Научная статья на тему 'Роботизация бизнес-процессов как инструмент повышения производительности труда сотрудников компании'

Роботизация бизнес-процессов как инструмент повышения производительности труда сотрудников компании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
714
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СОТРУДНИК / ТЕХНОЛОГИЯ RPA / АВТОНОМНЫЙ РОБОТ / РОБОТ-АССИСТЕНТ / DIGITAL EMPLOYEE / RPA TECHNOLOGY / AUTONOMOUS ROBOT / ROBOT ASSISTANT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сидоров А. В.

При работе с любым программным обеспечением есть ряд процессов, которые не требуют серьезных знаний или навыков, однако на их выполнение тратиться дорогостоящее время специалистов-сотрудников компании. Автоматизация таких процессов принесет бизнесу ощутимую пользу, экономя время сотрудников, освободив их от рутинных механических операций. Это, в свою очередь, приводит к снижению издержек, повышению качества и скорости выполнения задач, сокращению рисков, связанных с человеческим фактором, приводит к увеличению производительности труда, а, следовательно, повышает прибыль компании. При этом происходит и перераспределение человеческих ресурсов: сотрудники могут заниматься более важными задачами, такими как принятие управленческих решений, развитие, контроль качества, масштабирование бизнеса и т.п. В статье рассматривается вопрос об использовании цифрового сотрудника для работы с программным обеспечением компании. Цифровой сотрудник это программа-робот, выполняющая тривиальные и повторяющиеся операции за человека. Создание цифрового работника реализуется на базе технологии Robotic Process Automation (RPA), разработкой программного обеспечения которого занимаются четыре ведущие компании Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism и NICE. В статье анализируются возможности создания программ-роботов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTIZATION OF BUSINESS PROCESSES AS A TOOL TO IMPROVE THE PERFORMANCE OF WORK OF THE COMPANY EMPLOYEES

When working with any software, there are a number of processes that do not require serious knowledge or skills, but the costly time of specialist employees of the company is spent on their implementation. Automation of such processes will bring tangible benefits to business, saving employees time, freeing them from routine mechanical operations. This, in turn, leads to lower costs, improved quality and speed of tasks, reduced risks associated with human factors, increases productivity, and, consequently, increases the company's profits. In this case, there is a redistribution of human resources: employees may be engaged in more important tasks, such as making management decisions, development, quality control, scaling up a business, etc. The article addresses the issue of using a digital employee to work with a company's software. A digital employee is a robot program that performs trivial and repetitive operations per person. The creation of a digital worker is implemented on the basis of the Robotic Process Automation (RPA) technology, which is developed by four leading companies Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism and NICE. The article analyzes the possibility of creating robots.

Текст научной работы на тему «Роботизация бизнес-процессов как инструмент повышения производительности труда сотрудников компании»

УКД: 004:338.24 (045)

РОБОТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СОТРУДНИКОВ

КОМПАНИИ

Сидоров А.В.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected] Научный руководитель: к.э.н., доцент Городецкая О.Ю.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. При работе с любым программным обеспечением есть ряд процессов, которые не требуют серьезных знаний или навыков, однако на их выполнение тратиться дорогостоящее время специалистов-сотрудников компании. Автоматизация таких процессов принесет бизнесу ощутимую пользу, экономя время сотрудников, освободив их от рутинных механических операций. Это, в свою очередь, приводит к снижению издержек, повышению качества и скорости выполнения задач, сокращению рисков, связанных с человеческим фактором, приводит к увеличению производительности труда, а, следовательно, повышает прибыль компании. При этом происходит и перераспределение человеческих ресурсов: сотрудники могут заниматься более важными задачами, такими как принятие управленческих решений, развитие, контроль качества, масштабирование бизнеса и т.п. В статье рассматривается вопрос об использовании цифрового сотрудника для работы с программным обеспечением компании. Цифровой сотрудник - это программа-робот, выполняющая тривиальные и повторяющиеся операции за человека. Создание цифрового работника реализуется на базе технологии Robotic Process Automation (RPA), разработкой программного обеспечения которого занимаются четыре ведущие компании Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism и NICE. В статье анализируются возможности создания программ-роботов.

Ключевые слова: цифровой сотрудник, технология RPA, автономный робот, робот-ассистент.

ROBOTIZATION OF BUSINESS PROCESSES AS A TOOL TO IMPROVE THE PERFORMANCE OF WORK OF THE COMPANY EMPLOYEES

Sidorov A.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] Scientific adviser: Ph.D., associate professor Gorodetskaya O.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. When working with any software, there are a number of processes that do not require serious knowledge or skills, but the costly time of specialist employees of the company is spent on their implementation. Automation of such processes will bring tangible benefits to business, saving employees time, freeing them from routine mechanical operations. This, in turn, leads to lower costs, improved quality and speed of tasks, reduced risks associated with human factors, increases productivity, and, consequently, increases the company's profits. In this case, there is a redistribution of human resources: employees may be engaged in more important tasks, such as making management decisions, development, quality control, scaling up a business, etc. The article addresses the issue of using a digital employee to work with a company's software. A digital employee is a robot program that performs trivial and repetitive operations per person. The creation of a digital worker is implemented on the basis of the Robotic Process Automation (RPA) technology, which is developed by four leading companies Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism and NICE. The article analyzes the possibility of creating robots.

Keywords: digital employee, RPA technology, autonomous robot, robot assistant.

В современных условиях все компании используют программное обеспечение для повышения производительности труда и уменьшения затрат. От работы программного обеспечения зависит в целом деятельность компании. При работе с программами, внедренными в компании, существуют повторяющиеся и тривиальные задачи, такие как загрузка информации со сторонних сайтов, рассылка уведомлений клиентам, проведение входящих товарных накладных, актов, счетов-фактур, формирование банковских выписок и т.д. Такие задачи могут занимать до 40% рабочего времени сотрудника. Решением этой проблемы является передача задач на выполнение цифровому сотруднику или программному роботу. В этом случае ценный людской ресурс освободится на более важные для бизнеса задачи, сократятся расходы компаний на сотрудников, уменьшиться количество ошибок, которые появлялись из-за человеческого фактора. Автоматизация типовых операций повысит общую эффективность деятельности компаний.

Цифровой сотрудник — это программное решение, которое автоматизирует модели использования людьми компьютеров для решения задач, основанных на правилах. Цифровой работник — это член команды компании, который обучен исполнять определённые функции в определённом бизнес-процессе точно так же, как любой сотрудник-человек, только быстрее и без ошибок. В будущем цифровые сотрудники будут повсюду присутствовать и работать вместе с людьми. Цифровой работник реализуется на базе технологии Robotic Process Automation (RPA) [2]

Robotic process automation (или RPA) - это форма автоматизации бизнес-процессов, в которой используются программные роботы. Согласно RPA, разрабатывается список действий, посредством наблюдения за выполнением пользователем задачи в графическом пользовательском интерфейсе приложения (GUI), а затем повторяет эти действия.

Два главных аспекта RPA связаны с автоматизацией под контролем человека и без

него. Поставщики предлагают сервисы как одного, так и другого типа, а в некоторых случаях поддерживаемый функционал представляет собой их сочетание. [4]

Программное обеспечение с автоматизацией под контролем требует вмешательства человека и чаще всего устанавливается в подразделениях компании, непосредственно взаимодействующих с клиентами. Оно широко используется в контакт-центрах, и, будучи запущенным на рабочем столе агента, срабатывает, когда происходят какие-то конкретные события. Его можно воспринимать в качестве бота-помощника. Автоматизация без участия человека представляет собой противоположный вариант: вмешательства вручную отсутствует, робот запускается по расписанию автоматически и в зависимости от набора заранее утвержденных правил выполняет определенные действия, что хорошо подходит для решения внутренних задач компании. Вместе с тем сегодня такой подход все чаще применяется и для выполнения повторяющихся или рутинных операций в подразделениях, непосредственно

взаимодействующих с клиентами. Например, для банка рутинными операциями являются: списание платежей; формирование отчетов для Росфинмониторинга; формирование

профессионального суждения о клиенте банка; обновление курсов валют; мониторинг поступлений лизинговых платежей.

Анализируя технологию ИРА можно выделить её основные преимущества:

• ИРА разворачивается поверх уже существующей информационной системы компании. Для внедрения ИРА не надо изменять уже работающую систему что позволяет избежать рисков и для компаний, имеющих устаревшие системы, изменение которых очень нежелательно, ИРА является решением проблемы;

• Внедрение ИРА проходит очень быстро, так как не изменяет ИТ инфраструктуру. К тому же, если есть необходимость возвращения к прошлой схеме работы, то можно просто отключить робота;

• RPA внедряется процесс за процессом, результат появляется уже после внедрения первого процесса.

Чтобы оценить результаты внедрения RPA можно сравнить робота и человека:

• Роботы работают 24 часа в сутки, не требуют отпуска и больничных;

• Роботы не ошибаются, когда работает человек, всегда есть фактор человеческой ошибки;

• Когда исполняемый процесс требует модификации, сотрудника надо переучивать, а роботу просто обновить программу;

• Роботы все свои действия записывают в логи;

• Один робот может заменить нескольких сотрудников.

Робот может быть размещён на компьютере сотрудника, тогда он не заменяет его, а выступает в роли ассистента, который выполняет рутинную работу. Также робот может быть размещён в виртуальной среде, в этой среде может размещаться много роботов, каждый из которых запускается по расписанию или по триггерам, эта схема подходит для массовых задач.

Существует четыре ведущие компании поставщиков программного обеспечения RPA. Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism и NICE - весьма известные имена в мире RPA, и каждая из этих компаний предоставляет свои, особенные сервисы [3].

Компания Automation Anywhere сделала ставку на совмещение технологии RPA и искусственного интеллекта. Их решение отличается большим функционалом и высокой ценой. UiPath поставляет открытую платформу с возможностью расширения. Сильной стороной UiPath является цена их программного решения, однако имеющего довольно ограниченный потенциал. Компания NICE специализируется на автоматизации с участием человека, при этом их алгоритмы сильно увеличивают скорость работы роботов. Компания Blue Prism выпускает программное решение для автоматизации с участием человека и без него. Это помогает компании занимать уникальное положение на

рынке и охватывать наибольшее количество клиентов.

Отметим основные возможности программы-робота:

• открывать сообщения и файлы, входить в бизнес приложения, на сайты;

• копировать и перемещать файлы и папки, получать информацию с сайтов;

• работать в бизнес-приложениях, следовать логическим правилам (если, то);

• выгружать данные, форматировать, создавать отчетные формы и информационные панели;

• выгружать структурированные данные из документов;

• собирать статистику из социальных сетей;

• объединять данные из различных источников;

• совершать вычисления, копировать данные, заполнять формы;

• просматривать и делать записи в базы данных;

• выставлять счета и получать платежи;

• делать сверку с контрагентами, обрабатывать заявки на закупку.

• обрабатывать банковские выписки, формировать отчёты для управленческой отчетности.

Логика работы робота описывается в виде диаграмм. Элементами диаграммы являются этапы, соединенные последовательно. Каждый этап имеет свою особенность и выполняют свою роль. В таблице 1 представлено описание отдельных этапов и их обозначение. [1]

Использование технологии ЯРА дает компаниям возможность снизить трудозатраты. Например, в банке Deloitte LP с помощью ЯРА автоматизировали процедуру работы с претензиями клиентов. Роботы обрабатывают в Deloitte около 1,5 млн. запросов каждый год. По оценкам компании, вместо роботов пришлось бы взять в штат более 200 сотрудников на полную ставку, внедрение же программных роботов обошлось на 30% дешевле.

Таблица 1 - Обозначение и описание этапов.

При автоматизации типовых задач высвобождаются ресурсы на более ценную для бизнеса работу. По прогнозу компании Gartner, к 2020 году благодаря автоматизации и искусственному интеллекту штат общих центров обслуживания (shared service center) в организациях уменьшится на 65%, а объем рынка средств RPA достигнет миллиарда долларов. К этому же времени программные системы RPA начнут использовать в 40% крупных компаний, тогда как сейчас соответствующий показатель составляет менее 10%.

На рисунке 1 представлен пример работы робота с банковской программой "Ва-Банк". Для автоматизации процесса мониторинга лизинговых платежей был разработан робот. Для выполнения процесса мониторинга поступлений лизинговых платежей робот выгружает отчет за целевой период из программы "Ва-Банк" и сравнивает с плановыми данными. Отчет о проделанной работы отсылается на почту ответственному сотруднику.

Таким образом, отметим, что RPA - это новая и очень перспективная технология, позволяющая коренным образом изменить сам подход к исполнению повторяемых задач, связанных с ручным вводом и обработкой данных и создавать программные роботы.

Leasing payments monitoring process

э™

1

3 В. о в ка тп-ге а отбп Г™

«етпв клиента <ле

с

S. Экспорт

Г Í

£

7. Сравнение фактически»

2'3аГп^редГаЧВ > (

m

3 ей 8. Дпба

К

Рисунок 1 - Пример работы робота.

Обозначение этапов

Описание этапов

Этап чтения данных из программы, с которой работает робот._

Navigate"

Этап для взаимодействия с элементами программы (кнопка, панель и т.д.).

Этап, обозначающий ссылку на страницу.

Этап для логических выражений.

Этап вычисления выражений.

Этап, обозначающий переменную.

Этап, обозначающий

множественное

вычисление.

Этап, обозначающий коллекцию.

Этап, реализующий обход коллекции в цикле.

Этап записи данных в поля программы, с которой работает робот.

Список используемых источников

1. Руководство по роботу UiPath. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://robot.uipath.com/lang-ru (Дата обращения: 16.03.2019).

2. Сайт компании Emplotics. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.emplotics.com/index.html (Дата обращения: 16.03.2019).

3. Сайт центра роботизации и искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rparussia.ru/rpa-solutions/ (Дата обращения: 17.03.2019).

4. Сайт компании Accenture. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.accenture.com/ru-ru (Дата обращения: 17.03.2019).

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.