Научная статья на тему 'Риски и противоречия ситуации социального воспитания современных учащихся'

Риски и противоречия ситуации социального воспитания современных учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
757
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ УЧАЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ / СОЗНАНИЕ УЧАЩИХСЯ / PUPILS' SOCIAL UPBRINGING / PUPILS' LIFE CHANCES / PUPILS' CONSCIOUSNESS / SOCIAL DISCOMFORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Башманова Елена Леонидовна

В статье анализируются социальные и педагогические коллизии в современном обществе, ориентиры решения которых в разработке основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pupils social upbringing situations risks and contradictions

Modern society social and pedagogic collisions whichs solution orients lie in generations social reproduction state strategy bases working out are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Риски и противоречия ситуации социального воспитания современных учащихся»

АПН были созданы отделы пионерской и комсомольской работы в школе, которые в 1977 г. объединились в единый отдел. В Научно-исследовательском центре Высшей комсомольской школы (НИЦ ВКШ) с 1981 по 1991 гг. существовали отделы комсомольской и пионерской работы в школе, отдел истории ВПО. Занимались проблемами истории, теории и методики пионерской работы не только там, но и на кафедрах педагогики, психологии, истории КПСС, истории общественных движений и партий, философии, филологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена, ЛГПУ, МГПИ им. В.И. Ленина, МОПИ, МГУ, ЛГУ (СПб.), в вузах Костромы, Минска, Воронежа, Луганска, Ташкента, Челябинска. Осенью 1962 г. в Костромском, Новосибирском, Челябинском педагогических институтах открылись пионерские отделения на историко-филологических факультетах. В 1969 г. было уже 7 факультетов. В 80-е годы в стране действовало в педагогических институтах 24 фа-

культета, готовящих методистов воспитательной работы. С 1986 г. в название специальности добавилось «методист воспитательной работы в школе».

Всего с 1940 по 2010 год по проблемам детского, подросткового движения защищено более 350 диссертаций (кандидатских и докторских) по различным специальностям: педагогическим, историческим, психологическим, философским и др. наукам. Это большой вклад, как в развитие проблем детства, так и в развитие науки. Но не все проблемы исследованы достаточно глубоко, многие требуют пересмотра с современных позиций. Требует совершенствования и сама структура исследовательских центров. Во многом выбор тем идет не от потребностей детских, молодежных организаций, а зависит от субъективных факторов (личных интересов авторов, наличия научного руководителя и его интересов, основной направленности исследований кафедры).

УДК 371.4

Башманова Елена Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]

РИСКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

В статье анализируются социальные и педагогические коллизии в современном обществе, ориентиры решения которых в разработке основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений.

Ключевые слова: социальное воспитание учащихся, жизненные шансы учащихся, социальный дискомфорт, сознание учащихся

Россия - на пороге перемен. Необходимость модернизировать производство сочетается с задачей нравственного оздоровления, освоения новой системы ценностей. Компонентами новой - продуктивной культуры бытия определены честность, ответственность, отношение к богатству как результату труда и труду как общественному долгу. Данные качества и отношения формируются с детства, в коллективе и преимущественно средствами воспитания. Следовательно, одну из ведущих ролей в нравственном оздоровлении общества призвана играть педагогика, располагающая методологическими ориентирами для формирования новой системы ценностей (национальный воспитательный идеал, гуманистическая парадигма, личностно ориентированный подход).

Однако усилия педагогов нивелируются условиями, в которых социализируется большинство учащихся. Речь идет о глубоком расслоении, при котором дети оказываются в неравнозначных условиях для физического и личностного развития в периоды, сензитивные к формированию нравственного здоровья и социально ценных личностных качеств.

Осмыслить влияние расслоения на социальное воспитание учащихся позволяет анализ объективного положения и субъективного самочувствия участников воспитательного процесса. Согласно официальной статистике, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2010 году составило 16,5 раз, в то время как приемлемым является разрыв в 57 раз. По результатам научных исследований, 68-

240

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Башманова Е.Л., 2012

75% населения относятся к низшим и промежуточным слоям, не владеющим собственностью, не участвующим в управлении, не имеющим привилегий [9]. Эксперты признают, что «запущенный в 2011 году проект повышения зарплаты учителей не позволит быстро, системно и устойчиво решить проблему», лишь в 47% регионов уровень средней зарплаты будет доведен до средней по экономике, в 43% субъектов даже 30%-е повышение зарплаты в 4 квартале 2011 года не позволит достичь этого .

Последствия социального расслоения вышли за рамки предметной области социологии и сформировали междисциплинарную проблему, обусловливающую препятствия на пути к «обществу равных возможностей». По выражению Н.Е. Тихоновой, «общество внутренне идет в разнос», так как «все больше людей считают, что они могут вести себя так, как им самим удобно, и их «свобода» не ограничена ничем». Обостряет ситуацию отсутствие стратификационной системы, основанной на «заряженности» людей человеческими, социальными и культурными ресурсами [9], вместо этого ведущую роль играют наличие собственности и властных полномочий, что существенно ограничивает жизненные шансы учащихся из большинства семей.

От внимания государства к воспитанию каждого учащегося зависит, станет ли он «гражданином своего общества или его проблемой» (Г. Вурцбахер). Однако в управлении образованием превалируют принципы экономического детерминизма и элитизма. На основе изучения опыта США и Великобритании разработана и апробирована модель управления изменениями, «генерирующая процесс селекции образовательных учреждений» [3, с. 9]. Предполагается, что передовые образовательные учреждения «оказывают влияние на систему образования (создают волновой эффект), повышая динамику ее участников, создавая почву для здоровой конкуренции» [там же, с. 18]. «Этот тренд - один из наиболее опасных в современной ситуации, - предупреждают эксперты, - он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы, к формированию сегмента школ, которые будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабилитации». Ожидалось, что выборочное поощрение образовательных учреждений послужит стимулом не только для получивших поддержку, но и для отстающих. Однако успех учреждения

в сложившихся условиях зависит не столько от учащихся и педагогов, сколько от внешних факторов, таких как: регион (самодостаточный или дотационный), населенный пункт (крупный город или вымирающее село), местоположение (центр города или рабочая окраина), родительский контингент (влиятельные и состоятельные родители или обычные специалисты, служащие, рабочие), социально-экономическое положение педагогов (заработная плата выше средней по экономике или вдвое ниже). Поддержка успешных и перспективных в условиях неравенства стартовых возможностей сопряжена с драматическими рисками для большинства учащихся, превращает их в заложников плачевного состояния образовательных учреждений, консервирует некон-курентоспособность. Между тем, приоритет в распределении финансовых расходов - «важный фактор, по которому можно определить, как общество относится к детям» [1].

Задача повышения финансовой самостоятельности вынуждает образовательные учреждения ориентироваться на обеспеченные и влиятельные семьи. Элитные учреждения, призванные воспитывать авангард и локомотив модернизации, перерождаются в элитарные, сосредоточенные на удовлетворении потребностей привилегированных семей. По мнению В.А. Кара-ковского, «усиленное создание элитарных школ для богатых и официальное разрешение образовательных платных услуг превратило их в средство социального отбора, в инструмент классового расслоения общества» [4]. Усугубляет несправедливость перерождение в элитарные лучших государственных школ. Богатые родители «оккупируют» массовые школы с высоким уровнем преподавания и создают прецеденты введения вступительных и ежемесячных взносов в объеме, не доступном обычным семьям. Выращенная ценой огромного напряжения общества «элита» не готова и не хочет выступать локомотивом, «особенно это проявляется по отношению к детям, которых стремятся вывезти из страны уже для обучения в школе».

Внедрение «американской модели» отношения к человеческим ресурсам [7] провоцирует явление социального аутсайдерства среди учащихся. Образовательная среда, рассчитанная на освоение «продвинутыми», имеющими конкурентные преимущества, выступает барьером на пути развивающихся в индивидуальном темпе,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

241

хуже обеспеченных средствами обучения, не имеющих возможности оплачивать дополнительные образовательные услуги. Недемократичная система поиска «талантливых и одаренных» способствует формированию у попавших «в обойму» приспособленчества, ложного превосходства, преувеличенной значимости; у оказавшихся «за бортом» - зависти, неприязни, отчужденности. Опасность представляет укоренение подобных чувств и отношений в детях и подростках, которым природой предназначено ощущать радость бытия и стремиться быть полезным.

Значительное неравенство актуализирует проблему социального дискомфорта - неудовлетворенности уровнем жизни вследствие недоступности потребительского стандарта. Разочарование и обида обусловливают однобокое восприятие ситуации родителями и педагогами как несправедливой; провоцируют неоправданную и нежелательную политизацию данной темы в сознании учащихся; заостряют их внимание на оценке личного материального положения; порождают зависть, затрудняют сотрудничество. Объективные показатели и субъективное ощущение бедности обусловливают угрозы здоровью. «Похоже, - замечает Н.Е. Тихонова, - ощущение себя социальным аутсайдером вырабатывает какой-то фермент в организме, который начинает его буквально разлагать изнутри».

Высокий уровень материально-технического благосостояния может сопровождаться моральными и нравственными потерями, нарастанием рисков и угроз, «связанных с социальным поведением людей, преследующих свои интересы и цели». В этом случае гуманизм понимается как эгогуманизм или философия личного успеха, вместо сотрудничества разворачивается борьба за ресурсы и влияние. Конфликт между присущей гуманистическому воспитанию стратегией сотрудничества и необходимой в конкурентной борьбе стратегией противодействия провоцирует риск дезинтеграции педагогического и ученического сообществ, разрушает сущность воспитания как процесса безвозмездной передачи накопленной человечеством культуры.

Отношение педагогов к указанным проблемам противоречиво. Практики призывают ограждать учащихся [4], «декомпенсировать» влияние социального расслоения, «табуировать атрибуты социального неравенства» [5]. Теоретики стремятся рационализировать противоречия. «Гармони-

зация между воспитанием и социализацией является и научной проблемой, и важной практической задачей, - обращает внимание Н.Д. Никанд-ров. - В настоящее время между посылами образования и посылами системы социализации есть явное несоответствие, более того - разлад. И он привносит в жизнь общества ряд рисков, связанных с формируемым образом человека» [6, с. 9].

Ориентиры решения указанных коллизий -в мудрых книгах Б.З. Вульфова: проведение «государственной политики, которая не только декларирует, но и обеспечивает приоритет потребностей каждого» [2, с. 130]; учет «всей иерархии параметров образа жизни» учащихся и «разработка основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений» [там же, с. 11]; сохранение приоритета блага учащихся, «достижение каждым из них личного счастья», гуманное отношение к ним - «главный показатель ... нравственности каждого из нас» [там же, с. 12].

Библиографический список

1. Бронфенбреннер У Два мира детства: Дети в США и СССР / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976. -167 с.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616 с.

3. Зиньковский К.В. Модель управления изменениями сложных организаций социальной сферы (на примере системы общего образования): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008. - 29 с.

4. Караковский В.А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: матер. науч.-практ. конф. - Архангельск: Правда Севера, 2001. - 157 с.

5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Гуманистическая воспитательная система: вопросы теории / под ред. Л.И. Новиковой, А.В. Муцрика. - Владимир, 1993. - С. 99-112.

6. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Проблемы современного образования. - 2011. - N° 2. - С. 5-11.

7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Изд-во «Эгвес», 2008. - 136 с.

8. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. - 231 с.

9. Ястребов Г.А. Характер стратификации российского общества в контексте международных сопоставлений: Автореф. дисс. канд. соц. наук. - М., 2011. - 24 с.

242

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.