Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильная промышленность / цепочки создания стоимости / управление качеством / оптимизация процессов / конкурентоспособность / издержки / automotive industry / value chains / quality management / process optimization / competitiveness / costs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Шиляев

Автомобильная промышленность является ключевым сектором экономики во многих странах мира, и эффективное функционирование цепочек создания стоимости в этой отрасли имеет стратегическое значение для конкурентоспособности компаний. В данной статье рассматриваются особенности функционирования цепочек создания стоимости в автомобильной промышленности с учетом специфики производства и особенностей рынка. Анализируются основные этапы цепочек создания стоимости, включающие проектирование, производство, маркетинг и дистрибуцию автомобилей. Особое внимание уделяется вопросам оптимизации процессов, управления качеством и снижения издержек в рамках цепочек создания стоимости. Результаты исследования могут быть полезны для менеджеров и специалистов автомобильных компаний, стремящихся повысить эффективность своих операций и улучшить конкурентоспособность на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF VALUE CHAINS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

The automotive industry is a key economic sector in many countries of the world, and the effective functioning of value chains in this industry is of strategic importance for the competitiveness of companies. This article examines the peculiarities of value chain functioning in the automotive industry, taking into account the specifics of production and market characteristics. The main stages of value chains are analyzed, including design, production, marketing and distribution of automobiles. Special attention is paid to the issues of process optimization, quality management and cost reduction within value chains. The results of the study may be useful for managers and specialists of automotive companies seeking to improve the efficiency of their operations and improve their competitiveness in the market.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.А. Шиляев, соискатель

Татарский институт подготовки кадров агробизнеса (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-226-228

Аннотация. Автомобильная промышленность является ключевым сектором экономики во многих странах мира, и эффективное функционирование цепочек создания стоимости в этой отрасли имеет стратегическое значение для конкурентоспособности компаний. В данной статье рассматриваются особенности функционирования цепочек создания стоимости в автомобильной промышленности с учетом специфики производства и особенностей рынка. Анализируются основные этапы цепочек создания стоимости, включающие проектирование, производство, маркетинг и дистрибуцию автомобилей. Особое внимание уделяется вопросам оптимизации процессов, управления качеством и снижения издержек в рамках цепочек создания стоимости. Результаты исследования могут быть полезны для менеджеров и специалистов автомобильных компаний, стремящихся повысить эффективность своих операций и улучшить конкурентоспособность на рынке.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, цепочки создания стоимости, управление качеством, оптимизация процессов, конкурентоспособность, издержки.

Автомобилестроение является одной из важных составляющих в экономической сфере страны или союза стран, так как данный сегмент экономики включает в себя множественные отрасли хозяйства. Предприятия металлургического производства, производители инновационных электронных товаров участвуют в процессах производства автомобилей. При этом автомобильная промышленность нуждается в большом количестве трудовых ресурсов, обучение и использование которых способствует увеличению валового продукта и стимулирует рост темпов экономического роста.

В настоящее время в создании одного автомобиля задействовано множество предприятий из разных регионов страны и мира. Это приводит к формированию цепочек создания стоимости, особенности функционирования которых в автомобильной промышленности выступает предметом исследования.

Ученый-экономист Гарри Джереффи утверждает, что существует два вида управления цепочками создания стоимости: 1) цепочки, которыми управляет производитель; 2) цепочки, которыми управ-

ляет покупатель [1]. Изначально продукт, который требует больших денежных вложений в производство должен управляться производителем. Однако современная тенденция показывает, что все больше стали появляться цепочки, управляемые покупателями [2]. Произошло это в связи с активным насыщением рынка автомобилями. В современных реалиях покупатель может выбрать марку и комплектующие автомобиля, отказавшись от не интересующих еще на этапе производства.

Цепочку создания стоимости в автомобильной промышленности можно разделить на этапы, которые будут дублировать цепочки создания стоимости в других отраслях, а именно: конструирование, снабжение сырьем, обеспечение комплектующими, итоговый монтаж, процесс продвижения и предоставления продукта покупателям, распределения материального потока между различными потребителями, продажа. Однако на сегодняшний день стоит добавить к данным этапам популярную среди покупателей услугу послепродажного обслуживания. Особое внимание стоит уделить этапу производства комплектующих. Данная секция считается од-

ной из важнейших с точки зрения экономики в автомобилестроении, так как именно на данном этапе значительно увеличивается добавочная стоимость. Причинность этого обуславливает производство и поставка комплектующих деталей. Так, например, ветровые стекла будут поставляться из города Бор, Нижегородской области РФ, а подушки безопасности в будущем планируется поставлять из Ульяновской области России. Для увеличения объемов производства автомобилей и стимулирования спроса применяется стратегия снижения, что предполагает использование стандартизированных площадок и моделей автомобилей [2]. Это означает, что двигатель, выхлопная система и коробка передач у многих моделей автомобилей одного производителя будут одинаковыми, а разнообразие будет достигаться через дизайн салона и кузова, формы фар и бамперов.

Государство традиционно участвует в развитии автомобилестроения. Это обусловлено следующими факторами: автомобильная отрасль создает новые рабочие места и генерирует определенную долю валового продукта; доход работников автомобилестроительных предприятий обеспечивает повышение уровня и качества жизни населения; производство автомобилей сопряжено с увеличением объемов промежуточных товаров, что находит отражение в активном развитии смежных и вспомогательных отраслей. Автомобильная отрасль характеризуется высоким уровнем инновационной активности, при этом созданные в данном сегменте экономики инновации получают распространение в других отраслях. Наконец, автомобилестроение обеспечивает технологическую безопасность и технологический суверенитет.

Одним из основных видов государственной поддержки является финансирование отечественных производителей и регуляция поставок продукции из других стран. В случае формирования локальных производственных систем государство использует таможенное регулирование для стимулирования производителей. Однако в ряде случаев формы поддержки производ-

ства автомобилей государством могут носить неочевидный характер. Для идентификации инструментов государственного регулирования следует определить тип цепочки создания стоимости. Если государство выступает в роли субъекта управления, стимулирующего предложение, то данная стоимостная цепочка относится к первому типу, который управляется производителем в вертикальной иерархии. Государство, поддерживая лидирующего производителя, стимулирует бизнес для множества поставщиков, что, в свою очередь, положительно влияет на экономику. В ряде случаев государство стимулирует спрос на продукцию определенного производства, что ведет к повышению совокупного спроса. Так, покупатели, имея старый, но работающий автомобиль будут задумываться о приобретении нового. Тем самым, субсидирование части процентных платежей по потребительским кредитам, реализация льготных программ лизинга, государственные закупки автомобилей для отраслей социальной сферы и органов государственного управления и др. выступают традиционными мерами поддержки автомобилестроения [4].

Важное место среди мер государственной поддержки занимает стимулирование спроса на экологическую продукцию. Одним из главных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды, являются выхлопные газы, с которыми связана эксплуатация автомобилей. В современном мире многие автомобильные предприятия разрабатывают и реализуют программы сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу. При этом повышается спрос на автомобили на газовом топливе, а государство, в свою очередь, может регулировать цены на газ, что стимулирует спрос и положительно влияет на развитие национальной экономики. Следование принципам устойчивого развития предопределило необходимость внедрения ББО-принципов в деятельность автомобилестроительных компаний (ответственное отношение к окружающей среде (E-environment); высокая социальная ответственность (S-social); высокое качество корпоративного управления (англ., G-

governance). Государство заинтересовано в реализации программ социальной ответственности производителей, что находит выражение в предоставлении им налоговых и других преференций.

Таким образом, функционирование цепочек создания стоимости в автомобильной промышленности имеет свои уникальные особенности, определяемые сложностью производства автомобилей и высоким уровнем конкуренции в отрасли. Важ-

но подчеркнуть значение эффективного сотрудничества между участниками цепочки, внедрения инноваций и технологий для повышения производительности и качества продукции, а также необходимость адаптации к изменяющимся требованиям рынка и потребителей. Все эти факторы существенно влияют на успех компаний в автомобильной промышленности и их способность создавать добавленную стоимость для конечных потребителей.

Библиографический список

1. Gereffi G., Lim H., Lee J. Trade policies, firm strategies, and adaptive reconfigurations of global value chains // Journal of International Business Policy. - 2021. - №4 (4). - Р. 506-522.

2. Васильева З.А., Москвина А.В., Багдасарян Н.А. Особенности формирования и оценки добавленной стоимости продукции в алюминиевой промышленности // Российское предпринимательство. - 2018. - №12. - С. 3799-3810.

3. Волгина Н.А., Возмилова С.С. Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности // Вестник Российского университета Дружбы Народов. Серия: Экономика. - 2015. - №2. - С. 36-46.

4. Построение цепочки создания стоимости / Л. Мордвинцева / пер. с англ. - 2-е изд. -М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2009. - 261 с.

PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF VALUE CHAINS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

V.A. Shilyaev, Degree Applicant

Tatar Institute of Agribusiness Personnel Training

(Russia, Kazan)

Abstract. The automotive industry is a key economic sector in many countries of the world, and the effective functioning of value chains in this industry is of strategic importance for the competitiveness of companies. This article examines the peculiarities of value chain functioning in the automotive industry, taking into account the specifics of production and market characteristics. The main stages of value chains are analyzed, including design, production, marketing and distribution of automobiles. Special attention is paid to the issues of process optimization, quality management and cost reduction within value chains. The results of the study may be useful for managers and specialists of automotive companies seeking to improve the efficiency of their operations and improve their competitiveness in the market.

Keywords: automotive industry, value chains, quality management, process optimization, competitiveness, costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.