Научная статья на тему 'Родители как субъект образовательного права'

Родители как субъект образовательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черенкова А.С.

В настоящей статье речь идет о том, какое место право отводит родителям в получении образования их детьми. Автор, исследуя нормы российского законодательства, определяющие образовательно-правовой статус родителей, приходит к выводу о том, что они являются субъектами не собственно образовательных, а сопутствующих им правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родители как субъект образовательного права»

РОДИТЕЛИ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

© Черенкова А.С.1

Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского

Томского государственного университета, г. Новосибирск

В настоящей статье речь идет о том, какое место право отводит родителям в получении образования их детьми. Автор, исследуя нормы российского законодательства, определяющие образовательно-правовой статус родителей, приходит к выводу о том, что они являются субъектами не собственно образовательных, а сопутствующих им правоотношений.

Ключевые слова: образование, образовательное правоотношение, субъект образовательного права, образовательно-правовой статус, права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся.

Образование вот уже на протяжении нескольких столетий является мощным социальным лифтом, который способствует достижению человеком не только высокого социального статуса, но и общественного признания. Именно с помощью образования происходит передача накопленных знаний и опыта от одного поколения к другому, что обеспечивает прогресс человеческого общества в целом. Сегодня значимость образования признана во всем мире. В частности об этом свидетельствует закрепление в основополагающих международных документах права на общедоступное образование, «которое должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и увеличению уважения к правам человека и основным свободам» (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека).

О степени важности получения качественного образования, которое бы отвечало современным реалиям и потребностям российского общества, не раз говорили и первые лица нашей страны. Так, В.В. Путин, обращаясь к Федеральному Собранию, отметил, что «российскую школу и профессиональное образование нужно настроить на будущее страны, на запросы как молодых людей, так и экономики» [1]. Непрерывная модернизация образовательной системы России, специфика образовательного процесса и отношений, которые возникают в ходе него, а также необходимость их правового регулирования привели к появлению новой отрасли российского права -образовательного права.

Предмет образовательного права включает в себя образовательные отношения, а также иные общественные отношения, которые опосредуют об-

1 Студент 2 курса.

разовательный процесс (трудовые, управленческие, имущественные). Образовательными отношениями признаются те отношения, «в которые вступают в процессе обучения и воспитания обучающиеся и образовательные учреждения, обучающиеся и педагоги» [2]. Интересно, что В.И. Шкатулла к таким отношениям относит и те из них, которые возникают между родителями и обучающимся ребенком; родителями и образовательной организацией [3].

Представляется, что данная точка зрения не совсем обоснована и, по нашему мнению, следует согласиться с позицией профессора В.М. Сырых. Он полагает, что родители в собственно образовательных отношениях не участвуют, поскольку обучающийся самостоятельно усваивает образовательную программу, самостоятельно «реализует предоставленные ему права и исполняет возложенные обязанности». Родители не могут получить образование за ребенка, а потому они являются субъектами лишь тех отношений, которые сопутствуют образовательным [4]. С безусловностью, никто не отрицает того, что родители всячески способствуют своим детям в усвоении ими школьной программы, помогают им делать уроки, проверяют их успеваемость, т.е. участвуют в процессе их воспитания и обучения. Однако эти отношения невозможно детально регламентировать с помощью права, поскольку иное бы означало вторжение права в частную жизнь граждан. Вместе с тем, родители обучающегося являются субъектами правоотношений, которые призваны обслуживать собственно образовательные правоотношения.

Российское законодательство содержит массив норм, которые определяют образовательно-правовой статус родителей. В теории права под правовым статусом понимают юридически закрепленное положение личности в обществе, в основе которого лежит фактический социальный статус [5]. Следовательно, нормы, устанавливающие права и обязанности родителей в обеспечении образовательного процесса, можно рассматривать как закрепление правом образовательно-правового статуса родителей.

Прежде всего, Конституция РФ в ч. 4 ст. 43 определяет, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Разумеется, более подробно правовой статус родителей изложен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Согласно указанному закону, родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на их обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Более того, именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы же государственной власти, местного самоуправления и образовательные организации оказывают им в этом помощь. По справедливому замечанию некоторых исследователей, «такое распределение «сфер влияния» предполагает глубокое взаимодействие всех участников отношений в сфере образования» [6]. Родители также вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образова-

тельную деятельность, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины, модули из перечня, предлагаемого образовательным учреждением. При этом родители должны осуществлять такой выбор с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с Семейным кодексом защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Следуя этому принципу, родители вправе защищать права и законные интересы обучающихся. Статья 45 ФЗ «Об образовании» управомачивает их, во-первых, направлять в органы управления образовательной организации обращения о применении к работникам этих организаций дисциплинарных взысканий, если их действия нарушают права обучающихся и их родителей. А, во-вторых, родители могут обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Родители вправе использовать и иные способы защиты прав и законных интересов, предусмотренные законодательством.

Законодатель, формулируя правовой статус родителей, отдельное внимание уделяет отношениям, возникающих между родителями и образовательными организациями. А именно:

I. Родители вправе:

- знакомиться с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами образовательной организации;

- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, с оценками успеваемости своих детей;

- принимать участие в управлении образовательной организацией.

II. Вместе с тем родители обязаны:

- соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации и требования локальных нормативно-правовых актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся;

- уважать честь и достоинство работников образовательной организации.

Характеристика правового статуса родителей обучающихся была бы неполной без упоминания об ответственности, которую они несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Так, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав в случае, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей (в том числе если это выражается в отсутствии заботы об обучении детей - п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 № 10), злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми (ст. 69 Семейного кодекса). Судебная практика знает такие казусы, когда родители были ли-

шены прав в отношении своих детей за то, что препятствовали получению ими образования. В связи с этим Конституционный Суд РФ, рассматривая статью 69 СК РФ на предмет её соответствия конституционным нормам, определил, что её положения находятся в системной взаимосвязи с российским законодательством и не противоречат Конституции РФ. Указанный вывод основан на том, что права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. А поскольку одной из приоритетных целей государственной политики в интересах детей является гарантирование осуществления их прав, закрепленных Конституцией (в том числе права на образование), то и «лишение родительских прав как крайняя мера может применяться судом только при совершении родителями виновного правонарушения в отношении детей и только в ситуации, когда защитить их права и интересы другим путем невозможно» [7]. В качестве ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей можно рассматривать механизм ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ), а также возможность привлечения их к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ).

Саливон И.И., рассуждая об эффективности управления образовательными организациями, пишет о том, что образовательно-правовой статус родителей на законодательном уровне сформирован не полностью и не отражает в полной мере его специфику, поскольку «права, а особенно обязанности определены в самом общем виде, ответственность и виды санкций за неисполнение обязанностей практически отсутствуют» [8]. С такой позицией трудно не согласиться. Однако нужно понимать, что право в силу самой специфики отношений между детьми и родителями не может урегулировать их более детально. Представляется, что родители самостоятельно выбирают средства и способы воспитания и обучения своих детей, а право может лишь установить пределы должного исполнения родителями своих обязанностей.

В природе человеческих отношений заложено, что именно родители должны обеспечивать права и защищать интересы своих детей. В том числе они обязаны обеспечить и защитить их право на образование, гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции РФ. Для этих целей родители и наделяются образовательно-правовым статусом, посредством чего они становятся участниками отношений, сопутствующих собственно образовательным правоотношениям.

Список литературы:

1. Тяжлов И. Что Путин сказал об образовании [Электронный ресурс] // Новые ведомости. - Режим доступа: http://nvdaily.ru/info/65302.html (дата обращения: 14.03.2016).

2. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - С. 11.

3. Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов. -М.: Юстицинформ, 2015. - С. 49.

4. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - С. 13-15.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. -М.: Юристъ, 2002. - С. 185.

6. Кузибецкий А.Н. Образовательное право: учебник для студ. учреждений высш. образования / [А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, С.В. Широ и др.]. -М.: Издательский центр «Академия», 2015. - С. 146.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 № 476-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бородий Е.Н. на нарушение её конституционных прав и конституционных прав её несовершеннолетнего сына положениями статей 69 и 71 СК РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902025307 (дата обращения: 14.03.2016).

8. Саливон И.И. Управление системой образования в условиях модернизации // Проблемы и перстпективы образования в России. - 2016. - № 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.