направленность сущностной основы каждой парадигмы, определение воспитательных целей и задач, стоящих перед родителями, средства решения воспитательных задач, методы и принципы родительского воспитания, а также представления об идеале личности ребенка.

в диссертационном исследовании Л.А. Грицай доказывает, во-первых, сущность и содержательные характеристики компонентов раз-

- ТЕОРИЯ И ИСТО

личных типов родительской культуры: интер-акционный компонент - характер внутрисемейного взаимодействия, определяющий позиции родителей и детей в этом взаимодействии, которое исходит из понимания особенностей родительской власти над детьми, ее силы, характера и глубины; эмоциональный компонент - тип эмоциональных взаимоотношений внутри семьи, способствующий созданию в семье эмоциональной среды для формирования личности ребенка; когнитивный компонент - знание отцом и матерью основ воспитания и закономерностей развития ребенка; аксиологический компонент - ценностные ориентации и убеждения родителей; дея-тельностный компонент - способы родительского воздействия на личности детей, исходящие из понимания стратегий родительского поведения, родительской ответственности и рефлексии отцом и матерью своего родительского поведения. во-вторых, ценностно-смысловые основания генезиса парадигм родительской культуры (понимание смысла воспитания детей в семье в конкретный исторический период; понимание источника воспитания детей в семье; понимание базовой ценности воспитания (социетарной / коллективистской и личностно-индивидуальной).

Историко-педагогический анализ позволил Л.А. Грицай разработать научную концепцию развития парадигм родительской культуры, рассматривающую воспитание в семье как процесс всестороннего формирования личности ребенка в соответствии с общественным идеалом человека, принятым в соответствующий исторический период, и включающую структурную (определение феноменов родительской культуры и парадигмы родительской культуры) и научно-методологическую (методологические подходы, определение сущностных основ парадигм родительской культуры) составляющие.

в своем исследовании автор вводит впервые в научный оборот понятия, обогащающие отечественную педагогику: «родительская культура», под которой понимается интегральная педагогическая категория, включающая в себя совокупность смыслов и идеалов родительского поведения и обладающая сущностной и содержательной сторонами, «парадигма родительской культуры», понимаемая как определенный уклад социальных стереотипов и совокупность теоретических положений, раскрывающих сущностные основы родительского воспитания детей в конкретный

[Я ПЕДАГОГИКИ -

исторический период и оказывающих влияние на практику воспитания.

Анализ более 300 историко-педагогиче-ских источников позволил Л.А. Грицай убедительно доказать, что в трудах российских педагогов разработаны основополагающие идеи теоретического понимания феномена родительской культуры через описание других педагогических явлений: процесса родительского воспитания детей в семье, родительского поведения, идеалов и смыслов детско-родительских отношений.

следует отметить, что в диссертационном исследовании разработана авторская модель организации процесса развития родительской культуры личности, опирающаяся на традиции отечественной педагогики, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационного и результативного; модель отражает особенности и содержание процесса развития родительской культуры, включает описание субъектов ее реализации, комплексов задач, принципов, функций, педагогических условий, способствующих ее развитию, а также содержит обоснование методов диагностики уровня развития родительской культуры молодежи. Интересным является то, что автор выделяет парадигмы родительской культуры (этико-гуманистическая, православная и синтез этико-гуманистической и православной парадигм), обладающие богатым педагогическим потенциалом и создающие условия для преодоления кризиса современной семьи и родительства.

Теоретическая значимость результатов исследования Л.А. Грицай заключается в том, что теория парадигм родительской культуры является вкладом в отечественную педагогическую науку, а также в исследования, выявляющие исторические основы, концептуальные, целевые, содержательные и технологические характеристики педагогики родительского воспитания. Исследование обогащает категориально-понятийный аппарат педагогики и содействует развитию ее методологии благодаря уточнению понятий «родительская культура» и «парадигмы родительской культуры». Расширены понимание и сферы применения продуктивных парадигм родительской культуры в аспекте социально-педагогического проектирования программ семейного воспитания.

в работе обоснованы: во-первых, периоды развития парадигм родительской культуры в традициях российской педагогики, вза-

- известия вгпу. пе,

имодействие их друг с другом, трансформация в новых социокультурных условиях; во-вторых, последовательность подготовки молодежи к родительству в современном обществе (микроуровень, мезоуровень и макроуровень) и три субъекта ее реализации: деятельность в воспитательно-образовательном пространстве учебных заведений, формирование положительного отношения к родительству в медиа-среде, взаимодействие с родительскими движениями и объединениями; в-третьих, принцип «полифонизма», помогающий вычленить факторы выделения этапов развития парадигм родительской культуры в истории отечественной педагогической мысли (смена социального запроса на ведущие качества личности ребенка; начало ускоренного общественного развития, характеризующегося отказом от прежней системы социальных ценностей; изменение представлений о перспективах дальнейшего социального развития).

Определены механизмы влияния различных типов родительской культуры на создание идейно-теоретических основ формирования положительного отношения к институту роди-тельства в современных условиях глобальных изменений российского общества. в целом материалы исследования расширяют сферу приложения идей родительской педагогики, педагогической антропологии и гуманизации современного образования.

Практическая ценность результатов исследования обеспечивается возможностью использования его выводов при изучении курсов по семейной проблематике в старших классах школы, историко-педагогических дисциплин «История педагогики», «История образования и педагогической мысли» для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», а также для студентов и магистрантов, изучающих курсы философии образования, истории философии, философской антропологии, педагогической антропологии, истории культуры, теории и методики воспитания; материалы исследования позволяют вести широкую просветительскую работу в медиасфере и взаимодействовать с общественными родительскими объединениями в рамках координации деятельности семьи, школы и других социальных институтов воспитания.

достоверность результатов проведенного исследования Л.А. Грицай обусловливается непротиворечивостью, методологиче-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

ской обоснованностью научных теоретических положений работы и выводов; использованием комплекса адекватных его цели и задачам взаимодополняющих методов изучения историко-педагогических фактов, логикой научно обоснованного анализа рассматриваемых положений; большим массивом анализируемых материалов и разнообразием источников по всем ключевым областям исследования; имеющимся опытом преподавания дисциплин семейной проблематики, возможностью повторения опытной педагогической работы, продолжением исследования в данной области.

Таким образом, несомненно, проведенное Л.А. Грицай исследование рекомендуется использовать в качестве методологического основания при анализе проблем, связанных с педагогикой семейного воспитания, а также при социально-педагогическом проектировании программ государственной семейной политики в аспекте формирования родительской культуры. Теоретические аспекты диссертационного исследования могут быть положены в основу разработки лекционных и семинарских занятий при изучении курса истории педагогики с целью ориентирования обучающихся в проблематике родительского воспитания в практике работы образовательных организаций; для создания новых программ и учебных планов по факультативным дисциплинам в современной школе; при проведении информационно-просветительской работы по семейной проблематике в СМИ.

Список литературы

1. Власюк И.В. Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2011. № 4 (58).

2. Грицай Л.А. Развитие родительской культуры в традициях отечественной педагогики XII-XX веков: парадигмальный подход: автореф. дис. ...

д-ра пед. наук. М., 2016. С. 50.

* * *

1. Vlasjuk I.V. Aksiologicheskie osnovanija issledovanija sem'i kak sociokul'tumoj cennosti // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2011. № 4 (58).

2. Gricaj L.A. Razvitie roditel'skoj kul'tury v tradicijah otechestvennoj pedagogiki XII-XX vekov: paradigmal'nyj podhod: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2016. S. 50.

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Parent culture in traditions of domestic pedagogy of the XII-XX centuries (in the context of the doctoral research of L.A. Gritsai)

The article deals with the parent culture as the system of parental activities aimed to achieve the goal of education of children in the family — development of a personality close to the ideal. The phenomenon "paradigm of the parent culture" as a social stereotype and a set of theoretical issuesis described in the article. It reveals the essential foundations of parent education of children in a particular historical period.

Key words: parent culture, paradigms of parent culture, paradigmatic approach.

(Статья поступила в редакцию 28.12.2016)

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

н.м. борытко

(волгоград)

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОСа КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Рассматривается управление качеством формирования личностных (воспитательных) результатов образования в аспекте мониторинга. Для этого уточняются характеристики мониторинга в образовании, специфика проявлений воспитательных результатов и роль выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) личностных результатов.

Ключевые слова: воспитание, мониторинг, личностный результат, качество, диагностика.

Мониторинг в образовании. Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесе-

О Борытко Н.М., 2017

нию коррективов) целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров педагогической деятельности, дает возможность реально обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса.

Как и в других сферах человеческой деятельности, педагогический мониторинг означает непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта в сравнении с заданными критериями (Википедия). Иначе говоря, ему присущи такие характеристики, как диагностика и направленность на процесс, а не только результат деятельности. Педагогический мониторинг не сводится к этим характеристикам. А.М. Саранов приходит к выводу, что «в реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, т. е. затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию. С этой точки зрения, он - не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и основа для их пересмотра, т. е. не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения» [7, с. 183184] (курсив мой. — Н.Б.). Таким образом, мониторинг как контроль прохождения и коррекция направлен на педагогический процесс, выявление факторов и условий, обеспечивающих его (процесса) динамику для определения оптимального характера педагогической деятельности.

В педагогической науке мониторинг классифицируют по функциям - стратегический, тактический, оперативный (масштаб целей образования); по этапам обучения - входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый; по временной зависимости - ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий; по частоте процедур - разовый, периодический, систематический; по охвату объекта наблюдения -локальный, выборочный, сплошной; по организационным формам - индивидуальный, групповой, фронтальный; по формам объект-субъектных отношений - внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ; по используемому инструментарию - стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др. Как видим, во всех случаях основой мониторинга является диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.