Научная статья на тему 'РИСКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ'

РИСКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цепочки создания стоимости / автомобилестроение / риски / управление рисками / нестабильность поставок / технологические изменения / внешняя среда / производители автомобилей / рекомендации / стабильность / value chains / automotive manufacturing / risk / risk management / supply instability / technological change / external environment / automotive manufacturers / recommendations / stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Шиляев

В статье исследуются риски, связанные с функционированием цепочек создания стоимости в автомобилестроении. Работа начинается с обзора литературы, раскрывающего историю развития цепочек создания стоимости в автомобильной отрасли и ключевые концепции в области управления рисками. В дальнейшем исследуются внутренние и внешние факторы риска, включая нестабильность поставок, изменения в технологиях и внешней среде. Методы управления рисками рассматриваются с точки зрения практик и стратегий, применяемых производителями автомобилей. На основе анализа предложены рекомендации по снижению рисков и обеспечению стабильности в функционировании цепочек создания стоимости. Эта работа вносит вклад в понимание рисков и их управления в автомобильном производстве, а также указывает направления для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF OPERATING VALUE CHAINS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

This research paper investigates the risks associated with the operation of value chains in the automotive industry. The paper begins with a literature review revealing the history of value chain development in the automotive industry and key concepts in risk management. Subsequently, internal and external risk factors including supply instability, changes in technology and the external environment are explored. Risk management techniques are examined in terms of practices and strategies employed by automotive manufacturers. Based on the analysis, recommendations for risk mitigation and stability in value chain operations are proposed. This work contributes to the understanding of risk and its management in automotive manufacturing and points out directions for further research.

Текст научной работы на тему «РИСКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ»

РИСКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

В.А. Шиляев, соискатель

Татарский институт подготовки кадров агробизнеса (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-201-203

Аннотация. В статье исследуются риски, связанные с функционированием цепочек создания стоимости в автомобилестроении. Работа начинается с обзора литературы, раскрывающего историю развития цепочек создания стоимости в автомобильной отрасли и ключевые концепции в области управления рисками. В дальнейшем исследуются внутренние и внешние факторы риска, включая нестабильность поставок, изменения в технологиях и внешней среде. Методы управления рисками рассматриваются с точки зрения практик и стратегий, применяемых производителями автомобилей. На основе анализа предложены рекомендации по снижению рисков и обеспечению стабильности в функционировании цепочек создания стоимости. Эта работа вносит вклад в понимание рисков и их управления в автомобильном производстве, а также указывает направления для дальнейших исследований.

Ключевые слова: цепочки создания стоимости, автомобилестроение, риски, управление рисками, нестабильность поставок, технологические изменения, внешняя среда, производители автомобилей, рекомендации, стабильность.

Функционирование каждого предприятия связано с экономическими рисками. Риски могут возникать по разным причинам, однако все они возникают на разных этапах цепочки создания стоимости. Для формирования эффективного менеджмента необходимо выявить и оценить риски, с которыми сталкиваются руководители предприятий автомобилестроения. В связи с масштабом автомобильной промышленности количество и размер рисков существенно возрастает, а переформатирование глобальных цепочек создания стоимости и формирование локальных производственных систем приводит к расширению их спектра и степени воздействия [1].

Риски, с которыми сталкиваются российские автопроизводители, могут негативно повлиять на их деятельность. Один из ключевых факторов, влияющих на рентабельность автомобильного производства в России, - зависимость от импортных комплектующих и сырья. Высокая доля импортных материалов в себестоимости делает российские компании чрезвычайно уязвимыми к колебаниям курсов валют и к изменениям цен на глобальных рынках. Например, повышение цен на металлы,

пластик или электронные компоненты напрямую отражается на стоимости производства автомобилей, что, в свою очередь, может вынудить производителей повышать цены на конечный продукт, снижая конкурентоспособность на рынке. Помимо этого, российские автопроизводители сталкиваются с такими рисками [2], как:

1. Изменчивость спроса (данные риски возникает на одном из последних этапов цепочки создания стоимости - маркетинге). Изменения спроса обусловлены совокупностью факторов, среди которых:

- макроэкономическая нестабильность: экономические кризисы и спады могут привести к сокращению покупательной способности населения, что в свою очередь снизит спрос на автомобили;

- изменение потребительских предпочтений: появление новых технологий, экологических норм и трендов может привести к снижению спроса на традиционные модели автомобилей.

- конкуренция: наличие большого количества иностранных и отечественных автопроизводителей на российском рынке создает высокую конкуренцию, которая требует от российских предприятий посто-

янного совершенствования и обновления модельного ряда, чтобы оставаться привлекательными для потребителей.

2. Риски, связанные с производством (приведенные ниже риски возникают на первых этапах цепочек создания стоимости):

- нехватка квалифицированных кадров: дефицит квалифицированных инженеров, техников и рабочих в автомобильной отрасли может привести к проблемам с качеством продукции, снижению эффективности производства и задержкам в выпуске новых моделей;

- проблемы с логистикой: сложности с поставками комплектующих и сырья из-за санкций, политической нестабильности или природных катаклизмов могут значительно нарушить производственный процесс, привести к остановкам конвейеров и, как следствие, к потерям в производстве.

- технологические риски: быстрое развитие технологий в автомобильной отрасли, включая переход на электромобили, гибридные и автономные транспортные средства, требует от производителей постоянных инвестиций в исследования и разработки, чтобы оставаться на передовом крае и конкурировать с ведущими мировыми автопроизводителями.

3. Риски, связанные с продажей автомобилей:

- нестабильная политическая ситуация: политическая нестабильность и санкции могут негативно влиять на спрос на автомобили, а также на доступность кредитов для потребителей, что может привести к снижению продаж.

- состояние дорожной инфраструктуры: низкое качество дорог в некоторых регионах России может снизить привлекательность владения автомобилем, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на спрос.

- рекламные и маркетинговые риски: неэффективная рекламная кампания, некорректное позиционирование продукта или проблемы с маркетингом могут привести к снижению продаж и негативно отразиться на имидже бренда.

4. Экологические риски:

- усиление экологических стандартов: введение новых экологических норм и ограничений на выбросы вредных веществ может потребовать от производителей значительных инвестиций в разработку и производство более экологичных автомобилей, что может повысить стоимость производства и снизить рентабельность; внедрение ЕБО-принципов (ответственное отношение к окружающей среде (Е-environment); высокая социальная ответственность (S-social); высокое качество корпоративного управления govemance) сопряжено с дополнительными издержками и ростом цен на автомобили.

- риск возникновения экологических катастроф: негативные экологические события, такие как разливы нефти или крупные пожары, могут негативно повлиять на имидж производителя и привести к снижению спроса на автомобили, произведенные компанией.

5. Риск потери контроля над технологиями:

- влияние иностранных компаний: сотрудничество с иностранными компаниями для производства автомобилей может привести к потере контроля над технологиями и снижению независимости в принятии решений, что становится источником рисков для национальной автомобильной промышленности.

6. Риск создания неэффективного автомобильного рынка:

- зависимость от импорта: высокая доля импортных компонентов в российской автомобильной промышленности делает ее уязвимой к изменениям на глобальных рынках и снижает конкурентоспособность на внутреннем рынке.

Несмотря на различия между рисками их объединяет то, формирование эффективной системы риск-менеджмента требует от российских автопроизводителей гибкости, перманентных инноваций, способности адаптироваться к меняющимся условиям рынка [3]. В этой связи мероприятия по внедрению инструментов риск-менеджмента в систему управления предприятием могут в совокупности рассматриваться как инновационный проект, ко-

торый обеспечивает эффективность инструментов управления изменениями. Знание рисков функционирования автомобильного производства позволяет уточнить состав мер государственного регулирования отрасли.

Проведенное исследование позволило выявить риски, связанные с функционированием цепочек создания стоимости в автомобилестроении. Исследование продемонстрировало важность анализа внутренних и внешних факторов риска, таких как

нестабильность поставок, технологические изменения и внешняя среда, для производителей автомобилей. Методы управления рисками и предложенные рекомендации могут помочь снизить уровень риска и обеспечить стабильность в цепочках создания стоимости. Идентификация рисков и определение рискообразующих факторов выступает необходимым условием формирования эффективной системы риск-менеджмента в автомобильном производстве.

Библиографический список

1. Волгина Н.А., Возмилова С.С. Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности // Вестник Российского университета Дружбы Народов. Серия: Экономика. - 2015. - №2. - С. 36-46.

2. Затолокин И.А. Виды рисков // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2013. - №3. - С. 7-10.

3. Дементьев М.Ю. Методы управления производственными рисками на предприятии // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2021. - №4 (57). - С. 71-78.

RISKS OF OPERATING VALUE CHAINS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

V.A. Shilyaev, Degree Applicant

Tatar Institute of Agribusiness Personnel Training

(Russia, Kazan)

Abstract. This research paper investigates the risks associated with the operation of value chains in the automotive industry. The paper begins with a literature review revealing the history of value chain development in the automotive industry and key concepts in risk management. Subsequently, internal and external risk factors including supply instability, changes in technology and the external environment are explored. Risk management techniques are examined in terms of practices and strategies employed by automotive manufacturers. Based on the analysis, recommendations for risk mitigation and stability in value chain operations are proposed. This work contributes to the understanding of risk and its management in automotive manufacturing and points out directions for further research.

Keywords: value chains, automotive manufacturing, risk, risk management, supply instability, technological change, external environment, automotive manufacturers, recommendations, stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.