Научная статья на тему 'Негосударственные формы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве: проблемы и тенденции развития (по материалам социологических исследований в г. Минске)'

Негосударственные формы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве: проблемы и тенденции развития (по материалам социологических исследований в г. Минске) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Д. В.

Рассматриваются проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) Республики Беларусь. Представлены данные социологического исследования по г. Минску. Анализируются также социальные инновации в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE FORMS OF GOVERNANCE IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: ISSUES AND TRENDS

The social problems in the Housing and Communal Services (HCS) of the Republic of Belarus are explicated. The data of the survey in Minsk are demonstrated. The social innovations in this field are analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Негосударственные формы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве: проблемы и тенденции развития (по материалам социологических исследований в г. Минске)»

Д. В. НАЗАРОВА,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

негосударственные формы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве: проблемы и тенденции развития

(по материалам социологических исследований в г. Минске)

Рассматриваются проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) Республики Беларусь. Представлены данные социологического исследования по г. Минску. Анализируются также социальные инновации в этой сфере.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, управление, профессиональная подготовка, гражданская активность.

В настоящее время в жилищно-коммунальной отрасли Республики Беларусь существует проблема, связанная с недостаточной экономической эффективностью и нерентабельностью оказания услуг населению. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и их рост обусловливаются в основном не рыночными регуляторами, а устанавливаются с учетом роста заработной платы и доходов населения. Такая социальная направленность политики государства оправдана с точки зрения сохранения стабильности и недопущения недовольства, роста социальной напряженности в обществе. По оценкам специалистов население в среднем оплачивает только 15-30 % от себестоимости оказанных услуг. При этом следует отметить, что дотируется вся государственная система ЖКХ по категориальному принципу, в то время как в Беларуси существуют механизмы адресной социальной помощи для населения по заявительному принципу, которые по оплате коммунальных услуг задействованы далеко не в полной мере. Социальной же потребности в реформировании системы ЖКХ пока в стране не наблюдается. Существующая в настоящее время в подавляющем большинстве государственная система ЖКХ апробирована и отшлифована годами и десятилетиями. Она прозрачна и понятна для населения, что и объясняет высокую степень доверия к ней среди населения. Между тем сегодня более 80 % жилья приватизировано, т. е. находится в частной собственности граждан. Это создает реальное противоречие между формой собственности и ответственностью, условиями эксплуатации и оплаты ЖКУ. Население не всегда понимает и знает о перекрестном субсидировании. Таким образом, именно экономической целесообразностью и обусловлена реальная необходимость реформирования системы ЖКХ в Беларуси.

Основная задача реформирования видится в соблюдении оптимального баланса между экономическими и социальными факторами функционирования отрасли. При этом большая надежда возлагается на социальные и организационные инновации в сфере жилищно-коммунальных отношений.

В качестве одного из направлений реформирования системы ЖКХ рассматривается передача прав управления и распоряжения жилищно-коммунальным фондом на частные инициативы жильцов через создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси до 2015 г. также предусматривает на третьем этапе (20102015 гг.) доведение доли жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной и частной основе, до 100 %. Существует опасность, что дотируемость отрасли может «подстегнуть» к ускорению процесса реформирования как раз в тот момент, когда это социально неоправданно и, по сути, слабо реализуемо на практике. Любой переход от одной системы организации к другой подразумевает наличие этой «другой системы». Насколько частный сектор и бизнес готовы и заинтересованы прийти на рынок ЖК услуг в Беларуси и покрыть полностью тот масштаб работ, которые выполняют государственные организации? Надо отметить, что государство существенно дотирует только государственную систему ЖКХ, частные фирмы в сфере обслуживания населения в этой сфере вынуждены работать в условиях рынка, оказывая услуги по жестко установленным тарифам. Естественно, что они не являются конкурентоспособными в этом сегменте рынка, поэтому количество частных фирм не только не растет, но, ранее успешно работавшие фирмы начинают сворачивать свою деятельность по облуживанию жилфонда.

Без тщательной проработки социальной, экономической и юридических сторон переход одной системы к другой (от государственной к частной) может обернуться «шоковой терапией» для населения, и не только с финансовой точки зрения. Поменяется устоявшая и годами отшлифованная система социальных, общественных отношений в данной сфере. Новая система, основанная на ТСЖ и частном бизнесе, подразумевает в первую очередь активность самих людей, готовность их самостоятельно и коллегиально решать возникающие проблемы, способность договариваться, искать, выбирать. Насколько готово население принимать активное участие в самоуправлении своим жилфондом, какие тенденции в развитии товариществ собственников жилья имеют место, с какими проблемами сталкиваются органы государственного управления в лице специалистов администраций районов - все эти вопросы стали основными при проведении нами специального социологического исследования по г. Минску (июнь-июль 2012 г.). В ходе интервью со специалистами финансовых и отделов городских хозяйств выяснялись типичные проблемы, которые возникают у ТСЖ и ЖСПК, методы работы с ТСЖ, характер жалоб, поступающих от населения, и т. д. В исследовании представлены все 9 районов г. Минска.

В ходе исследования были собраны и проанализированы следующие статистические данные:

количество ТСЖ, ЖСПК (по районам города);

количество ТСЖ и ЖСПК, самостоятельно обслуживающих свой жилищный фонд без привлечения государственных структур ЖРЭО, ЖЭСов;

количество ТСЖ и ЖСПК, получающих дотации от администраций районов за 2012 г.

Результаты исследования. В исследование была включена также такая давно функционирующая форма управления, как ЖСПК (жилищно-строительный производственный кооператив), так как там также существует реальная возможность самоуправления жильцов. При этом юридически форма ЖСПК более «мягкая», так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. № 43 не требует для принятия коллективных решений кворума. который часто трудно соблюсти как в ТС. Товарищества собственников (ТС) на нежилые помещения не были включены в анализ. Статистические данные представлены в таблице.

Количество единиц негосударственных форм управления ЖКХ в г. Минске и их экономическая самостоятельность (в абсолютных цифрах)

Форма управления Общее количество по г. Минску Из них на самостоятельном обслуживании Получают дотации от администрации районов в 2012 г. (из тех, кто на самостоятельном обслуживании)

ТСЖ 378 285 76

ЖСПК 962 60 14

ГПО «Минское городское жилищное хозяйство» дает иную статистику за тот же период, собранную в отделах регистрации юридических лиц администраций районов. Так, в Минске зарегистрировано 458 товариществ собственников жилья. Столь существенная разница в 80 ТС (17 %) не может входить в пятипроцентную статистическую погрешность и отражает, скорее, само состояние этих ТСЖ. По словам специалистов «Мингоржилхоза», это может быть объяснен несколькими моментами: часть еще только возникли и «не дошли» до статистики отделов городских хозяйств (т. е. там еще с ними не работают) либо уже не функционируют полноценно как ТСЖ (нет председателей и т. д.) и находятся на обслуживании ЖРЭО. Опишем те проблемы и тенденции, которые были нами зафиксированы по результатам анализа статистических данных и интервью со специалистами отделов городских хозяйств.

1. Ситуация при форме правления ЖСПК. Как видно из данных, представленных в таблице, «самостоятельность» в обслуживании ЖСПК в перерасчете на проценты и в среднем по Минску составляет лишь 6 %. И это без учета обращений за получением государственных дотаций. Большой процент ЖСПК, находящихся на обслуживании в государственной системе, объясняется привычными социально-экономическими практиками, которые были сформированы еще в советские времена, когда не было возможности альтернативного государству технического обслуживания. При форме управления ЖСПК возникают серьезные проблемы, которые можно разделить по времени существования ЖСПК на «старые» и «новые». Для «старых» ЖСПК харак-

терной проблемой является выдача справки о паевых взносах, необходимых при оформлении документов на собственность жилого помещения. Особенно это актуально для тех ЖСПК, которые обслуживаются в ЖЭСах, а жильцы не видят необходимости иметь своих председателей. Иногда это связано с сохранением документации и отсутствием понимания юридической ответственности за это соответствующих людей в правлении ЖСПК; чаще, как уже было сказано ранее, - с непониманием жильцами целесообразности и необходимости в избрании председателя, который эти документы должен оформить. Поскольку Администрации районов являются органами исполнительной власти, в их обязанность входит контроль за соблюдением прав людей и реагирование на их ущемление, и, когда это невозможно осуществить через суды, все эти вопросы адресуют им. Странно выглядел бы иск гражданина, желающего наконец получить право собственности при выплате всех паевых взносов в суд на всех своих соседей за то, что они не могут прийти к соглашению и выбрать председателя для выдачи такой справки. Такие проблемы, законодательно непредусмотренные, приводят, например, к тому, что специалисты городского хозяйства, куда направляется жалоба, занимаются организацией собраний жильцов, имея на руках полный список юридически «альтернативно осуществляемых управление» своим ЖКХ граждан. Так, в Ленинском районе в 2011-2012 гг. такие собрания по одному из обращений в ЖСПК проводились по инициативе Администрации района более 15 раз. Статистически такие проблемы возможно и несущественны, но иллюстрируют несовершенство и уязвимость такой формы управления: пассивность и отсутствие гражданских инициатив самих граждан, существенную нагрузку на органы исполнительной власти.

Относительно «новых» проблем в ЖСПК, помимо судебных споров с застройщиками по поводу некачественного строительства, является тенденция к переходу новых домов на обслуживание в ЖЭСы по мере оформления жильцами прав собственности. Часто застройщики сами заинтересованы в техническом обслуживании жилфонда именно посредством государственной системы ЖКХ. Обусловлено такое решение уровнем доверия и уверенностью в профессионализме специалистов государственной системы ЖКХ и связано с экономической целесообразностью - заказчик заинтересован в правильной эксплуатации оборудования хотя бы до срока окончания гарантийного обслуживания. И это проблема не государства, а частных фирм, стоящих только в начале пути по завоеванию рынка. Также позитивным моментом для снятия всевозможных злоупотреблений и социальной напряженности среди членов ЖСПК выступает то факт, что при сдаче нового дома в эксплуатацию в комиссию приглашаются специалисты ЖРЭО.

2. Ситуация при форме правления ТСЖ. Как видно из представленных данных (см. таблицу), в перерасчете на проценты и без учета обращений за дотациями, самостоятельность при обслуживании свого ЖКХ проявляют 75 % товариществ собственников жилья в г. Минске. И это при том, что такая форма управления, по сравнению с более ранней - ЖСПК, берет начало только

в 1999 г. Здесь интересным нюансом для последующих исследований выступает проблема смены жильцов-собственников, изменения председателей и «актива» в рамках одного ТСЖ, т. е. их конкретная динамика «самостоятельности» и эффективности в самоуправлении по времени их функционирования. Так, по данным интервью специалистов городского хозяйства, проблемы в ТСЖ (по жалобам в Администрации районов) как раз и возникают со временем: при «сложении полномочий» прежними председателями по ряду причин, выборе новых председателей и членов правления и т. д.

Существенным также является тот факт, что ни одно ТС многоквартирного дома не было создано по инициативе самих жильцов, т. е. не было перехода от управления в ЖЭСах к созданию товариществ. Вместе с тем наблюдается обратная тенденция - жильцы не всегда понимают возможности самоуправления или пересматривают свои позиции в пользу государственной системы ЖКХ. И рост ТСЖ и ЖСПК происходит исключительно из-за ввода новых домов в эксплуатацию. После проведения капитального ремонта жильцы все равно не заинтересованы в изменении формы правления, несмотря на специально проводимую работу с населением по рекламе ТС, проводимую идеологическими отделами администраций. Если обратиться к опыту РФ, то эксперты так интерпретируют процесс перехода форм управления: «Создание ТСЖ - это инициатива государства, имеющего огромную задолженность перед ЖКХ, позволяющая полностью избавиться от обязательств по содержанию жилого фонда» [1, с. 182-183]. То есть создание ТС - это инициативы и инновации «сверху», не всегда соответствующие реальным ожиданиям и возможностям людей «снизу». Если в сфере ЖКХ часто говорят о культуре быта (аккуратность, бережное отношение к местам общего пользования, чувство собственника и т. д.), то здесь также необходимо говорить и о гражданской культуре, гражданской активности. Ведь такие формы самостоятельного управления, как ЖСПК, ТС в первую очередь подразумевают не столько прагматичность, хозяйственность, сколько активное участие жильцов и их умение договариваться при выработке совместного решения. Это не является какой-то характерной особенностью в области жилищного самоуправления, а представляет собой состояние общественного сознания, психологию людей.

Несмотря на популяризацию в Беларуси, своего рода рекламу, идеи самоуправления жильцов через создание ТС, негативное влияние на общественное мнение оказывает опыт соседней России. Не разобравшись в существенном отличии ситуации с ТСЖ в РФ и Беларуси, под воздействием негативной информации из телевидения, газет и личного общения они проецируют российские проблемы на наши реалии. Эмпирически это проявляется в жалобах, недоверии своими председателями и членам правления в части оплаты ЖКУ. Такие жалобы довольно часто встречаются во всех исследуемых районах Минска. Специалисты городского хозяйства в обязательном порядке их рассматривают, соотнося с тарифами на ЖКУ, которые приняты законодательно. И почти во всех случаях нарушения найдены не были либо носили несущественный характер (в пределах 500-2000 белорусских рублей). Вместе с тем

финансовая деятельность самих ТС законодательно является неподконтрольной органам исполнительной власти в лице администраций районов. По законодательству они не имеют права вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность ТС.

Между ситуацией с российскими ТСЖ и белорусскими в этом вопросе имеются существенные отличия. В их основе лежит отсутствие жестких тарифов на ЖКУ (отличие в законодательстве) и рыночные механизмы при оценке работ частными фирмами в России. Два этих факта тесно взаимосвязаны между собой и в результате дают ту ситуацию, которую имеют россияне. Более того, как пишут российские эксперты в области ЖКХ, «Контроль со стороны государства за деятельностью частных управляющих компаний, которые в большинстве своем образовались из бывших ДЭЗов, не осуществляется, так как услуги по управлению в сфере ЖКХ не подлежат лицензированию. Управляющим компаниям дано право на установление тарифов за пользование услугами ЖКХ. При этом нет мер их наказания за невыполнение своих обязательств, необоснованное завышение тарифов и предоставление некачественных услуг». «Процесс создания ТСЖ активизировался после выделения бюджетных средств на капитальный ремонт жилого фонда» [1, с. 183]. При этом часто возникают «серые» схемы мошенничества с ТСЖ. Тем не менее ситуация с ТСЖ не столь однозначно негативная. Поскольку государственных обслуживающих компаний уже нет, то ТС являются реальным инструментом контроля жильцов, возможностью их выбора управляющих компаний.

Необходимо отметить, что форма управления многоквартирным домом через создание ТС и в Беларуси имеет ряд положительных моментов. Здесь нет опосредованной связи между отчислениями граждан и проделанной работой -каждый жилец видит, куда конкретно идут его деньги, даже если стоимость технического обслуживания в тот или иной момент времени превышает аналогичные отчисления в соседних домах. Жильцы в курсе проблем по ведению хозяйства, так как если их стоимость по графе «техническое обслуживание» превышает государством установленный тариф, то прописывается отдельной строкой: ремонт кровли, замена котлов и т. д. Естественно, что платя больше и видя, куда направляются деньги, жильцы осуществляют более тщательный контроль за использованием средств. Они непосредственно могут пожаловаться и председателю, и членам правления, просто встречая их возле лифта и т. д. С другой стороны, это создает неудобства для самих председателей, которые в результате имеют ненормированный рабочий день. Среди тех председателей, которые складывают с себя полномочия, можно часто услышать жалобу на то, что жильцы звонят или приходят по вопросам домоуправления к ним домой в любое время, иногда и ночью. Очевидно, что такое смешение личного и профессионального пространств не является положительным моментом. Если у работников ЖЭСа, информационно-справочных центров есть жестко установленный график работы, то по отношению к представителям ТС жильцы не всегда соблюдают необходимую «дистанцию». Все эти примеры демонстрируют нюансы, различие частной системы управления жилфондом

от государственной: экономические отношения, социально-профессиональное взаимодействие и т. д.

Только благодаря гражданской активности самих жильцов дома и вну-тридворовые территории ТС выглядят более благоустроенными, что часто ставится в пример при рекламировании такой формы управления ЖКХ. Распределение парковочных мест для автотранспорта, детские развлекательные сооружения, цветочное оформление, росписи подъездов - все это становится возможным и оперативно воплощенным после получения одобрения жильцов из-за активных финансовых вливаний (при государственном управлении же надо ждать, когда поступят деньги и будут распределены на то или иное усовершенствование). Между тем жильцам домов, состоящих на обслуживании в ЖЭСах, никто не мешает также в частном порядке собрать деньги для тех или иных видов благоустройства, договориться о парковочных местах и т. п. Но они ждут и считают, что это обязанность ЖЭСов. Как видим, в основе различий лежит не сама по себе форма управления и ее реальные возможности, а психология, активность самих граждан.

3. Общие проблемы при самостоятельном обслуживании жилищного фонда, возникающие при управлении ЖСПК и ТСЖ. Ранее мы уже обозначили низкую степень гражданской активности, теперь же рассмотрим более формальные моменты.

Во-первых, недостаточный профессионализм в управлении ЖКХ. Как председатели, члены правления и иные «нетехнические» работники ТС и ЖСПК, по сравнению с работниками государственного ЖКХ практически не имеют специального образования и многолетнего опыта работы. Это люди, которые приняли на себя обязательства по выполнению данной работы почти безвозмездно. Редко можно встретить в ТС и в ЖСПК тех, кто за свою работу получал бы достаточное вознаграждение. Чаще они соглашаются быть председателями именно на волне энтузиазма, не всегда понимая сложность работы и не рассматривая эту свою деятельность как экономически основную. Здесь также необходимо отметить нежелание и непонимание самих жильцов того, что управление их ЖКФ - это ответственная и довольно сложная работа. Конечно, чтобы разобраться в мотивации председателей, требуются специальные исследования. Но в основной своей массе - это люди, которые по основному месту работы не связаны с ЖКХ. Наблюдается, правда, незначительная тенденция к увеличению числа тех председателей, которые управляют не только одним домом, но и несколькими, получая за эту работу достаточные средства и выполняя ее профессионально. Насколько эта тенденция получит распространение - неизвестно. Все зависит от экономической эффективности и целесообразности вообще ведения ТС и ЖСПК самостоятельного управления в обслуживании своего жилфонда.

В последнее время законодательство относительно представителей ТС ужесточается. Согласно последним законам - Указ Президента РБ от 14 октября 2010 г. № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» - председателем ТС может быть выбран че-

ловек, имеющий только юридическое, экономическое, техническое образование (среднее специальное или высшее) или достаточный опыт работы и прошедший специальные курсы. С одной стороны, это существенно затрудняет возможности выбора соответствующей кандидатуры среди жильцов, с другой -такие специальности не предполагают конкретных знаний непосредственно в сфере ЖК управления. В результате в ТС и ЖСПК, находящихся на самообслуживании, нередко встречаются различные нарушения. Даже при простом предоставлении списка жильцов в местные администрации (для формирования списков избирателей и др.) у некоторых ЖСПК и ТСЖ возникают проблемы. Специалистам администраций районов приходится многократно связываться с их представителями. И насколько процедура составления списков тех же избирателей была бы усложнена, если бы весь жилищный фонд находился бы в частном управлении?

Относительно технических специалистов ЖСПК и ТС, то тут также есть свои специфические проблемы. В основном кадровый состав технических работников - это либо пенсионеры, отработавшие в системе ЖКХ и др., либо в настоящий момент там работающие и подрабатывающие в ТС, ЖСПК на полставки. Насколько они профессионально осуществляют свою деятельность, судить трудно, так как многие дома ТС и ЖСПК - это все-таки дома новые, с новой технической инфраструктурой. Однако, как показывает собрание в администрации Советского района (6 июля 2012) с приглашением специалиста Энергонадзора, вопросов очень много: от получения паспорта готовности к отопительному сезону, незнания технических деталей по промывке теплосетей, проверки оборудования, аттестации технических специалистов по тому оборудованию, которое эксплуатирует ТС или ЖСПК и т. д. Следует учесть и тот факт, что количество явившихся на собрание представителей ТС, ЖСПК и КИЗ-ов почти в 2-2,5 раза меньше, чем было приглашено.

Профессионализм технических работников, обслуживающих жилищный фонд, является наиважнейшей проблемой в сфере негосударственной системы ЖКХ. Так, например, в Российской Федерации в ходе реформ были допущены подобные просчеты: управляющие фирмы не обременены поиском высококлассных специалистов, так как их деятельность (управляющих фирм) не подлежит лицензированию с четкой фиксацией того, кто имеет право занимать те или иные должности. По результатам сравнительных исследований на протяжении многих лет социологи отмечали падение уровня образования среди работников ЖКХ РФ. И теперь, в настоящее время, «Согласно последнему исследованию Академии коммунального хозяйства и строительства, доля работников ЖКХ с высшим профильным профессиональным образованием к 2012 г. составила всего 7 %. А дефицит профессиональных кадров в этой отрасли превысил 47 %. При этом в сфере ЖКХ трудится более 2 млн человек. «Большое количество людей в отрасли - это признак устаревших технологий и низкой производительности труда, - сокрушается член Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Починок - ... Ни в одной стране мира нет такого огром-

ного количества людей, занятых в этой отрасли. К сожалению, сегодня никто из управленческого звена не имеет никакого понятия о ЖКХ, поэтому просто необходим проект подготовки кадров в этой сфере»» [2].

Все эти просчеты и ошибки в профессионализме работников негосударственного ЖКХ необходимо учитывать и при реформе в Беларуси, ужесточая законодательство в данной сфере.

Во-вторых, финансово-экономические трудности. Собирая плату с жильцов по жестко установленным государством тарифам, находящиеся на самостоятельном обслуживании ТС и ЖСПК за те или иные виды работ, платят по рыночным ценам. Если сопоставить цифры, то становится понятно, почему частные инициативы по управлению в ЖКХ не развиваются и сворачиваются -это просто экономически невыгодно. Если примерно только 16 % себестоимости оказанных услуг в ЖКХ оплачивает население, находящееся в государственной системе ЖКХ, то жильцы ТСЖ, ЖСПК за часть работ платят 100 %. Это не касается единых для всех тарифов на электроэнергию, газ, воду; а связано именно с надлежащим содержанием жилфонда, прилегающей территории и технической инфраструктуры. При этом государственные организации (по ремонту дорог, оборудования и проч.) оказывают услуги ТС, ЖСПК по рыночным ценам. Также существенным является момент «достаточного накопления средств» в рамках одного ТСЖ или ЖСПК для проведения тех или иных видов работ. Иногда применяется практика оформления банковского кредита.

При государственной же системе ЖКХ действует принцип солидарности: деньги собираются со всех и расходуются по мере возникновения проблем. Эта система очень удобна, так как позволяет распоряжаться достаточной суммой денег для проведения не только текущих работ, но и при капитальном ремонте. Вообще, тема капитального ремонта пока не актуальна для ТСЖ (так как эти дома относительно новые), поэтому данное направление поиска вариантов в Беларуси не столь проблематично.

Последние тенденции в России относительно схем отчислений на капитальный ремонт как раз демонстрируют возврат к принципу солидарности в накоплении и расходовании средств по данной статье. Рассматриваются различные варианты, вплоть до возврата к государственному регулированию. Как показывает опыт России, одному ТСЖ трудно накопить достаточную сумму и растянуть начало ремонта до того момента, когда ремонт действительно необходим. В процессе эксплуатации здания и инженерных сетей иногда возникают существенные поломки, которые требуют оперативного вмешательства. Выходом из данной ситуации является соединение счетов на капитальный ремонт нескольких ТСЖ, что уже практикуется в РФ.

В ходе же нашего исследования выяснилось, что объединений ТСЖ не происходит. Вероятность эффективности такого управления специалистами сомнительна, так как еще большему числу собственников будет все сложнее и сложнее договариваться и принимать коллективные решения. Хотя с экономической точки зрения такие укрупнения довольно выгодны. Это позволяет снижать расходы на управленческий и обслуживающий персонал, выбирать

более высокопрофессиональные кадры. Вообще, согласно спискам ТСЖ, предоставленным администрациями, количество домов в составе одного ТСЖ часто ограничивается единицами. Хотя есть и крупные товарищества собственников. Также есть председатели, которые ведут несколько ТС, однако юридически они не объединены. Все эти варианты - укрупнение ТС, создание единого фонда для аккумулирования денежных средств для проведения капитального ремонта - уже апробируются в России. И будет полезным следить за их реализацией с целью применения наиболее удачных практик.

Если сравнивать государственную систему ЖКХ и частную (ТСЖ, ЖСПК на самостоятельном обслуживании), то нельзя также не заметить удобство первой для населения. Последние инновации в государственной системе управления ЖКХ, такие, например, как создание информационно-расчетных центров, выгодно отличаются от форм обслуживания в ТСЖ, где одна только процедура получения справки о составе семьи зависит от графика работы единственного работника, устанавливающего график приема 1-2 раза в неделю. Безусловно, на все это нужно обратить внимание при реформировании системы ЖКХ, чтобы не потерять позитивные наработки в сфере обслуживания населения: опыт, профессиональные кадры, удобство для населения, понятность и прозрачность в расчетах для населения, подконтрольность.

Проведенный анализ проблемной ситуации в области инновационной активности и развития частных инициатив в жилищно-коммунальном секторе показал, с одной стороны, отсутствие реальных экономических стимулов к развитию частного предпринимательства в области ЖКХ и негосударственных форм управления (дотации государства перекрывают возможность конкуренции форм управления ЖКХ и развития частного предпринимательства в этой сфере, эта деятельность становится экономически невыгодной); с другой - намечается тенденция к свертыванию частных инициатив в ЖКХ (переход на обслуживание в государственную систему ЖКХ, «развалу» ТСЖ и т. д.).

Литература

1. Основные этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства // Эволюция нормативной базы социальных реформ / Аврамова Е. М. и др. - М.: ИСЭПН РАН, 2011. - 244 с.

2. «Российская газета» N 858 от 7 августа 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2012/08/07/zkh.html. - Дата доступа 10.10.2012.

D. V. NAZARoVA

PRIVATE FORMS OF GOVERNANSE IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: ISSUES AND TRENDS

Summary

The social problems in the Housing and Communal Services (HCS) of the Republic of Belarus are explicated. The data of the survey in Minsk are demonstrated. The social innovations in this field are analyzed as well.

Key words: housing and communal services, management, professional training, civic engagement.

Поступила 18.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.