Научная статья на тему 'Развитие промышленности региона: современные условия и новые перспективы'

Развитие промышленности региона: современные условия и новые перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОКОВ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ / INDUSTRY / REGIONAL DEVELOPMENT / DAIRY INDUSTRY / POTENTIAL / STATE SUPPORT / ACTIVITY OF PLAYERS / A NEW IMPETUS FOR DEVELOPMENT / ECONOMIC SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Елена Сергеевна

В статье приводятся результаты исследования молочной промышленности региона. В качестве примера рассматривается Ростовская область. В работе проанализирована молочная отрасль промышленности региона, исследована рыночная деятельность основных игроков в современных условиях и определены условия гармоничного функционирования хозяйствующих субъектов. Выявлен новый импульс развития и рассмотрены государственные направления развития молочной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MANUFACTURING OF THE REGION: MODERN CONDITIONS AND NEW PROSPECTS

The article presents the results of a study of the dairy industry in the region. As an example we consider the Rostov region. This paper analyzes the dairy industry in the region, studied the market activities of main market players and determined the conditions for the harmonious functioning of economic entities identified a new impetus for development and are considered state of the directions of development of the dairy industry.

Текст научной работы на тему «Развитие промышленности региона: современные условия и новые перспективы»

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

СЕРГИЕНКО Е.С.

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования молочной промышленности региона. В качестве примера рассматривается Ростовская область. В работе проанализирована молочная отрасль промышленности региона, исследована рыночная деятельность основных игроков в современных условиях и определены условия гармоничного функционирования хозяйствующих субъектов. Выявлен новый импульс развития и рассмотрены государственные направления развития молочной промышленности. Ключевые слова: промышленность, региональное развитие, молочная промышленность, потенциал, государственная поддержка, деятельность игроков, хозяйствующие субъекты новый импульс развития.

SERGIENKO ES.

THE DEVELOPMENT OF MANUFACTURING OF THE REGION: MODERN CONDITIONS AND NEW PROSPECTS

Abstract. The article presents the results of a study of the dairy industry in the region. As an example we consider the Rostov region. This paper analyzes the dairy industry in the region, studied the market activities of main market players and determined the conditions for the harmonious functioning of economic entities identified a new impetus for development and are considered state of the directions of development of the dairy industry.

Keywords: industry, regional development, dairy industry, potential, state support, activity of players, economic subject, a new impetus for development.

Современные реалии нередко вносят коррективы в отработанные схемы функционирования хозяйствующих субъектов. И в качестве реакции на происходящие политические и экономические события для гармонизации рыночного спроса и предложения периодически требуется проводить корректировку принятых направлений. Зачастую эффективно работающим предприятиям приходится искать возможности для устранения барьеров [1], чтобы обеспечить дальнейший рост и развивать инновационный потенциал. На продовольственном рынке молоко относится к категории социально значимых товаров первой необходимости. В условиях рынка покупателя перспективы развития предприятия молочной промышленности становятся реальными лишь при реализации подхода, базирующегося на принципах современных маркетинговых концепций.

Цель статьи состоит в исследовании условий хозяйствования предприятий молочной промышленности Ростовской области для расстановки акцентов в концентрации усилий и выявления перспективных направлений развития.

Молочная промышленность региона в современных условиях

Н.В. Сапрыкина и Л.А. Чернобродова считают, что обеспечение эффективного функционирования и динамичного развития регионов непосредственно связано со стратегическим планированием, которое предполагает чёткое определение таких направлений развития региональной социально-экономической системы, которые позволят каждому субъекту рыночных отношений найти своё место в общем векторе развития, увязать с ним собственные интересы, цели и возможности [2]. А.Н. Иванов совершенно справедливо связывает имидж региона с узнаваемостью потребительских товаров, продвигаемых на рынок [3]. Как отмечает А.И. Чалова, раз-

витие экономики агропромышленного комплекса Ростовской области во многом определяется уровнем конкурентоспособности и эффективности предприятий пищевой промышленности её районов как социально-экономических субъектов [4].

Характеризуя молочную промышленность Ростовской области, следует отметить, что в перечне крупных и средних предприятий молочной промышленности АПК Ростовской области (на 01.01.2014, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области) содержится 20 хозяйствующих субъектов. Исследуем рыночную деятельность каждого, представив их краткий обзор.

1. ОАО «Сыродельный завод "Семикаракорский"» был введён в эксплуатацию в январе 1969 года. Сегодня он перерабатывает около 40 % из общего объёма по Ростовской области. Ассортимент продукции насчитывает около 50 позиций, в т. ч. сыры сычужные твёрдые и полутвёрдые — «Российский», «Мраморный», «Сметанковый», «Всероссийский стандарт» и другие, плавленая и масложировая продукция торговой марки «Радость вкуса», в том числе сыр колбасный, «Дружба», «Городской», «Янтарь», масло сырное, паста сырная, сыр «Шоколадный», сырный продукт с растительным жиром «Бутербродный», спреды, десерты — плавленый продукт с сыром и сливками «Сладкий с изюмом», плавленый продукт с сыром «Паста шоколадно-ореховая» и т. п. [5]

2. На предприятии ООО «Белый медведь» Ростова-на-Дону выпускается весь спектр высококачественной и экологически чистой молочной продукции, однако творожные глазированные сырки являются для компании предметом особой гордости [6]. Компания зарегистрирована 14 августа 1997 года, расположена в центре города Ростова-на-Дону. Производство соответствует всем санитарно-эпидемиологическим нормам, что подтверждено соответствующими документами, а для наилучшего контроля качества на предприятии работают шесть сертифицированных химических и микробиологических лаборатории, комплекс современного оборудования.

3. ЗАО «Молочный завод "Мясниковский"» (в составе ООО «Белый медведь») зарегистрировано в 2002 года. Основным видом деятельности является переработка молока и производство сыра. Известно, что за 2012 год прибыль компании составила 10 555 000 руб.

4. ОАО «Кагальницкий молокозавод» — перерабатывающее предприятие, существует с 1951 года. С 1997 по 1999 год завод практически прекратил производственную деятельность в результате финансового кризиса. Ситуация изменилась в 2000 году, когда «Группа АЛЛ» приобрела предприятие и начала программу реконструкции и развития, начался выпуск молочных продуктов под торговой маркой «На Лугу». Завод принял участие в реализации программы «Донское школьное молоко» [7]. 21 мая 2014 года ОАО «Кагальницкий молокозавод» подал иск о банкротстве [8]. Однако сегодня губернатор области В. Голубев пообещал, что «Кагальницкий молокозавод» будет работать, а инвесторы видят шансы на спасение.

5. ОАО «Сальское молоко» свою историю ведёт с 1932 года. Помимо традиционной молочной продукции завод выпускает лечебные продукты — обогащённые йодказеином молоко и кефир, кисломолочные продукты бифилюкс, лактиналь, иммунолакт. В активе специалистов ОАО «Сальское молоко» есть совместная разработка с Сибирским научно-исследовательским институт сыроделия (Барнаул, Алтайский край). В процессе совместной работы удалось адаптировать технологический процесс по выработке сыра «Радонежский» при имеющихся возможностях и технических мощностях предприятия. Особой гордостью завода является собственная разработка рецепта и технологии производства твёрдого сыра «Сальский кудесник» с признанными высокими вкусовыми качествами. Общий ассортимент продукции ОАО «Сальское молоко» составляет более 20 наименований, производимых только из натурального коровьего молока по традиционным технологиям [9].

6. Молокоперерабатывающим предприятием более с чем 70-летним стажем является ОАО «Тацинский молочный завод». Сегодня предприятие выпускает более 30 наименований молочной продукции. Ассортимент включает как традиционные молочные продукты: молоко пастеризованное, сметану, масло крестьянское, сливки, кефир, творог, так и новинки: йогурт, кефир ароматизированный, плавленую пасту «Новинка» и «Пикантная»; масло комбинированное и сметана деликатесная вырабатываются с применением растительных жиров. Оригинальным вкусом отличается вырабатываемый предприятием кисломолочный продукт

«Бифилюкс». Предприятие позиционирует свои товары как продукцию с приятным вкусом в сочетании с разумной ценой [10].

7. В декабре 2014 года исполнится 78 лет ООО «Ростовский завод плавленых сыров». Завод занимается производством плавленых сыров «Янтарь», «Дружба», «Городской», «Голландский», «Орбита», сыров рассольных, копчёных и др., а также выпускает цельномолочную продукцию: «Тан», «Айран», «Мацони».

8. ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский» ведёт отсчёт с 60-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день завод перерабатывает свыше 7 тысяч тонн молока в год. В производстве не используются искусственные добавки. Продукция выпускается по разнообразным рецептурам, с различной долей жира, соответствует ГОСТам, санитарным и техническим нормам, что подтверждено соответствующими документами. На площади в два гектара находится производственный корпус, в состав которого входят маслоцех, аппаратный, творожный цех, цех цельномолочной продукции и цех сухого молока [11].

9. Компания ЗАО «Молоко» Обливского района зарегистрирована в 1993 году. Основным видом деятельности организации является производство цельномолочной продукции, отрасль хозяйства — маслодельная, сыродельная и молочная (без производства молочных консервов).

10. ОАО «ЛВК» Кагальницкого района зарегистрировано в 2011 году. Завод производит традиционные молочные продукты: молоко, кефир, творог, сметану, ряженку.

11. ЗАО «Волгодонский молочный комбинат» (1973). В ассортиментную линейку завода входят: молоко коровье нормализованное пастеризованное, варенец, ряженка, кефир, сметана, творог, сырки творожные сладкие с изюмом и ванилином, крем творожный «Снегурочка», масло коровье сладко-сливочное несолёное «Крестьянское».

12. ОАО молочный завод «Орловский» зарегистрирован в 1992 году. Основным видом деятельности является производство коровьего масла, вспомогательными: сметаны и жидких сливок; кисломолочной продукции, творога и сырково -творожных изделий, сыра; оптовая торговля молочными продуктами, маслом и жирами пищевыми, розничная торговля молочными продуктами.

13. Компания ОАО «Тарасовский маслозавод» зарегистрирована 18 ноября 2002 года. Основная отрасль компании — маслодельная, сыродельная и молочная (без производства молочных консервов). В мае 2014 года завод прекратил закупки сырья у населения. С начала мая он снизил закупочную цену до 11 рублей за литр, а потом и вовсе приостановил закупку на неопределённый срок из-за проблем на ОАО «Кагальницкий молокозавод». Предприятие в последнее время работало в сбытовом режиме, закупая молоко на подворьях и сдавая его на более крупные заводы.

14. Компания ЗАО «Радонеж» Веселовского района зарегистрирована 22 июля 2003 года. Основной вид деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки; переработка молока и производство сыра. Отрасль: маслодельная, сыродельная и молочная (без производства молочных консервов).

15. ЗАО «Им. Ленина» Веселовского района образовано на основе объединения ряда колхозов ещё в тридцатые годы. Оно всегда получало самые высокие урожаи и сегодня удерживает лидерство. Хозяйство многопрофильное. Здесь есть и растениеводство, и животноводство, действует молочно-перерабатывающий завод.

16. Компания ООО «Чехов» Неклиновского района зарегистрирована 21 декабря 2004 года, основным видом деятельности является производство сыра.

17. Компания ООО «Молзаготпромторг» Миллеровского СПО зарегистрирована 04 мая 2008 года, основным видом деятельности является оптовая торговля через агентов.

18. ЗАО «Севдонмолоко» Шолоховского района зарегистрирована 7 октября 1992 года, виды деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, производство молочных продуктов; отрасль: маслодельная, сыродельная и молочная (без производства молочных консервов).

19. ООО «Юг-Холдинг» Красносулинского района зарегистрировано 26 февраля 2007 года, основным видом деятельности является производство молочных продуктов. Компания также зарегистрирована в таких категориях, как: «Розничная торговля в палатках и на рынках», «Розничная торговля в неспециализированных магазинах».

20. СПССК «Молочный дом» Октябрьского района зарегистрирована 23 января 201 года, основным видом деятельности является производство молочных продуктов.

Недавно в Аксайском районе открылся новый завод «Аксайское молоко», который производит молоко, кефир, сметану, творог, сливочное масло под торговой маркой «Аксайские луга».

Рыночная деятельность и условия функционирования

Анализируя маркетинговую деятельность, можно отметить, что практически все предприятия молочной промышленности области в той или иной степени реализуют концепцию социальной ответственности бизнеса. Как отмечают Е.Ю. Полякова и Н.В. Андрейченко, «в условиях посткризисного развития национальной экономики социальная ответственность бизнеса должна рассматриваться как стиль деловой активности, принятый добровольно и оказывающий значимое превентивное влияние на формирование и управление лояльностью со стороны потребителей». В исследовании приводится структура социальной ответственности. Изучая рыночную деятельность предприятий области, следует отметить, что из трёх уровней большинство из компаний относятся лишь к среднему. Однако, как отмечают исследователи [12], любая компания не может достичь высшего уровня социальной ответственности бизнеса, не достигнув перед этим нижестоящих уровней, так как каждый последующий уровень полностью вбирает элементы предыдущего. В этом видятся перспективы роста и развития.

Ценовой критерий для потребителя в современных условиях является весьма значимым. После введения Россией ответных санкций в виде ограничения на импорт части продуктов эксперты отметили рост цен на некоторые группы товаров. Исследования показали, что значительного роста стоимости на молочные продукты в донской столице, как и в целом по Российской Федерации, не выявилось: стоимость молока в Ростове-на-Дону даже немного снизилась — на 0,13 %, твёрдый сыр подорожал на 0,27 %, сливочное масло — на 0,57 %. Всё это обеспечило для Ростова восьмую строчку рейтинга по росту цен на молочную продукцию среди российских городов. Лидером по росту цен на молочную продукцию стал Санкт-Петербург. Здесь с начала августа её стоимость увеличилась в среднем на 4,58 % [13].

Исследуя рыночное предложение в розничных точках продаж, следует отметить, что местные бренды часто уступают позиции в силу различных причин. Товарная стратегия предприятий пищевой промышленности рассматривается учёными [14] как фактор обеспечения конкурентоспособности. Оценивая ситуацию в целом, можно отметить, что региональные производители имеют более крепкие конкурентные позиции лишь в линейке традиционных товаров с базовыми качествами (молоко, кефир, творог, сметана, ряженка). Динамика развития рыночных отношений требует от современных игроков более глубокого и детального анализа трансформационных процессов. Потребности потребителей сегодня модифицируются достаточно динамично, становясь более сложными по своей структуре и содержанию, формулируя новый рыночный запрос.

Новый импульс развития

В начале августа президентом был подписан указ о запрете или ограничении импорта продуктов из стран, применивших санкции против Российской Федерации. В списке запрещённых ко ввозу продуктов питания есть молоко и молочные продукты, а также творог и молоко-содержащие продукты. Как сообщает «Деловой квартал» [15], сегодня собственное производство молока обеспечивает 91 % от потребности в области, а потребляется 1 189 000 тонн; доля же импорта молочных продуктов составляет 7 %. Как сообщил заместитель губернатора, вопрос замещения будет решаться путём реализации инвестиционных проектов по наращиванию поголовья КРС именно молочного направления. В этом году двенадцатью хозяйствами планируется завезти более 2 тыс. голов. Импортозамещение также будет решаться посредством увеличения мощностей в перерабатывающей промышленности:

- ЗАО «Молочный завод "Мясниковский"» — переработка 60 тыс. тонн молока в год, выпуск цельномолочной продукции;

- ОАО «Сыродельный завод "Семикаракорский"» — производство 1,5 тыс. тонн плавленых сыров в год;

- ООО «Аксайское молоко» — переработка 6 тыс. тонн молока в год и выпуск цельномолочной продукции для населения.

Государственные направления развития

Сегодня государство активно занимается развитием сельского хозяйства, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Приоритетные направления развития сельского хозяйства России закреплены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 559-р утверждена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года. В целях развития научных исследований для разработки конкурентоспособной продукции, обеспечения эффективного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации разработана Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года. Исследуя содержательную сущность действующих в стране нормативно-правовых актов, следует отметить, что развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности в России, обеспечение населения продовольственной продукцией — комплекс задач национальной важности, решение которых состоит в плодотворном взаимодействии государства, бизнеса и науки.

Ощутимая помощь оказывается также властями на региональном и местном уровнях. Благодаря поддержке правительства Ростовской области и содействию администрации Семикара-корского района ОАО «Сыродельный завод "Семикаракорский"» преодолевает трудности: «В частности, только за прошлый год в виде субсидий на погашение части процентной банковской ставки по кредитам на закупку молока мы получили из федерального и областного бюджетов почти 12,5 млн рублей, ещё более 10,6 млн рублей — на приобретение оборудования» [16]. Областной администрацией активно поддерживается «Кагальницкий молокозавод», также поддержка оказывается и другим предприятиям.

Сегодня реализуются следующие приоритетные направлениями развития потребительского рынка Ростовской области.

- формирование добросовестной конкуренции на потребительском рынке Ростовской области для гарантированного обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам в объёмах и ассортименте, достаточных для полноценной жизнедеятельности;

- снижение территориальной дифференциации в развитии потребительского рынка;

- формирование благоприятных условий для продвижения товаров и услуг, производимых на территории Ростовской области;

- укрепление продовольственной и экономической безопасности региона [17].

Правительство Ростовской области провело масштабное исследование продукции донских

производителей в розничной торговой сети [18]. Так, анализ ответов респондентов показал, что молочные продукты местных производителей приобретают 67,2 % опрошенных. Говоря о причинах, по которым респонденты не приобретают продукцию региональных производителей, были названы высокая цена (24,5 %), низкое качество (20,9 %) и узкий ассортимент (23,3 %).

Говоря о продвижении брендов, нельзя не сказать о стратегии коллективного бренда «Сделано на Дону», который призван сделать продукцию местных производителей узнаваемой, способствовать продвижению товаров на потребительском рынке и позиционировать продукцию региональных производителей как продукцию высокого качества [19].

Инвестиции играют важную роль в обеспечении возможности развития потенциала предприятий молочной промышленности Ростовской области. В качестве примера можно привести путь развития ОАО «Сыродельный завод "Семикаракорский"», который переживал нелёгкие времена. Ощутимый импульс развития предприятие получило в 2008 году, когда был найден инвестор — компания «Фудлэнд», крупнейший в России дистрибьютор сыров и молочной продукции. Со временем поэтапно проводились работы по реконструкции предприятия. Уже в 2008-2009 годах осуществили первую очередь реконструкции основного производства, что позволило увеличить и закупки сырья, и его переработку примерно в два раза. Среднесуточный объём переработки молока составлял тогда 120 тонн. И вот уже в 2009 году на

Всероссийском смотре-конкурсе «Молочные продукты» (Адлер) семикаракорскому сырзаводу был вручён диплом Министерства сельского хозяйства России в номинации «Лучшее предприятие» [20]. И подобных примеров сегодня великое множество.

От современных условий — к новым перспективам развития

Опираясь на результаты исследования молочной промышленности в регионе, следует отметить, что активные процессы экономики вносят трансформационные коррективы в структуры рыночных отношений. Их последствия могут как позитивно, так и негативно сказываться на отдельных субъектах бизнеса. Однако при условии гармоничного функционирования субъектов в результате синергетического эффекта наблюдаются новые импульсы развития (рис. 1).

Импульсы развития

Рис. 1. Развитие промышленности региона: современные условия и новые перспективы1

Как показано на рисунке, совместные усилия формируют дополнительные возможности и новую экономическую силу, что выводит бизнес за рамки достигнутых успехов, предполагая качественно новый этап развития, и именно стабильного развития.

В результате проведённого исследования проанализирована молочная промышленность региона, исследована рыночная деятельность игроков и определены условия гармоничного функционирования хозяйствующих субъектов, выявлен новый импульс и рассмотрены государственные направления развития молочной промышленности. Сделаем общие выводы.

1. Проблемы развития сельского хозяйства, пищевой промышленности, обеспечение населения Российской Федерации продовольственной продукцией — комплекс первостепенных задач национальной важности, решение которых состоит в плодотворном взаимодействии государства, бизнеса и науки.

2. Анализируя вектор развития молочной промышленности Ростовской области, следует сказать, что, с одной стороны, уже сегодня взят курс на развитие, а с другой — в долгосрочной перспективе возможен ощутимый рост экономических показателей.

3. Потенциал развития молочной промышленности Ростовской области обусловлен реализацией новых инвестиционных проектов, что в перспективе обеспечит ускорение процесса роста регионального рынка, повышая его привлекательность.

Литература

1. Сапрыкина Н. В., Сапрыкина Е. В. Устранение барьеров продвижения продовольственных товаров с помощью интернет-коммуникаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия %: Экономика. — 2012. № 2. — С. 272-277.

2. Сапрыкина Н. В., Чернобродова Л. А. Маркетинговые аспекты формирования стратегии развития региона //Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. — 2012. № 3. — С. 40.

3. Иванов А. Н. Использование имиджа региона для повышения узнаваемости потребительских това-

1 Составлено автором.

ров, продвигаемых на рынок/А. Н. Иванов // Экономические науки. — 2011. — № 10 (83) — С. 124-129.

4. Чалова А. И. Оценка современного состояния пищевой промышленности Ростовской области // Российский академический журнал. — 2013. — Т. 2 %. № 3 (2 %). — С. 86-88.

5. Истомин Ю. Белый медведь — для настоящих лакомок // Информационно-аналитический журнал «Национальные приоритеты». http://www.nprus.ru/photo/1278.html

6. Смолянова Ю. В Ростовской области могут сохранить «Кагальницкий молокозавод». http:// rostov.dk.ru/news/v-rostovskoj-oblasti-mogut-soxranit-kagalnickij-molokozavod-236876196.

7. РБК. Ростов-на-Дону. «Кагальницкий молокозавод» подал на банкротство. http://rostov.rbc.ru/ rostovtopnews/2 7/0 %/2014/926618. shtml.

8. Официальный сайт ОАО «Сальское молоко». http://salskoemoloko.agroserver.ru/.

9. Официальный сайт ОАО «Тацинский молочный завод». http://tacinmolzavod.tiu.ru/.

10. Официальный сайт ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский». http://matvei-ka.ru/about.

11. Андрейченко Н. В., Полякова Е. Ю. Социальная ответственность: роль и значение в формировании лояльности к компании на потребительском рынке в условиях посткризисного развития российской экономики // Terra Economicus. — 2012. — Т. 10. — № 3-2. — С. 40-43.

12. Смолянова Ю. Продовольственное эмбарго в Ростовской области. http://rostov.dk.ru/wiki/ prodovolstvennoe-embargo-v-rostovskoy-oblasti.

13. Кетова Н. П., Сапрыкина Н. В., ШолухМ. С. Товарная стратегия предприятий АПК//Н. П. Кето-ва, Н. В. Сапрыкина, М. С. Шолух; науч. ред. В. Н. Овчинников; ФГОУ ВПО Донской гос. аграрный унт. — Новочеркасск, 2009.

14. Смолянова Ю. Продовольственное эмбарго в Ростовской области. http://rostov.dk.ru/wiki/ prodovolstvennoe-embargo-v-rostovskoy-oblasti.

15. Михалевич Н. Лучшие сыроделы живут в Семикарагорске // Семикаракорские вести // http:// semivest.ru/2013/06/03/luchshie-syrodely-zhivut-v-semikarakorske.

16. Иванов А. Н. Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка Ростовской области в контексте долгосрочного социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] / А. Н. Иванов, С. Н. Тамбовцев, Р. В. Шеховцов // Инженерный вестник Дона. — 2012. — № 1. Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/731.

17. Смолянова Ю. Определены наиболее известные бренды производителей Ростовской области // http://rostov.dk.ru/news/opredeleny-naibolee-izvestnye-brendy-proizvoditelej-rostovskoj-oblasti-236811 %49.

18. Иванов А. Н. Формирование стратегии продвижения регионального коллективного бренда: портфельный анализ / А. Н. Иванов. Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования: материалы II Международной науч.-практ. конференции (13 ноября 2013 года) / отв. ред. М. Н. Руденко; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2013. — С. 124129.

References:

1. Saprykina NV, Saprykina E. Removing barriers promotion of food products with the help of Internet communications //Bulletin of Adyghe State University. % Series: Economy. - 2012. № 2. - S. 272-277.

2. Saprykina NV, Chernobrodova LA Marketing aspects of the formation of the regional development strategy //State and municipal management. Scientists notes SKAGS. - 2012. № 3. - S. 40.

3. Ivanov AN The use of the image of the region to raise awareness of consumer goods, market / AN Ivanov // Economics. - 2011. - № 10 (83) - P. 124-129.

4. Chalova AI assessment of the current state of the food industry Rostov Region // Russian academic journal. -2013. - T. 2%. Number 3 (2%). - S. 86-88.

5. Istomin Yu Polar bear - for true gourmets // Information-analytical magazine "National Priorities". http:// www. nprus. ru/photo/12 78. html

6. Smolyanova Yu In the Rostov region can save "Kagalnitskaya dairy." http://rostov.dk.ru/news/v-rostovskoj-oblasti-mogut-soxranit-kagalnickij-molokozavod-236876196.

7. RBC. Rostov-on-Don. "Kagalnitskaya dairy" has filed for bankruptcy. http://rostov.rbc.ru/ rostov_topnews/27/0% /2014 /926618.shtml.

8. Official website of "Salsk milk. " http://salskoemoloko.agroserver.ru/.

9. Official website of "Tatsinskaya Dairy Plant". http://tacinmolzavod.tiu.ru/.

10. Official website of "Raymolprom Matveyev Kurgan." http://matvei-ka.ru/about.

11. Andreychenko NV, Polyakov EY Social Responsibility: the role and importance in the formation of loyalty to the company in the consumer market in the post-crisis development of the Russian economy // Terra Economicus. - 2012. - V. 10. - № 3-2. - S. 40-43.

12. Smolyanova Yu Food embargo in the Rostov region. http://rostov.dk.ru/wiki/prodovolstvennoe-embargo-v-rostovskoy-oblasti.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ketova NP, Saprykina NV, Scholuch MS Trading strategy of agricultural enterprises // NP Ketova, NV Saprykina, MS Scholuch; scientific. Ed. VN Ovchinnikov; FSEIHPE Don state. Agricultural Univ. - Novocherkassk, 2009.

14. Smolyanova Yu Food embargo in the Rostov region. http://rostov.dk.ru/wiki/prodovolstvennoe-embargo-v-rostovskoy-oblasti.

15. Michalevic N. best cheesemakers live in Semikaragorske // Semikarakorsk lead // http:// semivest.ru/2013/06/03/luchshie-syrodely-zhivut-v-semikarakorske.

16. Ivanov AN Actual problems and prospects of development of the consumer market of the Rostov region in the context of long-term socio-economic development of the region [electronic resource]/AN Ivanov, SN Tam-bovtsev, RVShekhovtsov //Engineering Gazette Don. - 2012. - № 1. Access: http://ivdon.ru/magazine/archive/

n1y2012/731.

17. Smolyanova Yu determined the most well-known brands manufacturers Rostov region //http://rostov.dk.ru/ news/opredeleny-naibolee-izvestnye-brendy-proizvoditelej-rostovskoj-oblasti-236811 49%.

18. Ivanov AN Formation of strategies to promote regional collective brand: portfolio analysis / AN Ivanov. Forecasting of innovative development of the national economy within the framework of environmental management: Proceedings of the II International scientific-practical. Conference (13 November 2013) / Editor. Ed. Rudenko MN; Perm. state. nat. issled. Univ. - Perm, 2013. - S. 124-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.