Научная статья на тему 'РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ СТАРОСЛАВЯНСКИХ ПОХОРОН'

РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ СТАРОСЛАВЯНСКИХ ПОХОРОН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ / КУЛЬТУРА НАРОДА / ПОГРЕБАЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасенко Ю.М.

В статье рассматриваются основные обычаи, обряды и ритуалы, связанные как с приготовлением к смерти, так и непосредственно следующие за ней, в верованиях древних славян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUALS AND CEREMONIES OF THE OLD SLAVONIC FUNERAL

The article examines the basic customs, rituals and rituals, related both to the preparation for death, and directly following it, in the beliefs of the ancient Slavs.

Текст научной работы на тему «РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ СТАРОСЛАВЯНСКИХ ПОХОРОН»

Принятым является тот факт, что баба-повитуха обязательно сама должна иметь детей, ибо если у нее их нет, то значит, Мокоша не благословила ее на этот процесс.

Перед принятием родов дом необходимо очистить от всякой нечисти, а также от злых умыслов. Под кровать бросается обережное зелье, в случае тяжелых родов вокруг кровати зажигаются 8 свечей, символизирующие лучевую звезду - алатырь и призывающую Родных богов на помощь. Из жилья необходимо убрать все «чужие» символы, не отвечающие «русскому духу» и поставить образы богов Мокоши, Велеса и Рожаницы. Отец и родственники разводят в саду большой костер и произносят молитвы, восхваляющие этих богов.

Процесс рождения ребенка связан со сложными ритуалами и обычаями, которые направлены на открытие Врат в Мир Нави, соблюдение всех обрядов является важным для рождения новой чистой души.

Использованные источники:

1.Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1981. - 406 с.

2.Срезневский, И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. - СПб.: Наука, 1948. - 204 с.

УДК 393

Тарасенко Ю.М. студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ СТАРОСЛАВЯНСКИХ ПОХОРОН

Аннотация: в статье рассматриваются основные обычаи, обряды и ритуалы, связанные как с приготовлением к смерти, так и непосредственно следующие за ней, в верованиях древних славян.

Ключевые слова: народы Древней Руси, культура народа, погребальные ритуалы

Tarasenko Yu. M.

student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Aleksandrina V.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

RITUALS AND CEREMONIES OF THE OLD SLAVONIC FUNERAL

Abstract: the article examines the basic customs, rituals and rituals, related both to the preparation for death, and directly following it, in the beliefs of the ancient Slavs.

Keywords: the peoples of Ancient Rus, the culture of the people, funeral rituals

Во многих культурах принято особым образом выделять важные события в жизни человека. Ритуалы и обряды сопровождают рождение детей, свадебные обряды и конечно же смерть человека.

Каждый этнос имеет особые ритуалы, связанные с проводами своих родственниками в иной мир. Так на Руси, чувствуя приближение смерти было принято выходить в поле кланяться на четыре стороны и произносить «Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел...» [1]. Перед смертью было принято совершать благие дела: раздавать милостыню, помогать нуждающимся. В период после принятия христианства на Руси особой популярностью пользовалось дарение имущества «на помин души» [2].

После завершения дел умирающий ложился на лавку, и его близкие родственники разбирали над ним крышу избы (изба древних славян была выполнена по типу землянки или полуземлянки), чтобы душе было проще вылететь и не мучить тело умирающего и не осталась в доме после его смерти.

Славяне верили, что если человек умирает в старости без мучений, то значит он прожил достойную жизнь и обязательно попадет в рай. Если же перед смертью он испытывает муки, то душа его непременно отправится в ад за грехи при жизни.

Традиция исповедоваться в грехах перед православным священником не сразу принялась среди славян, так по языческой традиции многие по-прежнему считали, что перед смертью человек должен держать ответ только лишь перед своими наставниками, а исповедоваться чужеверцу считалось грехом. При этом некоторые наиболее убежденные староверы в предчувствии смерти уходили далеко из жилища, и умирали в полном одиночестве уморив себя голодом.

При наступлении смерти родственники усопшего нарушали тишину, которую было принято соблюдать в последние часы жизни, считалось, что если покойный будет оплакан («обвыт»), то его душа спокойно отойдет и он не будет беспокоить живых в видениях во снах и наяву.

Следующей важной процедурой являлось омовение тела. По церковным верованиям, умерший должен был предстать перед Господом как с чистой душой, так и с чистым телом. Омовение совершали люди, которых в народе называли «смывальщиками». Обмыть мертвого считалось богоугодным делом, которое способствовало прощению грехов.

Особо стоит отметить приготовление одежды покойного. Так молодых женщин было принято хоронить в светлых платках, а пожилых - в темных.

Если умирала молодая девушка в полном расцвете сил, то на похоронах имитировали свадебный обряд, с подвенечным нарядом и соответствующими свадебными песнями.

Вообще одежда, используемая в обрядах, по своей сути, была не настоящей, а лишь ее заменой, например, обувь покойного была матерчатой, а не кожаной, а одежда чаще всего не сшитая, а просто наметанная.

Как видно, похороны древних славян представляли собой сложную процедуру с большим количеством обрядов и ритуалов, большая часть из которых далека от современных традиций, однако, некоторые из них в том или ином виде дошли и до нашего времени

Использованные источники:

1.Ивашкевич, Т.Ф. Феноменология смертной казни в России первой половины XIX века: культурологический аспект: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01. - Кемерово. - 2002. - 215 с.

2.Павлов, А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. - ч.1. -Одесса: тип. Ульриха и Шульца, 1871. - С. 14.

УДК 378.4

Тимофеева Е.Г.

старший преподаватель кафедры «Высшая математика» Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Новосибирск ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена выявлению проблем по разработке и проведению социальных исследований, которые возникают у студентов. Подтверждена высокая значимость включения в учебные дисциплины проведения таких исследований.

Ключевые слова: социальные исследования, учебная деятельность.

Timofeeva E. G. senior lecturer of «Higher mathematics» Siberian state University of railway engineering

Russia, Novosibirsk THE FORMATION OF STUDENTS' SKILLS IN CONDUCTING SOCIAL RESEARCH: PEDAGOGICAL ASPECTS

Abstract: The article is devoted to identifying problems in the design and implementation of social studies that the student may be having. Confirmed the high importance of the inclusion of the discipline of conducting these studies.

Keywords: social studies, educational activity.

В учебном процессе большинства вузов в рамках различных дисциплин предусматривается проведение аудиторных и самостоятельных работ [1]. Одним из видов самостоятельной работы является проведение исследований (психологических, экономических, маркетинговых, социологических и т.д.). При разработке любого исследования важным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.