Научная статья на тему 'Риски и возможности предприятий молочной промышленности в условиях изменения мировой экономической обстановки'

Риски и возможности предприятий молочной промышленности в условиях изменения мировой экономической обстановки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / МОЛОКОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / MILK PRODUCTION AND PROCESSING / IMPORT SUBSTITUTION / STATE SUPPORT / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / DEMAND FOR DAIRY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонян Рузанна Размиковна

В статье рассматриваются факторы риска от введения экономических санкций и возможные последствия для отечественной молочной промышленности. Проанализирована текущая ситуация в отрасли на момент введения санкций. В результате исследования было выявлено, что в зоне риска главным образом оказались молокоемкие производства, такие как маслоделие и сыроделие. Исходя из сложившейся структуры импорта, произведен расчет в потребности маслодельно-сыродельной продукции, которую необходимо произвести для замещения продукции, поступавшей в страну по импортным поставкам. Проведен анализ имеющегося опыта государственной поддержки молочной промышленности в России и за рубежом; выявлено, что наиболее эффективным методом является разработка долгосрочной программы развития отрасли, в том числе через создание единой саморегулируемой организации, которая бы взяла на себя разработку мер по повышению эффективности отрасли и долгосрочные обязательства. Предложен комплекс мероприятий для решения задачи импортозамещения как со стороны государства, так и со стороны промышленности и науки. Отмечается необходимость структурных реформ и поддержки со стороны государства для решения системных проблем молочной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS RISKS AND OPPORTUNITIES OF THE MILK PROCESSING INDUSTRY IN THE CONTEXT OF A CHANING WORLD ECONOMIC SITUATION

The paper discusses risk factors of economic sanctions and their possible consequences for the national dairy industry. The author analyses the current situation in the dairy industry at the time of the imposition of sanctions, and reveals that sanctions bring risks mainly for milk processing such as butter and cheese production. Given the current structure of dairy imports, the author estimates how much butter and cheese should be produced in order to successfully conduct import substitution; analyses the practice of state support for the dairy industry in Russia and abroad; and reveals that the most effective method of state support is to develop a long-term program of the industry development, including through establishing a single self-regulatory organization that will work on the development of measures to improve the efficiency of the dairy industry and have long-term commitment. The paper presents a set of measures to solve the problem of import substitution and stresses the necessity of state support and structural reforms that will address the systemic problems of the dairy industry.

Текст научной работы на тему «Риски и возможности предприятий молочной промышленности в условиях изменения мировой экономической обстановки»

Второй день конференции продолжил работу в формате двенадцати секционных заседаний, где развернулись дискуссии по проблемам формирования новой экономики, экономической безопасности, повышения конкурентоспособности, налогового регулирования, проблем бухгалтерского учета и статистики, использования математических методов моделирования экономических процессов, модернизации государственного управления, политической трансформации, экологических аспектов устойчивого развития, информационных технологий и многих других.

Не менее плодотворно прошла дискуссия на тему «Проблема подготовки научно-педагогических кадров: подведение итогов конференции», в которой приняли самое активное участие модераторы секционных заседаний. Были обозначены результаты, проблемы и пер-

спективы проведения научных конференций такого уровня. Участники круглого стола подчеркнули особую роль мероприятия в формировании культуры научно-исследовательской деятельности, презентации результатов научных исследований, организации научной дискуссии - в целом значительную роль в формировании профессиональных компетенций выпускников аспирантуры и магистратуры.

В сложившейся ситуации нелегко осуществлять развитие молодежной науки в полной мере, так как положение отечественной науки сегодня характеризуется как сложное и противоречивое. Однако результаты работы конференции внушают оптимизм. Авторы предложили нестандартные, креативные решения наиболее актуальных проблем современной экономики, политики, образования, истории, культуры, экологии.

Лучший доклад по итогам работы конференции

samsonyan-ruzann@mail.ru Рузанна Размиковна Самсонян,

аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК338.45:664 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

В статье рассматриваются факторы риска от введения экономических санкций и возможные последствия для отечественной молочной промышленности. Проанализирована текущая ситуация в отрасли на момент введения санкций. В результате исследования было выявлено, что в зоне риска главным образом оказались молокоемкие производства, такие как маслоделие и сыроделие. Исходя из сложившейся структуры импорта, произведен расчет в потребности маслодельно-сыродельной продукции, которую необходимо произвести для замещения продукции, поступавшей в страну по импортным поставкам. Проведен анализ имеющегося опыта государственной поддержки молочной промышленности в России и за рубежом; выявлено, что наиболее эффективным методом является разработка долгосрочной программы развития отрасли, в том числе через создание единой саморегулируемой организации, которая бы взяла на себя разработку мер по повышению эффективности отрасли и долгосрочные обязательства. Предложен комплекс мероприятий для решения задачи импортозамещения как со стороны государства, так и со стороны промышленности и науки. Отмечается необходимость структурных реформ и поддержки со стороны государства для решения системных проблем молочной промышленности.

Ключевые слова: экономические санкции, молокоемкие производства, импортозамещение, государственная поддержка, саморегулируемая организация, потребность в молочной продукции.

R.R. Samsonyan

BUSINESS RISKS AND OPPORTUNITIES OF THE MILK PROCESSING INDUSTRY IN THE CONTEXT OF A CHANING WORLD ECONOMIC SITUATION

The paper discusses risk factors of economic sanctions and their possible consequences for the national dairy industry. The author analyses the current situation in the dairy industry at the time of the imposition of sanctions, and reveals that sanctions bring risks mainly for milk processing such as butter and cheese production. Given the current structure of dairy imports, the author estimates how much butter and cheese should be produced in order to successfully conduct import substitution; analyses the practice of state support for the dairy industry in Russia and abroad; and reveals that the most effective method of state support is to develop a long-term program of the industry development, including through establishing a single self-

regulatory organization that will work on the development of measures to improve the efficiency of the dairy industry and have long-term commitment. The paper presents a set of measures to solve the problem of import substitution and stresses the necessity of state support and structural reforms that will address the systemic problems of the dairy industry.

Keywords: economic sanctions, milk production and processing, import substitution, state support, self-regulatory organization, demand for dairy products.

С начала мирового экономического кризиса в 2008 г. экономисты прогнозировали разные сценарии развития отечественной экономики на ближайшую перспективу. Однако, по известным причинам, ни в одном из сценариев не учитывался фактор риска под названием «введение экономических санкций», поскольку предсказать события, произошедшие на Украине, а тем более их последствия не представлялось возможным.

Под экономическими санкциями (в толковом словаре экономических терминов) понимают действия, предпринимаемые конкретной страной или группой стран и нацеленные против экономических интересов другой страны или группы стран, в целях заставить провести внутри этой страны (стран) социальные или политические изменения. Зачастую санкции представлены в виде ограничений на импорт или экспорт, а также на осуществление финансовых операций. Причем санкции могут относиться к каким-либо определенным товарам или операциям или воплощаться в полном запрете на торговлю.

По поводу эффективности введения санкций имеются противоречивые мнения. Скептики отмечают, что санкции являются легко преодолимыми и часто оказывают более негативное воздействие на государство, которое их вводит, а не на те страны, политику которых хотят таким образом изменить. Кроме того, санкции причиняют вред и той стране, которая их вводит, поскольку данная страна может утратить экспортные рынки или поставщиков сырья. При этом страна, против которой эти санкции введены, способна ввести ответные санкции.

В международной практике применяются следующие виды санкций: торговые; финансовые; затрагивающие передвижение персон; относящиеся к сфере науки, культуры и спорта; дипломатические; процессуальные. Практически все перечисленные виды санкций были направлены против России.

В результате после увеличения количества санкций США и Евросоюзом против нашей страны по причине украинского кризиса президент РФ 6 августа 2014 г. издал Указ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Таким образом, в течение целого года на территории нашей страны введен запрет или ограничение на проведение внешнеэкономических операций, предполагающих импорт на территорию РФ некоторых видов продукции сельского хозяйства, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, решившее ввести экономические санкции по отношению к российским юридическим и (или) физическим лицам или присоединившееся к данному решению.

Перечень продукции сельского хозяйства, сырья и продовольствия включает практически все основные продукты из рациона питания россиян, такие как мясо, колбасы, рыба и ракообразные, молоко и молочная про-

дукция, сыры и творог, овощи, фрукты и орехи, из следующих стран: США, стран ЕС, Австралии, Канады, Норвегии, а также Японии, Албании, Исландии, Черногории, Швейцарии.

Изучив мнения экспертов по вопросу влияния экономических санкций на экономику РФ, можно предположить два сценария развития событий. В первом сценарии предполагается стремительный скачок цен, дефицит продовольственных товаров, попавших в санкционный список. Для такой резко негативной позиции имеются некоторые основания, а именно: в России в последнее время продовольствие импортировалось в огромных количествах, как следствие, производство продуктов питания отечественными производителями было сведено к минимуму.

Второй сценарий - крайне положительная реакция на введение санкций. Целый ряд отечественных экономистов говорят о том, что введение Россией санкций станет верным путем к возрождению страны как великой индустриальной державы, будет способствовать стимулированию собственного производства и импортозаме-щению, т.е. способствовать обеспечению продовольственной безопасности.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие развитие отрасли на момент введения санкций, с целью выявления возможных последствий и рисков для отечественной молочной промышленности.

Отметим, что в августе средние потребительские цены на молоко составили 36,2 руб./л, что на 10,4% больше, чем на начало 2014 г., и на 21,9% превысили цену аналогичного периода 2013 г. (рис. 1). Цены на сливочное масло достигли отметки в 311,4 руб./кг, что на 8,3% больше, чем на начало отчетного года, и на 22,5% выше показателей августа 2013 г. Цены на твердые сыры были равны 312,3 руб./кг, превысив при этом цену на начало года на 6,5% и цену августа предыдущего года на 22,5% (рис. 2). Таким образом, с начала января 2013 г. до августа 2014 г. килограмм сыра подорожал с 255,7 руб. до 312,3 руб., сливочного масла - с 239,8 руб. до 311,4 руб., а литр молока - с 32,8 руб. до 36,2 руб.

По данным Федеральной налоговой службы России (без учета данных о торговле с республиками Беларусь и Казахстан), с начала 2014 г. по август 2014 г. физический объем импорта молока и сливок составил 46,1 тыс. т, что на 2,3% больше аналогичного показателя 2013 г., в стоимостном выражении - 129,6 млн долл. (больше на 5,3% в текущих ценах). Объем импорта сыра и творога составил 163,8 тыс. т, данный показатель меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 16,9%, а в стоимостном выражении составил 864,2 млн долл. (меньше на 10%). Физический объем импорта сливочного масла был равен 51,3 тыс. т, что на 16,7% больше аналогичного показателя 2013 г., в стоимостном выражении - 252,2 млн долл. (больше на 34,8%) (рис. 3).

2013 г. 2014 г.

Рис. 1. Динамика месячных изменений средних потребительских цен на цельное молоко в РФ

масло сливочное, руб./кг. сыры твердые, руб./кг

Рис. 2. Динамика месячных изменений средних потребительских цен на сливочное масло и твердые сыры в России

Рис. 3. Импорт молочной продукции Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении (с начала 2014 г.)

Из вышеизложенного следует, что в зоне риска главным образом оказались такие товарные позиции, как твердые сыры и сливочное масло. Остановимся более подробно на данных видах молочной продукции.

Зависимость от импорта в секторах маслодельной и сыродельной продукции существенна, что обусловлено нехваткой сырого молока и недостатком поддержки государства молокоемких производств. Как результат, российские молокоперерабатывающие предприятия в меньшей степени проявляют интерес к производству таких продуктов. Более того, некоторая часть импортных поставок сыров покрывала ту долю потребительского рынка сыров, которая в России по разным причинам не сильно развита (к примеру, твердые сыры, сыры с белой и голубой плесенью, сыры из овечьего и козьего молока).

Анализ ситуации потребления и производства сыров и масла в нашей стране позволяет сделать ряд выводов и предложений в части развития данных производств и снижения доли импорта в этих секторах пищевой продукции.

Как известно, сыроделие и маслоделие - самые молокоемкие производства. В качестве примера можно привести следующие данные [5, с. 6]:

- на производство 1 т полутвердого сычужного сыра (с массовой долей сухих веществ 60% и массовой долей жира в сухом веществе 45%) идет в среднем 10 т молока, а мягкого сыра типа Адыгейский (с массовой долей сухих веществ 40% и массовой долей жира в сухом веществе 45%) - в среднем 8,5 т молока базисной жирности 3,4% и содержанием белка 3,0%;

- на производство 1 т сливочного масла традиционного состава (с массовой долей жира 82,5%) требуется около 25 т молока базисной жирности 3,4%.

Норма потребления сыров, по рекомендациям Института питания РАМН, составляет 6,1 кг/чел. в год, в том числе натуральных сыров - от 2 до 3 кг/чел. в год; сливочного масла - от 2 до 5 кг/чел. в год в зависимости от возраста, пола и профессии. Для обеспечения этих нормативов необходимо, чтобы собственное годовое производство сыров и сливочного масла достигало 873,4 тыс. т и 502,8 тыс. т соответственно.

Согласно итогам 2013 г. (по данным Росстата), собственное производство сыра, включая сырные продукты (плавленые и с частичной заменой молочного жира растительным) составило в нашей стране 428,6 тыс. т, сливочного масла - 219,8 тыс. т. Таким образом, в сравнении с принятой нормой потребления имеет место ощутимый дефицит этих продуктов, который частично замещается импортом.

Поданным 2011 - 2012 гг., Россия являлась главным мировым импортером сливочного масла и сыра (соответственно 44 и 31% в объеме мирового импорта). Исходя из сложившейся сегодня структуры импорта, нами сделан расчет в потребности маслодельно-сыродельной продукции, которую необходимо произвести для замещения продукции, поступавшей в страну по импортным поставкам (таблица).

Безусловно, последние поправки к Указу Президента РФ, позволяющие ввоз в страну сыров из отдельных европейских стран и продукции определенной категории (например, безлактозной), несомненно, внесут свои корректировки в расчеты, поэтому приведенные цифры следует считать ориентировочными.

Потребность в продукции, необходимой для замещения имеющейся доли импортной продукции

Наименование продукции Потребность, тыс. т

Молодые сыры, включая сывороточно-альбуминные 42,8

Прочие сыры (твердые и полутвердые) 323,2

Голубые сыры 4,7

Тертые сыры или сыры в порошке всех сортов 2,0

Плавленые сыры, нетертые сыры и не в порошке 16,7

Масло сливочное Молочные пасты 152,0

Молочный жир 7,3

Если проанализировать современную емкость рынка с точки зрения физиологической нормы потребления сыра и масла, рекомендованной Институтом питания, то указанные в таблице значения должны быть существенно выше.

Следует отметить, что поддержку отрасли отчасти обеспечила программа «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011 - 2013 годы». В первые годы ее реализации отрасль получала государственные субсидии на развитие. Однако вскоре Россия вступила во Всемирную торговую организацию, в результате чего продукция отечественных производителей стала неконкурентоспособной по сравнению с продукцией даже из стран ближнего зарубежья, в том числе и по причине чрезмерного удорожания молочного сырья. Вступление России в ВТО предполагало либерализацию таможенно-тарифной политики на продовольственном рынке и снижение таможенных барьеров. Развитие ситуации по этому сценарию повлекло за собой увеличение импорта сливочного масла и сыра, что вызвало стагнацию собственного производства и дестабилизацию отечественного молочного рынка.

Таким образом, для выполнения задачи, которая поставлена в настоящий момент перед промышленностью в части импортозамещения, необходимо проведение комплекса мероприятий как со стороны государства, так и со стороны промышленности и науки [4, с. 97]:

- осуществление государственной поддержки сельхозпроизводителей, направленной на увеличение объемов молока-сырья, его товарности и качества;

- создание условий по инвестиционной привлекательности маслодельно-сыродельной отрасли [1, с. 7];

- проведение модернизации и расширение производства отечественных бактериальных концентратов и молокосвертывающих ферментных препаратов;

- укрепление технической базы отраслевых институтов в целях развития перспективных направлений исследований, соответствующих мировому уровню, для разработки эффективных технологий продуктов нового поколения;

- организация производства отечественных белковых концентратов (казеинаты, сывороточные белки, изоляты белков) для использования в продуктах нового поколения с повышенной пищевой и биологической ценностью;

- создание импортозамещающих образцов отечественного оборудования;

- привлечение отраслевых институтов для широкого внедрения инновационных и ресурсосбергающих технологий;

- повышение профессиональной подготовки специалистов отрасли среднего и высшего звена.

Необходимо подчеркнуть, что низкая инвестиционная привлекательность отрасли обусловлена нестабильностью государственной поддержки молочного животноводства. Проанализировав лучшие международные практики по регулированию молочного производства, можно отметить, что наиболее эффективным методом является разработка долгосрочной программы развития отрасли, в том числе через создание единой саморегулируемой организации, которая бы взяла на себя разработку мер по повышению эффективности отрасли и долгосрочные обязательства. Примером этого является Бразилия, которая в настоящее время на 100% обеспечивает себя молоком и молочной продукцией, хотя всего 15 лет назад в стране имел место огромный дефицит молока, а импорт находился практически на том же уровне, какой сейчас наблюдается в России.

За годы реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. в отрасль поступили средства в размере около 100 млрд руб., что позволило построить более 500 новых комплексов и модернизировать свыше 1000 объектов. Данные мероприятия способствовали увеличению производства молока в отдельных регионах, например в Волгоградской и Воронежской областях, а также в Ставропольском крае. Однако в целом по России производство молока снизилось на 3,7% по сравнению с 2013 г. [2, с. 61].

В результате сравнительного анализа выявлено, что системные проблемы молочной отрасли (технологическая отсталость производства, недостаток племенных животных, отсутствие инфраструктуры для интеграции в рынок малых предприятий) не были решены. Принимая во внимания главные приоритеты отрасли по модернизации основных фондов, строительству новых объектов и запуску новых проектов субсидирование инвестиционных кредитов является в настоящее время наиболее целесообразным и эффективным механизмом [6, с. 75].

Данные приоритеты предусмотрены в проекте нормативного акта правительства «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хо-

зяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». В рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства», разработанной Федеральным аграрным ведомством на 2015 - 2020 гг. из федерального бюджета будет выделено 167 млрд руб., в том числе в 2015 г. на развитие молочного скотоводства будет направлено свыше 24,2 млрд руб.

Согласно прогнозам Министерства сельского хозяйства, данный размер финансирования позволит отечественным предприятиям повысить производство молока на 7,4 млн т к 2020 г. по сравнению с уровнем текущего года.

Подпрограммой запланированы следующие мероприятия: государственная поддержка кредитования молочного животноводства, субсидии на 1 кг реализованного или отгруженного на собственную переработку молока, развитие племенной базы, поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно заключить, что в молочной отрасли существовали риски и проблемы и до введения санкций, однако с изменением мировой обстановки эти проблемы приобрели более глубокий характер. Импор-тозамещение, будучи приоритетным направлением развития отрасли, не может быть произведено в короткие сроки. Российской молочной промышленности нужны скорее структурные реформы и поддержка государства, а не временные меры, искусственное ограничение конкуренции, которые дают лишь краткосрочный эффект.

1. Барышникова H.A. Исследование стратегического потенциала предприятий пищевой промышленности России // Наука и общество. Серия «Менеджмент, учет и анализ». 2014. № 2 (17). С. 7 - 18.

2. Прущак О.В. Ресурсообеспеченность как основной фактор устойчивого развития АПК// Вестник СГСЭУ. 2014. № 3 (52). С. 61 - 68.

3. Российский статистический ежегодник, 2013: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат): офиц. изд. М.: Росстат, 2013.

4. Самсонян P.P. Государственное регулирование молочной отрасли как мера минимизации рисков // Экономика, социология и право. М.: Спецкнига, 2014. С. 97 - 100.

5. Свириденко Ю.Я. Проблемы и пути решения вопросов импортозамещения / Ю.Я. Свириденко, Е.В. Топникова, В.А. Мордвинова // Переработка молока. 2014. № 10. С. 6 - 8.

6. Сухорукова A.M., Бекетова О.Н. Стратегии реструктуризации предприятий пищевой промышленности в условиях присоединения России к ВТО // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3 (47). С. 75 - 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.