Научная статья на тему 'РИСКИ И ВЫЗОВЫ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ'

РИСКИ И ВЫЗОВЫ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная безопасность / Дальний Восток / Россия

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

После распада Советского Союза все субъекты федерации в России формируют свою собственную религиозную среду. История становления Дальнего Востока сложна и имеет характеристики многоэтнического и многоконфессионального общества. Геополитические риски и нетрадиционные угрозы безопасности переплетаются, а такие факторы, как проникновение иностранных религиозных сил, требуют срочного внимания к вопросам религиозной безопасности в регионе. Поскольку необходимо и практично уделять внимание вопросам религиозной безопасности на Дальнем Востоке и проводить прогнозирование рисков и анализ задач по ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чжан Си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И ВЫЗОВЫ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ»



I

SCIENCE TIME

I

РИСКИ И ВЫЗОВЫ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Чжан Си,

Китайская академия общественных наук,

Институт философии, г. Китай, Пекин

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. После распада Советского Союза все субъекты федерации в России формируют свою собственную религиозную среду. История становления Дальнего Востока сложна и имеет характеристики многоэтнического и многоконфессионального общества. Геополитические риски и нетрадиционные угрозы безопасности переплетаются, а такие факторы, как проникновение иностранных религиозных сил, требуют срочного внимания к вопросам религиозной безопасности в регионе. Поскольку необходимо и практично уделять внимание вопросам религиозной безопасности на Дальнем Востоке и проводить прогнозирование рисков и анализ задач по ним.

Ключевые слова: религиозная безопасность, Дальний Восток, Россия.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Китайского научного фонда в области по общественным наукам, проект № 22CZJ008.

В конце 1980-х годов в Советском Союзе были приняты «Закон о свободе вероисповедания» и «Закон о свободе религиозных организаций», и религиозная ситуация в российском обществе претерпела фундаментальные изменения. Это включает в себя не только внутренний духовный уровень, то есть рост религиозного сознания людей и изменения в мотивации религиозных убеждений; это также включает в себя внешний институциональный уровень, такой как увеличение числа религиозных групп, создание церковных институтов и фиксация религиозных ритуалов.

Религия является важной частью национальной культуры, и одной из особенностей вопросов религиозной безопасности на Дальнем Востоке является то, что этнические и религиозные проблемы тесно переплетены. С древних времен Дальний Восток был местом, где сосуществуют многонациональные и многоконфессиональные народы. Помимо русских, здесь также проживают более 120 этнических групп, таких как Якутия, Украина, Белоруссия, Узбекистан и Северная Корея. Коренные народы принадлежат к маньчжуро-тунгусской языковой семье и древнеазиатской языковой семье, и их религиозные верования постепенно обогащались по мере развития общества и повышения

1 SCIENCE TIME 1

производительности труда. В настоящее время тенденция диверсификации религиозных верований на Дальнем Востоке очевидна.

Кроме того, либерализация и трансформация пограничного контроля в постсоветском обществе привели к серьезным демографическим и культурным изменениям на Дальнем Востоке. С одной стороны, славянское население перетекает в западные регионы России; с другой стороны, Россия положила начало масштабной волне иммиграции из Европы, Китая и стран СНГ. По приблизительным оценкам, в начале 1990-х годов в Еврейскую автономную область, Приморский край, Хабаровский край и Амурскую область прибыло до 200 000 иммигрантов из разных стран. Поэтому уместно проанализировать процесс религиозного и этнического взаимодействия на Дальнем Востоке и рассмотреть религиозное и этническое взаимодействие между различными группами поселенцев, между поселенцами и коренными жителями, а также между поселенцами и иммигрантами. Однако одни и те же религиозные убеждения могут способствовать укреплению национальной идентичности, интеграции и единства, создавая тем самым возможности для дальнейшего межрелигиозного и межэтнического диалога. Но реальность, которую нельзя игнорировать, заключается в том, что на Дальнем Востоке сосуществуют более 120 этнических групп. Если вы нарушаете принципы секуляризации и равенства всех религий перед законом и пытаетесь достичь национального примирения на основе единой религиозной ценности, это может еще больше усугубить разногласия и привести к этническим конфликтам. Следовательно, вероятность религиозных конфликтов в многоэтнических и многоконфессиональных районах выше.

M.P. Мчедлов отметил, что Православная Церковь всегда помогала стране выживать и помогала народу избавляться от страданий в кризисные и поворотные моменты социальной истории России. После социальных преобразований люди стремятся преодолеть духовные лишения и нравственный кризис. Многие факторы повлияли на выбор религиозных убеждений большинства люди. Позиция государства и неприятие западного свободомыслия, а также доверие к государственным институтам наиболее очевидны в Православной церкви. В соответствии с уровнем доверия, выраженного народом, церковь начала превращаться в одного из близких соратников высшей власти и армии. Политики все чаще используют авторитет церкви для решения национальных и социальных проблем.

Специфическим проявлением политизации религии является усиление влияния религиозных факторов на политическую жизнь. В сентябре 1993 года о политизации Православной Церкви на Дальнем Востоке свидетельствовал тот факт, что она участвовала в политических конфликтах между различными правительственными ведомствами в качестве арбитра, политических конфликтах между оппозиционными группами в России и СНГ, а крупные политики регулярно посещали церковь и заключали с ней различные соглашения. Перспектива политизации традиционных религий и их активная роль в борьбе с религиозным экстремизмом в политическом и социальном дискурсе являются одним из важных вопросов в исследованиях религиозной безопасности.

1 SCIENCE TIME 1

Дискуссия об образце российской военной эмблемы, имевшая место в 2005 году, является типичным примером. Предложение муфтия Аширова убрать изображение креста с российской военной эмблемы вызвало бурю протеста в Православной церкви. С другой стороны, политизация религии проявляется также в попытках некоторых политиков привлечь на свою сторону иностранные религиозные организации в качестве союзников для проведения социальных реформ, а отдельные организации даже склоняются к крайнему фундаментализму. Христианский и исламский фундаментализм, а также другие радикальные религиозные движения могут стать катализаторами социальных и религиозных разногласий и ввергнуть страну в новые и даже более опасные ситуации, чем социальные и национальные конфликты.

Что касается религиозных конфликтов, то с ними также связано явление. С точки зрения интересов внутригрупповой интеграции конфликт может играть определенную роль в укреплении внутригруппового единства. Возникающие религиозные организации, такие как Свидетели Иеговы, последователи Бостонского движения и поклонение сатане, часто усиливают внутреннюю сплоченность за счет усиления конфликтов с внешним миром. Помимо межрелигиозных, религия также может вызывать конфликты и трения на пути социального развития. В настоящее время основатели церкви создали две социальные группы для занятия религиозной деятельностью под лозунгом общественного служения.

В политическом противостоянии между западным миром и Россией религиозные факторы использовались как эффективный геополитический инструмент, что может привести к серьезным вызовам российской системе национальной безопасности. В связи со значительными геополитическими преимуществами Дальнего Востока, удаленностью от традиционных религиозных центров и растущим влиянием иностранных религиозных сил вопросы религиозной безопасности стали там особенно актуальными. Что касается рисков и вызовов, с которыми сталкивается религиозная безопасность на Дальнем Востоке, необходимо оценить риски межрелигиозной напряженности и межконфессиональных конфликтов, измерить религиозные риски, связанные с общественным мнением, и спрогнозировать возможность религиозных конфликтов в различных регионах, включая отслеживание динамики социальных групп, которые могут быть вовлечены в конфликт. разрушение религиозной стабильности. Роль религиозной безопасности в поддержании устойчивого развития общества на Дальнем Востоке нельзя недооценивать.

Литература:

1. Тарасевич И.А. Конституционно-правовые проблемы признания религиозного сообщества традиционным в контексте обеспечения религиозной безопасности РФ // Российский юридический журнал. - 2012. - № 2.

2. Тарасевич И.А. Религиозная безопасность Российской Федерации. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.