Научная статья на тему 'Ритмообразующие принципы создания портретов персонажей в «Литературном вечере» И. А. Гончарова'

Ритмообразующие принципы создания портретов персонажей в «Литературном вечере» И. А. Гончарова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА / РИТМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЕМЫ / ДЕТАЛЬ / ПОРТРЕТ / ИНТЕРТЕКСТ / МЕТАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багаутдинова Гульзада Гадульяновна

Введение . И. А. Гончаров является признанным «живописцем» русской литературы, классиком портретных описаний. Средства создания портрета различны, а исследование ритмообразующих факторов как способа создания литературного портрета достаточно немногочисленны. В стихотворной речи ритм возникает преимущественно на уровне формы (метр, рифма, строфа). Ритм художественной прозы создают повторы на разных уровнях содержания и формы художественного произведения. Цель : выявить некоторые ритмообразующие средства создания портретов персонажей в «Литературном вечере» Гончарова. Материалы и методы . Предметом исследования является позднее произведение писателя, позволяющее выявить некоторые закономерности, присущие малой и романной прозе Гончарова. Основные методы исследования историко-генетический и типологический. Результаты исследования, обсуждения . Изучение ритма как способа создания портретов персонажей наименее изученный аспект поэтики Гончарова. Научная новизна статьи определяется исследованием ритмообразующих факторов в создании некоторых портретов в «Литературном вечере» Гончарова. Заключение . Писатель сосредоточивает внимание на изображении акустической, визуализированной, аудиальной детали или подробности. Уникальную роль в создании портрета играет интертекст и ритм. Ритмообразующие средства в создании портретных описаний различны: ритм возникает как на уровне семантической, метатекстуальной соотнесенности одного персонажа с другим, так и создается лексическими, грамматическими повторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhythm-forming principles for creating character portraits in the “Literary evening” by I. A. Goncharov

Introduction . I. A. Goncharov is a recognized “painter” of Russian literature, a classic of portrait descriptions. The means of creating a portrait are different, and the study of rhythm-forming factors as a way of creating a literary portrait is not numerous enough. In poetic speech, rhythm arises mainly at the level of form (meter, rhyme, stanza). The rhythm of artistic prose creates repetitions at different levels of content and form of the artwork. Purpose : to identify some rhythm-forming means of creating portraits of characters in Goncharov’s “Literary evening”. Materials and methods. The subject of the study is the later work of the writer, which allows to identify some patterns inherent in Goncharov’s small and novel prose. The main research methods are historical-genetic and typological. Results, discussion . The study of rhythm as a way of creating character portraits is the least studied aspect of Goncharov's poetics. The scientific novelty of the article is determined by the study of rhythm-forming factors in the creation of some portraits in Goncharov's “Literary evening”. Conclusion . The writer focuses on the image of an acoustic, visualized, audio detail or feature. Intertext and rhythm play a unique role in the portrait creation. The rhythm-forming means in creating portrait descriptions are different: rhythm occurs both at the level of semantic, metatextual correlation of one character with another, and is created by lexical, grammatical repetitions.

Текст научной работы на тему «Ритмообразующие принципы создания портретов персонажей в «Литературном вечере» И. А. Гончарова»

УДК 821.161.1 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-228-232

Ритмообразующие принципы создания портретов персонажей в «Литературном вечере» И. А. Гончарова

Г. Г. Багаутдинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. И. А. Гончаров является признанным «живописцем» русской литературы, классиком портретных описаний. Средства создания портрета различны, а исследование ритмообразующих факторов как способа создания литературного портрета достаточно немногочисленны. В стихотворной речи ритм возникает преимущественно на уровне формы (метр, рифма, строфа). Ритм художественной прозы создают повторы на разных уровнях содержания и формы художественного произведения. Цель: выявить некоторые ритмообразующие средства создания портретов персонажей в «Литературном вечере» Гончарова. Материалы и методы. Предметом исследования является позднее произведение писателя, позволяющее выявить некоторые закономерности, присущие малой и романной прозе Гончарова. Основные методы исследования - историко-генетический и типологический. Результаты исследования, обсуждения. Изучение ритма как способа создания портретов персонажей - наименее изученный аспект поэтики Гончарова. Научная новизна статьи определяется исследованием ритмообразующих факторов в создании некоторых портретов в «Литературном вечере» Гончарова. Заключение. Писатель сосредоточивает внимание на изображении акустической, визуализированной, аудиальной детали или подробности. Уникальную роль в создании портрета играет интертекст и ритм. Ритмообразующие средства в создании портретных описаний различны: ритм возникает как на уровне семантической, метатекстуальной соотнесенности одного персонажа с другим, так и создается лексическими, грамматическими повторами.

Ключевые слова: проза, ритмообразующие приемы, деталь, портрет, интертекст, метатекст.

Rhythm-forming principles for creating character portraits in the "Literary evening" by I. A. Goncharov

G. G. Bagautdinova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. I. A. Goncharov is a recognized "painter" of Russian literature, a classic of portrait descriptions. The means of creating a portrait are different, and the study of rhythm-forming factors as a way of creating a literary portrait is not numerous enough. In poetic speech, rhythm arises mainly at the level of form (meter, rhyme, stanza). The rhythm of artistic prose creates repetitions at different levels of content and form of the artwork. Purpose: to identify some rhythm-forming means of creating portraits of characters in Goncharov's "Literary evening". Materials and methods. The subject of the study is the later work of the writer, which allows to identify some patterns inherent in Goncharov's small and novel prose. The main research methods are historical-genetic and typological. Results, discussion. The study of rhythm as a way of creating character portraits is the least studied aspect of Goncharov's poetics. The scientific novelty of the article is determined by the study of rhythm-forming factors in the creation of some portraits in Goncharov's "Literary evening". Conclusion. The writer focuses on the image of an acoustic, visualized, audio detail or feature. Intertext and rhythm play a unique role in the portrait creation. The rhythm-forming means in creating portrait descriptions are different: rhythm occurs both at the level of semantic, metatextual correlation of one character with another, and is created by lexical, grammatical repetitions.

Keywords: prose, rhythm-forming means, detail; portrait, intertextuality, metatext.

М. А. Протопопов в 1891 году загадку таланта И. А. Гончарова сравнил с Венерой Милосской: «Большой художественный талант Гончарова -это своего рода Венера Милосская: его красота

чувствуется, его сила не подлежит сомнению, но анализу и определению он поддается с большим трудом. Это талант по преимуществу изобразительный, пластический, живописующий

© Багаутдинова Г. Г., 2019

и объективный»1. Цель статьи - выявить ритмо-образующие принципы создания портретов2 персонажей в «Литературном вечере» (1880) Гончарова.

Первая часть «Литературного вечера» в сю-жетно-композиционном плане представляет собой экспозицию, демонстрирующую так или иначе портретную галерею персонажей. Средства создания их портретов различны, среди которых выделяются следующие:

1. Одежда. Портрет княгини Тецкой составляют детали одежды: «в темном платье моар-антик, в бархатной мантилье, с сафьянным красивым мешком» [с. 35. Курсив мой - Г. Б.]3, перечисление однородных определяемых, обозначающих цветовую гамму и материал, из которых выполнены вещи, образуют ритм4. Внешность Тецкой не столько изображается, сколько автор-повествователь сосредоточивает внимание на действия, совершаемые ею, выраженные ритмическим повторами однородных глаголов: сбросила, достала (вязание), начала работать, попадала (спицей).

Портрет дочери княгини Тецкой строится на антитезе: «На лице и во всей фигуре княжны, ее дочери, напротив, покоилось ненарушимое спокойствие...» [с. 36], однако так же ее портрет, несмотря на более подробное описание, составляют детали одежды: цвет платья (с белым отливом платье); ткани, из которой сделан платок (кружевной); материалу, из которого изготовлен веер (черепаховый); цвете и размере обуви (носок розовой миниатюрной ботинки); форме линий (не отделилась непокорная прядь волос, правильно ли лежит на шее и на груди цепочка, красиво ли драпируется шлейф около ног). Ритмический рисунок портрета дочери княгини Тецкой создается перечислением однородных сказуемых: была одета, держала, был брошен; не отделилась ли, лежит ли, драпируется ли; однородных дополнений: платье, веер, платок; однородных подле-

1 Протопопов М.А. Гончаров // Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 187.

2 Под портретом понимается описание наружности человека (лица, фигуры, одежды) и видимых свойств поведения (жестов, мимики, походки, манеры держаться).

3 Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1980. Т. VII. 462 с. Далее цитирую по этому изданию, в скобках указываю страницы.

4 Ритмом называется закономерное периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные интервалы. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. 1600 с. Стлб. 875.

жащих: прядь волос, цепочка, шлейф. Кроме того, ритмический рисунок усложняется повторами частицы «ли», аллитерацией гласных и согласных фонем: [б], [л], [т], [р], [п], [е], [и], [а].

2. Наружность. В описании наружности персонажей также автор-повествователь сосредоточивает внимание на детализированном изображении, например, глаз: темно-серые умные глаза (графиня Синявская), светло-карие глаза (дочь графини Синявской), умные проницательные глаза (старик Чешнев), апатичные глаза (сосед Скудельников).

3. Аудиальное впечатление. Большое внимание в создании портретов персонажей уделяется аудиальным эффектам, - насколько внимательно они слушают чтение автором своей рукописи. Персонажи тематически соотносятся друг с другом в зависимости от того, насколько внимательно или слегка пренебрежительно по тем или иным причинам они воспринимают услышанное: например, граф Пестов, «внимательно слушал чтение» [с. 37], старик Чешнев, «слушал внимательно чтение, как будто вокруг никого и ничего не было [с. 38], профессор словесности «слушал с строгим, официальным вниманием» [там же]. Ритм образуется аудиальными смысловыми перекличками, возникающими между персонажами, а также одинаково построенными синтаксическими конструкциями. Другую группу образуют персонажи, которые воспринимают на слух рукопись автора рассеянно-равнодушно: беллетрист Скудельников «был равнодушен и к этому чтению.» [с. 38], редактор журнала слушал «чтение с выражением учтивого равнодушия на лице» [с. 39], Кальянов «с трудом или неохотно вникал в смысл чтения...» [там же]. Третью группу составляют персонажи, описание которых соотносится друг с другом по принципу антитетического параллелизма: «...если зовут на чтение чего-нибудь /, то это должно быть очень хорошо. // За ними помещались и такие.., что если зовут на чтение /, то непременно будет очень скучно» [там же].

4. Визуальное впечатление. Портрет персонажей создает и визуальное впечатление, которое они выражают при прослушивании рукописи автора. Например, таково восприятие дочери графини Синявской: «Она робко, стороной, бросала застенчивые, но любопытные взгляды на все и на всех ... и потом смотрела на мать... » [с. 37]. Визуализированные описания так же,

как и аудиальные, ритмизированы перечислением однородных дополнений, которые семантически обозначают титулы персонажей (графа, княгини, княжны), их фамилий (Лилиной, Тецкой, Пестова). Ритмизацию усиливают семикратные повторы предлога «на». Взгляд графини более избирателен, семантически выражается наречиями меры и степени (мельком, почти, иногда), времени (давно, потом), а структурно передается при помощи синтаксического параллелизма, поддерживаемого однородными обстоятельствами и сказуемыми (мельком давно оглядела /, потом почти не спускала глаз с автора /, иногда взглядывала на дочь).

5. Комплекс ощущений. Как правило, описание слухового восприятия сопровождается описанием позиции головы, жеста, мимики: «Приятель Греча и Булгарина - слушал, опустив подбородок в широкое жабо галстука, иногда покачивал головою или зевал в ладонь и рассеянно поглядывал на картины, развешенные на стенах» [с. 38]. Ритм образуется перечислением однородных сказуемых. Наблюдаются и акустические детали в портрете Ивана Ильича Сухова: «Он обнаруживал кое-какие знаки нетерпения при чтении: дышал громко, то ртом, то носом, иногда прикрывал рукою зевоту и пробовал заговаривать с соседями...» [с. 39]. Перечисление однородных сказуемых, семантически выраженных глаголами с акустической, визуальной и аудиальной семантикой, создает ритмическую прозу.

6. Интертекстуальность. Большую роль в создании портретов персонажей в «Литературном вечере» играют книжные аллюзии. Например, стереотипная улыбка вдовы Лилиной отсылает читателя к неизменной улыбке Элен Курагиной-Безуховой из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»: «Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыб-кой...»1; «.она прошла.., не глядя ни на кого, но всем улыбаясь...», «.она усаживалась пред ним и освещала и его все тою же неизменною улыбкой». Ср. описание Лилиной: «Она вошла с этой улыбкой, здоровалась ею же со всеми, с улыбкой слушала чтение и уедет с той же стереотипною улыбкою... Она являлась с этою улыбкою везде, даже на похороны.» [с. 37. Курсив мой - Г. Б.]. Детализация описания подчеркивается ритмиза-

1 Толстой Л.Н. ПСС: в 90 т. / под общей ред. В.Г. Черткова. М. : Госиздат «Худ. литература», 1937. Т. 9. С. 6. URL: https:// www.litmir.me/br/?b=217207&p=6 (дата обращения 25.02.2019).

цией фрагмента: перечислением однородных сказуемых (вошла, слушала, здоровалась, являлась), тавтологическими повторами лексемы «улыбка», звукописью гласных и согласных [л], [ш], [в], [о], [е].

По принципу статуарности соотносится образ дочери княжны Тецкой с Софьей Беловодовой из романа И. А. Гончарова «Обрыв». Описание маленькой княжны: «.ни удовольствия, ни скуки не выражало это лицо. Можно было бы назвать его мраморным изваянием...» [с. 36]. Ср. с изображением Софьи: «.никогда не бросавшей ни на что быстрого, жаждущего, огненного или, наконец, скучного, утомленного взгляда.». Или: «Она казалась ему все той же картиной или античной статуей музея» [VII, с. 21-22]2.

Сравнение графини Синявской с сфинксом -«за эти умные глаза и загадочную улыбку -ее прозвали сфинксом» [с. 38] - отсылает нас к изображению княгини Р. из «Отцов и детей» И. С. Тургенева: «Что это? спросила она, -сфинкс? - Да, - ответил он, - и этот сфинкс -вы» [стр. 31]3. Отличие состоит в том, что у тургеневской княгини Р. был загадочный взгляд, а у гончаровской графини - загадочная улыбка.

Метатекстуальность [1, с. 149; 7] «Литературного вечера» создают и цитаты: «Подле самого автора, вплотную к нему, присел старик граф Пестов, светская окаменелость, напоминавшая Тугоуховского. (...) Его возили везде, как и Ту-гоуховского.» [с. 37]. Как известно, фамилия князя Тугоуховского из «Горе от ума» А. С. Грибоедова является говорящей: на страницах грибо-едовского произведения он появляется со слуховой трубкой. Хлесткий, точный эпитет, которым наделяет Гончаров Пестова, - «светская окаменелость» словно бы продолжает размышления писателя о персонажах любимой комедии из его критического этюда «Мильон терзаний» (1872). Граф Пестов также является тугим на ухо.

Главным ритмообразующим средством, создающим портрет графа Пестова, является антитетический параллелизм, образованный простыми предложениями (анафорическое местоимение он + однородные сказуемые) в составе сложного синтаксического целого, которые соотносятся на основе тематического концепта (понятия)

2 Гончаров И.А. ПСС и писем: в 20 т. СПб., 2004. Т. VII. С. 21-22. Далее «Обрыв» цитирую по этому изданию.

3 Тургенев И.С. ПСС и писем: в 30 т. М. : Наука, 1981. Т. 7. 559 с.

«память»: «Он поминутно забывал, о чем говорит. Зато (...) он помнил до мелочей свой век...» [с. 37].

Антитетический параллелизм поддерживается также и перечислением однородных сказуемых-антонимов: забывал - помнил; не узнавал - служил (живым архивом для справок). Дополнительным средством ритмизации является и повтор однородных сказуемых (привезут, посадят, посылают, оставят; посидит, пожует, пошепчет, задремлет) и дополнений: современников, события, сплетни, хронологию, анекдоты. Звуковые повторы являются постоянными ритмообразую-щими средствами в прозе Гончарова: [ст], [с], [в], [ж], [з], [м], [н], [г], [д], [х], [а], [о], [у], [е].

Таким образом, значительная часть портретных описаний сосредоточена в экспозиции «Ли-

тературного вечера» И. А. Гончарова. Как правило, писатель сосредоточивает внимание на изображении какой-либо акустической, визуализированной, аудиальной детали или подробности: это могут быть, костюм; глаза; взгляд; улыбка; особенность восприятия услышанного. Уникальную роль в создании портрета играет интертекст: тот или иной персонаж соотносится с литературным героем из произведений И. А. Гончарова (автоцитация), И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Ритмообра-зующие средства в создании портретных описаний различны: ритм возникает как на уровне семантической, интертекстуальной соотнесенности одного персонажа с другим, так и создается весьма характерными для гончаровской прозы лексическими, грамматическими повторами, в том числе антитетическим параллелизмом.

Литература

1. Багаутдинова Г.Г. Искусство и художник в романах И. А. Гончарова. Йошкар-Ола, 2018. 176 с.

2. Багаутдинова Г.Г. Портрет как средство создания образа персонажей в «Слугах старого века» И. А. Гончарова // Духовная сфера общества: сб. статей по итогам НИР кафедры философии и социологии за 2017 год. Йошкар-Ола, 2018. Вып. 15. С. 14-17.

3. Багаутдинова Г.Г. Ритмообразующие факторы в повести И. А. Гончарова «Лихая болесть» // Материалы V Междунар. науч. конф., посвященной 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова: сб. статей русских и зарубежных авторов. Ульяновск, 2012. С. 74-81.

4. Балакин А.Ю. Разыскания в области биографии и творчества И. А. Гончарова. М. : ЛитФакт, 2018. 336 с.

5. Гузь Н.А. Ритмическая организация в романах И. А. Гончарова // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4. С. 3-6.

6. Материалы VI Международной научной конференции, посвященной 205-летию со дня рождения И. А. Гончарова: сб. статей русских и зарубежных авторов / сост. И.В. Смирнова и др. Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2017. 400 с.

7. Ониси Икуо. «Литературный вечер» с точки зрения металитературы // И. А. Гончаров. Материалы Международной научной конф., посвященной 195-летию со дня рождения И. А. Гончарова: сб. статей русских и зарубежных авторов. Ульяновск, 2008. С. 231-235.

8. Пырков И.В. Гнездо над обрывом. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе XIX века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П. Чехов). Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2017. 392 с.

References

1. Bagautdinova G.G. Iskusstvo i khudozhnik v romanakh I. A. Goncharova [Art and artist in I. A. Goncharov's novels]. Yosh-kar-Ola, 2018, 176 p. (In Russ.).

2. Bagautdinova G.G. Portret kak sredstvo sozdaniya obraza personazhei v «Slugakh starogo veka» I. A. Goncharova [Portrait as a means of creating an image of the characters in the "Servants of the old century" by I. A. Goncharov]. Dukhovnaya sfera obshchestva: sb. statei po itogam NIR kafedry filosofii i sotsiologii za 2017 god = Spiritual sphere of society: collection of articles on the research results of the Department of philosophy and sociology for 2017, Yoshkar-Ola, 2018, issue 15, pp. 14-17. (In Russ.).

3. Bagautdinova G.G. Ritmoobrazuyushchiye factory v povesti I. A. Goncharova "Likhaya bolest'" [Rhythm-forming factors in the novel by I. A. Goncharov "Severe disease"]. Materialy VMezhdunarodnoi nauch. conf. posvyashchennoi 200-letiyu so dnya rozhdeniya I. A. Goncharova: sb. Statei russkikh I zarubezhnykh avtorov = Materials of the V International Scientific Conf. devoted to the 200th anniversary of the birthday of I. A. Goncharov: Collection of articles of Russian and foreign authors, Ulyanovsk, 2012, pp. 74-81. (In Russ.).

4. Balakin A.Yu. Razyskaniya v oblasti biografii i tvorchestva I. A. Goncharova [Searches in the field of biography and creativity of I. A. Goncharov]. Moscow : LitFact, 2018, 336 p. (In Russ.).

5. Guz' N.A. Ritmicheskaya organizatsiya v romamakh I. A. Goncharova [Rhytmical organization in novels by I. A. Goncharov]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya = The world of science, culture and education, 2013, no. 4, pp. 3-6. (In Russ.).

6. Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchyonnoi 205-letiyu so dnya rozhdeniya I. A. Goncharova: sbornik statei russkikh i zarubezhnykh avtorov [Materials of the VI International Scientific Conference devoted to the 205th anniversary of the birth of I. A. Goncharov: Collection of articles of Russian and foreign authors]. Comp.by I.V. Smirnova, etc., Ulyanovsk: Corporation of promotion technologies, 2017, 400 p. (In Russ.).

7. Onisi Ikuo «Literaturnyi vecher» s tochki zreniya metaliteratury [«Literary evening» from the point of view of metaliterature]. I. A. Goncharov. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 195-letiyu so dnya rozhdeniya I. A. Goncharova: sb. statei russkikh i zarubezhnykh avtorov = Materials of the V International Scientific Conf. devoted to the 195th anniversary of the birth of I. A. Goncharov: Collection of articles of Russian and foreign authors, Ulyanovsk, 2008, pp. 231-235. (In Russ.).

8. Pyrkov I.V. Gnezdo nad obryvom: ritm, prostranstvo I vremya v russkoi usadebnoi literature XIX veka: (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov) [Nest on a cliff: rhythm, space and time in Russian manor literature of the XIX century (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov)]. Ed. by V.V. Prozorova; Saratov State Law Academy, Saratov, 2017, 392 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 6.03.2019 г.; принята к публикации 15.04.2019 г.

Submitted 6.03.2019; revised 15.04.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article :

Багаутдинова Г. Г. Ритмообразующие принципы создания портретов персонажей в «Литературном вечере» И. А. Гончарова // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 228-232. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-2-228-232

Bagautdinova G. G. Rhythm-forming principles for creating character portraits in the "Literary evening" by I. A. Goncharov. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 228-232. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-228-232 (In Russ.).

Об авторе

Багаутдинова Гульзада Гадульяновна

кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, gbagautdinova@yandex.ru

About the author Gulzada G. Bagautdinova

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, gbagautdinova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.