4. Распопова А.С. Предпосылки психологической надежности подростков, занимающихся греблей на байдарках и каноэ / А.С. Распопова, Е.И. Берилова, Ю.М. Босенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 327-329.
REFERENCES
1. Gorskaya, G.B., (2012), "Organizational stress in sports: sources, specific manifestations, research directions", Physical culture, sports - science and practice, No. 4, pp.74-76.
2. Kozlova, N.Yu., Lokutova, T.E. and Myattonen, A.A. (2019), "Competitive stress in sports: sources and specifics of manifestations", Problems of the theory and practice of the development of physical culture and sports at the present stage: materials of the IX All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 55th anniversary of the Faculty of Physical Culture and Life Sciences, Makhachkala, pp. 63-66.
3. Parkhomenko, E.A., Dubovova, A.A. and Matveeva, I.S. (2021), "Mental tension as an indicator of emotional well-being in athletes of different ages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 548-552.
4. Raspopova, A.S., Berilova, E.I. and Bosenko, Yu.M. (2022), "Prerequisites for the psychological reliability of adolescents involved in kayaking and canoeing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 327-329.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2022
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Ольга Владимировна Терехина, кандидат психологических, доцент, Светлана Борисовна Лещинская, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Аннотация
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей когнитивных стратегий регуляции эмоций у представителей юношеского возраста с разным профилем суицидального риска. В исследовании принимали участие учащиеся техникумов в количестве 312 человек в возрасте от 15 до 19 лет (162 юноши, 150 девушек). Для реализации поставленной цели исследования были использованы следующие методы: Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); Опросник «Когнитивная регуляция эмоций, CERQ». Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, сравнительного и кластерного анализа. Среди обучающихся в техникумах выделились гармоничные и дисгармоничные профили суицидального риска. Общими тенденциями у юношей и девушек можно назвать наличие гармоничных благополучных и неблагополучных профилей. Гармоничные благополучные профили определялись по наличию одновременно низких результатов по всем шкалам суицидального риска, преобладанию адаптивных (перефокусировка на планирование у девушек) и слабой выраженности неадаптивных (самообвинение, руминации, катастрофизация, обвинение других у юношей, руминации и ката-строфизация у девушек) стратегий когнитивной регуляции эмоций, выступающих ресурсами (про-тективными факторами) суицидального поведения в юношеском возрасте. Гармоничные неблагополучные профили связаны с высокими значениями суицидальных рисков, дефицитом адаптивных и преобладанием неадаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций. Специфическими особенностями выступали характеристики дисгармоничных профилей у юношей и девушек, в которых определялась неравномерность, «асимметричность» выраженности показателей суицидального риска и стратегий когнитивной регуляции эмоций. Результаты исследования определяют возможности оптимизации, повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, способствуют выстраиванию индивидуальной траектории психологи-
ческой помощи по проблеме суицидального риска и профилактики суицидального поведения в образовательном учреждении.
Ключевые слова: юношеский возраст, учащиеся в системе средне-профессионального образования, профили суицидального риска, стратегии когнитивной регуляции эмоций.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p674-681
FEATURES OF COGNITIVE STRATEGIES FOR COPING WITH STRESSFUL SITUATIONS AMONG YOUNG PEOPLE WITH DIFFERENT SUICIDE RISK
PROFILES
Olga Vladimirovna Terekhina, the candidate of psychological sciences, docent, Svetlana Borisovna Leshchinskaya, the candidate of psychological sciences, junior research associate, National Research Tomsk State University, Tomsk
Abstract
The purpose is to study the features of cognitive strategies of emotion regulation in adolescents with different suicide risk profiles. The study involved students of technical schools in the number of 312 people aged 15 to 19 years (162 boys, 150 girls). To achieve the goal of the study, the following methods were used: Suicide Risk Questionnaire (modified by T.N. Razuvaeva); Questionnaire "Cognitive regulation of emotions, CERQ". Statistical data processing was carried out using methods of descriptive statistics, comparative and cluster analysis. Harmonious and disharmonious profiles of suicidal risk stood out among students in technical schools. Common trends among boys and girls can be called the presence of harmonious prosperous and dysfunctional profiles. Harmonious successful profiles were determined by the presence of simultaneously low results on all suicide risk scales, the predominance of adaptive (refocusing on planning in girls) and weak severity of maladaptive (self-accusation, rumination, catastrophization, blaming others in boys, rumination and catastrophization in girls) strategies of cognitive regulation of emotions acting as resources (protective factors) of suicidal behavior in adolescence. Harmonious dysfunctional profiles are associated with high values of suicidal risks, lack of adaptive and predominance of maladaptive cognitive strategies for emotion regulation. The specific features were the characteristics of disharmonious profiles in boys and girls, in which the unevenness, "asymmetry" of the severity of indicators of suicidal risk and strategies for cognitive regulation of emotions were determined. The results of the study determine the possibilities for optimization, increasing the effectiveness of psychological and pedagogical support of students in the educational process, contribute to building an individual trajectory of psychological assistance on the problem of suicidal risk and prevention of suicidal behavior in an educational institution.
Keywords: adolescence, students in the system of secondary vocational education, suicide risk profiles, strategies for cognitive regulation of emotions.
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной организации здравоохранения за 2021 и 2022 гг., самоубийства являются четвертой по значимости ведущей причиной смертности в группах подросткового и юношеского возраста. Россия, согласно статистике ООН, занимает третье место в мире по числу самоубийств в эти возрастные периоды, что более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире [1]. Среди субъектов РФ Сибирский Федеральный округ занимает второе место по числу суицидов в юношеском возрасте [2]. Проблема такого аутоагрессивного поведения остается остро актуальной для общества, учитывая, что число попыток суицида, которые не были завершенными и/или могли не попасть в официальную статистику, в десятки раз больше [3].
В распоряжении Правительства РФ от 26.04.2021 N 1058-р утвержден комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, которые направлены на проведение в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суици-
дального поведения. Данный комплекс мер, несомненно, ставит перед психологической наукой и практикой задачу, во-первых, определения профилей суицидального риска среди обучающихся, позволяющих оценить реальное психологическое состояние обучающихся в отношении суицидального намерения и поведения, а, во-вторых, поиска факторов и предикторов, способствующих и предупреждающих аутоагрессивное поведение. Значимость данной задачи в системе средне-профессионального образования подчеркивается тем, что социально-трудовой потенциал обучающихся будет выступать основой инновационной активности и модернизации российского общества. Среди факторов риска и протективных факторов в отношении суицидального поведения в научных психологических исследованиях указываются когнитивные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями [4-6].
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей когнитивных стратегий регуляции эмоций у представителей юношеского возраста с разным профилем суицидального риска.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе двух техникумов г. Томска (Сибирский Федеральный округ, Российская Федерация). В исследовании принимали участие учащиеся в количестве 312 человек в возрасте от 15 до 19 лет, разделенных на две группы: первая группа - 162 юноши, вторая группа - 150 девушек.
Для реализации поставленной цели исследования были использованы следующие методы:
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) состоит из 29 утверждений и предназначен для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства [7]. Высчитываются восемь показателей суицидального риска (демонстративность, аффективность, уникальность, социальный пессимизм, несостоятельность, слом культур барьеров, максимализм, временная перспектива) и один антисуицидальный фактор. Внутренняя согласованность всех шкал (альфа-Кронбаха) составляла 0,80-0,82.
Опросник «Когнитивная регуляция эмоций, CERQ» (Nadia Garnefski, Vivian Kraaij, Philip Spinhoven, русскоязычная версия разработана и апробирована Е.И. Рассказовой и др.) состоит из 36 утверждений - это определенные мысли, возникающие у человека при совладании с неприятностями и переживаниями [8]. Методика позволяет определить выраженность в опыте совладания респондентов таких неадаптивных когнитивных стратегий, как самообвинение, руминации, катастрофизация, обвинение других, и таких адаптивных когнитивных стратегий, как положительная перефокусировка, перефокусировка на планирование, положительная переоценка, принятие, помещение в перспективу. Внутренняя согласованность всех шкал (альфа-Кронбаха) составляла 0,75-0,92.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, сравнительного (H-критерий Крускала-Уоллиса) и кластерного (иерархическая кластеризация, метод Межгрупповой связи, расстояние - Косинус) анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью изучения профилей суицидального риска проводился кластерный анализ, где основными переменными для выявления кластеров выступили шкалы Опросника суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Профили выявлялись отдельно в группе юношей и девушек.
Среди юношей кластерный анализ позволил достоверно выделить четыре вида профиля, два из которых были условно названы как «гармоничные», два - «дисгармоничные» (таблица 1). Гармоничность профиля определялась по наличию одновременно как
низких, так и высоких результатов по всем показателям суицидального риска. Соответственно, дисгармоничность профиля указывает на неравномерность, «асимметричность» выраженности показателей суицидального риска (например, когда при высоких значениях одних показателей, у человека обнаруживаются средние (нормативные) или низкие показатели по другим). Сравнительный анализ по Н-критерию Крускала-Уоллиса выявил значимые различия (р<0,05) по всем шкалам суицидального риска.
Таблица 1 - средние значения выраженности суицидальных рисков по каждому профилю среди юношей_
Суицидальные риски Гармоничный Дисгармоничный
Профиль 1 Профиль 2 Профиль 3 Профиль 4
Демонстративность 0,83 3,86 2,03 1,55
Аффективность 0,96 3,06 3,05 2,75
Уникальность 0,63 4,11 1,80 1,09
Социальный пессимизм 0,65 3,50 3,15 2,12
Несостоятельность 0,78 2,36 3,63 1,94
Слом культур барьеров 1,00 3,29 1,77 2,77
Максимализм 0,42 3,20 2,71 0,66
Временная перспектива 0,53 2,75 2,45 1,16
Антисуицидальный фактор 0,28 3,43 2,46 3,39
Примечание: профиль 1 - гармоничный благополучный, профиль 2 - гармоничный неблагополучный, профиль 3 - дисгармоничный с отрицательной концепцией себя и окружающего мира, профиль 4 - дисгармоничный с оправданием суицида культурными ценностями.
Гармоничными получились профили благополучные (когда обнаружились все низкие значения рисков суицидального поведения) и неблагополучные (с высокими значениями по показателям суицидального риска). Следует отметить, что для неблагополучного профиля характерен высокий уровень антисуицидального фактора, который снимает глобальный суицидальный риск, может выражаться через глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга, представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. Это можно объяснить тем, что со слов психологов, педагогов и администрации образовательных учреждений респонденты, участвующие в исследовании, не характеризовались реальными попытками суицидального поведения, антивитальными мыслями и намерениями (в той степени, в которой эта информация доступна в техникумах). Антисуицидальный фактор может выступать реальным протективным фактором в суицидальном поведении и являться ресурсом для психокоррекционной работы.
Два дисгармоничных профиля у юношей характеризовались следующим. Первый был назван «Отрицательная концепция себя и окружающего мира» и представлен высоким уровнем выраженности по суицидальным рискам: аффективность, социальный пессимизм, несостоятельность. У таких юношей выражено представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира, восприятие мира как враждебного, доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации (в крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта). У второго профиля наблюдались высокие значения по показателю слома культурных барьеров и антисуицидальному фактору, при этом низкая выраженность максимализма, уникальности и временной перспективы. Профиль получил название «Оправдание суицида культурными ценностями». Для юношей, с одной стороны, характерен поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным, но, с другой стороны, низкий уровень максимализма, уникальности и временной перспективы может сильно затруднять обнаружение и оценку у таких респондентов возможных суицидальных намерений или желаний в силу того, что им свойственны недостаточная и/или неадекватная погруженность в проблемную ситуацию, упорное планирование своих будущих действий с опорой на воспринимаемые культур-
ные ценности и нормативы суицида.
Следующий этап состоял в выявлении различий в стратегиях когнитивной регуляции эмоций между профилями суицидального риска у юношей. С помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса выявлены значимые различия (р<0,05) только по шкалам неадаптивных стратегий когнитивной регуляции эмоций: самообвинение, руминации, катастрофи-зация, обвинение других. Согласно полученным результатам сравнительного анализа и данным описательной статистики, можно описать каждый профиль следующим образом (таблица 2). Для гармоничного благополучного профиля у юношей четко выделялась низкая выраженность неадаптивных стратегий. У гармоничного неблагополучного профиля преобладает высокий уровень неадаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций. Для дисгармоничного профиля с отрицательной концепцией себя и окружающего мира характерно преобладание самообвинения и обвинение других, т. е. в одних ситуациях мысли, в которых человек чрезмерно винит себя за случившееся, а в других, мысленное возложение вины за то, что было испытано или испытывается, на другого человека или окружающую среду. У юношей с дисгармоничным профилем суицидального риска с оправданием суицида культурными ценностями выявлено преобладание стратегии ката-строфизации, отражающей обращение к мыслям, явно преувеличивающим разрушительную силу того, что было испытано, вызывая плохую адаптацию, эмоциональный дистресс и депрессию.
Таблица 2 - Средние значения выраженности стратегий когнитивной регуляции эмоций по каждому профилю среди юношей_
Стратегии когнитивной регуляции эмоций Профиль 1 Профиль 2 Профиль 3 Профиль 4
Самообвинение 8,09 10,79 10,15 9,45
Принятие 9,48 10,21 11,23 9,85
Руминации 8,65 11,12 9,79 9,03
Положительная перефокусировка 11,04 9,07 10,22 10,85
Перефокусировка на планирование 12,92 11,50 10,61 11,12
Позитивный пересмотр 12,47 10,39 12,15 10,57
Помещение в перспективу 9,35 10,43 11,04 11,15
Катастрофизация 7,76 10,50 9,13 10,73
Обвинение других 8,61 10,86 10,12 8,38
Примечание: Профиль 1 - Гармоничный благополучный, профиль 2 - гармоничный неблагополучный, профиль 3 - дисгармоничный с отрицательной концепцией себя и окружающего мира, профиль 4 - дисгармоничный с оправданием суицида культурными ценностями.
Среди девушек с помощью кластерного анализа выделены три профиля: два гармоничных (благополучный и неблагополучный аналогичны юношам), одни дисгармоничный (таблица 3). Дисгармоничный профиль был назван «Отрицательная концепция окружающего мира и оправдание суицида культурными ценностями» и представлен высоким уровнем выраженности по суицидальным рискам: максимализм, социальный пессимизм и слом культурных барьеров, при сочетании с низкой выраженностью риска временной перспективы. Таким девушкам свойственны инфантильный максимализм ценностных установок, невозможность компенсации, аффективная фиксация на неудачах, отрицательная концепция окружающего мира, восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими, культ самоубийства, поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным, заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования". Низкие значения временной перспективы как риска суицидального поведения при таком сочетании могут указывать на
недостаточную и/или неадекватную погруженность в настоящую ситуации при достаточно серьезном планировании своего будущего под влиянием установок культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение, и враждебного восприятия мира.
Таблица 3 - Средние значения выраженности суицидальных рисков по каждому профилю среди девушек_
Суицидальные риски Гармоничный Дисгармоничный
Профиль 1 Профиль 2 Профиль 3
Демонстративность 0,98 3,24 2,40
Аффективность 2,00 4,62 3,12
Уникальность 0,87 3,48 2,00
Социальный пессимизм 1,82 3,80 3,50
Несостоятельность 2,00 4,50 2,18
Слом культур барьеров 1,88 2,99 4,98
Максимализм 0,29 3,52 5,33
Временная перспектива 1,10 3,63 1,20
Антисуицидальный фактор 1,75 4,80 2,67
Примечание: профиль 1 - гармоничный благополучный, профиль 2 - гармоничный неблагополучный, профиль 3 - дисгармоничный с отрицательной концепцией окружающего мира и оправданием суицида культурными ценностями.
С помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса выявлялись различия в стратегиях когнитивной регуляции эмоций между профилями суицидального риска у девушек. Значимые различия (р<0,05) обнаружены по двум шкалам неадаптивных (руминации и ката-строфизация) и одной шкале адаптивных стратегий (перефокусировка на планирование). Согласно полученным результатам сравнительного анализа и описательной статистики, можно описать каждый профиль следующим образом (таблица 4).
Таблица 4 - Средние значения выраженности стратегий когнитивной регуляции эмоций по каждому профилю среди девушек___
Стратегии когнитивной регуляции эмоций Профиль 1 Профиль 2 Профиль 3
Самообвинение 10,20 10,67 12,70
Принятие 12,00 11,17 11,50
Руминации 10,90 13,40 12,50
Положительная перефокусировка 14,33 12,10 12,40
Перефокусировка на планирование 16,17 11,70 11,70
Позитивный пересмотр 13,67 11,60 11,10
Помещение в перспективу 13,33 10,30 12,00
Катастрофизация 8,40 10,67 12,00
Обвинение других 9,40 10,00 9,40
Примечание: профиль 1 - гармоничный благополучный, профиль 2 - гармоничный неблагополучный, профиль 3 - дисгармоничный с отрицательной концепцией окружающего мира и оправданием суицида культурными ценностями.
Для гармоничного благополучного профиля у девушек характерно преобладание размышлений о том, какие следующие шаги лучше предпринять по отношению к происходящей ситуации, отсутствие зацикливания на мыслях и чувствах, связанных с пережитой трудной ситуацией, и мыслей о глобальных размерах произошедшего события и его отрицательных последствиях. У гармоничного неблагополучного профиля преобладает высокий уровень указанных неадаптивных и низкий уровень адаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций. Для дисгармоничного профиля с отрицательной концепцией окружающего мира и оправданием суицида культурными ценностями характерно зацикливание на мыслях и чувствах, связанных с пережитой трудной ситуацией, и преобладание катастрофизирующих мыслей при отсутствии направленности мышления на то, какие меры должны быть предприняты, чтобы справиться с негативным событием. Такие особенности когнитивной регуляции эмоций выступают негативными предикторами,
увеличивающими риски суицидального поведения у девушек, обучающихся в средне-профессиональных учреждениях.
ВЫВОДЫ
Среди обучающихся в техникумах выделились гармоничные и дисгармоничные профили суицидального риска. Общими тенденциями у юношей и девушек можно назвать наличие гармоничных благополучных и неблагополучных профилей. Гармоничные благополучные профили определялись по наличию одновременно низких результатов по всем шкалам суицидального риска, преобладанию адаптивных (перефокусировка на планирование у девушек) и слабой выраженности неадаптивных (самообвинение, ру-минации, катастрофизация, обвинение других у юношей, руминации и катастрофизация у девушек) стратегий когнитивной регуляции эмоций, выступающих ресурсами (протек-тивными факторами) суицидального поведения в юношеском возрасте. Гармоничные неблагополучные профили связаны с высокими значениями суицидальных рисков, дефицитом адаптивных и преобладанием неадаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций. Специфическими особенностями выступали характеристики дисгармоничных профилей у юношей и девушек, в которых определялась неравномерность, «асимметричность» выраженности показателей суицидального риска и стратегий когнитивной регуляции эмоций. Результаты исследования определяют возможности оптимизации, повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, способствуют выстраиванию индивидуальной траектории психологической помощи по проблеме суицидального риска и профилактики суицидального поведения в образовательном учреждении.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические предикторы качества жизни и психологической безопасности студентов в разных образовательных средах» (номер проекта MK-2932.2022.2).
ЛИТЕРАТУРА
1. Фролов М.Г. Суицид и суицидальное поведение несовершеннолетних: детерминация и профилактика // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - № 2 (62). - С. 151-158.
2. Положий Б.С. Суициды среди несовершеннолетних (эпидемиологический аспект) // Суицидология. - 2019. - № 10 (1). - С. 21-26.
3. Анализ суицидальной активности детско-подросткового населения Краснодарского края / Е.О. Бойко, Ю.Ш. Васянина, Ю.А. Мыльникова, С.С. Брижак // Социальная и клиническая психиатрия. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 19-22.
4. Сагалакова О.А. Руминации как психологический механизм формирования и поддержания суицидального поведения / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев, О.В. Жирнова // Современная зарубежная психология. - 2022. - Т. 11, № 1. - С. 124-136.
5. What are the risk factors and protective factors of suicidal behavior in adolescents? A systematic review / N.A.L. Ati, M.D. Paraswati, H.D. Windarwati // Journal of Child and Adolescent Psychiatris Nursing. - 2021. - Vol. 34 (1). - P. 7-18.
6. Garnefski N. The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire Psychometric Features and Prospective Relationships with Depression and Anxiety in Adults / N. Garnefski, V. Kraaij // European Journal of Psychological Assessment. - 2007. - Vol. 23(3). - P. 141-149.
7. Диагностика личности / Сост. Т.Н. Разуваева. - Шадринск : Исеть, 1993. - 26 с.
8. Рассказова Е.И. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций / Е.И. Рассказова, А.Б. Леонова, И.В. Плужников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 161-179.
REFERENCES
1. Frolov, M.G. (2020), "Suicide and suicidal behavior of minors: determination and prevention", Bulletin of Tver State University. Series: Law, No. (62), pp. 151-158.
2. Polozhiy, B.S. (2019), "Suicides among minors (epidemiological aspect)", Suicidology, No. 10 (1), pp. 21-26.
3. Boyko, E.O., Vasyanina, Yu.Sh., Mylnikova, Yu.A. and Brizhak, S.S. (2019), "Analysis of suicidal activity of the child and adolescent population of Krasnodar Krai", Social and clinical psychiatry, Vol. 29, No. 3, pp. 19-22.
4. Sagalakova, O.A., Truevtsev, D.V. and Zhirnova, O.V. (2022), "Rumination as a psychological mechanism for the formation and maintenance of suicidal behavior", Modern foreign psychology, Vol. 11, No. 1., pp. 124-136.
5. Ati N.A.L., Paraswati, M.D. and Windarwati, H.D. (2021), "What are the risk factors and protective factors of suicidal behavior in adolescents? A systematic review", Journal of Child and Adolescent Psychiatris Nursing, Vol. 34 (1), pp. 7-18.
6. Garnefski, N. and Kraaij, V. (2007), "The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire Psychometric Features and Prospective Relationships with Depression and Anxiety in Adults", European Journal of Psychological Assessment, Vol. 23(3), pp. 141-149.
7. Razuvaeva, T.N. (1993), Personality diagnostics, Iset, Shadrinsk.
8. Rasskazova, E.I., Leonova, A.B. and Pluzhnikov, I.V. (2011), "Development of the Russian-language version of the questionnaire of cognitive regulation of emotions", Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology, No. 4, pp. 161-179.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2022
УДК 159.9.072
СЕНСОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕЛЕСНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Владислава Романовна Ушакова, кандидат психологических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Аннотация
Статья посвящена проблеме сенсорному компоненту телесности у студентов с разным уровнем самооценки. В исследовании приняло участие 120 студентов женского пола 2-4 курсов кафедры психологии ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», в возрасте 18--21 год. Выявлены и распределены на группы студенты в зависимости от уровня выраженности самооценки. В группу 1 вошло 50 студентов с высоким уровнем самооценки (завышенный), средний возраст 18,8 лет, в группу 2 - 43 студента со средним уровнем самооценки (адекватный), средний возраст 20,4 года, в группу 3 - 27 студентов с низким уровнем самооценки, средний возраст 19,8 лет. Определены характерные особенности восприятия и ощущения размеров частей собственного тела в соотнесении с реальными замерами у студентов с разной самооценкой. Выявлены параметры искажения восприятия своего тела, а именно частей тела у студентов с разной самооценкой.
Ключевые слова: телесность, восприятие тела, искажение восприятия тела, самооценка, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p681-685
SENSORY COMPONENT OF PHYSICALITY IN STUDENTS WITH DIFFERENT
LEVEL OF SELF-ASSESSMENT Vladislava Romanovna Ushakova, the candidate of psychological sciences, docent, Crimean Engineering and Pedagogical University by Fevzi Yakubovа, Simferopol
Abstract
The article is devoted to the problem of the sensory component of physicality in students with different levels of self-esteem. The study involved 120 female students of 2-4 courses of the Department of