Научная статья на тему 'Риски развития образовательных объединений'

Риски развития образовательных объединений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / РИСКИ АГЛОМЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РИСКИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РИСКИ / EDUCATIONAL UNION / RISK OF AGGLOMERATION / INFORMATIONAL RISK / SOCIO-ECONOMIC RISK / RISK OF INFRASTRUCTURE / ORGANIZATIONAL RISK / BEHAVIORAL RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Елена Александровна

В статье анализируются особенности развития инновационной формы организации профессионального образования образовательных объединений. На основе системного подхода к профессиональному образованию как совокупности структурных и функциональных элементов определены риски развития каждого из элементов. Охарактеризованы риски развития образовательных объединений: риски агломерации проявляются как недостаточная координация деятельности; информационные риски связаны с неактуальностью или недостоверностью; социально-экономические риски определяются возможностью финансовых потерь, изменением условий в регионе. Функциональные элементы системы профессионального образования предопределяют возникновение инфраструктурных (недостаточное развитие научно-образовательной инфраструктуры), организационных (отсутствие стратегии развития объединения), поведенческих (противостояние корпоративных культур объединяющихся организаций) рисков. Сделан вывод, что преодоление рисков является непременным процессом развития образовательных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of Educational Unions

The article analyses peculiarities in the development of an innovative organization of professional education educational unions. Based on the systematic approach to the professional education as to the combination of some structural and functional elements, risks of the development for each of them are defined. The main risks in the development of the educational unions are characterized: risks of agglomeration are found in the lack of coordination among the union members; informational risks are connected with unreliable information provided; socio-economic risks are defined as a possibility of financial losses due to the regional changes. Functional elements in the system of professional education imply infrastructure risks (poor development of the scientific-educational infrastructure), organizational risks (no strategy for the development), and behavioral risks (opposition of corporate cultures of the organizations within a union). The conclusion is drawn that risk overcoming is an inevitable and necessary process in the educational unions development.

Текст научной работы на тему «Риски развития образовательных объединений»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 378+37.0

Максимова Елена Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, maksimolena@yandex.ru, Саратов

РИСКИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Аннотация. В статье анализируются особенности развития инновационной формы организации профессионального образования - образовательных объединений. На основе системного подхода к профессиональному образованию как совокупности структурных и функциональных элементов определены риски развития каждого из элементов. Охарактеризованы риски развития образовательных объединений: риски агломерации проявляются как недостаточная координация деятельности; информационные риски связаны с неактуальностью или недостоверностью; социально-экономические риски определяются возможностью финансовых потерь, изменением условий в регионе. Функциональные элементы системы профессионального образования предопределяют возникновение инфраструктурных (недостаточное развитие научно-образовательной инфраструктуры), организационных (отсутствие стратегии развития объединения), поведенческих (противостояние корпоративных культур объединяющихся организаций) рисков. Сделан вывод, что преодоление рисков является непременным процессом развития образовательных объединений.

Ключевые слова: образовательное объединение, риски агломерации, информационные риски, социально-экономические риски, инфраструктурные риски, организационные риски, поведенческие риски.

Введение. Реформирование системы профессионального образования инициировало поиск эффективных форм его организации, среди которых в последние годы активно развивающимися являются образовательные объединения. Внимание к объединениям образовательных организаций и производственных предприятий в последние годы акцентировано еще и тем, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. приоритетным направлением названо создание сети территориально-производственных кластеров [1].

Основными видами образовательных объединений являются ассоциации, альянсы, комплексы, консорциумы, холдинги, корпорации. Несмотря на разные цели создания, структуру, характер деятельности и интенсивность интеграции, названные объединения имеют тождественные преимущества: синергетический эффект объединения ресурсов, возможность влияния на региональную среду, создание благоприятного имиджа, действительная возможность непрерывного образования и др.

В то же время образовательные объединения имеют немало сложностей и рисков развития.

Теоретический обзор. Следует заметить, что научное исследование рисков в сфере

профессионального образования началось вслед за коммерциализацией профессиональной школы. Например, А. П. Панкрухин проанализировал особенности маркетинга образовательных услуг в профессиональном образовании [3], О. И. Чубарова изучила сущность образовательного риска как экономической категории [6], П. Е. Щеглов и Н. Ш. Никитина разработали систему расчета рисков для вуза, личности, предприятия, общества и государства при подготовке специалистов [7]. Эти исследования касаются преимущественно экономических рисков образования. Вне экономической проблематики традиционно к рискам образовательных объединений относят сложность структуры и громоздкий управленческий аппарат, снижение качества образования ввиду отсутствия внутренней конкуренции, отсутствие самостоятельности руководителей организаций в принятии решений. Однако приведенные примеры далеко не исчерпывают все риски развития.

Риск - понятие междисциплинарное. Распространены его юридическое, финансовое, коммерческое толкования. Не углубляясь в научный дискурс, определим риск развития образовательного объединения как возможность возникновения неблагоприятной ситуации в любом направлении деятельно-

сти или отклонение результата работы объединения от предполагаемого. Исследователь экономической составляющей образовательных рисков О. И. Чубарова отмечает, что наряду с общими рисками (случайность, недостаток информации, столкновение интересов), для системы образования актуальны длительность оказания услуг, отдаленность выгоды от получения этих услуг и неэффективная регионализация образования, в результате чего не учтены реальные потребности региональных рынков труда [6]. В этом примере показано, что деятельность образовательной организации связана с целым комплексом потенциальных рисков, которые, как правило, проявляются в совокупности, а не изолированно. Комплексному проявлению рисков во многом способствует многозадачность профессионального образования. Т. А. Ромм обращает внимание на то, что в образовании как стратегической сфере жизни комплементарно решаются задачи профессионализации, социализации, воспитания, объединенные общей целью -формирование востребованного гражданским обществом типа личности [4].

Исследование рисков в сфере профессионального образования актуально и для зарубежных научных школ. Так, например, в США создан международный центр исследования рисков и возможностей управления рисками, связанными с применением информационных технологий в высшем образовании [8]. Голландские исследователи изучили риски деятельности образовательных организаций и классифицировали их на уникальные для вузов, зависимые от развития общества и характерные для любой организации. Их исследование показало, что вузы, как правило, не имеют целостной политики в отношении обеспечения безопасности и управления рисками [9].

Однако, несмотря на комплексный характер рисков, для решения исследовательских задач их целесообразно классифицировать.

Исследовательская часть. Оснований для классификации рисков на уровне образовательного объединения может быть множество - по масштабу, причине возникновения, принадлежности субъектам и т. д. Мы считаем актуальным анализ рисков образовательного объединения как субъекта системы профессионального образования

в аспекте ее компонентного состава. Компоненты системы профессионального образования - и структурные (организационный, содержательный, управленческий), и функциональные (конструктивный, проектировочный, коммуникативный) - присутствуют в объединении в виде отдельных элементов или связей между ними. Каждый компонент системы может иметь риски развития, поскольку риск - явление объективное и сопровождает все направления деятельности. Многообразие видов деятельности человека в разных сферах и, следовательно, рисков, сопровождающих ее, объясняет отсутствие единой классификации рисков. Однако это не означает невозможность их систематизации. Проанализировав ряд исследований в области экономики и менеджмента (научные труды Н. Ш. Никитиной, О. Л. Устенко, О. И. Чубаровой, П. Е. Щеглова и других авторов и популярные работы по менеджменту), мы выделяем наиболее существенные риски в функционировании и развитии образовательных объединений: социально-экономические, информационные, организационные, инфраструктурные, риски агломерации и риски, обусловленные человеческим фактором (или поведенческие). С элементами системы профессионального образования названные риски связаны следующим образом (табл.).

Приведем примеры обозначенных рисков и покажем их обусловленность элементами, характеризующими систему профессионального образования на уровне образовательного объединения.

Организационный элемент образовательного объединения - это его структура, совокупность всех составляющих его образовательных, научных, производственных и прочих организаций. Наличие связей между ними обусловливает риски агломерации как характерные для объединения с точки зрения его организации. На практике риски агломерации могут проявляться как недостаточная координация и кооперация в деятельности членов объединения - они могут иметь разное представление о целях совместной деятельности и своем участии в разработке совместных проектов. Также непрочные горизонтальные связи или их малое количество могут привести к тому, что проблемная ситуация в любой органи-

зации, входящей в объединение, негативно скажется на других его членах, не будет компенсирована прочными связями. Существенным агломерационным риском является некорректный выбор метода создания объединения. Например, на подготовительном этапе, когда проводятся предпроект-ные исследования в организациях, необъ-

ективно оценены ресурсы потенциальных членов объединения, и оно сформировано по принципу кооперации (предполагающей паритетные условия), в то время как требуется объединение по принципу ресурсного центра ввиду отсталости, недостаточности ресурсов или иных обстоятельств одного из членов.

Таблица

Связь элементов системы профессионального образования и рисков развития образовательных объединений

Структурные элементы Элемент системы Риски

организационный агломерационные

содержательный информационные

управленческий социально-экономические

Функциональные элементы конструктивный инфраструктурные

проектировочный организационные

коммуникативный поведенческие

Содержательный элемент системы профессионального образования, рассматриваемой на уровне образовательного объединения, представлен реализуемыми образовательными программами, научными проектами, разработками. Неотъемлемым условием эффективной совместной работы организаций в научно-образовательной сфере является обмен информацией, поэтому деятельность объединения подвержена информационным рискам. В качестве примеров можно привести неактуальность или недостоверность информации, ее искажение или несогласованность предоставляемых партнерам данных. Например, в определении содержания профессионального образования используется текущая информация о состоянии рынка труда. Рынок динамичен, и за период подготовки специалистов ситуация на нем меняется, поэтому запаздывание с приспособлением содержания образования к рыночным требованиям неизбежно. Для решения этой проблемы прогнозируют тенденции развития рынка, что порождает риск неполной или неопределенной информации.

Управленческий элемент системы на уровне объединения - это меры, принимаемые для обеспечения последнего ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми и т. д.), а также обеспечения доступа населения к получению образования и образовательных услуг. Этот сектор подвержен

социально-экономическим рискам. К основным можно отнести финансовые риски, изменение социально-экономических условий в государстве или регионе, переориентация потенциальных студентов или потребителей образовательных услуг на другие образовательные организации, предоставляющие аналогичные программы, усиление конкуренции среди организаций профессионального образования. Анализ социально-экономических рисков и управление ими важны для предотвращения диспропорции между социально-экономическими возможностями и потребностями региона, в котором находится образовательное объединение.

Функциональные элементы системы обеспечивают связь организации профессионального образования, его содержания и механизмов управления. К ним относятся конструктивный, проектировочный и коммуникативный элементы. Их проявление на практике также связано с рисками. Так, конструктивный элемент определяет налаживание взаимосвязей между составляющими образовательное объединение организациями, что потенциально сопряжено с инфраструктурными рисками. К ним мы относим отсутствие или недостаточное развитие научно-образовательной инфраструктуры, а также отсутствие заказа на обучение специалистов под потребности предприятия. Последнее актуально в объединениях обра-

зовательных организаций и производственных структур. Реальное участие производства в образовательном процессе в качестве субъекта и полноценного партнера стимулирует поиск рентабельных форм организации образовательного процесса и действенных способов оценки его результата.

Проектировочный элемент системы профессионального образования на уровне образовательного объединения предполагает проектирование развития последнего, т. е. определение его миссии и стратегических целей. Это направление деятельности подвержено организационным рискам. К ним, в частности, относятся отсутствие стратегии развития объединения, выбор ошибочных приоритетов или некорректный выбор направления развития, недооценка руководством организаций масштаба необходимых для объединения изменений. Весомым организационным риском является неопределенность цели. Цель, как глобальная (как цель развития), так и частная (как участие в конкретном проекте), должна быть четко сформулирована. В противном случае степень ее достижения неопределима и критерии оценки используются косвенные, что не всегда внушает доверие.

Коммуникативный элемент системы, наблюдаемый в объединении - это приемы эффективной коммуникации, как между его членами, так и внутри организаций. Реализацию приемов эффективной коммуникации могут осложнить поведенческие риски. К ним относятся противостояние корпоративных культур объединяющихся организаций (что особенно актуально при присоединении на основе ресурсного центра), возможный оппортунистический настрой сотрудников, их волнение и снижение лояльности. По наблюдениям рискологов, эти риски наиболее остро проявляются в тех случаях, когда организации изначально не настроены на длительную кооперацию, а стремятся к получению краткосрочной выгоды [5].

Риск, как было отмечено, является объективным явлением, сопровождающим все направления деятельности образовательного объединения, поэтому все виды рисков в той или иной степени характерны для его функционирования. В то же время для объединений разных типов преобладающими

являются различные риски. Дальнейший анализ проводится с учетом авторской классификации образовательных объединений, согласно которой характеристики объединения зависят от цели их создания, источника возникновения, структуры, интенсивности интеграции, а также временных характеристик взаимодействия и его среды [2].

Некоторые объединения имеют схожие характеристики. Например, альянс, ассоциацию и консорциум объединяет отсутствие интеграции, структура по принципу паритетной кооперации и диалоговый характер взаимодействия. Отсутствие интеграции минимизирует агломерационные и инфраструктурные риски, поскольку организации не имеют необходимости координировать свою деятельность. Поведенческие риски присутствуют, пожалуй, в любой организации, однако в случае объединения на основе паритета вероятность оппортунистического настроя профессорско-преподавательского состава и сотрудников организаций минимальна, и эти риски не угрожают развитию объединения. Одновременно, информационные, социально-экономические и организационные риски в объединениях, члены которых сохраняют свою самостоятельность, высоки.

Также холдинг и кластер имеют схожие характеристики. Принципиально различаясь по источнику возникновения (холдинг заимствован, в то время как кластер - адаптировавшийся в новых экономических условиях учебно-производственный комплекс), по другим основаниям классификации они близки. Это означает, что данные объединения сталкиваются с аналогичными рисками. Прежде всего, частичная интеграция актуализирует риски агломерации и инфраструктуры, которые минимальны в неин-тегрированных объединениях. Например, недостаточная кооперация, которая может быть следствием ориентированности на быстрый результат, а не на долгосрочное сотрудничество, препятствует установлению прочных связей между организациями или их подразделениями.

Поведенческие риски, обусловленные оппортунистическим настроем в коллективах интегрирующихся организаций, могут стать серьезным препятствием развития объединения в случаях, когда объединение создается экстенсивными методами (то есть объе-

диняются сложившиеся организации), когда объединение создается по принципу ресурсного центра с преобладанием монологового взаимодействия. Например, они актуальны в образовательных или университетских комплексах. Корпоративный университет, также имея характеристики ресурсного центра с монологовым характером взаимодействия, не подвержен столь серьезным поведенческим рискам, поскольку создается интенсивными методами, и исходно ориентирован на удовлетворение потребностей

конкретного предприятия.

Вывод. Результаты проведенного исследования показывают, что наличие рисков объективно и неизбежно, однако не тождественно препятствиям или проблемам в развитии образовательного объединения. Риски управляемы и относительно прогнозируемы. Преодоление рисков, минимизация их возможных негативных последствий - тема отдельного обсуждения перспектив развития образовательных организаций и их объединений.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально- Т. 1. - С. 80-87, экономического развития России до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662- р. -URL: Ы1р://минобрнауки.рфЛ1оситеПз/4717 (дата обращения: 08.09.2016).

2. Максимова Е. А. Классификация образовательных объединений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16. -Вып. 2. - С. 220-225.

3. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995. - 234 с.

4. Ромм Т. А. Социальность современного образования // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1 (3),

5. Устенко О. Л. Теория экономического риска: монография. - Киев: МАУП, 1997. - 164 с.

6. Чубарова О. И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползу-новский вестник. - 2005. - № 1. - С. 199-208.

7. Щеглов П. Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. -2003. - № 1 (24). - С. 46-59.

S. Grama J. L., Petersen R. Governance, Risk, and Compliance: Why Now? // Educause Review. -2013. - Vol. 48, №. 6.

10. Helsloot I., Jong W. Risk Management in Higher Education and Research in the Netherlands // Journal of Contingencies and Crisis Management. -2006. - Vol. 14, № 3. - P. 142-159.

Поступила в редакцию 25.11.2016

Maksimova Elena Aleksandrovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of Foreign Languages, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, maksimolena@yandex.ru, Saratov

RISKS OF EDUCATIONAL UNIONS

Abstract. The article analyses peculiarities in the development of an innovative organization of professional education - educational unions. Based on the systematic approach to the professional education as to the combination of some structural and functional elements, risks of the development for each of them are defined. The main risks in the development of the educational unions are characterized: risks of agglomeration are found in the lack of coordination among the union members; informational risks are connected with unreliable information provided; socio-economic risks are defined as a possibility of financial losses due to the regional changes. Functional elements in the system of professional education imply infrastructure risks (poor development of the scientific-educational infrastructure), organizational risks (no strategy for the development), and behavioral risks (opposition of corporate cultures of the organizations within a union). The conclusion is drawn that risk overcoming is an inevitable and necessary process in the educational unions development.

Keywords: educational union, risk of agglomeration, informational risk, socio-economic risk, risk of infrastructure, organizational risk, behavioral risk.

References

1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-e'ko-nomicheskogo razvitiya Rossii do 2020 goda [The Concept of a Long-term Development of Russia up to the Year 2020] [online]. Available at: http:// MHHo6pmyKH.p$/documents/4717 (Accessed 8 September 2016) (in Russ.).

2. Maksimova, E. A., 2016. Klassifikaciya obra-zovatel'nyx ob"edinenij [Classification of Educational Unions]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psixologiya. Ped-agogika [Bulletin of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics], 16, ed. 2, pp. 220-225 (in Russ.).

3. Pankrukhin, A. P., 1995. Marketing obrazova-tel'nyx uslug v vysshem i dopolnitel'nom obrazova-nii [Marketing of Educational Services in Higher and Supplementary Education]. Moscow: Interprax Publ., 234 p. (in Russ.).

4. Romm, T. A., 2010. Social'nost' sovremenno-go obrazovaniya [Sociality of Modern Education]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 1 (3), Vol. 1, pp. 80-87 (in Russ.).

5. Ustenko, O. L., 1997. Teoriya e'konomich-eskogo riska [Economic Risk Theory]. Kiev: MAUP Publ., 164 p. (in Russ.).

6. Chubarova, O. I., 2005. Obrazovatel'nyj risk kak e'konomicheskaya kategoriya, ego sushhnost' [Educational Risk as an Economic Category, Its Essence]. Polzunovskij vestnik [Polzunov Bulletin], 1, pp. 199-208 (in Russ.).

7. Scheglov, P. E., Nikitina, N. Sh., 2003. Kachestvo vysshego obrazovaniya. Riski pri podg-otovke specialistov [Quality of Higher Education. Risks in the Education for Specialists]. Universitet-skoe upravlenie [University management], 1 (24), pp. 46-59 (in Russ.).

8. Grama, J. L., Petersen, R., 2013. Governance, Risk, and Compliance: Why Now? Educause Review, Vol. 48, No. 6.

9. Helsloot, I., Jong, W., 2006. Risk Management in Higher Education and Research in the Netherlands. Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 14, No. 3, pp. 142-159.

Submitted 25.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.