Научная статья на тему 'РИТМООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТИПА «ЧЕЛОВЕК ХОРОШЕГО ТОНА» В «ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ» И. А. ГОНЧАРОВА (ПИСЬМО ПЕРВОЕ)'

РИТМООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТИПА «ЧЕЛОВЕК ХОРОШЕГО ТОНА» В «ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ» И. А. ГОНЧАРОВА (ПИСЬМО ПЕРВОЕ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ПРОЗА / РИТМ / ТИП «ЧЕЛОВЕК ХОРОШЕГО ТОНА» / СИНТАКСИЧЕСКИЕ АНАЛОГИ / АНТИТЕЗА / ХИАЗМ / SMALL PROSE / RHYTHM / TYPE “A MAN OF GOOD TASTE” / SYNTACTIC ANALOGUES / ANTITHESIS / CHIASMUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багаутдинова Гульзада Гадульяновна

Введение . Первые немногочисленные исследования, посвященные выявлению особенностей ритмической организации малой прозы И. А. Гончарова, появились в начале XXI века. Ритмообразующие принципы весьма различны: встречаются не только факторы, присущие структурированию прозы («ритмическая проза», «орнаментальная проза»), но и стихообразующие признаки (рифма). Цель : выявить некоторые ритмообразующие средства, направленные на создание художественного типа «человек хорошего тона», из первого письма А. Чельского Василию Васильевичу из «Писем столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова. Материалы и методы : главным объектом исследования является ритмическая организация малой прозы писателя. Основные методы, позволяющие выявить специфику ритма в искомом произведении, - историко-генетический, типологический. Результаты исследования, обсуждения . Если доминантной ритмической единицей в создании художественных типов «франт» и «лев» является прозаическая строфа, то ритмические пассажи, описывающие тип человека хорошего тона, можно разделить на две части: в первой части тип человека хорошего тона создается при помощи приема сопоставления, а вторая часть рассуждения строится при помощи конструкции «риторический вопрос - ответ». Заключение . Анализ тематического фрагмента, описывающего тип хорошего тона, позволил прийти к выводу о том, что И. А. Гончаров создает графически четкое, ритмически структурированное произведение как на уровне формы, так и на уровне содержания. Ритмический каркас создают одинаковые синтаксические конструкции, сопровождаемые морфологическими, лексическими, идейно-тематическими повторами. Несмотря на то, что эти повторы присущи «ритмической прозе» и «орнаментальной прозе», И. А. Гончаров не повторяется в использовании приемов. Ритмический рисунок изыскан, сложен, весьма причудлив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHYTHM-FORMING MEANS OF CREATING AN ARTISTIC TYPE ‘A MAN OF GOOD TASTE’ IN “LETTERS OF THE METROPOLITAN FRIEND TO THE PROVINCIAL GROOM” BY I. A. GONCHAROV (THE FIRST LETTER)

Introduction . The first few studies devoted to identifying the features of the rhythmic organization of I. A. Goncharov’s small prose appeared at the beginning of the XXI century. The rhythm-forming principles are very different: there are not only factors inherent in the structuring of prose (“rhythmic prose”, “ornamental prose”), but also verse-forming features (rhyme). Purpose : to identify some rhythm-forming tools aimed at creating an artistic type of “a man of good taste” in the first letter of A. Chelsky to Vasily Vasilyevich from the “Letters of a metropolitan friend to a provincial groom” by I. A. Goncharov. Materials and methods : the main research object is the rhythmic organization of the writer's small prose. The main methods that allow us to identify the specifics of the rhythm in the desired work are historical-genetic and typological. Results, discussion . If the dominant rhythmic unit in creating artistic types “dandy” and “lion” is a prosaic stanza, then rhythmic passages that describe the type of a man of good taste, can be divided into two parts: in the first part the type of man of good taste is created using the method of comparison, and the second part of reasoning is built using the construction “rhetorical question - answer”. Conclusion : the analysis of the thematic passage describing the type of good taste allowed us to come to the conclusion that I. A. Goncharov created a graphically clear, rhythmically structured work both at the level of form and content. The rhythmic framework is created by identical syntactic constructions, accompanied by morphological, lexical, and ideological-thematic repetitions. Despite the fact that these repetitions are inherent in “rhythmic prose” and “ornamental prose”, I. A. Goncharov is not repeated in the use of techniques. The rhythmic pattern is refined, complex, and very fanciful.

Текст научной работы на тему «РИТМООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТИПА «ЧЕЛОВЕК ХОРОШЕГО ТОНА» В «ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ» И. А. ГОНЧАРОВА (ПИСЬМО ПЕРВОЕ)»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 14. № 4. 2020 Vestnik of the Mari State University. Vol. 14, no. 4. 2020

Филологические науки Philology

УДК 821.161.1

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-461 -465

Ритмообразующие средства создания художественного типа «человек хорошего тона» в «Письмах столичного друга

к провинциальному жениху» И. А. Гончарова (письмо первое)

Г. Г. Багаутдинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Введение. Первые немногочисленные исследования, посвященные выявлению особенностей ритмической организации малой прозы И. А. Гончарова, появились в начале XXI века. Ритмообразующие принципы весьма различны: встречаются не только факторы, присущие структурированию прозы («ритмическая проза», «орнаментальная проза»), но и стихообразующие признаки (рифма). Цель: выявить некоторые ритмообразующие средства, направленные на создание художественного типа «человек хорошего тона», из первого письма А. Чельского Василию Васильевичу из «Писем столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова. Материалы и методы: главным объектом исследования является ритмическая организация малой прозы писателя. Основные методы, позволяющие выявить специфику ритма в искомом произведении, - историко-генетический, типологический. Результаты исследования, обсуждения. Если доминантной ритмической единицей в создании художественных типов «франт» и «лев» является прозаическая строфа, то ритмические пассажи, описывающие тип человека хорошего тона, можно разделить на две части: в первой части тип человека хорошего тона создается при помощи приема сопоставления, а вторая часть рассуждения строится при помощи конструкции «риторический вопрос - ответ». Заключение. Анализ тематического фрагмента, описывающего тип хорошего тона, позволил прийти к выводу о том, что И. А. Гончаров создает графически четкое, ритмически структурированное произведение как на уровне формы, так и на уровне содержания. Ритмический каркас создают одинаковые синтаксические конструкции, сопровождаемые морфологическими, лексическими, идейно-тематическими повторами. Несмотря на то, что эти повторы присущи «ритмической прозе» и «орнаментальной прозе», И. А. Гончаров не повторяется в использовании приемов. Ритмический рисунок изыскан, сложен, весьма причудлив.

Ключевые слова: малая проза, ритм, тип «человек хорошего тона», синтаксические аналоги, антитеза, хиазм

Для цитирования: Багаутдинова Г.Г. Ритмообразующие средства создания художественного типа «человек хорошего тона» в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова (письмо первое) // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 461-465. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-461-465

Rhythm-forming means of creating an artistic type

'a man of good taste' in "Letters of the metropolitan friend to the provincial groom" by I. A. Goncharov (the first letter)

G. G. Bagautdinova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. Introduction. The first few studies devoted to identifying the features of the rhythmic organization of I. A. Goncharov's small prose appeared at the beginning of the XXI century. The rhythm-forming principles are very different: there are not only factors inherent in the structuring of prose ("rhythmic prose", "ornamental

© Багаутдинова Г. Г., 2020

prose"), but also verse-forming features (rhyme). Purpose: to identify some rhythm-forming tools aimed at creating an artistic type of "a man of good taste" in the first letter of A. Chelsky to Vasily Vasilyevich from the "Letters of a metropolitan friend to a provincial groom" by I. A. Goncharov. Materials and methods: the main research object is the rhythmic organization of the writer's small prose. The main methods that allow us to identify the specifics of the rhythm in the desired work are historical-genetic and typological. Results, discussion. If the dominant rhythmic unit in creating artistic types "dandy" and "lion" is a prosaic stanza, then rhythmic passages that describe the type of a man of good taste, can be divided into two parts: in the first part the type of man of good taste is created using the method of comparison, and the second part of reasoning is built using the construction "rhetorical question - answer". Conclusion: the analysis of the thematic passage describing the type of good taste allowed us to come to the conclusion that I. A. Goncharov created a graphically clear, rhythmically structured work both at the level of form and content. The rhythmic framework is created by identical syntactic constructions, accompanied by morphological, lexical, and ideological-thematic repetitions. Despite the fact that these repetitions are inherent in "rhythmic prose" and "ornamental prose", I. A. Goncharov is not repeated in the use of techniques. The rhythmic pattern is refined, complex, and very fanciful.

Keywords: small prose, rhythm, type "a man of good taste", syntactic analogues, antithesis, chiasmus

For citation: Bagautdinova G.G. Rhythm-forming means of creating an artistic type 'a man of good taste' in "Letters of the metropolitan friend to the provincial groom" by I. A. Goncharov (the first letter). Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 461-465. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-461-465

Изучение ритма1 малой прозы И. А. Гончарова началось в XXI веке [1; 3]. Исследование ритма структуры подобной прозы писателя позволяет утверждать, что он имеет сложную структуру: обнаруживаются ритмообразующие приемы, присущие разным видам ритмически организованной прозы даже в пределах небольшого контекста. Целью этой статьи является выявление некоторых ритмообразующих средств, направленных на создание художественного типа «человек хорошего тона» в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» (1848). Предметом изучения является первое письмо А. Чельского. Научная новизна определяется неизученностью ритмической организации произведения.

О неслучайности ритма в этом произведении говорит и то, что даже в пределах небольшого предложения И. А. Гончаров ритмически изобретателен. Человек хорошего тона, в отличие от человека-«льва», «извлек другую, важную тайну из этого уменья (жить - Г. Б): он обладает тактом в деле общественных приличий, то есть не одних наружных приличий: как кланяться, говорить, сидеть - это постиг и лев... нет, приличий внутренних, нравственных: уменья быть,

1 Ритм создает закономерное периодическое повторение (не менее трех раз) каких-либо компонентов художественного текста через определенные интервалы.

обращаться с людьми, держать себя в людях и с людьми, как должно, как следует»2 (с. 474).

Основным ритмообразующим принципом в этом предложении является сопоставление (сравнение и противопоставление): в первой части ритмического фрагмента утверждаются внешние поведенческие особенности типа «льва», которые образуются перечислением однородных сказуемых (кланяться, говорить, сидеть). Во второй части раскрываются признаки человека хорошего тона, которые также создается перечислением однородных сказуемых (быть, обращаться, держать).

В числе важных ритмических средств используется и лексический повтор, который стилистически изысканно образует фигуру кольца: «общественных приличий, то есть не одних наружных приличий». Ритм образует анафорический повтор союза «как». Кроме того, возникает троекратная лексико-грамматическая вариация со словом «люди», в результате чего образуется эпифора (обращаться с людьми, держать себя в людях и с людьми) и лексическая акромоно-грамма3. Звуковые повторы также являются

2 Гончаров И.А. ПСС и писем: в 20 т. Т. I. СПб. : Наука, 1997. Далее цитирую по этому изданию, в круглых скобках указываю страницы.

3 Лексическая акромонограмма - слово или ряд слов, стоящих в конце строки, повторяясь, начинают следующую строку. См.: Квятковский А. Поэтический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1966. С. 13.

частотным ритмообразующим фактором: [ж], [н], [л], [р], [с], [т], [б], [и], [е], [а] и другие.

Если доминантной ритмической единицей в создании художественных типов «франт» и «лев» является прозаическая строфа, то ритмические пассажи, описывающие тип человека хорошего тона, можно разделить на две части: в первой части тип человека хорошего тона создается при помощи приема сопоставления, а вторая часть рассуждения строится при помощи конструкции «риторический вопрос - ответ».

Обратимся к первому крупному ритмическому пассажу, в котором описываются признаки, позволяющие дифференцировать человека хорошего тона и франта. В отличие от «франта», «человек хорошего тона в тесном, глубоком смысле слова (...) есть уже человек, обладаюший кроме наружных и многими нравственными качествами уменья жить» (с. 473).

Предложения соотносятся друг с другом по принципу антитетического параллелизма: сначала констатируются, казалось бы, сходные признаки обоих типов (хорошо обустроенный быт и пр.), а затем объясняется, что это лишь внешнее сходство. Например: «.прислуга, экипаж -все у него очень хорошо, но все это делается у него не по призванию, как у тех, а вследствие изящно возделанной натуры, тонкого воспитания» (с. 474). Антитеза создается при помощи противительных союзов «а» и «но», неоднократными повторами слов с отрицательной частицей «не»: «не рассчитывает», «не стесняет», «не введет», «не взыщут», «не одних».

Ритм образуют и различные синтаксические аналоги, наиболее употребительна конструкция, образуемая анафорическим зачином местоимения «он» + сказуемое: «он не стесняет. // он позволяет. // он представляет. // он не введет. // он выработан. // он извлек. // он обладает.» (с. 474).

Одним из частотных ритмических приемов, характерной для прозы Гончарова в целом, является перечисление однородных членов предложения, в особенности сказуемых: одет, обедает, убирает; есть, пить, одеваться, сидеть, лежать; курить, обедать, завтракать, выбирать, забирать; кланяться, говорить, сидеть; обстоятельств (прекрасно, отлично, изящно). Ритмизацию усиливают звуковые повторы: [р], [с], [д], [б], [т], [в], [е], [и], [а], [а], а также лексические повторы слов «лев», «человек хорошего тона», «уменье жить».

Специфической особенностью тематического пассажа, который условно можно обозначить как «человек хорошего тона», являются ритмико-синтаксические конструкции, соотносящиеся по принципу «риторический вопрос - ответ»: А. Чельский задает в письме, адресованному его приятелю Василию Васильичу, вопросы, на которые сам же и отвечает. Ритм образуется простыми вопросительными предложениями, сопровождаемыми анафорическим зачином «не», построенными по схеме: отрицательная частица «не» + глагол (сказуемое) + вопросительная частица «ли» + словоформа местоимения «ты». Например: не поражает ли тебя... // не видишь ли ты... // не кидается ли... // не бросается ли... // не случалось ли тебе... // (с. 474-475).

Ритмическая соизмеримость предложений подчеркивается однородными членами предложений: определений (смешных, нелепых, вредных; наглый, презрительный, подобострастный), дополнений (противоречий, ошибок, глупостей; взгляд, холодность, горячность; слово, пожатие руки, объятие). Синтаксический параллелизм одинаково построенных предложений в соответствии с закономерностями, свойственными «ритмической прозе», сопровождается и лексическими повторами (в глаза; вариациями лексемы ты, частиц не и ли; союза или).

Если сначала А. Чельский задает риторические вопросы своему собеседнику, то затем сам же на них и отвечает. Ритм образуется тематической антитезой: в форме риторических вопросов описывались люди, не умеющие себя вести должным образом, а некий ответ автора письма изображает человека хорошего тона, который знает, как должно поступать. Повторяются те же слова или синонимы, что и в вопросительных предложениях, но с отрицательной частицей не и ни.

Таким образом, одновременно с факторами ритмообразования, присущими «ритмической прозе», выявляются приемы «орнаментальной прозы»: повтор и на его основе возникающая сквозная тема и лейтмотив [6, с. 56]. Описывается тип хорошего тона, и неоднократно повторяется идея о его превосходстве над людьми, типологически объединяясь понятиями лев и люди дурного тона.

В «орнаментальной прозе» однокоренные, тавтологические и пр. слова приобретают новый смысл в зависимости от нового лексического контекста. По наблюдениям Д. С. Лихачева,

повторяются и сочетаются друг с другом не случайные, а ключевые слова [7, с. 98]. «Орнаментальные» лексико-тематические повторы сопровождаются грамматическими повторами «ритмической прозы»: в отличие от людей дурного тона, человек хорошего тона не сделает, не нагрубит, не посмотрит, не поступит; не обдаст, не станет юлить; не попросит, не даст, не отдаст; не подавит, не унизится (с. 475).

Кроме того, встречается синтаксический параллелизм, основанный на фигуре речи хиатус (хиазм): «Его ни франтом, ни львом назвать нельзя: как лев не есть уже франт...» [там же, с. 473]; «... обращение какого-нибудь должностного лица с просителем или просителя с этим лицом?» (с. 474); «.как язвил он и как язвили его самого.» (с. 476). Прием хиатуса (хиазма) нередко встречается не только в этом произведении, но и в «Слугах старого века», а также в романе «Обыкновенная история» [1; 2].

Все описание типа «хорошего человека» строится на антитезе: его уменье жить противопоставлено или людям «дурного тона», «не умеющим обойтись друг с другом» (с. 475) или типу «льва». Ритмические пассажи соотносятся по принципу тематической антитезы: повторяются одни и те же слова, но в описании поведения типа «хорошего тона» с отрицательной частицей «не». Если тип «льва» окажется в замешательстве, «когда, напри-

Список литературы

мер, подходил к нему в толпе и вдруг заговаривал с ним дружески непорядочно одетый человек или называла его по имени какая-нибудь сомнительного вида женщина», то человеку «хорошего тона» также «неприятно, когда подойдет к нему дурно одетый человек в толпе или назовет его по имени неизвестная женщина, но он сцены не сделает: он отделается от них известной, умной, ловкой, свойственной ему хорошего тона манерой» (с. 475-476). Ритм образуется также перечислением однородных сказуемых, определений.

Таким образом, если доминантной ритмической единицей в создании художественных типов «франт» и «лев» является прозаическая строфа, то ритмические пассажи, описывающие тип человека хорошего тона, создаются при помощи синтаксического параллелизма, образованного художественными приемами сопоставления и противопоставления. Синтаксические аналоги сопровождаются повторением лексико-грамма-тических компонентов, а также лейтмотивной идеей о том, что человек «хорошего тона» преуспел в «увлекательном умении жить», в отличие от людей, объединяемых типом «лев» и «франт». И. А. Гончаров создает ритмически разнообразную, а также прозу, усложненную не только использованием различных ритмообразующих средств, присущих прозе, но и лирике (анафора, эпифора, акромонограмма).

1. Багаутдинова Г.Г. Ритмообразующие принципы в «Слугах старого века» И. А. Гончарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6 (84). Ч. 1. С. 12-15.

2. Багаутдинова Г.Г. Факторы «ритмической прозы» в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 3. С. 131-135.

3. Багаутдинова Г.Г. Прозаическая строфа как ритмообразующее средство в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5. С. 12-15.

4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм прозы от Карамзина до Чехова: монография. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. 336 с.

5. Казакова С. Таинственная Корделия: о ком грезил Илья Обломов ? // Вопросы литературы. 2019. № 3. C. 161-182.

6. Кожевникова Н.А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 1. С. 55-66.

7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. : Наука, 1979. 360 с.

8. Пырков И.В. Гнездо над обрывом. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе XIX века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П. Чехов). Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2017. 392 с.

9. Thirgen P. Literarische Arkadienbielder im Russland des 18. und 19. Jahrhunderts // Arkadien und Europa: Beitrage zur Tagung in Hundisburg vom 27. Bis 29. April 2007 / B. Heinecke und H. Blanke (Hrsg.). Hundisburg, 2007. S. 169-193.

References

1. Bagautdinova G.G. Ritmoobrazuyushchie printsipy v "Slugakh starogo veka" I.A. Goncharova [Rhythm-forming principles in I.A. Goncharov's "Slugi starogo veka" ("Servants of the old times")]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philology. Theory and Practice, 2018, no. 6 (84), part 1, pp. 12-15. (In Russ.).

2. Bagautdinova G.G. Faktory "ritmicheskoi prozy" v "Obyknovennoi istorii" I. A. Goncharova [Factors of rhythmic prose in the novel "Ordinary story" by I. A. Goncharov]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 3, pp. 131-135. (In Russ.).

3. Bagautdinova G.G. Prozaicheskaya strofa kak ritmoobrazuyushchee sredstvo v "Pis'makh stolichnogo druga k provintsi-al'nomu zhenikhu" I. A. Goncharova [Prosaic strophe as a rhythm-formative means in I. A. Goncharov's essay "Letters from the metropolitan friend to the provincial bachelor]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philology. Theory and Practice, 2019, vol. 12, issue 5, pp. 12-15. (In Russ.).

4. Ivanova-Lukyanova G.N. Ritm prozy ot Karamzina do Chekhova [The rhythm of prose from Karamzin to Chekhov]. Moscow, 2017, 336 p. (In Russ.).

5. Kazakova S. Tainstvennaya Kordeliya: o kom grezil Ilya Oblomov? [Mysterious Cordelia: Whom Ilya Oblomov dreamed of?]. Voprosy literatury = Literature issues, 2019, no. 3, pp. 161-182. (In Russ.).

6. Kozhevnikova N.A. Iz nablyudenii nad neklassicheskoi ("ornamental'noi") prozoi [From observations of non-classical ("ornamental") prose]. Izvestiya AN SSSR = The Bulletin of the USSR Academy of Sciences. Series: Literature and Language, 1976, vol. 35, no. 1, pp. 55-66. (In Russ.).

7. Likhachev D.S. Poetika drevnerusskoi literatury [Poetics of Old Russian Literature]. Moscow, Nauka Publ., 1979, 360 p. (In Russ.).

8. Pyrkov I.V. Gnezdo nad obryvom: ritm, prostranstvo i vremya v russkoi usadebnoi literature XIX veka (I. A. Goncharov, I.S. Turgenev A. P. Chekhov) [Nest on a cliff. Rhythm, space and time in Russian manor literature of the XIX century (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov)]. Ed. by V.V. Prozorov, Saratov, Saratov State Law Academy Publ., 2017, 392 p. (In Russ.).

9. Thirgen P. Literarische Arkadienbielder im Russland des 18. und 19. Jahrhunderts. Arkadien und Europa: Beitrage zur Tagung in Hundisburg vom 27. Bis 29. April 2007, B. Heinecke und H. Blanke (Hrsg.), Hundisburg, 2007, pp. 169-193. (In German.).

Статья поступила в редакцию 18.07.2020 г.; принята к публикации 20.09.2020 г.

Submitted 18.07.2020; revised 20.09.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Багаутдинова Гульзада Гадульяновна

кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1709-1087, gbagautdinova@yandex.ru

About the author Gulzada G. Bagautdinova

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1709-1087,

gbagautdinova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.