Научная статья на тему 'Риски реализации стратегии территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью'

Риски реализации стратегии территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стратегия территориального развития / риски / аграрный регион / социальноэкономическое развитие / инвестиционный климат / факторный анализ рисков / TERRITORIAL DEVELOPMENT STRATEGY / RISKS / AGRICULTURAL REGION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT CLIMATE / RISK FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слинькова Н. В., Волкова А. Г., Сабетова Т. В.

В статье раскрывается проблематика определения и минимизации рисков реализации стратегии территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью. Фактологический анализ выполнен на примере Каменского района Воронежской области, район отличает разнонаправленная динамика показателей социально-экономического развития, кризисные явления на его территории не приобрели необратимый характер и, при должном взаимодействии населения, общественных организаций, бизнеса и власти, могут быть купированы в среднесрочном периоде. Авторы проводят эскомпт факторов риска, способных повлиять на процесс реализации стратегии и на эффективность запланированных мероприятий. В сочетании с существующими демографическими тенденциями, выражающимися снижением общего предложения на рынке трудовых ресурсов, эти риски крайне существенны и на субрегиональном, и на государственном уровне. Авторы акцентируют внимание на том, что помимо улучшения инвестиционного климата и увеличения размеров прямых иностранных инвестиций важны и меры по созданию преференций тем инвестициям, которые связаны с высокотехнологичными производствами, повышением уровня занятости и квалификации рабочей силы, долгосрочными капиталовложениями в реальный сектор экономики, внедрением новейших зарубежных технологий, не представленных в России. В статье подчеркивается, что факторный анализ рисков, несмотря на свою распространенность и наглядность, представляет собой весьма сложную задачу, поскольку выделение факторов риска не является его результатом и конечной целью, хотя и представляет из себя информационную основу риск-анализа. На основе описания совокупности факторов риска реализации стратегии необходимо провести интерпретацию возможного влияния выявленных факторов на результаты и прогнозирование комплекса последствий влияния того или иного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF THE TERRITORIAL DEVELOPMENT STRATEGY OF THE AGRARIAN ORIENTED MUNICIPALITY

This article demonstrates the problems of identification and minimization of the risks of implementation of a territorial development strategy for municipal entity of agricultural specialization. Fact analysis was performed based on the example of Kamenka district of Voronezh region. This district is marked with a variety of trends in social and economic development, the crisis signs in this territory have not yet taken irreversible character and can be neutralized in the mid-term prospective in case of proper interaction between the community, public organization, business, and authorities. The authors fulfilled an assessment of the risk factors affecting the process of the strategy implementation and the efficiency of the planned measures. In association with the existing demographic tendencies manifesting themselves in the decrease of total labor market supply, these risks are of great importance for both sub-regional and national levels. The authors place greater focus on the fact that, besides the improvement of the investment climate and the increase of the direct foreign investment amounts, the measures for creating preferences are important for those investments associated with high-tech industries, increase of the employment rate and the workforce qualification, long-term investments into the industrial sector of the economy, introduction of the state-of-the-art foreign technologies, not yet represented in Russia. The article points out that the risk factor analysis, despite its popularity and obviousness, presents a considerable problem, as the risk factor identification is not the result and the final target, though it forms the information basis of the risk analysis. Based on the description of the complex of the factors of the risk of the strategy implementation, it is necessary to interpret the possible influence of the detected factors on the results and forecasting of the subsequences of the impact of one or another factor.

Текст научной работы на тему «Риски реализации стратегии территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-05.09

РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С АГРАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

RISKS OF THE TERRITORIAL DEVELOPMENT STRATEGY OF THE AGRARIAN

ORIENTED MUNICIPALITY

Слинькова Н.В., кандидат экономических наук Slinkova N.V., Candidate of Economic Sciences Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Воронеж, Россия

Voronezh branch of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Voronezh, Russia E-mail: [email protected]

Волкова А. Г., кандидат экономических наук Volkova A.G., Candidate of Economic Sciences Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

Воронеж, Россия

Voronezh branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia, Voronezh, Russia E-mail: [email protected]

Сабетова Т.В., кандидат экономических наук Sabetova T.V., Candidate of Economic Sciences ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», Воронеж, Россия

Voronezh State Agricultural University after Peter the Great, Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается проблематика определения и минимизации рисков реализации стратегии территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью. Фактологический анализ выполнен на примере Каменского района Воронежской области, район отличает разнонаправленная динамика показателей социально-экономического развития, кризисные явления на его территории не приобрели необратимый характер и, при должном взаимодействии населения, общественных организаций, бизнеса и власти, могут быть купированы в среднесрочном периоде. Авторы проводят эскомпт факторов риска, способных повлиять на процесс реализации стратегии и на эффективность запланированных мероприятий. В сочетании с существующими демографическими тенденциями, выражающимися снижением общего предложения на рынке трудовых ресурсов, эти риски крайне существенны и на субрегиональном, и на государственном уровне. Авторы акцентируют внимание на том, что помимо улучшения инвестиционного климата и увеличения размеров прямых иностранных инвестиций важны и меры по созданию преференций тем инвестициям, которые связаны с высокотехнологичными производствами, повышением уровня занятости и квалификации рабочей силы, долгосрочными капиталовложениями в реальный сектор экономики, внедрением новейших зарубежных технологий, не представленных в России. В статье подчеркивается, что факторный анализ рисков, несмотря на свою распространенность и наглядность, представляет собой весьма сложную задачу, поскольку выделение факторов риска не является его результатом и конечной целью, хотя и представляет из себя информационную основу риск-анализа. На основе описания совокупности факторов риска реализации стратегии необходимо провести интерпретацию

возможного влияния выявленных факторов на результаты и прогнозирование комплекса последствий влияния того или иного фактора.

ABSTRACT

This article demonstrates the problems of identification and minimization of the risks of implementation of a territorial development strategy for municipal entity of agricultural specialization. Fact analysis was performed based on the example of Kamenka district of Voronezh region. This district is marked with a variety of trends in social and economic development, the crisis signs in this territory have not yet taken irreversible character and can be neutralized in the mid-term prospective in case of proper interaction between the community, public organization, business, and authorities. The authors fulfilled an assessment of the risk factors affecting the process of the strategy implementation and the efficiency of the planned measures. In association with the existing demographic tendencies manifesting themselves in the decrease of total labor market supply, these risks are of great importance for both sub-regional and national levels. The authors place greater focus on the fact that, besides the improvement of the investment climate and the increase of the direct foreign investment amounts, the measures for creating preferences are important for those investments associated with high-tech industries, increase of the employment rate and the workforce qualification, long-term investments into the industrial sector of the economy, introduction of the state-of-the-art foreign technologies, not yet represented in Russia. The article points out that the risk factor analysis, despite its popularity and obviousness, presents a considerable problem, as the risk factor identification is not the result and the final target, though it forms the information basis of the risk analysis. Based on the description of the complex of the factors of the risk of the strategy implementation, it is necessary to interpret the possible influence of the detected factors on the results and forecasting of the subsequences of the impact of one or another factor.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Стратегия территориального развития, риски, аграрный регион, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат, факторный анализ рисков.

KEY WORDS

Territorial development strategy, risks, agricultural region, social and economic development, investment climate, risk factor analysis.

Реализация стратегии территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью специализации является сложной комплексной задачей, определяемой множеством целей и задач, внешних факторов, а также специфических характеристик региона.

Можно выделить ряд факторов риска, способных повлиять на процесс реализации стратегии и на эффективность запланированных мероприятий. При этом следует учитывать, что современные тенденции геополитических и экономических изменений могут нести в себе как негативные последствия для реализации стратегии, так и новые возможности, позволяющие повысить эффективность предпринимаемых мер.

Каменский муниципальный район находится в центре Воронежской области. Он достаточно близок к ее административному центру городу Воронежу и экономически развитым районам - Лискинскому и Россошанскому. Район состоит из 11 сельских поселений, его административным центром является поселок городского типа Каменка, Численность населения невелика: около 18, 5 тысяч человек, причем треть из них-пенсионеры. Демографическая ситуация в районе стабильно тяжелая, последние шесть лет численность населения уменьшается.

Бюджетообразующим предприятием района является ПАО «Евдаковский масложировой завод», на его долю приходится более двух третей промышленного производства в районе. Динамично растет объем инвестиций в сельское хозяйство

района, здесь работают 4 крупных инвестора: ООО «Заречное», ООО ЦЧ АПК «Каменское», ООО «ЭкоНиваАгро», ООО «Авангард АГРО-Воронеж».

Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и организацию процесса разработки стратегии социально-экономического развития Кантемировского муниципального района делятся на три группы:

- правовые, нормативные акты федерального значения,

- правовые, нормативные акты регионального значения,

- локальные нормативно-правовые акты.

Район отличает разнонаправленная динамика показателей социально-экономического развития. Проведенный анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления по федеральным показателям выявил, что по отдельным позициям, таким как «обеспечение регулярного сообщения с административным центром», «доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения» и некоторых других достигнуты серьезные успехи.

Высокие рейтинговые позиции по региональным показателям эффективности развития Каменского муниципального образования зафиксированы в таких сферах, как рост объемов производства основных видов продукции животноводства и растениеводства, а так же некоторых других.

Вместе с тем, наличие проблем в экономике района лоцирует наличие таких трендов как снижение обеспеченности бюджета муниципального образования налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 10000 рублей доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевой характер) и снижение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Наличие негативных явлений в экономике подтверждают и данные федеральных показателей: снижается число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения.

Есть определенные проблемы в области демографического капитала района, что также может быть взаимосвязано с ухудшением экономической ситуации.

Между тем, ресурсный потенциал для перспективного развития Каменского муниципального района значителен. Наличие, как объектов современного промышленного производства, так и объектов эффективного сельского хозяйства на территории района дает возможность комплицитно реализовать сильные стороны муниципального образования.

Среди них:

- высокое качество демографического капитала территории. Трудоспособное население экономически активно, заинтересовано в развитии района, есть достаточный резерв рабочей силы,

- наличие предпосылок для существенного увеличения производства продукции в растениеводстве (в 2-3 раза). Аграрный потенциал района далеко не исчерпан и при умелом хозяйствовании способен демонстрировать уверенный рост,

- развитая транспортная инфраструктура. Каменский район выгодно расположен, его транспортно-логистическая локация позволяет реализовывать проекты не только в масштабе района, но и на субрегиональном уровне.

Но, одновременно с наличием позитивных предпосылок для эффективного развития района, существуют объективные кризисные аспекты, динамика которых за последние пять лет, к сожалению, негативна.

Это, прежде всего, неблагоприятная демографическая ситуация (численность населения за последние 5 лет сократилась на 8 %), низкий уровень доходов населения и высокий уровень безработицы, высокая степень износа водопроводных и канализационных сетей.

Малые предприятия, находящиеся на территории района не могут стать драйверами экономического прогресса, так как малорентабельны и сами нуждаются в государственной поддержке.

Тем не менее, вышеописанные конкурентные преимущества Каменского муниципального района, положенные в основу разработки его стратегической парадигмы роста, позволяют сформулировать генеральную цель развития района как обеспечение стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого функционирования экономики и повышения эффективности муниципального управления.

Достижение поставленной цели возможно через реализацию приоритетных проектов, связанных с крупнейшими хозяйствующими субъектами:

- расширение и техническое перевооружение ПАО «Евдаковский масложировой комбинат», сумма привлеченных инвестиций за 2016 год составила более 11 млн. руб. Этот проект стратегически важен для района, так как комбинат является бюджетообразующим предприятием;

- строительство молочного комплекса на 2200 голов. Этот проект реализуется инвестором ООО «ЭкоНиваАгро». Привлечено около 119 млн. рублей инвестиций, приобретено почти 3,5 тысячи голов крупного рогатого скота;

- проект по развитию мясного скотоводства, реализуемый инвестором ООО «Заречное». В 2016 году освоено средств в сумме около 115 млн. рублей. Было приобретено почти 5 тыс. голов крупного рогатого скота;

- реконструкция с увеличением постановочных мест за счет нового строительства свиноводческого комплекса с замкнутым производственным циклом на 2600 основных свиноматок в с.Тимирязево Каменского района. Первая поставка племенных животных планируется в 2017 году из племенного репродуктора «Эрмитаж Слобода» -единственного племенного репродуктора «Эрмитаж Генетикс» в России, находящегося в Вологодской области.

Внимание инвесторов к району постулирует перспективность мер экономической и социальной поддержки Каменского муниципального района. Можно с уверенностью утверждать, что кризисные явления на его территории не приобрели необратимый характер и, при должном взаимодействии населения, общественных организаций, бизнеса и власти, могут быть купированы в среднесрочном периоде.

Каждый из факторов риска реализации стратегии территориального развития Каменского муниципального образования может повлечь за собой ущерб определенных размеров с некоторой вероятностью. Учет возможных факторов риска, а также определение средневзвешенной оценки для всех проектов и мероприятий, предусмотренных стратегией, представляется весьма трудновыполнимой задачей.

Объект риска (целевые показатели стратегии развития территориального развития Каменского муниципального образования) подвергается воздействию целого ряда факторов, к основным из которых можно отнести следующие:

1. Геополитические факторы.

Нарастание геополитической неопределенности в последние годы негативно влияет на инвестиционную привлекательность и темпы развития российской экономики. Сохранение санкционного режима в отношении России является важным источником сдерживания инвестиционного потенциала.

В числе прочих следствий санкций и контрсанкций — освобождение рыночных ниш для российских производителей и снижение курса рубля. Снижение доступности дешевых зарубежных кредитных ресурсов является важным фактором, определяющим риск обеспечения финансирования программы. В то же время сложно оценить насколько этот ущерб превышает возможные выгоды, связанные с обеспечением стабильного внутреннего спроса на импортозамещающую продукцию и снижением уровня конкуренции для российских экономических субъектов.

Однозначно можно сказать, что данный фактор гораздо более значимо сказывается на субъектах малого и среднего бизнеса, для которого не имеет существенного значения доступ на зарубежные рынки кредитования. Положительные

эффекты возникающих рыночных преференций для российских предприятий на внутреннем рынке, очевидно, не ограничатся периодом санкционного режима, и будут в течение многих лет обеспечивать им дополнительную прибыль. Именно малый и средний бизнес является основой для развития экономики государства, обеспечивает устойчивость экономического роста, снижает негативный эффект цикличности экономического развития, способствует диверсификации экономики региона и государства в целом.

В отношении данной и подобных неоднозначных геополитических тенденций, целесообразным является смягчение возможных негативных последствий, а также использование сложившегося положения с максимальной выгодой для социально-экономического развития региона. Например, для восполнения дефицита в кредитных ресурсах на федеральном уровне уже осуществляется финансирование приоритетных проектов по сниженной кредитной ставке.

В то же время государственные органы власти могут способствовать не только увеличению доли российский производителей на внутреннем рынке, но и способствовать расширению преимуществ для российских экспортеров на внешних рынках. Предпринимаемые сегодня меры по упрощению таможенных правил для малого и среднего бизнеса будут значительно способствовать экспортному потенциалу российских производителей.

Особенно актуальны данные изменения таможенной политики в совокупности с естественными преимуществами данной ситуации для экспортеров, связанными с выгодным для них курсом рубля. Необходимо обеспечить поддержку данной инициативы Федеральной таможенной службы на уровне Воронежской области.

2. Макроэкономические факторы.

Вследствие нестабильного экономического положения и сокращения ВВП в последние годы происходит снижение притока инвестиционного капитала. Иностранные инвестиции являются одним из важных источников развития экономики. Однако, несмотря на ряд преимуществ, связанных с увеличением объема реальных капиталовложений, ускорением темпов экономического развития и улучшением состояния платежного баланса страны, иностранные инвестиции влекут за собой репатриацию прибыли, меньшую контролируемость деятельности предприятий, а при отсутствии дополнительных обязательств инвесторов, могут приводить к ухудшению структуры производства и экономики, неблагоприятно влиять на занятость и т.д.

Помимо улучшения инвестиционного климата и увеличения размеров прямых иностранных инвестиций важны и меры по созданию преференций тем инвестициям, которые связаны с высокотехнологичными производствами, повышением уровня занятости и квалификации рабочей силы, долгосрочными капиталовложениями в реальный сектор экономики, внедрением новейших зарубежных технологий, не представленных в России. Таким образом будет обеспечено не только увеличение количества, но и повышение качества инвестиций.

Еще одной тенденцией последних лет является рост социальной нагрузки и сокращение расходов федерального бюджета, что ведет к изменению его структуры и сокращению доли инвестиционных расходов. В условиях существующих проблем с наполняемостью бюджетов всех уровней одним из основных рисков реализации стратегии развития территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью является риск недофинансирования. Он ставит под угрозу не только реализацию заложенных в программу проектов, но и достижение целевых показателей стратегии.

Однако согласно российским и зарубежным прогнозам, негативные тенденции уже в 2018-2019 гг. должны смениться позитивными изменениями, касающимися уровня цен на энергоносители, увеличения промышленного производства, что повлечет за собой рост бюджетных доходов.

Важной проблемой также является снижение платежеспособности населения. Низкая платежеспособность россиян определяет соответствующие уровни потребления и объемы внутреннего рынка. Данный фактор внес существенный вклад в

падение отечественного ВВП, однако, вероятность дальнейшего снижения реальных доходов и платежеспособности населения в период реализации стратегии представляется довольной низкой согласно российским и зарубежным прогнозам.

3. Социальные факторы

Общероссийской тенденцией является ожидаемое снижение общего числа рождений в последующие годы (2020-2030гг.). Кроме того, увеличение продолжительности жизни россиян обуславливает процесс старения населения. Все это в полной мере относится и к демографической ситуации в Воронежской области. Очевидно, что указанные демографические процессы определят дальнейший рост социальной нагрузки на бюджет региона.

Сокращение доли трудоспособного населения в среднесрочном периоде будет способствовать стабилизации или даже снижению уровня безработицы. Однако такие изменения сложно считать позитивными, поскольку качественные характеристики трудовых ресурсов приобретают большее значение и определяют более высокий уровень социального риска.

Упомянутые демографические тенденции определяют важность грамотной региональной политики по вопросам всесторонней поддержки рождаемости, повышения качества образования и здравоохранения, а также трудовой миграции.

4. Инновационные факторы

Важнейшим фактором экономического развития в современном мире является инновационная деятельность. Ускорение развития технологий ведет к увеличению конкуренции и способствует росту неопределенности на всех уровнях экономической деятельности.

Увеличивающаяся роль инноваций влечет за собой рост рисков, связанных с планированием и эффективностью инновационных проектов, обеспечением достаточного финансирования, а также возрастающими требованиями к квалификации трудоспособного населения. В сочетании с существующими демографическими тенденциями, выражающимися снижением общего предложения на рынке трудовых ресурсов, эти риски крайне существенны и на региональном, и на государственном уровне. Поскольку последствия данного вида риска могут быть чрезвычайно существенными, разработка, реализация и финансирование программ по увеличению трудового потенциала региона должны иметь наибольший приоритет.

Необходимо оказывать максимальную поддержку передовым инновационным разработкам и проектам, способствующим повышению конкурентоспособности региона. Рост конкуренции российских регионов за человеческие ресурсы заставляет уделять особое внимание созданию условий для сохранения и привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечения конкурентоспособности регионального рынка труда.

Сохранение санкционного режима, кроме прочего, ограничивает доступ российских компаний к некоторым зарубежным технологиям, не имеющим аналога в России. Это является дополнительным стимулом к поддержке импортозамещения в целях снижения зависимости от зарубежных технологий и снижения инновационных рисков.

Факторный анализ рисков несмотря на свою распространенность и наглядность представляет собой весьма сложную задачу, поскольку выделение факторов риска не является его результатом и конечной целью, хотя и представляет из себя информационную основу риск-анализа. На основе описания совокупности факторов риска реализации стратегии необходимо провести интерпретацию возможного влияния выявленных факторов на результаты и прогнозирование комплекса последствий влияния того или иного фактора.

В отличие от некоторых видов чистых рисков (производственных, экологических и т. д.), большинство рисков экономической деятельности влекут за собой целый ряд неоднозначных последствий. Задача субъекта управления в данном случае состоит не в избежании или минимизации рисков, как обычно принято считать, а в максимально точном описании возможных последствий реализации риска и разработке адекватной

программы реагирования на возникшие в результате изменений ограничения и появившиеся возможности.

В процессе реализации стратегий развития муниципальных образований с аграрной направленностью Воронежской области до 2035 г. необходимо обеспечить регулярный мониторинг и контроль степени выполнения намеченной программы действий и достижения запланированных целевых показателей.

При необходимости на основании данных от участников реализации стратегии, программа действий должна быть пересмотрена путем внесения изменений.

При этом необходимо обеспечить максимальную открытость результатов мониторинга о промежуточных итогах реализации стратегии для населения и экспертного сообщества, что будет способствовать расширению возможностей непосредственного общественного контроля и участия граждан в процессе реализации стратегии.

Решение задач в рамках названных направлений позволит снизить риски территориального развития муниципального образования с аграрной направленностью.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Волкова А.Г. Форматы интеграции старопромышленных территорий в современную рыночную экономику (на примере Борисоглебского городского округа) // Регион: системы, экономика, управление. 2016. №1(32). С.50-55.

2. Журкина Т.А. Содержание понятия «производственный потенциал» // Альманах современной науки и образования. 2011. №2. С. 152-154.

3. Запорожцева Л.А., Сабетова Т.В. Формирование стратегии устойчивого развития коммерческих организаций // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. №2(68). С.350-355.

4. Кондратьева И.П., Волкова А.Г. Кластерный подход к управлению территориями на мезоуровне // Инновационный Вестник Регион. 2015. №1. С.33-38.

5. Сабетова Т.В. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. 2016. №2. С. 280-286.

6. Шевцова Н.М., Федулова И.Ю. Конкурентоспособность областей Центральночерноземного региона РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1(67-1). С. 265-268.

7. Agibalov A.V., Zaporozhtseva L.A., Tkacheva J.V. The Concept Of Formation Of Economically Safe Life Cycle Of Agricultural Enterprises // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №7. pр. 62-71.

8. Otinova M.E. Theoretical And Methodological Aspects Of The Interaction Of Agrarian Business And The State // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №11. pр. 10-17.

9. Medolazov A.S. Grain subcomplex of agrarian and industrial complex as factor of a sustainable development of rural territories of the Orel region // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2013. Т. 43. № 4. С. 65-68.

10. Полухин А.А. Экономическая оценка перспектив технической модернизации сельского хозяйства России в целях отраслевого форсайта // В сборнике: Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 246-253.

11. Lopachev N.A. Streaming methodology of soil surface - an innovative way of human economic activity // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. Т. 51. № 3. С. 86-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.