Научная статья на тему 'Риски взаимодействия с контрагентами и методы их профилактики'

Риски взаимодействия с контрагентами и методы их профилактики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2871
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ РИСКИ / РИСКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ / MARKET RISKS / THE RISKS OF COUNTERPARTY INTERACTION / EXPERT RISK ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелопаев Ф. М.

Рассматриваются риски взаимодействия с контрагентами, как один из видов маркетинговых рисков, причины их возникновения в работе аптек и методы их профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The risks of interaction with contractors and the methods of their prevention

The risks of interaction with contractors, as kind of the marketing risks, the causes of their appearance in the pharmacies and the methods of their prevention are considered.

Текст научной работы на тему «Риски взаимодействия с контрагентами и методы их профилактики»

УДК 658.14.012

Ф.М. Шелопаев, канд. экон. наук, доцент, (4872) 24-17-15, fedor shelopaev@mail.ru. (Россия, Тула, ТулГУ)

РИСКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ И МЕТОДЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

Рассматриваются риски взаимодействия с контрагентами, как один из видов маркетинговых рисков, причины их возникновения в работе аптек и методы их профилактики

Ключевые слова, маркетинговые риски, риски взаимодействия с контрагентами, экспертная ощнка рисков.

Среди множества рисков, которые подстерегают предпринимателя и могут неожиданно стать угрозой его деятельности, различают производственные, финансовые и коммерческие (маркетинговые).

Коммерческие (маркетинговые) риски связаны с вероятными потерями во время сбыта продукции, а также в процессе взаимодействия с контрагентами и партнерами в целях организации продаж. Рассмотрим риск взаимодействия с контрагентами как один из маркетинговых рисков.

Достаточно опасными для коммерческой деятельности являются риски взаимодействия с контрагентами и партнерами в процессе организации продаж продукции. Данная группа рисков тесно связана с процессом реализации продукции и обусловлена тем, что в большинстве случаев фирма не сама занимается продвижением товара к потребителям, а использует услуги множества посреднических организаций.

В свою очередь, эту группу рисков можно подразделить на подгруппы:

- риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами);

- риск задержки выполнения партнерами (контрагентами) текущих договорных обязательств;

-риск выхода партнеров из совместного проекта или совместного предприятия;

-риск блокирования договорных отношений с партнерами (контрагентами) в связи с некачественно составленными контрактами с ними.

Риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами) выражается в заключении договоров на закупки ресурсов либо на оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые:

1) не в состоянии выполнить своих обязательств из-за отсутствия необходимого потенциала и средств (в том числе из-за тяжелого финансового положения);

2) неправомочны входить в подобные договорные отношения;

3) изначально не намереваются выполнять свои договорные обязательства (особенно при долгосрочных договорах с партнерами, которые планируют ликвидацию своего дела в пределах срока договора);

4) намечают реорганизацию, приватизацию (любую смену собственников или субъектов контроля) с вероятным отсутствием четкой преемственности во взятых обязательствах после реорганизации либо приватизации.

Такой риск подразумевает и принятие заказов на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. Их неплатежеспособность может выявиться слишком поздно — после того как изготовитель, поставщик пошел на необходимые капитальные и иные затраты, необходимые для выполнения заказа. Это, в свою очередь, как и невыполнение своих обязательств поставщиками (контрагентами), заставит запоздало искать альтернативных партнеров, источники покрытия возникших задолженностей, пересматривать сроки реализации предпринятого фирмой проекта, идти на дополнительные издержки и откладывать получение доходов и прибылей.

Наличие этого риска обусловлено большим количеством оптовых компаний, региональной отдаленностью партнеров и, кроме того, отсутствием достоверной информации о финансовом положении как новых, так и старых партнеров фирмы.

Например, на отечественном фармацевтическом рынке сложилась порочная практика предоставления длительных отсрочек платежа, что при большом количестве предложений привело к массовым нарушениям финансовых обязательств. Некоторые довольно известные фирмы как мелкие, так и крупные, закупив товар у одной оптовой компании, не оплачивают его, а в следующий раз берут товар у других оптовиков и т. д. Действуя таким образом, неплательщики какое-то время могут продержаться на рын-ке [1].

Такого рода риски можно снизить, ограничивая круг партнеров и заключая контракты только на основании информации о дееспособности каждого из них.

Риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств заключается в том, что в процессе ведения хозяйственной деятельности всегда существует вероятность нарушения контрагентами сроков поставок, платежей и получения доходов или несогласованность в этих вопросах. Убытки в случае реализации данного риска неравномерно распределены во времени, их максимум соответствует критическому моменту реализации конкретного проекта.

Риск задержки партнерами текущих договорных обязательств может быть идентичен риску вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами. Поэтому снижение первого

из указанных рисков достигается действиями, которые описаны выше, а также изменением условий поставок для недисциплинированных клиентов или отказом от работы с ними.

Кроме того, одним из источников возникновения такого риска может быть проводимая контрагентом стратегия, которая нацелена на оказание давления на фирму с целью заставить ее взять на себя неоговоренные в контракте обязательства. Например, когда подходит время платежей, клиент просит (на самом деле шантажирует) поставщика увеличить отсрочку платежа или взять на себя не оговоренные ранее затраты на транспортные расходы и т. п. Особенно это актуально для тех фирм, которые осуществляют свою деятельность только за счет получения товарных кредитов и не вкладывают в развитие оборотные средства.

При низкой финансовой дисциплине на фармацевтическом рынке довольно часто не соблюдаются сроки оплаты товара. Л ведь стоимость денег для фирмы-поставщика меняется во времени не только в связи с колебаниями курса доллара, но и в результате изъятия средств из оборота Следовательно, сотрудничество с партнерами, систематически нарушающими сроки оплаты, приводит к прямым убыткам [1].

Риск выхода партнеров из совместного проекта или совместного предприятия предполагает возможность того, что тот или иной партнер в результате изменения своего отношения к проекту либо фирме, являющейся его инициатором, вследствие смены собственников или менеджеров, переоценки перспектив проекта и конъюнктуры и прочих его рисков, а также вследствие реакции на вероятные при сложном проекте неурегулированные конфликты и разночтения в договоре реализует свое право выхода из проекта или совместного предприятия, предусмотренное в уставе последнего либо в договоре.

Формальной причиной может при этом выступать и нарушение фирмой-инициатором проекта процедурных обязательств в части соблюдения сроков и иных условий деловой переписки. Такая причина весьма вероятна в отношениях с иностранными партнерами для российских фирм, не имеющих доступа к современным международным средствам коммуникаций

Риск приостановления договорных отношений с партнерами в связи с некачественно составленными контрактами с ними проявляется в том, что по недостаточно проработанным контрактам могут часто возникать разногласия. В силу того что их невозможно квалифицировать как прямое нарушение контракта, такие разногласия трудно урегулировать как в двустороннем порядке, так и через арбитраж и суд. Это особенно важно для отношений с партнерами, имеющими собственность и прочие материальные интересы по месту нахождения истца.

Основным способом снижения данного риска является грамотно составленный контракт, в котором детально и всесторонне освещены все

возможные проблемы, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Экспертная оценка рисков, связанных с товародвижением, включает в себя вопросы выбора поставщиков, причины конфликтов с ними, нарушение сроков и комплектности поставок, столкновение с некачественным или поддельным товаром (табл. 1, 2) [2].

Существование риска ненахождения поставщиков определенных лекарственных средств, лекарственных трав, биологически активных добавок было положительно оценено 37,66% респондентов. Данный вид риска приводит к нарушению постоянства ассортимента, ценовой политики, следуют отказы покупателям, страдает имидж аптеки.

Таблица 1

Экспертная оценка рисков, связанных с взаимодействием

с партнерами, причины их возникновения

Виды рисков Частота воз- Количест- % оп- Причины потерь

никновения во случаев рошен-

рисков(% опрошенных) в гад ных

Риск потери дело- Несвоевременный расчет

вого партнера 36,3 1-2 3-5 15,3 3,7 со стороны покупателя. Нарушение условий дого-

10 1,6 вора со стороны поставщика: некомплектность, несвоевременность поставок, отсутствие сертификатов, увеличение цены, уменьшение ассортимента

Риск возникновения конфликтов с 26,2 1 0,8 Нарушение условий договора

поставщиками, который преобразу- 2-3 5,5

ется в риск потери партнера 5-7 0,8

В связи с вышесказанным, руководители аптек выдвигают ряд основных критериев, характеризующих выбор поставщика, среди которых цену указывают 74,09 % респондентов; широту ассортимента — 71,88 %; надежность поставки — 60,22 %; скорость поставки — 41,65 %; наличие отсрочки платежа (в среднем 23 дня) — 44,48 %; постоянство ассортимента — 47,7 %; длительность отношений с поставщиком — 25,76 %.

Таблица 2

Экспертная оценка рисков, связанных с поставками товара в аптеку, их последствия и методы профилактики

Виды рисков Частота Количе- % Последствия Методы профилакти-

возник- ство опро ки

новения случаев шей-

рисков в год ных

(% опро-

шенных)

Риск нарушения 38,6 1 2,4 Потеря выруч- Поиск надежных по-

сроков и ком- 2-4 4,0 ки, снижение ставщиков, ориента-

плектности по- 5-6 5,5 товарооборота, ция на нескольких

ставок снижение до- поставщиков анало-

верия клиентов гичного товара,

в связи с от- предварительный за-

сутствием каз, постоянный лич-

препарата ный контакт со

в аптеке старшими менедже-

рами фирмы-

поставщика, уточне-

ние условий поставок

в договоре

Риски, связанные 39,7 1-2 4 Возврат това- Усиление входного

с поставками не- 3-6 12,7 ра, неста- контроля (проверка

качественного 12 5,5 бильность ас- качества, сроков год-

товара сортимента, ности, комплектно-

ухудшение сти)

имиджа апте-

ки, уменьше-

ние товаро-

оборота

Риски, связанные 28,4 1-2 13,5 Возврат, Требование сертифи-

с подделками 3-5 4 штраф для ап- катов качества, уже-

препаратов теки, ухудше- сточение входного

ние имиджа, контроля, изучение

отказ от рабо- предписаний КАЛ и

ты с постав- Госфарминспекции,

щиком сотрудничество с

КАЛ

Процесс закупок также нуждается в коррекции, так как 67,12 % руководителей отметили, что им регулярно не хватает какого-либо товара до следующей закупки. Обычно такая ситуация возникает 1-2 раза в неделю (67,2 % опрошенных), количество отсутствующих препаратов составляет 10—15 (13,51% опрошенных), 5-10 (27,66% опрошенных), 3-5 (38,26% опрошенных), 1-2 (20,57 % опрошенных). В качестве основной причины нехватки товара выдвигается нестабильный спрос (64,9 % респондентов),

нарушение сроков и комплектности поставок поставщиками (30 %) и только в последнюю очередь — ошибка работника, занимающегося закупками (16,06%). [2].

Исходя из проведенного анализа, можно сделать выводы, что предпринимательская деятельность в сфере фармации тесно связана с неопределенностью, повышенным риском и имеет некоторые особенности, присущие отрасли. Задача предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело без риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить крайние пределы риска.

Библиографический список

1. Риски контрагентов [Электронный ресурс]. URL: http:www.finrisk.ru/article/this/id 145 .asp.

2. Риски в работе аптек и методы их профилактики [Электронный ресурс]. URL: http://www.provisor.com.ua/archive/2008/N20/art 05.htm.

F.M. Shelopaev

The risks of interaction with contractors and the methods of their prevention

The risks of interaction with contractors, as kind of the marketing risks, the causes of their appearance in the pharmacies and the methods of their prevention are considered

Keywords market risks, the risks of counterparty interaction, expert risk assessment.

УДК 658.14.012

Ф.М. Шелопаев, канд. экон. наук, доцент, (4872) 24-17-15, Ге(1ог 5Ье1ораеу@таП. ги. (Россия, Тула, ТулГУ)

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рассматриваются особенности инвестиционной деятельности, факторы, наиболее значимые для оценки риска инвестиционных проектов, классификация инвестиционных рисков и их сущность, причины возникновения и методы определения инвестиционных рисков.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные риски, среднее ожидаемое значение, дисперсия.

Любая коммерческая деятельность сопряжена с определенным риском. Это в полной мере относится и к инвестиционной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционные риски — это риски, связанные с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов. Объектом риска в данном случае выступают имущественные интересы лица, осуществляющего вложения своих средств, т. е. инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.