Трофимов Р.В.
Доцент кафедры хореографического творчества. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Буксикова О.Б.
Доктор искусствоведения, профессор кафедры хореографического творчества.
Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ритм в традиционной танцевальной культуре народов Африки:
философские аспекты*
Аннотация. Целью исследования является определение места, роли и глубинной сущности ритма в традиционной танцевальной культуре народов Африки. новизна состоит в выявлении устойчивых признаков традиционного танца, характерного для религиозных церемониалов, а также описании самих танцев и их ритмов. Результатом исследования, базируемого на методах культурологии, является осмысление философских аспектов ритма традиционного танца, который в представлениях африканцев неразрывно связан со знаковой сакральной природой танца.
Ключевые слова: культура этноса, традиционный танец, религиозная церемония, культ, обряд, ритуал, мировоззрение, трансцендентные силы, сакральное действие, философский аспект.
Trofimov R.V.
Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russian Federation).
Buksikova O.B.
Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russian Federation).
Rhythm in the traditional dance culture of African peoples: philosophical aspects
Abstract. The purpose of the study is to determine the place, role and deep essence of rhythm in the traditional dance culture of the peoples of Africa. The novelty lies in the identification of stable signs of traditional dance, characteristic of religious ceremonies, as well as the description of the dances themselves and their rhythms. The result of the study, based on the methods of cultural studies, is an understanding of the philosophical aspects of the rhythm of traditional dance, which in the ideas of Africans is inextricably linked with the iconic sacred nature of the dance.
Key words: ethnos culture, traditional dance, religious ceremony, cult, rite, ritual, worldview, transcendent forces, sacred action, the philosophical aspect.
* © Трофимов Р.В., Буксикова о.Б., 2023.
Ритм в традиционной танцевальной культуре народов Африки: философские аспекты
Танцевальная культура является неотъемлемым и важным компонентом мировой художественной культуры, исследованию которой в последнее время придается все большее значение. основанием для углубленного анализа ее аспектов послужили наметившиеся негативные тенденции, сформировавшиеся в русле либеральных идей постмодернизма, направленные на всеобщую глобализацию культуры человечества, итогом которой может стать исчезновение поликультурного своеобразия и национальной идентичности народов мира.
В настоящее время в государствах, стремящихся идти по пути суверенизации, особое внимание уделяется изучению национальной культуры и такого важного ее элемента как традиционный танец, что является частью политики по сбережению национального культурного наследия.
В свете последних геополитических событий, распахнувших двери мощному сотрудничеству России состранами Африки, в общественных кругах возникает интерес к пристальному изучению культур близких по духу и принципам народов, а также в сохранении и приумножении всемирного культурного наследия и его художественных образцов. Реализация процесса по исследованию исторических и культурных основ может способствовать более глубокому взаимопониманию и взаимодействию народов на основе добрососедства и равноправия.
исходя из этого, наша работа будет посвящена детальному анализу и философскому осмыслению такого важного элемента культуры, как ритм традиционного африканского танца.
Степень научной разработанности темы исследования.
среди значимых работ по теме иссле-
дования можно отметить труды советского ученого В.Б. иорданского, изучавшего культуру и искусство африканских этносов. особо следует выделить труд Л.н. федоровой, посвященный традиционному африканскому танцу, в котором автор выявляет некоторые аспекты семантики выразительных средств. среди зарубежных авторов можно отметить работу М. скотта, исследовавшего исторические особенности развития танцевальной культуры народов Тропической Африки, Р.ф. Томпсона, анализировавшего эстетические критерии традиционного африканского танца. интерес в сфере искусства вызывают труды советского музыковеда В. Конен, выявивший связь африканских ритмов с музыкой джаз, а также труды американского исследователя М. стернса, исследовавшего ритм африканского танца и определившего его роль в развитии американской музыки и танцах.
Целью работы является исследование философских аспектов ритма в традиционной танцевальной культуре народов Африки
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность и роль традиционного танца в этнической культуре народов Африки;
2. Проанализировать концептуальную роль танца в религиозных ритуалах африканских церемоний;
3. исследовать сакральные танцы в структуре религиозных ритуалов;
4. Выявить место, роль и глубинную сущность ритма в традиционной танцевальной культуре народов Африки.
Предметом исследования является ритм традиционного африканского танца.
Научная новизна исследования связана с выявлением наиболее устойчивых и характерных признаков традиционного танца, а также с определением
концептуальной роли танца в религиозных африканских культах. Значимость работы опрелеляется и тем, что в ней рассматривается структура религиозных церемоний поклонения, которая включает в себя три стадии ритуала с исполнением священных танцев, а также анализируется сакральная роль ритма в традиционном африканском танце.
Методология исследования базируется на комплексе культурологических методов, включивших в себя морфологический и аксиологический метод. В работе также используются всеобщие научные методы и общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования.
Источниковая база исследования.
В нашей работе мы опирались на труды отечественных ученых М.с. Кагана, А.Я. Флиера, А.Г. Лукиной, О.Б. Букси-ковой, А.А. Чистяковой, В.и. Толстых, анализировавших понятия «традиционная культура», «традиция», и «традиционный танец» с позиций философии и культурологии. Основой для исследо-ванияафриканской традиционной танцевальной культуры и ее ритмов стали труды иностранных авторов J.G. Davies, Doris Green, Emeka Nwabuoku, Esilokun Kinni-Olusanyin, Hanna Judith Lynne, Kariamu Welsh Asante, Laude Jean, Omo-folabo Soyinka Ajayi, Pearl Primus, Roger Dorsinville, Warren Lee.
Традиционный африканский танец тесно связан с истоками народных традиций, которые формировались в русле мировоззрения и этнического менталитета народов в ходе эволюции культуры, сопровождающейся становлением и развитием культурных форм.
По мнению культуролога А.Я. Фли-ера, традиционная культура являет собой тип культуры, который характеризуется отсутствием динамики ее базовых параметров, длительным сохранением (наследованием) всех основ-
ных канонов, что находит отражение в устойчивой неизменности коллективного самосознания носителей данной культуры [1, с. 539].
Подтверждает мысль А.Я. Флиера советский философ В.И. Толстых, указывая, что традиция - это такой способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, который обеспечивает устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох [2, с. 151].
исходя из этого, возникает мысль о тесной связи традиционной культуры с традиционным танцем, хранящим и передающим ее характерные аутентичные черты, наличие которых мы можем отмечать в современных национальных, народных и этнических танцах.
Культуролог О.Б. Буксикова характеризует традиционный танец как культурное явление и как своеобразный текст, для создания которого используется культура этноса. Язык танца является формой обобщённого отражения действительности, представляя собой знаково-символическую, образную систему [3, с. 137].
Культуролог А.А. Чистякова рассматривает традиционный танец как способ национального самовыражения, как коллективное творчество, в котором заложены основы этнической культуры [4, с. 64].
о.Б. Буксикова также считает, что традиционный танец по своей сути является народным танцем, в который региональные формы этнической культуры вносят неповторимый колорит. формирование же региональной национальной культуры, по мнению М.С. Кагана, происходит под влиянием многообразия природных условий, социокультурных факторов, и материальной производственной деятельности человека [5, с. 139].
Все означенные М.С. Каганом аспекты, являют собой прочный фундамент, на котором рождаются неповторимые характерные черты традиционного танца. Но здесь важно отметить, что традиционный танец, совершая исторические переходы во времени, может утратить свой первозданный облик. Причина кроется в изменяющихся природных условиях, социокультурных факторах и материальной производственной деятельности человека. Единственное, что сохраняет его в неизменном виде, это если он создан на основе древних рели-гиозныхобрядовых комплексов.
Исследователь традиционных танцев народов Севера России А.Г. Лукина указывает: «Традиционные танцы, имеющие высокий семантический статус были прочно связаны с обрядовым комплексом» [6].
исходя из этого, рассмотрим традиционный танец народов Африки в наиболее аутентичном виде, а именно танец, основанный на религиозных церемониальных ритуалах, а также проанализируем его ритм с позиции присущих ему философских аспектов.
Приступая к исследованию традиционной танцевальной культуры народов Африки, отметим, что ее богатство и уникальность формируется представителями более чем 1000 этнических групп из 54 стран, где каждый этнос имеет свою неповторимую культуру и особые танцы, которые связаны с историческими событиями и явлениями культуры, сохранившими функциональный характер, присущий архаичной культуре предков.
исследователь африканской культуры Ханна Джудит Линн (Hanna Judith Lynne) характеризует традиционный африканский танец как культурный феномен, впитавший в себя ценности, отношения и убеждения людей, кон-
цептуализирующие танец в контексте стиля, структуры, содержания, назначения и особенностей исполнения [7, с. 3].
Для того, чтобы проанализировать фундаментальные основы традиционного африканского танца и понять его философскую сущность, необходимо, в первую очередь, определить, какова роль танца как явления в жизни африканца.
По мнению исследователя африканской культуры Перла Праймюса: «Танец в Африке - это не отдельное искусство, а часть всей жизни человека. Танец может быть самостоятельным, но в большинстве случаев является частью церемонии. Как в первом, так и во втором случае, цель танца - общение» [8, с. 4-5].
Общение в танце воспринимается африканцами как сакральное действие и является неотъемлемым компонентом ритуала. В религиозных обрядах общение выражается в виде танцевальной лексики и полиритмичной музыки, исполняемой священными инструментами, такими как барабаны, которые устанавливают связь с метафизическими явлениями.
Перл Праймюс заостряет внимание и на том, что танцы являются предметом образования, которое способствует совершенствованию физических возможностей тела и духовному росту личности.
Культуролог Роджер Дорсинвиль (Roger Dorsinville) указывает на наличие в танцах глубоко укорененных религиозных мотивов. Многие танцы являются частью учебной программы «священная роща», цель которой заключается в освоении обучающимися технологий исполнения религиозных ритуалов. В танцах данной программы акцент делается на изучении техник поддержания волевой напряженности исполнителей, чтобы они могли «выходить за пределы» своих физических возможностей: мужчины в силе и ловкости, а
девушки в изяществе и красоте [9, с. 6].
Настоящие мастера-учителя танцев являются жесткими хранителями традиций, и им вменяется божественная обязанность воспитывать учеников в русле ценностей этнической культуры.
Образовательные танцы - это часть традиционной культуры народа. обеспечивая устойчивость и преемственность в передаче культурно-исторического опыта, подобные танцы сохраняют в неизменном виде технические особенности исполнения хореографии, а также эстетические критерии лексического материала.
В Африке также существует множество традиционных танцев, связанных с трудовой и иной деятельностью человека, которые отражают культуру повседневности.
например, танец рыбаков под названием «Су» постоянно исполняется жителями Бирнина Кебби штат сокото нигерия на ежегодных промысловых фестивалях. он состоит из двух частей. Первая часть - это ритуал очистки воды, способствующий обильному улову. Вторая часть непосредственно связана с движениями рыбака в воде. Танец рыбаков «Равар Масунта» исполняют женщины, выходцы из рыбацких семей. В качестве основного аксессуара они используют ткань, представляющую рыболовную сеть, которую постоянно забрасывают в воду. Для образной трансляции специальных трудовых движений применяются определенные позиции и положения тела, которые постоянно развивается в ритмах танца. Тело движется в прямом верхнем положении, а руки имитируют сбор рыбы [10, с. 23].
форма и структура традиционных танцев, связанных с повседневной культурой достаточно неустойчивы, в отличие от танцев, созданных на незыблемых константах древних религиозных цере-
моний, включающих обряды и ритуалы.
В ритуальных танцах отражаются как важные исторические события, сформировавшие идентичность этноса, так и мистические представления народа о связи с духами умерших предков. Сами церемонии считаются значимыми календарными ориентирами в культурных традициях общества и передаются в поколениях.
В Африке, помимо ритуалов, входящих в религиозные церемонии восхваления богов, особо почитаются ритуалы, связанные со свадьбой, похоронами, с посвящением молодежи в полноправные члены общества и прочими важными событиями. Танцы, сопровождающие данные ритуалы наглядно демонстрируют древние рудименты тотемизма.
В похоронных ритуалах тотем ассоциируется с духами предков и нередко предстает в образе почитаемых животных. В свадебных ритуалах и в ритуалах посвящения, уподобление тотему зачастую происходит в форме игроплясок.
Исследователь традиционных игр народов России О.Б. Буксикова отмечает: «Характерной чертой тотемических игроплясок было уподобление тотему, полное перевоплощение в него, подражание его повадкам, играм пластике» [11, с. 10].
исследователь африканских традиций Джин Лауди (Jean Laude) указывает, что ритуальные церемониальные танцы характерны для большинства обществ в Африке к югу от Сахары [12, с. 13].
Перл Праймюс (Pearl Primus) высказывается о танцевальных ритуалах в художественной форме: «они выражают сердцебиение общинного образа жизни и являются точным зеркалом психологии африканцев [13, с. 15].
Философское значение религиозных аспектов африканского танца ярче все-
го проявляются в культах. По мнению исследователя африканского религиозного танца Омофолабо Соинки Эджеи (ОшоЫаЬо 8оутка Л]ау1) концептуальная роль танца в религиозных культах в Африке в значительной степени обусловлена тремя основными факторами:
- культурной концепцией сакрального (священного);
- внутренними качествами танца, его природой;
- культурно-философским отношением к телу.
Концепция сакрального (священного) возникла из-за всеобщей человеческой потребности понять внутреннюю сущность и функцию вселенной, в частности, связь людей с космической целостностью.
В традиционной культуре сложилось представление о космосе как о единой объединяющей сущности, которая охватывает человеческое общество, природу и трансцендентные силы в непрерывном круговом цикле взаимодействия и обновления. Солнце, Земля, дожди, ветер, реки и пр. являются порождающими силами, питающими человеческое общество.
Трансцендентные силы в виде духов, находящиеся в данном циклическом континууме, служат посредниками между Божеством-Творцом и людьми. Духовные силы вмешиваются в ход жизни людей и влияют на их культуру. Именно из этой всеобъемлющей совокупности африканцы получают свое представление о священном [14, с. 11].
Природа танца. Танец - это и знак, и средство общения. Он способен выразить действие и идею, а также одновременно являться действием и идеей. Например, исполнитель, следуя установленным в определенной последовательности танцевальным движениям (знакам), может выразить признаки
счастья, горя и иных душевных состояний. Поскольку семантика знака связана с его природой, а танцевальный язык, состоящий из знаков, применяется по конкретному назначению, то использование танца в священных ритуалах имеет как внутреннее сакральное содержание, так и внешнее эстетическое проявление.
Культурно-философское отношение к телу. В основе многих африканских культур лежит важная философская константа, идея которой заключается в том, что человек, это одно из творений Бога. Данный постулат сделал возможным использовать тело в качестве божественного атрибута для установления связи с демиургом при проведении священных религиозных церемоний [15, с. 124].
Концептуальная роль танца в религиозных культах построена на ритмах музыки, песни и танцевальных движений. Воспроизводимые исполнителями ритмы, являются для африканца жизненно важными и доминирующими относительно других выразительных средств. В африканской культуре ритмы воспринимаются людьми как знаки, а ритмические рисунки как форма художественного текста, которая служит средством общения между людьми, духами и божествами. Существуют факты, указывающие на то, что во многих народах танцоры и барабанщики особо почитаются как проводники, устанавливающие связь с высшими силами, а их инструменты и музыка признаются божественными.
Следует отметить, что в культуре африканских народов для танца не существует разделения на такие понятия как «светский» и «священный». Природу любого танца африканец воспринимает как сакральную, а главную функцию танца видит в установлении всевозможных отношений с Творцом,
природой и культурой.
Чтобы понять философскую сущность религиозного африканского танца и сакральную роль его выразительных средств, необходимо рассмотреть наглядные примеры религиозных ритуалов, действие которых содержит элементы поклонения божествам и духам. Исследователь африканского танца Ли Уоррен (Lee Warren) указывает, что ритуал в религиозных африканских практиках осуществляется через синтез песни, музыки и танца [16, с. 6].
Ли Уоррен обращает внимание и на то, что в прошлом ни одно религиозное богослужение не считалось бы полным без танцевальных представлений избранных. Сегодня это также считается актуальным.
Наглядным примером древнего религиозного обрядового действия, в котором объединились песня, музыка и танец является нигерийская церемония поклонения божеству Эгунгун, который связывает людей с духами предков. существует даже специальное родовое общество, которое регулирует отношения между живыми и теми, кто перешел в иной мир.
Танец в данной религиозной церемонии является маскарадным и в нем выражается коллективный дух предков, а исполняется он под песни и ритмы барабанной игры. Танцор, перевоплощающийся божество, в течение всего ритуального действия, ведет танцевальный диалог с барабанщиком в респонсорной манере. Его танец представляет сложную композицию, в которой он переходит из одной точки в другую, благословляя собравшихся людей и выступая перед ними. Он может также танцевать на месте, или делать незначительное количество шагов. В хореографической лексике присутствуют различные наклоны, тяжелые встряхивания плечами, движения
талией и бедрами, с акцентом на сильные ударные доли. исполнитель может появляться и исчезать, прыгать под синкопированные ритмы, а также подниматься на пальцы ног, чтобы приземлиться на остальную часть стопы. В барабанном танце общий музыкальный размер соответствует восьми двенадцатым и часто акцентируется на счет пять [17, с. 33].
Ритм музыки и танцевальных движений представляют собой систему закодированных знаков, которые понятны африканцам. они служат в качестве текста сообщения для установления связи с божествами и духами, поэтому темп танца и ритмические акценты, создающие рисунки, в каждом отдельном случае будут особенными и неповторимыми.
Народы йоруба и Нуп, проживающие на территории Нигерии, Ганы, Бенина и Того, поклоняются божеству Игунну-Ндако-Гбоя, также называемому игуннуко, что означает Великий Ганну, божество женского плодородия и хорошего здоровья, всегда приносит дождь, рассеивает эпидемии и подавляет антисоциальное поведение.
В ритуальном танцевальном маскараде, посвященном этому божеству, происходит хореографическое действие, подобное действию в нигерийской церемонии Эгунгун, за тем исключением, что исполнителю приходится танцевать по барабанные звуки целого оркестра, состоящего из больших и малых барабанов. Это своего рода дань традиции, отражение исторической ассимиляции двух народов, которые более ста лет назад соединились в Yorubaland (страну йоруба). Их совместная культура и тайны истории бережно передаются из поколения в поколение.
В Кот-д'Ивуаре народ проводит ритуалы почитания лесного бога Заули (Zaouli). Исполнитель танца «Zaouli»
появляется в сложной маске с боковыми краями, из которых выходят волосы. Волосы заплетены в сеть кос и плетений, увенчаны стеблями и побегами цветных треугольных растений. Хореографическое действие состоит из быстрых движений ног, исполняемых под ритм барабанов, а также движений головы «лесного Бога». Сегодня в Кот-д'Ивуаре танец «Заули» входит в репертуар многих танцевальных коллективов [18, с. 23].
Следует отметить, что все религиозные церемонии поклонения имеют определенную структуру и исполняются в строгом порядке. Это способствует тому, что исполнитель («избранный») достигает предельного состояния, высшей точки поклонения, пересекая порог от физического тела к эфиру духовного царства, где происходит соприкосновение с духами и Творцом. Чтобы достичь этой высшей точки, ему необходимо пройти три стадии ритуала, исполняя священные танцы: предварительный, трансцендентальный и праздничный, каждый из которых соответствует трем этапам «переходного обряда» поклонения.
Предварительный танец исполня-еется всей собравшейся паствой под ритмы барабанов. функции танца заключаются в том, чтобы:
- призвать Бога в среду адептов культа;
- привести преданных в соответствующее почтительное настроение, лишить их светского аспекта и подготовить к общению с богом;
- восхвалять бога за его милости.
исполнению данного танца предшествуют другие формы священных действий, таких как молитвы, гадания, жертвоприношения и пение. Танец же выступает в качестве подкрепляющего фактора повышения уровня уже до-
стигнутого восприятия, чтобы духовно продвигать службу вверх.
Ритмы танца под барабаны обычно медленны и не связаны с каким-либо отличительным стилем, это скорее индивидуальное личное выражение очищения себя от мирских земных забот. Жесты обычно направлены на небеса, к алтарю или к священной иконе в восхвалении и призывах божества. Участники ритуала, объединенные целью и духом, двигаются вместе, наслаждаясь общностью множества тел. Кинетическая каденция, сочетаясь с ритмичным единством танцующих, очищает тело и душу, а также освещает поклоняющихся перед следующей, более тонкой ли-минальной стадией ритуала.
Трансцендентальный танец является танцем одержимости и исполняется в двух частях:
- 1 часть - «танец прогрессии» служит инструментом достижения священного;
- 2 часть - «танец владения», служит признаком доказательства достигнутой связи с божеством.
Трансцендентный танец может исполнять любой из преданных культу, но традиционно в нем участвует либо один человек, либо группа людей, специально помазанных, для установления связи между двумя мирами. Примером двух трансцендентальных танцев, исполняющихся в последовательности, и в которых совершается предельный переход исполнителей, являются танец «Шанго» и «Гбаму» народа йоруба. Бог Шанго признан повелителем грома, молнии и справедливости. Танец «Шанго» является танцем прогрессии, а «Гбаму» воссоздает образ темпераментной индивидуальности бога Шанго и исполняется в быстром темпе под ритмы барабанов с использованием резких угловатых движений тела.
Праздничный танец завершает служение, и его снова исполняют все-участники церемонии. Данный танец является способом благодарности и восхваления божества за успешное завершение поклонения, в частности, за то, что исполнители пережили критическую стадию предела. Бодрые ритмы музыки и танца повествуют о предстоящей счастливой жизни [19, с. 190-191].
исследователь африканского танца Кариаму Уэлш Асанте (Kariamu Welsh Asante) указывает на важное мистическое значение ритма в ритуальных танцах. он также обращает внимание на то, что контекстуально, танцевальный язык и ритмы барабанов одинаковы, хотя воспринимаются по-разному. они оба происходят из одной и той же основы, а именно - ритма! Следовательно, в африканской культуре категории музыки и танца являют собой одно целое [20, с. 207].
исследователь нвабуоку Эмеки обращает внимание и на то, что любовь африканца к музыке, танцам и ритму, является наглядной характеристикой его мировоззрения.
итак, исследовав ритм в традиционной танцевальной культуре народов Африки с позиций присущих ему философских аспектов, мы пришли к следующему заключению:
- танец в Африке - это часть всей жизни человека, которая связана с социумом, природой, культурой и религией. Целью танца является общение, осуществляемое не только между людьми, но и в духовной сфере с метафизическими явлениями в образах духов умерших предков и Творцом Богом;
- в основе традиционного танца лежат региональные формы этнической культуры, а сам танец включает в себя все виды деятельности человека;
- наиболее устойчивые и характер-
ные признаки традиционного танца наблюдаются в религиозных церемониалах поклонения, включающих в себя ритуально-обрядовые действия;
- концептуальная роль танца в религиозных африканских церемониях обусловлена тремя основными факторами: культурной концепцией сакрального (священного); внутренними качествами танца, его природой; культурно-философским отношением к телу;
- религиозные церемонии поклонения включают в себя три стадии ритуала и исполнение священных танцев: предварительный, трансцендентальный и праздничный, в которых ритм играет первостепенную сакральную роль;
- философские аспекты ритма традиционного африканского танца выявляются в представлениях африканцев о знаковой природе танца, в отношении к телу танцора как к творению Бога и в понимании всеобъемлющей связи людей с трансцендентными силами.
References
[1] Applied cultural studies. Encyclopedia / compiler
and scholar. editor I.M. Bykhovskaya. M.: Soglasie, 2019. 846 p.
[2] Tolstykh V.I. The future of civilization in the context of the dialogue of cultures // Dialogue of cultures in a globalizing world: ideological aspects: collection / Institute of Philosophy of Russia. acad. sciences; resp. ed. V.S. Stepin, A.A. Guseinov. M.: Nauka, 2005. P. 151-169.
[3] Buksikova O.B. Semantics of traditional dance of the Belgorod region / O.B. Buksikova, M.N. Pluzh-nikova // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2014. № 5 (61). P. 137-143.
[4] Chistyakova A.A. Russian traditional dance culture: origins and modernity / Scientific works of Moscow Humanitarian University. 2015. № 5 (65). P. 60-65.
[5] Kagan M. S. Introduction to the history of world
culture. St. Petersburg: Petropolis, 2000. Book. I.
[6] Lukina A.G. Traditional Sakha dances: ideas, images, vocabulary. // URL: https://www. dissercat.com/content/traditsionnye-tant-sy-sakha-idei-obrazy-leksika (09.29.2023).
[7] Lynne H.J. To Dance is Human: A Theory of Nonverbal Communication. Austin: University of Texas Press, 1979.
[8] Primus P. African dance // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638, 2002. 254 р.
[9] Dorsinville R. The Regulated World of Hinterland
Dancing. Monrovia, 1970.
[10] Nwabuoku E. «Dance Asa Mirror of Human Condition», Dance Notation Journal 2.1. 1984. 18-30 р.
[11] Buksikova O.B. Traditional games of the peoples of Russia and their transformation in choreography: a textbook. B: Publishing house BGIIK, 2014. 152 p.
[12] Jean L. «Introduction» In Huet Michael (ed.), The Dance, Art and Ritual of Africa. New York: Pantheon Press, 1978.
[13] Primus P. «Living Dance of Africa» Dance Magazine, 1946.
[14] Soyinka W. Myth, Literature and The African World. London: Cambridge University Press, 1976.
[15] Davies J.G. Liturgical Dance. London: SCM Press, 1984.
[16] Lee W. The Dances of Africa: An Introduction. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1972.
[17] Kinni-Olusanyin E. A panoply of African dance dynamics // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638, 2002. 254 р.
[18] Green D. Traditional dance in Africa // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638. 2002. 254 р.
[19] Soyinka O.A. In Contest: The Dynamics Of African Religious Dances // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638. 2002. 254 р.
[20] Welsh Asante K. The Zimbabwean Dance Aesthetic: Senses, Canons, and Characteristics // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638. 2002. 254 р.
Список литературы
[1] Прикладная культурология. Энциклопедия / составитель и науч. редактор И.М. Быхов-ская. М.: Согласие, 2019. 846 с.
[2] Толстых В.И. Будущее цивилизации в контек-
сте диалога культур // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты : сборник / Ин-т философии Рос. акад. наук; отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гусейнов. М.: Наука, 2005. С. 151-169.
[3] Буксикова О.Б. Семантика традиционного танца Белгородского региона / О.Б. Буксикова, М.Н. Плужникова // Вестник Московского государственного университета культуры и
искусств. 2014. № 5 (61). С. 137-143.
[4] Чистякова А.А. Русская традиционная танцевальная культура: истоки и современность / научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. № 5 (65). С.60-65.
[5] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2000. Кн. I.
[6] Лукина А.Г. Традиционные танцы саха: идеи,
образы, лексика. // URL: https://www.dissercat. com/content/traditsionnye-tantsy-sakha-idei-obrazy-leksika (Дата обращения: 29.09.2023).
[7] Lynne H.J. To Dance is Human: A Theory of Nonverbal Communication. Austin: University of Texas Press, 1979.
[8] Primus P. African dance // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638, 2002. 254 р.
[9] Dorsinville R. The Regulated World of Hinterland
Dancing. Monrovia, 1970.
[10] Nwabuoku E. «Dance Asa Mirror of Human Condition», Dance Notation Journal 2.1. 1984. 18-30 р.
[11] Буксикова О.Б. Традиционные игры народов России и их трансформация в хореографии: учебное пособие. Б: Изд-во БГИИК, 2014. 152 с.
[12] Jean L. «Introduction» In Huet Michael (ed.), The Dance, Art and Ritual of Africa. New York: Pantheon Press, 1978.
[13] Primus P. «Living Dance of Africa» Dance Magazine, 1946.
[14] Soyinka W. Myth, Literature and The African World. London: Cambridge University Press, 1976.
[15] Davies J.G. Liturgical Dance. London: SCM Press, 1984.
[16] Lee W. The Dances of Africa: An Introduction. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1972.
[17] Kinni-Olusanyin E. A panoply of African dance dynamics // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638, 2002. 254 р.
[18] Green D. Traditional dance in Africa // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638. 2002. 254 р.
[19] Soyinka O.A. In Contest: The Dynamics Of African Religious Dances // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638. 2002. 254 р.
[20] Welsh Asante K. The Zimbabwean Dance Aesthetic: Senses, Canons, and Characteristics // Kariamu Welsh Asante, African dance: an artistic, historical, and philosophical inquiry. Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638. 2002. 254 р.