он признавал, что естественный отбор очень редко поддерживает благоприятные психические (морфологические) признаки, если не происходит изменения других морфологических (психических) признаков. Таким образом, как правило, изменение одних признаков вызывает усиление или угнетение других. Но эта цепь изменений может начаться как с морфологического, так и с психического признака.
Библиографический список
1. Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. - Петроград: Образование, 1923.
2. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 1-9. - Л.: Начатки знаний, 1924-1929.
3. Вагнер В.А. Сравнительная психология. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социаль-ного института; Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора... - СПб.: Издание О.Н. Поповой, 1898.
5. Леб Ж. Механистическая концепция жизни. - 1912.
6. ЛеббокД. Муравьи, пчелы, осы. - М.: Типография Е. Гербек, 1898.
7. Льюис Д. Изучение психологии, ее предмет, область и метод. - М.: Издание книгопродавца
А. Ланг, 1880.
8. Мазохин-Поршняков Г.А. Зрение насекомых. - М.: Наука, 1965.
9. ПавловИ.П. Рефлекс цели Сообщение наШ Съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г // Вестник Европы. Кн. 4. - 1916.
10. Петровский А.В. Об основных направлениях в русской психологии начала XX века // Из истории русской психологии. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
11. Роменс Д. Ум животных. - СПб.: Типография и литография В.В. Комарова, 1888.
12. Спенсер Г. Основания психологии: В 2 т. -М.: Типография Высочайше утвержденного товарищества И.Д. Сытина, 1898.
13. Фабр Ж. Инстинкт и нравы насекомых: В 2 т. - М.: ТЕРРА, 1993.
14. Филипченко Ю.А. Предмет зоопсихологии и ее методы // Новые идеи в философии сб. 10. -СПб.: Образование, 1913.
15. Фриш К. Из жизни пчел. - М.: Мир, 1966.
Т.Ю. Конкина
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В центре современного образования находится развитие личности ученика, его творческих, познавательных и созидательных способностей, самостоятельности, творческой активности. Трудно переоценить в этом роль учителя. Одной из чрезвычайно важных проблем современного образования является развитие у будущего учителя творческого потенциала, который бы позволил ему осваивать все новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение постоянно развивающейся гуманитарно-ориентированной школы.
Творческий потенциал личности педагога проявляется во внутренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать, комбинировании известных
способов или элементов, умении видеть предмет в его необычных функциях и связях, принимать нестандартные решения, т.е. во всем, что характеризует креативность (творческую сущность) самой личности педагога-исследователя. Творческий педагог обладает собственным педагогическим мышлением, способен продуцировать новые идеи и методы. Для творческого стиля деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный и оригинальный способ решения поставленных задач, стремление и умение видеть и находить новое в привычных, казалось бы, ситуациях [3, с. 32, 192].
В исследованиях известных ученых в области отечественной художественной педагогики
Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина подчеркивается ог-
ромное значение творческого подхода самого педагога к процессу преподавания.
Понимание важности творческого развития педагога обуславливают необходимость раскрытия специальных педагогических условий, которые будут способствовать формированию ценностных ориентаций будущих учителей на творчество. Широкие возможности для этого дает художественно-изобразительная деятельность. Примером может служить занятия тематическим рисованием. Занимаясь поиском сюжета для новой композиции, студенты включаются в поиск нового материала, наблюдений, впечатлений для будущей работы. После зарождения замысла будущего изображения ведется поиск способов материализации замысла, при возникновении затруднений в реализации замысла происходит вычленение художественных противоречий, выявление неизвестного. Воплощая замысел в выбранной технике работы, студенты не только усваивают приемы изобразительной деятельности, но и познают способы и методы художественного творчества, усваивают способы создания художественного образа, включаются в поиск ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
В контексте исследуемой проблемы важным для нас является определение понятия «художественно-изобразительная деятельность». Перейдем к характеристике этого понятия. Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследовании Н.И. Пьянковой. Она считает, что художественно-изобразительная деятельность (изображение и восприятие) на уроках изобразительного искусства направлена на решение трех основных проблем:
- познание способов и методов художественного творчества;
- усвоение способов создания художественного образа (специфики языка и искусства);
- усвоение приемов изобразительной деятельности [6, с. 111].
Тематическому рисованию как виду художественно-изобразительной деятельности посвящены работы В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова, Н.И. Пьянковой, Н.М. Сокольниковой, И.П. Глинской и других.
В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения кар-
тин на разнообразные темы [7, с. 108]. При этом тема в изобразительном искусстве понимается как круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения [4, с. 260].
Искусство способствует формированию творческой активности студентов в любом виде деятельности. Б.М. Неменский пишет о необходимости развития творческих способностей, говоря об их роли в любой человеческой деятельности. При этом он подчёркивает «огромные возможности» искусства «для развития творческой потенции, фантазии и интуиции» [5, с. 28].
Занимаясь изобразительной деятельностью, студенты активно включаются в творческий процесс. В изобразительном искусстве творческий процесс - это процесс претворения наблюдения реального мира в художественных образах [8, с. 477].
В контексте исследуемой проблемы для нас важно рассмотреть методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий, проанализированные в работе Л.Б. Ермолаевой-Томиной. Остановимся на анализе методов включения творческих решений в тематическом рисовании. Автор обращает внимание на то, что творчество в работе с натуры проявляется совсем по-другому, чем в тематическом рисовании или дизайне. В каждом задании формируются разные качества творческого, преобразующего восприятия, памяти, мышления, воображения, воспитываются разные формы взаимодействия со средой, вносятся разные средства для ее эстетизации. В итоге образуется некоторый общий творческий стиль деятельности, в котором интегрируются психические процессы и личностные образования, переносимые на все виды деятельности [2, с. 258].
Для развития творческих качеств в тематическом рисовании, прежде всего, необходимо определить понятие самой темы. Существуют общие темы, имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество и конкретные темы, с четким указанием места и действия, которые задаются ученикам и провоцируют на точное ее выполнение.
В изобразительном искусстве существуют такие общие «вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного, которые в разных вариантах присутствуют в творчестве художников всех эпох. Конкретные же
темы, такие как «Игра в ловилки около школы», «Дом, дерево, человек», служат основными методиками для диагностики творческих способностей, поскольку они провоцируют на стандартное выполнение, как об этом говорилось выше.
Темы, провоцирующие творчество, должны иметь, прежде всего, свободу выбора. На это должен быть направлен интеллектуальный поиск.
Кроме того, для настроя на творчество нужно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск проблемы и темы в искусстве. Для этого достаточно дать задание - выбрать тему, которая наиболее актуальна для настоящего времени и базируется на проблемах современности. Такой поиск начинается с анализа «вечных тем» и проблем, поднимаемых в искусстве, их конкретного преломления в настоящем, а также просмотра того, какие новые проблемы и темы появились в связи с развитием цивилизации, науки и техники, например, с засилием «экранного искусства», компьютерной графики [2, с. 273-275].
Художественно-изобразительная деятельность включается в содержание эстетической подготовки студентов на факультете начального образования. Мы считаем, что активное вовлечение студентов педвуза в процесс художественно-изобразительной деятельности, постоянное усложнение деятельности, выявление и реализация потенциальных возможностей содействуют интенсивному формированию творческого уровня активности студентов педвуза.
Развитию творческого потенциала будущих учителей начальных классов способствует курс «Методика изобразительного искусства с практикумом» и дополнительные спецкурсы. Так, основной целью программы по дисциплине «Методика изобразительного искусства с практикумом» является подготовка будущих учителей начальных классов к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству в 14 классах общеобразовательной школы, которая включает теоретические вопросы по основам изобразительной грамоты, основные методические аспекты, раскрывающие специфику преподавания изобразительного искусства в школе, а также занятия практической направленности, которые сориентированы на формирование творческих способностей студентов.
В учебный процесс факультета начального образования включен спецкурс «Художественные техники на уроках изобразительного искус-
ства в начальной школе». Цель спецкурса - дать методическую и практическую подготовку будущим учителям начальных классов к самостоятельному проведению творческих занятий по изобразительному искусству. Практические занятия строятся с опорой на теоретический материал. Большое внимание уделяется заданиям, позволяющим проявить творчество, развивающим воображение: будущие учителя начальных классов знакомятся с такими техниками работы, как монотипия, диатипия, акватушь, граттаж, рисуют тушью замок, конструируют из бумаги театр, выполняют не только самостоятельные творческие работы, но и разрабатывают творческие задания для детей, опираясь на программу «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством Б.М. Не-менского). Программа ставит задачей не только практическое ознакомление студентов с выразительными средствами изобразительного искусства, развитие их творческих способностей, но и помогает студентам накопить наглядный материал, необходимый для работы с детьми. Программа спецкурса рассчитана на 39 часов (34 практ. и 5 зач.) - на V курсе очного отделения.
Мы полагаем, что активное вовлечение студентов педвуза в процесс художественно-изобразительной деятельности, постоянное усложнение деятельности, выявление и реализация потенциальных возможностей, создание специальной системы педагогических условий содействуют интенсивному формированию творческого уровня активности студентов педвуза. Мы разработали систему условий, способствующих формированию ценностных ориентаций у студентов педагогического вуза на творчество в художественноизобразительной деятельности. Считаем, что эту группу условий составляют:
- если в процессе обучения у студентов будет складываться достаточно полное представление о ценностных ориентациях на творчество в художественно-изобразительной деятельности и стремление к овладению необходимыми знаниями и умениями;
- если приобщение студентов к ценностям творчества будет проходить в условиях развития интереса к изучению изобразительного искусства, воспитания у студентов веры в свои силы, в свои творческие способности;
- если процесс взаимодействия педагога и студентов, студентов между собой будет вызы-
вать чувство взаимной и личной удовлетворённости достигнутым результатом;
- если ориентация на ценности творчества станет потребностью студентов;
- если приобщение студентов к ценностям творчества будет проходить в условиях последовательного усложнения изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества студентов.
В течение двух лет обучения по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» студенты знакомятся с методикой преподавания рисования с натуры, декоративного рисования, тематического рисования и иллюстрирования, беседами по изобразительному искусству. Изучение теоретических вопросов строится с опорой на практические занятия, ориентированные не только на изучение основ изобразительной грамотности и на знакомство с основными изобразительными заданиями, включенными в программу для начальной школы по изобразительному искусству, но и способствующие творческому развитию будущих учителей начальной школы. На основании анализа современных исследований мы можем говорить о том, что тематическое рисование является одним из условий творческого развития будущих учителей начальных классов. На занятиях тематическим рисованием, студенты сначала получают конкретные темы для рисования, например «Изображение весеннего пейзажа», затем им предлагаются темы, предполагающие поиск сюжета изображения, способов материализации замысла. Например, такие темы как «Пейзаж настроения», «Иллюстрирование литературного произведения».
В исследование были вовлечены 78 студентов первого и второго курсов факультета начального образования, из которых 33 студента I курса и 45 студентов II курса. С целью выявления творческого уровня активности в процессе художественно-изобразительной деятельности нами было предложено студентам педвуза выполнить композицию на свободную тему. Причем были названы примерные вопросы, которые могли быть отражены в композиции. Студентам предлагалось самостоятельно выбрать тему работы, сюжет для изображения, стиль выполнения, технику работы, материалы необходимые для работы.
Рассмотрим критерии и показатели уровня творческой активности студентов в процессе ра-
боты над изображением. По критерию «Выбор темы работы» мы оценивали предпочтение оригинальной, интересной, необычной темы, существенные отличия выбранной темы работы от тем других студентов.
При определении показателей по критерию «Оригинальность идеи (сюжета) изображения» мы опирались на тест «Дерево, дом, человек», разработанный психологом Л.Б. Ермолаевой-То-миной. Тест использовался для исследования показателя творчества. Согласно тесту изображения выполненные студентами в зависимости от формы и содержания распределялись на три группы: 1) по форме стандартным выполнением этого задания студентами являлась простая констатация реальности, где размещение дома, дерева и человека не меняло смысла изображения, не несло какой-либо новой информации для зрителя; 2) по содержанию нетворческими были все изображения, в которых внешняя форма искажалась без всякого смысла; 3) в творческих по форме и содержанию рисунках через конкретное изображение поднимались общие и значимые проблемы настоящего и вечного, как индивидуальные, так и социальные [2, с. 286-289]. Итак, по критерию «Оригинальность идеи (сюжета) изображения» мы выделили следующие показатели: стандартные, нетворческие и творческие по форме и содержанию изображения.
Критерий «Качество воплощения идеи» касается изобразительного качества выполненной работы. Для передачи своей мысли ученик находит наиболее соответствующую, удобную и оригинальную художественную форму. Усилить информативную направленность можно свойствами линии и цвета, расположением и величиной фигур, графическим приемом, применением средств гармонизации. Оригинальность проявляется и в совмещении в одном произведении разных по свойствам материалов: цветных карандашей и шариковой ручки, гуаши и фломастера, цветных карандашей и маркера и т.д. [1, с. 76]. По критерию качества воплощения идеи мы выделили показатели: существенные отличия от художественных приемов других студентов, необычность использования выбранных материалов и инструментов (например, их сочетание), выбор материалов и инструментов, не характерных для заданий по основному курсу (выбор тех материалов, с которыми студентов не знакомят на занятиях).
При выборе темы для своей композиции 28% студентов предпочли выполнить пейзаж настроения, 18% студентов привлекли темы, связанные со сказочными, мультипликационными образами, 14% студентов свои композиции посвятили изображению животных, 10% выполнили работу на тему абстрактных, современных образов. Выполнили декоративную композицию 9% студентов, в сюжетной композиции отразили переживания человека 9% студентов, 5% студентов выполнили натюрморт. Остальные студенты посвятили свои работы изображению композиций на тему школьной жизни, цирка (2,5%), выполнили портрет (2,5%), изобразили интерьер (1%). При этом на II курсе отдали предпочтение оригинальной, интересной, необычной теме, отличающейся от тем других студентов и от заданий, выполняемых по основному предмету «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» 53% студента, а на I курсе 45% студентов.
В творческих по форме и содержанию рисунках студентам удалось найти оригинальную идею (сюжет) изображения, таких работ на II курсе 38%, а на I курсе 24%. По содержанию нетворческими были все изображения, в которых внешняя форма искажалась без всякого смысла, на II курсе таких работ 27%, а на I курсе 24%. По форме стандартным выполнением этого задания студентами являлась простая констатация реальности, где размещение элементов композиции не меняло смысла изображения, не несло какой-либо новой информации для зрителя. На II курсе стандартным выполнением задания можно назвать 35% работ, а на I курсе 51%.
Существенные отличия художественных приемов, используемых для воплощения замысла в композициях от художественных приемов других студентов на II курсе составили 38% работ, а на I курсе 27%. Необычно использовали выбранные материалы и инструменты на II курсе 15% студентов, а на I курсе 9%. Выбрали материалы и инструменты, не характерные для заданий по основному предмету на II курсе 47%, а на I курсе 27%.
Анализ художественно-изобразительной деятельности по созданию тематических композиций, выполненных студентами I и II курса, позво-
лил выявить ее значительные возможности для возрастания уровня творческой активности студентов педвуза. Представленные данные по курсам показали, что результаты выполнения задания лучше у студентов к концу второго года обучения. Занимаясь выбором темы работы, поиском сюжета для своей композиции, воплощая замысел в выбранной технике работы, студенты показали заинтересованность в успешном результате работы, у студентов проявляется желание открывать новые грани, находить нестандартные решения в выполнении своих работ, адекватно оценивать их, перестраивая свою деятельность в направлении оригинальности, построения известного в постоянно меняющихся комбинациях, накапливая опыт творческой деятельности.
Библиографический список
1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с. (Модернизация общего образования).
2. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Высш. шк., 1997. - 271 с.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. -176 с. (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.
8. Чернецова Е.М. Искусство. Словарь-справочник. - М.: Библиотека Ильи Резника, 2002. -576 с.