Научная статья на тему 'Оценка влияния риска на эффективность бюджетных инвестиций в инфраструктуру Владимирской области'

Оценка влияния риска на эффективность бюджетных инвестиций в инфраструктуру Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции в инфраструктуру региона / оценка риска / риски при бюджетных закупках

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лускатов Николай Дмитриевич, Лускатова Ольга Владимировна

На примере конкретного инвестиционного проекта рассмотрена эффективность бюджетного финансирования инфраструктуры Владимирской области, оценена волатильность результирующих показателей к риску, и на основе классификации рисков при бюджетных закупках предложены пути его снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния риска на эффективность бюджетных инвестиций в инфраструктуру Владимирской области»

УДК 332.146(470.314) ББК 65.04(2Рос-4Вла)

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РИСКА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ ВЛА ДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Д. Лускатов, О.В. Лускатова

Владимирский государственный университет

им. А.Г. и Н.Г. Столетовых 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87

В современных условиях многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное инвестирование.

Инвестиционный проект предполагает планирование во времени трех основных денежных потоков: потока инвестиций, потока текущих

(операционных) платежей и потока поступлений, которые осуществляются в условиях неопределенности, характерных для рыночных условий.

Неустранимая информационная неопределенность влечет столь же неустранимый риск принятия инвестиционных решений. Всегда остается возможность того, что проект, признанный состоятельным, окажется убыточным, поскольку достигнутые в ходе инвестиционного процесса значения параметров отклонились от плановых или же какие-либо факторы вообще не были учтены.

Риск, неопределенность будущего результата - неотъемлемый момент инвестирования, следовательно, при анализе, оценке и принятии инвестиционного решения ему, риску, следует уделить должное внимание [4].

Понятие риска предполагает наличие рискующего, или Лица, Принимающего Решения (ЛПР). Риск - категория вероятностная, поэтому методы его количественной оценки базируются на ряде важнейших понятий теории вероятностей и математической статистики. К числу наиболее используемых методов оценки риска следует отнести экспертные оценки, построение «дерева решений» и анализ чувствительности.

Последний позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации того или иного проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени могут повлиять на осуществимость и эффективность проекта.

В качестве варьируемых исходных переменных принимают:

- объем продаж;

- цену за единицу продукции;

- инвестиционные затраты или их составляющие;

- график строительства;

- операционные затраты или их составляющие;

- срок задержек платежей;

- уровень инфляции;

- процент по займам, ставку дисконта и др.

В качестве результирующих показателей реализации проекта могут выступать:

- показатели эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости, рентабельность инвестиций);

- ежегодные показатели проекта (балансовая прибыль, чистая прибыль, сальдо накопленных реальных денег).

При относительном анализе чувствительности сравнивается относительное влияние исходных переменных (при их изменении на фиксированную величину, например на 10 %) на результирующие показатели проекта. Этот анализ позволяет определить наиболее существенные для проекта исходные переменные; их изменение должно контролироваться в первую очередь.

Абсолютный анализ чувствительности позволяет определить численное отклонение результирующих показателей при изменении значений исходных переменных.

Преимуществом данного метода является то, что он позволяет провести ранжирование факторов с целью выявления наиболее значимых факторов, оказывающих самое большое влияние на результативный показатель, даже при отсутствии реальных значений факторных показателей. Такая оценка выявляет робастность проекта по исследуемым факторам. Низкая робастность свидетельствует о высоком риске проекта.

Недостатком метода является то, что он предполагает изолированное изменение одного из факторов без учета возможного влияния изменения одного фактора на изменение другого. Особенностью проведения параметрического анализа чувствительности при комплексном инвестиционном проектировании является то, что влияние действующего фактора зависит от структуры проекта: один и тот же фактор в зависимости от структурного варианта построения проекта оказывает различное действие на результирующий показатель. Несмотря на данный недостаток, анализ чувствительности является важным методом оценки комплексных инвестиционных проектов и оценки их рисков. Метод позволяет оптимизировать управленческие решения по формированию наилучшей схемы проекта в условиях ограниченных финансовых ресурсов, что особенно актуально при оценке эффективности расходования бюджетных средств.

Анализ чувствительности проекта позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета. Этот вид анализа позволяет определить критические переменные, которые в наибольшей степени могут повлиять на осуществимость и эффективность проекта. В исследовании рассматривался проект проведения комплекса работ по техническому учету, паспортизации, формированию электронного банка данных с созданием геоинформационной системы по автомобильным дорогам общего

пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области, реализуемый ООО «НПО «Регион Владимир».

Чувствительность рассматриваемого инвестиционного проекта к различным факторам риска приведена в табл. 1.

Таблица 1

Чувствительность проекта к различным факторам риска _______________

Цена реализации 90% 95% 100% 105% 110%

Чистый дисконтированный доход проекта, NPV 327,85 433,80 532,14 630,50 727,66

Объем продаж 90% 95% 100% 105% 110%

Чистый дисконтированный доход проекта, NPV 345,39 442,45 532,14 621,80 710,66

Себестоимость 80% 90% 100% 110% 120%

Чистый дисконтированный доход проекта, NPV 566,71 549,42 532,14 514,86 497,57

Полученные данные позволяют отнести цену реализации к наиболее значимым факторам определения экономической результативности рассматриваемого проекта.

Следующим по значимости является объем продаж. Реальность данного инвестиционного проекта иная. Так как предусматривается бюджетное финансирование на конкурсной основе, то цена реализации является фиксированным показателем. Аналогично фиксированным является объем продаж, так как аукционный способ выбора исполнителя данного инвестиционного проекта позволяет изменять только собственные затраты участников аукциона, то есть волатильной остается только себестоимость.

Особенностью рассматриваемого инвестиционного проекта является финансирование его из средств регионального бюджета, так как результат проекта направлен на развитие инфраструктуры Владимирской области, а следовательно, на повышение ее инвестиционной привлекательности. Расходование бюджетных средств имеет свои рисковые особенности. Управление рисками, сопровождающими систему закупок товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, является одним из важных моментов повышения результативности бюджетных расходов, минимизации финансовых потерь.

Алгоритм управления рисками при бюджетных закупках, на наш взгляд, можно представить следующим образом:

- выявить характер и систематизировать возможные риски системы бюджетных закупок;

- проанализировать возможные варианты развития событий, соответствующие данному риску (возможные исходы принятия решений, характер случайных событий);

- определить возможные пути минимизации финансовых потерь.

Для проведения систематизации рисков, возникающих при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта, представим их следующим образом (рис.1):

1. Риски со стороны государственного (муниципального) заказчика;

2. Риски со стороны поставщика (исполнителя заказа);

3. Риски, присущие государственным (муниципальным) заказчикам и исполнителям заказов.

Управление рисками государственного (муниципального) заказчика.

Для снижения риска вступления в договорные отношения с недееспособным или неплатежеспособным партнером на подготовительном этапе целесообразно провести работу по изучению действующих и потенциальных контрагентов, что особо важно при проведении отбора участников аукциона. Необходимо очертить и круг важнейших фирм-контрагентов и фирм-конкурентов по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции. В отдельных случаях целесообразно провести и анализ связей с банками, и анализ характера этих связей [1].

Основными источниками информации обычно являются: периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах (экономические газеты и журналы и приложения к ним); информация, публикуемая самими фирмами (годовые отчеты, каталоги и т.п.); информация, предоставляемая специализированными организациями (торговыми палатами, консультационными фирмами, банками), а также государственными организациями, международными экономическими организациями.

Помимо изучения рынка потенциальных поставщиков, необходимо постоянно просматривать реестр недобросовестных поставщиков, размещаемый на сайте уполномоченного органа.

Риск отказа партнера от заключения контракта после его присуждения может возникнуть как из-за недобросовестности участника, так и в силу ухудшения для него рыночной конъюнктуры, когда условия контракта делают для него сделку убыточной или невыполнимой. При наличии разногласий по условиям контракта потенциальный поставщик прилагает к контракту протокол разногласий либо уведомляет об отказе от заключения государственного контракта. В этих случаях целесообразно использовать залог под конкурсное предложение. Такой залог обеспечивает выплату гарантированной суммы в случае отзыва предложения до срока его действия, отказа фирмы от заключения контракта. Форма залога под конкурсное предложение может быть предоставлена как безусловная банковская гарантия, тратта, выставленная банком, денежное обеспечение.

Недостатком банковского гарантийного обязательства является то, что контрактная организация может столкнуться с трудностями при его инкассировании, если поручитель сочтет, что его клиент обоснованно отказался от подписания контракта.

Однако гарантийные обязательства служат признанием квалификации участника торгов поручителем и поэтому свидетельствуют о его возможности выполнить принятые обязательства, что представляет большую ценность, чем просто банковская гарантия залога под конкурсное предложение [1].

Рис. 1. Виды рисков в системе бюджетных закупок

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактами, можно устранить путем обеспечения ответственности исполнителя (поставщика, подрядчика), к примеру, через требование договора страхования ответственности по государственному контракту.

Г осударственный контракт - это прежде всего договор в соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ [2]. Следовательно, к государственному контракту, как к договору, применимы все соответствующие нормы Гражданского кодекса. Положения государственного контракта определяются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ [3]. В государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактами. При этом необходимо различать обеспечение заявки на участие и обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту.

В связи с тем что размещение государственного заказа может осуществляться как путем проведения торгов (конкурсы и аукционы), так и без проведения торгов, например, путем запроса котировки, то обеспечение

заявки на участие и обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту регулируются соответствующими статьями Федерального закона № 94-ФЗ.

При этом обеспечение исполнения государственного контракта может быть представлено в форме банковской гарантии; договора страхования ответственности по контракту; передачи заказчику в залог денежных средств. Предоставление договора страхования ответственности по государственному контракту является наиболее эффективной формой обеспечения обязательств. Исполнитель заключает договор страхования со страховой компанией, имеющей лицензию на страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Условия страхования и риски соответствуют условиям возникновения убытков (ущерба) у государственного заказчика вследствие неисполнения обязательств исполнителем. Выгодоприобретателем, т.е. получателем возмещения от страховой компании, всегда является государственный заказчик.

Стоимость договора страхования зависит от условий страхования (рисков), суммы обеспечения, сроков страхования и может составлять порядка 5%. Существенным преимуществом формы обеспечения обязательств в виде договора страхования является не только стоимость, но и время: как правило, на оформление договора страхования требуется от 1-го до 3-х дней.

Под передачей заказчику в залог денежных средств понимается размещение на специальном счете, открытом государственным заказчиком, сумм обеспечения на срок исполнения обязательств исполнителем. Для государственного заказчика этот вид обеспечения, наверное, самый приемлемый, так как в его руках наиболее простой, а главное, эффективный способ воздействия на исполнителя в случае неисполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, например, сроков закрытия этапов работ. Однако для исполнителя госконтракта это наиболее сложный способ обеспечения, связанный с возможностью потери его финансовой устойчивости и, в свою очередь, ведущий к исполнению обязательств по государственному контракту не в полном объеме и с нарушением сроков.

Риск завышения первоначальной цены контракта. Формирование начальной цены государственного контракта является одним из важнейших вопросов рационального размещения бюджетных средств за счет обеспечения необходимого уровня конкуренции за заказ. Поэтому начальная цена государственного контракта должна отражать не только желание государственного заказчика приобрести товар (услугу) за определенное количество средств, но и быть конкурентной, т.е. способной обеспечить конкуренцию (конкурсность) при размещении заказа.

Основным инструментом снижения риска является организация мониторинга цен на стадии формирования заказа. На основе полученной информации ежемесячно формируется аналитический материал в виде ценового бюллетеня и экспресс-анализов по динамике цен. Обработанные и проанализированные в ходе мониторинга данные структурируются по целям

и задачам. В итоге появляется возможность оперативного принятия решений о закупке товаров по приемлемым ценам.

Вместе с тем необходимо отметить и коррупционную составляющую в преднамеренном завышении начальной цены. Так, еще в 2007 г. установлено, что в среднем цены, которые государственные органы власти и государственные организации платили за купленные на аукционах товары, превышали рыночные на 16%. Это относится к закупкам топлива, лекарств и медицинского оборудования, мебели и канцелярских принадлежностей.

Риск возникновения непредвиденных расходов, связанных с исполнением контракта, которые заказчику приходится размещать у альтернативных поставщиков и подрядчиков, если его контрагенты и партнеры не выполняют свои обязательства, или выполняют их с нарушением сроков и качества, или отказываются от заключения контракта. В ст. 507 ГК РФ содержатся нормы по урегулированию возможных разногласий, возникающих на предварительной стадии по заключению договора поставки. Согласно этой статье, сторона, проявившая инициативу в заключении договора, т.е. представившая свое предложение (оферту) потенциальному контрагенту и получившая от него принципиальное согласие на заключение договора, но с условием изменения его отдельных положений, должна принять меры, которые внесли бы определенность в отношения сторон: согласиться с условиями встречной оферты (контроферты) покупателя; найти компромисс в согласовании возникших разногласий; отказаться от заключения договора.

Разрабатывая условия качества товара, в договоре следует учитывать риск поставки некачественного товара. Поставки некачественного товара могут быть урегулированы (п. 1 ст. 475 ГК РФ) устранением дефектов за счет продавца в установленные сроки; отказом от оплаты товара. Если поставка товара ненадлежащего качества является существенным нарушением договора, т.е. влечет для покупателя значительный ущерб, он может потребовать замены товара. Кроме того, заказчик вправе потребовать возврата уплаченных сумм.

В отношении количества товара возможны риски недопоставок. К примеру, в процессе транспортировки и хранения товары могут изменить свой вес в результате потери влаги либо повышения влажности из-за их гигроскопичности, особенно при морских перевозках. Эти вопросы необходимо включить в разрабатываемый проект договора, так как арбитражная судебная практика свидетельствует, что из-за их игнорирования нередко возникают конфликтные ситуации.

В отношении сроков поставки различают риск досрочной поставки и риск задержки поставки.

Досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Условие досрочной поставки предполагает досрочную оплату покупателем поставленного товара. Риск задержки поставки может быть минимизирован в договоре путем включения условия о так называемом конвенциональном

штрафе. При урегулировании проблем, связанных с задержкой поставки, существуют риски возникновения непредвиденных расходов и снижения доходов из-за выплаты штрафов арбитражных и судебных издержек, а также риски косвенных и прямых убытков из-за вынужденной остановки или неисполнения контракта, включая упущенную прибыль.

В отношении договоров подряда наиболее действенными инструментами снижения рисков непредвиденных расходов являются тщательная экспертиза проектов, четкая организация технического надзора на этапе строительства.

Управление рисками исполнителя заказа (поставщика). Риск неправильной трактовки некоторых нормативных положений, отдельных положений конкурсной документации - одна из проблем информационной составляющей. Основным способом снижения риска является заключение договоров на юридическое сопровождение.

Риск несвоевременного финансирования. Очень часто в контрактах прописывается, что оплата товаров, услуг (работ) осуществляется по мере поступления средств из бюджета. Это нонсенс! Необходимо четко следовать букве закона. Возможные пути снижения риска - страхование и требование от заказчика установления четких и твердых сроков оплаты.

Риск ухудшения рыночной конъюнктуры (иными словами, условия контракта становятся невыгодными для исполнителя). Основными способами снижения риска является страхование ответственности, хеджирование.

Управление рисками, присущими обеим сторонам. Риск

недобросовестной конкуренции, корпоративности, коррупции при

проведении торгов имеет место в случаях наличия договоренностей между участниками размещения заказа.

Путь снижения риска в таких ситуациях - автоматизация процедур размещения заказа, использование аукционов (в т. ч. в электронной форме), а также системный мониторинг и анализ рынка потенциальных контрагентов заказчиком.

Отдельного рассмотрения требует вопрос ограничения сговора между государственным заказчиком и потенциальным участником торгов. Несмотря на наличие в законодательстве административной и уголовной ответственности, элементы коррупционного сговора присущи системе государственных закупок даже развитых стран.

Риск нанесения ущерба третьим лицам включает в себя риск загрязнения окружающей среды, риск причинения морального и материального ущербов гражданам и пр. Эти риски можно минимизировать, оговаривая в контракте условия компенсации, а также страхованием ответственности.

Рассмотренные способы управления рисками при бюджетных закупках для исполнителя заключаются в страховании выигранного контракта. По нашему мнению, необходимо провести экспертную оценку риска конкретного заказа. Результат данной экспертизы позволит получить

наиболее приемлемые условия контракта по страхованию ответственности за нарушения условий контракта по техническому учету, паспортизации, формированию электронного банка данных с созданием геоинформационной системы по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, выигранного ООО «НПО Регион Владимир».

В настоящее время страхование ответственности по предпринимательской деятельности осуществляет СК «Первая страховая компания» и СК «РОСНО». Ставки страховых выплат зависят от условий контракта, они колеблются от 2,5% до 15% стоимости контракта. Расчет показателей реализуемости конкретного проекта свидетельствует, что ставка страхования более 15% делает его экономически нецелесообразным. Рентабельность проекта для ООО «НПО Регион Владимир» составит 20,23%. Страхование ответственности и экспертиза риска проекта снизят рентабельность инвестиционного проекта до 16,8%. Но организация получила возможность занять новую нишу рынка, не только разрабатывать комплексы по контролю состояния автомобильных дорог, но и создавать базу данных по региональным дорогам для развития инфраструктуры Владимирской области.

При оценке эффективности инвестиций следует учитывать не только экономические результаты, но и социальный эффект, который состоит в создании новых рабочих мест, перечислении налоговых поступлений в бюджеты федерального и регионального уровней, выполнении начального этапа работ по улучшению инфраструктуры региона при создании базы данных по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального назначения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая: Федеральный закон [от 30.11.1994 №51-ФЗ] // Справочно-правовая система «Г арант».

2. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25 февраля 1999г.

3. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21 июня 1999 г. № ВК 477)

4. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений: Учеб. пособие. М.: ДЭКА, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.