Научная статья на тему 'РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Д. В.

В статье рассматривается вопрос о перспективах использования информационных технологий в социальной сфере: представлено законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь по развитию цифровизации для качественного оказания социальных услуг для населения. На примере цифровизации в системе услуг жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь показаны новые социальные риски, возникшие в 2020 г., и предложены пути их предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назарова Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF DIGITALIZATION IN THE SOCIAL SECTOR: UPON THE EXAMPLE OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with the prospects of using information technologies in the social sector. The legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus on the development of digitalization for high-quality provision of social services for the population is presented. The new social risks that emerged in 2020 are shown by the example of digitalization in the system of housing and communal services of the Republic of Belarus. The ways of their prevention are also proposed.

Текст научной работы на тему «РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 316.4:004 (476)

Д. В. НАЗАРОВА,

научный сотрудник, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматривается вопрос о перспективах использования информационных технологий в социальной сфере: представлено законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь по развитию цифровизации для качественного оказания социальных услуг для населения. На примере цифровизации в системе услуг жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь показаны новые социальные риски, возникшие в 2020 г., и предложены пути их предотвращения.

Ключевые слова: социальная сфера, социальные услуги, цифровизация, социальные риски, жилищно-коммунальные услуги, безопасность.

D. V. NAZAROVA,

Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

RISKS OF DIGITALIZATION IN THE SOCIAL SECTOR: UPON THE EXAMPLE OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with the prospects of using information technologies in the social sector. The legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus on the development of digitalization for high-quality provision of social services for the population is presented. The new social risks that emerged in 2020 are shown by the example of digitalization in the system of housing and communal services of the Republic of Belarus. The ways of their prevention are also proposed.

Keywords: social sector, social services, digitalization, social risks, housing and communal services, security.

При составлении государственных программ и планов развития на последующие годы гуманитарные науки предлагают не только приоритетные цели и ценности, но и определенный концепт: что именно будет признано в каждом периоде развития государства основным механизмом и толчком развития общества. В разные годы таким механизмом развития общества признавались инновации в самом широком смысле слова - технологические, социальные инновации и др. В последние годы с все более возрастающим влиянием развития информационных технологий и изменением на их основе общественной жизни особое внимание социологов и управленцев приковано к различным аспектам цифровизации общества. Цифровизация - это процесс внедрения

современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Цифровизация меняет коренным образом социальную и общественную жизнь общества: расширяет возможности не только межличностного общения, но и существенным образом оказывает влияние на экономику, политику, государственное управление, образование, медицину, культуру и все сферы общества. «Изучением социальных последствий цифровизации занимается цифровая социология. Этот термин существует в научном дискурсе с 2009 г. для обозначения субдисциплины, изучающей влияние электронных средств коммуникации на повседневную и профессиональную жизнь людей, социальные отношения и концепцию Я» [цит. по: 1, с. 74]. Цифровизация в общественном пространстве подразумевает не только возможность мгновенных контактов на основе глобальной сети Интернет. Переводятся в цифру документы, ранее представленные на бумажных и иных носителях, создаются обширные базы данных, в том числе в сфере государственного управления, возникают новые каналы и возможности коммуникации общественных субъектов - государственных и иных организаций и населения и др. Базы данных интегрируются между собой для удобства и оперативности в работе, в том числе государственных служб и хозяйствующих субъектов. Все это способствуют более качественному оказанию различных услуг для населения, но вместе с тем, несет в себе и много рисков.

В пространстве построения Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо особо отметить те цели, которые поставили перед собой наши страны в области развития отраслей социальной сферы. Так, в Российской Федерации уже действует программа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204), где цифровизация экономики отнесена к насущным задачам, стоящим перед страной, а также Программа «Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года», где обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере является одной из национальных целей развития. Благодаря использованию цифровых технологий, отрасли социальной сферы становятся более мобильными, восприимчивыми к переменам, а следовательно, возрастает и качество оказываемых социальных услуг: страхование, образование, медицина, культура, жилищно-коммунальное обслуживание и др. Также, «в России, в соответствии с задачами реализации программы развития цифровой экономики, все взаимодействие населения с государством должно перейти в электронный формат к 2025 году, что предполагает масштабную цифровую трансформацию министерств и ведомств на всех уровнях» [2, с. 61]. В Республике Беларусь действует Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66), где перечислены 82 мероприятия по созданию (развитию) современной информационно-коммуникационной инфраструктуры:

внедрение цифровых инноваций в отраслях экономики, системе образования, здравоохранения, технологий «умных городов»; совершенствование инфраструктуры электронного правительства и др, а также обеспечение информационной безопасности таких решений; создание (и развитие) ряда межведомственных информационных систем, обеспечивающих реализацию государственных электронных сервисов.

Как справедливо отмечает доктор экономических наук Н. В. Кузнецов, «.. .сама по себе цифровизация не может быть ни отрицательным явлением, ни положительным. Ее последствия оказываются двоякими: она, с одной стороны, оказывает разрушающее действие на общественные институты (исчезают связи, которые составляли часть повседневной жизни на протяжении длительного времени), но с другой - формирует новые возможности для налаживания взаимодействия между членами социума» [3, с. 13]. Следует также добавить, что цифровизация может быть использована разными субъектами для различных целей - созидающих или дестабилизирующих. Во всем мире уделяется особое внимание к пресечению киберпреступлений и информационной безопасности.

Рассмотрим новые риски цифровизации, с которым впервые столкнулась Республика Беларусь после выборов Президента 9 августа 2020 г. Системный, организованный и целенаправленный подход (в отличие от естественно и спонтанно возникающих протестов граждан) в реализации политических задач, в том числе в форме «ненасильственной борьбы» уже с августа 2020 г. стал прослеживаться практически по всем сферам. Если обратиться к книге Джина Шарпа «Политика ненасильственных действий» (1973), то по событиям в поствыборный период в Республике Беларусь можно без труда обнаружить попытки и реализацию не менее половины всех пунктов/методов из 198, предложенных американским автором [4]. Под такое целенаправленное давление попали не только главные политические субъекты и институты. Попытки давления, по методам Дж. Шарпа, производились также в банковской сфере -призывы к снятию вкладов, обмену валюты, отказу от обслуживания в государственных банках; появлялись «черные списки» и призывы к точечному потребительскому бойкоту; к организации забастовок рабочих определенных знаковых для Беларуси промышленных предприятий; профессиональные забастовки - медиков, журналистов, спортсменов и т. д.; в системе образования - публичные обвинения, призывы к отказу от посещения общеобразовательных школ, протесты студентов и многое другое. Активно пробовались атаки на государственные интернет-ресурсы, сайты, базы данных организаций. Особенностью реализации такого рода протестов и акций для массовой аудитории является то, что они начинались с призывов на сайтах оппозиции, в известных и заранее раскрученных Те^гат-каналах и выглядели в форме пошаговых инструкций. На волне политического противостояния в этот период увеличилась активность граждан во всех сферах, происходило использование старых и создание новых различных каналов коммуникации (между орга-

нами управления и населением, между гражданами и жильцами многоквартирных домов и районов), расширение общественных площадок и механизмов реализации поставленных протестных целей. Система ЖКХ Беларуси также подверглась такому «ненасильственному давлению». Начиная с повышенной нагрузки по приведению в порядок улиц после шествий, ликвидации надписей (после реализации п. 12 из методов Шарпа), лозунгов, карикатур и символики протестов (пп. 7 и 8) на фасадах зданий, блокировки дорог (п. 176), до призывов отказа от оплаты ЖК-услуг (п. 74) и «создание чрезмерной загрузки административной системы» (п. 193) в виде жалоб-заявок. Такие призывы звучали и массово тиражировались на интернет-площадках (позже признанных экстремистскими), перепечатывались оппозиционными СМИ. Рассмотрим подробно некоторые из этих способов «давления», их реализацию и итоги.

Призывы к отказу от уплаты жилищно-коммунальных услуг (п. 74 в методичке Дж. Шарпа - Rent withholding - Отказ от выплаты арендной платы) не смогли дестабилизировать работу системы ЖКХ, т. к. существует достаточно четкий юридический и организационный алгоритм по взиманию платы за жилищно-коммунальные услуги, который успешно апробирован за последние годы. За просроченные платежи начисляются существенные пени. Так, ежедневная пеня составляет 0,3 % от суммы накапливаемого долга; также применяется такая мера, как отключение от услуг, а также взимание оплаты через банковскую систему с учетом доходов должников; в крайнем случае, через суд должника выселяют, покрывая расходы продажей имущества, - это мощный организационно-юридический защитный ресурс сферы жилищно-коммунального хозяйства. Соответственно, такая акция протестов не может носить ни массовый характер, ни серьезно дестабилизировать сферу ЖКХ. Статистика по отключению жилищно-коммунальных услуг представлена на рис.

Необходимо отметить, что количество просроченных платежей за ЖК-услуги значительно растет еще с марта 2020 г. Так, если ранее отключение услуг в среднем было применено за январь 2019 г. к 1,68 тыс. должникам (до-мохозяйствам), то в декабре 2019 г. уже к 31,93 тыс. В 2020 г. такой стремительный рост сохранился: в январе - 33,43 тыс., феврале - 36,72 тыс., марте -52,32 тыс., апреле - 51,92 тыс., мае - 69,36 тыс., июне - 95,68 тыс., июле -93,50 тыс., в переломном августе - 95,99 тыс., в сентябре - 98,60 тыс., октябре - 106,95 тыс. и снизился в ноябре до 95,53 тыс. домохозяйств (квартир, домов). Как видим на рис., данная тенденция по росту отключения ЖК-услуг (в подавляющем большинстве за неуплату) логически прослеживается с начала 2019 г. и имеет стремительный, но пролонгированный рост, без значительных всплесков в связи с политическими протестами. Вместе с тем необходимо работать с такими семьями, социально-демографическими и профессиональными группами жильцов, в среде которых растет неуплата ЖК-услуг. Особое внимание здесь следует уделять территориальному критерию, который, при его обнаружении, отражает в первую очередь неблагоприятную экономическую ситуацию в том или ином регионе.

Динамика обращений населения по заказу ЖК-услуг и динамика неплатежей по ЖКХ, приведшие к отключению ЖК-услуг, тыс. чел

Для оценки масштабов и характера изменений в общественном сознании и поведении населения республики в сфере ЖКХ, вызванных высокими организационными ресурсами субъектов протеста, обратимся к статистике ЖКХ в части обращений граждан (п. 193 методички Дж. Шарпа - Overloading of administrative systems - Чрезмерная загрузка административной системы). Так, на республиканском портале городского хозяйства «Мая Рэспублша. 115. бел» [5] - единой базы по стране заявок на жилищно-коммунальное обслуживание от населения - можно проследить динамику подобных обращений, в том числе по их детализации. Активно идею «заваливания жалобами и заявками» систему ЖКХ Беларуси начали продвигать в конце августа - сентябре 2020 г. Как видно из представленных данных на рис., количество обращений, заявок или жалоб в сентябре 2020 г. (по сравнению с аналогичным периодом

2019 г.) вместо ожидаемого роста значительно снижается: за 09.2020 г. -238,66 тыс., за 09.2019 г. - 266,28 тыс. в целом по республике; только в октябре

2020 г. заметен рост обращений (359,18 тыс.) по сравнению с прошлым годом аналогичного периода (342,47 тыс.) на 16,71 тыс. заявок; однако уже в ноябре 2020 г. (254,55 тыс.) опять наблюдается снижение на 7,08 тыс. по сравнению с количеством заявок в ноябре 2019 г. (261,63 тыс.). На фоне значительного роста жалоб от политически активных и протестно настроенных граждан (количество обращений от одного заявителя не ограничивается), остальная часть

населения от жалоб воздерживается. Также в статистику заявок попадали обращения по ликвидации протестной символики в жилом фонде, придомовых территориях и других местах общего пользования.

Анализ характера обращений позволяет говорить о значительном превышении одного типа жалоб (Санитарное состояние и благоустройство территорий) на 31,58 тыс. в сентябре 2020 г. (по сравнению с сентябрем 2019 г.), при значительном уменьшении других типов обращений; в октябре 2020 г. на 18,41 тыс, и в ноябре 2020 г. - на 16,8 тыс. заявок больше, чем в соответствующий период прошлого года. Вероятно, с октября 2020 г. жалобы на устранение протестной символики попали в статистику в раздел «Другое», тем самым наблюдается рост данной позиции на 27,55 тыс. по сравнению с предыдущим месяцем; однако уже в ноябре заявки в разделе «Другое» возвращаются в норму средних показателей сентября - 14,61 тыс. Следует заметить, что идея «заявок и жалоб», в основном касается дополнительных жилищно-коммунальных услуг, что подразумевает активное денежное участие самих граждан - косметический ремонт подъездов, благоустройство дворов и т. д., что, по сути, может создавать дополнительные заказы и является экономически выгодным для системы ЖКХ в целом. Таким образом, по объективным причинам, раскачивание ситуации с протестами в сфере ЖКХ через неуплату жилищно-коммунальных услуг или «заваливание» жалобами не носили массового характера и не явились тем способом, которым можно было бы пошатнуть отрасль ЖКХ.

Для задействования политической активности граждан организаторами протестов после выборов в августе 2020 г. были массово растиражированы интернет-ссылки на чаты домов, микрорайонов по всей республике, где про-тестно настроенные граждане могли зарегистрироваться, общаться, обмениваться информацией, получать новости и планировать свои коллективные инициативы. Анализ данных на 8 октября 2020 г. показал крайнюю незначительность и отсутствие массовой поддержки таких инициатив. Все подобные подомовые чаты были представлены на одной площадке и, соответственно, имели единый центр управления за пределами Беларуси, впоследствии были признаны экстремистскими ресурсами. Отметим, что подобная форма организации общения жильцов, будь она направлена на решение конкретных вопросов ЖКХ, во многом бы принесла пользу, активизируя гражданский ресурс, волонтерство в решении насущных вопросов по созданию комфортной и благоприятной среды. Таким образом, те информационные технологии, которые ранее служили для улучшения качества жизни людей, общения и организации жильцов по вопросам совместного домовладения, использовались как средство дестабилизации, реализации давления и протестов.

Несмотря на представленные политические риски, следует продолжать развитие информационных технологий в сфере ЖКХ. Необходимо расширение единой государственной информационной системы ЖКХ по всей республике.

Видится наиболее целесообразным и перспективным на данной информационной площадке развитие новых направлений предоставления информации, аналогом которого может служить ГИС ЖКХ в Российской Федерации.

Основные задачи, которые уже успешно решаются в Беларуси и могут быть решены дополнительно: 1) создание развитой конкурентной среды на рынке по обслуживанию жилья и предоставлению коммунальных услуг; 2) объединение необходимой информации в сфере ЖКХ в едином месте и в режиме онлайн; 3) возможность получения органами власти информации о сфере ЖКХ для проведения аналитики по всей территории страны; 4) укрепление доверия граждан к органам власти путем обеспечения свободного доступа граждан к информации в сфере ЖКХ, получения возможности направления обращений с получением гарантированной реакции по ним; 5) повышение оперативности принятия решений и управляемости отраслью ЖКХ на всех уровнях власти; 6) возможность получения гражданами полной и актуальной информации о доме, а также об информационных площадках для общения жильцов дома, района, населенного пункта.

Вместе с тем важным моментом при создании такой информационной системы является форма собственности предприятия, которое предоставляет такие услуги. Так, например, в Беларуси облачный провайдер beCloud уже анонсировал подобные комплексные решения - «Подомовой учет» - для организаций жилищно-коммунальной отрасли. На наш взгляд, такие проекты целесообразно начинать изначально на подконтрольных государственных информационных площадках, что обеспечит долгосрочность проекта и большую защиту информации (в том числе личной информации собственников и жильцов).

Как показывает международная ситуация в других странах (Куба, Венесуэла [6] и др.), при политическом давлении с целью смены власти, ценностей и курса какой-либо страны некоторые страны активно применяют различного вида санкции и блокады. Подобный сценарий давления на Республику Беларусь также был не исключен. Санкциям подвергаются предприятия, организации и даже некоторые продукты, в том числе информационные. Рассматривались возможности отключения не только от международной банковской системы SWIFT (всемирных межбанковских финансовых каналов связи) и др., но даже вмешательство в работу энергетической системы независимой страны. Такой вариант политического давления на Беларусь через blackout также был в дискурсе представителей белорусской оппозиции [7]. Использование отечественного информационного продукта (разработка, обслуживание, расположение на территории Беларуси) в отраслях государственного управления и смежной государственной социальной сфере во многом обеспечит ее стабильную работу и подконтрольное, ответственное функционирование, что является гарантией независимости страны, политической и общественной безопасности.

Список использованных источников

1. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. -208 с.

2. Романова, Н. В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы / Н. В. Романова // Вестн. УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. - 2020. -№ 1 (31). - С. 58-65.

3. Кузнецов, Н. В. Трансформация общественного взаимодействия в условиях цифровиза-ции / Н. В. Кузнецов // Теория и практика общественного развития. Социология, экономика, право. - 2019. - № 3. - C. 12-15.

4. Sharp, G. The Politics of Nonviolent Action / G. Shar. - Boston : Porter Sargent Publishers, 1973. - Vol. 2 : The Methods of Nonviolent Action. - Р. 109-448.

5. Мая Рэспублжа. 115 бел. Рэспублжансю партал гарадской гаспадарю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://115.бел/portal/. - Дата доступа: 03.01.2022.

6. Захарова: Россия считает диверсией Запада отключение электроэнергии в Венесуэле [Электронный ресурс] / ТАСС. - Режим доступа: https://tass.ru/politika/6221160. - Дата доступа: 24.05.2021 г.

7. Анацко, Д. Белорусский блэкаут. Чем грозила блокировка энергосистемы страны и готовы ли к ней службы Минщины [Электронный ресурс] / Д. Анацко, Н. Саблина. - Режим доступа: https://www.mlyn.by/ novosti/2021/04/belorusskij-blekaut-chem-grozila-blokirovka-energosistemyi-stranyi-i-gotovyi-li-k-nej-sluzhbyi/. - Дата доступа: 05.06.2021.

Поступила 02.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.