Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Дата публикации: 29.02.2020 УДК 159.923.2
Д. А. Хабибулин, Е. А. ОвсянниковА, Г. В. Тугулева, Д. В. Плохотнюк
Личностные детерминанты суицидального риска у студентов
Вопрос изучения и профилактики риска суицидального поведения молодежи в современных условиях социально-экономических потрясений, является злободневным, поскольку для юношеского возраста характерны впечатлительность, максимализм, эмоциональная неустойчивость, экспрессивность, отсутствие критического мышления и способности к самоконтролю, несформированность инстинкта самосохранения. Нередко на фоне дезадаптации студентов к обучению в вузе, в связи с изменением их социального статуса и появлением трудностей сложного образовательного процесса проявляется уязвимость студентов в плане формирования риска суицидального поведения. Решение данной проблемы требует системного научного подхода и рассмотрения целого комплекса различных факторов, обусловливающих данное явление и их взаимодействие между собой.
Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ и в качестве основного эмпирического инструментария применялся следующий психодиагностический блок: методика выявления склонности к суицидальным реакциям; опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой; методика психодиагностики суицидальных намерений ПСН -«А»; личностный опросник «НПН-А» 02 (нервно-психическая неустойчивость).
Исследование позволило выделить три основных фактора, которые оказывают существенное влияние на появление суицидального риска у студентов вуза: личностный, эмоциональный, индивидуальное отношение к социальным нормам.
На основе результатов дана характеристика ведущих личностных детерминант каждого фактора суицидального риска у студентов. Материалы статьи позволяют оценить степень выраженности риска суицидального поведения у студентов вуза и подтверждают значимость профилактики суицидального риска у молодёжи. Результаты исследования отражены в рекомендательном комплексе мер социально-психологической профилактики суицидального риска у студентов.
Ключевые слова: личностные детерминанты, факторы суицидального риска, поведенческие реакции, студенты
Ссылка для цитирования:
Хабибулин Д. А., Овсянникова Е. А., Тугулева Г. В., Плохотнюк Д. В. Личностные детерминанты суицидального риска у студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 271281. сМ: 10.32744^.2020.1.19
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Accepted: 22 December 2019 Published: 29 February 2020
D. A. Khabibulin, E. A. Ovsyannikova, G. V. Tuguleva, D. A. Plokhotnyuk
Personality determinants of suicidal risk in students
The question of studying and preventing the risk of suicidal behavior of young people in the current conditions of socio-economic upheaval is topical, since adolescence is characterized by sensitivity, maximalism, emotional instability, expressiveness, lack of critical thinking and the ability to self-control, lack of self-preservation instinct. Often, against the background of students' disadaptation to study at the university, due to the change in their social status and the emergence of difficulties in the complex educational process, students are vulnerable to the risk of suicidal behavior. The solution to this problem requires a systematic scientific approach and consideration of a whole complex of various factors that determine this phenomenon and their interaction with each other.
The research methods included a logical-theoretical analysis and the following psychodiagnostic block was used as the main empirical toolkit: a technique for identifying a tendency to suicidal reactions; suicide risk questionnaire in T.N. Razuvaeva; methodology of psychodiagnostics of suicidal intent PSN - «A»; personality questionnaire «NPN-A» 02 (neuropsychic instability).
The study allowed us to identify three main factors that have a significant impact on the emergence of suicidal risk among university students: personal, emotional, individual attitude to social norms.
Based on the results, a characteristic of the leading personality determinants of each student suicidal risk factor is given. The materials of the article allow us to assess the severity of the risk of suicidal behavior among university students and confirm the importance of the prevention of suicidal risk in young people. The results of the study are reflected in the recommended set of measures of socio-psychological prevention of suicidal risk in students.
Key words: personality determinants, suicidal risk factors, behavioral responses, students
For Reference:
Khabibulin, D. A., Ovsyannikova, E. A., Tuguleva, G. V., & Plokhotnyuk, D. A. (2020). Personality determinants of suicidal risk in students. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 271-281. doi: 10.32744/pse.2020.1.19
_Введение
Суицидальные проявления современного человека являются одной из наиболее острых социально-психологических проблем общества. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире число завершенных самоубийств достигает 1млн 100 тыс. человек, а количество попыток еще больше [8]. Так проблема суицида в последние годы является одной из ведущих причин растущей смертности населения. Основную группу риска составляют молодые люди в возрасте 16-25 лет, в том числе студенческая молодёжь, занимающая лидирующую позицию в данной группе [3].
Поскольку заявленная проблема в настоящее время во всех странах носит весьма распространенный характер среди молодежи, то важным условием успешной адаптации студентов-первокурсников в вузе является: создание профилактических мер, направленных на профилактику суицидальных проявлений среди студентов. Первый этап нашей работы - это исследование личностных детерминант суицидального риска у студентов вуза и определение ведущих факторов, обуславливающих возникновение суицидальных намерений.
Многие ученые (Амбрумова А.Г., Смидович С.Г., Войцех В.Ф., Давыдов А.А., Розанов В.А., Зайнуллина А., и др.), занимавшиеся изучением проблемы суицидального поведения, выделяют ряд факторов, способствующих возникновению суицидального риска. Так, широкое распространение получила классификация А.Г. Абрумовой, в соответствии с которой возникновение суицидальных намерений связано с совокупностью личностных, средовых и психопатологических факторов [1].
В.Ф. Войцех относит к группе суицидогенных факторов возрастные особенности, половые различия, психологические заболевания, биологические и социальные факторы, влияние окружающей среды и факторы, связанные с историей жизни индивида [5]. Суицидальное поведение личности, по мнению В.А. Розанова, складывается из трёх факторов: социальное окружение (преимущественно микросоциум), личность индивида (склонности, психические характеристики) и биологические предрасположенности (психофизические данные, темперамент) [2].
М.И. Черепановой проведен анализ факторов суицидального поведения населения современной России в контексте социологии риска, а также описаны социально-психологические детерминанты суицидальных рисков студенческой молодежи [6]. Суицидальный риск является одним из сложнейших социальных явлений, и необходимость исследования определена, прежде всего, увеличением его удельного веса в различных сферах жизнедеятельности и недостаточной изученностью в рамках постоянно меняющегося общества [9]. Выявление суицидального риска на стадии его возникновения, позволит избежать трагических последствий и провести соответствующие превенционные мероприятия. Актуальность рассматриваемой проблемы определила цель нашего исследования: оценить степень выраженности риска суицидального поведения у студентов вуза и выявить ведущие личностные детерминанты, влияющие на формирование риска суицидального поведения у студентов вуза.
_Материалы и методы
В качестве основного метода исследования был использован - сравнительный метод. Данный метод исследования, позволяет исследовать сходства и различия между явлениями или их классами, он так же применяется с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством исследования эмпирической связи и временной последовательности факторов. Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервью). В качестве основного эмпирического инструментария применялся следующий психодиагностический блок: методика выявления склонности к суицидальным реакциям (СР-45); опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой; методика психодиагностики суицидальных намерений ПСН - «А»; личностный опросник «НПН-А» 02 (нервно-психическая неустойчивость).
Для обработки эмпирических данных исследования был использован факторный анализ. Полученные результаты подсчитывались в следующих программах: Microsoft Excel 2010 - первичная обработка статистических данных по анкете и протоколов психологических тестов; IBM SPSS 25 - вторичная статистическая обработка, подсчет психометрических и статистических показателей: факторный анализ - анализ главных компонент с последующим варимакс-вращением Кайзера для выявления личностных детерминантов суицидального риска у студентов.
В исследовании принимали участие 105 студентов (юноши и девушки) с 1-го по 5-ый курс из трёх институтов ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова».
_Результаты исследования
По результатам методики «Выявление склонности к суицидальным реакциям (СР-45)» мы получили следующие данные (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Выявление склонности к суицидальным реакциям (СР-45)»
Уровень проявления Кол-во человек % Ср.знач. Ст. отклон.
Низкий 11 10,4%
Ниже среднего 33 31,4%%
Средний 48 45,7°% 0,41 0,15
Выше среднего 12 11,4%
Высокий 1 0,9%
Таким образом, у большинства студентов (45,7%) выявлен средний уровень проявления склонности к суицидальным реакциям, что говорит о невысокой вероятности возникновения этой самой реакции. Высокий уровень выявлен, к счастью, только у 0,9% - это 1 человек, которому требуется психологическая помощь.
По результатам анализа суицидального риска по «Опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой» (см. табл. 2) у студентов наиболее выражены факторы «Максимализм» (3,1±2,28) и «Социальный пессимизм» (2,87±1,32).
Таблица 2
Показатели сформированности суицидальных намерений по «Опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой»
Шкала (фактор) Ср.знач. Ст. откл.
1. Демонстративность 1,74 1,35
2. Аффективность 2,51 1,75
3. Уникальность 1,74 1,45
4. Несостоятельность 2,14 1,93
5.Социальный пессимизм 2,87 1,32
6. Слом культурных барьеров 2,38 1,83
7. Максимализм 3,1 2,28
8. Временная перспектива 1,89 1,61
9.Антисуицидальный фактор 4,84 1,99
Первый фактор отражает инфантильные взгляды студентов на жизнь, для них характерно распространение на все сферы жизни какого-либо частного конфликта из одной сферы. Второй интерпретируется как отрицательное восприятие мира вокруг. Необходимо подчеркнуть, что самый высокий результат по шкале «Антисуицидальный фактор» (4,84±1,99) снимает существенный суицидальный риск, полученный по остальным шкалам.
Результаты одного из разделов «Методики психодиагностики суицидальных намерений ПСН - «А» позволяют выделить возможные причины, которые могут побудить к возникновению суицидальных намерений у большинства студентов (см. табл. 3).
Таблица 3
Результаты второго раздела «Методики психодиагностики суицидальных намерений ПСН - «А»
Шкала Ср. знач. Ст. отклон.
Алкоголь 7,4 4,6
Измена в любви 6,92 3,46
Противозаконные действия 8,19 3,92
Деньги и проблемы с ними 12,98 4,24
Добровольный уход из жизни 13,39 5,84
Семейные неурядицы 7,32 3,46
Взаимоотношения с окружающими 16,43 12,11
Исходя из полученных данных, мы выделяем две наиболее распространенные причины формирования суицидального намерений: «Взаимоотношения с окружающими» (16,43±12,11) и «Деньги и проблемы с ними» (12,98±4,24). Следует подчеркнуть, что также преобладает шкала «Добровольный уход из жизни» в данной методике, которая констатирует факт суицидального риска у части студентов.
Результаты по «Личностному опроснику «НПН-А» 02 (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации)» показали, что у большинства студентов выявлены такие акцентуации характера как психастения и истерия (см. табл. 4).
Таблица 4
Результаты, полученные по «Личностному опроснику «НПН-А» 02 (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации)»
Шкала Ср. знач. Ст. отклон.
Нервно-психическая неустойчивость 4,38 1,60
Истерия 5,97 1,97
Психастения 6,03 2,36
Психопатия 5,50 1,81
Паранойя 4,38 1,45
Шизофрения 5,74 1,94
Для студентов, у которых выражена психастения (6,03±2,36), характерна высокая тревожность, неуверенность в себе, мнительность, осторожность, неумение брать на себя ответственные задачи. Такие студенты склонны к ранимости, низкой самооценке, робости, в то же время к деликатности и тактичности. Все эти черты личности могут загнать человека в угол, привести его к одиночеству и появлению суицидальных мыслей.
Истерия (5,97±1,97), наоборот, предполагает у человека наличия демонстративного поведения, желания показать себя в лучшем свете, добиться признания общества. Такие обучающиеся склонны к эгоцентризму, самовлюбленности, тенденции к преувеличениям. Их деятельность и отношение к поставленным задачам имеют поверхностное значение и ориентированы лишь на внешний эффект. Студенты, относящиеся к этому типу, могут совершать попытки самоубийства с целью привлечения внимания Для достижения поставленной цели исследования был осуществлен факторный анализ. Поученные результаты позволили нам выделить три основных фактора, которые оказывают существенное влияние на появление суицидального риска у студентов вуза (см. табл. 5).
Таблица 5
Результаты факторного анализа
№ Шкалы Фактор
1 2 3
1 Демонстративность 0,832
2 Аффективность 0,631
3 Уникальность 0,865
4 Несостоятельность 0,648
5 Социальный пессимизм 0,739
6 Слом культурных барьеров
7 Максимализм
8 Временная перспектива 0,617
9 Антисуицидальный фактор
10 Измена в любви 0,656
11 Противозаконные действия
12 Деньги и проблемы с ними
13 Добровольный уход из жизни 0,697
14 Семейные неурядицы
15 Взаимоотношения с окружающими -0,855
16 Нервно-психическая неустойчивость 0,693
17 Истерия 0,761
18 Психоастения
19 Психопатия 0,767
20 Паранойа 0,617
21 Шизофрения 0,573
_Обсуждение результатов
В результате сравнительного анализа определен первый фактор суицидального риска, который можно обозначить как личностный, включающий в себя следующие компоненты: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм и временная перспектива.
Демонстративный компонент характеризуется тем, что для испытуемых характерно желание привлечь внимание к себе, к своим бедам. Окружающими это может восприниматься как шантаж, наигранное акцентирование проблем. Но, при суицидальном намерении истинной целью является некий крик о помощи близким людям. Если человек склонен воспринимать ситуацию эмоционально, чрезмерно чувствительно, импульсивно, то в порыве нахлынувших чувств он может совершать необдуманные поступки с плачевными последствиями.
Аффективность - это доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
Уникальность заключается в понимании себя и своих трудностей как чего-то индивидуального, неповторимого, непохожего на всё остальное. Эта черта тесно связана с неполноценным умением использовать свой опыт и опыт других людей. Соответственно, такие индивидуумы ищут особенный выход из сложившейся ситуации. Сюда можно отнести и суицид.
Несостоятельность представляется для студента как негативная оценка самого себя, своих способностей, своей жизни. Он может считать себя несостоятельным, неудачным в физическом, духовном, моральном плане. Если происходит усугубление своей неудовлетворенности, то это, вероятно, может перерасти в суицидальные намерения. А если вместе с тем студент не только себя воспринимает отрицательно, но и окружающий мир, то это может стать толчком для ухода из этой среды. Невозможность конструктивного планирования будущего, вследствие каких-либо проблем, в нынешнее время или страх перед неудачами в дальнейшем, в единстве с раннее описанными характеристиками может также стать причиной формирования суицидальных мыслей.
Социальный пессимизм отражает негативное восприятие окружающего мира. Понимание существующего вокруг как ненормального или неудовлетворительного от-
ношения человека с окружающими. Выше описанные причины могут стать толчком к появлению суицидальных мыслей и желанию уйти от этого жестокого мира.
Временная перспектива говорит о невозможности разумного планирования будущего. Возможно, у студентов это связано с недавним поступлением в вуз, и данная проблема может быть следствием сильного погружения в нынешнюю ситуацию, или, наоборот, окончание обучения: неопределенность с дальнейшим жизненным и профессиональным путём.
Стоит отметить, что именно личностный фактор оказывает наиболее сильное влияние на формирование суицидального поведения студентов. Данный факт находит своё подтверждение в работах Е.В. Бачило, Ю.Б. Барыльник, А.А. Антоновой [2]. А.Е. Личко так же выделяет такие личностные характеристики как: истероидный, лабильный, сензитивный, циклоидный типы акцентуаций характера, которые имеют ключевое значение в развитии суицидального риска.
Второй фактор суицидального риска складывается из компонентов нервно-психической неустойчивости, истерии, психопатии, паранойи, шизофрении.
Нервно-психическая неустойчивость испытуемых характеризуется возможностью нарушения поведенческой регуляции, адекватной самооценки, межличностных отношений, а также отклонении в содержании морально-этических и общественных норм. Высокая вероятность совершения суицида проявляется у тех студентов, которые в соответствии с собственными нормами, допускают, оправдывают самоубийство при определенных обстоятельствах.
Истерия переплетается с демонстративным поведением. Для такой личности характерно возникновение эгоцентризма, самодовольства, высокомерия. Эти люди любят быть в центре внимания, показывать себя в лучшем свете, желают быть признанными обществом, и поэтому болезненно и неадекватно реагируют на социальное неодобрение. Это с большей вероятностью может их побудить к появлению у них суицидальных мыслей.
Для психопатии свойственно агрессивное, возбудимое, упрямое поведение. Такие студенты обладают низким уровнем самообладания и вероятностью к непредсказуемым чувствам и поступкам.
Паранойя проявляется в образовании выдающихся, как человеку кажется, идей, недоверии к окружающим, подозрительности и упорстве в отстаивании своих замыслов.
Шизофрения характеризуется появлением неожиданных умозаключений у обучающихся, не совпадающих с мнением окружающих. Для таких личностей характерна оригинальность, повышенная ранимость, мечтательность, в то же время эмоциональная холодность, погруженность в собственный мир, замкнутость.
Третий фактор суицидального риска имеет признаки с положительными показателями: измена в любви, добровольный уход из жизни и с отрицательными взаимоотношениями с окружающими. Данный фактор можно обозначить как индивидуальное отношение к социальным нормам. Социальные нормы и различные социальные факторы оказывают непосредственное влияние на поведение человека.
Из полученных данных, мы видим, что любовные отношения являются актуальной проблемой для студентов. Безответная любовь, предательство близких, ссоры - всё это, преимущественно с сочетанием выше описанных факторов, которые могут быть существенно выражены в особенностях личности - может стать причиной для совершения суицида. Аналогично с категорией «взаимоотношения с окружающими», которые имеют отрицательное значение, что говорит о проблемах в связях с обществом.
Если у студента не ладятся отношения с окружающими (родственниками, преподавателями, одногруппниками и пр.), имеются конфликтные ситуации в других сферах или же он просто чувствует себя одиноким среди массы людей, то в сочетании с ярко выраженными личностными и психоэмоциональными факторами возможно возникновение суициальных намерений.
Многие исследователи (А. Г. Абрумова, В. А. Тихоненко, А.А. Лучина и др.) говорят о многочисленном количестве факторов, которые, так или иначе, становятся причиной суицидального поведения. По мнению М.В. Зотова [3] большое признание получила классификация факторов суицидального риска, в которой выделяют биологические (генетические), психолого-психиатрические и социально-средовые факторы.
Таким образом, зная, что лежит в основе формирования риска суицидального поведения студентов, мы можем на ранних этапах применить профилактические меры по предотвращению возникновения намерения. Анализ научно-практической литературы и результаты нашей исследовательской работы нашли свое отражение в разработанном комплексе мер социально-психологической профилактики суицидального риска у студентов:
• объединение усилий специалистов разного профиля и привлечение экспертов через соответствующие центры и органы образования для разработки и внедрения форм и методов работы со студентами, нуждающимися в помощи;
• развитие нормативно-правовой базы учреждения, включающее в себя обеспечение кадрами, осуществляющих профилактическую работу, а также введение в повестку советов, совещаний вопросов, связанных с совершенствованием технологий сопровождения студенческой молодёжи;
• разработка и реализация обучающих семинаров по вопросам психолого-педагогической поддержки молодежи, формирования у них навыков здорового образа жизни и адаптивных качеств личности;
• широкое использование средств массовой информации и др. Оформление информационных стендов с адресами и телефонами центров социально-психологической помощи, телефоном доверия;
• совершенствование содержания и форм профилактики, которое будет заключаться в диагностике суицидального риска с целью выявления студентов, нуждающихся в незамедлительной помощи, а также в вовлечении обучающихся в активную жизнь студенческую жизнь, таким образом, реализуя лидерский и творческий потенциал молодёжи;
• организация персональной психолого-педагогической помощи студентам «группы риска»: создание положительной Я-концепции, создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, поощрение положительных изменений, переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы.
Заключение
Таким образом, в результате анализа научно-практической литературы и результатов эмпирического исследования можно прийти к заключению, что суицидальное поведение у студентов вуза имеет многофакторное происхождение. Выявленные ключевые личностные детерминанты, оказывающие воздействие на формирование риска
суицидального поведения у студентов это: личностный фактор - характеризуется наличием черт личности, определяющих отношение к самому себе и к окружающему миру, которые способствуют возникновению суицидальных наклонностей; эмоциональный фактор, включающий психические состояния, которые определяют поведение личности в контексте рассматриваемой нами проблемы; и фактор индивидуального отношения к социальным нормам, отражающий какие-либо трудности, связанные с общественностью.
Учет выявленных факторов суицидального поведения и ориентация на предложенный комплекс мер социально-психологической профилактики позволит значительно снизить степень риска суицидального поведения у студентов вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально — психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 91-102.
2. Антонова А.А., Бачило Е.В., Барыльник Ю.Б. Факторы риска развития суицидального поведения // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 2. С. 403-409.
3. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. М.: Изд-во Речь, 2006. 144 с.
4. Смидович С.Г. Самоубийство в зеркале статистики // СОЦИС. 1990. № 4. С. 37-42.
5. Хритинин Д.Ф., Паршин А.Н., Самохин Д.В. Ведущие факторы формирования и основные пути профилактики суицидального поведения студентов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 2 (87). С. 71-75.
6. Черепанова М.И. Анализ факторов суицидального поведения населения современной России в контексте социологии риска // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2010. № 2. С. 134140.
7. Черепанова М.И. Социально-психологические детерминанты суицидальных рисков студенческой молодежи (по результатам социологического исследования) // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2011. № 3. С. 359-364.
8. D'Zurilla T.J., Chang E.C., Nottingham E.J.Iv. Social problem-solving deficits and hopelessness, depression, and suicidal risk in college students and psychiatric inpatients // Journal of Clinical Psychology. 1998. Т. 54. № 8. С. 1091-1107.
9. Kim H.-S., Lee M.-S., Hong J.-Y. Determinants of mental health care utilization in a suicide high-risk group with suicidal ideation // Journal of Preventive Medicine and Public Health. 2016. Т. 49. № 1. С. 69-78.
10. Makinen L.H., Wasserman D.: Some social dimensions of suicide // In Suicide - An unnecessary death. Ed. by D.Wasserman. London. Martin Dunitz, 2001. P.101-108.
11. Mann J. J. Arango V. Neurobiology of suicide and attempted suicide. Suicide- an unnecessary death. Martin Dunitz, 2001. P. 29-34.
12. Maris R.W. Social and familial risk factors in suicidal behavior // Psychtr. Clin. North Am. 1997 (20). P. 519-550.
13. Rubenstein Ju.L., Heeren T., Housman D. Suicidal behavior in 'normal' adolescents: risk and protective factors // American Journal of Orthopsychiatry. 1989. Т. 59. С. 59-71.
14. Wasserman D. A. stress-vulnability model and the development of the suicidal process // Suicide an unnecessary death. Martin Dunitz, 2001. P. 13-27.
15. Zainullina A., Valiullina A., Khusnutdinova E. The role of genetic and environmental risk factors in aetiology of suicidal behavior // Behavioural Genetics for Education. 2016. С. 205-230.
16. Zhang Y., Wong P.W.C., Law F.Y.W., Yip P.S.F., Chang S.-S. Association between changes in risk factor status and suicidal ideation incidence and recovery // Crisis: The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention. 2015. Т. 36. № 6. С. 390-398.
REFERENCES
1. Ambrumova A.G., Tikhonenko V.A., Bergelson L.L. Socio-psychological maladaptation of personality and prevention of suicide. Voprosy Psychologii, 1981, no. 4, pp. 91-102.
2. Antonova A.A., Bachilo E.V., Barylnik Yu.B. Risk factors for the development of suicidal behavior. Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2012, vol. 8, no. 2, pp. 403-409.
3. Zotov M.V. Suicidal behavior: developmental mechanisms, diagnosis, correction. Moscow, Publishing House Rech, 2006.144 p.
4. Smidovich S.G. Suicide in the mirror of statistics. SOCIS, 1990, no. 4, pp. 37-42.
5. Khritinin D.F., Parshin A.N., Samokhin D.V. Leading factors of formation and the main ways of preventing suicidal behavior of students. Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology, 2015, no. 2 (87), pp. 71-75.
6. Cherepanova M.I. Analysis of the factors of suicidal behavior of the population of modern Russia in the context of risk sociology. Sociology in the modern world: science, education, creativity, 2010, no. 2, pp. 134-140.
7. Cherepanova M.I. Socio-psychological determinants of the suicidal risks of students (based on the results of a sociological study). Sociology in the modern world: science, education, creativity, 2011, no. 3, pp. 359-364.
8. D'Zurilla T.J., Chang E.C., Nottingham E.J.Iv. Social problem-solving deficits and hopelessness, depression, and suicidal risk in college students and psychiatric inpatients. Journal of Clinical Psychology, 1998, vol. 54, no. 8, pp. 1091-1107.
9. Kim H.-S., Lee M.-S., Hong J.-Y. Determinants of mental health care utilization in a suicide high-risk group with suicidal ideation. Journal of Preventive Medicine and Public Health, 2016, vol. 49, no. 1, pp. 69-78.
10. Makinen L.H., Wasserman D. Some social dimensions of suicide / In Suicide - An unnecessary death. Ed. by D.Wasserman. London Martin Dunitz, 2001, pp. 101-108.
11. Mann J. J. Arango V. Neurobiology of suicide and attempted suicide. Suicide - an unnecessary death. Martin Dunitz, 2001, pp. 29-34.
12. Maris R.W. Social and familial risk factors in suicidal behavior. Psychtr. Clin. North Am, 1997 (20), pp. 519-550.
13. Rubenstein Ju.L., Heeren T., Housman D. Suicidal behavior in 'normal' adolescents: risk and protective factors. American Journal of Orthopsychiatry, 1989, vol. 59, pp. 59-71.
14. Wasserman D. A. stress-vulnability model and the development of the suicidal process. Suicide an unnecessary death. Martin Dunitz, 2001. pp. 13-27.
15. Zainullina A., Valiullina A., Khusnutdinova E. The role of genetic and environmental risk factors in aetiology of suicidal behavior. Behavioural Genetics for Education, 2016, pp. 205-230.
16. Zhang Y., Wong P.W.C., Law F.Y.W., Yip P.S.F., Chang S.-S. Association between changes in risk factor status and suicidal ideation incidence and recovery. Crisis: The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention, 2015, vol. 36, no. 6, pp. 390-398.
Информация об авторах Хабибулин Денис Асхатович
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Information about the authors
Khabibulin Denis Askhatovich
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Овсянникова Елена Александровна
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Elena A. Ovsyannikova
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Тугулева Галина Витальевна
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Galina V. Tuguleva
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Плохотнюк Дарья Владимировна
(Россия, г. Магнитогорск) Студент кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Daria V. Plohotnyuk
(Russia, Magnitogorsk) Student
of the Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]