Научная статья на тему 'Рискогенность интернет-пространства в жизнедеятельности человека'

Рискогенность интернет-пространства в жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / опасность / угроза / дети / подростки / инфохолизм / преступность / троллинг / киберзапугивание / зависимость. / Internet / danger / threat / children / teenagers / infogolism / crime / trolling / cyberbullying / addiction.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липская Алиса Андреевна

Данная статья посвящена изучению результатов исследований на тему угроз безопасности жизнедеятельности человека в Интернет, особое внимание было уделено безопасности несовершеннолетних. Были рассмотрены статистические данные, касающиеся защищенности детей в Интернете, а также выделены основные проблемы, которые становятся причиной тревоги: инфохолизм, киберзапугивание, троллинг, сексуальные домогательства и Интернет-преступность. Дети и подростки, столкнувшись с этими проблемами, могут стать жертвами, что может негативно отразиться на их эмоциональном и психологическом состоянии. Вывод из этих исследований однозначен: бесконтрольный доступ к Интернету для детей и подростков может быть опасным. В Интернете содержится огромное количество информации, которая может пропагандировать насилие, манипулировать сознанием и распространять негативные идеи. Поэтому важно осознавать и контролировать активность детей в Интернете, обеспечивать им безопасную среду и обучать правилам безопасного поведения в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The riskiness of the internet space in human life

This article is devoted to the study of the results of research on the topic of threats to the safety of human activity on the Internet, special attention was paid to the safety of minors. Statistical data on the protection of children on the Internet were reviewed, and the main problems that cause anxiety were highlighted: infocholism, cyberbullying, trolling, sexual harassment and Internet crime. Children and adolescents, faced with these problems, can become victims, which can negatively affect their emotional and psychological state. The conclusion from these studies is unequivocal: uncontrolled access to the Internet for children and adolescents can be dangerous. The Internet contains a huge amount of information that can promote violence, manipulate consciousness and spread negative ideas. Therefore, it is important to be aware of and monitor the activity of children on the Internet, provide them with a safe environment and teach them the rules of safe behavior online.

Текст научной работы на тему «Рискогенность интернет-пространства в жизнедеятельности человека»

Рискогенность интернет-пространства в жизнедеятельности человека The riskiness of the internet space in human life

Липская Алиса Андреевна

обучающаяся 5 курса, направления подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного

поведения»

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Россия, г. Ялта e-mail: alice.l2019@mail.ru

Lipskaya Alice Andreevna

student of the 5 th year, the direction of training 44.05.01 "Pedagogy and psychology of deviant behavior" Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher

Education "V.I. Vernadsky KFU" Russia, Yalta e-mail: alice.l2019@mail.ru

Научный руководитель Проботюк Людмила Олеговна

ассистент кафедры психолого-педагогического и специального образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Россия, г. Ялта e-mail: kupkomila@gmail.com

Scientific adviser Probotyuk Lyudmila Olegovna

assistant of the Department of Psychological, Pedagogical and Special Education Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher

Education "V.I. Vernadsky KFU" Russia, Yalta e-mail: kupkomila@gmail.com

Аннотация.

Данная статья посвящена изучению результатов исследований на тему угроз безопасности жизнедеятельности человека в Интернет, особое внимание было уделено безопасности несовершеннолетних. Были рассмотрены статистические данные, касающиеся защищенности детей в Интернете, а также выделены основные проблемы, которые становятся причиной тревоги: инфохолизм, киберзапугивание, троллинг, сексуальные домогательства и Интернет-преступность. Дети и подростки, столкнувшись с этими проблемами, могут стать жертвами, что может негативно отразиться на их эмоциональном и психологическом состоянии. Вывод из этих исследований однозначен: бесконтрольный доступ к Интернету для детей и подростков может быть опасным. В Интернете содержится огромное количество информации, которая может пропагандировать насилие, манипулировать сознанием и распространять негативные идеи. Поэтому важно осознавать и контролировать активность детей в Интернете, обеспечивать им безопасную среду и обучать правилам безопасного поведения в сети.

Annotation.

This article is devoted to the study of the results of research on the topic of threats to the safety of human activity on the Internet, special attention was paid to the safety of minors. Statistical data on the protection of children on the Internet were reviewed, and the main problems that cause anxiety were highlighted: infocholism, cyberbullying, trolling, sexual harassment and Internet crime. Children and adolescents, faced with these problems, can become victims, which can negatively affect their emotional and psychological state. The conclusion from these studies is unequivocal: uncontrolled access to the Internet for children and adolescents can be dangerous. The Internet contains a huge amount of information that can promote violence, manipulate consciousness and spread negative ideas. Therefore, it is important to be aware of and monitor the activity of children on the Internet, provide them with a safe environment and teach them the rules of safe behavior online.

Ключевые слова: Интернет, опасность, угроза, дети, подростки, инфохолизм, преступность, троллинг, киберзапугивание, зависимость.

Key words: Internet, danger, threat, children, teenagers, infogolism, crime, trolling, cyberbullying, addiction.

Военная система передачи информации Министерства обороны США в середине XX века превратилась в глобальное информационное пространство - Интернет [5]. Становление и развитие Интернета, а также его массовое использование способствовало возникновению новой социальной реальности - виртуальной. Влияние сетевого пространства на жизнь человека и общества в целом еще не осмыслено и требует глубокого изучения.

Интернет пространство является специфическим социально-культурным феноменом, а также метасредой для коммуникаций, обработки и хранения большого количества информации, оно прочно вошло в жизнь современного человека. На сегодняшний день количество пользователей Интернета составляет более 2 млрд. человек, и это число неуклонно растет.

Проблемой исследования является необходимость изучения рисков, связанных с использованием Интернет-пространства в жизнедеятельности людей. Интернет-пространство позволяет нам получать информацию, общаться, покупать товары и услуги, работать и развлекаться. Однако, оно также является местом, где мошенничество, кибербуллинг, нарушение конфиденциальности и другие проблемы становятся все более распространенными. Недостаточное понимание этих рисков и недостаточная осведомленность о мероприятиях по обеспечению безопасности в Интернете могут привести к нежелательным последствиям для людей. В созданном человеком виртуальном пространстве, он общается, моделируя свой социальный статус. Часть сознания человека при погружении в Интернет-пространство остается в реальной действительности, а другая часть погружается в виртуальное пространство. Человек находится в переходном, неустойчивом состоянии, которое несет в себе опасность психологической и физиологической зависимости [1, с. 25].

Исследование по рискогенности Интернет-пространства позволит выявить и описать основные угрозы и риски, с которыми сталкиваются пользователи Интернета, а также стать подспорьем для будущих разработок по улучшению ситуации. Это поможет разработать эффективные меры безопасности, обучить пользователей Интернета основам кибербезопасности и снизить уровень уязвимости в онлайн-среде. В результате, люди смогут более безопасно и осознанно использовать Интернет-пространство, что приведет к снижению рисков и улучшению их жизнедеятельности в целом.

Научная новизна данной темы состоит в том, что Интернет-пространство является относительно новым феноменом, и многие люди пока не полностью осознают все его возможности и риски. Исследование рисков Интернет-пространства с точки зрения жизнедеятельности человека позволит увидеть широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются пользователи в своей повседневной жизни, а также потенциальные пути их решения.

Существует множество опасностей, связанных с неограниченным доступом к Интернету для всех людей, особенно для детей. В сети можно найти информацию, которая пропагандирует насилие, манипуляцию сознанием, сексизм, мистицизм, расизм и другие негативные явления.

В России уже 88% детей в возрасте от 7 до 10 лет имеют свой собственный смартфон или планшет, но не все родители интересуются, как их дети используют эти устройства. Исследование, проведенное среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста в мае-июне 2022 года «Лабораторией Касперского» совместно с компанией Online Interviewer, показало, что 92% родителей используют гаджеты для того, чтобы занять ребенка в свободное время.

Согласно данным «Лаборатории Касперского», большинство детей использует Интернет для игр (более 74%), около 71% просматривает фото и видео, а 68% использует мобильные устройства для общения с друзьями. Меньше половины детей использует гаджеты для образовательных целей (46%), и еще меньше для оперативного поиска информации (35%) [4].

Эксперты выражают особую озабоченность в связи с активным использованием детьми социальных сетей и онлайн-среды. Большая часть школьников общается в «ВКонтакте» (58%), просматривает видеоролики

на YouTube (53%) и использует чат со своими одноклассниками, о котором не знают ни учителя, ни родители (52%). Такие показатели вызывают опасения по поводу будущего молодежи, особенно учитывая негативные последствия и неблагоприятные ценности, распространяемые через эти популярные сервисы [4].

Одна из проблем связана с недостаточным вниманием детей к приватности в онлайн-жизни. Исследование показало, что дети раскрывают много личной информации в Интернете. Более 50% детей указывают свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях, 27% раскрывают номер своей школы, 13% выкладывают фотографии, на которых видно интерьер их квартиры, 12% указывают имена своих родственников (родителей), а некоторые даже публикуют свой номер телефона (10%). Такой неосмотрительный подход к защите личных данных свидетельствует о недооценке детьми опасности, которая может скрываться в онлайн-мире и за его пределами. Более того, треть родителей не знает, какая информация о их детях находится в открытом доступе в социальных сетях и в Интернете в целом [4].

Тема угроз в Интернете, весьма широка. Осведомленность общества об этой проблеме оставляет желать лучшего.

Вхождение роботов в повседневную жизнь человека является еще одной угрозой в киберпространстве. Этот новый тип связи «человек — машина» требует четкого определения места и роли каждого элемента этой связи. Инновации требуют прежде всего осознания ответственности и угроз. Эта проблема требует комплексного рассмотрения, с учетом широкого спектра применения современных технологий [2, с. 313].

С помощью указанных технологий можно совершить преступление, а также стимулировать насилие и новые разновидности девиантного и даже преступного поведения. Данный процесс вызывает последствия социально-образовательного, дидактического, этического, медицинского и правового характера, а также влияет на, функционирующие в обществе, институты социализации.

Новая зависимость, связанная с использованием компьютера и Интернета, опасна тем, что человек не замечает, когда он стал зависим от Сети. Эта проблема становится все опаснее и все чаще и чаще касается детей и подростков.

Выделяют следующие типы инфохолизма:

1. Зависимость от виртуальных отношений. Это чрезмерная вовлеченность в отношения в Интернете. Зависимый человек исключительно через Сеть устанавливает новые контакты, при общении вне Сети у него нарушены отношения «человек — человек».

2. Интернет-эротомания. Данное расстройство является навязчивым посещением страниц, которые касаются порнографии и секса.

3. Зависимость от компьютера. Все свое время зависимый проводит за компьютером. Для больного неважно, что он делает за компьютером —работает или играет.

4. Зависимость от Сети. Эта зависимость похожа на зависимость от компьютера, однако здесь важно стремление постоянно пребывать в Интернете.

5. Информационная перегрузка. Привыкание к просмотру баз данных или веб-серфингу. Нахождение в среде, пропитанной огромным количеством информации, например, пребывание в нескольких чатах одновременно нескольких списках рассылки [2, с. 314].

В современное время, когда компьютеры и Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни, зависимость от них стала серьезной проблемой, особенно среди детей.

Признаки зависимости от Интернета могут быть различными, и важно понимать, какие последствия она может иметь для подрастающего поколения.

Одним из признаков зависимости является постоянная потребность в длительном использовании компьютера. Дети, страдающие от зависимости, могут проводить часы за экраном, играя в игры или просто сидя в Интернете.

Вместе с этим, у детей, когда им недоступен компьютер, проявляются признаки раздражительности, возбужденности и тревожности. Отсутствие возможности пользоваться Интернетом может даже вызывать у них развитие депрессии.

Дети, страдающие от зависимости, также склонны врать о реально проведенном времени за компьютером. Они могут скрывать свою зависимость от родителей и окружающих, чтобы продолжать пользоваться компьютером без ограничений. Это может привести к разрушению доверия и созданию конфликтов в семье.

Дети, затянутые в виртуальный мир, начинают уходить от реальной жизни. Они теряют интерес к учебе и другим занятиям, а также отказываются от встреч с друзьями ради использования компьютера. Это может привести к социальной изоляции и ухудшению отношений с окружающими.

Последствия зависимости от Интернета также могут быть разнообразными.

Физические проблемы включают дефекты осанки, зрения и повреждение нервов, отвечающих за движение кисти и запястья.

Психические последствия могут включать наркоманию, неврозы, отсутствие чувства реальности, страхи и другие изменения в нервной системе.

Моральные последствия проявляются в плохом поведении и негативном отношении к окружающим и их проявлениям заботы и беспокойства.

Социальные последствия включают преступность, дистанцирование от общества и анонимность.

Интеллектуальные последствия могут проявляться в неспособности к критическому осмыслению информации, предлагаемой компьютером.

В целом, зависимость детей от Интернета имеет серьезные последствия, которые могут сказаться на их физическом, психическом, моральном, социальном и интеллектуальном развитии. Родители и общество должны быть более внимательными к этой проблеме и принимать меры для предотвращения и лечения зависимости от Интернета у детей.

Наряду с инфохолизмом существует и такая угроза, как киберзапугивание или кибербуллинг. Киберзапугивание - это травля или преследование других людей при помощи коммуникационных и информационных технологий (таких как email, MMS и SMS, веб-сайты, блоги, форумы) [2, с. 317]. От «традиционного» насилия, киберзапугивание отличается высоким уровнем анонимности.

Кибербуллинг — это серьезная проблема, которая стала все более распространенной в нашем обществе. Кибербуллинг включает в себя различные формы запугивания, которые могут нанести серьезный вред психическому и эмоциональному состоянию жертвы.

Первая форма кибербуллинга - травля и преследование. В этом случае жертва подвергается систематическому издевательству и унижению в онлайн-среде. Это может включать оскорбления, угрозы, распространение ложной информации о человеке и т.д. Травля может привести к серьезным психологическим проблемам и даже самоубийству.

Вторая форма - взлом аккаунта для рассылки компрометирующих сообщений. Злоумышленники могут получить доступ к аккаунту человека и использовать его для отправки оскорбительных или непристойных сообщений его контактам. Это может нанести ущерб репутации и отношениям жертвы.

Третья форма - выкладывание нежелательных фотографий, видео или информации. Так в Сеть попадают компрометирующие материалы о человеке без его согласия. Это может вызвать стыд, унижение и нарушение приватности жертвы.

Четвертая форма - создание высмеивающих веб-страниц. Злоумышленники могут создавать специальные веб-страницы, посвященные оскорблению и издевательству над конкретным человеком. Это может привести к публичному унижению и нарушению достоинства жертвы.

И, наконец, пятая форма - размещение личных данных человека в Сети против его воли. Преступник может незаконно получить доступ к личным данным человека и разместить их в открытом доступе. Это может привести к краже личности, финансовым проблемам и другим негативным последствиям.

Еще одной угрозой, с которой может столкнуться как ребенок, так и взрослый является троллинг. Троллинг — это вид виртуального общения, в котором человек намеренно применяет обидные и издевательские для других комментарии. Провоцирование людей является главной целью троллинга. Тролли прячутся под маской анонимности довольно часто. Символ троллинга — это изображение лица черно-белого цвета с озорной усмешкой [2, с. 321].

Иногда жертвы троллинга не выдерживают их нападок и идут на крайние меры. Так в Интернете появляются сообщение о невыносимости жизни. Иногда эти сообщения пишут просто от скуки из желания привлечь к себе внимание. Но случается и так, что человек действительно собирается воплотить свой план в жизнь [2, с. 322]. Есть огромное количество групп, страниц, сайтов для самоубийц, где есть инструкции, как наиболее эффективно покончить с жизнью. В группах самоубийц люди обмениваются рецептами и советами.

Следует отметить, что рискованное поведение подростков и детей в Интернете заключается, в доверчивом посвящении в свои личные проблемы и раскрытии своих персональных данных анонимам, встреченным в Сети, осмеивании и преследовании других лиц, принятии приглашений на встречи в реальном мире без ведома родителей, увлечении азартными онлайн-играми, сетевыми играми, которые вызывают агрессию и зависимость. Именно раскрытие персональных данных является наибольшим риском, которые становятся доступными для злоумышленников.

Угрозы со стороны других Интернет-пользователей могут заключаться в провоцировании и поощрении антисоциального поведения, ненависти, агрессии, втягивании в азартные игры, употребления алкоголя и наркотиков, предложении вступить в сексуальный контакт, суицидальных актов.

Для подрастающего поколения Глобальная сеть - это мощный инструмент для их социализации, образования, участия в общественной жизни. Этим объясняется столь быстрый рост популярности социальных сетей и других видов социальных медиа [6]. Подростки в Сети подвержены множеству угроз, одной из которых являются домогательства или навязчивые ухаживания. Именно эта возрастная группа чаще сталкивается с порнографическими материалами в Интернете [7].

Параллельно с «нормальной» Сетью, где встречается множество угроз, в подполье существует Сеть TOR (англ. The Onion Router). Она фактически полностью обеспечивает анонимность и скрывает следы передвижения в киберпространстве. Все незаконное и аморальное, можно найти и приобрести именно там. Наркотики, объяснения афер, детская порнография, украденное оборудование, «левые» документы, инструкции по убийству человека и скрытию улик — это лишь небольшая часть теневого Интернета. Здесь можно увидеть практически все: сайты террористических групп и экстремистских движений, учебные пособия для террористов, смертельные избиения, ужасные несчастные случаи, а также различные игорные платформы, связанные с организованной преступностью. Эксперты предполагают, что только виртуальные рулетки в России приносят до 500 миллионов долларов США в год [3, с. 95].

Таким образом, на сферу, связанную с преступлениями, оказало огромное влияние развитие современных технологий. Все более распространенной становится Интернет-преступность. На это повлияло общее непонимание серьезности проблемы, а также отсутствие знания того, как следует отвечать на возникающие Интернет-угрозы. Масштаб компьютерных преступлений и рост уровня опасности создают огромные проблемы для органов правопорядка и международных организаций. Поэтому, данная проблема требует дальнейшего изучения и разработок стратегий борьбы с Интернет-преступностью.

Список используемой литературы:

1. Ильинская Е.А. Время и интернет пространство [Текст] / Е.А. Ильинская // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - Т.2. - №8 (35). - С. 24-28. - URL: https://goo.su/4BYh (дата обращения: 05.10.2023).

2. Касьянов, В. В. Социология Интернета : учебник для вузов / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 424 с. — (Высшее образование). Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453914 (дата обращения: 05.10.2023).

3. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.

4. Сиденко А., Исследование 2022: Взрослые и дети в интернете: альтернативные цифровые реальности / Сиденко А., [Электронный ресурс] // kaspersky : [сайт]. — URL:

https://kids.kaspersky.ru/article/vzroslye i deti v internete alternativnye cifrovye realnosti (дата обращения: 27.11.2023).

5. Трофимова В.В. Информационные технологии в экономике и управлении в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. В. Трофимов [и др.] ; под редакцией В. В. Трофимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 269 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09083-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517142 (дата обращения: 05.10.2023).

6. Boyd Danah, Elisson, N.B. «Social network Sites: Définition, History and Scholarship» // Journal of Computer-mediated Communication 13 (1), 2007 // http://j cmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd. ellison.html

7. Ybarra, Michele and Kimberly J. Mitchell. Prevalence and Frequency of Internet Harrasment Instigation: Implications for Adoscent Health // Journal of Adolescent Health 41. 2007. P. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.