Научная статья на тему 'Риски негосударственного пенсионного страхования'

Риски негосударственного пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1738
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИЯ / РИСК / СТРАХОВАНИЕ / ДОХОДНОСТЬ / ADDITIONAL PENSION INSURANCE / PENSION / RISK / INSURANCE / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Т. В.

Настоящая статья, посвященная рискам негосударственного пенсионного страхования, включает в себя классификацию возможных рисков негосударственных пенсионных фондов, а также рассмотрение возможных мероприятий страхового характера по их снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUOTIENT OF THE PENSION INSURANCE RISKS

The article is devoted to risks of private pension insurance. The author classifies possible risks of private pension insurance and suggests measures to manage those risks.

Текст научной работы на тему «Риски негосударственного пенсионного страхования»

♦---------------------------------------------------

страховые взносы (их сумма включается в налоговую базу НДФЛ каждого застрахованного), так и страховые выплаты, уменьшенные на величину страховых взносов, увеличенных на ставку рефинансирования.

По договорам ДПС со страховых взносов, уплаченных страхователем-работодателем, НДФЛ в настоящее время уже не взимается (ранее от НДФЛ были освобождены страховые взносы в пределах 2 тыс. руб. в год), а вот страховые выплаты облагаются налогом уже в полном размере. На наш взгляд, целесообразно установить порядок, при котором налогообложению в со-

ставе страховых выплат подлежит только часть, соответствующая сумме уплаченных страховых взносов.

Оценивая действующий режим налогообложения страховых операций в России, необходимо признать, что стимулирующая функция в нем выражена еще слабо. Для развития налогового регулирования, помимо устранения отмеченных нами выше недоработок, необходима разработка действенных налоговых льгот, стимулирующих негосударственное социальное страхование, в частности коллективное накопительное страхование за счет средств работодателей.

удк 369.5 т.В. Муравлева

РИСКИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Настоящая статья, посвященная рискам негосударственного пенсионного страхования, включает в себя классификацию возможных рисков негосударственных пенсионных фондов, а также рассмотрение возможных мероприятий страхового характера по их снижению.

Ключевые слова: дополнительное пенсионное страхование, пенсия, риск, страхование, доходность.

T.V. Muravliova

POSSIBLE RISKS OF PRIVATE PENSION INSURANCE

The article is devoted to risks of private pension insurance. The author classifies possible risks of private pension

insurance and suggests measures to manage those risks.

The key words: additional pension insurance, pension,

Приоритет накопительного принципа в финансировании пенсионного страхования автоматически означает возникновение новых рисков, свойственных этой форме финансирования. При этом именно наличие огромного количества рисков является основным сдерживающим фактором развития негосударственного пенсионного страхования в России. Для того чтобы адекватно оценивать степень возможного риска и принимать меры для его снижения или предотвращения необходимо четко определять, что мы понимаем под рисками в пенсионной сфере и какие факторы воздействуют на их величину. Самим исследованиям природы экономических и финансовых рисков были посвящены работы многих экономистов и за рубежом, и в нашей стране. Однако применительно к формирующейся пенсионной системе вопрос финансовых рисков адаптирован не был.

В переводе с греческого риск (risikon - «утес») означает возможную потерю, опасность какого-либо неблагоприятного исхода [6]. Согласно словарю Уэбстера, риском называется «шанс неблагоприятного исхода; опасность; угроза потерь или повреждений» [1]. Рисковать, по определению «Толкового словаря» В. Даля, -это пускаться наудачу, на неверное дело, наудалую, отважиться, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво [3, с. 96]. Риск всегда обозначает вероятностный характер исхода, при этом в основном под этим словом чаще всего понимают вероятность потерь, хотя его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого.

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из спе-

risk, insurance, profitability.

цифики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые риски - это коммерческие риски. Суть финансовой точки зрения на риск лучше всего выражена китайскими иероглифами, обозначающими риск. Первый иероглиф означает «опасность», в то время как второй - «благоприятную возможность» (opportunity). С точки зрения финансиста риск означает вероятность того, что доход от сделанной инвестиции будет отличаться от ожидаемого. Таким образом, риск включает в себя не только неблагоприятные (доходы ниже ожидаемых), но и благоприятные (доходы выше ожидаемых) исходы [4].

Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, те. риска, который вытекает из природы этих операций. В финансовом менеджменте в наиболее общем виде под риском понимают вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Следовательно, применительно к негосударственному пенсионному страхованию под риском следует понимать вероятность полного отсутствия или недостаточного прироста пенсионных накоплений за период пенсионного страхования. Если рассматривать риски относительно негосударственных пенсионных фондов, то здесь риском признается невыполнение обязательств перед участниками.

Все риски, с которыми может потенциально столкнуться негосударственный пенсионный фонд, можно разделить на две большие группы: внешние, те. не зави-

сящие от деятельности самого НПФ, и внутренние, которые находятся в непосредственной зависимости от эффективности управления и технологии НПФ (рисунок).

На уровень внешних рисков сам негосударственный пенсионный фонд воздействовать не может. Управление данными рисками - задача государственная. Так как только при наличии государственной поддержки возможно существование и развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения. Формирование законодательства по негосударственному пенсионному страхованию, система налогообложения участников негосударственных пенсионных схем и политический курс страны находятся в прямой и непосредственной зависимости от государства.

Хорошим индикатором политического риска являются мнения иностранных компаний о работе в России. По данным Минэкономразвития РФ, большинство

практически полной безнаказанностью притеснителей журналистов.

Индекс свободы слова в мире*

Т а б л и ц а 1

№ Страны Балл (2009 г.) Балл (2008 г.) Изменение места

1 - 5 Дания 0,00 3,50 13

1 - 5 Финляндия 0,00 2,00 3

1 - 5 Ирландия 0,00 2,00 3

1 - 5 Норвегия 0,00 1,50 0

1 - 5 Швеция 0,00 3,00 б

б Эстония 0,50 2,00 -2

7 - 8 Нидерланды 1,00 4,00 9

7 - 8 Швейцария 1,00 3,00 0

9 Исландия 2,00 1,50 -8

10 Литва 2,25 4,00 б

153 Россия б0,88 47,50 -12

Классификация рисков НПФ

иностранных компаний основными препятствиями для своей деятельности считают коррупцию (71%), административные барьеры (66%), избирательное толкование законодательства (56%), противоречия в законодательстве (51%) и конфликты государства и бизнеса (29%). Тем не менее, по подсчетам Минэкономразвития РФ, 80% инвесторов оценили свой бизнес в России за последние два года как успешный, 17% - как средний и 3% - как неуспешный [2]. В мировой практике также принято оценивать уровень политического риска по уровню свободы прессы. По оценке рейтингового агентства РБК, по состоянию на 21 октября 2009 г. Россия занимает 153-е место (из 175 возможных) [5], опустившись сразу на 12 позиций и разместившись в окружении таких стран, как Тунис и Фиджи. Впрочем, к такому соседству наша страна уже привыкла, по крайней мере за всю историю публикаций данного исследования Россия стабильно находилась в одном ряду с африканскими отстающими странами. Основные причины столь незавидного положения, которое, как видно из табл. 1, ухудшается от года к году, остаются прежними: это и продолжающиеся убийства журналистов и правозащитников, физические атаки на представителей прессы в совокупности с ужесточением цензуры и

*Сост. по данным Рейтингового агентства РБК. URL: http:// rating.rbc.ru/article.shtml?2009/10/21/32594048.

Учитывая все это, можно сделать вывод о том, что в России сложились достаточно устойчивые политические тенденции, позволяющие оценивать уровень политического риска воздействия на деятельность НПФ весьма оптимистично.

Риски изменения законодательства - это правовые риски, включающие в себя изменение законодательства, его несовершенство, наличие противоречий, отсутствие законодательной регламентации или запрет определенного вида деятельности. Законодательное оформление пенсионной реформы - процесс достаточно длительный. Начиная с 1996 г. и по сегодняшний день постепенно формируется законодательная база, обеспечивающая функционирование пенсионной системы и регламентируемая следующими основными федеральными законами:

- Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г № 27-ФЗ;

- Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г № 167-ФЗ;

- Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001 (в ред. Федеральных законов от 08.05.2004);

- Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 7.05.1999 (в ред. Федеральных законов от 02.12.2004);

- Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» №56-ФЗ от 30.04.2008.

Однако за годы проведения реформ законодательство менялось неоднократно. Более того, предложение законодательно разрешить использовать средства так называемых «молчунов», находящихся в управлении ВЭБа, в целях покрытия бюджетного дефицита -

♦------------------------------------------------

это уже законодательный риск проводимой пенсионной реформы.

Демографические риски, процентные риски и риски финансовых кризисов, хотя и не имеют подобной устойчивой зависимости, в то же время во многом опосредуются проводимой государственной политикой. Демографический риск - риск, связанный с ухудшением демографической ситуации. Этот вид риска влияет на деятельность негосударственных пенсионных фондов, работающих с пожизненными программами. Современная демографическая ситуация в России характеризуется сокращением численности населения, низкой рождаемостью и массовым распространением малодет-ности семей, не обеспечивающих простое воспроизводство населения. Заметно усиливается тенденция старения населения, чрезмерно высок уровень преждевременной смертности и низка продолжительность жизни. При этом на общем фоне снижения миграционной мобильности населения сократились объемы внешнего миграционного притока, получила распространение нелегальная миграция.

Процентный риск - риск изменения процентной ставки. В основе этого риска находится возможность обесценения пенсионных резервов в случае, если доходность негосударственных пенсионных фондов будет ниже уровня инфляции. По официальным данным, в настоящее время доходность негосударственных пенсионных фондов равна среднерыночной (табл. 2).

Т а б л и ц а 2 Доходность пенсионных накоплений и уровень инфляции,%

Год Уровень инфляции Доходность НПФ Доходность ВЭБ

2004 11,7 От 8,87 до 42,27 7,33

2005 10,9 От 2,08 до 51,72 12,07

2006 9 От 6,20 до 39,17 5,67

2007 11,9 От 0,22 до 9,28 6,04

2008 13 Отрицательная доходность -0,46

2009 8,1 Свыше 38% 3,21

Несмотря на отрицательную доходность пенсионных вложений 2008 г., на долгосрочную перспективу инвестиционный доход все же превышает (и довольно значительно) уровень инфляции. Более того, доходность негосударственных пенсионных фондов, как правило выше, чем доходность Пенсионного фонда России. Международный опыт показывает, что доходность негосударственных пенсионных фондов выше, чем доходность государственного пенсионного фонда. Так, в США доходность государственного пенсионного фонда не превышает 0,5%, в Японии - -3%, тогда как доходность в негосударственных пенсионных фондах США -7,2%, а в Японии - 4%. Поэтому процентный риск является далеко не определяющим в деятельности НПФ и в большей степени влияет на деятельность государственных фондов. Процентный риск очень близок риску финансовых кризисов. Данные виды рисков совмещены по времени. Примерами могут служить Великая депрессия в США в 1930-х гг., азиатский и российский кризисы в 1997 - 1999 гг, мировой финансовый кризис 2008 г. В кризисные периоды испытывают трудности и предприятия реального сектора экономики и банки и НПФ. Все кризисы последних десятилетий продолжались не более 2 - 3 лет. За такой период ресурсы банков и пред-

приятий реального сектора экономики оборачиваются, как правило, многократно. Это «короткие» деньги.

Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками, и именно этот факт в отличие от коммерческих банков, паевых инвестиционных фондов и прочих профессиональных участников финансового рынка позволяет им минимизировать или даже полностью избежать подобных рисков.

В давно работающих зарубежных фондах годовой объем обязательств по выплате пенсий не превышает 6-8% от объема накопленных в них средств. Следовательно, такие структуры, как НПФ, гораздо легче переносят финансовые кризисы и кризисы фондового рынка. Однако воздействовать на внешние риски, как мы указали ранее, НПФ не может, а следовательно, этим рискам подвергаются все негосударственные пенсионные фонды одновременно. Совершенно по-другому обстоят дела с внутренними рисками, которые носят индивидуальный характер и складываются из рисков административного управления, рисков управления пассивами и рисков управления активами.

В свою очередь, риск административного управления, можно подразделить на: 1) риск недобросовестного или неквалифицированного управления фондом; 2) риск кризиса главных учредителей; 3) риск партнерства.

Риск недобросовестного или неквалифицированного управления фондом был характерен для первого этапа становления НПФ, когда был организован ряд НПФ по принципу финансовых пирамид и они лопались, как мыльные пузыри, под натиском уголовных дел.

Риск партнерства заключается в возможности потерь вследствие полного или частичного неисполнения контрагентами своих обязательств. Законодательно закреплено сотрудничество НПФ с такими финансовыми партнерами, как управляющие компании, спецде-позитарии, банки и т.д. Не вызывает сомнения тот факт, что от выбора руководством негосударственного пенсионного фонда финансового партнера зависит успешность работы. Этот вид риска также уменьшается по мере развития системы негосударственного пенсионного страхования в стране, так как напрямую связан с опытом работы финансовых институтов на рынке пенсионных услуг и формированием так называемой деловой репутации. Однако для снижения данного вида риска необходимо тщательно изучать информацию о фирмах-партнерах, соответствии их капитала законодательно определенным пороговым значениям, финансовом положении, наличии в штате профессионально подготовленных кадров и лицензии.

Кризисы «главных» учредителей могут возникнуть в финансовых организациях, которые созданы одним или несколькими тесно связанными между собой учредителями. В спокойные времена такие кризисы обычно не возникают. Но в периоды финансовых кризисов вероятность их возникновения достаточно высока. Ряд крупнейших банков в России прекратил свое существование сразу после дефолта 1998 г. Это отчасти было вязано с тем, что контрольные пакеты акций были сконцентрированы в руках нескольких учредителей, финансовые дела которых стали складываться не лучшим образом, и сотни тысяч вкладчиков были оставлены без средств.

Вероятность таких кризисов у НПФ заметно меньше. Поскольку во всех развитых странах существует за-

конодательство, запрещающее инвестировать в проекты учредителей и вкладчиков НПФ, пенсионные резервы свыше конкретного предела. В нашей стране НПФ не имеет права инвестировать в ценные бумаги всех взятых вместе учредителей более 10% своих пенсионных резервов. Более того, такие ценные бумаги должны быть включены в котировальные списки высшего уровня на российских биржах (ММВБ и РТС). Риск управления пассивами заключается прежде всего в риске ошибок оценки или расчетов имеющихся пенсионных обязательств и риске ошибок формирования новых обязательств. Первый появляется вследствие применения неверных формул и алгоритмов расчета, ошибок при разработке компьютерных программ, ошибок в исходных данных (например, в представленной информации по дате рождения и полу участников), неправильного задания актуарных предложений (актуарной доходности и таблиц смертности) при проведении расчетов и т.д. В этих случаях можно получить неверное представление (как завышенное, так и заниженное) об обязательствах фонда.

Особой разновидностью риска управления пассивами является риск превышения реальной суммы пенсионных выплат над ее средней расчетной оценкой. Он возникает, как правило, под влиянием колебаний смертности участников негосударственного пенсионного фонда. Так как даже при использовании теоретически адекватных актуарных предположений применения одного только математического ожидания дисконтированных пенсионных выплат для оценки необходимой величины пенсионных резервов недостаточно в силу случайного, вероятностного характера потока пенсионных выплат. При этом чем больше участников имеется у НПФ, тем меньшим будет отношение величины возможного отклонения суммы выплат к ее средней оценке (это обстоятельство делает крупные пенсионные фонды более надежными по сравнению с мелкими). К рискам управления активами относятся:

- инвестиционные риски, включающие в себя риск неполучения заданной или желаемой доходности и риск снижения текущей ликвидности;

- риск непоступления пенсионных взносов вкладчика.

Риск неполучения заданной или желаемой доходности и риски возможных убытков при инвестировании могут привести к невыполнению прямых обязательств фонда по доходности начисления на пенсионные счета. Даже если прямых обязательств по доходности начисления у фондов нет, желательно обеспечить эту доходность не ниже уровня инфляции, так как только в этом случае не будет снижаться покупательная способность пенсии. Кроме того, доходность может оказаться ниже актуарной доходности, принятой при расчетах обязательств. Во всех этих случаях нарушается финансовое равновесие НПФ. Риски снижения текущей ликвидности инвестиционного портфеля могут сказаться на платежеспособности фонда при выплате пенсий и выкупных сумм.

Риски непоступления пенсионных взносов вкладчика особенно опасны при использовании не полностью фондированных пенсионных схем, так как имеются риски задания доходности и риски недополучения заданной доходности. То есть речь идет об отклонении доходности инвестирования от принятого в актуарных расчетах задания.

Необходимо учитывать перечисленные риски, а также, возможно, и многие другие, зависящие от конкретных применяемых НПФ пенсионных схем. Исключение этих рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над размером сформированных пенсионных резервов. И хотя актуарные ошибки проявятся, возможно, даже не в первые десятилетия деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда.

Существование всех указанных рисков требует от НПФ проведения соответствующих мероприятий страхового характера. Основной мерой страхования рисков управления пенсионными резервами является формирование внутренних дополнительных (страховых) резервов, что для НПФ на практике приводит к снижению размера принимаемых фондом обязательств по выплате негосударственных пенсий участникам фонда, поскольку выделение специального резерва для страхования рисков влечет за собой формирование резервов покрытия пенсионных обязательств в меньшем размере, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению размеров назначаемых негосударственных пенсий. Таким образом, меры по повышению надежности НПФ вступают в противоречие с социальной ролью НПФ. Чрезвычайно важной задачей является достижение разумного баланса в этом противоречии. При этом следует учитывать тот факт, что достижение абсолютной надежности пенсионного фонда, строго говоря, невозможно. Все предпринимаемые меры по повышению надежности НПФ лишь увеличивают вероятность неразорения фонда, асимптотически приближая эту вероятность к единице.

В том случае, если с течением времени выявится чрезмерность величины сформированных дополнительных резервов и актуарная служба НПФ сочтет возможным ее уменьшение, фонд может провести индексацию назначенных негосударственных пенсий и перевести часть страхового резерва в резервы покрытия пенсионных обязательств. Индексация может быть также проведена в случае стабильного превышения реальной ставки доходности инвестиций над расчетной и накопления достаточного дополнительного инвестиционного дохода на средства пенсионных резервов, предназначенных для выплаты пенсий действующим пенсионерам фонда. Именно таким образом наиболее целесообразно увеличивать негосударственные пенсии в соответствии с инфляционными процессами в экономике.

1. Бригхем Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1998.

2. Бровчак С.В., Сироткина М.В. Анализ рисков возникающих при работе негосударственных пенсионных фондов // Аналитический портал «Пенсионный консультант». URL: http:// www.pension-npf.ru/opin_9.htm.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1982. Т. 4.

4. Домодоран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Рейтинговое агентство РБК. URL: http://rating.rbc.ru/ article.shtml?2009/10/21/32594048.

6. Свободная энциклопедия «Википедия». URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0% A0%D0%B8%D1%81%D0%BA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.