УДК796.012.265 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1- 115-120
РИТМО-ТЕМПОВАЯ ПОДГОТОВКА В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ
В.С. Макеева, Ф. Жао
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия Аннотация
Цель: организация тренировочного процесса баскетболисток 15-16 лет с включением средств и методов, направленных на формирование ритма и темпа движений для формирования правильности, точности, находчивости и рациональности передвижений.
Методы и организация исследования. В рамках констатирующего и формирующего этапов эксперимента продолжительностью восемь месяцев принимали участие баскетболистки 15-16 лет в количестве 21 чел. Формирующий эксперимент разделен на два этапа, каждый по четыре месяца. В рамках первого этапа применялись упражнения с целевым ориентиром на быстроту и правильность выполнения движений, направленных на усвоение ритма и темпа с включением в занятия танцевальных движений, с изменением привычных условий выполнения благодаря музыкальному сопровождению, с заданным темпом и ритмом; на втором создавались комплексы упражнений с целью формирования находчивости и рациональности при выполнении передвижений. Использовались упражнения с чередованием разных типов ритмов (случайных, регулярных, переменных, волнообразных и прогрессивных). Результаты исследования и их обсуждение. По данным оценки результатов в тестах, принятых в баскетболе, установлена положительная динамика в показателях интеллектуальных и двигательных заданий. Статистически значимые различия выявлены в показателях оценки времени продолжительности атаки, передвижениях с изменением скорости и направления, а также в показателях интеллектуальной мобильности по отношению к исходному уровню, а также показателях, достигнутых на заключительном этапе по отношению к промежуточному (2-му этапу).
Заключение. Установлены положительные, но статистически недостоверные, различия в тесте «тормозной путь». В тесте «интеллектуальная мобильность» установлены значительные различия внутри группы спортсменок на всех этапах тестирования, что может быть принято в качестве показателя для отбора перспективных игроков для продолжения спортивной карьеры. Ключевые слова: ритм, темп, баскетболистки 15-16 лет, передвижения.
RHYTHM AND TEMPO TRAINING IN THE FORMATION OF MOVEMENT TECHNIQUES OF FEMALE BASKETBALL PLAYERS AGED 15-16
V.S.Makeeva, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5969-4324 F. Zhao, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6865-8357 Russian University of Sport "GTSOLIFK", Moscow, Russia
Abstract
The research purpose: organization of training process for female basketball players aged 15-16 years, including means and methods aimed at creating the rhythm and tempo of movements to develop correctness, accuracy, resourcefulness and rationality of movements.
Research methods. Within the framework of the establishing and forming stages of the experiment, which lasted eight months, 21 female basketball players aged 15-16 years took part. The formative experiment was divided into two stages, each lasting four months. As part of the first stage, exercises were used with the target focus on the speed and correctness of movement execution, aimed at mastering the rhythm and tempo with the inclusion of dance movements in the classes, with a change in the usual conditions of performance due to musical accompaniment, with a given tempo and rhythm. At the second stage, sets of exercises were created in order to develop resourcefulness and rationality when performing movements. Exercises were used alternating different types of rhythms (random, regular, variable, undulating and progressive).
Research results. According to the data of results evaluation in tests accepted in basketball, positive dynamics
in the indicators of intellectual and motor tasks was established. Statistically significant differences were found in the indices of time estimation of the attack duration, movements with changes in speed and direction, as well as in the indices of intellectual mobility in relation to the initial level, the indices achieved at the final stage in relation to the intermediate stage (2nd stage).
Conclusion. Positive, but statistically insignificant, differences in the test "braking distance" were established. The "intellectual mobility" test revealed significant differences within the group of female athletes at all stages of testing, which can be taken as an indicator for selecting promising players to continue their sports career. Keywords: rhythm, tempo, 15-16 years old female basketball players, movements.
ВВЕДЕНИЕ
Включение упражнений с разным уровнем проявления ритма и темпа движений в тренировочный процесс спортсменов в игровых видах спорта является важной составляющей в организации прочного фундамента общей и специальной физической подготовки [4,9,11]. Особое внимание следует уделять передвижениям игроков как базовой характеристике прочности усвоения техники и развития физических качеств, что, на наш взгляд, будет положительно влиять на эффективность их соревновательной деятельности. Ритм создаёт закономерное взаимодействие отдельных элементов движения, его длительность, акценты и чередование, что позволяет игроку выполнять технические действия более быстро и точно в кинематическом и временном компоненте [12,14].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель настоящего исследования заключается в определении эффективности разработанного комплекса упражнений на ритм и темп в оценке качества выполнения интеллектуальных и двигательных заданий в тестах, принятых в баскетболе.
В исследовании принимала участие 21 баскетболистка в возрасте 15-16 лет. Отражением ритмо-темповой подготовки спортсменов выступают восприятие игровых ситуаций и принятие решения о выполнении двигательных действий как выражение и результат ориентировки в пространстве и времени (оценка субъективного времени атаки продолжительностью 24 секунды); как показатель качества освоения технических действий передвижений баскетболистов, таких как ускорения, остановка-игровая стойка (соразмерность правильности выполнения техники и быстроты двигательного действия),
проявляемых в наиболее важном компоненте подготовки времени выполнения броска и его целевой точности; тесте «интеллектуальная лабильность», количество ошибок, вытекающее из его мышления; специфическая быстрота выполнения как показатель качества освоения технических действий передвижений баскетболистов (бег 16 м с изменением скорости и направления) и ускорение 6 м - остановка - игровая стойка (тормозной путь). На констатирующем этапе эксперимента было проведено тестирование показателей (таблица 1). Формирующий этап эксперимента был разделён на два этапа. На первом этапе длительностью в четыре месяца в тренировочном процессе годичного цикла подготовки использовались методы, способствующие быстроте и правильности выполнения движений, направленные на усвоение ритма и темпа с включением в занятия танцевальных движений в передвижении игроков, с изменением привычных условий их выполнения благодаря музыкальному сопровождению, с заданным темпом и ритмом [1,10]. На втором этапе подготовки продолжительностью также четыре месяца составлялись комплексы упражнений с разным темпом и ритмом, с направленностью на находчивость и рациональность выполнения движений. В частности, в игре имеют место правила с временными характеристиками (3,5,8,24 секунды). Для обеспечения процесса научения «чувству времени» спортсмену давалась информация о результате по секундомеру «на слух», а далее он сообщал «свое» время. Полученный результат сверяли с реальным, в случае расхождения корректировали ощущения с акцентом на точность различения временных интервалов со «звуковым сопровождением». Также предлагались упражнения на быстроту реакции при выборе решения из 2-3 вариантов, выполняемые вначале в типографском
Таблица 1 - Оценка эффективности комплекса упражнений на ритм и темп в проявлении специфических действий баскетболисток экспериментальной группы в начале, в середине и в конце исследования
Table 1 - Evaluation of the effectiveness of a set of rhythm and tempo exercises in the manifestation of specific actions of female basketball players of the experimental group at the beginning, in the middle and at the end of the study
Показатели Indicators Констатирующий (1) Ascertaining (1) Формирующий (2) Forming (2) Формирующий (3) Forming (3)
Х±о V Х±о V Х±о V
Время выполнения бросков Throwing time 67,56 ± 6,79 10 58,952 ± 5,98 10,1 58,333 ± 4,72 8,1
Оценка субъективного времени атаки в баскетболе (24 с) Assessment of subjective attack time in basketball (24 seconds) 21,309 ± 5,3 24,7 23,938 ± 2,14 8,92 23,689 ± 1,86 7,83
«Интеллектуальная лабильность» (количество ошибок) "Intellectual lability" (number of errors) 8,76 ± 2,36 26,9 8,1 ± 2,24 27,7 5,67 ± 2,095 36,9
Модифицированный тест «ускорение 16 м с изменением направления и полной остановкой на финишной черте» Modified test "acceleration of 16 m with a change of direction and a complete stop at the finish line" 6,1 ± 2,4 39,3 5,80 ± 0,82 14,16 5,684 ± 0,43 7,6
«Тормозной путь», c "Braking distance" seconds 4,739 ± 1,41 30,0 4,648 ± 0,9 19,3 4,641 ± 0,65 14,1
ритме (строго заданном), затем в переменном с целевым ориентиром: безошибочность реакции выбора из 2-3 вариантов на движущийся объект.
Внутри каждого комплекса упражнения включались поэтапно: вначале упражнения с дифференцированием временных параметров движений (акцентирование внимания на выполнении движений в «типографском ритме»), затем включались действия с паузами между упражнениями в виде «перемычек» или «промежуточных» ходов - термин, используемый в шахматах, как не несущий целевой направленности на основной результат, но вносящий в действия противника некоторое замешательство. В частности, давались упражнения с акцентом на отдельных фазах движения. Так, бросок в движении после двух шагов в традиционном виде выполняется в следующем ритме: 1- 2 и - 3 и. На практике это выглядит так: 1 - первый шаг короткий - 2 и - шаг длинный, стопорящий - 3 и - прыжок вверх с броском и переводом горизонтальной скорости перемещения веса тела в вертикальную. Введение нового правила в игре: бросок в движении выполнять на любой скорости, в том числе и шагом позволяет «и» вставлять в любую часть действия, и даже «задерживаться» (перемычка) на долю секунды, тем самым
создавая асинхронность в движении, что очень сложно для принятия решения игроком защиты.
Совокупность этих методов позволяет перестроить знакомое и хорошо отработанное двигательное действие в новое, вызывающее интерес и повышенное внимание к его выполнению [4,5,7,13].
Комплексы менялись каждые 2 микроцикла с чередованием следующих типов ритмов: случайным, регулярным (надоедливый и раздражающий); переменным ритмом с чередованием двух или нескольких «мотивов», волнообразным ритмом, прогрессивным ритмом с постепенным усложнением технической составляющей передвижений баскетболисток.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования ритмовой характеристики базовой техники баскетболистов представлены в графе «Констатирующий этап» таблицы 1.
На исходном (констатирующем) этапе исследования были установлены значительные различия в быстроте передвижений на 16 м с изменением скорости и направления (У=39%), а также в остановке прыжком после ускорения на 6 м (У=29,83%), что, на наш взгляд, являет-
Таблица 2 - Характеристика прироста показателей и их значимость Table 2 - Characteristics of indicator growth and their significance
Показатели Прирост показателей в % (2) по Прирост показателей в % (3) по
Indicators отношению к (1) отношению к (2)
The increase in indicators in % The increase in indicators in %
(2) in relation to (1) (3) in relation to (2)
Время выполнения бросков 12,74*** 13,65***
Throwing time
Оценка субъективного времени атаки в баскетболе (24 с) 12,33* 11,169*
Assessment of subjective attack
time in basketball (24 seconds)
«Интеллектуальная лабильность» (количество 7,53** 35,27***
ошибок) "Intellectual lability" (number of errors)
Модифицированный тест 5,45** 7,34***
«ускорение 16 м с изменением
направления и
полной остановкой на
финишной черте» Modified test "acceleration of 16
m with a change of direction and
a complete stop at the finish line"
«Тормозной путь», c "Braking distance" seconds 1,92 2,07
Примечание: * изменения (в %) и достоверность различий (p) высчитаны по отношению к первоначальным данным; * -изменения достоверны при p<0,05; ** - изменения значимы при p<0,01; *** - изменения достоверны с высокой степенью значимости при p<0,001
Note: * changes (in %) and significance of differences (p) are calculated in relation to the initial data; * - changes are significant at p<0.05; ** - changes are significant at p<0.01; *** - changes are significant with a high degree of significance at p<0.001
ся недостаточной работой на начальном этапе подготовки [4,6.8].
На формирующем этапе первых четырех месяцев работы были установлены изменения быстроты и правильности выполнения тестов под воздействием комплекса упражнений, направленных на развитие чувства правильности (с точки зрения техники выполнения задания) ощущения расстояний и их запоминания с преимущественным использованием упражнений под музыку. На втором этапе исходя из логики исследования необходимо было установить динамику целесообразности выбора и выполнения действий под воздействием комплекса упражнений, направленного на развитие ритма и темпа движений, характерных для баскетбола. Анализ динамики показателей представлен в
таблице 2.
Результаты тестирования показали, что к заключительному этапу проявились статистически значимые различия по отношению к исходному уровню во всех показателях, кроме результата в тесте «тормозной путь». Особенно существенные положительные сдвиги произошли в показателях, отражающих базовую технику выполнения двигательных действий, и их временных характеристиках: в модифицированном тесте «бег на 16 метров с изменением направления и скорости передвижений», тормозном пути и времени выполнения бросков, а также в показателе субъективного времени, выделяемого на атаку, который составляет 24 секунды. При этом коэффициент вариации свидетельствует об однонаправленных сдвигах и незначительном разбросе
показателей вокруг средней на заключительном тестировании, что позволяет обозначить это явление как проявление находчивости и рациональности через умение быстрее и эффективнее перестраивать сформированные двигательные стереотипы в одних условиях, через столь же быстрое и эффективное перестроение их в других подобных условиях с учетом внезапно изменившейся обстановки в соревновательной деятельности [2.3,4]. При улучшении общего результата в показателе интеллектуальной лабильности к итоговому тестированию наблюдается прирост в 35,27% в сторону снижения ошибок в целом по группе. Положительные изменения мы связываем с эффектом новизны «музыкальных» упражнений, а также упражнений с акцентом на случайный, регулярный, переменный ритм, которые применялись на втором этапе формирующего эксперимента и требовали нахождения новых способов решения задач, возникающих в соревновательной деятельности. Однако это улучшение имело неоднозначный характер и сопровождалось достаточно широким разбросом полученных результатов внутри группы на первом (26,9%), втором (27,7) и особенно на итоговом тестировании (36,9). Полагаем, что для ряда игроков выполнение задания на интеллектуальную лабильность является неким «потолком» в условиях многозадачности требований соревновательной деятельности к быстрому переключению
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова, М.В. Развитие высших психических функций посредством занятий музыкой: нейрокогнитивные аспекты музыкального обучения / М.Ф. Белоусова, М.С. Казиник, В.А. Меркулова, Н.В. Футина // Практическая медицина. 2021. Т. 19. №1. С. 22-28.
2. Груздев, А.Н. Методические особенности развития специфических координационных способностей голболистов / А.Н. Груздев, П.А. Хлыстов, С.В. Шпагин,
B.Л. Лернер // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. №1(83). 2022. С.107-114.
3. Каминский, И.В., Леонов С.В. Развитие взглядов на взаимосвязь произвольного движения и его мысленного образа / И.В. Каминский, С.В. Леонов // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 3.
C. 8-24.
4. Козин, В. В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов /В. В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. - № 2 (Том 3). - 2014. - С. 74-83.
5. Макеева, В. С. Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в
от одного задания к другому, необходимости долго сохранять концентрацию внимания на переработке поступающей информации от сенсорной и двигательной систем организма. Учитывая, что в тесте на интеллектуальную лабильность выполняемые мыслительные действия не связаны напрямую с восприятием и исполнением двигательных действий, то и результат сдвигов идет параллельно, а не взаимосвязанно.
Тренирующее воздействие мысленная деятельность оказывает тогда, когда в процесс вовлечены образы тех моторных зон мозга, которые связаны с фактической двигательной активностью. Тогда присутствует механизм активации научения, общий для мысленного и реального действия [3,12].
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет констатировать, что подготовка, направленная на развитие быстроты и правильности ощущения и запоминания расстояний при выполнении передвижений, оказывает положительное влияние на все исследуемые показатели, что, в свою очередь, способствует повышению уровня соревновательной оснащённости игроков. Уровень интеллектуальной лабильности на данном этапе подготовки может служить «инструментом» отбора игроков для перспективности в оценке их качества выполнения интеллектуальных и двигательных заданий.
студенческую команду / В. С. Макеева, С. В. Чернов, С. О. Лаптев // Наука и спорт: современные тенденции. -2020. - № 1(Том 8). - С. 25-29.
6. Макеева, В.С. Начальная подготовка юных баскетболистов на основе рефлексивно-деятельностного подхода / В.С. Макеева, С.В. Чернов, О.Е. Шайкина // Экстремальная деятельность человека. №1(59) / 2021. С. 63-67.
7. Попова Е.А., Сысоев А.В. Эффективность игровых действий и типологические особенности нервной системы баскетболисток / Е.А. Попова, А.В. Сысоев // Прикладная спортивная наука. №1 (7). 2018. С 23-26.
8. Holm L., Ullen F., Madison G. Motor and executive control in repetitive timing of brief intervals // Journal of Experimental Psychology: [Human Perception and Performance]. - 2013. - Vol. 39, № 2. - p. 365.
9. Janzen T. B. et al. Timing skills and expertise: discrete and continuous timed movements among musicians and athletes. Frontiers in psychology. - 2014. - Vol. 5. -p. 1482.
10. Karageorghis C. I. et al. The bases expert statement on the use of music in exercise // The Sport and Exercise Scientist. - 2011. - № 28. - pp. 18-19.
11. Makeeva, V. S., Ma, C., SabLin, A. B., & PoLevoy, G. G. (2023). The Relationship of Mental Processes with the Technical Fitness of Basketball Players Aged 15-16. International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences, 12(2), 99-107.
12. Tanir A., Erkut O. Effect of Rhythmic Basketball Lessons on Visual Attention Ability and Lay-Up SkiLL in School Children Aged 9-10 // Universal Journal of Educational Research. - 2018. - VoL. 6, № 9. - pp. 1857-1862.
REFERENCES
1. BeLousova, M.V., Kazinik M.S., MerkuLova V.A., Futina N.V. DeveLopment of higher mentaL functions through music Lessons: neurocognitive aspects of music education. PracticaL medicine. 2021. VoL. 19. No.1. pp. 22-28 (in Russ.).
2. Gruzdev, A.N., KhLystov P. A., Shpagin S. V., Lerner V. L. MethodoLogicaL features of the deveLopment of specific coordination abiLities of goaLbaLL pLayers. Issues of modern science and practice. V.I. Vernadsky University. No.1(83). 2022. pp.107-114 (in Russ.).
3. Kaminsky, I.V., Leonov S. V. DeveLopment of views on the reLationship between voLuntary movement and its mentaL image. Russian PsychoLogicaL JournaL. 2018. VoL. 15, No. 3. pp. 8-24. (in Russ.).
4. Kozin, V. V. SituationaL composition in technicaL and tacticaL training of athLetes // Science and sport: current trends. - No. 2 (VoL. 3). - 2014. - pp. 74-83.
5. Makeeva, V. S. Formation of effective interaction between basketbaLL pLayers during the transition to the student team / V. S. Makeeva, S. V. Chernov, S. O. Laptev // Science and sport: current trends. - 2020. - No. 1 (VoL. 8). - pp. 25-29.
6. Makeeva, V.S., Chernov S.V., Shaikina O.E. InitiaL training of young basketbaLL pLayers based on a reflexive-activity approach // Extreme human activity. No.1(59) / 2021. pp. 63-67 (in Russ.).
7. Popova, E.A., Sysoev A.V. The effectiveness of game actions and typoLogicaL features of the nervous system of basketbaLL pLayers. AppLied sports science. No.1 (7). 2018. pp.23-26 (in Russ.).
13. MacPherson A. C., CoLLins D., Obhi S. S. The importance of temporaL structure and rhythm for the optimum performance of motor skiLLs: A new focus for practitioners of sport psychoLogy // JournaL of AppLied Sport PsychoLogy. - 2009. - VoL. 21. - pp. 48-61.
14. Tierney A. T., Kraus N. The abiLity to tap to a beat reLates to cognitive, Linguistic, and perceptuaL skiLLs // Brain and Language. - 2013. - VoL. 124, № 3. - pp. 225-231.
8. HoLm, L., ULLen F., Madison G. Motor and executive controL in repetitive timing of brief intervals/ JournaL of ExperimentaL PsychoLogy: Human Perception and Performance. - 2013. - VoL. 39, № 2. - p. 365.
9. Janzen, T. B. et aL. Timing skiLLs and expertise: discrete and continuous timed movements among musicians and athLetes. Frontiers in psychoLogy. - 2014. - VoL. 5. -p. 1482.
10. Karageorghis, C. I. et aL. The bases expert statement on the use of music in exercise. The Sport and Exercise Scientist. - 2011. - № 28. - pp. 18-19.
11. Makeeva, V. S., Ma, C., SabLin, A. B., & PoLevoy, G. G. (2023). The ReLationship of MentaL Processes with the TechnicaL Fitness of BasketbaLL PLayers Aged 15-16. InternationaL JournaL of PharmaceuticaL Research and ALLied Sciences, 12(2), 99-107
12. Tanir, A., Erkut O. Effect of Rhythmic BasketbaLL Lessons on VisuaL Attention AbiLity and Lay-Up SkiLL in SchooL ChiLdren Aged 9-10. UniversaL JournaL of EducationaL Research. - 2018. - VoL. 6, № 9. - pp. 1857-1862.
13. MacPherson, A. C., CoLLins D., Obhi S. S. The importance of temporaL structure and rhythm for the optimum performance of motor skiLLs: A new focus for practitioners of sport psychoLogy. JournaL of AppLied Sport PsychoLogy. - 2009. - VoL. 21. - pp. 48-61.
14. Tierney, A. T., Kraus N. The abiLity to tap to a beat reLates to cognitive, Linguistic, and perceptuaL skiLLs. Brain and Language. - 2013. - VoL. 124, № 3. - pp. 225-231.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Макеева Вера Степановна (Makeeva Vera Stepanovna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики баскетбола; Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4; e-mail: [email protected]; ORCID 0000-0001-5969-4324.
Жао Фань (Jao Fan) - аспирант; Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4; e-mail: [email protected]; ORCID 0000-0002-6865-8357.
Поступила в редакцию 02 января 2024 г. Принята к публикации 12 февраля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Макеева В.С. Ритмо-темповая подготовка в формировании техники передвижений баскетболисток 1516 лет / Макеева В.С, Жао Ф. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 1 - С. 115-120. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-115-120
FOR CITATION
Makeeva V.S., Zhao F. Rhythm and tempo training in the formation of movement techniques of female basketball players aged 15-16. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. - pp. 115-120. DOI: 10.36028/23088826-2024-12-1-115-120