Научная статья на тему 'Ризоматические принципы обучения в альтернативных школах США'

Ризоматические принципы обучения в альтернативных школах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
постмодернизм / ризома / ризоматическое обучение / ризоматический принцип / альтернативная школа / чартерная школа / ваучерная школа / магнитная школа / среднее образование в США / postmodernism / rhizome / rhizomatic learning / rhizomatic principle / alternative school / charter school / school voucher / magnet school / secondary education in the USA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна

Статья посвящена отражению ризоматических принципов в альтернативных школах США. Под альтернативными школами понимаются нетрадиционные государственные и частные общеобразовательные школы по выбору. Ризоматические принципы ликвидируют традиционное представление об образовании как центрированной и стабильно определенной структуре. Данные принципы находят отражение в вариативности учебных планов альтернативных школ, отсутствии четких сроков контроля знаний, возможности преследования собственных интересов учащихся в процессе обучения. От педагога таких школ ризоматическая система обучения требует создания условий, при которых учебный план и знания формируются и меняются в соответствии с изменениями окружающего мира благодаря общим усилиям всех членов группы и вкладу каждого в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHIZOMATIC PRINCIPLES OF EDUCATION IN ALTERNATIVE SCHOOLS IN THE USA

The article is devoted to the reflection of rhizomatic principles in alternative schools of the USA. Alternative school is defined as innovative public and private secondary school choice. Rhizomatic principles abolish the traditional concept of education as a centered and stable specific structure. These principles are reflected in the variation of curriculum in alternative schools, a lack of deadline, the possibility of the self-interest for the students in the learning process. Rhizomatic system requires the creation of conditions in which the curriculum and knowledge are formed and changed according to the changes of the outside world due to the common efforts of all members of the group and the contribution of each individual.

Текст научной работы на тему «Ризоматические принципы обучения в альтернативных школах США»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 37. 018 . 5

Ризоматические принципы обучения в альтернативных школах США

Статья посвящена отражению ризоматических принципов в альтернативных школах США. Под альтернативными школами понимаются нетрадиционные государственные и частные общеобразовательные школы по выбору. Ризоматические принципы ликвидируют традиционное представление об образовании как центрированной и стабильно определенной структуре Данные принципы находят отражение в вариативности учебных планов альтернативных школ, отсутствии четких сроков контроля знаний, возможности преследования собственных интересов учащихся в процессе обучения . От педагога таких школ ри-зоматическая система обучения требует создания условий, при которых учебный план и знания формируются и меняются в соответствии с изменениями окружающего мира благодаря общим усилиям всех членов группы и вкладу каждого в отдельности

Ключевые слова: постмодернизм, ризома, ризомати-ческое обучение, ризоматический принцип, альтернативная школа, чартерная школа, ваучерная школа, магнитная школа, среднее образование в США

США относятся к тем странам, которые своей образовательной политикой, теорией и практикой на протяжении последних 50 лет во многом способствовали возникновению новых глобальных тенденций, концепций и программ в сфере образования . Изменение социальных условий, требования общества и государства трансформировали методологические подходы, которые внесли идеи нового для того времени течения — постмодернизма — и способствовали созданию новых форм общего образования как отклика на веяния времени, осмысленные с философ-ско-педагогических позиций . Постиндустриальное общество предъявляло к образованию свои требования, заключающиеся не только в высоком качестве, но и в отказе от универсальных теорий и знаниевой парадигмы; переходе от множественности к постоянному обновлению содержания; предложению каждому учителю выработать свои подходы, не давать «готовые» знания, а размышлять в диалоге с учени-

© Бокова Т. Н ., 2016

Т.Н. Бокова

ком, порождая содержание образования непосредственно в общении, опираться не на план и конспект урока, а на личный опыт ученика [1, с . 19] .

Одно из ключевых понятий постмодернизма — «ризома» — выражает фундаментальную для педагогической реальности постмодерна установку на презумпцию разрушения традиционных представлений об образовании как центрированной и стабильно определенной структуре. Такой ракурс позволил обозначить радикальную альтернативу замкнутым и статичным линейным структурам, предполагающим жесткую осевую ориентацию. Ри-зомность (от франц . «rhizome» — корневище) вне биологических наук понимается по-разному — это и образ мыслей, и концепция знаний, и модель общества, и отношение, и стратегия . Как отмечает У Эко, рассуждая о типах лабиринтов: «Ризома так устроена, что в ней каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой . Нет центра, нет периферии, нет выхода . Потенциально такая структура безгранична» [2]. Несмотря на то, что термин «ризома» стал философским намного раньше (Ж. Делёз и Ф. Гват-тари) [6], чем биологическим (Д . Рауль), ризомность чаще всего оказывается связанной с моделями организации биологической (структурой клеток, механизмами передачи генов и т. д.), а не общественной жизни [3].

Понимание ризомы как сетевой структуры, которая организована иначе, чем древовидная структура (коммент 1), в последнее время все чаще оказывается связанным с пониманием организации альтернативного образования . Понятие «альтернативное образование» в США обычно используется в двух случаях: при определении школ для детей с ограниченными возможностями и для определения нетрадиционных государственных и частных образовательных программ, доступных родителям и ученикам по выбору, что соответствует нашему пониманию альтернативных школ Можно выделить четыре ключевых принципа, которые раскрывают сущность ризоматической модели альтернативного обучения в США

Первый принцип — связности (connectivity) и гетерогенности (heterogeneity) — показывает отсутствие центра, четких границ и иерархичности . И биологическая, и общественная ризома постоянно растет, выпуская новые «корни» из наростов Присоединение осуществляется в разные стороны, поперек, соединяет области, которые, казалось бы, связать невозможно. Побеги по сути независимы, они не следуют какой-то единой схеме произрастания: любой элемент ризомы может — и должен — быть связан с каким-либо другим элементом Парадоксальным является то, что ризо-матическая система предполагает неопределенность — то есть то, чего не должно быть в традиционном понимании организации обучения . Однако именно неопределенность рассматривается как исходная точка в организации альтернативного образовании в США: «Благодаря ризоматичес-кой взаимосвязи стало возможным совершить значительное продвижение в стремлении справиться с недостатком правил и критериев с помощью экспертов и знания ценностей, прежде всего там, где нечетко расписаны

правила и движущей силой являются знания» [4] . Таким образом, в ризо-матическом подходе знание может быть объединенным и контекстуально формирующим совместный опыт обучения; разделение конструктивистского и коннективистского течения педагогики является социально значимым, а личный процесс поиска знаний постоянно меняет цели и ориентиры после переговоров участников поисков

Важным моментом является то, что в альтернативных школах предметы можно выбирать — дети обучаются на основе интересов к школьным темам, а не на том, где они живут Несмотря на то, что школы могут иметь общую тему, ученики по-прежнему изучают полный спектр предметов . Каждый предмет корректируется в соответствии с местными, государственными или национальными стандартами обучения (то есть едиными), но каждый предмет преподается в рамках темы школы . Чаще магнитные школы прибегают к практике, основанной на научных изысканиях или выполнении работы [8].

В магнитных школах принципы связности и гетерогенности проявляются даже в самой миссии школы Поскольку интерес учащихся к теме является единственным критерием отбора, школы посещают ученики с разным происхождением В результате, это способствует более высокому уровню когнитивного и социального обучения Магнитные школы прилагают дополнительные усилия для создания ощущения присутствия в классе и школьном сообществе, а также культивирования духа школы Учебный план также ясен и прозрачен для семей учащихся, благодаря чему они могут более полно участвовать в обучении своих учеников

Принцип множественности (multiplicity) состоит в том, что система не сокращается до единого, но она сокращается до множественного . Она может быть понята в рамках единого множества, самости, которая без причины отличается сама от себя, превосходит сама себя, переходит свои границы, постоянно меняет форму Следует отметить, что разрыв ризомы не уничтожает целое, напротив, создает возможности для нового роста: «Ри-зома может быть разорвана, разрушена как некая целая точка, но она может восстановиться или стать чем-то новым...» [5] . Современное альтернативное образование в США может быть охарактеризовано следующим утверждением: пока ризома растет, она не воспроизводит сама себя; сталкиваясь с миром, она меняется под него и изменяет его

Ризома постоянно меняется, множественность становится союзом, стремящимся к однородности, но так и не нашедшим ее То есть мы сами состоим из ризом, образуем ризомы, само наше общество ризомностно, и выдаваемые, подвергшиеся обсуждению знания помогают людям легитимировать работу, которую они проводят друг с другом, между другими членами группы, и «корневая (ризоматическая) модель» устраняет как необходимость проверки знаний независимым экспертом, так и потребность в неизменяемом учебном плане в альтернативных школах США. Знания

измеряются с помощью моделей «я умею» и «я осознаю». Если полученная информация расценивается как полезная обществу или оправдывает себя как прикладная, она считается знанием . Общество, таким образом, получит возможность создавать знания вне заданного контекста и сделать его новым звеном существующей цепи . Сами открыватели смогут присоединить его к цепи

Гибкий учебный план как в чартерных, так и ваучерных школах США представляет собой наиболее благоприятный вариант для экспериментирования с ризоматической системой обучения и предлагает условия для созданной на основе переговоров, наиболее оптимальной учебной программы Сам педагогический опыт строится на основе социальных, коммуникативных процессов, равно как и на процессах индивидуального познания через создание огромной, неограниченной системы индивидуального обучения, которая включает формальные и неформальные источники [8].

Принцип разрыва (discontinuity) означает прерывистое разделение структуры по единой структуре. Корневище может быть разорвано, разрушено в данном месте, но оно возобновит существование на одной из своих старых линий или на новых линиях Каждое корневище содержит строки разделения, в соответствии с которыми оно расслаивается, делится на сектора и т. д . , а также линии детерриториализации снизу, по которым оно постоянно движется Существует разрыв в корневище, когда сегментарные линии разрушаются в линии полета, но линия полета является частью корневища . Эти линии всегда связаны друг с другом . Вот почему никогда нельзя постулировать принципы дуализма или дихотомии, даже в зачаточном виде хорошего и плохого

Данный принцип раскрывается в альтернативных школах через систему выбора и возможности прервать курс на середине и изменить тему или поменять преподавателя Если в течение семестра учитель в чартерной школе замечает отсутствие интереса, он может поменять разделы или повернуть обучение в соответствии с интересами учащихся, не отходя глобально от поставленных задач . Ризоматическое обучение позволяет учащимся управлять процессом собственного обучения, делая его релевантным и более значимым для них. Благодаря взаимосвязанному обучению ученики сами продумывают свои учебные планы, и таким образом как учителя, так и ученики могут абстрагироваться от единого плана обучения и стандартных результатов. В ризоматической модели обучения учебная программа подготавливается не специалистами, она создана и откорректирована в режиме реального времени теми, кто по ней занимается Эта группа сама продумывает расписание, которое можно спонтанно сформировать, конструировать и реконструировать, подобным образом можно поступать и с изучаемым предметом: данная система обучения является как бы антиподом генеалогии Эта взаимосвязанная система, этакая «кор-

невая система», работает путем изменения, расширения, изучения нового, деления на варианты

Принцип картографии (cartography) состоит в том, что корневище не поддается какой-либо структурной или порождающей модели Это чуждо любой идее генетической оси или глубинного строения Генетическая ось — объективный ключ единства, на основе которого организованы последовательные этапы; глубокая структура больше похожа на базовые звенья цепи, которая может быть разбита на непосредственные составляющие, в то время как единство продукта переходит в другое, трансформационное и субъективное, измерение Корневище представляет собой карту, которая не воспроизводима без осознания тесного контакта с реальным Карта не воспроизводит бессознательное, направленное на себя; она создает бессознательное; она съемная, обратимая, подвержена постоянным модификациям . Она может быть разорвана, проигнорирована, адаптирована к любым этапам монтажа, переделана в угоду определенному лицу, группе или общественной формации Она может быть нарисована на стене, задумана как произведение искусства, может пригодиться в политической деятельности или медитации Возможно, одним из самых важных характеристик корневища является то, что оно всегда имеет несколько подходов Ж Делёз и Ф. Гваттари также используют термины детерриториализации и ретер-риториализации, чтобы продемонстрировать постоянный процесс изменения Детерриториализация — это процесс разрушения того, что уже было сделано, который происходит, когда исчезает контроль Движение осуществляется в непредвиденном направлении, оно основано на желании и нужде, а не на разрушении существующего строя Вслед за этим наступает ретерриториализация, создающая новые формы и новые модели с новыми силами [7].

В отличие от разработок многочисленных традиционных школ, ризо-матическое учебное пространство альтернативных школ основано на присоединении и меняющихся контактах Исторически сложилось так, что при возникновении проблем с успеваемостью обучающихся в целях повышения обучаемости в значительной мере ужесточался контроль, так как считалось, что знания ограничиваются осознанием полученной информации По этой в корне ошибочной схеме, в основе знания лежат последовательность и стабильность, а само знание представляет собой набор стандартов, которые должны быть изложены учителями Томас и Браун настаивают на не вертикальных, требующих оценки неявных знаний учащихся, где под неявными знаниями — «знаю больше, чем могу сказать» — понимается тип знания, решительно отличающийся от того, который сейчас процветает в школах, где наиболее выгодным методом считается передача знаний Неявные знания не приобретаются от других, они постигаются через ум, тело и чувства путем экспериментов и исследований [10] . Идея нелинейного обучения прекрасно объясняет причину разных сроков дедлай-

на у учащихся . Разочарование, отодвигающее сроки выполнения работы, не было результатом лени или промедления . Как и ризома, обучение ради обучения не имело начало и конца . Оно постоянно . Линии полета позволяли учащимся отодвигать конечные сроки демонстрации результатов Поэтому в то время, когда учащиеся альтернативных школ начинали приближаться к развязке наиболее близким к ризомностному способом, следуя линиям полета, они раздвигали собственные границы, что является особенно ценным

Таким образом, попытка внести идеи ризоматического подхода в альтернативные школы США представляет собой новый подход к планированию обучения Такая обучающая среда является динамичной, подвижной и, в конечном счете, удобной для всех участников Преимущества ризоматического подхода состоят в том, что он более приближен к естественным сообществам, чем прочие педагогические сообщества . Он предполагает всем равную поддержку, ответственность учащихся и признание силы коллектива . От педагога таких школ ризоматическая система обучения требует создания условий, при которых учебный план и знания формируются и меняются в соответствии с изменениями окружающего мира благодаря общим усилиям всех членов группы и вкладу каждого в отдельности

Комментарии

1 . Иная организация ризомы не означает противопоставления дереву с корнями . Эти два типа организации живого и социального сосуществуют друг в друге или позволяют соединить две противоречащие друг другу стратегии Они могут быть рассмотрены, например, в рамках скорости и движения: живой организма или общественный институт растет, меняется, но может остановиться, застыть, обрасти солидным слоем «коры» и стать крепкой, но статичной основой чего-либо

Литература

1 . Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-ме-тодологический контекст: Монография . М. : ГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012 . 160 с .

2. Эко У. Имя розы . СПб . : Симпозиум, 2007. 632 с .

3 . Ястребов С.А. Ризома жизни . Новый виток теории эволюции // Хи-

мия и жизнь. 2015 . № 9, 10. [Электронный ресурс] URL: http://elementy. ra/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432845/Rizoma_zhizni (дата обращения: 25 января 2016) .

4 . Cormier D. Rhizomatic knowledge communities: Edtechtalk, Webcast Academy.

[Weblog entry, February 29, 2008 .] Dave's EducationalBlog. [Электронный ресурс] URL: http://davecormier. com/edblog/2008/02/29/rhizomatic-knowledge-communities-edtechtalk-webcast-academy/ (last accessed on January 15, 2016) .

5 . Coley R, Lockwood D, O'Meara A. Rhizomes meet Student as Producer: Deleuze

and Guattari and Media Practice. [Электронный ресурс] URL: http://rhizomes. net/issue23/coley/index. html/ (last accessed on December 30, 2015) .

6 . Deleuze G, Guatarri F. A thousand plateaus: Capitalism and schizophrenia . London:

University of Minnesota Press, 1987. 7. Holland E.W. Deleuze and Guattari's A Thousand Plateaus. Bloomsbury, 2013 . 314 p .

8 . Rossell C. "Whatever Happened to Magnet Schools," Education Next 4, no . 2 (Spring, 2005) . [Электронный ресурс] URL: http://www. hoover, org/publications/ ednext/ 3220691 . html (last accessed on January 10, 2016) . 9. Survey of America's Charter Schools, 2014 . [Электронный ресурс] URL: https:// www. edreform . com/2014/01/survey-of-americas-charter-schools/(last accessed on December 25, 2015)

10 . Thomas, Doug & John Seely Brown. A new culture of learning: Cultivating the imagination for a world of constant change . Create Space: Kindle . 2011 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.