Научная статья на тему 'РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Катасонова Анна Васильевна, Тимошенко Светлана Владимировна

В статье представлены результаты исследования направленного на выявление суицидальных рисков среди студентов медицинских вузов. В современном мире от самоубийства погибают 700800 тысяч человек в год, а суицидальные попытки совершаются в 10 раз чаще. Важно отметить, что студенты входят в группу риска, так как находятся в процессе формирования своих жизненных ценностей и моральных норм, представлений о будущем, что лишает молодых людей опоры, укрепляет чувство бессилия и внушаемость. Нагрузка и внушение со стороны преподавателей ответственности за верный диагноз стимулирует развитие тревожности, депрессивности, что снижает качество жизни и повышает риск суицидального поведения. Однако, занятие спортом, хобби, достаточное время для сна могут снизить суицидальные риски, и наиболее подходящее время для этого каникулы. Цель исследования выявить риск суицидального поведения у студентов медицинского университета до и после каникул. Была выдвинута гипотеза, что суицидальный риск снижается после летних каникул. Методика: Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), индивидуальнотипологический опросник Л.Н. Собчик, методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), симптоматический опросник Александровича, шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации, шкала суицидальных намерений А. Бека. Анализ результатов исследования показал, что студенты медицинского университета имеют выраженный суицидальный риск, каникулы не имеют достаточной эффективности для снятия суицидального риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Катасонова Анна Васильевна, Тимошенко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF SUICIDAL BEHAVIOR AMONG MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Introduction: the article presents the results of the study aimed at identifying suicidal risks among medical university students. In the modern world, 700-800 thousand people per year die from suicide, and suicide attempts are made 10 times more often. In addition, it is imperative to note that students are at risk because they are establishing their life values, moral norms, and ideas about the future. This deprives them of support, strengthens their sense of powerlessness and suggestibility. The burden and suggestion from teachers of responsibility for the correct diagnosis stimulates the development of anxiety, depression. This reduces the quality of life and increases the risk of suicide. However, playing sports, hobbies, and getting enough sleep can reduce suicidal risks, and the most appropriate time for this is the holidays. The purpose of the study was to identify the risk of suicidal behavior among medical university students before and after the holidays. It has been hypothesized that suicidal risk decreases after summer vacation. The methodology and organization of the study: hospital anxiety and depression scale (HADS), individual typological questionnaire by L.N. Sobchik, D. Russell and M. Ferguson’s subjective feeling of loneliness technique, suicide risk questionnaire (modified by T.N. Razuvaeva), Aleksandrovich’s symptomatic questionnaire, the scale for psychological express diagnostics of the level of neuroticism, A. Beck’s scale of suicidal intentions. Conclusions: medical university students have pronounced suicidal risk, vacations are not effective enough to remove the suicidal risk.

Текст научной работы на тему «РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 159.9.072

РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Анна Васильевна Катасонова, кандидат психологических наук, доцент, Светлана Владимировна Тимошенко, студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Аннотация

В статье представлены результаты исследования направленного на выявление суицидальных рисков среди студентов медицинских вузов. В современном мире от самоубийства погибают 700800 тысяч человек в год, а суицидальные попытки совершаются в 10 раз чаще. Важно отметить, что студенты входят в группу риска, так как находятся в процессе формирования своих жизненных ценностей и моральных норм, представлений о будущем, что лишает молодых людей опоры, укрепляет чувство бессилия и внушаемость. Нагрузка и внушение со стороны преподавателей ответственности за верный диагноз стимулирует развитие тревожности, депрессивности, что снижает качество жизни и повышает риск суицидального поведения. Однако, занятие спортом, хобби, достаточное время для сна могут снизить суицидальные риски, и наиболее подходящее время для этого каникулы. Цель исследования выявить риск суицидального поведения у студентов медицинского университета до и после каникул. Была выдвинута гипотеза, что суицидальный риск снижается после летних каникул. Методика: Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), симптоматический опросник Александровича, шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невро-тизации, шкала суицидальных намерений А. Бека. Анализ результатов исследования показал, что студенты медицинского университета имеют выраженный суицидальный риск, каникулы не имеют достаточной эффективности для снятия суицидального риска.

Ключевые слова: студенты, медицинский университет, суицидальный риск.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p575-578

RISKS OF SUICIDAL BEHAVIOR AMONG MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Anna Vasilievna Katasonova, the candidate of psychological sciences, docent, Svetlana Vla-

dimirovna Timoshenko, the student, Pacific State Medical University, Vladivostok

Abstract

Introduction: the article presents the results of the study aimed at identifying suicidal risks among medical university students. In the modern world, 700-800 thousand people per year die from suicide, and suicide attempts are made 10 times more often. In addition, it is imperative to note that students are at risk because they are establishing their life values, moral norms, and ideas about the future. This deprives them of support, strengthens their sense of powerlessness and suggestibility. The burden and suggestion from teachers of responsibility for the correct diagnosis stimulates the development of anxiety, depression. This reduces the quality of life and increases the risk of suicide. However, playing sports, hobbies, and getting enough sleep can reduce suicidal risks, and the most appropriate time for this is the holidays. The purpose of the study was to identify the risk of suicidal behavior among medical university students before and after the holidays. It has been hypothesized that suicidal risk decreases after summer vacation. The methodology and organization of the study: hospital anxiety and depression scale (HADS), individual typological questionnaire by L.N. Sobchik, D. Russell and M. Ferguson's subjective feeling of loneliness technique, suicide risk questionnaire (modified by T.N. Razuvaeva), Aleksandrovich's symptomatic questionnaire, the scale for psychological express diagnostics of the level of neuroticism, A. Beck's scale of suicidal intentions. Conclusions: medical university students have pronounced suicidal risk, vacations are not effective enough to remove the suicidal risk.

Keywords: students, medical university, suicidal risk

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время от самоубийств ежегодно умирает около 700-800 тысяч человек во всем мире, а суицидальных попыток совершается в десять раз больше [1]. В группу

суицидального риска входят не только люди пожилого возраста, но и молодые студенты [4], которые находятся в уязвимом социальном положении из-за того, что они в процессе формирования своих жизненных ценностей, моральных норм, представлений о будущем. Такое положение не дает опоры, а только повышает ощущение своего бессилия и внушаемость.

Помимо этого, обучение в медицинском университете сопровождается повышенной учебной нагрузкой, внушением преподавателями ответственности за врачебные ошибки, что помогает развиваться тревожности, депрессивности и снижению качества жизни [2, 3]. Студентам, которые уже работает по специальности в сфере человек-человек вдвойне сложнее. Такое положение повышает риск суицидального поведения у будущих специалистов сферы здравоохранения. При этом тема самоубийства сильно стигматизирована, что мешает студентам признаваться в своих переживаниях родным, друзьям, преподавателям и обращаться за помощью к психиатрам и психологам, что повышает вероятность летального исхода.

Во время каникул студенты отдыхают от сложностей обучения в университете и от работы, если студент совмещает ее с учебой. На каникулах легче уделять время хобби, спорту, общению с близкими людьми и другим видам активного отдыха, что помогает справляться с накопившимся стрессом и улучшить свое физическое и психическое состояние, что, вероятно, снижает суицидальный риск.

Таким образом была выдвинута гипотеза: суицидальный риск снижается после каникул у студентов медицинского университета.

МЕТОДЫ И МЕТОИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были использованы следующие методики: Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), симптоматический опросник Александровича, шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации, шкала суицидальных намерений А. Бека, авторская анкета. Статистическая обработка результатов была выполнена с применением Т-критерия Стъюдента и U-критерия Манна-Уитни при помощи программного обеспечения SPSS Statistics v23.

Исследование проводилось в два среза: во время летней сессии и в октябре 2022 года. В дистанционном исследовании приняли участие 60 студентов разных курсов и специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета в возрастном диапазоне от 18 до 30 лет.

Из общего количества исследуемых 43 респондента подвергались актам насилия (физическое, сексуальное, психологическое) со стороны родителей или половых партнеров или одноклассников. У 5 респондентов имеется отягощенный семейный анамнез, родственники покончили жизнь самоубийством, но степень родства не уточнена.

Четверо респондентов в анамнезе своей жизни имеют одну суицидальную попытку, семеро человек несколько раз предпринимали попытки совершить самоубийство.

Таким образом, были обнаружены существенные факторы суицидального риска.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании полученных в двух срезах данных по шкале суицидального риска А. Бека было выявлено, что больше половины респондентов имеют значимо выраженный риск суицидального поведения и после каникул статистически значимого снижения показателей не последовало, что представлено в таблице.

По данным опросника суицидального риска Т.Н. Разуваевой в группе с выраженным суицидальным риском сильно выделяются значения по шкалам аффективности и несостоятельности. После каникул значимо изменились значения по трем шкалам: несо-

стоятельность, социальный пессимизм и максимализм. У студентов медицинского университета стали сильнее представления о себе как о некомпетентном человеке, а социальный пессимизм и максимализм стали меньше.

Таблица - результаты сравнения по шкале суицидального риска А. Бека с помощью Т-критерия Стъюдента_

Суицидальный риск N 1-й срез N 2-й срез Значение(двустороняя)

Отсутствует 14 21 0,071

Клинически значимое значение 46 39 0,068

Примечание: N - количество респондентов.

А на показатели тревоги, депрессии, одиночества и уровня невротизации каникулы никак значительно не повлияли ни в группе с суицидальным риском, ни в той, где он отсутствует.

По результатам симптоматического опросника Александровича для респондентов с выраженным суицидальным риском каникулы имеют благоприятное влияние для снижение всех невротических симптомов, указанных в опроснике. Для группы, в которой нет суицидального риска, снижается выраженность только симптомов страха, депрессивно-сти, беспокойства, нарушений сна и соматических нарушений.

Согласно данным по индивидуально-типологическому опроснику группы отличаются между собой только тем, что респонденты с суицидальным риском более интровер-тированные и тревожные. Также было выявлено, что респонденты с суицидальным риском более склонны к выраженным невротическим симптомам, чем студенты без суицидального риска. При этом по прошествии каникул некоторые симптомы могут становиться менее выраженными, а другие более выраженными.

ВЫВОДЫ

Таким образом, было выявлено, что студенты медицинского университета имеют выраженный суицидальный риск и что каникулы не имеют достаточной эффективности для снятия суицидального риска, депрессивной и тревожной симптоматики, чувства одиночества, но способствуют снижению выраженности невротических симптомов связанных со стрессом и соматоформных симптомов расстройств у обеих групп. Также было выявлено, что респонденты с суицидальным риском более склонны к тревожности, ин-тровертированности и более выраженной различной невротической симптоматике, которая может меняться по прошествии времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алгоритм выявления медицинским персоналом суицидального риска у пациентов / М.А. Андрианова, В.А. Приятель, А.П. Середа, Т.Б. Тарасова, Д.Д. Федотов // Медицина экстремальных ситуаций. - 2018. - Т. 18 (4). - С. 541-545.

2. Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза / Е.В. Деревянных, Н.А. Балашова, Р.А. Яскевич , О.Л. Москаленко // В мире научных открытий. - 2017. - Т 9(1). - С. 10-28.

3. Влияние учебного стресса на проявление тревожных и тревожно-фобических расстройств у студентов-медиков 1 курса / В.В. Руженкова, В.А. Руженков , И.Ю. Шкилева , Е.В. Ше-лякина , Я.В. Сидякина , Н.М. Науменко // Научные ведомости БелГУ. Серия Медицина. Фармация. - 2018. - Т. 41(2). - С. 305-316.

4. Личностные детерминанты суицидального риска у студентов / Д.А. Хабибулин, Е.А. Овсянникова, Г.В. Тугулева, Д.В. Плохотнюк // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 1 (43). - С. 271-281.

REFERENCES

1. Andrianova, M.A., Friend, V.A., Sereda, A.P., Tarasova, T.B. and Fedotov D.D. (2018), "Algorithm for identifying suicidal risk in patients by medical personnel", Medicine of extreme situations. Vol. 18 (4). pp. 541-545.

2. Derevyannykh, E.V., Balashova, N.A., Yaskevich, R.A. and Moskalenko, O.L. (2017), "Frequency and severity of anxiety-depressive disorders in students of a medical university", , Vol. 9(1), pp. 10-28.

3. Ruzhenkova, V.V., Ruzhenkov, V.A., Shkileva, I.Yu., Shelyakina, E.V., Sidyakina, Ya.V. and Naumenko, N.M. (2018), "Influence of educational stress on the manifestation of anxiety and anxiety-phobic disorders in 1st year medical students", Nauchnye Vedomosti BelSU. Series Medicine. Pharmacy, Vol. 41(2), ,pp. 305-316.

4. Khabibulin, D.A., Ovsyannikova, E.A., Tuguleva, G.V. and Plokhotnyuk, D.V. (2020), "Personal determinants of suicidal risk in students", Perspectives of science and education, Vol. 1 (43), pp. 271-281. https://doi.org/10.32744/pse.2020.!. 19

Контактная информация: calvaria@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2023

УДК 159.9.072

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ

ВЫСОКОГО КЛАССА О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ

ПРОЦЕССЕ

Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящей публикации рассмотрены результаты опроса тренеров и спортсменов единоборцев высокого класса о целесообразности применения психотехнологий в современном учебно-тренировочном процессе. Вопрос актуальности использования психотехнологий Старого Китая в структуре психологической подготовки единоборцев; в частности, в системе дополнительного образования спортивной подготовки по единоборствам на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочном (спортивной специализации), совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства, в настоящее время остается открытым в силу ряда причин, выявление которых и являлось одной из задач настоящего исследования. Для решения указанной задачи был проведен опрос экспертов. Всего было опрошено 18 тренеров высокого уровня и 9 спортсменов единоборцев высокого уровня, также изъявивших желание поучаствовать в опросе.

Ключевые слова: психотехнологии, Старый Китай, спорт, единоборства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p578-582

EXPERT OPINION OF COACHES AND ATHLETES OF HIGH-CLASS MARTIAL ARTISTS ON THE EXPEDIENCY OF USING PSYCHOTECHNOLOGIES IN THE MODERN EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS

Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, docent, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

This publication discusses the results of the survey of coaches and athletes of high-class martial artists on the feasibility of using psychotechnologies in the modern educational and training process. The question of the relevance of the use of psychotechnologies of Old China in the structure of psychological training of martial arts masters; in particular, in the system of additional education of sports training in martial arts at the stages of: the initial training, training (sports specialization), improvement of sports skills, higher sports skills, currently remains open for a number of reasons, the identification of which was

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.